Иван калита и православная церковь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Калита (нач. 80-х гг. XIII в.- 31.03.1340, Москва), кн. московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328). Из династии Рюриковичей, 2-й (по др. версии, 4-й) сын св. кн. Даниила Александровича. Впервые об И. Д. источники упоминают в связи с событиями 1296 г.: тогда Даниил Александрович, признанный новгородцами, отправил сына в Вел. Новгород в качестве наместника. Ок. 1300 г. И. Д. стал крестным отцом сына боярина Федора Бяконта Елевферия - буд. митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В 1303 г., после смерти отца, И. Д., по-видимому, участвовал в походе старшего брата Георгия (Юрия) Даниловича, ставшего московским князем, на Можайск, после чего город был окончательно присоединен к Московскому княжеству. В 1305 г., когда Юрий уехал в Орду спорить за Владимирское великое княжество с тверским кн. св. Михаилом Ярославичем, И. Д. вокняжился в Переяславле (Переславле-Залесском), с 1302 г. находившемся под властью московских князей. Из Твери к Переяславлю подошло войско, к-рое было разбито И. Д. и переяславцами при помощи московской рати.

В последующие годы И. Д. оставался союзником Юрия Даниловича, ведшего борьбу с Михаилом Тверским, а затем с сыновьями последнего за верховенство в Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно переяславский князь во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. В 1317 г., когда Юрий воевал с Михаилом Тверским, И. Д. ездил в Вел. Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. И. Д. отправился в Орду, где находился 2 года. В 1322 г. князь был вынужден участвовать в походе на Русь ханского посла Ахмыла против Юрия Даниловича, не выплатившего Орде дани.

Вел. кн. Иоанн Данилович возвращается из Орды; просит дань у новгородцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 350)


Вел. кн. Иоанн Данилович возвращается из Орды; просит дань у новгородцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 350)

После убийства в Орде 21 нояб. 1325 г. Юрия Даниловича тверским кн. Димитрием Михайловичем Грозные Очи И. Д., единственный оставшийся к тому времени в живых сын св. Даниила Александровича, стал московским князем. Великое княжение перешло к тверскому княжескому дому. Хотя Узбек казнил Димитрия Михайловича за совершенный им самосуд, хан отдал ярлык на великое княжение брату кн. Димитрия св. Александру Михайловичу. 15 авг. 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с послом Чолханом, поддержанное кн. Александром. Узнав об этом, И. Д. отправился в Орду и принял активное участие в карательном походе монголов на Тверское княжество зимой 1327/28 г., после чего Узбек дал И. Д. ярлык на половину великого княжения. Соправителем московского князя стал суздальский кн. Александр Васильевич, к-рому достались Владимир и нижегородское Поволжье. И. Д. получил Вел. Новгород и Кострому.

Вел. кн. Иоанн Данилович, св. князья Даниил Московский и Александр Невский. Роспись придела св. кн. Даниила Московского ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Даниилова мон-ря в Москве. 1991 г.


Вел. кн. Иоанн Данилович, св. князья Даниил Московский и Александр Невский. Роспись придела св. кн. Даниила Московского ц. св. Отцов семи Вселенских Соборов Даниилова мон-ря в Москве. 1991 г.

В 1331 г. умер Александр Васильевич Суздальский. И. Д. отправился в Орду и благодаря раздаче подарков и обещанию больших выплат получил в 1332 г. ярлык на все великое княжение. Чтобы выполнить данные в Орде обязательства, московский правитель запросил крупную сумму у Вел. Новгорода, что привело к конфликту с новгородцами, продолжившемуся и в 1333 г. В ходе противостояния И. Д. захватил Торжок и Бежецкий Верх. Зимой 1332/33 г. И. Д. был вызван в Орду, где, по-видимому, сумел заплатить необходимую сумму. В 1334 г. вел. князь примирился с новгородцами и в нач. 1335 г. приехал в Вел. Новгород. В том же году на обратном пути из Вел. Новгорода И. Д. послал войска на Осечен и Рясну - городки Ржевского княжества (часть Смоленской земли, где правил союзный Москве кн. Федор Святославич), ранее захваченные Литвой. В 1336 г. вел. князь совершил еще одну поездку в Орду.

В 1337 г. возобновилось противостояние И. Д. с кн. Александром Михайловичем, к-рый, получив от Узбека прощение, вернулся на тверское княжение и попытался восстановить прежнее влияние. В 1339 г. И. Д. ездил в Орду с 2 сыновьями, затем отправил туда всех сыновей. Одновременно у хана побывали Александр Михайлович и др. русские князья. 28 окт. 1339 г. Александр и его сын Федор по повелению хана были казнены в Орде. Зимой 1339/40 г. И. Д. участвовал в организации ордынско-рус. похода на Смоленск, признавший власть Литовского вел. кн. Гедимина (И. Д. в походе не участвовал). Перед кончиной И. Д. принял схиму (встречающееся в ряде источников указание на смерть вел. князя в 1341 ошибочно), похоронен в построенном при нем Архангельском соборе Московского Кремля.

И. Д. был дважды женат. В браке с 1-й супругой Еленой († 1331) родились сыновья: Симеон Иоаннович Гордый - в 1317 г., Даниил - в 1319 г. (умер в младенчестве), Иоанн II Иоаннович - в 1326 г., Андрей - в 1327 г., а также дочери Мария и Фотиния. В браке с вел. кнг. Ульяной родились Мария и Феодосия.

Митр. Феогносит благословляет вел. кн. Иоанна Даниловича на основание мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 341 об.)


Митр. Феогносит благословляет вел. кн. Иоанна Даниловича на основание мон-ря. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 341 об.)

И. Д. вслед за Юрием Даниловичем сумел сделать союзником Москвы Киевского митр. св. Петра, поставленного в К-поле в 1308 г. На Соборе в Переяславле ок. 1310 г. московские князья защитили свт. Петра от обвинений в симонии и в благословении неканонических браков, выдвинутых Тверским еп. Андреем. Позднее свт. Петр последовательно поддерживал московских правителей в их борьбе с тверскими князьями. Митрополит нередко жил у И. Д. в Москве, здесь скончался в 1326 г. и был похоронен в основанном им вместе с вел. князем Успенском соборе Московского Кремля. В 1339 г. И. Д. добился канонизации К-польским патриархом митр. Петра, который стал особо чтимым в Москве святым. И. Д. удалось наладить тесное взаимодействие и с преемником свт. Петра - греком св. Феогностом, прибывшим на Русь в 1328 г. Митр. Феогност в 1329 г. поддержал действия вел. князя против Александра Михайловича: предстоятель отлучил от Церкви тверского князя и псковичей и тем вынудил кн. Александра покинуть Псков.

Преставление вел. кн. Иоанна Даниловича. Миниатюра из Лицевого летопис-ного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 3812)


Преставление вел. кн. Иоанна Даниловича. Миниатюра из Лицевого летопис-ного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 3812)

Ист.: ДДГ. № 1. С. 7-11; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); ГВНиП. № 84, 86; НПЛ (по указ.); Мещерский Н. А. К изучению ранней моск. письменности // Изучение рус. языка и источниковедение. М., 1969. С. 93-103; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 414-417 [Житие свт. Петра]; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 18 (по указ.); Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в. // ДРВМ. 2008. № 1(31). С. 95-108; № 2(32). С. 129-132.

Лит.: Экземплярский. Князья Сев. Руси. Т. 1 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. М., 1998; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1; он же. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 497-519; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); он же. Сколько сохранилось духовных грамот Ивана Калиты? // Источниковедение отеч. истории: Сб. ст., 1989. М., 1989. С. 206-225; Борисов Н. С. Иван Калита. М., 1995. (ЖЗЛ); он же. Политика моск. князей: Кон. XIII - 1-я пол. XIV в. М., 1999; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2000 (по указ.).

Иконография

Вероятно, древнейшим в монументальной живописи является изображение И. Д. в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля, возобновленной после пожара 1547 г. по приказу царя Иоанна IV. Среди киевских, владимирских и московских князей в нижней части столбов собора есть парное изображение блгв. кн. Даниила Александровича и его сына И. Д. ( Самойлова. 2004. С. 155). Они представлены фронтально в легком повороте к центру, в схимнических облачениях, с покрытыми куколями головами (по традиции великие и удельные князья перед смертью принимали схиму). Их руки согнуты в локтях и приподняты к груди; оба имеют клиновидные бороды средней длины, вокруг головы - нимбы.

Т. н. исторический портрет И. Д. находится в стенописи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля (иконография восходит к программе росписи, созданной в 1564-1565, при Иоанне IV) у места погребения вел. князя, около юж. входа (см.: Там же. С. 172). Он показан фронтально в рост, правая рука находится на уровне груди, левая - отведена в сторону, ладони раскрыты вовне; борода средней длины и вьющиеся волосы. На И. Д. княжеское одеяние: голубой кафтан с золотым поясом, красная шуба и золотые сапоги; он без головного убора.

Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.)


Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.)

Образ И. Д. включался в композиции, представляющие генеалогическое древо великих князей и государей Российских, напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV) и в стенописи центрального свода парадных сеней в здании Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова, общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24).

На миниатюре из синодика, созданного царевной Татианой Михайловной для Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря (1676-1682, ГИМ. Воскр. № 66. Л. 58), по сторонам кроны древа в центре миниатюры расположены фигуры князей и царей. И. Д. представлен слева, 7-м снизу (его имя указано на левом поле листа), между своим дедом блгв. кн. Александром Невским и своим внуком блгв. вел. кн. Димитрием Донским. И. Д. изображен вполоборота, в схимническом облачении, с куколем на голове. Его руки подняты к равноап. кн. Владимиру, который показан вверху в визант. имп. венце (см.: Самойлова. 2004. С. 162; Гос. Ист. музей. 2006. С. 163. Ил. 36). Аналогичная композиция представлена на ростовской эмали кон. XIX в. (мастерская Виноградова, ГМЗРК). И. Д. изображен справа, по левую руку от равноап. кн. Владимира, 5-м сверху; представлен в схиме, руки в молитвенном жесте вытянуты вперед.

Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. № 66. Л. 56)

Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. № 66. Л. 56)


Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. № 66. Л. 56)

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича

ИОАНН II ИОАННОВИЧ Красный (1326-1359), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359)

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434)

ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами)

ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383)

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших)

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых)

В наши дни, когда страна воскрешает в памяти своих народов славный восьмисотлетний путь столицы нашей Родины — Москвы, благодарная память современных поколений обращается в числе выдающихся исторических деятелей и к одному из первособирателей русских земель вокруг Москвы — великому князю Ивану Даниловичу Калите. Память Матери нашей — Русской Православной Церкви — также обращается к этому мудрому державному мужу и просвещенному, истинному православному христианину незабвенных в истории страны дней первой половины XIV столетия.

Внук великого русского патриота, незабвенного св. князя Александра Невского, сын также сопричисленного Церковью к лику святых князя Даниила Александровича, Иван Данилович родился в тяжкое для отчизны и народа русского время.

Лишь в памяти и стремлениях народных существовало государство Русское; земли же русские были раздроблены на десятки удельно-феодальных княжеств. Более того, основной массив земель Русских и подавляющее большинство народа русского были, как известно, под страшно тяжелым, угнетающим и растлевающим самую душу народную, чужеземным татаро-монгольским игом. Успели дожди за несколько десятилетий смыть потоки крови русской, обильно пролитой монгольскими ордами в 1237—1238 гг., обросли мохом пепелища многих сотен городов и сел, разгромленных поработителями, новые поросли потянулись к небу на местах выжженных захватчиками лесов. Но народ истощался непосильной татарской данью и терпел много бедствий, от набегов вражеских на его южные и западные окраинные земли и от братоубийственных усобиц между многочисленными удельными князьями. Вместе со всем народом несла непомерные тяготы и лишения и Православная Церковь.

Путь освобождения народных масс от чужеземного гнета был один — через объединение русских земель в единую державу, вокруг единого центра. Тяга к объединению шла снизу — из толщ народных; Церковь наша и в самое тяжелое лихолетье именем Божиим благословляла это стремление, высоким духовным авторитетом своих архипастырей вдохновляла эту идею, в лице своего первосвятителя — единого для всей земли Русской — представляла символ единства.

На грани XIII—XIV веков в хаосе удельного дробления обрисовываются несколько городов — притягательных центров, о каждом из которых можно было думать, как о возможном опорном пункте будущего общерусского государства. Это были: Тверь, Владимир, отчасти — Новгород, Рязань.

Но ни одному из них не была уготована будущность сердца великой Руси. На широкую историческую арену с поразительной быстротой выходит Москва — совсем незадолго перед тем маленький городок на узле границ Новгородского, Смоленского, Новгород-Северского, Рязанского и Суздальского княжеств.

Общеизвестны причины быстрого возвышения Москвы: ее чрезвычайно благоприятное экономическое и географическое положение (как. узла речных и сухопутных торговых путей); центральное положение княжества, предохраняющее его территорию от набегов извне; правильная политика его князей.

Но насколько все это очевидно теперь, настолько трудно было предположить в условиях конца XIII — начала XIV века.

Для этого требовалась большая политическая мудрость, большая прозорливость, основанная на таком высоком уровне всестороннего учета обстановки, условий и анализа перспектив, который был доступен только высокоодареннейшим умам. И на Святой Руси тех лет были люди с такими дарованиями.

Один из них — Иван Данилович Калита.

Тем большей была прозорливость Петра. Он провидел, что не за градом Владимиром великая будущность. Конечно, не пейзажами его привлекла Москва. Не отдыха ради, а тяжелого ради первосвятительского подвига он предпочел Москву кафедральному и стольно-великокняжескому Владимиру. Он становится деятельнейшим сотрудником Юрия, а затем и Ивана Даниловичей, всей силой своего громадного нравственного и архипастырского авторитета помогая средствами церковного воздействия во всех делах, направленных к возвеличению Москвы, как центра собирания разрозненных русских земель.

То обстоятельство, что Москва была сделана св. Петром фактическим центром всероссийского Православия, имело огромное значение не только для дел Церкви, но и для всестороннего усиления тяги к Москве широких масс населения Руси.

Едва ли кому иному, кроме просвещенного первосвятителя Петра, мы можем приписать честь образования славного Московского князя.

Послушался мудрый князь пророческого голоса многомудрого святителя.

Построение величественного собора, подобного Владимирскому, символизировало перенесение религиозного центра в этот небольшой деревянный город.

Такой факт, как постройка собора, является отправной точкой для характеристики личности Ивана Даниловича.

Сооружение очень крупного для того времени Успенского собора вовсе не было незаметным для бюджета Московского княжества. Притом, как хорошо известно, заботы Ивана Даниловича простирались гораздо дальше, чем сооружение храмового здания.

Будучи, как мы уже сказали, крайне бережливым в личном быту и в тех расходах, которые без ущерба для достоинства и первоочередных нужд Московского княжества могли быть сокращены, Иван Данилович не жалел никаких средств, жертв и усилий в тех делах, свершение которых требовалось широко понимаемыми им интересами княжества и народа.

В соответствии с темой нашей статьи мы вкратце рассмотрим деятельность Ивана Калиты главным образом в связи с жизнью Церкви и с его деятельностью для Церкви (которая, конечно, теснейше переплетается с его гражданскими делами).

Свое княжение Иван Данилович начал с того, с чего и должен был начать при наличных обстоятельствах — с установления правильных взаимоотношений с Золотой Ордой. Русские князья, в том числе и московский, были данниками татарских ханов. Орда была в те дни почти в зените своей силы, хан Узбек был одним из могущественнейших ханов за все время существования Золотой Орды. Помышлять о борьбе с Ордой при тогдашнем соотношении сил и возможностей значило бы помышлять о бесполезном кровопролитии. Единственно правильным было использование возможностей облегчения иноземного гнета до пределов, делающих возможным единение и накопление народных сил и средств для подготовки будущих схваток с врагами Родины и ее народа.

Такою же в общем (хотя и несколько иными средствами) была и линия деятельности первосвятителей Русской Церкви.

Иван Данилович блестяще преуспел в этом. Уже в 1327 году он едет в Орду, внешне показывает себя богатейшим, весьма щедрым (так сказать, в восточно-владетельном вкусе) на подарки хану и его придворному окружению, проявляет впечатляющую мудрость при переговорах. Возвращается он с отрядом ханского войска и с ханским поручением наказать Тверского князя Александра Михайловича, допустившего самосуд тверичей над татарским баскаком (послом-сборщиком дани) Чолханом. К тому же Александр Михайлович был ярым противником возвышения Москвы. Силами ханского отряда тверской князь был изгнан; он бежал в Псков.

Некоторые историки говорят (основываясь больше всего на их собственных предположениях), что Иван Данилович утаивал часть сумм, собранных им с других князей для взноса в Орду. За неимением положительных доказательств этого, скажем: предполагать можно все, что угодно. На всякий случай допустим, что это правда. Но если это и так, то, право, не поднимается душа на упрек Калите за то, что хан Золотой Орды недополучал часть собранной по Руси дани. О том, что Иван Данилович расходовал дань на свои дорого стоящие личные прихоти и речи быть не может. Если же (что несомненно) эти действительные или воображаемые остатки шли на украшение Москвы, украшение храмов Божиих, покупку для Московского княжества городов, сел и деревень, то. заслуживает ли за это Иван Данилович литературного заушения со стороны потомков?

Московское княжество богатело быстро и вне зависимости от упомянутых остатков ордынской дани.

Этот перечень не полон. Очевидно, что такие переходы усиливали Москву и людьми и средствами экономики, культуры и обороны.

Годы великокняжеской деятельности Ивана Даниловича теснейше связаны с именем достойного преемника первосвятителя Петра, митрополита Феогноста, грека по национальности, вдохновенного и талантливого архипастыря по своим высоким духовным качествам, доблестного ратника Нивы Христовой и крупного, искреннего поборника государственного и церковного единства Руси по характеру своей приснопамятной деятельности.

Иван Данилович установил связь с новопоставленным первосвятителем еще тогда, когда митрополит остановился в Киеве для упорядочения дел юго-западных епархий. Туда прибыло специальное посольство великого князя За получением святительского благословения на сооружение в Москве Спасского монастыря, для которого он, Калита, отвел место на великокняжеском дворе.

Содействие Феогноста потребовалось Ивану Даниловичу тотчас же по прибытию сего святителя в Москву. Упоминавшийся уже нами тверской князь Александр Михайлович, найдя себе убежище в Пскове, стал возмущать жителей города против Москвы. Митрополит с целью предовращения кровопролития убеждал псковичей выдать мятежного князя. Обманутые уговорами Александра и его сторонников, они отказались сделать это и смирились только после объявления Феогноста об отлучении непослушных от Церкви. Князь Александр бежал в Литву. Митрополит разрешил псковичей от клятвы и преподал им свое благословение.

Но литовский великий князь, язычник Гедимин, лелеявший широкие агрессивные замыслы по отношению к русским землям и мечтавший при этом использовать Псков, как плацдарм, через своих клевретов уговорил псковичей признать изменника Александра Михайловича своим князем. По линии же церковной псковичи по тому же наущению выдвинули и представили Феогносту кандидатом на самостоятельную псковскую кафедру некоего Арсения. Целью этого последнего шага было церковное отделение от Новгорода, епископ которого был сторонником сближения с братской Москвой.

И Иван Данилович и святитель Феогност разгадали далеко идущие основы по существу антирусского замысла. Военно-дипломатические меры Ивана Даниловича сочетались во времени с решительным церковным воздействием Феогноста, предупредившего псковичей о предании: их анафеме. Разумеется, предупреждению предшествовало исчерпывающее увещевание, разъяснившее псковичам неразумность, безрассудность и вредность для русского народа и Церкви их поведения.

Авантюра была ликвидирована.

Что касается культурного уровня современного Калите русского общества, нужно, конечно, признать, что татаро-монгольский гнет в сильнейшей степени отразился на древнерусской культуре и тем самым на уровне культурно-общественного сознания. Но никто не в состоянии веско обоснованно утверждать, что все это к первой половине XIV века сменилось полным мраком невежества.

Культурная жизнь не замерла; она свернулась в объеме, но пульс, ее, учащаясь, продолжал биться прежде всего в крупнейших монастырях и еще активнее в ближайшем окружении митрополитов всея Руси. Здесь было сердце неумиравшего русского летописания. И местные летописи северо-востока (района Волжско-Окского междуречья) отличаются общерусской точкой зрения на описываемые в них местные события. И резиденция митрополитов была местом сосредоточения списков с местных летописей, местом подготовки общерусских летописных сводов. Невозможно предполагать, чтобы Калита и его ближайшие сотрудники вовсе не были знакомы с этими источниками познания русского прошлого и прозрения будущего.

Наконец, в народе хранились и славные произведения древнерусского устного народного творчества домонгольского периода.

Значение таких приобретений, по меньшей мере, двоякое.

Попутно отметим, что княжеский двор Ивана Калиты стоял на краю Боровицкого холма, подъем на который даже для пешехода в то время (и чуть ли не до XIX века) был по крутизне его весьма затруднителен.

Благочестивые князья строили много церквей и немало монастырей.

В этом ряду Ивану Даниловичу принадлежит одно из самых почетнейших мест.

Еще не завершив строение и оборудование Успенского собора, Иван, как мы уже знаем, испрашивает благословение митрополита Феогноста на сооружение Спасского Преображенского монастыря.

Он же достроил начатый Даниилом Богоявленский монастырь.

К 1333 г. относят постройку Иваном Даниловичем каменной церкви Иоанна Лествичника в Кремле, в том месте, где ныне колокольня Ивана Великого. Полагают, что эта церковь построена им в честь ангела своего и своего сына Ивана Ивановича.

В районе позднейшей Малой Лубянки стояла церковь Иоанна Предтечи. Исследователи говорили о том, что она была построена Иваном Калитою в 1337 г. [1].

И еще многие церкви, во всяком случае никак не меньше десяти, построены в Москве при Иване Калите. О том, что большая часть их построена на средства великого князя, говорит то обстоятельство, что своих богатых бояр он ориентировал на постройку церквей и монастырей не в Москве, а вне ее, в первую очередь во вновь приобретенных районах. Вспомним пример с Захарием Четом, не единственный в своем роде. Приведем еще один, характерный. Выдав свою дочь замуж за Ростовского князя, он передал в службу своему зятю несколько своих бояр. Ими он воспользовался для укрепления своего влияния в Ростове. Вместе с тем он побудил их к церковному строительству в княжестве.

В заключение скажем, что успех весьма многих государственно-объединительных мероприятий Ивана Даниловича был обусловлен активнейшим содействием Церкви Русской своему благочестивому сыну.

Ве­ли­кий князь Иван Ка­ли­та был сы­ном свя­то­го бла­го­вер­но­го мос­ков­ско­го кня­зя Да­ни­и­ла. На­чал кня­жить в Москве с 1325 г. по­сле ги­бе­ли сво­е­го бра­та Юрия, в 1328 г. по­лу­чил яр­лык на ве­ли­кое кня­же­ство Вла­ди­мир­ское.

В его прав­ле­ние мит­ро­по­лит Петр по­ки­нул Вла­ди­мир и пе­ре­ехал в Моск­ву, сде­лав ее сво­ей ре­зи­ден­ци­ей, что озна­ча­ло пре­вра­ще­ние Моск­вы в ду­хов­ный цен­тр Ру­си. По сло­вам ле­то­пис­ца, Иван Да­ни­ло­вич из­ба­вил Рус­скую зем­лю от та­тей и раз­бой­ни­ков, все­гда чи­нил пра­вый суд, по­мо­гал бед­ным и ни­щим, за­щи­щал вдов от на­силь­ни­ков. В кня­же­ние Ива­на Да­ни­ло­ви­ча в Москве был по­стро­ен ду­бо­вый Кремль.

Историк Борисов Н.С. отмечал, что Иван Калита своим глубоким практическим умом сумел осознать необходимость духовного начала, которое скрепило стены и своды здания русской государственности.

стал крестник Ивана Даниловича Калиты Алексий, представитель московского боярского рода Бяконтовых.

За время правления Ивана I Калиты было построено огромное количество храмов (церковь Иоанна Лествичника, собор Спасского монасты­ря и храм-придел Поклонения веригам апостола Петра, в сентябре 1333 года – Архангельский собор), но ни один из них не сохранился до настоящего времени. Причины недолгой жизни первых московских соборов вполне понятны. Зодчие Ивана Калиты из-за отсутствия постоянной строительной практики утратили те навыки и приёмы, которыми владели их предшественники — создатели владимирских белокаменных храмов XII — начала XIII в. Кроме того, за полтора века своей жизни постройки Калиты прошли через несколько страшных пожаров. По свидетельству летописцев, пламя иногда бушевало так сильно, что даже белый известняк начинал крошиться, а заложенные в стены для прочности дубовые брёвна полностью выгорали.

Но на тот момент в глазах народа Москва стала духовным центром Руси. Церковь оказывала московскому князю как моральную, так и материальную поддержку.

Достойным завершением перестройки Московского Кремля (после строительства храмов) стало возведение новых деревянных стен и башен, предпринятое Калитой в 1339-1340 годах. Это предприятие требовало не только больших средств, но и немалого мужества: татарские ханы очень подозрительно относились к любым работам по укреплению русских городов.

Заключение

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. Существует 2 версии происхождения прозвища князя - "Калита" ("денежная сума", "кошель"): по первой из них Иван Данилович получил его за щедрость. Князь был человеком глубоко религиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старался умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выходя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — калиту. Согласно другой трактовке – за жадность, которая связана с его мудрой политикой собирания земель вокруг Москвы с использованием денег, а не военных действий. Он богател на чужих слезах и горе, а потому и был прозван Калитой.




Иван Данилович был дважды женат. Первая жена – Елена (Олена) перед кончиной приняла монашеский постриг (в 1332 году). От первого брака у князя остались четверо сыновей (Семен, Даниила, Иван, Андрей) и четыре дочери. От второй жены Ульяны имел (по разным источникам) одну или двух дочерей.

Иван Калита продолжил курс на укрепление дружеских отношений с Ордой. Он подчеркивал свою преданность ордынскому хану, девять раз ездил в Сарай, привозя с собой богатые подарки ханским родственникам и приближенным.

Великий князь Иван Первый сумел получить право на такой способ выплаты дани как “повоз”. Дань для Золотой Орды называлась “выходом”, привоз ее сопровождался богатыми дарами хану и его двору. Тем самым Иван Калита сделал Орду косвенно зависимой от успехов финансовой деятельности Московии.

Москва собирала вокруг себя села и уездные города. Так были приобретены три удельных города: Галич, Белоозеро и Углич. Иван использовал и другие способы для увеличения собственных земель, в том числе и династические браки. Его дочери были выданы замуж за князей Ярославского и Ростовского уделов, тем самым Калита получил возможность влияния в этих землях. Постепенно, без военных действий границы Московского княжества расширялись, а власть и влияние Ивана Калиты возрастало. Но начиная с 1331 года Иван Калита стал активно применять военную силу в отношении Новгорода, Смоленска и Твери.

Ещё в самом начале правления Иван Калита смог повысить уровень безопасности в княжестве. Князь значительно усилил и свою дружину и с ее помощью очистил Московскую землю от разбойников, сделав ее самой безопасной и привлекательной для переселенцев и купцов. Для их привлечения Калита использовал также податные льготы и материальную помощь. Позднее были подняты налоги на торговлю, что увеличило приток финансовых ресурсов в казну. Немалые средства тратились на городское строительство.

О могуществе и владениях Ивана Калиты свидетельствует также документ “Духовная грамота”, где оставлялось завещание при отправлении в Золотую Орду, поскольку не было уверенности в обратном возвращении.

За время правления Ивана I Калиты было построено огромное количество храмов (собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Иоанна Лествичника, собор Спасского монасты­ря и храм-придел Поклонения веригам апостола Петра, в сентябре 1333 года – Архангельский собор). В глазах народа Москва становится духовным центром Руси. Церковь оказывает московскому князю как моральную, так и материальную поддержку.

Историк Борисов Н.С. отмечал, что Иван Калита своим глубоким практическим умом сумел осознать необходимость духовного начала, которое скрепило стены и своды здания русской государственности.

стал крестник Ивана Даниловича Калиты Алексий, представитель московского боярского рода Бяконтовых.

За время правления Ивана I Калиты было построено огромное количество храмов (церковь Иоанна Лествичника, собор Спасского монасты­ря и храм-придел Поклонения веригам апостола Петра, в сентябре 1333 года – Архангельский собор), но ни один из них не сохранился до настоящего времени. Причины недолгой жизни первых московских соборов вполне понятны. Зодчие Ивана Калиты из-за отсутствия постоянной строительной практики утратили те навыки и приёмы, которыми владели их предшественники — создатели владимирских белокаменных храмов XII — начала XIII в. Кроме того, за полтора века своей жизни постройки Калиты прошли через несколько страшных пожаров. По свидетельству летописцев, пламя иногда бушевало так сильно, что даже белый известняк начинал крошиться, а заложенные в стены для прочности дубовые брёвна полностью выгорали.

Но на тот момент в глазах народа Москва стала духовным центром Руси. Церковь оказывала московскому князю как моральную, так и материальную поддержку.

Достойным завершением перестройки Московского Кремля (после строительства храмов) стало возведение новых деревянных стен и башен, предпринятое Калитой в 1339-1340 годах. Это предприятие требовало не только больших средств, но и немалого мужества: татарские ханы очень подозрительно относились к любым работам по укреплению русских городов.

Заключение

Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей, политиком. Существует 2 версии происхождения прозвища князя - "Калита" ("денежная сума", "кошель"): по первой из них Иван Данилович получил его за щедрость. Князь был человеком глубоко религиозным. Однако как правитель он не мог обойтись без постоянного нарушения многих евангельских заповедей. Страшась небесной кары за свои грехи, он старался умилостивить Бога традиционным для всех правителей способом — раздачей милостыни нищим. Для этой цели, выходя из дворца, он всегда имел при себе сумку-кошелёк с мелкими деньгами — калиту. Согласно другой трактовке – за жадность, которая связана с его мудрой политикой собирания земель вокруг Москвы с использованием денег, а не военных действий. Он богател на чужих слезах и горе, а потому и был прозван Калитой.

Иван Данилович был дважды женат. Первая жена – Елена (Олена) перед кончиной приняла монашеский постриг (в 1332 году). От первого брака у князя остались четверо сыновей (Семен, Даниила, Иван, Андрей) и четыре дочери. От второй жены Ульяны имел (по разным источникам) одну или двух дочерей.

Иван Калита продолжил курс на укрепление дружеских отношений с Ордой. Он подчеркивал свою преданность ордынскому хану, девять раз ездил в Сарай, привозя с собой богатые подарки ханским родственникам и приближенным.

Великий князь Иван Первый сумел получить право на такой способ выплаты дани как “повоз”. Дань для Золотой Орды называлась “выходом”, привоз ее сопровождался богатыми дарами хану и его двору. Тем самым Иван Калита сделал Орду косвенно зависимой от успехов финансовой деятельности Московии.

Москва собирала вокруг себя села и уездные города. Так были приобретены три удельных города: Галич, Белоозеро и Углич. Иван использовал и другие способы для увеличения собственных земель, в том числе и династические браки. Его дочери были выданы замуж за князей Ярославского и Ростовского уделов, тем самым Калита получил возможность влияния в этих землях. Постепенно, без военных действий границы Московского княжества расширялись, а власть и влияние Ивана Калиты возрастало. Но начиная с 1331 года Иван Калита стал активно применять военную силу в отношении Новгорода, Смоленска и Твери.

Ещё в самом начале правления Иван Калита смог повысить уровень безопасности в княжестве. Князь значительно усилил и свою дружину и с ее помощью очистил Московскую землю от разбойников, сделав ее самой безопасной и привлекательной для переселенцев и купцов. Для их привлечения Калита использовал также податные льготы и материальную помощь. Позднее были подняты налоги на торговлю, что увеличило приток финансовых ресурсов в казну. Немалые средства тратились на городское строительство.

О могуществе и владениях Ивана Калиты свидетельствует также документ “Духовная грамота”, где оставлялось завещание при отправлении в Золотую Орду, поскольку не было уверенности в обратном возвращении.

За время правления Ивана I Калиты было построено огромное количество храмов (собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Иоанна Лествичника, собор Спасского монасты­ря и храм-придел Поклонения веригам апостола Петра, в сентябре 1333 года – Архангельский собор). В глазах народа Москва становится духовным центром Руси. Церковь оказывает московскому князю как моральную, так и материальную поддержку.

Читайте также: