История создания зеркала кратко

Обновлено: 30.06.2024

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота или платины, относящиеся к эпохе Бронзы.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, а точнее — с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.

В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество.

Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения.

Например, цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100×65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

В начале XVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость — подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, и сейчас хранится в Лувре. Украшено зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.

Французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды.

Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится.

Кольбер отправил в Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны.

Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой стоимости. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Зеркальная история Древнего мира

Самые ранние искусственные зеркала были из полированного черного вулканического стекловидного камня — обсидиана, — который обрабатывали в форме круга. Некоторые образцы таких зеркал были найдены в Турции. Их возраст относят к 6000 году до нашей эры.

Зеркало изобрел кто

В какой стране изобрели зеркало? Самые ранние рукотворные рефлекторы в виде кусков полированного обсидиана были найдены в Анатолии – современной Турции. Древние египтяне использовали полированную медь для производства зеркал, обратную сторону украшали орнаментом.

Древние жители Месопотамии также делали полированные металлические зеркала, а отражающие поверхности из полированного камня появились в Центральной и Южной Америке еще около двух тысяч лет до н. э. В процессе появления этого обычного сегодня предмета принимали участие целые цивилизации.

Где изобрели зеркало? В какой стране? Считается, что изготовленные с металлической спинкой со стеклом, они впервые появились в ливанском Сидоне в первом веке нашей эры. Первые стеклянные зеркала были произведены в I году нашей эры римлянами – из выдувного стекла со свинцовыми подложками. Стеклянные рефлекторы впервые были изготовлены в третьем веке нашей эры.

Изобретение метода выдувания стекла в XIV веке привело к открытию выпуклых зеркал, что еще больше повысило их популярность.

Физика хода лучей



Изображение A' точечного источника света A в плоском зеркале.

Принцип хода лучей, отражённых от зеркала, прост, если применять законы геометрической оптики, не учитывая волновую природу света. Пусть луч света падает на идеальную плоскую зеркальную поверхность, полностью отражающую весь падающий на него свет, под некоторым углом к нормали (перпендикуляру), проведённой к поверхности в точке падения луча на зеркало. Тогда отражённый луч будет лежать в плоскости, образованной падающим лучом и нормалью к поверхности, а угол, образованный отражённым лучом и нормалью, будет равен углу падения. Луч, падающий на зеркало под прямым углом к плоскости зеркала, отразится сам в себя.

Для простейшего — плоского — зеркала изображение будет расположено за зеркалом симметрично предмету относительно плоскости зеркала, оно будет мнимым, прямым и такого же размера, как сам предмет. Это нетрудно установить, пользуясь законом отражения света. Плоское зеркало также можно рассматривать как предельный случай сферического зеркала (неважно, выпуклого, или вогнутого), при радиусе, стремящемся к бесконечности, тогда его свойства получаются из формулы сферического зеркала и формулы увеличения сферического зеркала.

Материалы и технология изготовления зеркал

Первые зеркала относятся к бронзовому веку. Они изготавливались из серебра, меди или бронзы. Позднее стали делать зеркала из стекла, на заднюю поверхность которых наносили тонкий слой серебра, золота или олова.

Вогнутые зеркала появились в 1240 году. Выдували стеклянные шары, в которые вливали расплавленное олово, оно растекалось ровным слоем по внутренней поверхности. Затем шар разбивали на куски.

В начале XVI века зеркальщики научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль, и эти половинки раскатывали на медной столешнице, получая листы стекла. Тогда же стали применять амальгамы (жидкие сплавы ртути с другими металлами) для нанесения отражающего слоя на стекло.

Позднее французы стали получать зеркальные стекла не выдуванием, а литьем. Расплавленное стекло выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом.

В некоторых оптических приборах используются зеркала, работающие за счёт эффекта полного отражения на границе сред с различными показателями преломления.

Как зеркала влияли на жизнь людей

Многие века люди испытывали страх перед зеркалами, считавшимися вратами в потусторонний мир. В средние века женщину могли обвинить в колдовстве, если среди ее вещей был этот предмет. Позднее зеркала стали активно использовать для гаданий, в том числе и на Руси.

В современном интерьере зеркало несет не только отражающие функции, оно применяется для усиления ощущения пространства и света. Правильно установленные зеркала раздвигают границы помещения, делают его светлым и уютным.

Применение в научных приборах



Медицинский налобный рефлектор

Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические, параболические, гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах — спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

  • телескопы
  • лазеры
  • зеркальные фотоаппараты
  • объективы, например, зеркально-линзовый телеобъектив системы Максутова (МТО).
  • перископы и зеркальные псевдоскопы

Зеркала и зазеркалье в литературе и кинематографе

В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (прямой взгляд Горгоны превращал людей в камень) .

В средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Зеркало в искусстве средневекового Востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.

Развлечения

Не так давно в новых американских аттракционах ужасов появились Зеркальные лабиринты, что является самой забавной игрой. В России первые зеркальные лабиринты появились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность в развлекательной индустрии.

На протяжении всей истории человечества люди искали различные способы увидеть своё отражение. Эта потребность сподвигла мастеров древних цивилизаций создать первые зеркала. В дальнейшем эта же потребность стала движущей силой в оттачивании мастерства производства зеркал, благодаря чему сегодня всем нам доступно отражающее полотно высшего качества.

В этой статье мы отправимся с Вами в путешествие по истории зеркал длиною в тысячи лет: от самых древних дописьменных времён, до наших дней.

Как всё началось

Первобытные люди, жившие сотни тысяч лет назад, как правило, селились рядом с различными водоёмами — озёрами, реками, морями и т. п., ведь наличие рядом с местом проживания источника питьевой воды было жизненно необходимо.

Эти самые источники воды стали первыми в истории человечества зеркалами. Древние люди с интересом рассматривали своё отражение в глади воды. Так как каких-либо технологий для полировки материалов, обладающих свойством отражения, в то время не было, вода являлась единственным способом увидеть себя. По этой причине древние люди наделяли воду магическими свойствами, так как природа появления отражения была для них тайной.

На различных стоянках первобытных людей в пещерах были обнаружены широкие и неглубокие каменные резервуары. По мнению учёных, в них наливали воду и использовали данные чаши в качестве зеркал. Для этой же цели использовали небольшие каменные и керамические сосуды.

Первые зеркала

Самыми первыми зеркалами являются небольшие куски отполированного обсидиана (магматическая горная порода). В правильно отполированном обсидиане, который имеет чёрный цвет, можно увидеть более-менее хорошее отражение. Подобные камни были обнаружены в Турции (6000 год до нашей эры) и Южной Америке (2000 год до нашей эры).

Около пяти тысяч лет назад наступил бронзовый век (в зависимости от региона даты его начала и конца различаются). Это время получило такое название из-за того, что люди начали обработку металлов, некоторые из которых, как известно, при должной обработке обладают хорошими отражающими свойствами.

Археологами были обнаружены небольшие зеркала, которые древние мастера из Египта (3000 год до н.э.), Месопотамии (4000 год до н.э.) и Китая (2000 год до н.э.) изготавливали из золота, платины, олова и меди. Как правило, они имели форму диска, зачастую богато украшенного с одной из сторон и по краям.

Культура Керма, существовавшая на севере Африки (южнее Египта) в 2500 — 1500 годах до нашей эры, славилась производством зеркал из отполированного металла. На сегодняшний день найдено множество зеркал, созданных мастерами Керма.

В том или ином виде зеркала создавались и в других частях света: в Индии, Юго-Восточной и Центральной Азии, на Ближнем Востоке и т. д.

От бронзового века к средневековью

Со временем был открыт высокоотражающий сплав меди и олова, но иметь зеркала из данного сплава могли лишь богатые люди. Обычные металлические зеркала, имевшие более широкое распространение, тускнели и требовали частой полировки. Бронзовые зеркала имели низкую отражательную способность и плохую цветопередачу, а каменные значительно уступали по качеству всем остальным.

Именно эти недостатки зеркал тех времён объясняют, почему отражение в зеркале названо смутным в Библии:

Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, тогда же увидим лицом к лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, тогда же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог. (1-е послание Коринфянам 13:12)

В 1 веке нашей эры для производства зеркал стали использовать стекло. Римский учёный Плиний Старший утверждал, что в Сидоне (современный Ливан) производили зеркала из стекла, покрытого с одной стороны тонким слоем металла.

Такие зеркала создавались путём выдувания стеклянного пузыря, от которого отсекался фрагмент, покрываемый слоем металла. Отражение в таком зеркале, которое всегда имело вогнутую или выпуклую форму, было сильно искажено.

При этом стоит отметить, что археологических подтверждений существования данных зеркал на территории современного Ливана нет, но само описание данной технологии показывает, что в то время она уже была известна.

Данная технология производства была именно такой и в дальнейшем (в том числе принцип покрытия стекла сплавом металлов используется и в наши дни).

В Древнем Риме широкое распространение имели серебряные зеркала, а в 500 году нашей эры металлические зеркала с серебряным покрытием появились в Китае.

Средние века и Ренессанс

В период средневековья произошло усовершенствование технологии стеклоделия. Французские стеклодувы научились делать стеклянные пластины: они выдували пузырьки из стекла, а затем быстро вращали их, чтобы сгладить. В итоге из пузырьков вырезались небольшие прямоугольники, одну из сторон которых покрывали амальгамой (сплав металлов).

В XIII веке в Голландии, Фландрии (Бельгия) и Германии была освоена технология производства зеркал. Мастера научились создавать более крупные и качественные плоские листы стекла, покрываемые амальгамой. В немецком Нюрнберге в 1373 году был открыт первый зеркальный цех.

В 1507 году венецианские братья Данзало дель Галло приобрели патент на новый метод у фламандцев и Венеция на целых два века стала центром производства зеркал, которые славились лучшим качеством.

Несмотря на существование других центров стекольного и зеркального производства, венецианская продукция имела лучшее качество.

В начале XVI века мастера с острова Мурано изобрели новый метод. Его суть заключалась в выдувании стеклянного цилиндра, концы которого отрезались, а оставшаяся часть разрезалась и выпрямлялась, благодаря чему можно было получить более крупное и гладкое стекло.

Производимые таким образом зеркала достигали площади в один квадратный метр. При этом обычные люди имели доступ только к зеркалам из отполированных металлов.

Из-за принятых властями Венеции мер, секрет создания зеркал высочайшего качества не покинул берегов венецианского острова Мурано. За разглашение тайны мастерам грозила смертная казнь, а тех, кто всё же сбегал и мог раскрыть секрет, ждало преследование целого военного отряда.

Купить даже небольшое зеркало могли позволить себе только очень зажиточные люди. Иногда для покупки такого аксессуара аристократы продавали поместья, а казна целых государств могла значительно обеднеть, если для королевского дворца закупались зеркала из Венеции.

Многие зеркала тех времён сохранились до наших дней, а одно из них, созданное в конце XVI века вошло в историю как самое дорогое зеркало в истории.

Оно было подарено венецианскими мастерами королеве Франции Марии Медичи (1575 — 1642) в качестве благодарности за сделанный ею крупный заказ из 119 зеркал для обустройства кабинета. Его украсили агатами, смарагдами и ониксами, а рама была инкрустирована драгоценными камнями разных цветов.

Сегодня это зеркало хранится в Лувре (Париж, Франция). Его нынешняя стоимость оценивается более чем в 10 миллионов евро.

Версальская Зеркальная галерея и прекращение венецианской монополии

Король Франции Людовик XIV был настоящим поклонником зеркал, именно при нём из казны королевства тратились астрономические суммы на венецианские изделия. Чтобы сократить траты и иметь стабильное производство зеркал поблизости, французы в конце XVII века успешно вывезли троих мастеров с острова Мурано.

Венеция смогла добиться их возвращения, но к тому моменту французы уже узнали все тайны, благодаря чему во Франции в 1665 году открылось собственное производство. Именно французы изобрели метод литья, позволивший создавать крупные плоские зеркала высокого качества.

Величайшим творением из зеркал в мире стала Зеркальная галерея Версаля, созданная в эпоху правления Людовика XIV. В галерее напротив каждого окна расположены изготовленные во Франции зеркала, отражающие свет солнца.

Зеркальная галерея оказала влияние на архитектуру и дизайн интерьера. Некоторые европейские монархи были так поражены великолепием Версаля, и особенно его Зеркальной галереи, что строили для себя резиденции, в которых копировали интерьеры Жемчужины Франции.

Помимо этого французские мастера преуспели в создании зеркал и индустриализировали данный процесс, сделав его намного масштабнее, в итоге стоимость зеркальной продукции снизилась и купить себе некогда драгоценный аксессуар смогло большее количество людей.

Промышленная революция

Кардинальное изменение ситуации произошло в период промышленной революции. Сначала в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих начал использовать серебро при производстве зеркал. Благодаря этому качество отражение стало идеальным.

В дальнейшем были изобретены станки, позволяющие массово производить качественные зеркала самых разных размеров. Постепенно зеркала стали самым обычным аксессуаром и их смог себе позволить практически любой человек.

Если Вам понравилась данная статья, мы будем признательны, если Вы дочитаете её на нашем сайте (нажимая на ссылку, Вы будете перенаправлены на страницу статьи на сайте Miralls).

Содержание:

1. Античность: поджог флотилий и первые микроскопы

Зеркала изготавливали еще в Древнем Египте и использовали так же, как и сейчас: в них смотрели, чтобы оценить свой внешний вид, при нанесении косметики или во время переодевания. Тогда этот предмет домашнего быта представлял собой лист бронзы, начищенной до блеска.


Самые ранние стеклянные зеркала, найденные археологами в древнеримском Геркулануме, относятся к I веку н. э. Однако литературные источники указывают на то, что, вопреки распространенному историческому мифу, ими пользовались уже в античной Греции — наряду с металлическими моделями. И, более того, пытались понять, как они устроены.

Филолай даже считал, что зеркало находится в центре мироздания: само Солнце представляет собой стеклянную сферу, которая отражает свет вселенского пламени и передает его на Землю.



Плиний считал, что зеркала из стекла, как и сам этот материал, изобрели жившие на севере Африки финикийцы. Он описывал величественные заводы Сидона — одного из важнейших городов страны. В тот период в Риме зеркала были уже достаточно распространены и изготавливались также из черного стекла и обсидиана — подобные вещицы сегодня находят на раскопках в Помпеях.


2. Средние века: астрологический символ и атрибут греха

В средневековой Европе зеркала появились не сразу. Стеклянные модели начинают производить в конце XIII столетия, покрывая поверхность изделия тонким слоем олова (серебро в этих же целях станут использовать только в 1835 году).

Зеркала были почти шарообразными, выпуклыми и, соответственно, искажали изображение (плоские появятся лишь в XVI веке).

Профильные цехи возникают в Италии, Германии и Голландии. Аристократы заказывают зеркала в роскошных оправах, украшенных драгоценными металлами и камнями. Этот предмет становится показателем богатства: позволить себе такое могли только состоятельные люди и обеспеченные мужчины, желавшие произвести впечатление на своих избранниц эффектным подарком.



Вскоре зеркало появляется еще у одной неземной красавицы — у богини Луны, отождествляемой с Прозерпиной, хозяйкой царства мертвых. На средневековых фресках она иногда изображалась рогатой: так художники подчеркивали ее языческое происхождение и божественную власть (уже в Библии этот атрибут символизировал мощь, а здесь еще и обозначал определенные фазы ночного светила).

В конце XIV и в XV веке живописцы превращают зеркало в аксессуар привлекательной девушки (мужчина тоже может держать его, но только если собирается подарить своей возлюбленной).

Оно становится атрибутом красивых, но самовлюбленных и порочных женщин.


Легендарная римская художница Марсия, прославившаяся тем, что рисовала почти одних только женщин, использовала зеркало при создании собственного автопортрета. Даже этот поступок в рамках средневековой морали мог трактоваться как признак самовлюбленности.



Неудивительно, что в какой-то момент образы Девы, Венеры, Прозерпины, Сладострастной Жизни, госпожи Праздности и Марсии стали иконографическими моделями для аллегории Тщеславия, известной по многочисленным миниатюрам, фрескам, скульптуре, а позднее и живописи.




Воплощением смертных грехов, связанных с красотой, становятся и мифические существа — русалки и сирены, которых тогда часто путали. И те, и другие слыли распутницами и роковыми соблазнительницами, поскольку заманивали моряков своим пением и обнаженной грудью лишь затем, чтобы их корабли разбились о скалы. Они тоже держали в руках зеркала, орудия разврата.



В европейских церквях русалку, любующуюся своим отражением, часто рисовали в бурном потоке под ногами святого Христофора. Необычное существо на сакральном изображении уже в те времена вызывало вопросы.

К примеру, Лютер считал, что хвостатая купальщица соблазняет здоровяка, просит его кинуть младенца Христа в воду, пожертвовав Им ради любви к ней.



Символическое значение зеркала изменилось, и из аксессуара красивых женщин оно превратилось в атрибут похотливых развратников. Неудивительно, что в позднем Средневековье художники нередко использовали его как визуальную метафору идеи memento mori , напоминание о бренности земной красоты: в зеркале, в которое смотрелся персонаж рукописи или зритель, отражался уродливый скелет.

А иногда ангел или сама Смерть приносили его человеку, чтобы тот увидел себя будущего — то есть усопшего.





Авторы духовных текстов пытались разными способами отвлечь человека от суетных занятий: нарядов, косметики, светского досуга и самолюбования в зеркале, дабы он подумал о вечной жизни. Для визуальной пропаганды в дело шли не только изображения отвратительных монстров, развращенных аристократов или пугающих скелетов, но и пародии на увлеченных собой кокеток и красавцев.




3. Средние века: аккумулятор святости и средство видеосвязи с демонами

Помимо ассоциаций с похотью и тщеславием, зеркало средневековому человеку казалось чем-то технически совершенным, а потому отчасти магическим. Оно служило средством борьбы со злом еще в мифе о Персее, победившем Медузу Горгону с помощью начищенного до блеска щита.

В Средневековье похожие легенды возникали в бестиариях: считалось, что на охоте за детенышами тигров можно использовать зеркало, чтобы обмануть их мать. Видя в небольшом предмете свое отражение, животное переставало преследовать людей и ненадолго отставало, думая, что вернуло тигренка.

В алхимических книгах указывалось, что василиски, которых выводили под землей из петушиных (!) яиц, высиживаемых жабами, способны, подобно Медузе Горгоне, убивать взглядом. Пепел этих монстров, согласно древнейшим рецептам, использовался для производства особого вида золота, а чтобы получить такое нестандартное сырье, требовалось убить чудовище, поставив перед ним зеркало. Тогда василиск, взглянув на себя, моментально умирал — как и любое существо, на которое он смотрел.

В народной магии Средневековья портативные зеркальца использовали при посещении паломнических мест.


В том же гримуаре подробно рассказывается, как добиться невидимости — и опять не без помощи зеркала.

Адепту предлагалось взять семь черных бобов, положить их внутрь рта, глаз и ушей головы мертвеца, отметить ее магической печатью Мораила и закопать в землю вверх лицом.

Затем в течение девяти дней голову следовало поливать бренди отличного качества, и тогда магу являлся дух, который продолжал делать то же самое. Бобы прорастали, после чего адепт клал их в рот и смотрел на себя в зеркало, в котором более не отражался.

Магические зеркала изготавливали в первую очередь для общения с духами. Самым известным владельцем такого артефакта был английский чародей Джон Ди, живший в XVI веке. Маг приобрел привезенное из Мексики в конце 1520-х зеркало, вытесанное из обсидиана. По преданиям, его использовали в своих ритуалах ацтекские жрецы-пророки. Джон Ди работал вместе с помощником-медиумом Эдвардом Келли и вызывал видения ангелов, которые затем проецировались на поверхность зеркала. Сегодня этот экспонат хранится в Британском музее в Лондоне.

Похожим зеркалом для вызова всеведущих духов, возможно, владел и правитель Священной Римской империи Рудольф II, увлекавшийся магией, алхимией и астрономией. В книге, написанной в его честь, приводится следующая инструкция: путем многократного наложения на основу нескольких слоев всех семи известных металлов (золота, серебра, ртути, меди, олова, свинца и железа) можно изготовить три магических зеркала — чтобы видеть, всё, что написано, всё, что сказано, и всё, что сделано. Этот сплав назывался электрумом и наделялся сверхъестественными свойствами. Возможно, такие зеркала на самом деле были отлиты для Рудольфа, как знаменитые магические колокольчики из электрума для вызова планетарных ангелов и духов-помощников, но никаких свидетельств этого нет.



Другие магические практики подразумевали гадание по зеркалу с помощью лунного света и связь с вызываемым объектом — катоптромантию .

Якобы так можно было увидеть человека, который находится где-то очень далеко от гадающего, — этакий средневековый аналог современного зума.

Облачение мага, сидящего внутри защитного круга, неслучайно напоминает наряд священника: он часто проводил модифицированную христианскую литургию, использовал церковную атрибутику и читал заклинания, похожие на молитвы. Среди колдунов и владельцев гримуаров было много представителей духовенства — некоторых даже судили и казнили, под пытками выбивая из них признания в посещении шабашей. Пойманных священников-чародеев часто обвиняли в том, что они владеют магическими книгами и используют волшебные зеркала для поиска вещей, вызова духов и в других небогоугодных целях.


В Дрезденском музее хранится железное зеркало XVI века, на котором начертаны имена различных ангелов и их сигилы. С его помощью можно было вызвать демона Флорона в образе могущественного рыцаря в доспехах, вооруженного до зубов, чтобы тот раскрыл владельцу секреты прошлого, настоящего и будущего. Процесс создания этого зеркала описывается в знаменитом Мюнхенском магическом сборнике: сначала нужно было отнести кузнецу сталь и попросить того точно следовать схеме из рукописи. Потом на изделие наносили специальный бальзам и окуривали его благовониями.

Затем на стальное зеркало с именем Флорона в центре должен был смотреть девственный юноша, а в магическом защитном круге, начерченном на полу, разбрызгивали ладан, мирру, молоко, вино и мед.

Читались заклинания на тайном языке, после чего демон появлялся в зеркале и отвечал на вопросы, которые оператор (маг) задавал через медиума (мальчика).



В Мюнхенском сборнике приводится и инструкция по изготовлению так называемого зеркала Лилит, которое использовали для раскрытия преступлений. Создавая его, нужно было перечислить всех мужей этой ветхозаветной героини и их слуг. На металлической болванке, выполненной в форме щита, следовало начертать имена Бога и нарисовать большую и меньшую печати Соломона; в центре зеркала писали имя самой Лилит. В ночь на вторник (день Марса) этот магический предмет относили на перекресток или на могилу убитого человека и произносили над ним заклинание, включавшее имена Бога, Его ангелов и демонов.

Разумеется, были и другие магические зеркала, и почти в каждом гримуаре приводились самые разные инструкции и рецепты.


4. Новое время: лупа Божественной любви

Вскоре указанный мотив появляется в скульптуре — и Божьи посланники получают не каменные, а настоящие, стеклянные зеркала. Но несмотря на то, что этот образ впервые встречается в итальянской живописи начала XV века, широкое распространение он получает только в эпоху барокко.

В это же время сотни художников по всей Европе начинают изображать с зеркалом в руке и Богоматерь. Из символа гордыни оно, в соответствии с ветхозаветным описанием, превращается в атрибут мудрости (agnitionis) Девы Марии и благоразумия (синонимичный образу змеи) — не в последнюю очередь из за-того, что теперь позволить себе этот предмет быта мог любой мало-мальски обеспеченный человек.



Живописцы, работавшие над полотнами с аллегорией Веры, знали о новейших достижениях оптики. Восседающая на небесах заглавная героиня направляла зеркала на солнце под углом так, чтобы сфокусированные лучи попали прямо в сердце верующих, которые могут изображаться в виде невинно пасущихся овечек или реальных людей.



В протестантской иконографии, где люди обычно не изображались, а акцент делался на предметных аллегориях и эмблемах, этот мотив приобрел естественно-научный оттенок: гигантская линза для поджигания концентрирует лучи любви Бога и преобразует их в пламя, горящее в сердцах прихожан.



Появляется зеркало и в светской живописи. Художники, очарованные свойствами этого предмета — всё еще выпуклого, а не плоского, — часто изображают его в аллегорическом ключе, а не просто как часть интерьера.

Совершенно другую идею пытается выразить Ганс Мемлинг на своей картине 1487 года на сюжет явления Богоматери. В зеркале, спрятанном у Нее за спиной, заметно отражение заказчика работы (нарисованного на второй створке диптиха) и Самой Девы Марии с Иисусом — а следовательно, Ее духовное видение реально.

5. Современность: по ту сторону отражения



Это единственный известный случай, когда всемирно известный художник купил картину старого мастера по баснословной цене (на аукционе в одной из лондонских галерей), а затем дополнил ее своими мотивами.

На такое был способен только эксцентричный каталонец Дали, и, хотя многие сегодня обвиняют его в кощунственном обращении с оригиналом, сам по себе подобный жест уже акт искусства, предвосхитивший появление его внеживописных форм — хеппенинга, перформанса и др.

Картина Дали — это несколько небольших добавлений поверх сюжета, написанного кем-то из круга Кранахов (среди прочих исследователи называют имена Маттиаса Герунга и Ганса Кранаха). Оригинальная работа XVI века интересна сама по себе. На ней изображена разодетая женщина легкого поведения, смотрящая на свое отражение в дорогом зеркале. Ее грудь обнажена (указание на профессию), шея украшена массивными драгоценностями, а голова — кокетливой шляпкой, характерной для женских персонажей на картинах семейства Кранахов. Мотив самолюбования отсылает к средневековому образу Венеры с зеркалом и выстроенной на его основе аллегории Тщеславия.


Дали позволил себе дополнить картину тремя удивительными деталями. Первая — змея, воплощающая грех тщеславия, vanitas . Она оплетает героиню, будто библейский змий — ствол древа познания добра и зла. Согласно средневековым представлениям, позаимствованным из апокрифов, если однажды тщеславие Евы послужило причиной грехопадения человечества, то и по сей день его нужно опасаться в первую очередь женщинам.

Второй элемент, написанный Дали, — его знаменитые муравьи, ползущие прямо по телу девицы, признак разложения человеческой плоти (художник в детстве однажды наблюдал, как насекомые пожирают умершее животное, и увиденное его впечатлило).

Впервые в качестве зеркала стали использовать простую лужу. Появление зеркал относится к 3000 до н.э., древние зеркала из металла в основном были округлыми, а с обратной стороны они были покрыты узором. Их делали из бронзы и серебра, тогда же стали применять полированный обсидиан в Китае и Центральной Америке.

История возникновения зеркала

Стекло для создания зеркал начали применять в Риме в I веке н.э.: пластина стекла присоединялась с прокладкой из олова или свинца, поэтому отражение выходило эффективнее. А философ Греции Сократ советовал молодым людям чаще глядеть на свое отражение — чтобы имеющие отличный внешний вид, не порочили свой образ, а те, кто некрасив, старались украшать себя добродетельными поступками.

Целебные свойства зеркал

В средние века зеркала из стекла пропали совсем: многие религии сочли, что сквозь них сам дьявол видит мир. Модные дамы были вынуждены как раньше, использовать полированный металл и тазы с водой.

Зеркала с тонкой полировкой широко применяли, они были целебными. Их применяли при лечении туберкулеза, водянки, оспы и при психических расстройствах. Удивительно — многие на самом деле получали выздоровление. Теплые металлические цветовые оттенки (бронзовые, латунные, золотые, медный) нейтрализуют холодные, негативные энергии и отдают "тепло", "солнце". Холодные цвета производят противоположное действие. Сочетая зеркала из разных металлов, получали биологическую стимуляцию. Заболевший активно противостоял хворям.

Главные периоды в производстве зеркал

Зеркала из стекла снова вошли в 1240 г, тогда изобрели выдувание емкостей из стекла. Но они получались вогнутыми - это новый вид зеркала. Тогда не было технологических приемов склеивания оловянную прослойки к стеклянной плоскости. Мастер надувал большой шар, затем наполнял жидким горячим оловом, а когда оно равномерно покрывало изнутри стенки и застывало, его раскалывали на части. В итоге можно смотреться, но изображение несколько искажалось.

Только в 1500 г, во Франции начали смазывать ровную стеклянную поверхность ртутью и присоединять таким методом тонкий слой фольги из олова. Такие зеркала были очень дорогими, и их производили только в Венеции. Купцами был выкуплена монополия у фламандцев на изготовление качественных зеркал (ими они по сути изобретены), которую держали 150 лет.

В 15 веке остров Мурано был центром изготовления стекла, относящийся к Венеции. Намеренно организованный совет строго сохранял тайны изделий, максимально платя мастерам, при этом отстраняя их от остального мира: очень большими были доходы, чтобы утратить секрет. На остров мастеров отселили в целях пожарной безопасности Венеции.

В начале 16 века братья Андреа Доменико из Мурано срезали по длине еще не остывший цилиндр стекла и доли его разровняли по столу из меди. Образовался лист зеркального полотна с необычным сиянием, хрустально-чистым. Это явилось главной исторической датой в создании зеркал. В состав стали добавлять золото и бронзу, поэтому все изображения в зеркале стали намного красивее, чем в реальности. Цена такого венецианского зеркала была одинаковой со стоимостью кораблей небольших размеров, целых имений, состояний. В 1500 г во Франции простое ровное зеркало 120/80 см по стоимости выходило в 2,5 раза выше, чем картина Рафаэля. Приобретать и собирать зеркала позволяли себе лишь слишком зажиточная аристократия и короли.

Короли Европы всеми способами хотели открыть тайны муранских мастеров. Это смог в 17 веке при Людовике 16 — министр Кольбер. Золотом и деньгами он уговорил трех стеклоделов и увез их. Французские мастера были талантливыми в обучении и быстро стали выше своих учителей. Зеркала начали изготовлять не с помощью выдувания, а методом литья. Техника сводилась к тому, что жидкое стекло прямо из емкости для плавления разливалось на гладкую плоскость и выравнивалось валиком. Этот метод придумал Лука Де-Нега.

Новое открытие подошло очень вовремя: в Версале делали Галерею зеркал. По длине 73 м и ей нужны были огромные зеркала. В Сен-Габене произведено 306 зеркал, дабы их блеском вызвать восторг у всех, кому повезло гостить. В результате Людовик XIV получил имя солнечный король.

Новый исторический период зеркал считают XIII век в Голландии. За ней идут Фландрия и город в Германии Нюрнберг, где в 1373 г открыт впервые цех зеркал.

С 16 столетия к зеркалам снова возвратилась популярность самых тайных вещей с необыкновенной силой из всего, что создавало человечество.

В 1835 году ученый немец Юстус фон Либих, изобрел новую технику в создании зеркала - для того чтобы отражения были более ясными, он вместо олова применил серебро. Эта технология применяется до сих пор.

Читайте также: