Итальянский дизайн история кратко

Обновлено: 17.05.2024

У итальянского дизайна исключительная репутация во всем мире. Знаменитый итальянский стиль, идет ли речь о моде, автомобилях или мебели, поражает нас своей элегантностью, оригинальностью и совершенством. Марки многих итальянских автомобилей признаны классикой автомобильного дизайна. Всему миру известны имена модельеров Валентино, Дольче и Габбана, Версаче, Армани. Такие дизайнеры как Джованни Понтии, Алесандро Мендини, Етторе Соттсасс, Гаэтано Пеше известны далеко за пределами своей родины. Даже непосвященным знакомы названия многих итальянских компаний, производящих мебель, офисную технику, предметы для сервировки стола: Cassina, Alessi, Cappellini, Moroso, Zanotta, Olivetti.

В области промышленности инновационные традиции итальянского дизайна были заложны ещё в 1930-х годах проектами транспорта Джиованни Понтии и Данте Джакозы .

В середине 60-х Джованни Коломбо начинает вводит в дизайн жилого интерьера вещи-агригата, универсального элемента жилища. Это полки, стеллажи, ящики, но вместе с тем – это и своеобразная скульптура. Чуть позже другой итальянский дизайнер – “Этторе Соттсасс – предлагает ещё более радикальную модель, в которой все предметы будут заменены стандартизованными порталами, соединёнными между собой проводами, трубами и образующими крайне технологизированную и мобильную среду.

В 60-х и особенно 70-х годах в итальянском дизайне всё активнее проявляется особая авангардная тенденция. К такой тенденции можно отнести рациональный, концептуальные дизайны и антидизайн. Это направления в отличие от прошлой манеры проектировки больше связана с ассоциативностью, метафорами, знаками и символами. Это новая стилевая эпоха – эпоха постмодерна, с его цитатностью и иронией, неожиданным сочетанием масштабов и смыслов; эпоха концептуального проектирования, когда сам сценарий вещи, её сюжет становится столь же важным, как и собственно объёмная, материальная и функциональная форма.

В 70х – 80х годах в авангардном дизайне постмодерна зарождается понятие - визуальный язык.

Но основное, что сделало славу итальянскому дизайну в 80х годах – это лидерство в формировании стилистики постмодерна, это безусловный художественный приоритет в области экспериментального дизайна.

Дизайнерские группы

Архизум выступал против элегантного дизайна и бросил вызов господствующему в то время модернизму. Члены группы работали над выставочными инсталяциями, архитектурными объектами, дизайном интерьеров и промышленных изделий.

Наиболее известные их работы:

Диваны Superonda, созданные для компании Poltronova;
стул 'Mies'; Проекты Архизума в значительной степени были своего рода критикой дизайна, но в 1969 году они создали пародию на стул Mies Van der Rohe – стул Mies, который по иронии судьбы сам стал иконой от дизайна.
Преувеличенно "безвкусные" кровати "Dream", о которых представители группы писали: "Мы хотим принести в дом все, что раньше оставалось снаружи: нарочитую банальность, сознательную вульгарность, урбанистические элементы и порок".

Superstudio была основана в декабре 1966 году во Флоренции Адольфом Наталини (Adolfo Natalini, 1941) и Кристиано Торальдо ди Франция (Cristiano Toraldo di Francia, 1941) (позднее присоединились Пьеро Фрассинелли и Роберто и Джанкарло Магрис) для проведения теоретического исследования градостроительства и системного дизайна.

"В начале," говорил Наталини, "мы создавали довольно фантастические объекты для производства их в дереве, стали, стекле, кирпиче или пластмассе. Это было вначале, в 1966.
Потом мы обратились к производству практичных изделий таких, как стулья, столы и кабинеты, но они были осознанно созданы в нейтральном стиле, критикуя потребительскую культуру и непрерывную гонку за новизной.

Утопический дизайн Суперстудио предлагал новые жилые структуры. Например, в проекте Monumento Continuo они предложили модульные города и ландшафты, которые можно было расширять бесконечно. Этот проект был предназначен для замены сложившейся структуры и служил матрицей для конструирования новой среды обитания, где каждому было определено его собственное нейтральное пространство, свободное от объектов и давления потребительской идеологии.
В проектах ‘Monumento Continuo’ (1971), в ‘Dodici Citta Ideali’ (12 идеальных городов) (1971) и в in ‘Cinque storie del Superstudio: vita, educazione, ceremonia, amore, morte’ (Пять историй Суперстудии: жизнь, образование, церемония, любовь, смерть) (1973) утопия, пессимизм и ирония объединяются с поисками философским и теоретическим переосмыслением принципов архитектуры.

Группа “Strum”

Радикальная дизайнерская группа “Strum” (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo).
Одна из самых известных работ группы – экзотическая “мебель” для сидения и лежания из полиуретана “Pratone” (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.

Свободная школа-лаборатория дизайна “Global Tools”

К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, "Алхимии" и "Мемфиса", эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению “Пост-модернизм”, которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

— стиль в дизайне, созданный в начале 1980-х годов по инициативе итальянского дизайнера Э. Соттсасса; возник как реакция дизайнеров на засилье ортодоксально-функционального дизайна.

Феномен итальянского автомобильного дизайна

Известный исследователь автомобильной истории граф Карло Бискаретти ди Руффия (C.Biscaretti di Ruffia), занимаясь этимологией слова carrozza, усмотрел его корни в латинском carruca. Это дало ему основание утверждать, что первый конный четырехколесный экипаж с деревянным кузовом появился именно в Италии, а не в Венгрии, как утверждалось ранее. Об этом же свидетельствовали и документы середины XVI века, сохранившиеся в городском архиве Вероны, и образцы ранних экипажей, представленные в экспозиции французского музея Клуни (Cluni). Рассматривая первые итальянские экипажи, не трудно заметить, что подлинное мастерство каретников из Милана и Турина по-настоящему раскрылось лишь к XIX веку. Тогда же была создана и гильдия кузовщиков. В гильдию входили ведущие мастера Италии: Джованни Боскетти (D.Boschetti), Марчелло Алессио (M.Alessio), Чезаре Сала (C.Sala) и знаменитый Джакомо Прельяско (G.Pregliasco) из Турина, известный своими экипажами для Марии Кристины Бурбонской и Савойской династии.


Именно эти люди первыми сделали вывод о том, что необходимо двигаться вперед от кустарного производства к промышленному. Тот, кто этого шага не сделал, стремительно терял заказы от частных лиц. Несомненным лидером здесь был Джованни Аньелли (G.Agnelli), который в 1912 г. развернул серийное производство автомобилей под маркой F.I.A.T. Он же одним из первых понял, что каждому автопроизводителю необходим свой стиль, разрабатывать который должен художник-стилист.

Многие итальянские кузовостроители начинали свою карьеру в автомобильном спорте. В 1926 г. водитель фирмы Isotta Fraschini Бьянки Андерлони основывает свое дело. Carrozzeria Tоuring начинает изготавливать специальные и очень легкие кузова типа Superlеggera для автомобилей, участвующих в гонках Mille Miglia. С этого времени фирменный значок Tоuring неотделим от эмблемы Alfa Romeo, а в 50-е годы он появляется и на боку пока еще мало кому известных автомобилей Ferrari. K владельцу небольшой туринской кузовной мастерской Джиачинто Гиа (G.Ghia) также обращаются за постройкой гоночных кузовов. Позже именно фирма Ghia одной из первых начнет сотрудничество с производителями автомобилей за пределами Италии — в Европе и Америке.

Другим итальянцем, прославившимся за пределами родины, был Бруно Сакко (B.Sacco), который начинал стилистом на Ghia.

Затем, перебравшись в Германию, он поступает на Mercedes-Вenz и добивается поста главного дизайнера фирмы. Наиболее удачными его работами, в которых безусловно угадывается итальянский темперамент автора, принято считать роторный С 111 и купе SEC на основе 126-й серии кузовов, с которых началось обновление дизайна фирмы.

Еще одной заметной фигурой европейского автомобильного мира был Джованни Микелотти (G.Michelotti), начавший свою карьеру на Stabilimenti Farina в возрасте 16 лет. Когда ему исполнилось 28, он уже самостоятельно работал для различных кузовостроителей. В частности, для Vignale им были разработаны DAF 44 и несколько моделей английского Triumph. Кроме того, Микелотти — первый итальянец, который начинает выполнять заказы для Японии.

Среди тех, кому автомобильный дизайн Италии обязан своей мировой славой, есть и имя Франко Скальоне (F.Scaglione). Из его мастерской вышли прекрасные, но поразительно разные автомобили: Giulietta SS, Aston Martin, легендарный Maserati 3500 и футуристическая серия концептов B.A.T., выполненных для Bertone.

Использование серебра, как одного из новых материалов в дизайне.

Начиная с 1960-х годов итальянская индустрия мебели пошла по новаторскому пути, не боясь смелых экспериментов как в решении конструкторских задач, так и в области поиска материалов. Результатами поиска стало использование многослойной древесины, прозрачного мрамора и серебра. Серебро - это чисто итальянский случай. И не только потому, что этот драгоценный металл занимает особое место в истории итальянских ремесленных традиций. Своей популярности он прежде всего обязан итальянскому движению визуального искусства 30-40-х гг., которое получило дальнейшее развитие в послевоенный период и существует в наши дни. Архитекторы и дизайнеры Эрос Дженацци, Пьеро Де Векки, Джио Понти, Игнацио Гарделла, Франко Альбини в серебре прежде всего видели материал, поддающийся экспрессивному поиску в соответствии с новой реальностью, материал, с которым можно было экспериментировать для получения новых форм в кустарных лабораториях, которых одно время было очень много в Италии, прежде всего в зоне Милана.
С тех пор серебро как материал не изменилось, изменился способ его применения. Оно стало объектом особых исследований, направленных на использование его необычных физико-химических свойств. Сегодня серебро представляется в совершенно новом аспекте: как новый дезинфицирующий, антимикробный материал, который отлично проводит тепло и экономит энергию, фильтрует вредные электромагнитные волны, ликвидирует запахи и даже снимает стресс. Применение на практике выразительных свойств серебра должно стать вежливым толкователем современных тенденций в области дизайна, переходя из области роскоши в область быта.
Проекты, этапы разработки серебряных рамок, стула из расплавленных полимеров кажутся почти недоступными пониманию. А вот процесс изготовления панели, толщина которой составляет всего 2 мм, достаточно прост. Слоистая деревянная панель изготавливается путем соединения под высоким давлением за один прием листов шпона и специальных высокопрочных микротканей, способных гарантировать высокие механические свойства и упругость. Высокопрочная деревянная панель устанавливается потом на каркас из алюминия. Эта особая техника была позаимствована итальянскими специалистами из мира автомобилей. Предложенная новация может быть достаточно интересным решением в области производства кухонной мебели.
I made можно перевести как "я сделал это" и как "сделано в Италии". Кристоф Пилле, Марко Дзанини, Отавио Ди Блази, Филип Штарк, Рикардо Блумер, Габриелле Чентаццо - это далеко не все имена тех, кто делает мебель в Италии и задает новые тенденции в области дизайна. Вопрос, возможны ли такие исследовательские мастерские и проектные центры в области дизайна в России, остался открытым, но то, что такие проекты полезны российским дизайнерам и представителям мебельной индустрии, сомнений не вызывает. Дизайн и промышленность, так же как культура и экономика, пересекаются не так часто. I made - это удачное соединение еще и потому, что позволяет ощутить итальянское видение мира. Ведь итальянский дизайн - пример того, как культура страны переходит в предметы интерьера.

Работы Марио Беллини отличает обостренное чувство стиля: привычные предметы — телевизоры, аудиосистемы — превращаются в небольшие монументальные формы, играющие в интерьере или его зоне роль доминанты.

Яркий представитель современного промышленного дизайна, характеризующегося функциональным подходом. Джорджетто Джударро относится к Туринской школе автомобильного дизайна (принято считать, что туринские мастера продолжают традиции знаменитых еще в Средние века пьемонтских жестянщиков).

-выдающийся итальянский дизайнер, прославившийся своими футуристическими прозрениями в области интерьера. Начиная как живописец, на Миланском триеннале (1964) получил Золотую медаль. Последующие годы посвятил почти целиком дизайну, проектируя жилые интерьеры, мебель, посуду и другие предметы быта.

Для творчества Джоэ Коломбо характерны абсолютная нестандартность мышления, граничащая с парадоксальностью, желание максимально выявить новые эстетические возможности при использовании последних достижений науки и техники, стремление к работе с новейшими конструкционными и отделочными материалами, прежде всего с пластмассами.

— выдающийся итальянский дизайнер, один из самых ярких представителей арт-дизайна.

Неустанно экспериментируя, Гаэтано Пеше ввел новые методы строительства, возведя в Авиньоне маленький ресторан из силикона: мягкие эластичные стены, светящиеся изнутри, сами держат форму без каких-либо опор.

В этой вещи зримо воплощен почерк Ренцо Пиано с его феноменальным умением довести любую проектную задачу до инженерных первоэлементов, которые могут сложиться в целое только так, как они сложились. Но всегда — красиво.

Итальянский архитектор, одна из фигур, определяющих развитие современной архитектуры, развивающих ту ее ветвь, что откровенно базируется на классических традициях и творческом рационализме.

Альдо Росси является обладателем архитектурной премии Прицкера за 1990 год. В резолюции Прицкеровского комитета говорится об исключительной способности мастера следовать урокам классики, не впадая в копирование, и достигать очистительной простоты формы при исключительной сложности содержания и значения. Альдо Росси не использует экспрессивных, неожиданных форм, остросовременных строительных технологий. Его словарь исчерпывается ординарными структурами, традиционными формами, множественным повторением в различных постройках призм, пирамид, параллелепипедов, портиков, реализованных наиболее употребляемыми техническими средствами. Проекты Альдо Росси имеют целью восстановление городских структур, атмосферы города, приведенных в плачевное состояние неумеренной активностью современных архитекторов.

Творческая фигура, в наибольшей степени ассоциирующаяся с авангардными поисками в области промышленного дизайна.

Пока весь мир готовится к будущей юбилейной выставке Salone del Mobile.Milano и ожидает появление новых звезд, полезно вспомнить имена творцов, задавших главные тенденции 20 века в мировом дизайне. Гиганты модернизма, на чьих плечах держится наследие итальянского промышленного дизайнера. Эти люди, чьи творения часто были для своего времени возмутительными, всегда оставались или остаются верными своему индивидуализму.


1940-е: Джо Понти





1950-е: Акилле Кастильони

Чарующий итальянский стиль выглядит как смешение нескольких направлений в дизайне интерьера. Это изящный барокко с вниманием к деталям, деревенский и простой кантри, а также нотка средиземноморья. Все эти составляющие делают итальянский интерьер уютным и гостеприимным, страстным и спокойным одновременно.

Дизайн интерьера в итальянском стиле

История возникновения итальянского стиля

Этот южный теплый стиль возник на берегу Средиземного моря в конце 20 века. Причиной тому стало большое количество построек в сжатые сроки. В пригороды стали заселяться все активнее, преследуя цель выбраться из города. В связи с чем, в итальянском стиле, используется много элементов из натурального дерева.

Национальные предметы гордости присутствуют в интерьере и в наши дни. Такие как настенная фреска и предметы живописи, репродукция картин и витражи. Благодаря этому создается уникальный и очень уютный итальянский стиль. В нем также присутствуют элементы античности: полуколонны, арочные проемы, лепнина, скульптура, а также выверенные пропорции композиции в целом.

Колонны в интерьере гостиной итальянского стиля

Фрески в дизайне интерьера итальянского стиля

Характерные особенности и цветовая палитра

В итальянском интерьере есть черты рококо и классических канонов, но есть и индивидуальные особенности, которые и отличают его от других направлений в дизайне.

  • Использование множества фактур. Гармония элегантности и массивных декоративных украшений, сочетание древесных текстур с золотом и стеклянными изделиями.
  • Сочетание дворцовой роскоши и уюта простого дома. Утонченность в деталях и простота в убранстве обстановки.
  • Натуральные материалы для отделки и природные цвета. Венецианская штукатурка, каменная кладка и поверхности из древесины придают особый шарм и атмосферу.
  • Обилие растений в помещении. Особенно благородно смотрятся мини-деревья или крупные зеленые стебли. Все для того, чтобы комната была похожа на летний сад.
  • Панорамные окна с арочным проемом, прозрачные двери и легкая ткань для штор создают невесомую беззаботность в интерьере.
  • Цветовая палитра состоит в основном из бежевых, молочных оттенков, дополненные фиолетовыми и зелеными для выделения некоторых зон.

Роскошь в оформлении интерьера гостиной итальянского стиля

Обилие растений в интерьере гостиной итальянского стиля

Бежевый тон в итальянской гостиной

Виды итальянского стиля

Общий смысл и композиция итальянского стиля всегда одна, но внешняя реализация может значительно отличаться. Все зависит от географической точки возникновения этого очаровательного направления в интерьере.

Элементы позолоты в интерьере итальянского стиля

Деревенский итальянский стиль

Самый естественный, натуральный, уютный и гостеприимный. В отделке этого направления только древесные материалы. Тяжелые двери с эффектом старины и потертостей, массивные доски для напольного покрытия, крупные брусья для потолка, предметы мебели из благородных пород. Дополняется этот ансамбль фурнитурой из железа, каменными, мраморными элементами, природным волокном текстиля.

Понятно, что яркие и сочные краски здесь отсутствуют и остаются только приглушенные, естественные, которые положительно воздействуют на психику. Расслабляют и убаюкивают.

Уютная спальня в деревенском итальянском стиле

Средиземноморский итальянский стиль

Проемы в виде арок, высокие потолки, фрески - характерно для средиземноморского направления. Оттенки желтого в совокупности с рассеянным мягким светом, элементами ковки, плетеными украшениями, живыми растениями, элегантными статуэтками превращают помещение в райский уголок.

Оформление гостиной в средиземноморском итальянском стиле

Классический итальянский стиль

В этом направлении особое внимание уделяется тому, чтобы выставить богатство и достаток на всеобщее обозрение. В нем используют предметы мебели из натурального дерева и резным декором, на потолке часто делают фреску и лепнину. А в центре располагается большая люстра, которая привлекает больше всего внимания и является главной особенностью помещения. В качестве украшений интерьера выступает красивая посуда, расположенная в буфете. Настенные или напольные часы, художественные произведения.

Панорамные большие окна с выходом на террасу или балкон, эркерная планировка и обилие свободного пространства.

Итальянская классика в интерьере гостиной

Тосканский итальянский стиль

Тосканское направление сочетает в себе особенности Италии, Франции и Испании. В нем прослеживается природа, теплый уют, оригинальная архитектура, а также живые кипарисы и виноградники. За основу берут коричневые, оливковые, охристые, синие и желтые оттенки.

Отделку стен производят состаренной штукатуркой, дополняют лепниной или фреской. Потолочные брусья выставляют на показ и тонируют в контраст с основным фоном. Напольное покрытие - мраморная или гранитная плитка. Предметы мебели украшают ручная художественная роспись в растительных мотивах. В качестве декора выступает ваза с фруктами, красивая посуда с орнаментом и кружевные салфетки.

Дизайн гостиной в тосканском итальянском стиле

Итальянский стиль в современной интерпретации

В современном интерьере есть много классических элементов. Но в отделке и оформлении используют новые инновационные материалы. Такие как обои, декоративная штукатурка или жидкие обои, фрески на готовых полотнах. Последние без особых усилий можно нанести своими силами без ущерба для внешнего вида.

Для пола используют ламинат и каменную декоративную плитку с приятными неровностями. Деревянные элементы заменяют на более современный и массовый в производстве МДФ. Мраморная плитка прекрасно имитируется акриловым материалом. Деревянные брусья оформляют с помощью легкого ПВХ пластика, а лепнину заменяют на практичный полиуретан.

Предметы мебели покупают в современном стиле. Дополняют барной стойкой и элегантным журнальным столом.

Современное исполнение дизайна интерьера гостиной в итальянском стиле

Кухня в итальянском стиле

Кухонная зона в стиле уютного домика на берегу средиземного моря превращают скучную серую квартиру в летнюю и легкую веранду. Главное, чтобы в отделке использовалась мозаичная палитра, майолика, плитка с зеленым узором с голубыми акцентами.

Пол оформляют в однотонной плитке или камне. Предметы мебели матовые, в древесной текстуре или однотонной окрашенной фактуре МДФ. А вот обеденная зона оформляется столом из благородного дерева, при этом столешница - каменная из мрамора или удачной имитации. Элементы ковки сочетают с плетением лозы, а на фоне неоднородной штукатурки на стене это смотрится особенно уютно и обаятельно. Появляется ощущение легкой первобытности и атмосфера Италии.

Итальянские мотивы в интерьере кухни

Гостиная в итальянском стиле

В гостиной итальянского стиля широкие окна, которые оформлены легкими шторами. Их целью служит создать уют и гармонию в интерьере, но не должны мешать проникновению солнечного света. На полу укладывают паркет с намеренным состариванием поверхности.

Для стен подходит штукатурная отделка, оклейка обоями с дальнейшим окрашиванием. Двери выбирают из натурального дерева, солидные и тяжелые. Люстра с элементами ковки, кресло с плетением ротанга, диван с низкими ножками - все эти предметы характерны для уютного и обворожительного итальянского стиля.


Текст: Анна Пашина

1940-е – 1950-е: функциональный модернизм


1960-е: экспериментальный дизайн и поп-арт


1970-е: радикальный дизайн


1980-е: постмодернизм


1990-е: хайтек, минимализм, игровой и интерактивный дизайн

Читайте также: