История зарубежной педагогики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости оттого, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, о человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу", "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы", "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ - (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э ), Аристотель (384-322 гг. до н. э ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа Марка Квинтилиана (36-96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими оливковыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например философы Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: "Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), французы Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).

Педагогике пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670) - создателя научной педагогической системы, автора труда "Великая дидактика"; он требовал чтобы обучение исходило из чувственных восприятии, физического и нравственного воспитания. Я.А.Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения "Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки." Необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума." Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.




Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632-1704) В это время в Англии произошла буржуазная революция которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством Д. Локк - представитель английской педагогики - отразил этот компромисс в своей педагогической теории предложив систему воспитания "джентльмена" - светского молодого человека, умеющего в то же время прибыльно вести свои дела Эта система в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала "дисциплину тела" и "дисциплину духа".

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в Д. Дидро (1713-1784), К.Гельвеций (1715-1771) и особенно Ж.-Ж. Руссо (1712-1778).

Ж.-Ж. Руссо принадлежал к французским просветителям которые глубоко верили в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания - воспитания которое должно осуществляться в соответствии с природой человека не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении “Эмиль или О воспитании” (1762) Ж.-Ж. Руссо рассмотрел путь воспитания свободного от феодальных предрассудков человека. Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью с природой.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. Боле 50 лет И.-Г. Песталоцци посвятил народному просвещению Им были созданы приюты для бедных детей которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII-XVIII вв. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно матери. Им была создана "теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.

Педагогическая деятельность И.-Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения выдвинутая им оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

"Ничего нет постоянного кроме перемены" - учил крупнейший немецкий педагог -демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886). А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания гармоничного развития физических и духовных сил личности Основные принципы педагогической системы. А. Дистервега природосообразность т. е. обучение учитывающее возрастные особенности ребенка развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы, самодеятельность - свободное самостоятельное познание детьми окружающего мира культуросообразность - обучение соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века.

Создание специальных учреждений – школ и выделение особого труда (педагогического – в современной терминологии) по передаче духовного, трудового и военного опыта молодым. Роль Яна Амоса Коменского – чешского педагога и общественного деятеля в педагогике.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 18.12.2015
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История зарубежной педагогики

Наука никогда не начинается с "чистого листа", определенной даты. Практика, которую мы сегодня называем педагогической, существует столько же, сколько существуют люди, ибо каждое поколение изначально заботилось о своих детях, подготовке их к жизни: учило их умениям и навыкам добывать пищу, защищаться от диких зверей и врагов, противостоять стихиям. Многие века дети усваивали опыт родителей, людей своего рода, осваивали приемы примитивного труда.

Далее начинал развиваться сельскохозяйственный труд, совершенствовалось изготовление оружия, охота, увеличивался объем знаний о мире и жизни. Поэтому потребовалось уделять больше внимания по передаче опыта старших поколений молодым, стали создаваться группы детей, которых обучали совместно под руководством вождя племени, лучших воинов и умельцев.

Следующим важным шагом в истории педагогики стало создание специальных учреждений - школ и выделение особого труда (педагогического - в современной терминологии) по передаче духовного, трудового и военного опыта молодым. Это произошло за 3-5 тысячелетий до новой эры в Индии, Китае, Египте, Ближнем Востоке и античной Греции.

Дальнейшее развитие человечества привело к созданию государств, расширению производства, и в связи с этим все больше внимания надо было уделять вопросам подготовки молодого поколения, повышению умелости людей. На рубеже новой эры в работах древнегреческих и древнеримских философов и ораторов появилось немало рассуждений по вопросам воспитания, обучения и развития детей и молодых людей. С этого времени возникает и термин "педагогика" от греческого paidagogike techne - буквально "детоводческое мастерство", т.е. "ведение ребенка по жизни". Педагогами именовались рабы, которым древнегреческие аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу и из школы, совершать с ними прогулки. Позднее педагогами стали называть всех людей, которые профессионально занимались подготовкой подрастающего поколения.

Средневековье отличалось медленно-тягучим развитием педагогической мысли, что было связано и с определенным застоем в развитии хозяйства, средств вооруженной борьбы и духовности. Большинство школ принадлежало церкви, преподавание велось духовенством, в учебе преобладала теология, развитие творческой мысли обучавшихся было заторможено религиозными догматами, попытки выхода за которые безжалостно пересекались. Считалось, что священное учение не подлежит обсуждению, а поэтому методы обучения сводились к зубрежке. Новым было создание цеховых школ, которые давали начальное образование сыновьям городских ремесленников. Дети дворян воспитывались при дворе правителя в светском и рыцарском духе. Позднее им стали давать и определенную образовательную подготовку, чтобы дети господствовавшего сословия могли занимать должности в системе власти.

Активность в развитии педагогической мысли принесла эпоха Возрождения, для которой были характерны разложение феодализма, расширение ремесленничества и промышленного производства, начало возникновения буржуазного общества. Вопросы воспитания и обучения стали обсуждаться более активно в рамках философии, и так было вплоть до начала XVII в. Им были посвящены труды итальянского гуманиста Витторио де Фельтре, испанского философа и педагога Хуана Вивеса, голландского мыслителя Эразма Роттердамского, французского писателя Франсуа Рабле, французского моралиста и педагога Мишеля Монтеня и др.

В истории развития научной педагогики эпохи Просвещения участвовало множество людей. Сегодня, с высоты опыта прошедших столетий, можно говорить о недостатках многих педагогических идей и практики того времени. Но правильнее отнестись с уважением к людям, которые, когда не было известно то, что известно сейчас, искали, творили, заботились о процветании общества, о будущем, о нас. Подходя избирательно, но, не преуменьшая заслуги других, можно назвать несколько важных новаций в развитии педагогической практики и имен ученых, обосновавших и осуществивших их в эту эпоху.

Выдающуюся роль в создании теории и практики научной педагогики сыграл Ян Амос Коменский - чешский педагог и общественный деятель. Он исходил из представления, что недостатки общества можно устранить лишь решением общих проблем, к числу которых относил совершенствование системы воспитания и образования людей, создание универсального "всеобщего воспитания", "обучение всех всему". Образование, считал он, только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников. Свою теорию Коменский изложил в "Дидактике". У него было намерение издать еще ряд учебников, но он успел написать лишь "Информаторий материнской школы", в котором впервые изложил теорию дошкольного воспитания детей. педагогика коменский духовный

Коменский создал систему педагогической работы от дошкольного воспитания до высшего образования, классно-урочную систему организации учебного процесса, педагогические принципы обучения, многие из которых сохранились до сих пор. Он сформулировал важный в научном подходе принцип природосообразности педагогических воздействий, подчеркивающий необходимость их соответствия природе человека, иначе говоря, соответствия ее закономерностям. Творчество Коменского стало эпохальным событием в становлении научной педагогики и оказало огромное влияние на ее последующее развитие.

Вслед за Коменским в создание и развитие зарубежной педагогики заметный вклад внесли многие философы и педагоги: Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Англичанин Джон Локк в своих трудах рассматривал проблему прижизненного развития личности. Не отрицая возможной врожденной предрасположенности, он отводил решающую роль воспитанию. Душа человека - белая бумага, "без всяких знаков и идей", заполнить которую надлежит воспитанием - физическим и нравственным, а также образованием. Он подчеркивал необходимость постепенного и последовательного формирования у растущего человека характера и воли, устойчивых положительных привычек, отводил решающую роль примеру наставника и других людей, учебным играм, практическим занятиям и интересу к учебе.

Швейцарец Иоганн Г. Песталоцци - один из основоположников дидактик начального обучения детей. Придавал важное значение воспитанию и его природосообразности, осуществлению его с рождения ("час рождения ребенка является первым часом его обучения") и в соответствии с возрастом. Песталоцци выдвинул фундаментальную педагогическую идею о развивающем обучении, которое должно строиться на активизации мышления учеников, развитии познавательных способностей, наглядности, выработке умения логически мыслить и кратко излагать сущность усвоенного. Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как важный элемент своей методики.

Адольф Дистервег придавал просвещению решающую роль в преобразовании общественных отношений. Разделял идеи Коменского об общечеловеческом воспитании и видел задачу школы в воспитании гуманных и сознательных граждан, любящих не только свой народ, но и все человечество. Основными принципами воспитания Дистервег считал природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Он полагал, что человек обладает природными задатками, которым свойственно саморазвитие, а задача учителя заключается в обеспечении такого развития, создании педагогических условия для него. А. Дистервег разработал основы дидактик развивающего обучения и сформулировал их в четких правилах. Решающую роль он отводил личности учителя, его самообразованию, творчеству, самостоятельности мышления, освобождению от рутинных приемов преподавания.

Не всегда новые идеи были только прогрессивными, но и соседствовали с устаревшими. Так, Иоганн Ф. Гербарт впервые поставил вопрос о самостоятельности педагогики как науки и приобрел известность тщательной проработкой важной составляющей педагогического процесса - воспитывающего обучения, которому придавал особое значение, а также приемов его осуществления при преподавании разных дисциплин. В воспитании считал важным "управление", которое, однако, трактовал преимущественно как дисциплинирование воспитанников, приучение их к порядку, а к важнейшим методам отнес активное применение надзора, приказаний, запретов, наказаний (вплоть до телесных). Авторитету и любви воспитателя к детям отводил вспомогательную роль.

В XVIII в. в Германии произошла важная для теории и практик педагогики новация - открылись специальные учебные заведения по подготовке учителей и начала преподаваться педагогика как особая дисциплина.

С XIX в. началась эпоха Науки, ознаменовавшаяся бурным развитием промышленности, капиталистического способа производства, важными научными открытиями, появлением новых социальных и политических проблем. И не случайно стали возникать новые направления педагогической мысли. Английский инженер-практик, а затем философ и социолог Герберт Спенсер считал устаревшей классическую систему образования, отмечал ее формализм и оторванность от реальной жизни. Под влиянием трудов Чарлза Дарвина, исследовавшего происхождение и развитие животного мира и открывшего закон борьбы за существование в нем, Спенсер заключил, что этот закон относится и к жизни современных людей и обществ. Поэтому главным в работе с подрастающим поколением он считал подготовку к борьбе за самосохранение, добывание средств к жизни, воспитание потомства, а также к выполнению социальных обязанностей и проведению досуга. Учить этому надо на личном опыте и его "естественных последствиях" ? успехах и ошибках, из которых вступающий в жизнь молодой человек должен научиться делать правильные выводы.

С конца XIX в. в Германии, Англии, США значительное место заняла так называемая "экспериментальная педагогика". Ее сторонники стремились найти новые методы обучения исключительно путем эксперимента. При очевидной полезности такого стремления отрицание научности других способов поиска не случайно, в конечном счете, привело к биологизаторству и бихевиоризму (признанию только педагогических методов, срабатывающих по схеме "стимул ? реакция".)

Заметный след в истории зарубежной педагогики ХХ в. оставили Мария Монтессори и Селестен Френе. Итальянская школа Монтессори - работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Воспитание и развитие детей строилось путем подбора учителем разнообразного "дидактического материала" (игрушек, предметов, текстов и др.), предоставления им самостоятельности в выборе из него того, что интересует каждого в отдельности, индивидуальной помощи учителем каждому в занятии избранным. Такой вариант педагогического решения задачи "свободного воспитания и развития" получил широкое распространение в других странах. Френе тоже был сторонником "нового воспитания", но считал целью максимальное развитие личности в течение всей жизни. Его педагогические идеи были направлены на преодоление книжно-вербального характера работы с учащимися и схоластического морализования.

Существует объективно долгая история развития педагогических идей в теории и практике народов Ближнего и Среднего Востока, в Индии, Китае, Японии. Их развитие, которое шло практически изолированно от описанного выше, отличается национальным своеобразием, самобытностью, содержит немало поучительного, но остается все еще мало изученным отечественной педагогикой - и это проблема, которую она должна решить.

Подобные документы

Деятельность знаменитого чешского педагога Яна Амоса Коменского, посвященная проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами. Основные положения педагогического наследия Коменского.

реферат [42,7 K], добавлен 21.06.2012

Исследование биографии и творческого пути чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализ проблем развития способностей и одаренности в его педагогической теории. Изучение основных педагогических идей и требований к обучению, дидактических принципов.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 22.04.2013

Краткий очерк жизни и направления деятельности, а также роль учений Яна Амоса Коменского в русской педагогике на протяжении четырех столетий. Дидактическая теория, ее содержание и значение в педагогической науке. Проблема отношений учителя и ученика.

реферат [42,2 K], добавлен 22.12.2014

Биография Яна Амоса Коменского: детство, школьные годы, семья. Его представления о системе обучения, содержании образования. Отрывки из произведений (о развитии природных дарований, законы для учителей, организованной школы). Основные труды педагога.

реферат [20,8 K], добавлен 06.03.2011

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

Первым этапом в развитии педагогики является эмпирический этап, при котором взрослые передавали подрастающему поколению свои знания и опыт.

В Древней Греции сложились две системы воспитания: спартанская и афинская. Обе системы определялись нуждами рабовладельческого общества. Воспитанию подлежали дети рабовладельческой аристократии, готовящей граждан, способных держать рабов в повиновении и страхе, и которые обладали бы необходимыми качествами и познаниями для защиты и управления государством. Разница спартанской и афинской систем воспитания обусловлена определенными особенностями политики, экономики и культуры этих государств.

В Спарте использовалась система военного воспитания – система Агогэ. В содержание воспитания и образования входили: военно-физическая подготовка, пение, музыка, военно-религиозные танцы. Детей приучали к перенесению боли, холода, голода, жажды. Педагогическое искусство заключалось в выработке военно-физических умений, обучение письму и чтению было не обязательно.

Система афинского воспитания включала: семейное воспитание (до 7 лет); школу грамматиста с обучением поэзии, чтению, письму (с 7 до 14 лет); палестру (школа гимнастики или борьбы, школа педобрита) (с 13 до 15 лет); гимназии – политические, философские, литературные (с 16 до 19 лет); эфебию – подготовку к воинской службе (с 18 до 20 лет). Афинская система воспитания реализовывала идею гармонического развития личности, а именно комплексное эстетическое, умственное и физическое воспитание.

С развитием общества появилась необходимость обобщения имеющегося опыта в педагогических процессах. Долгое время педагогика была составной частью философии. Стройные педагогические суждения встречались еще в трудах Сократа, Платона, Аристотеля.

Сократ цели воспитания видел в самопознания. Платон отмечал значение педагогического мастерства в развитии общества, роль дошкольного воспитания, в котором большую роль играли потешки, детские песенки, сказки и игры. Цели воспитания Платон видел в создании идеального государства, в котором бы воплотилась Идея Бога. Аристотель предложил идею природосообразности, определил, что гармонии можно достичь через умственное, нравственное и физическое воспитание. Он первым попытался дать возрастную периодизацию.

Готовые работы на аналогичную тему

В I в. н. э. Марк Квинтилиан дал основы дидактики, систематизировал педагогические идеи и дополнил их указаниями по содержанию образования.

  • дидактические принципы, методика и правила обучения;
  • цель образования лежит в подготовке оратора, особое место в образовании отводится музыкальному воспитанию;
  • методы обучения включают последовательные стадии: подражание, теоретическое наставление, упражнение.

Развитие педагогики в Средневековье

Европейское Средневековье надолго определило пути развития педагогических процессов. Для каждой страны границы данной эпохи индивидуальны.

Все Средневековье делят на:

  1. Раннее Средневековье (V–XI вв.). Обучение и воспитание носят религиозно-догматический характер. Школа находится под влиянием церкви, в основном ведется подготовка духовенства. Выделяют следующие типы школ: приходская, соборная, монастырская. Содержание образования составляли письмо, молитвы, чтение, астрономия, арифметика, геометрия, теория музыки, риторика, философия.
  2. Развитое Средневековье (XI–XIII вв.). Содержание образования вместе с богословием составляли тривиум и квадривиум. Организация обучения – индивидуально-групповая, весь процесс обучения основывался на механическом запоминании. Рыцарское воспитание включало: езду верхом, фехтование, владение копьем, плавание, игру в шашки, охоту, сочинение и пение стихов.
  3. Позднее Средневековья (XIII–XV вв.). Появляется схоластика. Ее яркие представители – П. Абеляр, Ф. Аквинский – указывали на необходимость развития логического мышления, умения давать определения и разрабатывать классификации. Схоластика способствовала развитию внимания, интеллекта, методичности.
  4. Эпоха Возрождения (XV–XVII вв.). Процесс образования все больше отходит от религии и церкви. Развитие педагогических идей и концепций связаны с именами В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамского, М. Монтеня. Основной постулат обучения – гуманное отношение к детям. К началу XVII века утверждаются всеобщность обучения, разносторонность воспитания, наглядность в обучении.

Педагогика Нового и Новейшего времени

Характерными представителями зарубежной педагогики XVIII века являются Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция), И.Г. Песталоцци (Швейцария), И. Гербарт и А. Дистервег (Германия).

Дж. Локк разработал важные психолого-педагогические положения, учитывающие возрастные особенности ребенка, выдвинул предположения о механизме привычки и ее значении в развитии сознательности и любознательности ребенка, в формировании характера, определил пути формирования нравственности.

Ж.-Ж. Руссо настаивал на воспитании и обучении детей естественным путем. Цели воспитания он видел в естественном развитии с исключением факторов, препятствующих развитию естественных способностей (например, религиозные и нравственные учения, ограничения, наложенные культурой). Отстаивал необходимость воспитания личности как будущего члена общества.

Комплекс педагогических идей Руссо оказал значительное влияние на развитие европейской педагогической мысли конца XVIII – начала XIX веков.

И. Г. Песталоцци – основоположник дидактики начального обучения. Считал, что воспитание и обучение должны развивать наиболее характерные человеческой природе нравственные, духовные и физические силы. Гармоничное развитие человека возможно только при тесном взаимодействии и связи нравственного, умственного, трудового и физического воспитания.


Оглавление

  • 1. Педагогика в Древнем мире и в эпоху Средневековья
  • 2. Зарубежная педагогика XIX – начала XX вв.
  • 3. Педагогика в Древней Руси и России в XIV–XVIII вв.
  • 4. Педагогика в России в XIX–XX вв.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Краткий курc предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Зарубежная педагогика XIX — начала XX вв.

В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах. Под влиянием идей европейских просветителей, таких как И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег, в развитии педагогики происходят важные изменения.

Одной из важнейших тенденций развития образования в XIX в. было расширение участия государства в управлении и финансировании школьного дела. Этот процесс основывался на появлении законодательства, регулирующего порядок организации, управления и других вопросов государственной образовательной политики. В Англии в 1870 г. издан закон о создании государственных начальных школ, а в 1891 г. — закон о бесплатном школьном обучении. В 1872 г. был принят закон о начальной школе в Германии.

Теоретическая педагогика развивалась под воздействием идей швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827) — основоположника дидактики начального обучения. Он считал, что для гармоничного развития человека необходима тесная связь и взаимодействие умственного, нравственного, физического и трудового образования.

Последователь Песталоцци педагог Фридрих Фребель (1782–1852) разработал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему дошкольного воспитания. В процессе развития детской личности Ф. Фребель большое внимание уделял творчеству.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866) основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. При этом самодеятельность Дистервег выделял как решающий фактор, определяющий личность человека. Под природосообразностью он понимал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. А культуросообразность означала учет в процессе воспитания всей совокупности данных культуры, истории, экономики, национального характера той или иной страны или народа.

Гербарт так определил принципы построения каждого урока:

1) ясность — изучаемое выделяется из всего, с чем оно связано, и углубленно рассматривается;

2) ассоциация — установление связей между старыми и новыми представлениями в ходе непринужденной беседы;

3) система — выделение главного, выведение правил и законов;

4) метод — применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям.

Социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и Р. Оуэн жестко критиковали капиталистический строй, вместе с этим они выдвигали мысль о новом грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости. Главную роль в переустройстве отечества они отводили воспитанию гармонично развитой личности.

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания.

Старая школа не способствовала развитию у детей самостоятельности и активности, в то время как промышленности требовались квалифицированные рабочие, способные управляться со сложным техническим оборудованием.

Это привело к возникновению движения реформаторской педагогики.

Поворотным пунктом в становлении и развитии материалистической педагогики явилось создание Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895) теории диалектического и исторического материализма.

В трудах Маркса и Энгельса вскрыт классовый характер воспитания в классовом обществе и в общей форме рассмотрены: содержание и методы формирования всесторонне и гармонически развитого человека; задачи, содержание и методы политехнического образования; формы и методы соединения обучения с производительным трудом; соотношение между семейным и общественным воспитанием и др.

В общественно-педагогической мысли этого периода появляются многочисленные концепции и течения: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.

Сторонники этих концепций (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер, М. Монтессори и др.) считали, что школа должна не только давать знания, но и развивать детей, учить их наблюдать, делать выводы, развивать навыки самообразования. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Трудовое обучение рассматривалось как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

Ярким представителем прагматизма в области педагогики был американский философ и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Педагогические идеи Дьюи оказали существенное влияние на многих педагогов Европы, стали теоретической основой современной западной педагогики.

Целевые установки: формирование представления о логике становления педагогики как науки в историко-педагогическом процессе, развитии педагогической теории как науки об образовании; формирование умения работать с первоисточниками, выделяя главные периоды в развитии педагогики как науки, заполнять таблицу, выделяя смену способа образования в разные исторические эпохи.

1. Возникновение и развитие зарубежной педагогики.

2. История становления педагогики в России. Работа с первоисточником: Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.

3. Современный этап в развитии педагогики в России. Смена образовательных парадигм.

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. - М., 1998.

3. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. – М., 1993.

4. Интернет источники

5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. //Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1953. Т. 1, С. 13-31, 229-263.

6. Пискунов А. И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А. Коменского //Я.А. Коменского. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. Т. 1. С. 7-24.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.

2. Сериков В.В. Подготовка учителя к работе в условиях личностно-ориентированного образования. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 1999

История становления зарубежной педагогики

Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних. Сначала эта отрасль развивалась на уровне эмпирики: имеющийся опыт, знания взрослые передавали детям изустно с целью подготовки к жизни.

Так, в Древней Греции (античный период, рабовладельческая формация) сложились две системы воспитания: спартанская и афинская.

Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества: воспитание детей господствующей группы населения – рабовладельческой аристократии - имело целью подготовить граждан, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих известными познаниями и качествами для управления государством и для защиты врагов. Разница этих систем воспитания была обусловлена некоторыми особенностями экономики, политики и культуры этих государств.

История возникновения и развития педагогики как науки

Составитель: Лопатина Л.Л.

Целевые установки: формирование представления о логике становления педагогики как науки в историко-педагогическом процессе, развитии педагогической теории как науки об образовании; формирование умения работать с первоисточниками, выделяя главные периоды в развитии педагогики как науки, заполнять таблицу, выделяя смену способа образования в разные исторические эпохи.

1. Возникновение и развитие зарубежной педагогики.

2. История становления педагогики в России. Работа с первоисточником: Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.

3. Современный этап в развитии педагогики в России. Смена образовательных парадигм.

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999.

2. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. - М., 1998.

3. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. – М., 1993.

4. Интернет источники




5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. //Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1953. Т. 1, С. 13-31, 229-263.

6. Пискунов А. И. Жизнь, деятельность и педагогическое наследие Я.А. Коменского //Я.А. Коменского. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. Т. 1. С. 7-24.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды.

2. Сериков В.В. Подготовка учителя к работе в условиях личностно-ориентированного образования. Сборник Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 1999

История становления зарубежной педагогики

Педагогическая отрасль человеческих знаний является одной из самых древних. Сначала эта отрасль развивалась на уровне эмпирики: имеющийся опыт, знания взрослые передавали детям изустно с целью подготовки к жизни.

Так, в Древней Греции (античный период, рабовладельческая формация) сложились две системы воспитания: спартанская и афинская.

Обе они определялись потребностями рабовладельческого общества: воспитание детей господствующей группы населения – рабовладельческой аристократии - имело целью подготовить граждан, умеющих держать рабов в страхе и повиновении, обладающих известными познаниями и качествами для управления государством и для защиты врагов. Разница этих систем воспитания была обусловлена некоторыми особенностями экономики, политики и культуры этих государств.

Читайте также: