История возникновения дорог кратко

Обновлено: 28.06.2024

Человек использовал различные материалы при строительстве дорог: песчаник, камень и другие. Последний являлся самым прочным материалом из названных, поэтому трассы, которые сооружались с его помощью, функционируют в XXI веке.

Египет – дорога к пирамидам

В III тыс. до н.э. в Египте завершилось возведение пирамиды Сахуры. К месту её строительства проложили вспомогательную дорогу, которая облегчала доставку материала на строительную площадку. Каменные блоки, из которых строилось дорожное полотно укладывались поперёк. Их ширина – примерно 4 м, для уменьшения трения дорогу при строительстве увлажняли водой.

Дорога в Гизу

Египетская дорога в Гизу – самая старая, мощённая камнем магистраль в мире. Её возраст более 4600 лет, ширина – около 2 м, протяжённость – 12 км.

Магистраль ахеменидов

В державе ахеменидов была спроектирована дорога, которая вела из Эфеса в Сарды и Сузы. Она называлась царской, её протяжённость – 2600 км. Рабочие размечали магистраль с помощью столбов с указателями расстояния.

Дороги империи инков

Королевская дорога инков

Вторая главная магистраль получила своё название в честь верховного правителя – Уайна Копак-Ньян. Её протяжённость приблизительно 4 тыс. км.

Горные массивы, болота, пустыни не становились непроходимыми препятствиями для древнеперуанских инженеров и рабочих. Трассу Уайна Копак проложили на высоте 5150 м. В зоне болот сформировали дамбы, в пустынях возводили борты из камня высотой 1 м, которые защищали полотно от заносов.

Все дороги ведут в Рим

Римляне прокладывали шоссе на каменистой почве, с высеченными участками в скалах. Ширина магистралей – приблизительно 3 м. На специальных табличках, которые располагали на дорогах, указывали расстояние до столицы. Самыми старыми магистралями считаются Аппиева и Фламиниева дорога.

Римская технология возведения трасс менялась в зависимости от материалов, рельефа местности. Их фундамент был каменным, земляным, кирпичным, глиняным, из твёрдого гравия, в зоне болот – использовалась древесина. Второй слой дорожного покрытия состоял из песка и мелкого гравия. Поверхность дорожного полотна представляла собой смесь гравия с известью. Верхний слой дорожного полотна выкладывали блоками, в черте города он был базальтовым, известняковым или из других видов камня. Центр дороги был выше её края. С помощью такой конструкции дождевая вода лучше стекала в канавы, увеличивался срок службы магистрали.

А чем мы хуже

На территории России жители древних городов возводили дорожное полотно по римскому образцу. Например, улицы Керчи, Анапы мостили каменными плитами, кладка которых проводилась без использования раствора. Щебень и разбитая посуда использовались для благоустройства переулков.

Таким образом, самым прочным материалом для сооружения дорог в древний период был камень. Наряду с ним использовали песчаник, древесину, кирпич и прочие строительные материалы в различных сочетаниях друг с другом. Некоторые магистрали, которые возводились в этот период, функционируют до сих пор.

История дорожного строительства: с начала времен и до наших дней

Проторенные тропы

Создание первых дорог сложно назвать строительством. Скорее, это было протаптывание троп по кратчайшему пути – через болота и овраги. Такие относительно постоянные пути появились еще раньше, чем первые города. Однако без более надежных дорог было сложно развивать общество, поэтому люди довольно рано занялись совершенствованием системы дорожного строительства.

Самые ранние из сохранившихся дорог расположены в Великобритании. Например, Свит-Трек в Сомерсете был построен примерно в 3807-3806 гг. до н.э. Это мощено-насыпная дорога, длина которой когда-то составляла около 2 км. Она была сделана из перекладин из молодых деревьев, покрытых дубовым настилом.

В целом, в те времена, когда торговля была еще плохо налажена, людям приходилось использовать для строительства подручные материалы. Где-то это были деревья, где-то – песок, а где-то – камень. Главными инструментами оставались примитивные топоры, лопаты и руки рабочих.

Дорога на Рим

В Древнем Египте проходило строительство пирамид, а для этого нужно было переправлять глыбы. По свидетельствам Геродота, около 100 000 человек в течение 10 лет строили дорогу от Нила до пирамиды Хеопса. Каменные плиты везли на деревянных санях, но основная работа по-прежнему выполнялась руками людей.

Помимо Великого шелкового пути, существовали и другие значимые дороги. Например, Путь ладана соединял страны Средиземноморья с Аравийским полуостровом. Три Королевские дороги соединяли Таиланд и Камбоджу, Персидский залив со Средиземным морем, Египет и Сирию. Чайный путь связывал Китай с Южной Азией, а Соляная дорога проходила от устья Тибра во внутренние районы Апеннинского полуострова.

Однако главные достижения в области дорожного строительства принадлежали римским мастерам. Перед выкладкой дороги размечали будущий маршрут. Переносные солнечные часы позволяли определить направление, грома (шест с горизонтальной перекладиной) использовался для начертания прямых углов, а хоробат (длинная негнущаяся линейка) помогал определить уклон в местностях с неровным рельефом. Дорога обычно укладывалась в четыре-пять слоев, и всю тяжелую работу выполняли либо рабы, либо солдаты.


Потерянное наследие

После падения Римской империи европейская дорожная система пришла в упадок. Все-таки главной ценностью римлян была возможность использовать бесплатный или совсем дешевый ручной труд за счет владения огромными территориями. В Средневековье таких ресурсов уже не было.

Русский путь

В России строительство дорог всегда было проблематичным. Во-первых, до наших земель не дошло богатое дорожное наследие римлян. Во-вторых, строительство дорог тормозили суровый климат и наличие таких препятствий, как леса и болота. Поэтому наши предки долгое время пользовались тропами или, реже, грунтовыми дорогами.

После объединения земель важность дорожного строительства возросла. Но развития технологий все еще не наблюдалось. Из-за этого дорог стало больше, но они были в основном грунтовыми, иногда с деревянным покрытием, и их качество оставляло желать лучшего. Только в XVIII веке на отдельных участках дорог начали выкладывать камни.

Важным событием стало создание Петербургско-Московской магистрали под руководством Петра I. Для прочности в фундамент дороги укладывались бревна, а поверх них – глина. Однако желаемого результата добиться на удалось: от частых дождей грунт превращался в грязь. В итоге дорогу так и не привели в порядок – она осталась в том же плачевом состоянии, что и остальные пути в стране.

В XVII в. в Европе начался новый виток дорожного строительства. Европейские мастера пытались подражать римским, но без широкого доступа к дешевой рабочей силе на воспроизведение тех сложных конструкций уходили бы долгие годы. Поэтому часто римские технологии упрощались. Так, дорожная одежда – верхний слой, на который приходится нагрузка от транспорта, – становилась тоньше, а сами пути – менее прочными.

Впрочем, в это же время появлялись первые наработки в области улучшения дорожных технологий. Например, чтобы покрытие не разрушалось водой, вдоль дорог вырывались канавы. При слабом грунте выкладывали одежду из гравия, камня, шлака, железной руды, обрубков дерева или вязанок хвороста.

Настоящим прорывом стало открытие первых месторождений асфальтовых пород. В 1830-е годы были предприняты первые попытки покрыть дорогу асфальтом. В этом рабочим помогали катки. Поначалу использовались их древние прототипы, которые работали на животной силе. Зато уже в 1859 году был изобретен первый паровой каток, и в 1866 году машину начали использовать на дорогах Англии.

Бетонная смесь, максимально похожая на современную, впервые была использована для покрытия площади Согласия в Париже и террасы Зимнего Дворца в Петербурге.

Площадь Согласия


Эра машин

В том же 1866 году на помощь рабочим пришли грейдеры – машины для планировки и выравнивания площадей. На самом деле, изобретение грейдера произошло еще в 1795 году. Машина состояла из металлического каркаса на колесах, который тащила лошадь. Но популярность пришла к грейдерам только спустя 70 лет. Со временем в них установили паровые двигатели, а затем двигатели внутреннего сгорания.

В начале XX в. появились бульдозеры на гусеничном ходу. Сначала кто-то (до сих пор неизвестно, кто) придумал присоединить отвал к трактору, затем к машине добавили гусеничную ленту. Первые бульдозеры работали на пару, но уже в 1931 году появились модели с дизельным двигателем, а всего 4 года спустя начали применять гидравлику.

Сегодня строительные машины продолжают совершенствоваться. Они отличаются высокой надежностью, производительностью и точностью выполнения задач. Так, при оснащении грейдеров и бульдозеров системами нивелирования можно добиться точности высотной отметки до 1 см. Современная техника все чаще оснащается системами, упрощающими работу машиниста. Например, с 2022 года грейдеры John Deere могут оснащаться коробкой передач PowerShift Plus, которая обеспечивает автоматическое переключение передач во всем диапазоне скоростей и позволяет изменять направление движения машины без остановки. Кроме того, машины обладают отличной маневренностью, а некоторые модели даже могут свободно передвигаться по дорогам общего пользования, поскольку укладываются в дорожный габарит по ширине.


Машины для дорожного строительства активно применяются на всех этапах работы, включая стабилизацию, смешивание смеси, уплотнение и последующий ремонт. На помощь строителям также приходят высокие технологии. Например, телематическая система JDLink позволяет проводить удаленный мониторинг техники: следить за передвижениями машин, просматривать данные о времени работы и расходе топлива, проводить удаленную диагностику. В результате повышается эффективность и рациональность работы техники на площадке.

Сегодня у людей есть возможность строить прочные, удобные дороги, о которых наши предки не могли и мечтать. Но с каждой новой разработкой процесс строительства становится все более совершенным. Так что в будущем, скорее всего, человеку будут доступны еще более впечатляющие технологии.

Строительство дорог в нашей стране развивалось несколькими отличными от Запада путями по причине недостатка легкодоступных для разработки каменных материалов. Основными источниками получения камня были сбор валунов на полях и разработка гравия в ледниковых отложениях. Во второй половине XVIII в. сеть только почтовых путей из Москвы достигала около 17 тыс. км. Несмотря на такую протяженность дорог и большие потребности в совершенствовании условий перевозок, техника дорожного строительства в России ограничивалась в то время осушением дорожной полосы и укреплением древесными материалами.

Указ о постройке дороги Петербург — Москва

Развитие в России торговли и промышленности требовало содержания дорог в исправном состоянии. На важнейших государственных магистралях основным типом дорожного покрытия стал щебень.
Первоначальная технология не предусматривала какого-либо специального уплотнения дорожного покрытия. Идея отказа от уплотнения щебеночных покрытий движением и перехода к уплотнению катком не сразу получила признание и лишь в 40х годах XIX века стала рассматриваться как обязательная.

Конструкция капитана Баранова

После 1860 г. объем дорожного строительства в России начал сокращаться: до 1861 г. строилось примерно 230 км дорог с твердыми покрытиями в год, а в следующее 20 лет объем строительства сократился до 25—30 км в год. Лишь после 1890 г. в связи с развертыванием строительства стратегических дорог в западных губерниях объемы строительства возросли до 300—350 км. Железных дорог в этот период ежегодно вводилось в эксплуатацию от 730 до 1320 км в год.

Строительство дорог по технологии Мак Адама

Времена СССР

Если проследить хронологию развития дорог СССР и западных стран, легко увидеть, что отставание технологии составляло 10-20 лет. Например, учитывая ведущуюся фашистской Германией подготовку к нападению, в России приступили к постройке автомобильной магистрали Москва — Минск, резко отличавшейся по своим техническим параметрам от ранее строившихся дорог. Магистраль была рассчитана на скорость 120 км/ч. Ее проезжая часть была еще без разделительной полосы шириной 14 м предусматривала движение автомобилей в два ряда в каждую сторону. По техническим характеристикам она соответствовала магистралям США 30х годов и законченной к тому времени строительством в Германии дороге Кельн — Бонн.

Трудности получения каменных материалов, суровость климата и значительное разнообразие климатических условий предопределили творческое развитие в России конструкций щебеночных дорожных покрытий. Существенным отличием конструкций дорожных одежд в России был отказ от обязательного требования Дж. Мак-Адама о создании дорожной одежды из однородного по составу, крупности и прочности щебня.

Средняя полоса европейской части России, где велось строительстве щебеночных покрытий, бедна каменными материалами, т.к. коренные породы покрыты мощными слоями ледниковых отложений. Основным источником получения каменных материалов был сбор на полях валунов. Поэтому вскоре возникла мысль об укладке в нижний слой одежды крупного щебня слабых, но дешевых местных пород. Таким способом построен ряд шоссе в западных губерниях. Вначале, так же как и Мак-Адам, щебеночным одеждам придавали толщину 25 см (10 дюймов), но потом, убедившись, что хорошее уплотнение щебеночного слоя проездом распространяется только на глубину примерно 10 см, а глубже щебень остается в слабо уплотненном состоянии, перешли постепенно в целях уменьшения расходов к толщине 15 см в уплотненном состоянии. Это оказалось возможным в связи с меньшими нагрузками на конные повозки в России по сравнению с применявшимися в Англии. При неблагоприятных грунтовых условиях, где можно было ожидать пучин, щебеночную одежду утолщали до 9—12 дюймов, но, так как это сильно удорожало строительстве, нижнюю часть каменного слоя начали заменять песком. Так было построено шоссе Петербург — Москва.

Прорыв щебеночного покрытия

В России идея повышения связности щебеночного покрытия начала реализовываться лишь после введения искусственного уплотнения щебеночных россыпей катками. Для заполнения пор в верхнем наиболее уплотнявшемся слое начали использовать более мелкий материал — клинец и высевки, вдавливаемые весом катка в незаполненные места между щебенками и создающие расклинивание. В России считалось обязательным использование для этой цели щебня тех же горных пород, что и для основной россыпи, поскольку применение мягких легко дробящихся пород, облегчая закатку, давало малоустойчивое, быстроразрушающееся покрытие.

Особенностью щебеночных покрытий было то, что они нуждались в повседневном надзоре и ремонте, так как от выбитой щебенки начинался быстрый рост дальнейших разрушений.

Прогресс в строительстве щебеночных покрытий по сравнению с техникой, рекомендованной Мак-Адамом, лучше всего сформулировал в 1870 г. Е. Головачев, писавший, что «. начиная с сороковых годов, когда убедились в полной необходимости изучать не только крепость щебня, но и свойства его пыли, обеспечивающей наибольшую связь между щебнем, прибавлять к щебню мелкий материал для заполнения промежутков, укатывать шоссе искусственно до полно-го уплотнения, чтоб сберечь то количество каменного материала, которое должно было, при прежней системе укатки шоссе проездом, обращаться в пыль и осколки, чтоб заполнить промежутки между щебенками, без чего они не могли получить должной неподвижности и устойчивости, что собственно и обеспечивает прочность щебеночной насыпи, когда для облегчения укатки введена была поливка щебня водой и для лучшего уплотнения щебеночного слоя стали в иных местах вместе со щебнем твердых пород, составляющих основу щебеночной насыпи, применять еще примесь щебня мягких известковых пород.

Использование геосинтетических материалов характерно для дорожного строительства России только в самом конце 20 века, и то в очень ограниченном объеме.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Частное образовательное учреждение

Классный час

Составитель:

Генералова Олеся Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Новокузнецк

Ознакомление с историей возникновения дорожных правил;

повторение правил уличного движения для пешеходов, дорожных знаков;

развитие умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Формирование УУД

- формирование внутренней позиции школьника;

- самоопределение;

- нравственно-эстетическая ориентация;

- смыслообразование.

Регулятивные:

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с педагогом;

- саморегуляция, оценка и коррекция знаний.

Познавательные:

- постановка и формулирование проблемы;

- анализ и передача информации.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества;

- умение вести диалог, слышать и слушать собеседника.

Оформление: интерактивная доска, плакаты по правилам дорожного движения.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте наши дорогие воспитанники. Мы рады видеть вас сегодня на нашем классном часе, такими красивыми, счастливыми, умными, воспитанными.

- Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и мысленно пожелаем успехов в дальнейшей работе.

Дети встают со своих мест, приветствуют друг друга улыбкой.

Личностные: Внутренняя позиция школьника.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Учитель . «Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу. Сразу становятся пешеходами. Легко ли быть пешеходом?

Учитель .Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего.

Учитель . Шагать и в самом деле не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица не парк, а шоссе – не тропинка.

Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадёт.

Учитель . А как всему этому научиться?

Учитель. Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены.

Ответы детей на вопросы

Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с педагогом.

Учитель . Отгадайте, что это? (Слайд 1)

Не живая, а идет,

Неподвижна – а ведет. (дорога)

Учитель . Как вы уже догадались речь у нас пойдёт о …. (правилах дорожного движения). И сегодня мы познакомимся с историей дороги и повторим правила пешеходов . (Слайд №2)

Отгадывание загадки, определение темы, цели классного часа

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4.Работа с информацией

Учитель. Дорога – искусственное сооружение, специально приспособленное для движения транспортных средств и пешеходов. Но как она появилась?

Путины соединяли между собой населённые пункты, их стали называть дорогами. Много дорог в нашей стране. Проехать по всем – это всё равно, что два раза совершить путешествие на Луну и обратно.

анализ и передача информации

ведение диалога, умение слушать и слышать собеседника

Учитель . Как вы думаете, какое главное качество дороги? (мнения детей)

Учитель . Это ширина и покрытие. Нам очень нравится, когда дорога широкая и ровная. Но какая она была раньше?

Когда-то давным-давно, когда ещё и в помине не было никаких машин и единственным средством передвижения были конные упряжки, чтобы прохожие и кареты не вязли в грязи дороги стали покрывать твёрдым покрытием. В России первые дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами брёвен. Представляете, как на этой дороге трясло?

Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.

Первая дорога в России появилась в 1722 году (почти триста лет назад). По приказу царя Петра I её проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием.

анализ и передача информации

ведение диалога, умение слушать и слышать собеседника

6. Применение знаний

Учитель. Бегут дороги от города к городу, от посёлка к посёлку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдёт дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.

(Слайд №6) Рассмотреть улицы города, части дороги.

Учитель. Ребята, из каких частей состоит дорога

Учитель . Все дороги состоят из двух частей: проезжей части и тротуара.

Ответы воспитанников на вопросы

ведение диалога, умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные: познавательная инициатива, промежуточный контроль

7. Аналитический (формулирование вывода, способа действий)

Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом становилось всё больше и больше экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попадали в больницу.

Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару, а чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.

Учитель . (делает вывод) Какие правила надо помнить, если вы идёте по тротуару? (Слайд 9) Правила движения по тротуару: По тротуару необходимо двигаться по правой стороне. (Слайд 10)

(ответы детей)

Учитель. Как видите из истории дороги, ещё в далёкой древности возникла необходимость разделить дорогу на две части. Но как же теперь можно перейти с одной стороны улицы на другую? Как перейти мостовую?

Учитель . Необходим командир, который будет останавливать машины, и пропускать пешеходов. И тогда

Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути.
Помогает улицу людям перейти.

Свое происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет.

В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный. (Слайд 12) По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня.

Учитель . Какие вы знаете светофоры? ( ответы детей: автомобильный, пешеходный, со звуковыми сигналами) (Слайд №13)

Учитель. А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета? (Слайд 14)

Красный - цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь.

Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать.

Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным.

Ученик, используя модель светофора читает отрывки из стихотворений.

Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.

У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.

Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут и помогут
Говорящие цвета.

анализ и передача информации

ведение диалога, умение слушать и слышать собеседника

Воспитанники выполняют упражнения

умение управлять своим поведением

9. Применение знаний

Учитель . Но не только светофор нам помогает перейти дорогу.

Этот знак такого рода -
он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
мы дорогу в этом месте. (пешеходный переход) (Слайд 16)

Где ведут ступеньки вниз,

Ты спускайся, не ленись

Знать обязан пешеход:

Тут …? (подземный переход) (Слайд 16)

Для этого коня еда –

Бензин, и масло и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся. (автомобиль) (Слайд 16)

Учитель . Где устанавливается такой знак?

Чтоб мостовую перейти.
Взгляни налево, нет машины?
Тогда шагай до середины.
Потом налево погляди,
Машины нет – переходи!

5) Анализ ситуаций по картинкам. (Слайд 17)

Учитель. Правильно ли поступили ребята? (разбор ситуаций по картинкам )

Отгадывание загадок, анализирование ситуаций по картинкам, ответы на вопросы.

Саморегуляция, оценка и коррекция знаний

построение рассуждений, выбор правильного пути решения предложенных задач

умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, оценивание мнения одноклассника

Личностные: самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация, смыслообразование

Учитель . Давайте подведём итог.

- Почему появились правила дорожного движения?

- Что нужно, чтобы стать настоящим пешеходом?

- Для чего нужно быть настоящим пешеходом?

Выходя на улицу,
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность,
А главное – внимание.

Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно
Её переходи!
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!

На дороге – все молчок!
Рот закрыли на замок!
На дороге – это ясно:
Разговаривать опасно!

Надеюсь, что вы всегда будете помнить правила пешеходов и будете всегда их выполнять. (Слайд 19)

Возвращение к началу занятия, оценивание собственных знаний, соотнесение цели и результата

Читайте также: