История возникновения акробатики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.

Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.

Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.

Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

1.1. История возникновения акробатики

Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.

Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.

1.2. Развитие акробатики в России

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.

В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.

В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.

Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.

В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

2.1. Виды упражнений

Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:

— перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);

— кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;

— перевороты с фазой полета — прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)

Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.

2.2. Группы упражнений

Акробатические упражнения делятся на три группы:

1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.

2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки.

3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.

Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.

Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически крепкими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на которой в основном базируется спорт высших достижений.

2.2. Значение акробатических упражнений

Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью пользуются спортивные игры.

Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.

Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту.

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.

Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.

Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.

Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.

Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта.

Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.

Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- страховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть.

Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвоения начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.

Основная задача начального обучения – добиться мягкого приземления. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести занимающегося.

При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных положений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость.

В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в результате систематической тренировки.

Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.

Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.

Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.

Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.

Спортивная акробатика - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.

На Руси акробатика была неотъемлемой частью разных увеселительный мероприятий. Древнерусские скоморохи выполняли роль плясунов, фокусников, жонглеров и акробатов. Скоморохи выступали как поодиночке, так и группами. Новичков отдавали на обучение мастерам-акробатам.


Акробатические выступления были обязательной программой во всех цирковых представлениях. Акробаты — это разносторонние артисты, во время тренировок работали над воспитанием и совершенствованием в себе физической выносливости и силы воли, стремясь к виртуозности и оттачивая до совершенства мастерство исполнения. Со временем спортсмены разделились на две группы: одна занималась профессионально-цирковой акробатикой, а другая — спортивно-любительской.


Можно выделить несколько видов профессионально-цирковой акробатики: силовая, плечевая, прыжковая, акробатика на лошадях. Цирковая акробатика не утратила своей популярности и сейчас. Многие элементы вошли в основу спортивной акробатики.В 1900 году в Петербурге появились кружки спортивной акробатики, в 1901 году состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до 1914 года такие выступления были неотъемлемой частью всех крупных спортивных мероприятий.
В 1932 году акробатические прыжки вошли в программу летней Олимпиады.
В СССР спортивная акробатика, как самостоятельный вид спорта сформировалась в конце 1930-х годов. Первый мужской чемпионат состоялся в 1939, женский — в 1940, юношеский в 1951 году.
В 1974 году в Москве прошел первый чемпионат мира, в 1975 году в Швейцарии состоялись первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

Слово “акробат произошло от греческого слова “акробатес” — “поднимающийся вверх”. В нашем народе слово “акробатика”, “акробат” употребляются в общем смысле для выражения высокой степени проявления физических качеств.

Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что акробатика была известна в Древнем Египте за 2300 лет до н.э. В то время она входила во все народные праздники и была популярна как у крестьян, горожан, так и у представителей высшей знати. На сохранившихся изображениях видны: перевороты назад через мечи, поставленные вертикально: а также стойка на голове, мост, переворот назад вдвоем и другие элементы. Акробатические упражнения были известны и в Древней Греции. Об этом свидетельствуют раскопки, произведенные во второй половине XIX в. и открывшие ценные памятники материальной культуры XV — XIV вв. до н.э.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ народных гуляний.

От столетия к столетию площадные зрелища становились все более популярными. Внимание к подобным зрелищам заставляло исполнителей думать о совершенствовании выступлений. В первой половине XVIIв. в России уже были мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали своему искусству других (Акробатика, под ред. Соколова Е.Г.).

В конце XIXв. Стрелли написал книгу Акробатика и акробаты, в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов, написал технику ряда акробатических упражнений, попытался изложить методику обучения, описать страховку и помощь.

Выделяются основные относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: силовая (партнерная), вольтажная (плечевая), акробатика на лошадях и прыжковая акробатика.

Второе направление и развитие акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

В 1900г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.

В 1913г. издается учебная программа сокольской гимнастики для преподавания в средних учебных заведениях России. Включенные в нее акробатические упражнения, представляли собой кувырки, стойки, парные упражнения, легкие пирамиды и т.д.

Акробатические упражнения стали шире применяться в учебно–тренировочном процессе. Однако, несмотря на всевозрастающую их популярность, они еще не становятся средством состязаний. Правда, некоторые из них, например, акробатические прыжки, входили в программу по гимнастике на X Олимпийских играх как самостоятельный вид (Спортивная акробатика: уч. для институтов ФК.-под ред. В.П.Коркина).

1.3. История Международной Федерации Спортивной Акробатики на основе моделей акробатических прыжков.

Спортивная акробатка является одним из молодых видов спорта и в то же время сведения о существовании акробатических упражнений уходят в давно минувшие дни.

В 1932г. в программе Х Олимпийских игр, в Лос-Анжелесе, акробатические прыжки входили как самостоятельный вид. Все три медали завоевали американские спортсмены: золото — Р. Вульф, серебро — Э. Гросс, бронзу — У. Хермен.

В Европейских странах с появлением цирков акробатика становится неотъемлемой частью цирковых программ.

Акробатика включается в учебные программы в болгарских, немецких, польских и чехословацких учебных заведений.

Большое влияние на развитие мировой акробатики оказали социалистические страны; начиная с 1957г. проводятся традиционные соревнования по акробатики среди социалистических стран (Физкультура и спорт, малая энциклопедия).

Болгарские, польские, немецкие и др. спортсмены периодически проводили встречи между собой. Советский Союз впервые принял участие в Международных соревнованиях в 1957г.

Занимались акробатикой в Англии, Китае, Соединенных Штатах Америки, Японии и др. странах.

  • Становление спортивной акробатики на Ставрополье

Становление спортивной акробатики не только в Ставропольском крае, но и в мировом масштабе неразрывно связано с известными именами наших ставропольских акробатов и школы акробатики в целом – СДЮШОР Василия Скакуна.

На стыке сороковых и пятидесятых годов на базе спортивной гимнастики факультета физической культуры Ставропольского государственного педагогического института появились первые ростки акробатики. Именно к этому периоду относят начало развития этого вида спорта.

В 1949г. Был проведен первый Чемпионат СССР по акробатике. Поистине героем 50-х годов стал М. Страхов – многократный чемпион СССР по акробатике, занимавший первые места в 1952, 1953, 1954г. В 1955г эстафету первенства перехватил ставрополец А.Колесов.

Юрий Страхов впервые стал чемпионом СССР в 1960г.

В середине шестидесятых началась эра выдающегося акробата современности В.А. Скакуна, победителя соревнований в России, Европе, мире, который 12 лет был в составе сборной СССР. Всех восхищали его победы на чемпионатах СССР в Киеве, Горьком, Казани, Алма-Ате, Калуге, Барнауле.

В 1965 году В.Скакун поразил спортивный мир своими трюками на акробатической дорожке. Тогда он был еще рядовым мастером спорта. Но, ворвавшись в сборную страны, десять лет прославлял своими победами, с гордостью носил майку с гербом СССР. Василий Скакун одерживает двойную победу – на Кубок и первенство СССР, а Наталья Тимофеева занимает второе место. Они достойно продолжают славу ставропольских акробатов, которой добился заслуженный мастер спорта, пятикратный чемпион страны Ю.Страхов. Тогда же продолжали блистательный путь ставропольской акробатики на различных соревнованиях Ю.Шуклин и Г.Кривсун. В 1969г свои победы продолжила Н.Тимофеева, став победительницей Кубка и чемпионкой страны.

На весеннем Кубке страны в 1979г по акробатике в Тбилиси Л.Цыганова (уже Громова) заняла первое место, а ее подруга В.Чухарева (Завалий) стала второй. Пройдет два месяца, и в июле, в Сегеде (Венгрия) девушки по итогам чемпионата Европы по спортивной акробатике поменяются местами. Здесь же чемпионом Европы станет и наш выдающийся акробат А. Расолин.

В сентябре 1980г. На чемпионате мира по акробатике вновь отличились ученики В.Скакуна – Л. Громова, В.Чухарева – Завалий, А.Расолин стали чемпионами.

В начале 90-х гг. уверенно продолжали свои выступления наши акробаты: Н. Кадатова и А. Крыжановский стали победителями Кубка мира по акробатике.

1995-97гг удерживал свое высокое звание чемпиона мира по акробатике А. Крыжановский, подтвердив тем самым уникальность методики выдающегося тренера В.А.Скакуна по подготовке спортсменов высочайшего класса.

В 1997г чемпионкой мира в командном зачете стала Е. Блужина, на чемпионате Европы по акробатике А. Кругляков, О. Акиньшин, В. Федулов стали чемпионами.

Все имена блистательных акробатов Ставрополья неразрывно связаны со спортивной школой – СДЮШОР Василия Скакуна и становление спортивной акробатики в Ставропольском крае невозможно без рассказа о ней.

Старшие воспитанники и тренеры принимали непосредственное участие в строительстве школы.

Оснащение зала спортивным оборудованием и современными вспомогательными средствами, многие из которых изготовлены собственноручно, позволило создать одну из лучших в стране школ по подготовке прыгунов на акробатической дорожке, а постоянная целенаправленная работа на высший результат – систему подготовки спортсменов высшей квалификации.

Уникальность школы в том, что ее воспитанники участвовали во всех чемпионатах мира по акробатике и с каждого привозили золотые медали чемпионов. Таких успехов не добивалась ни одна школа страны, да и мира. Воспитанники школы участвовали в чемпионатах и первенствах мира, Европы, страны и Кубках мира с 1974 года. 17 чемпионов подготовлено в школе, 11 из них – в абсолютном первенстве.

Чемпионами мира и Европы, обладателями Кубка мира в разные годы становились: В.Скакун, Н. Тимофеева, В. Завалий, А. Расолин, Л. Громова, Е. Бугаева, Н. Кадатова – Крыжановская, А. Крыжановский, В. Федулов, А. Кругляков, О. Акиншин, А. Акиншин, А. Батиенко, Е. Блужина, А. Коробейникова, Е.Краснокуцкая, М.Костянов, А.Солдаткина, А.Исупова, Г.Носков, В.Афанасьев, Н.Парахина. Л. Громова – четыре раза, А.Коробейникова – четыре раза, а А. Крыжановский пять раз завоевывали звание абсолютных чемпионов мира.

За время существования школы было подготовлено 11 заслуженных мастеров спорта, 31 мастеров международного класса, более 140 мастеров спорта СССР и России. В штате школы 9 тренеров – преподавателей, из которых 6 являются воспитанниками заслуженных тренеров СССР Таисии Трофимовны и Василия Александровича Скакун.

Продуктивность и целенаправленность деятельности ДЮСШ позволяет создавать необходимые условия для достижения высоких спортивных результатов, а огромный авторитет и неиссякаемая энергия позволили В. Скакуну наладить международные связи: неоднократно приезжали в школу на учебно-тренировочные сборы и соревнования команды Англии, Франции, Бельгии, Канады, ЮАР.

Ставрополье стал поистине центром мировой акробатики, а школа Василия Скакуна – лучшей в мире по подготовке прыгунов на акробатической дорожке.

Говоря о победах ставропольской акробатики, на наш взгляд, необходимо выделить каждого спортсмена, занимавшего в свое время высшие ступени пьедесталов мировых и европейских чемпионатов, и чьи имена золотом вписаны в историю становления и развития этого вида спорта.

Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.

Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.

В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.

В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.

Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.

Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.

С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.

В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.

Читайте также: