История возникновения парламента кратко

Обновлено: 05.07.2024

Парла́мент (англ. parliament , фр. parlement , от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В Армении, Молдавии, Грузии, Бельгии, Азербайджане, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Южной Осетии Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях России [1] (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Содержание

История парламента



Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России итд.).

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

    — Федеральное Собрание (Бундесрат и Национальрат) — однопалатное Национальное собрание Армении — однопалатный Милли Меджлис — двухпалатный парламент (Палата лордов и Палата общин) — Бундесрат и Бундестаг — Парламент (Сенат и Палата Депутатов) — Генеральные Кортессы (Сенат и Конгресс Депутатов) — однократный Сейм — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей — двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума — Парламент (Сенат и Палата Депутатов) — двухпалатный парламент Конгресс (Сенат и Палата представителей) — однопалатная Верховная Рада — двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание (до 1946 года Палата Депутататов) — однопалатный Эдускунта — Федеральное Собрание (Штендерат и Национальрат) — однопалатный Рийгикогу

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран [2] .


Возникновение английского парламента относится к XIII веку, именно поэтому он считается одним из старейших в мире. Датой создания парламента следует считать 1265 год.

Предыстория

Потребность в ограничении королевской власти в Англии возникла в годы правления Иоанна Безземельного, сына короля Ричарда I Львиное Сердце.

Иоанн Безземельный

Рис. 1. Иоанн Безземельный.

Внешнеполитические неудачи короля Иоанна и его попытка собрать больше налогов с рыцарства привели к противостоянию 1214-1215 годов. За год до своей смерти он подписал Великую хартию вольностей. Она состояла из 63 статей, которые регулировали компетенцию и права дворянства в деле сбора налогов, судопроизводства и наследственного права.

Хартия получила развитие после смерти короля Иоанна. Вскоре появились три ее редакции, 1216, 1217 и 1225 годов. Престол наследовал король Генрих III из династии Плантагенетов. Он занимал его 56 лет, что является своеобразным рекордом для британской истории. Король занимал английский престол, но языком делопроизводства был французский, а часть территории современной Франции являлась частью английских владений. Например, в 1243 году Генрих III с женой Элеонорой совершил путешествие в регион Гасконь на юго-западе современной Франции. В политике Генриха III наметился курс на авторитарный стиль правления. Высокие посты в государстве достались выходцам с континента, а Вестминстерское аббатство было перестроено в готическом силе архитекторами из Франции.

По итогам Великой хартии вольностей появился “общий совет королевства”, который ведал контролем за сбором налогов. Именно этот совет постепенно эволюционировал в парламент в ходе событий XIII века.

Король Англии Генрих III

Рис. 2. Король Англии Генрих III.

Созыв парламента в 1265 году и его последствия

Первый парламент в Англии был созван в 1265 году, то есть за 7 лет до смерти Генриха III. Это событие стало следствием конфликта между королем и баронами в 1250-ые годы. Итогом первой баронской войны стали Оксфордские провизии – клятвенный договор Генриха III с баронами. Они ограничивали власть монарха и он должен был собирать парламент раз в три года. На собрании должны были присутствовать королевские советники, изначально 12 человек.

Вторая баронская война прошла в 1264-1267 годах. Король потерпел поражение в битве при Льюисе от графа Лестера – Симона де Монфора. Престарелого короля взял под опеку совет из девяти человек. Первый созыв английского парламента организовал Симон де Монфор в 1265 году. На тот момент он имел титул лорда-протектора.

Структура парламента отличалась от прежних феодальных съездов. В парламент были созваны не только бароны, епископы и аббаты, то есть представители аристократии и духовенства, но и люди рангом пониже. К последним относились по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина из каждого значительного города королевства. Местом заседания стало Вестминстерское аббатство в Лондоне. В нем парламент Англии заседал до 1707 года.

Следующим королем Англии стал Эдуард I Длинноногий из династии Плантагенетов. Он правил с 1272 по 1307 год. Он вступил в противостояние с баронами и церковью. В 1297 году он подписал “Подтверждение Хартии”, то есть тем самым подтвердил “Великую хартию вольностей” и порядок созыва парламента 1265 года.

Возникновение английского парламента

Рис. 3. Возникновение английского парламента.

Что мы узнали?

Для понимания британской истории Средних Веков и Нового времени следует знать, где и когда в Англии был создан парламент. Это произошло в 1265 году в Лондоне при короле Генрихе III и лорде-протекторе Симоне де Монфоре. Появление английского парламента связано с противостоянием короля и высшей аристократии в XIII веке.

Парламент — это высший законодательный и представительный орган, характерный для государств с разделением властей.

Этот орган традиционно наделяется правом принимать законы, участвовать в формировании исполнительной власти, контролировать ее.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

О предпосылках

Предпосылкой и основной причиной к формированию парламента в Англии стало недовольство граждан внутренней политикой Генриха III, период правления которого пришелся на середину XIII века. За ним числилось немало грехов: он был женат на француженке и покровительствовал ее соотечественникам в ущерб английской знати, ввязался в дорогостоящую борьбу за Сицилийское наследство, опирался в своих решениях на баронский совет из 15 человек, игнорируя мнение остальных.

На самым резонансным стало принятие реформ, значительно урезающих права рыцарей и горожан и повышающих налоги. Против них в 1259 году выступило огромное количество людей, включая торговцев, ремесленников, студентов Оксфорда, представителей ведущих рыцарских орденов, а также некоторых баронов.

Генрих отказался разрешать конфликт, и к 1263 году в стране разгорелась гражданская война. Восставшим удалось захватить власть в большинстве английских городов. А в мае 1264-го был схвачен и сам Генрих.

Возникновение и становление английского парламента

Поскольку главной проблемой восставшие считали управление страной небольшой кучкой людей из одного сословия, назрела необходимость в создании нового органа. Захваченный король был вынужден подписать соглашение, согласно которому теперь для принятия важных государственных решений приходилось привлекать выходцев из разных сословий.

Результатом этого соглашения стало появление межсословного органа, в состав которого входили бароны, представители высшего духовенства, избранные от каждого графства рыцари и направленные каждым большим городом горожане. Этот орган и стал первым английским парламентом.

Первое заседание вновь созданного межсословного органа состоялось в январе 1265 года в здании Вестминстерского аббатства.

Даже восстановившись во власти, Генрих III не отказался от нового органа. Сохранился он и позже: в 1322 году Эдуард II издал статут, утверждавший необходимость согласования с парламентом всех дел, касающихся состояния народа и королевства, положения короля и его прямых наследников.

В это же время в межсословном собрании зародились две группировки:

  1. Палата общин, состоящая из выбранных представителей народа.
  2. Палата лордов, представленная духовными и светскими магнатами.

Инициатором введения новых законов был король, а участники обеих палат могли выполнять функции советчиков и просителей.

Такое положение сохранялось во времена правления Тюдоров и Стюартов. Первые значительные изменения касались событий 1649 года, когда была упразднена Палата лордов, принята новая система распределения мест.

Новая система устраняла недостаток, связанный с большим количеством депутатов от мелких городов и полным отсутствием представителей новых городских образований.

Следующим переломным моментом стал роспуск парламента Кромвелем в 1656 году, созыв нового и его последующий роспуск. В 1660 году была восстановлена Палата лордов, а 1707-й стал годом объединения английского парламента с шотландским, образования Парламента Великобритании.

О версиях возникновения парламента в Англии

Помимо уже описанной версии возникновения, существует предположение о том, что первым органом с таким же значением были собрания, инициировавшиеся Альфредом Великим в конце IX века.

Альфред Великий был правителем Уэссекса в 871-901 годах. Он первым в истории стал именовать себя королем Англии.

Получается, что парламент — это место, где можно обжаловать какое-то решение, обсудить его с равными себе по статусу.

Устройство парламента в Англии

За время существования английский парламент практически не изменил свою структуру. Как и прежде, он состоит из 2 палат:

  1. Палаты лордов, в которую входят потомки средневековых баронов, епископы, титулованные дворяне.
  2. Палаты общин, состоящей из наследников богатых горожан, рыцарей.

В палату общин также могут входить депутаты от небольших городков, избранные населением для представления своих интересов в столице.

Палата лордов не выбирается. Она состоит из людей, унаследовавших свою власть. Палата общин — это демократически избираемый орган. При этом министры выбираются из обеих палат.

Состав парламента. Начало избирательного права

До XVII века английский парламент находился в процессе определения принципов организации сословного представительства. На первых порах созыв был отдан на усмотрение короля. Количество приглашенных в этот период было разным, варьировалось от 50 до 200 человек.

В составе постоянно присутствовала титулованная знать — графы, герцоги, эрлы. Бароны по большей части призывались по 1-3 раза: только треть из них принимала участие в заседаниях на постоянной основе.

Важной частью были свободные землевладельцы — рыцари, выбираемые отдельными графствами. Историки считают, что именно из регулирования порядка отправки этих рыцарей могли возникнуть зачатки законодательного избирательного права.

В 1407 году был впервые издан статут, определяющий контингент избирателей. Теперь графства и общины должны были предоставлять предварительные списки допущенных к выборам, которые можно было обжаловать. А в 1429 году вышел закон, согласно которому к выборам допускались только постоянно проживающие на территории избирательного округа.

К концу XV века в парламенте присутствовали депутаты от 100 городов. 97 человек заседало в Палате лордов и 300 человек — в Палате общин. В начале XVII столетия в Палате общин насчитывалось 467 мест, многие из которых занимали профессиональные правоведы.

Депутатскими полномочиями народные представители наделялись только на один созыв. При созыве нового собрания выборы проводились заново.

Компетенция парламента

Первый парламент стал наследником полномочий Королевского совета. За ним закрепились права на высший суд, утверждение налогов и предложенных королем законов.

Права собрания касались и финансовых полномочий. Его участники давали или не давали разрешение на введение сборов и субсидий, взимание пошлин с торговых операций.

Законодательные инициативы изначально исходили исключительно от короля. В конце XIV века было официально закреплено участие общин в обсуждении законов, а в XV-м без их согласия законы уже не издавались.

Позже парламент закрепил за собой контрольные функции над королевской администрацией, а к концу XV столетия приобрел статус самостоятельного учреждения.

Корона и парламент

Развитие отношений короны и парламента всегда основывалось на конфронтации: в XIV веке она выразилась в свержении королей Эдуарда II и Ричарда II, а в XV-м — в назначении на высшие должности людей, представленных парламентом.

Постепенно сочетание деятельности короны и парламента, их взаимодействие стало считаться признаком оптимального государственного устройства. Законодательство перестало концентрироваться вокруг личности монарха: без согласия своих подданных он больше не мог утверждать новые налоги, вводить в действие политические указы.

Концепция сотрудничества максимально точно изложена в трактате известного английского политика XV века Джона Фортескью. Примечательно, что в последующие столетия она почти не изменилась, нашла широкое распространение в юридической и политической литературе Великобритании.

В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны – представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как установившимся к XIII – XIV вв. политическим формам взаимоотношений сословий Англии с королевской властью, так и особенностям ситуации в условиях кризиса власти второй половины XIII в. Немалое значение в этом длительном процессе сыграли и традиции привлечения короной высшей знати к решению государственных дел, восходящие к ленной монархии.

Во второй четверти XIII в. совет магнатов (духовных и светских баронов) стал обязательным спутником королевской власти. В 1236 – 1258 гг. совет созывался по два-три раза в год для совещаний по политическим вопросам; нередки были требования магнатов ставить и снимать королевских должностных лиц. В условиях кризиса и начавшейся гражданской войны в Англии (1263 – 1267) влияние совета магнатов усилилось. По Вестминстерским провизиям 1258 г. собрание установило даже своеобразную сословную опеку над королевским управлением, создав исполнительный совет 15-ти.

Окончательное утверждение парламента в государственно-политической жизни Англии заняло длительное время: 35 – 40 лет. Только в 1290-е гг. он оформился как постоянно действующее учреждение. Тогда же за представительством закрепляется и название parliamentem. В правление короля Эдуарда I (1272 – 1307) сложились и основные принципы организации представительства.

На протяжении нескольких десятилетий парламент продолжал играть еще двоякую роль: и сословного совещательного органа, и высшего суда. Это было взаимосвязано и с тем, что парламент состоял и из высшей знати, пэров, и из представителей общин. Разделение произошло в 1341 – 1343 гг.: с этого времени бароны и представители графств и городов стали заседать отдельно и по-разному участвовать в общей парламентарной деятельности. Это стало началом разделения на палату лордов и палату общин.

Состав парламента. Начало избирательного права

Жестких правовых принципов организации сословного представительства до XVII в. не существовало, и они только вырабатывались. Созыв парламента и его организация были в большей степени делом усмотрения короля и политических традиций. Эти традиции были взаимосвязаны с политической ролью сложившихся в Англии сословий.

Для того чтобы парламент считался полным т. е. представлявшим интересы всей нации, в его работе должны были принять участие: (1) великие бароны и высшие официалы короля, (2) высшее духовенство, (3) выборные представители от графств, городов и от низшего духовенства, наделенные соответствующими полномочиями говорить от имени своих избирателей. Первые две условные курии объединялись тем, что баронов и прелатов лично и поименно приглашал король, и это было едва ли не важнейшей их политической привилегией. Они составляли Большой королевский совет, бывший до XIII в. предшественником парламента, а с организацией парламента – верхнюю его часть, палату лордов.

Количество лично приглашенных, т. е. лордов, в продолжение XIII – XIV вв. значительно колебалось: от 54 до 206 чел. Нередко в их состав включались и рыцари, считавшиеся личными вассалами короны. Титулованная знать (эрлы, герцоги, графы) присутствовала постоянно и практически в полном составе. Великие бароны – в самом разном числе: от 14 до 100, и только 1/3 из них присутствовали более или менее регулярно; остальные призывались по 1 – 2 раза.

Первые ограничения были связаны с пресечением деятельности на низовых избирательных собраниях в графствах т.н. ливрейных свит. (Знатные владельцы земель пользовались правом предоставлять покровительство и брать на службу лиц низших сословий, знаком чего были особые ливреи; такие свиты, сопровождавшие господина, естественно, предрешали исход выборов в графствах и общинах, поскольку голосование проходило открыто.) Законом 1390 г. было запрещено принимать в свиту недворян и вообще иметь свиту дворянам без особых титулов. Затем целой серией парламентских статутов была поставлена под контроль деятельность шерифов по проведению выборных собраний; недовольные даже получили право на особый иск к шерифам. Статутом 1407 г. впервые был определен контингент избирателей: в общинах и графствах следовало предварительно составлять список допущенных к выборам, и его можно было обжаловать. Это было особо направлено против переезжающих с места на место ливрейных свит. Наконец, законом 1429 г. было введено правило для допуска к выборам: жить по месту проведения собрания. Устанавливался также единый сословноимущественный ценз: для включения в список избирателей надо было обладать свободным земельным владением (freehold), дающим доход в 20 шиллингов, или иным доходом в 40 шиллингов (что было тогда значительной суммой). За злоупотребления списком избирателей шерифов ждало уже тюремное заключение. Законом 1445 г. были введены дополнительные сословные ограничения: избирателями могли быть только лица дворянского сословия. Списки должны были контролироваться судьями, за самозванство стали преследовать. Эти законы стали общей основой для выборов в парламент на протяжении последующих столетий.

Всего к XVI в. в парламенте насчитывалось до 97 чел. в палате лордов (это число было непостоянным) и 300 мест в палате общин (226 от городов и 74 от графств). В начале XVII в. численность палаты общин была значительно увеличена короной – до 467 депутатов. В XV в. заметную долю среди депутатов стали занимать профессиональные правоведы, им поручали составлять статуты, вести дела парламента. Депутаты палаты общин получали за свое представительство жалованье от графств и городов (по 4 и по 2 шиллинга в день). Сессии парламента продолжались несколько недель. Одна из самых продолжительных, сессия 1406 г. длилась 159 дней.

Полномочия депутатов от общин были рассчитаны на один созыв. При объявлении королем нового парламента выборы проходили заново.

Компетенция парламента

Полномочия парламента в государственных делах сложились также не единовременно. Некоторые закрепились за парламентом по традиции, в силу политического равновесия времен сословной монархии. Некоторые были утверждены короной в целях общественного согласия. Но за некоторые полномочия парламенту пришлось вести длительную, с переменным успехом борьбу.

Основным источником определения полномочий парламента стала историческая компетенция собрания магнатов. За собранием знати (или Королевским советом) признавались права на высший суд, в особенности против должностных лиц или представителей знати, на утверждение налогов, на подачу королю советов по государственным делам, на мнение по поводу законов, предложенных королем. Эти полномочия и были возложены на первые парламенты в XIII в.

Позднее и далеко не в полной мере парламент закрепил за собой контрольные права. Объектом парламентского контроля была королевская администрация. Естественно, корона наиболее ревностно отстаивала ее неприкосновенность. В период кризиса середины XIII в. парламенту удалось ввести правило обязательной присяги королевских должностных лиц перед парламентом, но затем это правило исчезло. В XIV – XV вв. парламенту несколько раз удавалось добиться королевского согласия на удовлетворение парламентских петиций о назначении должностных лиц или о снятии их. Наиболее ярким проявлением этой стороны прав парламента стало признание за ним прав обвинения должностных лиц в злоупотреблениях и преступлениях. Впервые эта процедура импичмента была применена в 1376 г. В дальнейшем она неоднократно использовалась как по инициативе парламента, так и по инициативе короны, в том числе для борьбы с политическими противниками из числа знати.

Корона и парламент

Политические реальные взаимоотношения короны и сословного представительства составляли не менее важную сторону общего статуса английского парламента, чем отдельные закрепления его прав королевскими декларациями. В особенности значительным этот фактор стал в период абсолютизма, отягченный особым режимом самовластия Генриха VIII или королей династии Стюартов.

На протяжении первых веков своей истории парламент неоднократно проявлял инициативу в концентрации оппозиционных сил монархии. Дважды это завершалось низложением монарха (Эдуарда II в 1327 г. и Ричарда II в 1399 г.). Влияние парламента на королей, возведенных на трон с его участием, существенно возрастало. Так, при Генрихе IV (начало XV в.) корона благосклонно воспринимала требования парламента контролировать деятельность высших должностных лиц, были случаи прямого назначения на высшие должности по представлению парламента.

Концепция, изложенная Фортескью, получила распространение в английской политической и правовой литературе последующих столетий. Она стала, по сути, первой попыткой представить оптимальное и политическое взаимодействие короны и парламента в виде своеобразной дуалистической монархии. Идея такой монархии сложилась как результат появления в государственной жизни Англии парламента, с самого начала своей истории не ограниченного свойством чисто средневекового сословного представительства.

Читайте также: