Италия в позднее средневековье кратко

Обновлено: 08.07.2024

Италия в Средние Века вступила в состоянии хаоса. Прежде Апеннинский полуостров был центром всей Западной Римской империи, а с ее падением регион оказался практически разоренным. Множественные варварские племена вторглись в Италию, И разграбили местные города. Впоследствии ее территория оказалась под властью Франкского государства, а после его распада в 9 веке в стране снова начался хаос. В 951 году сюда вторгся король германского королевства, Оттон Великий. После этого Папа Римский короновал его в качестве императора нового государства, которое должно было унаследовать права древнего Рима – Священной Римской Империи. Считалось, что империя Каролингов была восстановлена.

Ситуация усугубилась, когда на Сицилию высадилась армия норманнских рыцарей, которым Папа Николай II был вынужден передать южную часть Апеннинского полуострова. В борьбе против власти германцев Папу Римского поддерживали и местные города. В 12 веке существенно развилась торговля, которая обеспечила их быстрое развитие. Со временем они объединились в Ломбардскую Лигу, и добились практически полной независимости.

Площадь в Валтерре - Пьяцца деи Приори.

В позднее средневековье XIV в. обострилась борьба между папством и императорами. Возникновение враждебных партий — гвельфов, выступающих за объединение Италии под властью папы, и гибеллинов, сторонников сохранения императорской власти, — явилось результатом этой борьбы.

Города Ломбардии и Тосканы пытались добиться усиления экономического и политического могущества.

Именно в это время такие мастера, как Дуччо и Джотто, открыли новую эру в живописи, а поэты Данте и Петрарка заложили основы итальянской литературы.

Средневековая городская площадь

В городах Центральной Италии главная площадь служила воплощением их гордости и независимости. Такие города, как Перуджа, старались перещеголять других в великолепии городской ратуши. Центральная часть Перуджи мало изменилась с XIV в., когда главным соперником города была Сиена.

Перуджа. Площадь 4 ноября с фонтаном Маджоре.

Перуджа. Площадь 4 ноября с фонтаном Маджоре.

Кондотьеры

Города нанимали кондотьеров, предводителей отрядов наемников, защищавших их от нападений. На этой фреске Симоне Мартини (1330) изображен Гвидориччо да Фольяно, нанятый жителями Сиены.

Кондотьер Гвидориччо да Фольяно.

Кондотьер Гвидориччо да Фольяно.

Главное помещение городской ратуши. Зала деи Нотари, украшенное гербами правителей Перуджи.

Средневековая зала для собраний нотариусов

Средневековая зала для собраний нотариусов

Средневековая зала для собраний нотариусов

Средневековая зала для собраний нотариусов

Фонтан Маджоре был начат в 1275 г., в отделке принимал участие Никколо Пизано. Установленный в центре города, он символизирует его богатство.

Фонтан Маджоре, расположенный на площади Пьяцца-Гранде, Перуджа

Фонтан Маджоре, расположенный на площади Пьяцца-Гранде, Перуджа

Данте самую суровую кару предназначил алчным римским папам, таким как Бонифаций VIII (понтификат 1294-1303); в своем Аду он поместил их в огненную яму вниз головой.

Ад, Данте

Бубонную чуму занесли в Италию в 1347 г. на генуэзских кораблях с Черного моря. Она унесла жизни более трети населения и повергла оставшихся в живых в состояние суеверного ужаса.

Памятники Италии позднего Средневековья

Площадь в Валтерре - Пьяцца деи Приори.

Площадь в Валтерре — Пьяцца деи Приори.

Во многих городах Центральной Италии сохранились общественные здания XIII и XIV вв.; наибольшее впечатление производят Палаццо Веккьо во Флоренции и Палаццо Пубблико в Сиене.

Пьяцца деи Приори в Вальтерре — одна из красивейших средневековых площадей Италии.

Небольшие города, сохранившие средневековые памятники, — Вольтерра и окруженный крепостной стеной Монте-риджони в Тоскане, Губбио и Тоди в Умбрии и Витербо в Лацио.

Собор в Орвието — прекраснейший образец готики конца XIII в.

Кафедральный собор Сан-Лоренцо, его строительство началось в 1350 г.

Вид на церковь Сан-Лоренцо с запада.

Вид на церковь Сан-Лоренцо с запада.

Дворец Дожей
(Palazzo Ducale)

Дворец Дожей — одна из главных достопримечательностей Венеции, построен в период с 1309 по 1424 г..
Открыт как музей с 1923 г., только в 2010 году во дворце побывало 1 358 186 посетителей.

Дворец Дожей на площади Святого Марка, Венеция.

Дворец Дожей на площади Святого Марка, Венеция.

Это третий по счету Дворец Дожей.
Первое его здание, построенное в 810 г. сожгли в 976 г. во время восстания против дожа П.Кандиани IV.
Второе, сгорело при пожаре в 1106 году.
Подробней про Дворец Дожей.

Зал Сената реконструировал после пожара в 1577 г. Антонио де Понти, рисунок на потолке сделан Кристофоро Сорте, панно созданы разными художниками.

Дворец Дожей - Зал Сената.

Дворец Дожей — Зал Сената.

Строительство Александрии

Александрийский мусейон

Почти все города были окружены крепостными стенами. На этой фреске (1407) Спинелло Аретино запечатлены средневековые строительные технологии.

Возвращение папы Григория XI в Рим (1378)

На протяжении 70 лет епископы жили в Авиньоне под защитой французских королей, пока аристократия и республиканцы вели борьбу за власть в Риме.

В средние века Италия не была единым государством, здесь исторически сложились три основные области — Северная, Средняя и Южная Италия, распадавшиеся, в свою очередь, на отдельные феодальные государства. Каждая из областей сохраняла свои отличительные черты в течение всего средневековья. Эти отличия вытекали из особенностей экономических, политических и географических условий отдельных частей Апеннинского полуострова.

Южная Италия и остров Сицилия до конца XI в. также была раздроблены на отдельные феодальные владения и часто переходили от одних чужеземных захватчиков к другим. В течение длительного времени, начиная с VI в., значительная часть юга страны — Апулияг Калабрия, Неаполь и Сицилия были византийскими провинциями. В IX в. сюда вторгаются новые завоеватели — арабы, завладевшие всей Сицилией и образовавшие там эмират с центром в Палермо; арабы захватили временно также Апулию. Беспрерывные феодальные усобицы и острая вражда между византийскими и арабскими завое­вателями способствовали вторжению в Южную Италию норманнов (из Нормандии), которые завоевали всю Южную Италию и Сицилию и основали здесь в начале XII в. Сицилийское королевство, включившее все южноитальянские земли.

Италия

ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ Италия в XIV–XV вв. была наиболее динамически развивающимся религиозным, экономическим и культурным центром Западной Европы. Исследователи, представляющие экономическую историю как сосуществование и развитие так называемых миров-экономик, считают центром

§ 1. ИТАЛИЯ В XI—XII вв.

§ 1. ИТАЛИЯ В XI—XII вв. Города Северной и Средней Италии Главной особенностью Северной Италии и Тосканы было более раннее и гораздо более быстрое развитие городов, чем в других странах средневековой Европы. В XI—XII вв. в городах этого района развивалось ремесло: в Сиене,

27. Италия

41. Италия

41. Италия После изгнания евреев из Испании значительная часть их переселилась в Италию, где их соплеменники жили сравнительно спокойно. Во главе этих переселенцев стоял Исаак Абарбанель, последний великий вождь испанского еврейства. Абарбанель поселился сначала в

Италия

Италия *** >национализация, профсоюз, фиксированный рабочий день, бесплатное образование, медицина?Национализация там была в очень скромных размерах - частично железные дороги (причем процесс начался до Муссолини) и добывающие предприятия и перераспределение земель

§ 8 Италия в XIX в.

§ 8 Италия в XIX в. Италия в период Реставрации Венский конгресс, завершивший эпоху наполеоновских войн, провозгласил приоритет принципа легитимизма и преемственности владетельных прав существующих европейских династий. Однако политическая карта Италии претерпела

6. Русский Летописный Свод подтверждает наш вывод, что хронисты иногда путали события конца XII и конца XIV века. В частности, в жизнеописание Константина Великого = Дмитрия Донского включали рассказы об Андронике-Христе

Италия

Италия

Италия

Италия Лангобардский король был вне себя от гнева. Оскорбление, которое нанес ему Карл, казалось беспрецедентным. Надлежало принять ответные меры.Прежде всего Дезидерий свел счеты со сторонниками франков среди своих. Начались репрессии, конфискации, изгнания. Затем

Италия

Италия Итальянское королевство888–924 – Беренгар I Фриульский (внук по матери императора Людовика (Луи) I; коронован императором в 915)889–894 – Ги Сполетский (узурпатор; коронован императором в 891)894–898 – Ламберт (сын; соправитель с 891; коронован императором в 892)900–905 – Луи

4.6. Миф о Ромуле и Реме состоит из двух слоев: событий конца XII — начала XIII века и событий конца XIV века

Тем не менее при восшествии на престол следующей, Швабской династии (Штауфенов) конфликт с папством обострился, и речь зашла о главенстве одной из властей над другой, прежде всего на Апеннинском п-ове. В столкновениях с императорами папы обращались к помощи союзников, в роли которых в XI—XII вв. выступали норманны. Уже в 1-й половине XI в. выходцы из завоеванной викингами Нормандии появились на юге И. в качестве наемников противоборствующих здесь сил, в том числе и императоров, которые стали вознаграждать их, раздавая земли. Норманны постепенно вытеснили из Сицилии и из Южн. И. как арабов, так и византийцев, и при Рожере II сформировали собственное королевство, используя противоборство императоров и пап, вассалами которых нормандские герцоги и короли себя признали. В Германии в 1-й половине XII в. развернулась борьба между двумя претендовавшими на престол династиями: Вельфами и Штауфенами, что впоследствии привело к образованию и в Италии партий гвельфов и гибеллинов.

От итальянских дел отвлекали также начавшиеся с 1096 по призыву папы Урбана II крестовые походы за отвоевание у мусульман Святой Земли. Только во 2-й половине XII в. император Фридрих I Гогенштауфен (Барбаросса) сумел радикально вмешаться в итальянские дела, пришедшие в расстройство в том числе вследствие подъема коммунальных движений. Интенсивное развитие североитальянских городов привело с конца IX в. к образованию самостоятельных коммун, возглавленных местными богатыми и знатными людьми и освобождавшихся от власти епископов и сеньоров. Император пришел в И. в 1155 как союзник папы, в частности он выдал ему поборника римской свободы Арнольда Брешианского. Фридрих Барбаросса сосредоточил свои усилия на приведении в подчинение ломбардских городов, где он насаждал своих чиновников (подеста) и жестоко расправлялся с противниками, в частности в 1162 приказал срыть до основания непокорный Милан. Тем не менее ему пришлось столкнуться с созданной в 1167 Ломбардской лигой городов Милана, Кремоны, Мантуи, Феррары и других, которые выступили на стороне его противника — папы Александра III и нанесли императору тяжелое поражение при Леньяно в 1176. Противостояние в Италии закончилось после смерти папы подписанием соглашения в Констанце в 1183: Фридрих I признал самостоятельность городов, а за ним остались некоторые доходы и привилегии, в частности право утверждать городских консулов. Фридриху удалось также женить своего сына Генриха на Констанце, дочери последнего нормандского короля Сицилии и Апулии Вильгельма II, что имело важные последствия для итальянской истории. Став императором в 1191, Генрих VI с 1194 подавил сопротивление нормандской знати и утвердил свои права в Южн. И.

Одним из самых могущественных пап был Иннокентий III (1198—1216). Он опирался на теорию о том, что в качестве преемника апостола Петра римский понтифик обладает высшей властью на земле, как главное светило (солнце), власть же земных правителей зависит от нее, как отраженный свет луны. При Иннокентии был организован IV крестовый поход, в ходе которого оружие крестоносцев было обращено сначала против далматинского порта Зара (совр. Задар, 1202), на который притязали венецианцы, а затем против Константинополя, подвергшегося разграблению в апреле 1204. Поводом к нему послужили внутренние распри в верхах Византийской империи, но реальной причиной была жажда наживы и происки венецианцев. Крестоносцы основали на развалинах Византии Латинскую империю, просуществовавшую около 60 лет.

V (1217) и VI (1228—1229) крестовые походы разворачивались в правление императора Фридриха II, рассорившегося с Церковью, которая постоянно побуждала его к войне с мусульманами, хотя он сумел договориться с султаном о мирном возвращении христианам Иерусалима.

В качестве императора и короля И. Фридрих проводил жесткую централизаторскую политику, особенно последовательно осуществлявшуюся в Сицилийском королевстве. Он воевал с мятежной знатью и конфисковывал ее земли, облагал все сословия, в том числе и духовенство, одинаковыми налогами, отменял феодальные привилегии, создал мощный бюрократический аппарат, военный флот, открыл в Неаполе университет, который до сих пор носит его имя. Правоведы Фридриха создали первый единый для Сицилийского королевства свод законов, получивший название Мельфийские конституции (1231).

Городскую свободу император преследовал повсюду, отменяя коммунальные вольности, возвращая феодалам отнятые у них городскими республиками земли и насаждая в городах свои порядки. Это привело к конфликту с североитальянскими коммунами, которые воссоздали Ломбардскую лигу. В ходе разгоревшейся войны с Ломбардской лигой папа Григорий IX встал на сторону городов и в 1239 отлучил императора от церкви, наложив на его владения интердикт. В 1237 имперская армия одержала важную победу над ломбардским ополчением при Кортенуове, однако в дальнейшем император был вынужден осаждать то один, то другой из постоянно восстававших против него городов. В 1245 на I Лионском соборе Фридрих был лишен власти, и в Германии князья избрали сначала одного, затем (после смерти первого) другого альтернативного короля. Момент смерти Фридриха II (1250) был переломным во взаимоотношениях папства и германских императоров. Попытки последних укрепиться в Италии, и даже — в лице Фридриха — создать здесь для себя главную базу — вели к ослаблению их влияния в Германии и к обострению конкуренции с папством.

Сыновьям Фридриха — его наследнику в Германии Конраду IV (1250—1254) и наместнику в Сицилийском королевстве Манфреду (годы жизни: 1231—1266) на протяжении некоторого времени удавалось успешно противостоять папам и даже не допускать их в Рим, поднимая своенравный римский народ и знать.

В Неаполитанском королевстве в 1285 Карла I Анжуйского сменил на престоле его сын Карл II Хромой (1285—1309). Он вступил в брак с сестрой венгерского короля Марией, что дало возможность его потомкам претендовать на венгерский престол. Сыновья Карла II управляли также крестоносными владениями на Балканах — княжеством Ахайей и герцогством Дураццо. Но основным направлением внешней политики оставалась борьба с арагонцами за Сицилию, титул королей которой представители Анжуйской династии по-прежнему носили и в качестве таковых считались вассалами папы.

В своей борьбе с императорами понтифики, как и в XI в., опирались на идущие снизу общественные запросы, связанные и с критикой обмирщения Церкви, и с призывами вернуться к евангельским идеалам. Укреплению авторитета Рима способствовало признание папами нищенствующих орденов францисканцев (1209—1223) и доминиканцев (1216), которые изначально исповедовали те же принципы евангельской бедности и равенства во Христе, что и современные им отвергнутые Церковью секты апостольских братьев, иоахимитов и др., и стремились повлиять на широкий круг мирян. Деятельность этих орденов была использована на благо официальной Церкви, в частности для повышения образовательного уровня духовенства и для комплектования инквизиционных комиссий, создававшихся для подавления альбигойцев в Южн. Франции.

Коммуны и синьории

В XIII—XIV вв. на первое место выходят северные морские республики И.: Венеция, Генуя и Пиза, враждовавшие между собой. К конкуренции на морских путях, в основном связанных с левантинской торговлей, прибавлялась политическая борьба между папством и империей (гвельфами и гибеллинами), и внутренние социальные смуты. Особенно сильны они были в Генуе, где брали верх то гибеллины, то гвельфы. Генуэзцы разгромили Пизу, традиционно стоявшую на стороне гибеллинов, в морской битве при Мелории (1284), отняли у нее о-ва Сардинию и Корсику. В дальнейшем главное противостояние разворачивается между Генуей и Венецией.

Венецианцы использовали свои связи с Византийской империей для расширения владений на Адриатике. Разгром Константинополя в 1204 и образование Латинской империи способствовали укреплению их позиций. Венецианцы (при участии генуэзцев и пизанцев) играли главную роль не только в торговле, но и в обеспечении связей между крестоносными и восточными государствами и Европой; основанные в Причерноморье колонии (в большинстве генуэзские) приносили большие доходы, в частности благодаря работорговле.

В Венеции городской патрициат был более сплоченным сословием по сравнению с другими итальянскими коммунами, в том числе Генуей (чье государственное устройство формально практически совпадало с венецианским) и Пизой; здесь не существовало столь острых противоречий между земельной аристократией и пополанской торговой верхушкой, а также внутри этих и других социальных групп. Подобные противоречия привели в XIV в. в других городах к образованию синьорий, то есть установлению в бывших коммунах режимов личной власти, более жизнеспособных в условиях постоянной войны между территориальными политическими образованиями.

XIV—XV вв. Возрождение

В борьбе, в которой главными противниками папства выступали германские императоры, римский престол опирался на французских королей. В конце концов это привело к столкновению уже с последними и ослаблению пап. Французский король Филипп IV Красивый пытался взимать налоги с французского духовенства и распространить на него светскую юрисдикцию, а в ходе конфликта с папой Бонифацием VIII даже подверг его аресту. Избранный папой в 1305 француз Климент V через несколько лет перенес свою резиденцию в прованский Авиньон (владение неаполитанских королей, впоследствии выкупленное папами), началось так называемое Авиньонское пленение пап, укрепившее его зависимость от Франции.

В И. отсутствие наместника св. Петра только способствовало нарастанию политических распрей, прежде всего по поводу Сицилии, на которую претендовали короли Анжуйской династии, формальные вассалы Рима, владевшие Неаполем, и наследники Гогенштауфенов, представители Арагонской династии: первые считались главами итальянских гвельфов, а вторые — гибеллинов.

Традиционной союзницей Рима в борьбе с гибеллинами оставалась Флоренция, но разногласия в территориальных вопросах привели ее к войне с авиньонскими папами 1375—1378 (Война Восьми святых). Город преследовали и природные бедствия — сильнейшее наводнение 1333 и эпидемия чумы середины XIV в., обрушившаяся на всю Европу. Тем не менее, именно во Флоренции наибольшее развитие получило новое направление в мировоззрении, литературе, изобразительном искусстве, известное как Возрождение, или Ренессанс.

Наиболее важные факторы, определявшие итальянскую историю в XV в., — это нарастание турецкой угрозы, особенно после падения Константинополя в 1453, преодоление церковного раскола и расцвет ренессансной культуры. Самые тяжелые потери понесла Генуя, утратившая ряд владений в И. (Сардинию, Корсику) и колоний, в том числе в Причерноморье; сама республика почти постоянно находилась под политическим влиянием то Франции, то Милана. Вместе с тем роль генуэзцев оставалась существенной благодаря их торгово-финансовому могуществу и мореплаванию. Венеция в этот период расширила свои владения, приступив к завоеваниям на итальянском континенте (Терраферме). Сначала венецианцы присоединили соседние города — Тревизо, Виченцу, Верону и Падую, затем вторглись на территорию других областей — Ломбардии, Романьи, что привело к столкновениям с Миланом и другими крупными государствами И. Миланские герцоги, начиная с Джан Галеаццо Висконти (1385—1402), фактически шли к созданию североитальянского королевства, но в 1447 династия пресеклась и после краткого периода республиканского правления к власти пришел кондотьер Франческо Сфорца (1401—1406), женатый на дочери последнего герцога (см. Сфорца). Права новой династии закрепил мир в Лоди (1454) с Венецией, установивший внутреннее политическое равновесие на Апеннинском п-ове, сохранявшееся почти до конца столетия. Одним из главных гарантов этого равновесия стала Флоренция, где к этому времени республиканские порядки фактически также трансформировались в правление династии богатых купцов и банкиров Медичи. В борьбе с другими олигархическими претендентами Козимо Медичи Старший (1389—1464) пришел к власти в 1434. Правление Козимо и его преемников, покровительствовавших наукам и искусствам, стало эпохой расцвета Ренессанса во Флоренции. Гуманисты занимали высшие правительственные должности, под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного (1449—1492) действовала воссозданная М. Фичино Платоновская академия.

В 1478 мир в И. был нарушен вследствие антимедичейского Пацци заговора, в результате которого погиб брат Лоренцо, Джулиано, а сам он едва спасся. Война с папой Сикстом IV и неаполитанским королем Фердинандом продлилась до 1480, когда захват турками Отранто в Апулии сплотил итальянских властителей. В Неаполе к этому времени, после длительной борьбы разных ветвей Анжуйской династии, на троне утвердились выходцы из Арагона, владевшие Сицилией. Король Альфонсо V (1396—1458), прозванный Великодушным, был усыновлен последней анжуйской правительницей Джованной II (1373—1435) и в 1442 провозгласил себя королем обеих Сицилий, то есть всего юга И. Ему наследовал узаконенный им бастард Фердинанд I, или Ферранте (1423—1494), при котором неаполитанский двор, в продолжение традиций его отца, стал одним из главных ренессансных центров: в частности, здесь творил Лоренцо Валла.

Период Средневековья в итальянской культуре начинается с Романского искусства (XI-XII вв.). Романский стиль устанавливался на протяжении тысячи лет, когда в Европе и Италии происходило переселение городов, а также восстановление экономики.

Культура Средневековья (XI-XV вв.)

В период Средневековья во многих городах центральной Италии (Болонья, Пиза, Сан-Джиминьяно), были построены башни, которые символически представляли престиж самых важных семей города.


После варварского нашествия архитектура этого периода стала, прежде всего, церковной и относится к классическому римскому искусству. План базилики, "латинский крест", с одним, тремя и даже пятью нефами (как в римских базиликах), с трансептом и апсидой, покрыт потолком уже не из дерева, а из кирпича. Фактически, одна из характеристик романской архитектуры - массивная и прочная конструкция, а стены сделаны так, чтобы выдерживать вес. Часто используются круглая арка, цилиндрический свод и поперечный свод, то есть с полукруглыми арками, которые опираются вместо элегантных колонн на колонны, способные выдерживать тяжести. Здания простые и практически не украшены. Окна немногочисленны. Свет проникает только через открытое на фасаде огромное круглое резное окно в форме розы.

В Италии этот стиль присутствует особенно в Пьемонте, Ломбардии, Тоскане и Венето, но они не одинаковые, так как везде присутствует местное влияние. Среди наиболее важных примеров романской архитектуры следует выделить: базилика Святого Амвросия, Сан-Дзено в Вероне, Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, Кафедральный собор в Модене и Миланский собор, Баптистерий и Пизанская башня.

Период средневековья также характерен и Готическим искусством (XIII-XV вв.). Готический стиль зародился во Франции в XII веке, но дошел до Италии только к началу XIII века. Главная особенность готической архитектуры в том, что она легкая, направленная вверх и вертикальная. Две характеристики отличают готический стиль от романского: преобладание пустого над полным, при этом большие окна с цветным стеклом делают интерьер церквей хорошо освещенным, а арки имеют стрельчатый свод. Снаружи здание украшено статуями, шпилями и другими декоративными элементами. Самый известный образец итальянской готики - Миланский собор.


Как и архитектура, готическая скульптура и живопись также отличаются яркостью и линейностью. Говоря о живописи, мы должны упомянуть двух художников, которые, несмотря на все еще близкие отношения с византийским, сумели обновить язык живописи: Ченни ди Пепо, также известный как Чимабуэ (1240 - 1302 гг.) во Флоренции, который считается учителем Джотто и основателем флорентийской школы живописи, и Дуччо ди Буонинсенья (1255 - 1319 гг.) в Сиене, основатель сиенской школы живописи. Заметным представителем готической живописи также является Симоне Мартини (Сиена, 1284 - Авиньон, 1344), ученик Дуччо ди Буонинсенья. Его живописный язык отличается орнаментальной элегантностью и особой нежностью, за что был приближен к поэтическому языку Петрарки. Он точно определяет контуры лиц и рук на ярком фоне.

Однако наибольшее вниманию следует уделить итальянскому художнику и архитектору, одной из ключевых фигур в истории западного искусства, Джотто ди Бондоне (1267 - 1337 гг.). Он считается одним из величайших художников этого периода и героем революционной живописи. Древняя традиция представляет его как ученика Чимабуэ, во Флоренции; но, вскоре, он превзошел своего учителя. Живопись Джотто простая, точная и яркая. Его главное произведение это фрески Капеллы Скровеньи в Падуе. Этот шедевр состоит из трех рядов панелей, изображающих моменты из жизни Христа и Девы. Фигуры, с интенсивностью показывающие их чувства всегда расположены на естественных фонах или трехмерных архитектурных пространствах, которые создают иллюзию глубины.

Несмотря на то, что период Средневековья не отличался обилием разных стилей, Романское и Готическое искусство подарили миру множество живописных творений и архитектурных сооружений, которые сохранились до сегодняшнего дня и являются достоянием итальянской культуры. Также этот период стал известен множеством великих художников, чьи работы стали настоящими шедеврами, такими как Чимабуэ, Симоне Мартини и Джотто ди Бондоне.

Стоить заметить, что важным обстоятельством для развития итальянской культуры была ее связь с античной традицией, что повлияло на искусство в период Средневековья. Наконец, одна из важнейших особенностей культуры итальянского Средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение, что принесло с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего Средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса, что стало величайшим культурным переворотом.

Читайте также: