Итальянское возрождение скульптура кратко

Обновлено: 03.07.2024

Неслучайно, что многие мореплаватели и учёные, которые приобрели всемирную славу в эпоху Великих географических открытий, — П. Тосканелли, X. Колумб, Дж. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Италия, раздробленная политически, была в тот период страной с самой развитой в Европе экономикой и культурой. В Новое время она вступила в разгар грандиозного культурного переворота, получившего название Возрождение, или по-французски — Ренессанс, потому что первоначально под ним подразумевалось возрождение античного наследия. Однако Возрождение было продолжением Средневековья не в меньшей степени, чем возвратом к античности, оно рождалось на основе высокоразвитой, утончённой и сложной культуры Средних веков.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция


Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции


Панорама Венеции

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Л. да Винчи. Автопортрет


Л. да Винчи. Автопортрет

Микеланджело. Купол собора Св. Петра


Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа


Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла


Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Рафаэль. Сикстинская мадонна


Рафаэль. Сикстинская мадонна

Тициан. Автопортрет


Тициан. Автопортрет

Архитектура и скульптура

Основоположниками нового архитектурного стиля стали выдающиеся мастера Флоренции, прежде всего Филиппо Брунеллески, создавший монументальный купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). Ренессансный стиль характеризуют монументальность, создающая впечатление величия, и подчёркнутая простота фасадов, удобство просторных интерьеров. Сложной конструкции готических зданий, подавлявших человека своим величием, была противопоставлена новая архитектура, которая создавала принципиально новую среду обитания, более соответствующую человеческим потребностям.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция


Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флоренция

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Фасад

Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор


Палаццо Медичи-Рикарди. Флоренция. Внутренний двор

В эпоху Возрождения произошло отделение скульптуры от архитектуры, появились отдельно стоящие памятники как самостоятельный элемент городского ландшафта, быстро развивалось искусство скульптурного портрета. Портретный жанр, широко распространившийся в живописи, скульптуре и графике, отвечал гуманистическому настрою ренессансной культуры.

Литература, театр, музыка

Ренессансная литература, создававшаяся первоначально на латыни, шаг за шагом уступала место собственно национальной, итальянской. К середине XVI в. итальянский язык, основой которого стал тосканский диалект, становится преобладающим. Это был первый национальный литературный язык в Европе, переход на который способствовал широкому распространению ренессансной образованности.

На протяжении XVI в. в Италии возник национальный театр в современном понимании этого слова. Итальянские народные комедии стали первыми в Европе, которые писались прозой и имели реалистический характер, то есть соответствовали действительности.

Увлечение музыкой в Италии всегда было более распространено, чем в любой другой стране Европы. Оно носило массовый характер и представляло неотъемлемый элемент повседневной жизни самых широких слоёв населения. Эпоха Возрождения принесла большие изменения и в эту сферу. Особую популярность получают оркестры. Создаются новые виды музыкальных инструментов, из струнных на первое место выдвигается скрипка.

Новое понимание истории и рождение политической науки

Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, он занимал ответственные посты в правительстве и исполнял важные дипломатические поручения в те годы, когда Италия превратилась в арену ожесточённого международного соперничества. Именно в эту катастрофическую для его страны эпоху флорентийский мыслитель попытался ответить на острейшие проблемы современности. Для него история представляла политический опыт прошлого, а политика — современную историю.

Н. Макиавелли


Н. Макиавелли

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности.

http://4.bp.blogspot.com/-wU0r-pTT9Mc/TjRryljsXlI/AAAAAAAAARA/myhBywOM8io/s1600/6+Lucca+della+Robbia+-+madonna_of_roses-large.jpg

Роббиа Андреа. Мадонна в розах 1455, Музей Барджелло, Флоренция

Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.

https://bigenc.ru/media/2016/10/27/1235247385/29521.jpg

Роббиа Лука. Мадонна с младенцем, 1450-е, Музей Барджелло, Флоренция

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом.

Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.

Гиберти

В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 века – Лоренцо Гиберти (1378–1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Вся его творческая жизнь по существу была посвящена решению единственной проблемы – созданию живописного монументального декоративного рельефа. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия.

Гиберти Сотворение Адама и Евы

Гиберти. Сотворение Адама и Евы, Райские двери, 1425–1452, Баптистерий, Флоренция

Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404–1424). Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Внутренние ритмы круглящихся линий композиций вторят обрамлениям, подчеркивая декоративность общего решения. В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства.

Гиберти Лоренцо Авель и Каин

Авель и Каин, 1425–1452, Фрагмент дверей, бронза. Баптистерий, Флоренция

Донателло

Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (около 1386 – 1466, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди). Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики. Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу.

Донателло обучался в мастерской Гиберти, где на его глазах создавались рельефы северных дверей баптистерия. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно. Его ранние произведения носят отпечаток готических влияний, в дальнейшем Донателло создает образы остроиндивидуальные, подчеркивает выразительность в самых неправильных чертах. Его самобытный талант проявился в скульптурах, украшающих церковь Ор-Сан-Микеле во Флоренции. Поставленные, согласно установившейся традиции, в нишах средневековой постройки, пластически самостоятельные, статуи Донателло обнаруживают свой гуманистический характер. С особой полнотой это видно в мраморной статуе святого Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен.

https://www.donatello.net/images/sculptures/atys.jpg

Аллегория Эроса, 1430–е. Национальный музей, Флоренция

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f0/Donatello_-_David_-_Floren%C3%A7a.jpg/512px-Donatello_-_David_-_Floren%C3%A7a.jpg

Донателло. Давид, около 1430. Национальный музей, Флоренция

Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433–1439). Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелатой (1447–1453), Этот первый конный памятник в искусстве Возрождения, посвященный выдающейся личности, получил совсем иную, чем в античности, трактовку. Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. В его лице, умном и суровом, – черты несомненного портретного сходства, выражение непреклонной воли и энергии. Фигура кондотьера Гаттамелаты воспринимается в неразрывном единстве с медленно шествующим коном, отяжеленные формы которого словно подчеркивают силу всадника. Поставленный перед церковью Сант-Антонио в Падуе, монумент не только сохраняет свою значительность в соседстве со зданием храма, но и организует весь ансамбль площади.

Здесь же в Падуе, в церкви Сант-Антонио, находится алтарь, исполненный Донателло. Его рельефы на сюжеты из жизни святого Антония представляются одним из высочайших достижений этого вида скульптуры. В сложные многофигурные композиции с архитектурными фонами включено невиданное доселе множество действующих лиц, переданы их чувства и переживания. Широтой охвата жизненных явлений эти рельефы, по существу, могут соперничать с живописью.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Скульптура Ренессанса — один из важнейших видов искусства Возрождения, достигший в это время расцвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом — ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.

Донателло. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло. Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики.

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (MichelangeloBuonarroti; иначе - МикеланьолодиЛодовикодиЛионардодиБуонарротоСимони) (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях мастера. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности

Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Микеланджело составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Он стяжал себе громкую, неувядающую славу во всех трех главных художественных областях, но был скульптор по преимуществу: пластический элемент преобладал в его гении до такой степени, что этим элементом запечатлены его живописные произведения и архитектурные композиции. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.

Трагедия Микеланджело состояла в том, что ему, гениальному скульптору, феноменально чувствовавшему мрамор, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Но даже в этих, не свойственных ему областях, проявлялась подлинная гениальность матера. К сожалению, многие его планы и идеи так и остались нереализованными, большое количество его творений не сохранилось до наших дней, многие проекты не были завершены при его жизни.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом РаффаелеРиарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира ЯкопоГалли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.

Скульптура Ренессанса — один из важнейших видов искусства Возрождения, достигший в это время расцвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом — ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.

Скульптура раньше живописи прочно встает на новый путь развития, что объясняется тем местом, которое она занимала в средневековых культовых сооружениях. При больших постройках создавались мастерские, которые готовили скульпторов-декораторов, проходивших здесь хорошую подготовку, знакомясь с архитектурой, со строительным и ювелирным делом. Все эти познания помогали в работе над монументальной пластикой, отличавшейся особой тщательностью исполнения.

Донателло. Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло. Широтой своих исканий и разносторонностью таланта он оказал огромное воздействие на последующее развитие европейской пластики.

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти (MichelangeloBuonarroti; иначе - МикеланьолодиЛодовикодиЛионардодиБуонарротоСимони) (1475-1564) - один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях мастера. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности

Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, Микеланджело составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Он стяжал себе громкую, неувядающую славу во всех трех главных художественных областях, но был скульптор по преимуществу: пластический элемент преобладал в его гении до такой степени, что этим элементом запечатлены его живописные произведения и архитектурные композиции. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.

Трагедия Микеланджело состояла в том, что ему, гениальному скульптору, феноменально чувствовавшему мрамор, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Но даже в этих, не свойственных ему областях, проявлялась подлинная гениальность матера. К сожалению, многие его планы и идеи так и остались нереализованными, большое количество его творений не сохранилось до наших дней, многие проекты не были завершены при его жизни.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом РаффаелеРиарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира ЯкопоГалли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Характеристики



Скульптура эпохи Возрождения взяла за основу и модель произведения классической античности и их мифологию , с новым видением гуманистической мысли и роли скульптуры в искусстве. Как и в греческой скульптуре, натуралистическое изображение обнаженного человеческого тела искали с помощью высокосовершенной техники благодаря тщательному изучению анатомии человека . В Италии в равной степени сосуществовали светские и религиозные темы; не так в других странах, таких как Испания и Германия, где преобладала религиозная тема. [ 4 ]

Человеческое тело представляло собой абсолютную Красоту , математическое соответствие между частями которой было хорошо определено, а контрапост постоянно использовался от Донателло до Микеланджело. Именно в это время было практически дано освобождение скульптуры от архитектурной рамы, рельефы были выполнены с соблюдением правил перспективы , а персонажи показаны с драматическими выражениями, что привело к ощущению великой terribilita в чувствах, выставленных напоказ в изображении. скульптуры Микеланджело , как в лице его Давида . [ 5 ]

Основополагающую роль играла фигура покровителя , представленная церковью и деятелями дворянства, получавшими своим покровительством общественный авторитет и политическую пропаганду, и охватывала все темы: религиозную, мифологическую, бытовую, портреты персонажей и т. д. [ 6 ]

С Ренессансом вновь появилась греко-римская глиптика , почти полностью забытая в Средние века в работе по тонкому камню (за исключением некоторых образцов византийского искусства), а с XVI века драгоценные камеи классического вкуса, столь совершенные, что , временами путаюсь с древними. Однако использование тонкой резьбы по камню, столь любимой греческой и римской цивилизациями, почти не было восстановлено . Эти небольшие рельефы послужили моделью, однажды увеличенной, для украшения скульпторами больших медальонов для дворцов в Италии и Франции. [ 7 ]

Материалы

В скульптуре эпохи Возрождения использовались все виды материалов, в основном мрамор , бронза и дерево . Бронза конкурировала с мрамором в основном в погребальных памятниках, фонтанах и небольших скульптурах для внутреннего убранства, а также в конных статуях, таких как статуя кондотьера Коллеони в Венеции . Репродукции бронзовых статуэток широко использовались в эпоху Возрождения из-за большого количества коллекционеров. Во Флоренции это были Антонио Поллайоло ( Геркулес и Антео ) и Андреа дель Верроккьо ( Крылатый мальчик с рыбой ). ) инициаторы по заказу Медичи . Из мастерской Леонардо да Винчи сохранились небольшие бронзовые изделия с изображением вздыбленного коня высотой 23 см . [ 8 ] Скульптор из Мантуи Пьер Якопо Алари Бонакольси по имени Антико поселился в Риме, чтобы выполнять бронзовые сокращения древних мраморов. [ 9 ]

Древесина использовалась в таких странах, как Германия и Испания , где глубоко укоренились большие лесные богатства и традиционная работа с полихромным деревом ; его использовали при исполнении религиозных образов, запрестольных образов и алтарей. [ 10 ]

Терракота использовалась как самый дешевый материал; Использовалась терракота в естественном цвете и полихромии, как та, которую использовали Антонио Росселлино и его ученик Маттео Чивитали в Богородице Благовещения в церкви Слуг Лукки . Итальянский художник Пьетро Торриджано изготовил в Испании несколько полихромных глиняных скульптур, некоторые из них хранятся в Музее изящных искусств в Севилье . [ 11 ] Лукке де ла Роббиа , который следовал стилю Донателлиана, приписывают изобретение эмалированной глины, которую он использовал в скинии . Санта-Мария-Новелла из Флоренции в сочетании с мрамором для придания цвета работе, а затем в тондо и Мадоннах ; его мастерская, за которой последовал его племянник Андреа делла Роббиа , изготовила большое количество эмалированных терракотовых работ, которые распространились по всей Европе. [ 12 ]

Техники


Похищение сабинянок работы фламандского скульптора Джамболоньи, где композиция изображена в спиральном движении.

Техника резьбы по мрамору была восстановлена ​​во времена Возрождения с тем совершенством, которое она имела в классический период. Начиная с эпохи Возрождения, для удаления камня на определенную глубину использовалась ручная дрель или трепан . Этот инструмент использовался независимо от того, была ли скульптура выполнена прямой резьбой, как это иногда делал Микеланджело , или если использовались прошлые точки модели, сделанной в гипсе, как обычно делали такие художники, как Джамболонья , чьи точки отмечены на многих из них. его скульптуры. Донателло использовал греческий метод обработки блока по кругу, однако Микеланджело вырезал его сбоку. [ 13 ] Вот как описал это Бенвенуто Челлини :

Лучший метод, который когда-либо использовал Микеланджело; нарисовав основную перспективу на блоке, он начал отрывать мрамор с одной стороны, как будто собирался работать над рельефом и таким образом шаг за шагом нарисовать полную фигуру. [ 14 ]

Для работ из бронзы необходимо было предварительно выполнить работу из глины или воска для последующего литья ; После этого его выточили, чтобы убрать возможные дефекты литья, отшлифовали поверхность абразивами и добавили патины на вкус скульптора. [ 13 ]

Резьба по дереву, применявшаяся в основном в Северной Европе и в Испании, могла также осуществляться прямой резьбой на чурбаке с выполнением небольшого эскиза для вашего ориентира или по предыдущей модели в гипсе или глине, а также сквозным точки как в мраморе. [ 13 ]

Сочинение

Эпоха Возрождения приняла основные элементы, описанные Витрувием , который считал:

. что пропорции человеческой формы должны были служить образцом пропорций человеческих творений. Так как природа устроила человеческое тело таким образом, что его члены должным образом пропорциональны фигуре в целом; По-видимому, у древних были веские основания для своего правила, которое гласит, что в совершенных зданиях различные элементы должны сохранять точно симметричные отношения с общей схемой в целом.



В рельефе архитектура и недавно приобретенные законы перспективы использовались для составления фондов изображений, как в знаменитых Воротах Рая Гиберти или в рельефах с техникой stiacciato для алтаря Святого Антония в Падуе, сделанных Донателло. . Архитектурные сооружения были созданы в качестве фона, как это делал Джотто в своих проторенессансных картинах. Некоторые итальянские бронзовые лауды были перевезены в Испанию, например, найденный в соборе Бадахоса Лоренцо Суаресом де Фигероа. [ 18 ]

Фламандская скульптура вместе со скульптурой германских стран была развита с реализмом, который ценился во всех декоративных деталях, где скульптурная работа была представлена ​​почти как работа ювелира, которая применялась на больших алтарях из дерева. Также в Испании готико-фламандское влияние наряду с итальянским было собрано в рельефах, таких как рельеф одной из дверей собора Барселоны , выполненный фламандским скульптором Майклом Лохнером и Бартоломе Ордоньесом . Итальянский стиль в ретрохоре того же собора. Рельефы вокруг саркофагов изображали сцены из жизни умерших: их жизнь, чудеса и мученичество, если они были религиозными, или изображения сражений и военных событий, если они были фигурами знати. Погребальные памятники развивались в разных фазах композиции, от традиционной структуры погребальной плиты или статуи одинокого лежащего в своем саркофаге, использовавшейся в средние века, до примыкающих гробниц, обрамленных архитектурными элементами в виде триумфальной арки. , и с результатом, подобным алтарю, где на центральной улице обычно находилась урна с фигурой лежащего на ней и аллегорическими фигурами на боковых улицах. Наконец, они проводились с изображением умершего в молитвенной позе, типичной для Испании и Франции. [ 19 ]

Конная статуя в натуральную величину из бронзы уже была обработана римскими скульпторами, такими как Марко Аурелио , который тогда находился в Сан-Хуан-де-Летран ; также бронзовые лошади Святого Марка Венецианского служили моделями для итальянского Возрождения и могут считаться источником вдохновения для Гаттамелаты Донателло и Коллеони Верроккьо . Исследования Леонардо да Винчи привели к изменению изображения лошади, которая была поставлена ​​на дыбы и готова наброситься на врага; идея, вероятно, была взята из древних рельефов саркофагов. [ 22 ]

Итальянская скульптура

Историография делит этот период между 15 и 16 веками на два этапа, получивших название кватроченто и чинквеченто .

Эль Кватроченто Флорентийские эскульторы


В то время как в остальной Европе готическое искусство все еще преобладало , в Италии кватроченто или раннее Возрождение началось в 15 веке . Это момент торжества Человека и Природы. Скульптура опережает архитектуру и живопись, быстро развивается. Его предшественники имели место на юге Италии, при дворе Фридриха II , под защитой которого родилась художественная школа, которая уже принесла ожидаемые огни того, что будет Ренессансом 15-го века. Это был регион Тоскана в течение предыдущего тринадцатого периода, который унаследовал этот новый способ создания скульптуры в фигуре Николаса Пизано , за которым последовал его сын. Хуан Пизано , а позднее Андреа Пизано (первые бронзовые двери баптистерия Флоренции ) и Нино Пизано .


Николас Пизано (этим прозвищем он подписывал свои работы), которого звали Николас де Апулия, приехал из этого региона южной Италии (называемого по-испански Апулией ), чтобы поселиться в Пизе (Тоскана). В Пизе (как и в большинстве регионов Европы) все еще сохранялось романское искусство, и начала использоваться готика. Николасу Пизано было поручено вырезать кафедру в баптистерии собора в этом городе . Он сделал это, следуя новым тенденциям, усвоенным в Апулии, особенно подчеркивая классическую форму обнаженного Геракла. Эта работа, кафедра, считается предшественником итальянского Возрождения. [ 23 ]

После этих предшественников это будет город Флоренция (процветающий город на данный момент, с могущественной семьей Медичи, покровителями и пропагандистами искусства), который занимает центральное место в фигуре своего лучшего представителя: Лоренцо Гиберти . С этого момента не будет обнаружено ни намека, ни средневекового балласта. Флорентийская скульптура будет доминировать в портретном бюсте, всаднике, рельефе и круглой выпуклости в течение полутора веков. Материалом, используемым преимущественно в этот период, был мрамор , за которым последовала бронза .

Гиберти , Донателло и Якопо делла Кверча как лучшие, за которыми следуют делла Роббиа , Верроккьо , Антонио Поллайоло и Агостино ди Дуччо , сформировали группу великих скульпторов флорентийской школы кватроченто.


Этот этап кватроченто начался со скульптурной работы над рельефами на дверях баптистерия во Флоренции Лоренцо Гиберти, молодым скульптором двадцати с небольшим лет. В баптистерии уже были две двери, вырезанные Андреа Пизано в 1330 году, а в 1401 году был объявлен конкурс на оставшиеся две двери. Соревнование выиграл Гиберти (в соревновании с Брунеллески ), закончивший первые из двух ворот в 1424 году; его работой восхищались и высоко ценили, поэтому город заказал ему вторые ворота. Он потратил около двадцати лет, вырезая каждый из них; это было практически делом всей его жизни. Эта вторая дверь, сделанная Гиберти, и четвертая дверь баптистерия известны как Пуэрта-дель-Параисо , названная в честь Микеланджело . и считается одной из вех кватроченто.

Вторым великим скульптором этого периода был Донателло , на десять лет моложе Гиберти. Он был гораздо более разносторонним в своей работе, уделяя особое внимание человеческой фигуре. Донателло считается в истории искусства предшественником Микеланджело и, по правде говоря, является самостоятельным, пламенным и реалистическим художником. Его наибольший интерес представляла человеческая фигура в разном возрасте, охватывающая всевозможные типы, разнообразные жесты и выражающая в его творчестве самые разнородные душевные состояния. С другой стороны, Донателло считается большим знатоком детских проблем, особенно в выражении детской радости (трибуны соборов Флоренции и Прато ). ). В круглой скульптуре Донателло разложил ренессансный портрет бюста, разрезанного горизонтально поперек груди, а не на пьедестале (как это было принято в римской скульптуре). Примеры: бюст Антонио де Нарни с большой камеей на шее; Терракотовый бюст Сан-Лоренцо в образе молодого дьякона в Старой ризнице Сан-Лоренцо. во Флоренции. Такой способ изображения портретных бюстов был перенят скульпторами эпохи Возрождения и просуществовал почти до эпохи барокко. В 16 веке бюст удлинили до обрезания в талии. Также в круглой скульптуре Донателло был предшественником фигуры верхом на лошади (из бронзы) в знак уважения к великому персонажу, расположенной в центре общественной площади. Первая конная статуя Донателло была известна как Гаттамелата ( кондотьер Эразмо де Нарни ). [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]


Якопо делла Кверча (умер в 1438 г.) — третий великий скульптор этой флорентийской школы и единственный из этой группы, который является уроженцем не Флоренции, а Сиены . Он принадлежит к поколению Гиберти. Его стиль напыщенный и массивный, в отличие от детального стиля Гиберти. Его шедевром был центральный портал Сан-Петронио в Болонье, строительство которого началось в 1425 году. Это серия рельефов, представляющих Бытие и детство Иисуса, с бюстами пророков и изображением Богородицы Сан-Петронио. В его рельефах преобладают монументальность и обработка геркулесовых обнаженных тел, предвосхищающих стиль Микеланджело. Якопо делла Кверча – автор фонтана Гайя . из Сиены, из гробниц Иларии дель Каретто в Луке и Галеаццо Бентивольо в Болонье.

Семейную группу Роббиа возглавляет Лука делла Роббиа (умер в 1482 г.), который почти полностью посвятил себя трактовке детства и юности женской фигуры. Лука создал школу, в которой ввел технику глазурованной глины, которая проявлялась в самых разнообразных сюжетах, от небольшого рельефа до запрестольного образа с обильными фигурами. Он также работал с мрамором и бронзой. Андреа делла Роббиа , племянник Луки, был самым одаренным из его последователей. [ 27 ] Он является автором тондо (круглых медальонов) детей, вырезанных в Spedale degli Innocenti. из Флоренции. Последним из группы был Джованни делла Роббиа, который был не только скульптором, но и декоратором, а иногда и гончаром. [ 28 ]


Читайте также: