История выжигания по дереву кратко

Обновлено: 30.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.

В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна декорированная выжиганием мебель. Орнаменты для пирографии использовались традиционные, те же, какими украшалась серебряная утварь или расшивалась одежда тех времён.


В Полховском Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения мёда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрёшек.

В XIX веке профессионализм пиромастеров существенно повысился. Однако выжиганием по дереву занимались больше для своего удовольствия, иными словами, пирография пока ещё не стала коммерческим ремеслом. Отчасти причиной этому было отсутствие специальных инструментов, позволявших мастеру работать быстро. Типичный набор инструментов пиромастера состоял из переносного горшка или жаровни с отверстиями вдоль верхнего края и кочерёг. Через отверстия кочерги вставлялись в жаровню, где разогревались на раскалённом древесном угле. На кочергу при этом надевался специальный заострённый наконечник. Обычно у мастера было несколько таких наконечников различной формы. Рукоятку кочерги пиромастера покрывали асбестом, чтобы её можно было держать, не обжигаясь.


Поразительно, насколько высоким было качество некоторых произведений пиромастеров (рис. 1), особенно если принять во внимание температуру инструментов, которыми они работали. Для работы над крупным произведением мастеру требовался помощник, чтобы носить кочерги от рабочего места к жаровне и обратно. Только что снятой с жаровни кочергой мастер выжигал участки, где требовалась наибольшая чёткость и глубина линий, постепенно переходя к местам, где предполагались более бледные линии. К концу Викторианской эпохи на помощь пиромастеру пришли газовые и электрические печи и горелки, а также кочерги с платиновыми наконечниками.

Для работы корпусными штифтами пользуются термокаустером с газовой горелкой, на которой нагревают наконечник штифта. Правда, подобные приборы для пирографии сейчас перестали изготовлять, но они остаются лучшими при выполнении высокохудожественных рисунков. Впрочем, газовую горелку можно заменить бензиновой. Бензиновым термокаустером работать тоже очень удобно. Изготовить такой прибор можно самостоятельно, его устройство приведено на рис.3


Рис. 3 Жестяную банку (а) с горлышком заполняют поролоновой губкой. В банку наливают чистый бензин, как только губка его впитает, излишек сливают. Горлышко банки плотно закупоревается резиновой пробкой (б), сквозь которую проходит металлическая трубка с двумя концами. На один конец надевают тонкий резиновый шланг (в) с воздушной грушей (г), на другой коней - шланг (д), более длинный, чем первый. Свободный конец этого шланга скрепляют с медной трубкой, вставленной в деревянную ручку (е). К медной трубке привинчиваются различные штифты (ж).

При пользовании прибором нагревают на горелке среднюю часть наконечника штифта, дав накалиться ему до красна. Легко сжимая резиновую грушу, подают воздух в банку с бензином, откуда пары бензина направляются в нагретый штифт и там сгорают. Нагрев штифта будет осуществляться благодаря подаче воздуха и паров бензина через шланг. Пожимая резиновый шар, усиливая или ослабляя подачу воздуха можно регулировать нагрев штифта.

В XX веке на смену всем вышеперечисленным инструментам пришёл новый пирографический прибор, в основу которого была положена конструкция паяльника. Это был колоссальный шаг вперёд. Такой прибор и по сей день используется некоторыми пиромастерами, несмотря на свою громоздкость и на то, что при продолжительной работе его ручка разогревается до такой степени, что её становится невозможно держать.

Прогресс между тем не останавливался, и в 1962 году Рой Чайлд, сын токаря по дереву Питера Чайлда, решил усовершенствовать этот прибор. Пятнадцатилетий мальчик разработал новую конструкцию выжигающей части прибора, что почти свело на нет перечисленные выше недостатки.

К 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографических приборов, выжигающих раскалённой проволокой (рис. 4). В настоящее время этот прибор усовершенствован. Проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что в совокупности минимизирует нагревание рукоятки.


Наконец, в 1975 году был запущен в производство пирографический прибор с твёрдым наконечником (рис. 5). По сравнению с прибором, описанным выше, он был менее универсален, но благодаря простоте устройства и относительной дешевизне по объёму продаж он не только догнал, но и превзошёл своего предшественника.

Два этих прибора во многом дополняют друг друга, и современные пиромастера часто пользуются ими обоими.

История возникновения и развития выжигания по дереву

Дерево – красивейший и податливый в работе материал, с глубокой древности он используется не только для практических целей, но и как элемент декорирования. Всем известна изумительная резьба по дереву, техника иконописи на доске, деревянная мозаика.


Особое место в прикладном искусстве занимает декоративное выжигание по дереву. Несмотря на то что это направление известно уже несколько тысячелетий, по-настоящему доступным выжигание стало только в ХХ веке с появлением специального прибора – пирографа, работающего на электричестве. Благодаря ему сегодня заниматься выжиганием может любой желающий.


Возникновение

До этого момента такой вид творчества не имел мудреного наименования, хотя история его насчитывает несколько тысячелетий и охватывает все страны мира.


В Перу найдена деревянная чаша культуры Наска, декорированная фигурками, выжженными на ее поверхности. Время появления сосуда относят к 700 годам до н. э. Пока это самый древний представитель декоративно-прикладного искусства, разрисованный раскаленным металлическим острым предметом.

Некоторые ученые считают, что выжигать по дереву люди стали практически сразу, как только научились плавить металл. Иглы и заостренные стержнеобразные элементы раскаляли на углях, а затем с их помощью наносили рисунок на дерево.


Выжиганием по дереву увлекались художники, живущие в разное историческое время – Рембрандт, Дюрер, Пикассо, за этим занятием нередко замечали писателя Виктора Гюго.


В нашей стране, богатой лесами, древесина всегда была основным материалом для строительства и обустройства быта. Еще в IX-X веке умельцы не только изготавливали нехитрую утварь, но и украшали ее. Для выжигания сначала использовался открытый огонь, а затем научились рисовать раскаленными, похожими на гвозди предметами с косым срезом наконечника.


Развитие техники


В XIX веке приспособление для выжигания было усовершенствовано. Игла прибора нагревалась от помпы, работающей на бензине. В этот период проводили досуг за выжиганием даже дамы, они приспособились подкачивать насос одной рукой, а второй наносили рисунок на деревянную поверхность.


В конце XIX столетия приборы для выжигания становились все совершеннее. Один из них представлял собой конструкцию с трубкой, по которой проходила газовая смесь. Аппарат применялся для поверхностного обжига. Почти по такому же принципу работали спиртовые горелки. В этот период для выжигания стали использовать первые электрические печи.


Уже во второй половине прошлого века придумали электрический пирограф, принцип действия которого напоминал работу паяльника. Но конструкция сильно перегревалась и создавала массу неудобств. Настоящим прорывом в технике выжигания по дереву (1962 г.) стало изобретение 15-летнего подростка Роя Чайлда, вернее, удачная модернизация уже имеющегося электрического прибора.

Новое приспособление отличалось безопасностью и не страдало от перегрева.


Конструкцию взяли в разработку для массового использования. С этого момента творчество выжигания по дереву поистине ушло в народ, им занимались даже школьники, тем более что пирограф стоил недорого. В течение последующих 10 лет прибор постоянно усовершенствовался и уже походил на конструкцию, которой мы пользуемся и сегодня.


Выжигание в современности


Пирограф

Электрический прибор для выжигания по дереву, фанере, коже и другим поверхностям. Он бывает двух типов.

Трансформаторный. Это мощный аппарат с плавной регулировкой температурного режима, содержит нихромовую насадку.

Паяльный. Прибор наделен латунными насадками, часто встречается без регулировки температуры.


Газовая горелка

Ее надевают на баллончик с газом, выжигание происходит с помощью открытого огня. Приспособление используют для создания общего тона рисунка. Мастера струей пламени не только покрывают доску черным слоем, но и создают разные оттенки обожжённой поверхности.


Собирающие линзы

Таким способом можно работать только в солнечный день. Линзу закрепляют так, чтобы она могла фокусировать лучи солнца на деревянной поверхности. Для создания рисунка линзу перемещают по древесному полотну.

Не стоит использовать слишком мощные увеличительные стекла, они могут привести к возгоранию.


Кислотный способ

Выжигание рисунка происходит с помощью воздействия на древесину соляной кислоты. Для этого рабочую поверхность покрывают пчелиным воском или парафином, создавая для дерева защитный слой. Затем острым предметом прорисовывают изображение, так чтобы линии рисунка углублялись до поверхности древесины. В эти углубления заливают кислоту.


Пиротипия

С помощью прибора рисунок наносится в виде готового штампа под воздействием высоких температур.


Дерево – это изумительный материал. Наши предки с давних времен использовали его для изготовления различных предметов. Причем нередко украшали и декорировали деревянные изделия с помощью различных способов, в том числе и выжигания. Благодаря данной книге вы узнаете о выжигании по дереву, уясните, как и где оно применяется. Вы ознакомитесь с основными приемами выжигания и научитесь сами украшать различные предметы, используя этот вид декоративно-прикладного искусства. В нашей книге вы найдете много примеров выжигания сюжетов картин и орнаментов не только на специально подготовленной основе, но и на предметах мебели, интерьера, деревянной посуде, причем с детальным описанием этапов работы и с рисунками готовых изделий.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. История выжигания
  • Глава 2. Материалы и инструменты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выжигание по дереву предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране, как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX — X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековой Европе выжигание продолжили развивать и постепенно превратили в настоящее искусство, выйдя за рамки народного творчества. В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов.

В начале прошлого века выжженными узорами начинают украшать солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и др. Первые узоры были посвящены тематике древнерусской архитектуры или старого русского быта, но в 1917 г. она была изменена, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено. В Полоховcком Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.

С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения меда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрешек.

В конце XIX — начале XX в. выжигание стало популярным среди населения, им начинают увлекаться и среди высших слоев общества. Например, выжиганием занималась ее императорское высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. В то же время изобрели аппарат для выжигания, который состоял из стеклянной посуды, закрытой крышкой, в которой были 2 отверстия с выходящими из них резиновыми трубками. Одна из них заканчивалась двойным резиновым шаром, который служил для вдувания воздуха, а на конце второй располагался платиновый наконечник, прикрепленный к ручке. Внутри наконечника было маленькое отверстие для выхода воздуха. Раскаленным наконечником выжигали на деревянной поверхности, водя им как карандашом или пером.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступно и детям.


Выжигание по дереву берет свое начало больше столетия назад. В Англии это ремесло называли рисованием горячей кочергой по дереву.
Царапая металлом или камнем по обугленному дереву, люди заметили, что дерево очень хороший материал для рисования. Благодаря нашей наблюдательности и возникла пирография.

В Европе это ремесло стало очень популярным, выжиг по дереву использовали буквально во всем, и больше всего в быту. Спустя какое-то время, мастерство решили использовать и в декоративном обрамлении мебели. Орнамент не отличался особой оригинальностью и фактически не отличался от узоров которыми украшали ткани, одежду и посуду.

Проходит каких-то два века, как мастерство было отшлифовано, работы отличались огромным профессионализмом и своей индивидуальностью исполнения. Только вот занимались выжиганием больше для души, как таковых доходов ремесло не приносило. Причиной всему, медленное выполнение заказов, подводили орудия, которыми работали художники. Стандартный набор для работы по дереву состоял из переносного котелка, печи с отверстиями в длину и кочережек. Через эти отверстия вставлялись кочерги, которые нагревались от раскаленных углей. Для кочерги был еще набор наконечников или насадок, как сейчас мы их называем. Уже тогда люди думали о безопасности труда, поэтому на рукоятку все чаще наносили асбест, который защищал от больших температур и не давал обжечься.

Удивительным было качество работ, точность линий и мастерство, нужно взять во внимание температуры, до которых нагревали приборы. Для творения над очень габаритными картинами, специалисту нужен был человек в помощь, чтобы тот носил кочергу от раскаленной печи до рабочего места и обратно. Кочережкой разогретой до максимальной температуры мастер прорисовывал те места, где нужно было показать четкость, выделить определенные места.

Читайте также: