Иудеи под властью греков кратко

Обновлено: 04.07.2024

Оглавление

Яван — сын Яфета [↑]

Яван — так на современном иврите называется Греция — это четвертый сын Яфета, ставший прародителем греков.

Если Яфет покидает шатры Торы, оставляет мир сущности, мир Шема, и концентрируется на самом себе, искусство становится извращенным и извращающим, что и произошло в Древней Греции.

Возникновение эллинизма [↑]

Фактически евреи пришли в соприкосновение с греками в первое время существования Второго Храма, со времени походов Александра Македонского. Еще тогда евреи стали селиться в Египте, Малой Азии и восточных островах Средиземного моря.

После того, как в 3459 году (301 году до н.э.) Иудея была присоединена к египетской империи Птолемеев, в приморских городах Иудеи появилось значительное греческое население. В Галилее также поселилось множество греков. Города Кейсария и Газа на западе, Гадара и Гиппос на востоке были, по свидетельству Иосифа Флавия, заселены преимущественно греками.

Будучи просвещенным правителем, покровительствовавшим наукам, Птолемей II выразил желание познакомиться с содержанием Торы, и потребовал от первосвященника Иерусалимского Храма прислать к нему семьдесят мудрецов, чтобы те перевели Тору на греческий язык.

Но большинство евреев продолжало жить по Торе и верить в Единого Бога.

При Селевке IV влияние эллинистической культуры на еврейское население Иудеи возросло. Греческие цирки, театры, праздничные процессии, народные собрания и философские школы увлекали евреев своей новизной. Священники оставляли алтарь, чтобы участвовать в цирковых состязаниях.

Для того чтобы стать полноценным греком, необходимо было перейти на другой язык и поменять имя, став Язоном, Менелаем или Аристобулом. Нужно было также поклоняться статуям, усвоить греческие нравы и мораль. В древней Греции процветали воровство, обман, супружеские измены и коррупция. Царил животный разврат, который не только не скрывался, но наоборот, выставлялся напоказ в качестве нормы жизни. Были широко распространены половые извращения.

Руководствуясь принципом целесообразности, греки убивали больных и инвалидов. В Спарте, например, эта практика была возведена в ранг закона: если ребенок рождался с каким-либо увечьем, его просто сбрасывали со скалы.

Новоявленные эллинисты воспитывали своих детей в греческом духе, и к подобному образу жизни стремились склонить всех остальных евреев. При поддержке властей они развернули активную агитацию с этой целью, убеждая евреев, что, сменив образ жизни с еврейского на греческий, они смогут полностью раскрыть свои таланты и стать счастливыми.

Йеошуа, брат первосвященника Йоханана, давно называл себя греческим именем Ясон. Антиох сместил Йоханана и назначил вместо него Ясона, который тут же начал активно внедрять греческий образ жизни. Ясон привлек на свою сторону других коаним, которые совершенно забросили службу в Храме.

В 3593 году (167 году до н.э.) Антиох осквернил Иерусалимский Храм, поставив там статую греческого божества и принеся ему жертву. После этого начались жестокие преследования всех верных Торе евреев. Того, кто соблюдал шабат, того, кто совершал обряд обрезания своему сыну, того, кто не хотел есть свинину — убивали всех. Праведные евреи, отказавшиеся прилюдно поклониться идолу или съесть кусок свинины, погибали, освящая Имя Творца. Тысячи евреев предпочли смерть бесчестию.

Суть эллинизма [↑]

Известно, что четыре царства, под властью которых находился еврейский народ, идут в таком порядке: Вавилон, Персия, Греция, Рим-Эдом.

Один из греческих указов был такой: напишите на роге быка, что у вас нет доли в Боге Израиля (Мидраш, Брейшит Раба 2:4). Этим греки хотели продемонстрировать, что евреи не имеют отношений с Богом, чтобы каждый еврей об этом помнил, когда он пахал свое поле или ехал на своей телеге. Это и есть тьма — создать ощущение, что мир существует только по естественным законам, а Бог в этом мире не присутствует, не управляет им.

Греки превыше всего ставили физическую красоту и гармонию. В противоположность греческим ценностям Тора уделяет главное внимание духовному совершенству. Внешняя красота значима, только если она подчиняет себя истине. И эта идея духовной составляющей жизни, которую нельзя увидеть физическим зрением, приводила греков в бешенство.

Если люди создают себе материальные кумиры — статуи, здания, божков — и поклоняются им, идолы являются только овеществленным выражением уже проникшей в их души скверны. Но когда люди начинают поклоняться самим себе, объявляют себя всесильными, а свой разум — высшей духовной инстанцией, способной устанавливать истинное значение вещей и понятий — тогда достигается предел нравственной деградации и морального падения.

Ханука [↑]

Евреи того времени, оставшиеся верными Торе, и прежде всего — семейство первосвященников Хашмонаев, видели в греческой культуре источник духовной скверны, тум'ы, худшую из разновидностей языческого сознания. Этому злу — а не просто греко-сирийскому царству — они объявили священную войну.

Греки сначала заставляют забыть, что Тора — от Всевышнего, потом внушают сомнения в необходимости соблюдения основных законов иудаизма, затем приобретают полную власть над народом.

Рав Ицхак Зильбер пишет: «После победы в Хануку мы видим большее расширение и углубление именно устной Торы: Мишна в эпоху танаим, и Талмуд позднее, в эпоху амораим. То есть труд над Торой — это та сила, которая снимает темноту.

Ханукальные события — это война между тьмой и светом, между верой и безверием. Как мы знаем, свет и вера победили, и эту победу мы празднуем в Хануку.

Падение греческой цивилизации [↑]

Свет и тьма сегодня [↑]

Во все времена каждое событие еврейской истории — актуально, только поворачивается оно к нам каждый раз под другим углом. Греческого царства уже нет, но свои корни оно пустило глубоко в западную цивилизацию. Корень духовных событий Хануки — борьба тьмы и света, неверия и веры. Сейчас, в век всемирной паутины, выбрать свет, а не тьму — задача непростая. Сейчас каждый человек подвержен влиянию международной массовой культуры, которая культивирует те же ценности эллинизма, что и много веков назад. Плюрализм, демократия, власть интеллекта, самоценность науки и эстетики, — вот идолы нашего времени, которым поклоняется современный человек и которому начинают поклоняться и многие евреи.

  • плашками по важности
  • списком по разделу

Перевод Торы на греческий язык — в чем проблема?

Рав Мордехай Райхинштейн

Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?

Пророчество и философия — тьма над бездной

Рав Шалом Каплан

Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается.

Гади Поллак

Краткий обзор очень старыx газет

Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: где в Танахе упоминается Ханука? Почему у христиан — книги Маккавеев, а у нас — тишина? Сколько книг должно быть в Танахе? Чем греческое изгнание отличалось от остальных? В чем смысл НЕупоминания Хануки?

История еврейского народа 8. Власть греков

Греки завоевывают Эрец Исраэль.

Израиль и человечество 4. Попытки преодоления материализма

Мораль, основанная на нравственном очищении

Пламя не спалит тебя. Можно ли заглянуть в будущее?

Отрывок из книги рава ицхака Зильбера

Рав Реувен Пятигорский

Две версии Хануки

Еврейская история 5. Первые эллинисты

Искусство ради искусства? Ханукальные размышления

Рав Яков Ашер Синклер

Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом.

Месяц Тевет

Рав Реувен Пятигорский

Ὀρφεύς и דוד

Ханука: форма против содержания

Переводчик Виктория Ходосевич

Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.

История еврейского народа 11. Иудея под властью династии Селевкидов

Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.

Рав Реувен Пятигорский

Евреи и греки

Йоси бен Йоэзер и Йоси бен Йоханан

Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).

Рав Натан Агрес

Известны ли коды, связанные с Ханукой?

История еврейского народа 12. Война Хашмонеев за Тору Израиля

Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.

История еврейского народа 13. Война, мир и смерть Йеуды Маккавея

Продолжение войны хашмонеев.

Синагога Кахал Шалом

Лидия Мирчевская

В одноименной столице на греческом острове Родос в старом еврейском квартале находится старейшая в Греции и единственная синагога, сохранившаяся на Родосе до наших дней. Синагога была построена в 1577 году. Внутренне убранство выполнено в традиционном сефардском стиле. В центре находится бима. Пол выложен прекрасной черно-белой мозаикой. Имеется в синагоге и специальный балкон для женщин, построенный уже в 1930 году.

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Видя возвышение Македонского царства, последний царь Персии Дарий IV (336–330 гг.) вступил в открытую борьбу с Александром Македонским. Разбив персов в двух сражениях, Александр приступил к осаде Тира. Так как осада длилась семь месяцев, Александр потребовал, чтобы Иудея предоставила ему войско и необходимые запасы продовольствия. Связанные обязательством перед персидским царем, иудеи ответили отказом. Разгневанный полководец после взятия Тира в 332 году двинул свои войска к Иерусалиму, чтобы наказать евреев. Не получив от персов помощи и не ожидая от грозного завоевателя ничего хорошего, жители Иерусалима наложили на себя пост и стали усердно молиться Господу. Когда грозный завоеватель подошел к Иерусалиму, первосвященник Адуй в священных одеждах, окруженный священниками и громадной толпой народа в белых одеждах, открыл ворота города и вышел к нему навстречу. Александр был поражен такой торжественной встречей и поклонился первосвященнику. В этот момент полководец вспомнил, что некогда во сне он видел в таком же одеянии мужа, который тогда предсказал ему, что в войне с персами он будет победителем. Евреи громко приветствовали славного завоевателя.

Войдя в Иерусалимский храм, Александр принес жертву Богу. Здесь ему прочитали пророчество Даниила о том, что царь Греческий покорит царство Персидское ( Дан. 8:7:20–2 ). Александр выразил радость, когда узнал об этом пророчестве, и проявил большую снисходительность к иудеям. Он разрешил им и впредь жить по своим отеческим законам и освободил их от податей в субботние годы, так как в эти годы иудеи не возделывали землю.

Вскоре Александр Македонский завоевал Египет и основал там город Александрию. Из Египта он двинулся в Месопотамию, покорил все Персидское царство и дошел до границы Индии. Затем он вернулся в Вавилон, сделал его своей столицей и готовился в поход на Индию, но внезапно заболел и в 323 году умер.

После смерти Александра его огромная монархия распалась на четыре отдельных царства: Македонское, Фракийское, Сирийское и Египетское, которыми правили четыре полководца Александра. Египет достался полководцу Птоломею I Лагу, а Сирия и Месопотамия – полководцу Селевку. В виду того, что Иудея находилась между Египтом и Сирией, династии Птоломеев и Селевкидов вели борьбу за обладание этой страной, и сначала Иудею захватил Птоломей Лаг.

Иудея под властью царей Египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык

В 320 году Птоломей I Лаг захватил Иерусалим и увел в Египет сто тысяч пленных иудеев. Однако он не притеснял пленников и предоставил им все права наравне с коренными жителями страны. Иудеи селились, в основном, в торговых городах на побережье Средиземного моря и бойко занимались торговлей. Так как господствующим языком в то время по всему бассейну Средиземноморья был греческий или эллинский, то египетские евреи постепенно стали забывать свой язык. Но веру своих отцов они не забывали. Где бы ни поселялись евреи, повсюду они строили синагоги, которые аккуратно посещались ими каждую субботу. Ввиду того, что родной язык постепенно забывался, у египетских евреев возникло желание перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Это им удалось осуществить при втором правителе династии Птоломеев, при Птоломее II Филадельфе, в 285 году. Птоломей II Филадельф был не только государственным деятелем, но и ученым. Он собрал в своем дворце громадную и очень ценную библиотеку. Желая иметь в своей библиотеке еврейскую Библию на греческом языке, Птоломей обратился к иудейскому первосвященнику Елеазару с просьбой помочь ему осуществить этот замысел. Первосвященник прислал Филадельфу священные книги и семьдесят два ученых для перевода этих книг на греческий язык. Перевод книг был завершен в короткий срок. Этот перевод стал называться переводом семидесяти толковников или Септуагинта. Он имел огромное значение в распространении иудейской религии среди языческих народов и подготовил благоприятную почву среди этих народов для будущей евангельской проповеди.

После Птоломея Филадельфа в Египте воцарился Птоломей III Филопатор, который отличался нетерпимостью к иудеям и даже хотел казнить египетских евреев на ипподроме.

После смерти Филопатора Иудея в 199 году была завоевана селевкидами и надолго попала под власть Сирии.

Иудея под властью сирийских царей (199–143 гг.)

Недовольные политикой Птоломея Филопатора, иудеи помогли Сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом, где сосредоточен был большой отряд египтян. Антиох III в благодарность за это разрешил евреям жить по своим законам и повелел отпускать из своей казны средства для жертвоприношений в Иерусалимском храме. Но недолго евреи достаточно хорошо жили под властью сирийцев. Страшное бедствие обрушилось на Иудею, когда сирийский престол занял Антиох IV Епифан (175–164 гг.). Стараясь укрепить свое царство, Антиох Епифан начал проводить политику эллинизации народов, входящих в его монархию. С этой целью он издал указ, повелевающий, чтобы все народы его царства говорили на греческом языке, одевались по-гречески и поклонялись греческим богам. Противников этого указа царь повелевал предавать смерти. Царский указ был разослан всем народам, в том числе и иудеям. Никогда за все время своего существования евреи не были в таком несчастном положении, как теперь. У них отнимали все, чем они всегда дорожили: и язык, и обычаи, и веру. Вместе с указом в Иерусалим прибыл большой отряд сирийских солдат, которым повелевалось привести царский приказ в исполнение. По приказанию Антиоха IV Иерусалим переименовали в Антиохию, а Иерусалимский храм был посвящен греческому богу Зевсу. В храме, превращенном в капище, была поставлена статуя Зевса, перед которой приносились языческие жертвы. Евреев силой заставляли присутствовать во время этих жертвоприношений, а затем под страхом смерти принуждали их есть идоложертвенное мясо. Тех, кто отказывался это исполнять, предавали смерти. Надо сказать, что многие евреи, боясь преследований и мучений, изменили своей вере и стали идолопоклонниками, но были и такие, которые предпочитали смерть измене.

Гонение евреев за истинную веру распространилось по всей Иудее. Но своими преследованиями Антиох Епифан не добился никаких положительных результатов. Гонения на верующих только порождали среди евреев ненависть к гонителям и желание избавиться от сирийского господства. Вскоре в Иудее вспыхнуло восстание против сирийских захватчиков под предводительством священника Маттафии.

Освободительная война под предводительством Маккавеев

Нанося одно поражение за другим, Маттафия начал мужественную борьбу с хорошо вооруженным и обученным отрядом войск сирийцев. Смерть прервала его благородный подвиг во имя свободы. Умирая, он завещал своим сыновьям и всем иудеям продолжать борьбу за спасение веры и отечества. После смерти Маттафии освободительное движение возглавил его сын Иуда, прозванный за свою храбрость Маккавеем, что значит молот. Смелый и отважный, он отвоевывал у сирийцев город за городом. В 165 году Иуда освободил город Иерусалим. Оскверненный храм был очищен, обновлен и освящен. В память этого события евреи установили праздник Обновление храма. Вскоре по всей Иудее пронеслась радостная весть: ненавистный евреям Антиох Епифан тяжело заболел и в ужасных мучениях скончался. Преемники Антиоха Епифана не хотели согласиться с тем, чтобы Иудея была свободным государством. Они неоднократно предпринимали попытки подавить там освободительное движение, но всякий раз Иуда Маккавей мешал им осуществить агрессивные планы. Но вот однажды храбрый вождь с отрядом в восемьсот человек попал в окружение многочисленного сирийского отряда. Не желая сдаваться в плен. Иуда начал неравный бой. Битва с врагом продолжалась целый день. В этом сражении пали смертью храбрых много славных иудейских воинов, в числе павших был Елеазар, сын Саварана ( 1Мак. 6:42–46 ), к концу боя погиб и вождь иудейского народа Иуда Маккавей. Священный подвиг Иуды продолжили его братья, сначала Ионафан, а затем Симон.

Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил .

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд.

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может.

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с.

-Сообщества

-Статистика

Завоевание Эрец Исраэль Александром Македонским

Двести лет продолжалось господство Персии в Иудее и во всей Передней Азии. Наконец, могущественное персидское государство, основанное Киром, распалось, и власть в Азии перешла к грекам. В 332 г. до н. э. Александр Македонский одержал победу над персами и подчинил себе страны, в числе которых были Сирия и Иудея.

До сих пор историки спорят о том, как происходило это завоевание. Историк Иосиф Флавий сообщает, что во время осады Тира Александр послал в Иерусалим письмо, в котором предложил евреям перейти под его власть. Евреи оказались в затруднительном положении: с одной стороны, подчинение Александру гарантировало им защиту от нашествий других завоевателей. Многие выступали за немедленное подчинение новой власти. С другой стороны, в случае поражения Александра персы могли жестоко наказать предателей. Кто мог поручиться, что победит именно Александр? После долгих споров евреи отказались подчиниться греческому завоевателю, объясняя это нежеланием нарушить присягу на верность персидскому царю.
После захвата Тира и Газы, как утверждает Иосиф Флавий, Александр поспешил в Иерусалим, чтобы наказать непокорный город. Пост первосвященника в то время занимал Шимон ѓ а-Цадик, "один из последних мужей Великого Собрания". Перед угрозой вторжения греков он совершенно растерялся от страха за свой народ, зная, что Александр очень разгневан. Все понимали, что сопротивление грозному завоевателю будет напрасным. Тогда первосвященник поручил народу молиться и надеяться только на помощь Всевышнего. Были принесены специальные жертвы, чтобы Бог защитил евреев от надвигающейся опасности. По преданию, когда первосвященник прилег отдохнуть, Бог явился ему во сне и повелел ничего не бояться, открыть и украсить ворота города, всем облачиться в белые одежды, а самому первосвященнику с праздничной процессией выйти навстречу царю.

Предание также повествует о том, что, поднимаясь на гору Цофим (Скопус), Александр издали заметил людей в белых одеждах. Среди них выделялся первосвященник. На нем была золотом затканная риза гиацинтового цвета. На голове его была чалма с золотой дощечкой, на которой было выгравировано имя Всевышнего.
Александр выступил вперед, преклонил колени перед первосвященником и первый приветствовал жителей Иерусалима. Затем, согласно преданию, Александр в сопровождении первосвященника въехал в Иерусалим и посетил Храм, где принес жертву Богу Израиля. Многие из окружения Александра были удивлены таким поведением полководца, ведь обычно покоренные народы склоняли свои головы перед ним, а не наоборот. Особенно расстраивались те, кто собирался поживиться в богатом городе, награбить золота, захватить дома и рабов.

Иудея в составе державы Александра Македонского

ИУДЕЯ В СОСТАВЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Большинство исследователей считают, что рассказы о посещении Иерусалима Александром и его благосклонном отношении к евреям являются всего лишь легендами, созданными самими евреями. Отсутствуют археологические находки, подтверждающие факт прибытия армии Александра в Иерусалим. Все известные нам письменные источники, за исключением Талмуда и трудов Иосифа Флавия, также умалчивают об этом. Возможно, Флавий записал это предание лишь для того, чтобы еще больше возвеличить Иерусалим, связав его с известным греческим полководцем. Известно, что и другие народы традиционно приписывали Александру Македонскому, просвещенному полководцу, положительное отношение к ним.
Однако полностью отрицать правдоподобие этой истории мы не можем. Дальнейшие события показывают, что и в составе новых империй евреи пользовались многими привилегиями, связанными с особенностями их религии.

Еврейская община Александрии Египетской

Завоевав Египет, Александр Македонский основал на берегу Средиземного моря знаменитый торговый город Александрию Египетскую и населил его греками и евреями. Многие жители Иудеи добровольно переселялись в Александрию и пользовались там всеми гражданскими правами наравне с греками.
При следующих правителях Египта, Птолемеях, началась массовая иммиграция евреев в Александрию. Первые цари этой династии активно привлекали переселенцев, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей. Птолемеи охотно нанимали евреев на государственную и военную службу.
В Александрии евреи имели свое общинное самоуправление. Во главе общины стоял этнарх (глава народа), который "управлял народом, творил суд, заботился об исполнении обязательств и предписаний как начальник независимого города".
В городе находилась великолепная синагога. Она была так велика, что во время богослужения голос ведущего молитву не был слышен во всех ее концах. Чтобы молящиеся знали, когда отвечать "Амен", в знак этого посреди синагоги каждый раз поднималось высокое знамя.

Исторические источники

Описание Эрец Исраэль у римского историка Корнелия Тацита

[…] Страна их [евреев] простирается на восток до границ Аравии, на юг - до Египта, на запад - до земель, где живут финикийцы и до моря, на север от нее широко раскинулась Сирия. Люди здесь крепки телом и выносливы в труде. Дожди редки, плодоносная земля родит то же, что у нас, а сверх того произрастают там пальмы и бальзамовое дерево. Пальмы высоки и прекрасны, бальзамовое дерево невзрачно на вид. Когда какая-нибудь ветка его вздуется, ее нельзя вырезать железом, ибо древесные жилы цепенеют от страха; взрезать их можно лишь острым камнем или черепком; из них вытекает жидкость, и ею врачи лечат больных. Самая высокая гора - Ливан; дивно сказать: снег лежит на ней густым плотным слоем, даже когда царит страшная жара; тут начинается река Иордан, Ливан питает ее своими снегами. Иордан не вливается в море, а проходит нетронутым через одно озеро, через другое и лишь в третьем остается навсегда. Озеро, в которое впадает Иордан, огромно, почти как море, вода же его неприятнее на вкус, чем морская; из озера поднимаются тяжелые пары, что несут людям, живущим по берегам, чуму. Ветер не волнует гладь озера, рыбы не живут в нем, и плавающие птицы не приближаются к нему; воды неподвижны, словно покрыты твердой коркой, на них держится любой предмет, ни опытный пловец, ни новичок, едва умеющий плавать, не тонут в озере. В определенное время года озеро извергает из глубин своих смолу; люди ее вылавливают, наученные в этом деле, как и в других полезных ремеслах, опытом.
Неподалеку от тех мест расстилаются равнины, которые, как говорят, были некогда плодородны и покрыты многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем. Рассказывают, что остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы навеки обуглилась и не может плодоносить. […]
Корнелий Тацит
История, кн. 5, гл. 6-7.

Ответ Александра Пармениону

"[…] Я поклонился не человеку этому, но тому Богу, в качестве первосвященника которого он занимает столь почетную должность. Этого [старца] мне уже раз привелось видеть в таком убранстве во сне […], и, когда я обдумывал про себя, как овладеть мне Азией, именно он посоветовал мне не медлить, […]. При этом он обещал мне лично быть руководителем моего похода и предоставить мне власть над персами. С тех пор мне никогда не приходилось видеть никого в таком облачении. Ныне же, увидав этого человека, я вспомнил свое ночное видение и связанное с ним предвещание и потому уверен, что я по Божьему велению предпринял свой поход, что сумею победить Дария и сокрушить могущество персов и что все мои предприятия увенчаются успехом. […]"
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 11, 8:5.

Александр Македонский в Храме

[…] Сказав это Пармениону и взяв первосвященника за правую руку, царь в сопутствии священников пошел к городу. Тут он вошёл в Храм, принес, по указанию первосвященника, жертву Предвечному и оказал при этом первосвященнику и прочим евреям полное почтение. Когда же ему была показана книга Даниила, где сказано, что один из греков сокрушит власть персов, Александр был вполне уверен, что это предсказание касается его самого. В великой радости отпустил он народ по домам, а на следующий день вновь собрал его и предложил требовать каких угодно даров. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 11, 8:5.

Положение Иудеи в составе империи Александра Македонского

[…] Когда же первосвященник спросил разрешения сохранить им старые свои законы и освобождения на седьмой год от платежа податей, царь охотно согласился на это. Равным образом в ответ на просьбу разрешить также вавилонским […] евреям пользоваться прежними законами он охотно обещал им исполнить все их просьбы. Когда же затем он сам обратился к народу с предложением принять в ряды своих войск всех, кто того захочет, причем им будет предоставлено право не изменять своих древних обычаев, но жить, не нарушая оных, многим очень понравилось это, и они согласились участвовать в его походах. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 11, 8:5.

Начало эллинизации: эпоха господства Птолемеев в Иудее

Походы Александра и власть его преемников распространили греческую цивилизацию за пределы Балкан. Ее воздействие сказалось не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и в Средней Азии и Индии. В свою очередь, происходило изменение греческих обычаев и верований на восточный лад; возникали различные формы религиозного смешения, сочетавшего элементы западного и восточного культов (и соответственно культового искусства). Именно в эпоху эллинизма греческие и восточные верования проникли в Рим, который стал преемником эллинистических держав.[2] Иудеи рассеяния сначала собственно разделялись на три больших отдела: иудеев вавилонских, сирийских и египетских; но затем завоевания Александра Великого и римлян значительно расширили область Иудейского рассеяния. Последовавшие перевороты в судьбе мира привели народы в необычайное движение, и поток завоеваний или промышленности быстро захватывал разрозненные части Иудейского народа и разносил их по самым отдаленным странам.[3]

Итак, завоевательный поход Александра Великого и следовавшие за его смертью бесконечные перевороты и войны с внешней стороны имели для иудеев значение лишь перемены в политическом управлении. За небольшим исключением, с 320 по 198 год до Р. Х. они находились под непрерывным верховным владычеством Египта. С этого времени они стали принадлежать к сирийскому царству.[5]

Эллинистический иудаизм

Вследствие возбужденного Александром движения народов для иудеев в известном смысле и в известной мере открылся целый мир, что никогда не было раньше. Александр составил себе величественный план основать такую всемирную монархию, которая прочно держалась бы не только единством верховной власти, но и единством языка, нравов и образованности. В это движение были вовлечены и иудеи. Для их религии это имело двоякое значение: проникновение греческой цивилизации в самую Палестину; сильное развитие, которое приобрела диаспора. Уже и раньше, особенно со времени пленения, были иудеи и вне Палестины, но никогда их не было так много, как теперь. Иудейские колонии возникали и на востоке, и на западе. Поселение иудеев в эллинизированных городах, особенно во вновь основанных, всеми возможными способами поощрялось правителями, а иногда даже и насаждалось насильственно. Самих иудеев привлекали во все страны света торговые интересы. При этом выказались и необыкновенная ловкость, и способность их применяться к требованиям международной торговли. Как они были сначала пастухами, а потом, при изменившихся обстоятельствах, сделались земледельцами – так теперь они стали промышленниками и торговцами. Понятно, что при этом они принимали греческие обычаи и греческий язык, хотя лишь в качестве внешней оболочки, сохраняя при этом свою иудейскую сущность. Иудейство их вовсе не ослабевало. Иудеи диаспоры чувствовали себя связанными неразрывными узами любви и благоговения с Иерусалимским храмом и его культом. Напротив, то направление, в котором развивалась израильская религия со времени плена и в особенности со времени Ездры, послужило к ее сохранению в диаспоре. Исповедовать монотеизм можно было везде. Также можно было всюду учреждать синагоги и исполнять закон. Связи, долгое время прикреплявшие яхвизм к Ханаанской земле, были ослаблены, и при таких условиях сделалось возможным развитие национальной религии во всемирную. Недоставало лишь орудия для этого перехода: оно дано было эллинизмом.[6]

В эллинистическом иудаизме родной язык не только вышел из повседневного употребления, уступив место греческому – языку общения всех жителей ойкумены, – но даже Священное Писание на языке оригинала или в арамейском переводе сделалось непонятным. Необходимо было перевести его на греческий, пока его еще могли понять отдельные ученые, вроде Филона Александрийского. В 3 – 2 веках до н. э. появляется греческий перевод Ветхого Завета, так называемая Септуагинта.[8] Этим переводом был создан новый греческий язык, насквозь проникнутый бесчисленными гебраизмами, на который надо смотреть как на деятельное орудие эллинистической цивилизации и которому христианское богословие обязано большей частью своей терминологии. Рядом с ней развивалась греко-иудейская литература. Заимствовались не только литературные формы – историография, эпос, драма, речения сивилл, литература пиров.[9]

Маккавейские войны

В 198 году Антиох III победил Птолемея V и сделал Иудею частью селевкидской державы. Уставшие от египетского ига евреи поддержали Антиоха и приветствовали взятие Иерусалима как освобождение. Но его преемник Антиох IV видел в Иудее источник дохода; он замышлял великие походы и нуждался в средствах. Он повелел евреям отдавать в виде налога треть урожая зерновых и половину урожая плодовых деревьев. Он пренебрег обычным порядком наследования первосвященства и назначил на эту должность угодливого Иасона, представителя эллинистической партии в Иерусалиме, добивавшегося позволения учредить греческие институты в Иудее. Антиох, которого тревожили разнообразие и живучесть восточных культов в греческой Азии, выслушал Иасона с радостью, мечтая объединить свою разноязыкую державу одним законом и одной верой. Когда при исполнении этих замыслов Иасон проявил недостаточную расторопность, Антиох заменил его Менелаем, давшим ему более щедрые обещания и более крупную взятку. При Менелае Яхве был отождествлен с Зевсом, храмовые сосуды были проданы для пополнения казны, а в некоторых еврейских общинах приносились жертвы эллинским богам.[12] Эллинизация проявлялось в интенсивном строительстве новых городов, обладавших всеми внешними атрибутами древнегреческого города – агорой (рыночная площадь), амфитеатром для театральных представлений, гимнасиями и палестрами для занятий спортом, храмами олимпийских богов и т.д. Они имели также самоуправление полисного образца с народным собранием, советом, выборными должностными лицами и другими институтами. Эти города с чисто греческим или смешанным местным и греческим населением стали важнейшими проводниками эллинизации в Палестине.[13] Возмущаясь таким развитием событий и понимая, что вызов брошен самому существованию их религии, большинство еврейского народа приняло сторону хасидов.

По всей территории Иудеи евреи сталкивались с царскими чиновниками, насильно проводившими в жизнь новые указы, сжигавшими свитки Торы и казнившими тех, кто укрывал их. Антиох предпринял столь жесткие меры с целью лишить еврейское восстание его главной цели, насильно превратив евреев в рядовых граждан Селевкидской империи. Благодаря такой недальновидной политике была подготовлена почва для прямой конфронтации между евреями и Селевкидами. Выступление семьи Хасмонеев (Маккавеев) зажгло пожар полномасштабного восстания. Мы не можем быть абсолютно уверены в исторических деталях свидетельств I и II Книги Маккавеев о начале восстания. В любом случае ясно, что Маттафия, священник из Модина, и люди, подобные ему, мужественно отказались подчиниться гонениям и скрылись в лесах. Вскоре несколько тысяч человек, во главе которых встал Иуда Маккавей ("молот") и его братья Иоанн, Симеон, Элеазар и Йонатан, сплотились вокруг семьи Хасмонеев. Объединившись с частью хасидеев, они стали брать власть над сельскими поселениями, разбросанными по стране. К моменту смерти Маттафии в 166/ 65 г. до н.э. они установили контроль над всей Иудеей.[15]

Маттафия назначил вождем своего отряда сына Иуду Маккавея. Под руководством Иуды Маккавея еврейская армия разбила одного за другим несколько селевкидских военачальников, пытавшихся подавить восстание. В результате Иуда вскоре стал хозяином всей страны. Менелай и эллинизаторы пытались найти мирное решение вопроса, прося, чтобы евреям было разрешено вернуться в свои дома и чтобы гонения были официально приостановлены. Селевкидское правительство поняло, что необходимо пойти на уступки. 15 октября 164 г. до н.э. оно восстановило все права евреев в том виде, как они были дарованы Антиохом III, предоставив также амнистию. Хотя и не исключено, что кто-то воспользовался амнистией, воины Иуды не принадлежали к их числу. В декабре того же года Иуда и его люди заняли Иерусалим, хотя селевкидский гарнизон все еще продолжал удерживать Акру, эллинистическую цитадель. На 25-й день еврейского месяца Кислев Иуда очистил Храм и восстановил жертвоприношения в соответствии с еврейской традицией. Это событие стало отмечаться праздником Ханука. Основная цель восстания, связанная с прекращением гонений и восстановлением иудаизма, была достигнута. На протяжении всего периода гонений и восстания эллинистические язычники в Земле Израиля поддерживали Селевкидов и участвовали в гонениях. Поэтому было вполне естественно, что Иуда обратился теперь против них, а также против евреев-эллинизаторов, вызвавших эти гонения. Эллинизаторы, многие из которых принадлежали к аристократическим родам, сражались на стороне Селевкидов против Иуды. Их опорным пунктом была Акра, и именно там они укрылись после того, как Иуда овладел Иерусалимом.[16]

Иуда предпринял ряд военных кампаний в разных частях Земли Израиля с целью защитить евреев от их соседей-язычников и в то же время искоренить в стране язычество. После смерти Антиоха IV в 164 г. до н.э. его сын Антиох V Евпатор вторгся в Иудею, но затем заключил договор с Иудой и вновь подтвердил права евреев. Он казнил проэллинистического первосвященника Ме-нелая, обвинив его в том, что тот вовлек Селевкидскую империю в войну против евреев, и назначил первосвященником умеренного эллинизатора Алкима. До 162 г. до н.э. Иуда и его сторонники препятствовали Алкиму занять этот пост. Алким обратился за помощью к Селевкидам, и они утвердили его на этой должности. Хасидеи поспешили пойти на компромисс с Алкимом, но Хасмонеи продолжали сопротивляться его правлению. После недолгого "медового" месяца хасидеи вернулись в стан Иуды. Сирийцам опять удалось поставить у власти в Иудее эллинизаторов.

Для сохранения своего режима в борьбе с Иудой Алким обратился за помощью к сирийцам. Войска, посланные к нему на помощь, были разбиты, и Алким бежал в Сирию (так часто называли державу Селевкидов). Он вернулся вместе с селевкидским военачальником Бакхидом, и Иуда пал в битве в 160 г. до н.э. Теперь евреи сплотились вокруг брата Иуды Ионафана. Снова евреи-эллинизаторы пытались утвердить свою власть, и снова Хасмонеи нападали на них со всех сторон. Несколько лет, пока бушевала война, пост первосвященника оставался вакантным. В конце концов, Бакхид начал переговоры с Ионафаном, и они подписали договор, по которому Ионафан, базировавшийся в крепости Михмаш, получал контроль над большей частью Иудеи. В 152 г. до н.э., когда в государстве Селевкидов вспыхнула междоусобная война за обладание троном, оба претендента стали склонять к себе Ионафана. Последний оказал поддержку Александру Баласу, ив 152 г. до н.э. появился в Храме на праздник Кущей в одеждах первосвященника, будучи назначен на этот пост Баласом. Отныне Иудея была объединена под властью хасмонейского первосвященника. Так было положено начало династии, которая правила еврейским народом до прихода римлян в 63 г. до н.э.[17]

Итак, растущее эллинистическое влияние в Земле Израиля привело в итоге к противостоянию между радикальными эллинизаторами и большинством еврейского народа, желавшим сохранить традиционный уклад жизни. Даже несмотря на помощь селевкидских армий, радикальным эллинизаторам не удалось склонить евреев на свою сторону. Крайние формы эллинизации были отвергнуты, и евреи теперь пытались найти другие способы существования в новой культурной среде. Как будет показано в следующей главе, даже в греко-римской диаспоре попытки синтезировать иудаизм и эллинизм не доходили до таких крайностей.

Читайте также: