Избирательное право ирана кратко

Обновлено: 06.07.2024

До Исламской революции 1979 Иран после принятия в 1906 Конституции являлся парламентской монархией, в которой реальная власть принадлежала шaxy. Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов - Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части - Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор - всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха. Многие из декларированных конституционных прав оказались нереализованными. В частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых законов принципам ислама

После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти, реализовав основной принцип исламской государственности - велаяте факих. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти. Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделен рахба (руководитель) - глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих - религиозный правовед.

В 1989 в конституцию были внесены серьезные поправки.

Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы).

В преамбуле говорится о том, что с учетом направленности Исламской революции в Иране на победу угнетенных над угнетателями, Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы (нации) и способствовать усилению борьбы за спасение угнетенных народов во всем мире.

Конституция состоит из 14 глав. Целесообразно отметить содержание Конституции Ирана:

Глава I — Основные принципы

Глава II — Язык, алфавит, история и государственный флаг страны

Глава III — Права народа Глава IV — Экономика и финансы

Глава V — Суверенитет народа и органы власти, основанные на нем Глава VI — Законодательная власть Глава VII — Советы

Глава VIII — Лидер страны или Совет по руководству страной Глава IX — Исполнительная власть Глава X — Внешняя политика Глава XI — Судебная власть Глава XII — Телерадиовещание

Глава XIII — Высший совет национальной безопасности Глава XIV — Пересмотр Конституции

Законы исламской республики основаны на исламском праве. Государственный аппарат тесно переплетён с исламским духовенством.

ЛИДЕР СТРАНЫ

Лидер страны наряду с другими гражданами страны равен перед законом.

Рахбар контролирует деятельность всех ветвей власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывает указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначает шесть факихов в Наблюдательный Совет. Он наделен правом объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти. Права и обязанности лидера страны определены в статье 110 Конституции:

1) Определение общей политики государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности.

2) Контроль за правильным исполнением общей политической линии государства.

3) Принятие решения о проведении плебисцита.

4) Главное командование Вооруженными силами.

5) Объявление войны и мира и мобилизации.

6) Назначение и отправление в отставку должностных лиц.

7) Решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти.

8) Преодоление проблем государства, которые не могут быть решены обычным путем, с помощью Ассамблеи по определению государственной целесообразности.

9) Подпись указа о назначении президента, избранного народом (компетентность претендентов на пост президента в плане их соответствия требованиям, закрепленным в Конституции, должна быть подтверждена до выборов Советом по охране конституции и одобрена лидером стране на первом этапе).

10) Отстранение от власти президента с учетом интересов страны согласно заключению, вынесенному Верховным судом относительно нарушения им своих законных полномочий, либо в соответствии с решением Меджлиса исламского совета о его несоответствии занимаемой должности в соответствии со статьей 89 Конституции.

11) Амнистия или смягчение наказания лицам, в отношении которых вынесен приговор, в рамках исламских норм и по предложению главы судебной власти.

Лидер страны может поручить некоторые свои права и обязанности другому лицу.

Если лидер страны будет не в состоянии исполнять свои законные обязанности, либо утратит качества лидера, либо если станет известно, что он с самого начала не соответствовал этим требованиям, он смещается со своего поста.

Совет экспертов — специальный государственный орган в Иране, избирающий Высшего руководителя страны. Совет экспертов состоит из 86 муджтахидов, избираемых населением на восьмилетний срок. Совет собирается на два дня дважды в год.

Совет по определению политической целесообразности— совещательный орган при Высшем руководителе Ирана. В обязанности Совета входит разрешение конфликтных ситуаций между Советом стражей конституции и Меджлисом.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ИРАНА

В соответствии со статьей 62 Конституции Ирана - Меджлис исламского совета образуется из представителей народа, избираемых прямым тайным голосованием.

Исламский консультативный совет, Меджлис — однопалатный: парламент Исламской республики Иран. Состоит из 290 депутатов (до 18 февраля 2000 — из 270).

До Исламской революции Меджлис являлся нижней палатой двхупалатного парламента Ирана (верхняя — Сенат). Он был создан в 1906 на основе новой конституции под названием Национальный консультативный совет. Конституция 30 декабря 1906 предоставила меджлису широкие полномочия (утверждение бюджета и всех законов и контроль за их исполнением, одобрение любых международных соглашений), но в то же время создала в качестве противовеса верхнюю палату. Меджлисом отныне стала называться лишь нижняя палата Иранского парламента.

До 1963 женщинам не разрешалось принимать участие в голосовании. После Исламской революции 1979 года верхняя палата парламента была распущена, а Национальный консультативный совет переименован в Исламский консультативный совет.

Депутаты парламента избираются всенародным голосованием на 4 года. Меджлис занимается составлением законопроектов и бюджета, ратификацией международных договоров. Кандидаты в депутаты утверждаются Советом стражей.

После проведения выбopoв зaceдaния Меджлиса исламского совета имеют право принимать решения при кворуме в две трети от общего числа депутатов. Законопроекты и постановления принимаются согласно утвержденному внутреннему регламенту, кроме тех случаев, когда Конституция устанавливает особый кворум для принятия решений. Во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов, утвержденного Советом по охране Конституции, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе.

Для утверждения внутреннего регламента необходимо, чтобы за него проголосовало две трети присутствующих депутатов.

В соответствии со статьей 69 Конституции Ирана дебаты в Меджлисе исламского совета должны быть гласными, полный отчет о заседания Меджлиса должен передаваться по радио и печататься в официальных газетах для всеобщего ознакомления. В чрезвычайных обстоятельствах, когда это необходимо для безопасности страны, по просьбе Президента, кого-либо из министров либо 10 депутатов Меджлиса может быть проведено закрытое заседание. Решения закрытого заседания имеют силу только в случае присутствия на нем Совета по охране конституции и принятия этих решений тремя четвертыми голосов от общего числа депутатов. После преодоления чрезвычайных обстоятельств отчет о закрытом заседании и принятые на нем документы должны быть напечатаны для всеобщего ознакомления.

Меджлис исламского совета имеет право разъяснять и толковать обычное право.

После одобрения кабинетом министров законопроекты поступают в Меджлис. Законопроекты могут рассматриваться в Меджлисе по предложению как минимум 15 депутатов Меджлиса исламского совета.

Законопроекты, а также предложения и поправки депутатов по законопроектам, которые ведут к уменьшению общественного дохода и увеличению общественных расходов, могут быть предложены на рассмотрение Меджлиса только в том случае, если в них будут предусмотрены пути компенсации уменьшения дохода или обеспечения финансирования новых расходов.

Так же необходимо отметить такой орган, как Совет стражей конституции - специальный надпарламентский орган власти в Иране. Совет стражей состоит из 12 членов, 6 из которых (представители исламского духовенства) назначаются Высшим руководителем, а другие 6 (юристы) — Меджлисом.

Члены Совета стражей конституции выбираются сроком на 6 лет. Без Совета решения Меджлиса исламского совета не имеют законной силы, кроме случаев утверждения мандатов депутатов и выборов 6 юристов в Совет по охране конституции.


В политическом строе Исламской Республики Иран выборы являются основным элементом всеобщего участия народа, разделяющим ответственность в управлении страной. Гордостью политического строя Исламской Республики Иран на протяжении прошлых лет является симбиоз религиозности и народовластия в политической модели Исламской Республики. После победы Исламской Революции народ Ирана в среднем одним раз в год участвует в выборах.

Первые президентские выборы в 1979 году. В первых президентских выборах в Иране, которые были проведены 25 января 1980 года, приняло участие 107 кандидатов на пост президента страны. Согласно статистике, более 20 миллионов человек обладали избирательным правом, из них в выборах приняло участие 14 152 877 человек (68 %). Первым президентом был избран Абдоль-Хасан Банисадр. Через один год и шесть месяцев Банисадр был отстранен, после чего в Иране были проведены вторые президентские выборы.

Через год после начала войны, которая была навязана Ирану Ираком, 24 июля 1981 года в Иране были проведены вторые президентские выборы. Согласно Закону, утвержденного Народным Собранием Исламского Совета (Меджлисом) в 04.07.1981 году, одобрение компетентности кандидатов в президенты поручено Совету Наблюдателей Исламской Республики Иран. На вторых президентских выборах был 71 кандидат, из которых только четырем кандидатам была подтверждена их компетентность, как кандидата в президенты. На вторых президентских выборах более 22 миллионов человек обладали избирательным правом, из которых приняли участие более 14,5 миллионов человек (64,24%). На этих выборах соперничали: представитель Народного Собрания (Меджлиса) Али Акбар Парвареш, врач Аббас Шейбани, представитель Народного Собрания (Меджлиса) Хабибулла Асгарулади Мосальман и Мохамадали Раджаи, который, набрав 90 % голосов, стал вторым президентом Исламской Республики Иран.

Сразу после трагической гибели мученика Раджаи в результате террористического акта, имевшего место 30 августа 1381 года, в Иране началась подготовка к проведению третьих по счету президентских выборов. Третьи президентские выборы были проведены 02 октября 1981 года. На этих выборах более 22 400 000 человек обладали избирательным правом, из которых в выборах приняло участие 16 800 000 человек, что составляет 74,26 % от общего количества обладающих избирательным правом. Желающих на пост президента было 46 человек, после одобрения Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран компетентности, количество кандидатов составило 4 человека, а именно: представитель Народного Собрания (Меджлиса) Али Акбар Парвареш, Заместитель Министра внутренних дел Реза Завареи, Хасан Гафурифард и представитель Революционного Совета, заместитель Министра обороны хазрат аятолла Али Хаменеи, который набрав 95 % голосов избирателей, был избран президентом Исламской Республики Иран.

Четвертые президентские выборы прошли в 1985 году. 16 августа 1985 года в Исламской Республике Иран были проведены четвертые выборы президента страны. 50 человек изъявили желание бороться за пост президента. Компетентность трех человек была одобрена Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран в качестве кандидатов на президентских выборах. Из 25 133 802 человек, обладавших избирательным правом, в выборах четвертого президента приняли участие 14 238 587 человек, что составило 54,78%. Кандидатами на пост президента были: хазрат аятолла Али Хаменеи, набравший 12 205 000 голосов (85% всех голосов), Хабибулла Асгарулади Мосальман с 278 113 голосами (1,95%), Махмуд Кашани с 1 402 953 голосами (9,85%). Получив подавляющую поддержку народных масс, хазрат аятолла Али Хаменеи во второй раз был избран на президентский пост.

Пятые президентские выборы в 1989 году. После кончины лидера Исламской Революции имама Хомейни (да будет над ним милость Аллаха!) в Исламской Республике Иран 28 июля 1989 года были проведены пятые президентские выборы, тогда как четвертый президент Исламской Республики Иран должен был исполнять свои обязанности до 09 октября 1989 года. По причине кончины лидера Исламской Революции 05 июля 1989 года и избрания президента того времени в качестве лидера исламского строя, выборы были проведены на полтора месяца раньше установленного срока, то есть в пятницу 28 июля 1989 года. Из 30 139 598 человек, имевших право голоса, на выборах участвовало 16 452 677 человек (54,59%). Из 79 изъявивших желание бороться за президентский пост компетентность двух человек была подтверждена Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран в качестве кандидатов, а именно: Аббас Шейбани и Председатель Национального Собрания Исламского Совета (Меджлиса) аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Набрав 15 550 528 голосов (94%), аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани был избран президентом Исламской Республики Иран.

Седьмые президентские выборы были проведены 23 мая 1997 года. Из 36 466 487 человек, имевших право голоса, на выборах приняли участие 29 145 745 человек (79,92%). Из зарегистрировавшихся 238 человек Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран была подтверждена компетентность четырех человек в качестве кандидатов. Мохаммад Хатами набрал 20 138 784 голосов (69%), Али Акбар Натег Нури – 7 248 317 голосов, Мохаммад Мохамади Рейшахри – 744 205 голосов, Реза Завареи – 772 707 голосов. Пятым президентом Исламской Республики Иран был выбран Мохаммад Хатами.

Восьмые президентские выборы были проведены 08 июня 2001 года. Из 42 170 230 человек, имевших право голоса, в выборах приняли участие 28 155 969 человек (67,77%). Из зарегистрировавшихся 817 человек Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран была подтверждена компетентность десятерых человек в качестве кандидатов. Набрав 21 659 053 голоса (77 %), Мохаммад Хатами был избран президентом на второй срок.

Девятые президентские выборы были проведены 17 июня 2005 года. Эти выборы были проведены в два этапа. Махмуд Ахмадинежад был избран шестым президентом Исламской республики Иран. Результаты первого этапа девятых президентских выборов: аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани занял первое место, набрав 6 000 160 голосов (21%), Махмуд Ахмадинежад, набрав 5 000 710 голосов (19,5%), занял второе место, Мехди Каруби набрал 5 070 000 голосов (17,3%), Мохамадбагер Калибаф набрал 4 000 070 голосов (13,9%), Мустафа Моин набрал 4 050 000 голосов (13,8%), Али Лариджани набрал 1 740 000 голосов (5,9%), Мохсен Мехрализаде набрал 1 000 290 голосов (4,4%). Количество недействительных бюллетеней составило 1 200 000 штук, что соответствует 4,2% от общего количества голосов. По результатам первого этапа президентских выборов аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Махмуд Ахмадинежад продолжили борьбу во втором туре. По результатам второго этапа выборов Махмуд Ахмадинежад смог набрать большинство голосов, и он был избран президентом Исламской Республики Иран.

Десятые президентские выборы в Иране были проведены 12 июня 2009 года. Согласно официальному заявлению Министерства внутренних дел Исламской Республики Иран, Махмуд Ахмадинежад, набрав более 24 миллионов голосов, убедительно победил своего основного конкурента Мирхусейна Мусави, набравшего более 13 миллионов голосов. На этих выборах 46 199 997 человек имели право голоса, из них 85% приняли участие в голосовании. Одиннадцатые президентские выборы в 2013 году. Одиннадцатые президентские выборы будут проведены в июне текущего года в одно время как внутри самой Исламской Республики Иран, так и в 120 странах мира, на пяти континентах земного шара. С этой целью будут организованы 280 избирательных участков. Голосование начнется в 8 часов утра 14 июня 2013 года, и в каждом регионе оно будет проходить с учетом часового пояса соответствующей страны. Проживающие за рубежом или путешествующие за пределами Ирана иранские граждане, предъявив свой действующий иранский паспорт, могут принять участие в одиннадцатых выборах президента Исламской Республики Иран.

Выборная система: предпосылки, факторы, принципы и потенциалы развития (на примере избирательной системы ири)

Салехи Рухолла Муса. Выборная система: предпосылки, факторы, принципы и потенциалы развития (на примере избирательной системы ири): диссертация . кандидата политических наук: 23.00.02 / Салехи Рухолла Муса;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2015.- 159 с.

Содержание к диссертации

ГЛАВА I. Теоретико-методологические и политические основы избирателных систем, принципы и их развитие

1.1. Теоретико-политические и научные основы избирателных систем 14

1.2. Выборы и политическое развитие 33

ГЛАВА II. Избирательные системы исламской республики иран: их особенности и специфики проявления

2.1. Избирательные системы и ее основные принципы 57

2.2. Специфические проявления политического режима в условиях ИРИ 83

2.3. Специфические особенности избирательной системы Ирана . 89

Список использованной литературы

Теоретико-политические и научные основы избирателных систем

Так как невозможно рассмотреть понятие политического участия в одной определенной форме или в конкретном виде, то для его правильного понимания выполнены его классификации, заключающиеся в следующем: ограниченное участие, широкое участие, гражданское участие, добровольное участие, чувственное участие, пассивное участие, активное участие, участие в поддержку, инструментальное участие, спонтанное участие, реальное участие, бездумное участие и т.д. Все перечисленные типы выдвинуты различными аналитиками в области политологии и социологии.

Хантингтон раскрывает политическое участие следующим образом: Автономное участие, в котором народ в связи с их конкретными интересами собираются вместе и создают авторитетные общества, партии, институты, группы и т.д., чтобы повлиять на власть и обеспечить интересы своей группы. Политическое участие, кроме того, является таким участием, которого некоторые государства применяют в качестве стимула и мотивации для достижения своих целей и интересов. Это означает, что для предотвращения наступления групп, стремящихся к участию и угрожающих существованию их государства, они пытаются создать институты, мобилизованные с целью предотвращения участия1. Фактически, власти через понимание социального и политического сознания стремятся предотвратить ограничение своей власти, что само по себе является пассивным участием. Пассивное участие представляет собой дисфункциональное состояние, неразвитые интеллектуальные и творческие 1Хантингтон, Самуэль. Политический порядок в меняющихся обществах. Пер. Мохсен Сулоси. Тегеран: Илм, 1992 г. – С. – таланты человека, которые пассивным образом проявляются в политическом участии. В более широком масштабе негативным образом политическое участие происходит с применением насилия, в том числе массовыми беспорядками, вандализмом, террором и организованными партизанскими группами в оппозиции к политической системе или же политическому режиму, основанном на ней.

Другая форма участия выдвинута Мироном Винером под названием участия для поддержки. Оно не говорит о добровольном принятии решения по случайному участию, которое не обеспечивает интерес конкретных отдельных лиц или групп, а создается лишь для стимулирования2.

В этом типе участия граждане вовлекаются в политические дела очень редко. У них отсутствует необходимая мотивация по участию и вовлечению в политические дела. Следовательно, из-за отсутствия внутреннего желания и готовности к решению политических проблем в некоторых конкретных сферах и временных ситуациях они участвуют в решении подобных проблем, которые порой формируются по их личному усмотрению, а иногда под влиянием окружающих и экологических императивов, таких как: участие в очередных президентских выборах, в выборах городских и сельских советов, консультативного совета (парламента).

В этом типе участия люди обладают пассивным и послушным отношением к политической системе и правящей элите, которое равно подготовленному участию. Граждане участвуют в политических делах по таким причинам, как страх, уважение и патриотические чувства. Такой тип политического участия часто встречается в обществах, в которых действует однопартийная политическая система и где граждане в некоторых сферах политического участия не обладают свободой участия, находятся под жестким контролем и надзором аппарата безопасности и полиции.

В этом типе участия граждане принимают активное участие в политических вопросах с позитивным взглядом на многие политические и социальные аспекты. Не вызывает сомнений, что для повышения государственной политической культуры и политического развития можно опираться на подобный тип участия, считающийся в современном мире источником гордости демократических политических систем. Активное или добровольное участие способствует повышению коэффициента надежности программ и преимуществ общества, в то время, как снижение коэффициента приводит к погрешности предусмотренных программ. Определенно, в тени такого участия все больше обеспечиваются авторитет и легитимность политической системы и правительства, правители становятся более ответственными и подотчетными, гарантируются политическая стабильность и политическая система.

Выборы и политическое развитие

Если конечной целью политического развития представить в значении политического участия и его развития, конкуренции социальных групп, людей в политической жизни, то без проведения избирательной кампании и присутствия людей в выборе лидеров и правителей общества мнения и оценка результатов их деятельности и арбитраж в конкретный период становятся невозможными. Эта интерпретация основана в историческом опыте многих стран в ходе их политических и социальных преобразований. Даже те страны, вошедшие в новый мир, такие как Германия, Япония и Испания, под влиянием политики консерватизма реформ, после испытания опыта праворадикальных государственных властей обратились к политике и власти, основанных на соучастие и конкуренции1.

Участие и конкуренция социальных групп в политической жизни, особенно когда она проявляется в выборах с целью своего политического

Хотя некоторые исследователи, такие как Сеймур Мартин Липштадт, убеждены в том, что между социальными и экономическими факторами и развитием политического развития в концепции демократии и ее осуществления существует корреляция, пока политическое общество с экономической и социальной точек зрения не достигнет развития, путь его политического развития будет оставаться неровным. Подвергнуты сравнительному изучению некоторые страны в соответствии с экономическими показателями, такими как национальный доход, промышленность, образование и урбанизация. Они пришли к такому выводу, что отсталые и развитые политические системы на основе этих показателей имеют основные различия1. С другой стороны, при научном и политическом анализе политического развития, избирательной системы, нельзя игнорировать такие политические факторы, как структура власти, государство, законодательство, административную систему, выполняющие ключевую роль.

Разумеется, другие ученые, такие как Ричард Прайд в своем исследовании, проведенном в 1940 и 1960 гг. посредством сопоставления 26 стран утверждал, что политическое развитие посредством (избирательного) участия и политической конкуренции была успешной только в тех странах, которые владеют моделью быстрого политического преобразования (в структуре власти) и медленного экономического развития. И наоборот, страны с быстрым экономическим и социальным преобразованием (с исторической точки зрения – предварительного), не достигли значительного прогресса в политическом развитии. На основе этого исследования приоритет преобразования в структуре власти над экономическими и социальными преобразованиями, по крайней мере, является историческим1.

В данной работе рассмотрению подвергаются три фактора в разъяснении отношения между выборами и политическим развитием, представляющим собой структуру власти, фрагментация общества, политическая идеология и культура правящей группы. А. Структура власти

Увеличение государственного контроля над властными ресурсами уменьшает риск, вероятности участия в выборах, политической и избирательной конкуренции, в результате становится препятствием для политического развития. Как правило, в условиях структурного кризиса, государственный контроль над различными властными ресурсами интенсивно усиливается. Образцы и симптомы подобного кризиса можно обнаруживать в ослаблении политической системы, политической революции, финансовой и экономической слабости перед международной системой, отсутствии новой стабильной и дисциплинированной политической системы, возникновении конфликтов за политическую власть. Таким

В развивающихся странах, несмотря на внешнее следование власти закону, появилось авторитарное государственное устройство, и путем различных оправданий, поддержки национального единства и единой национальной идентичности, ускорения экономического развития и т.д. государственные ресурсы расширились и как монополия были сосредоточены в руках государственной власти. В результате гражданские институты были подавлены или ослаблены, а принуждающие властные институты приобрели силу и власть.

Участие в политике и конкуренция в ней, особенно участие в выборах, нуждаются в необходимые и равные условия. Сама эта проблема нуждается в распределении непринудительных ресурсов. Концентрация ресурсов в руках государственной власти могут повысить эффективность власти, но является абсолютно препятствием политического и избирательного участия и электоральной конкуренции.

Некоторые теоретики, такие, как Сэмюель Хантингтона считают увеличение власти и эффективности государственной власти важнейшим фактором политического развития и пишет: Разобщенные общества не могут выжить без централизованной власти. По его мнению, в этих обществах должен быть создан сильный исполнительный аппарат эффективной административной системы без вмешательства парламентского аппарата. Только таким путем правящая политическая может создать сильные, стабильные и гибкие политические институты по привлечению к участию мобилизованных общественных групп. Без таких организаций, увеличение требований участия со стороны социальных групп в состоянии расширения могут подобно пощечине ударить по системе политического аппарата

Специфические проявления политического режима в условиях ИРИ

Исходя из этой точки зрения, наилучшим методом считается уважение голосов и общественного мнения. Фактически, более мелкие партии и группы согласно количеству полученных голосов участвуют реализации политической власти. Плюрализм возможен путем пропорциональных выборов. Например, в Италии в 1992 году свой путь в парламент нашли пятнадцать политических партий. В Польше в 1991 году, после проведения первых свободных выборов после. Второй мировой войны, в парламенте смогли получить места девятнадцать политических групп.

Вторым преимуществом этой избирательной системы состоит в том, что, она вынуждает политические партии и группы, к разрешению проблем общегосударственного значения в рамке национальных интересов. В отличие от мажоритарной избирательной системы по одномандатным округам, которые основаны на регионализме, партии и представители избегают регионализм.

Третьим преимуществом пропорциональной избирательной системы считается большая честность и достоверность. В отличие от двух фазовой мажоритарной избирательной системы, во втором туре которой создаются безосновательные и слабые коалиции, формирующиеся между политическими группами и партиями, и разрушаются после революции, она препятствует формированию хрупких политических коалиций между политическими партиями и политическими группами. Недостатки (слабые стороны) Наиболее важными слабыми сторонами пропорциональной избирательной системы являются:

1) Она может препятствовать образованию устойчивых правительств в стране, так как все малые партии и группы не надеются на участие в политической власти, не стремятся к созданию коалиции с другими группами и фракциями, имея незначительное количество голосов, размышляют о получении парламентского места. Как результат, существует возможность того, то правительство не будет создано, а хрупкие коалиции могут привести к возникновению ситуации упадка государства.

2) Возникновение последовательных и различных кризисов, подобно которых произошли в Италии в 1945 до 1993 гг. В тех условиях, избирательная система была основана на пропорциональной системе1.

3) Большое количество политических групп, организованное на основе пропорциональной избирательной системы, создали социальные условия для чрезмерного сектантства, последствие которого могут привести к апатии людей и их аполитизации.

5) В пропорциональной избирательной системе в связи с тем, что она основывается на списке кандидатов со стороны политических партий и групп, независимые лица, не имеющие партийную принадлежность не способны конкурировать с партиями, не питают надежду быть избранными, на самом деле, избиратели лишены реального выбора, так как они не играют никакой роли в избирательных списках. основными действующими лицами политической сцены являются не избиратели, а политические партии. Смешанная или комбинационная система Базовая модель этого метода исходит из Германской избирательной системы, поэтому его также называют немецкой системой. Другими ее названиями является дополнительная система голосования, или два дополнительных голоса или дополнительный член.

Поскольку эта система использует преимущества обоих мажоритарной и пропорциональной избирательной системы, избегает слабых сторон двух указанных избирательных систем, был разработан такой подход с тем, чтобы обеспечить соответствие между голосами и местами, устойчивые и стабильные правительства в качестве важных целей.

В этом избирательном способе избиратели будут голосовать дважды, один раз, за кандидатов в небольших округах (местный депутат) и второй раз, за партийные списки в больших избирательных округах. Эта избирательная система применяется в Венгрии, России, Новой Зеландии, Тайваня, Италии, Южной Корее, Мексике и Венесуэле.

Для лучшего понимания интегрированной системы, кратко остановимся на интегрированной избирательной системе Германии. Немецкая интегрированная система впервые был предложен человеком по имени Боренман в начале 1914 года, а свою законную форму получила в 1949 году в Германии. В новом избирательном законе Федеративной Республики Германии было предложено, чтобы 40 % депутатов парламента были избраны по партийным спискам и другие 60% в одномандатных округах на основе мажоритарной избирательной системы со стороны избирателей. Эта система была разработана с одним голосованием.

Специфические особенности избирательной системы Ирана

Если в избирательном округе, по любой причине, по которой состоятся выборы в каждом из промежуточных избирательных округов, критерием для получения места в парламенте является получение абсолютного большинства на каждом уровне3.

Если в избирательном округе голоса двух или более кандидатов оказываются равными, то критерием выбора одного или нескольких из них является бросание жребия. Это означает, что на совместном заседании исполнительных составов и мониторинга центра избирательного округа будет проведена церемония бросания жребия. Указанные кандидаты или их представители могут присутствовать на церемонии4. Если в избирательном округе число кандидатов, получивших равное количество голосов, больше или меньше требуемого, то на втором этапе выборы не состояться и указанные кандидаты пройдут в парламент. Если они будут меньше, чем требуется, то минимум с получением четверти голосов они займут парламентское место5.

Снижение критерия получения голосов большинства одной трети голосов, а также в условии меньшего количества кандидатов от требуемого 3 Закон о выборах, утвержденный 1980, статья 7

Выборы на втором этапе состоятся в то время, когда на первом этапе один или несколько кандидатов в одномандатных или многомандатных округах не получают абсолютного большинства голосов. Разумеется, только на втором туре будут участвовать те депутаты, которые на первом туре не получили абсолютного большинства голосов для приобретения парламентского кресла, по причине необходимого оставшегося двойного числа1. Каждый из кандидатов, которые получили относительное большинство голосов на этом этапе, избираются в качестве представителя или представителей того избирательного округа. Важно отметить, что ни один новый кандидат войти на этот тур конкуренции для получения голосов2. Если голоса одного или несколько кандидатов оказываются равными, то победившие кандидаты определяются путем бросания жребия на заседании исполнительного состава центра избирательного округа и наблюдателей Совета стражей3. Так, если в избирательном округе один или несколько кандидатов, выигравшие перейти во второй тур выборов получением абсолютного большинства голосов, буду сняты, то за три дня до голосования последующие кандидаты по порядку наибольшего количества голосов, будут приглашены участвовать во втором туре, и после истечения срока, отставка не принимается и выборы будут продолжены до получения голосов и их подсчета для избирания депутата или депутатов Меджлиса избирательного округа4.

Проект 4- го закона примечание Если в избирательном округе число оставшихся кандидатов во в первом тура составляет больше, чем удвоенное число числа необходимых депутатов во втором туре, то необходимое число (удвоенное число) будет избрано из числа кандидатов, получивших большее количество голосов в первом туре. Необходимо число представителя или представителей будут избраны из их числа с относительным большинством голосов. Если число оставшихся кандидатов в первом туре оказывается меньше, чем необходимого двойного числа, то все оставшиеся кандидаты будут иметь право участвовать во втором туре, при этом новый кандидат не прибавляется1. Это означает, что исполнительный аппарат не имеет право зарегистрировать новых людей в качестве новых кандидатов и ввести их в избирательную конкуренцию.

Таблица избирательных округов Ирана составляется на основе последнего исправленного закона по избирательных округах, утвержденного в 12/08/2009, избирательными округами 207 кругов, в которых число представителей составляет 290 депутатов.

Если во втором туре количество голосов двух или несколько кандидатов оказываются равными, то критерием здесь является бросание жребия, который осуществляется на совместном заседании Центрального Наблюдательного Совета и исполнительного состава2.

Могут ли избиратели участвовать в каждом избирательном округе во втором туре выборов? Во втором туре выборов все избиратели могут голосовать только в электорате, в котором они приняли т участие в первом туре3. Но те, кто еще не проголосовал ни в одном из избирательных участков, могут участвовать во втором туре4.


В политическом строе Исламской Республики Иран выборы являются основным элементом всеобщего участия народа, разделяющим ответственность в управлении страной. Гордостью политического строя Исламской Республики Иран на протяжении прошлых лет является симбиоз религиозности и народовластия в политической модели Исламской Республики. После победы Исламской Революции народ Ирана в среднем одним раз в год участвует в выборах.

Первые президентские выборы в 1979 году. В первых президентских выборах в Иране, которые были проведены 25 января 1980 года, приняло участие 107 кандидатов на пост президента страны. Согласно статистике, более 20 миллионов человек обладали избирательным правом, из них в выборах приняло участие 14 152 877 человек (68 %). Первым президентом был избран Абдоль-Хасан Банисадр. Через один год и шесть месяцев Банисадр был отстранен, после чего в Иране были проведены вторые президентские выборы.

Через год после начала войны, которая была навязана Ирану Ираком, 24 июля 1981 года в Иране были проведены вторые президентские выборы. Согласно Закону, утвержденного Народным Собранием Исламского Совета (Меджлисом) в 04.07.1981 году, одобрение компетентности кандидатов в президенты поручено Совету Наблюдателей Исламской Республики Иран. На вторых президентских выборах был 71 кандидат, из которых только четырем кандидатам была подтверждена их компетентность, как кандидата в президенты. На вторых президентских выборах более 22 миллионов человек обладали избирательным правом, из которых приняли участие более 14,5 миллионов человек (64,24%). На этих выборах соперничали: представитель Народного Собрания (Меджлиса) Али Акбар Парвареш, врач Аббас Шейбани, представитель Народного Собрания (Меджлиса) Хабибулла Асгарулади Мосальман и Мохамадали Раджаи, который, набрав 90 % голосов, стал вторым президентом Исламской Республики Иран.

Сразу после трагической гибели мученика Раджаи в результате террористического акта, имевшего место 30 августа 1381 года, в Иране началась подготовка к проведению третьих по счету президентских выборов. Третьи президентские выборы были проведены 02 октября 1981 года. На этих выборах более 22 400 000 человек обладали избирательным правом, из которых в выборах приняло участие 16 800 000 человек, что составляет 74,26 % от общего количества обладающих избирательным правом. Желающих на пост президента было 46 человек, после одобрения Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран компетентности, количество кандидатов составило 4 человека, а именно: представитель Народного Собрания (Меджлиса) Али Акбар Парвареш, Заместитель Министра внутренних дел Реза Завареи, Хасан Гафурифард и представитель Революционного Совета, заместитель Министра обороны хазрат аятолла Али Хаменеи, который набрав 95 % голосов избирателей, был избран президентом Исламской Республики Иран.

Четвертые президентские выборы прошли в 1985 году. 16 августа 1985 года в Исламской Республике Иран были проведены четвертые выборы президента страны. 50 человек изъявили желание бороться за пост президента. Компетентность трех человек была одобрена Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран в качестве кандидатов на президентских выборах. Из 25 133 802 человек, обладавших избирательным правом, в выборах четвертого президента приняли участие 14 238 587 человек, что составило 54,78%. Кандидатами на пост президента были: хазрат аятолла Али Хаменеи, набравший 12 205 000 голосов (85% всех голосов), Хабибулла Асгарулади Мосальман с 278 113 голосами (1,95%), Махмуд Кашани с 1 402 953 голосами (9,85%). Получив подавляющую поддержку народных масс, хазрат аятолла Али Хаменеи во второй раз был избран на президентский пост.

Пятые президентские выборы в 1989 году. После кончины лидера Исламской Революции имама Хомейни (да будет над ним милость Аллаха!) в Исламской Республике Иран 28 июля 1989 года были проведены пятые президентские выборы, тогда как четвертый президент Исламской Республики Иран должен был исполнять свои обязанности до 09 октября 1989 года. По причине кончины лидера Исламской Революции 05 июля 1989 года и избрания президента того времени в качестве лидера исламского строя, выборы были проведены на полтора месяца раньше установленного срока, то есть в пятницу 28 июля 1989 года. Из 30 139 598 человек, имевших право голоса, на выборах участвовало 16 452 677 человек (54,59%). Из 79 изъявивших желание бороться за президентский пост компетентность двух человек была подтверждена Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран в качестве кандидатов, а именно: Аббас Шейбани и Председатель Национального Собрания Исламского Совета (Меджлиса) аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани. Набрав 15 550 528 голосов (94%), аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани был избран президентом Исламской Республики Иран.

Седьмые президентские выборы были проведены 23 мая 1997 года. Из 36 466 487 человек, имевших право голоса, на выборах приняли участие 29 145 745 человек (79,92%). Из зарегистрировавшихся 238 человек Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран была подтверждена компетентность четырех человек в качестве кандидатов. Мохаммад Хатами набрал 20 138 784 голосов (69%), Али Акбар Натег Нури – 7 248 317 голосов, Мохаммад Мохамади Рейшахри – 744 205 голосов, Реза Завареи – 772 707 голосов. Пятым президентом Исламской Республики Иран был выбран Мохаммад Хатами.

Восьмые президентские выборы были проведены 08 июня 2001 года. Из 42 170 230 человек, имевших право голоса, в выборах приняли участие 28 155 969 человек (67,77%). Из зарегистрировавшихся 817 человек Советом Наблюдателей Исламской Республики Иран была подтверждена компетентность десятерых человек в качестве кандидатов. Набрав 21 659 053 голоса (77 %), Мохаммад Хатами был избран президентом на второй срок.

Девятые президентские выборы были проведены 17 июня 2005 года. Эти выборы были проведены в два этапа. Махмуд Ахмадинежад был избран шестым президентом Исламской республики Иран. Результаты первого этапа девятых президентских выборов: аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани занял первое место, набрав 6 000 160 голосов (21%), Махмуд Ахмадинежад, набрав 5 000 710 голосов (19,5%), занял второе место, Мехди Каруби набрал 5 070 000 голосов (17,3%), Мохамадбагер Калибаф набрал 4 000 070 голосов (13,9%), Мустафа Моин набрал 4 050 000 голосов (13,8%), Али Лариджани набрал 1 740 000 голосов (5,9%), Мохсен Мехрализаде набрал 1 000 290 голосов (4,4%). Количество недействительных бюллетеней составило 1 200 000 штук, что соответствует 4,2% от общего количества голосов. По результатам первого этапа президентских выборов аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Махмуд Ахмадинежад продолжили борьбу во втором туре. По результатам второго этапа выборов Махмуд Ахмадинежад смог набрать большинство голосов, и он был избран президентом Исламской Республики Иран.

Десятые президентские выборы в Иране были проведены 12 июня 2009 года. Согласно официальному заявлению Министерства внутренних дел Исламской Республики Иран, Махмуд Ахмадинежад, набрав более 24 миллионов голосов, убедительно победил своего основного конкурента Мирхусейна Мусави, набравшего более 13 миллионов голосов. На этих выборах 46 199 997 человек имели право голоса, из них 85% приняли участие в голосовании. Одиннадцатые президентские выборы в 2013 году. Одиннадцатые президентские выборы будут проведены в июне текущего года в одно время как внутри самой Исламской Республики Иран, так и в 120 странах мира, на пяти континентах земного шара. С этой целью будут организованы 280 избирательных участков. Голосование начнется в 8 часов утра 14 июня 2013 года, и в каждом регионе оно будет проходить с учетом часового пояса соответствующей страны. Проживающие за рубежом или путешествующие за пределами Ирана иранские граждане, предъявив свой действующий иранский паспорт, могут принять участие в одиннадцатых выборах президента Исламской Республики Иран.

Читайте также: