История возникновения лизинга кратко

Обновлено: 08.07.2024

Введение в экономический лексикон термина "лизинг" (от англ. to lease - брать и сдавать имущество во временное пользование) связывают с операциями телефонной компании "Белл", руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако, первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией "United States Leasing Corporation", и таким образом, США стали родиной нового бизнеса.

В начале 60-х годов американские предприниматели перевезли лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания - "Deutsche lising GMbH" появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.

В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа "Fly before buy" ("летать до того как купить").

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания "Mercantile Leasing Corporation", учрежденная в 1960 г.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте. В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике "США - Западная Европа - Япония". В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


По мнению историков и экономистов, принято считать, что первое упоминание об аренде (лизинге) возникло, еще в древнем государстве Шумер задолго до нашей эры. Археологами были обнаружены в шумерском городе Ур, глиняные таблички, которые содержали сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земель, животных.

Впрочем, экономисты, во всех исторических документах видят лизинг, когда речь идет об имущественном найме (аренде), и называют лизингом все имущественные отношения, связанные с владением вещи на ином праве, чем право собственности. Считается, что данные утверждения сформированы на ошибочном понимании сущности договора лизинга и его признаков, выделяющий лизинг, как отдельный вид договора аренды.

Большой спрос на новое оборудование и преимущество лизинговых сделок для потенциальных пользователей создали отличные условия для быстрого роста лизинга и уже к концу 80-х годов, прибыль получаемая от лизинговых операций, выросла за четверть века более чем в сто раз.

Считается, что одним из факторов огромного распространения лизинга, часто называют развитие железнодорожного и авиационного транспорта: компании что бы уйти от больших расходов, стремились приобретать локомотивы вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а в долгосрочное пользование. В данном случая, в начальном этапе в США использовалась конструкция траста, это когда транспортные средства приобретались трастовыми фирмами с дальнейшей передачей их в пользование компаниям.

Вскоре предприятия занимающиеся производством транспортных средств, активно заинтересовались реализацией своей продукции, а финансовые компании в выгодном вложение своего капитала, что и привело к изменению системы инвестирования. Теперь финансовые компании стали приобретать оборудование и транспортные средства, и другое необходимое транспортным компаниям у конкретного производителя по просьбе эксплуатирующих организаций с дальнейшей передачей их последним в аренду.

Долгое время в СССР не применяли практику лизинговой деятельности, которую использовалась на Западе. В первые в СССР о лизинге узнали во время Второй Мировой войны, когда США стали снабжать своих союзников оружием, боеприпасами, продовольствием, медицинскими препаратами на основе лизинговых соглашений. Но, к сожалению, в СССР это было не оценено и, к сожалению забыто больше чем на сорок лет.

И только в начале 90-х годов лизинг стал применяться в небольших масштабах и только в международной торговле. Лизинг рассматривался, как одна из форм приобретения дорогостоящих станков, машин, морских судов, ЭВМ и энергетического оборудования.

Так же была создана благотворительная программа развития лизинга в РФ, задача которой заключалась в создание благоприятных экономических условия для развития лизинга, создание нормативно-правовой базы, организация Фонда содействия развитию лизинга в РФ и т.д.

Лизинговые компании имели разные предпосылки образования, так как они могли быть созданы различными структурами. В основном выделяют пять типов компаний, которые активно действовали в лизинговом бизнесе:

  1. Банки
  2. Государство
  3. Отечественные промышленные группы
  4. Поставщики оборудования
  5. Иностранные учредители

Первым кто оценил положительные стороны лизинга, был банк. Сначала он появился только в качестве дополнительного, более гибкого инструмента кредитования, а в некоторых случаях более удобным как для банка, так и заемщика. Лизинговые сделки были использованы в финансировании нестандартных проектов, привлекательных для банка, но не отвечающих требованиям его кредитной политики.

Государство создавало лизинговые компании в основном на поддержку отдельных отраслей, а так же для реализации программ поддержки малого бизнеса.

Лизинговые компании, возникшие при промышленных группах, как правило использовались для перераспределения финансовых ресурсов внутри группы с использованием налоговых льгот.

Основатели мирового лизингового бизнеса являются лизинговые компании при производителях. Всем было известно, что лизинговые компании, имевшие тесное сотрудничество с поставщиком, получают значительное преимущества, которые выражаются в предоставлении коммерческого кредита функции обратного выкупа поставленного объекта, а так же его дальнейшая продажа на вторичном рынке.

Созданные лизинговые компании при иностранных учредителях отличались лишь тем, что у них было иное понимание сути лизинга, и они имели не большие преимущества в привлечении зарубежного финансирования, как от международных финансовых агентств, так и от поставщиков оборудования и инвесторов.

Все это помогло открыть дорогу новому этапу в развитие российского лизинга. Хотя лизинг тех времен не был таким доступным, как сейчас, его ограничивали множественные требования к клиенту и длительные сроки рассмотрения заявок. Им могли воспользоваться только крупные предприятия, и до реального массового продукта было еще далеко. Но именно с этих времен лизинговые компании стали вести активную деятельность и сейчас возглавляют рейтинги российского рынка.

Читайте также: