История создания яндекса кратко на английском языке

Обновлено: 07.07.2024

В 2019 году Яндекс продолжает находиться на лидирующей позиции, как наиболее дорогая компания Рунета (по версии Forbes). Его стоимость оценивается в 10,724 млрд.$.

А ведь путь к успеху начинался с анонса поисковой машины 23 сентября 1997 года, когда Яндекс был небольшим подразделением CompTek International. Как ему удалось обойти сильных на тот период времени конкурентов – Апорт и Рамблер? Вспомним, как это было.


Логотипы Яндекса (1997 г. и 2008 г.)

Из физмата в IT-индустрию

Кто же он – автор идеи создания поисковой машины Яндекс? Аркадий Юрьевич Волож – уроженец Казахстана, который провалил экзамены, поступая в МГУ на физико-математический факультет. Окончив институт нефти и газа им. Губкина, он занялся вопросами обработки больших массивов данных.

Потом было соучредительство в кооперативе, занимавшемся бартером вагона семечек на вагон ПК, знакомство с американцем Робертом Стабблбайном. Как результат, создание совместной фирмы по продаже персональных компьютеров – CompTek.

В 1990-м г. в ряды компании пришёл Илья Сегалович. Вскоре он стал заниматься разработкой алгоритмов поисковой машины, используемых в дальнейшем при создании Яндекса.


Илья Сегалович и Аркадий Волож

Развитие CompTek и первые разработки Яndex: 1993-1996 гг.

В конце 1996 г. (выставка Netcom’96) компания представляет самые первые продукты Яndex:

  • Яndex.Site – поиск по своему веб-сайту.
  • Яndex.Dict – расширение морфологии запросов.

В первой половине 1997 г. появляются очередные продукты: Яndex.CD – для поиска документов на CD ROM, дальше Яndex.Lib – библиотека, которая встраивалась в разные базы данных или приложения.

В принципе, к моменту создания собственного поисковика Рунета, компанию CompTek отделяли последние доработки. Тогда национальная доменная зона России была всего пару гигабайт.

Какими особенностями обладало ядро Яndex?

  • учёт морфологии русского языка;
  • учёт расстояния между словами при поиске, например, в пределах одного словосочетания или абзаца;
  • алгоритм соответствия результатов поиска запросу пользователя, который учитывал частоту слов из запроса, а также их расположение в документе, относительную частоту для конкретного документа.


Поисковая система Yandex (1997 год)

Образование бренда и закрепление позиций

Дата основания компании Яндекс – 2000-ый год, акционерами которой становятся учредители CompTek, где создавалась машина поиска Яndex. 35,72% акций перешли в руки ru-Net Holdings, инвестировавшей в проект более 5 млн.$. С этого момента начинается активное продвижение бренда на отечественном телевидении.

Запущенный в 2001 г. Яндекс.Директ всего за один год разместил рекламные объявления 2,5 тысяч рекламодателей. И вот она – первая крупная прибыль компании.

2002 г. – Яндекс выходит на самоокупаемость

Согласно заявлениям руководства, с ноября 2002 г. Яндекс становится самоокупаемой компанией. Начиная с августа и до конца текущего года прибыль превышает расходы. Кстати, как утверждает статистика, с этого времени Яндекс всегда работает в плюс.

Расширение границ

2005 г. – Яндекс открывает первое представительство за пределами территории России. В Украине открывается офис, перед которым ставится цель – разрабатывать сервисы именно для украинских интернет-пользователей.

2006 г. – открытие 1-ого удалённого офиса в Санкт-Петербурге, который занимается разработками IT-компании.

Что в это время покупает Яндекс?

2007 г. – Яндекс покупает разработчика продуктов навигации для мобильных платформ Symbian, Windows Mobile и J2ME.

И вот она – долгожданная победа!

В первой половине 2008 г. впервые за свою историю Яндекс входит в 10 крупнейших поисковых систем мира. Согласно статистике ComScore, 0,9 % поисковых запросов пользователей по всей планете приходится на Яндекс.

Блистательный рывок в работе поисковой машины: 2009 г.

Работа поиска выходит на новый уровень благодаря внедрению технологии машинного обучения – Матрикснет. Этот метод в разы улучшил точность поиска и качество результатов выдачи по отдельным группам запросов. Так, летом 2008 г., число обслуженных Яндексом запросов составило 663 млн. А что в итоге получилось? Численность обрабатываемых запросов существенно увеличилась: в июле 2009 г. – 1,29 млрд. запросов.

Очередной этап в расширении границ: 2010 г.

Новые достижения и конкуренция с Google: 2011 г.

В мае IT-компания размещает акции на Nasdaq (американская биржа), которых было продано 52,2 млн. Этот шаг стал вторым крупнейшим IPO (первичным публичным предложением) после Google. В итоге Яндекс был оценён в 8 млрд.$. При этом Аркадий Волож получил весьма большую сумму – 101 млн. $.

Попадание в 5-ку самых популярных поисковиков

Пока лидерами также остаются Google, Baidu, но российский поисковик верно идёт к своей цели.

В сентябре 2011 г. Яндекс поднимается на одну позицию выше, занимая 5-ую строчку в мировом рейтинге по числу обрабатываемых поисковых запросов.

Чем отвечает Google?

Сентябрь пошатнул позиции Яндекса – браузер Chrome достиг отметки 16 % пользователей Рунета. В результате численность аудитории отечественного поисковика снизилась до 61 % в сравнении с августовским показателем в 63 %.

Октябрь 2011 г. – Google убирает из браузера Chrome поиск при помощи Яндекса. Это было ответным ударом, потому что российская IT-компания на тот период времени подготавливала открытие своего офиса в Турции.

Попытка Яндекса остановить падение своих позиций

Ноябрь 2011 г. – представители Яндекса заявляют, что их поиск будет внедряться в качестве основного для российских интернет-пользователей на смартфонах HTC Mozart, Titan, Radar, Samsung Omnia W и 2-ух моделях Nokia Lumia, в которых используется платформа WP7.

Пользователей Рунетом становится всё больше – публика акцентируется на персональных ПК и гаджетах. Конечно же, это отразилось на повышении аудитории Яндекса.

Очередные покупки Яндекса

Март 2014 г. – 100 % стартапа KitLocate переходят в компанию Яндекс. Эта израильская компания специализируется на разработке геопозиционирования для мобильных гаджетов на Android/iOS.

Стабилизация доли Яндекса в российском поиске: 2015 г.

Несмотря на жёсткую конкуренцию, Яндексу удаётся увеличить и стабилизировать количество обрабатываемых запросов за 2015 г. на 5 % (статистика LiveInternet). В четвёртом квартале на долю Яндекса приходилось 57,3 %.

Яндекс попал под санкции Украины

Как многим известно, в мае 2017 г. Пётр Порошенко (президент Украины) ввёл в стране запрет на российский IT-бизнес.

Под санкцкционные ограничения Украины попали юридические лица Яндекса и его сервисы, которые должны блокироваться украинскими интернет-провайдерами на обоих доменах – российском и украинском.

Инновации в IT-сфере: в каких направлениях развивается Яндекс?


Август 2017 г. – Яндекс и Сбербанк заявляют о создании совместного предприятия, используя Яндекс.Маркет. Партнёрами планируется развитие экосистемы электронной коммерции. В настоящее время уже запущены: маркетплейс Беру, а также Bringly (сервис для покупки продукции в зарубежных онлайн магазинах).

Февраль 2018 г. – Яндекс и Uber закрывают сделку, в результате которой объединяются бизнесы онлайн-заказа поездок. По итогу сделки, оба приложения (Яндекс.Такси и Uber) остаются доступными пользователям, но водители и таксопарки переходят на общую технологическую платформу.

Июль 2018 г. – Яндекс сообщает о подписании соглашения между компанией и властью Москвы с целью развития беспилотного транспорта в регионе. Интересно, когда нас ждут весомые результаты? Оказывается, официальный документ предполагает внедрение инноваций беспилотного управления на пассажирском транспорте города.

Яндекс сегодня: что сделал IT-гигант в 2019?

Январь 2019 г. – Яндекс и Rambler Group расширяют совместное сотрудничество по онлайн-рекламе. Теперь Яндекс не только размещает баннерную рекламу на площадках, принадлежащих Rambler Group – в новом соглашении прописаны типы монетизации видео контента на их сервисах.

Май 2019 г. – представители компании сообщили о сотрудничестве Яндекс.Кассы с банком Isbank (Турция). В результате турецкий банк будет подключать своим партнёрам приём оплаты посредством Яндекс.Кассы.

Главные уроки

Подытожив статью, хочу выделить основные моменты из истории самого популярного российского IT-бренда.

Во многом успех Яндекса в Рунете связывают с тем, что он стал пионером в разработке поисковой системы, способной эффективно справляться с трудностями русского языка. А ведь этого разработчик действительно сумел достичь, получив весомое преимущество перед тем же Google в России.

Главный офис компании находится в Москве [7] . У компании есть офисы в Санкт-Петербурге [8] , Екатеринбурге [9] , Новосибирске [10] , Одессе [11] , Симферополе [12] , Киеве [13] , Казани [14] , Ростове-на-Дону [15] , Минске [16] и Стамбуле [17] . В середине июня 2008 года компания объявила об открытии Yandex Labs — офиса в США, штат Калифорния [18] .

Содержание

История [19]







Предыстория

В 1995 году было принято решение об использовании поискового приложения для сети Интернет. Сначала оно работало с ограниченным числом ресурсов, а позже со всем русскоязычным сегментом Интернета [21] .

1997 год. Первые шаги

Через два месяца, в ноябре 1997 года, была реализована возможность задавать запросы на естественном языке. [24]

1998 год

1999 год

За 1999 год Рунет вырос на порядок, как в объёмах текстов, так и в количестве пользователей. Yandex создал нового поискового робота, который позволил оптимизировать и ускорить обход сайтов Рунета.

У пользователей появились новые возможности:

  • Поиск по разным зонам текста (заголовкам, ссылкам, аннотациям, адресам, подписям к картинкам).
  • Ограничение поиска на группу сайтов, поиск по ссылкам и изображениям.
  • Выделение документов на русском языке.

2000 год

2009 год

2010 год

2011 год

Яндекс начал продавать георекламу — приоритетное размещение в справочнике организаций на Яндекс.Картах и в поиске [35] .

Была запущена программа инвестиций в российские и зарубежные стартапы — Яндекс.Фабрика [36] .

26 сентября. В рамках проекта Яндекс.Работа можно теперь узнать среднюю заработную плату по различным вакансиям [46]

30 сентября на проекте Яндекс.Карты стало возможно прокладывать маршруты по территории всей России [47]

19 октября. Сервис Яндекс.Карты теперь доступен на турецком портале. Были добавлены панорамы Стамбула и Анкары, появилась возможность просматривать пробки по стране. [48]

2012 год

25 января Аркадий Волож сообщил, что Яндекс планирует выйти на европейский рынок [49] .

20 февраля Яндекс сообщил о подготовке к запуску сервиса поиска людей. Система предоставляет возможность искать людей одновременно во всех популярных в России блогохостингах и соцсетях. На момент объявления о новой услуге была запущена бета-версия сервиса [50] .

13 марта Яндекс открыл второй офис в Швейцарии [51] .

5 апреля Яндекс запустил облачный сервис для хранения файлов Яндекс.Диск. Максимальный бесплатный объём диска на данный момент — 10 Гб, информация хранится на диске бессрочно [52] .

10 апреля Яндекс запустил поиск для ЦЕРНа [53]

28 августа Яндекс вступил в Консорциум Всемирной паутины, в рамках которого собирается участвовать в разработке стандартов Интернета. Представителем компании в W3C стал Чарльз МаКети Невил (Charles McCathie Nevile). [56]

1 октября Яндекс выпускает собственный браузер [57]

25 октября Яндекс запустил новый интерфейс Яндекс.Почты под названием Trinity

Собственники и руководство

Руководство





    — генеральный директор. — директор по технологиям и разработке.
  • Елена Колмановская — главный редактор.
  • Алексей Третьяков — коммерческий директор.
  • Светлана Кондрашова — директор по рекламе.
  • Дмитрий Иванов — директор по проектам.
  • Андрей Себрант — директор по маркетингу сервисов.
  • Екатерина Фадеева — директор по правовым вопросам.
  • Аркадий Борковский — CTO of Yandex Labs.
  • Александр Шульгин — финансовый директор.
  • Максим Киселёв — директор по развитию бизнеса.

Показатели деятельности

Количество сотрудников компании превышает 4000 человек [1] .

Бренд

Название

Рекламные кампании Яндекса

Найдётся всё!

Все вопросы к Яндексу!

Дизайн проекта

Кубок Яндекса

До 2009 года Яндекс регулярно проводил соревнования по поиску в Интернете.

Поиск Яндекса

Поиск Яндекса позволяет искать документы на русском, татарском, украинском, белорусском, казахском, турецком, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии этих языков и близости слов в предложении.

Охват форматов

Помимо веб-страниц в формате HTML, Яндекс индексирует документы в форматах PDF (Adobe Acrobat), Rich Text Format (RTF), двоичных форматах Word (.doc), Excel (.xls), PowerPoint (.ppt), RSS (блоги и форумы).

Язык поисковых запросов

Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов [71] . Так, например, для операции исключения можно указать область действия: запрос A ~~ B найдёт документы (страницы), в которых присутствует А, но не присутствует В, а запрос А ~ Б — документы, где слово Б не присутствует со словом А в одном предложении. Аналогично, оператор & ищет сочетания ключевых слов в предложении, а && — во всём документе.

Оператор ! позволяет отключить морфологию для конкретного слова, а !! позволяет указать нормальную форму, что позволяет обойти некоторые проблемы, связанные с омонимией. Например запрос !!Иванов будет находить Иванова и Ивано́вых, но не Ивана.



Результаты поиска

По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска [72] можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов. Иногда порядок сайтов на этих страницах может отличаться, так как обновление баз для этих результатов происходит не одновременно.

Качество поиска

Образовательная деятельность Яндекса

С октября 2009 года Яндекс совместно с Microsoft Research проводит в своём московском офисе цикл научных семинаров по информационному поиску и анализу данных для всех желающих. [83]

1 апреля 2010 года состоялся первый так называемый СтуДень — студенческий день Яндекса, организованная для студентов однодневная конференция, на которой можно было узнать о поисковых технологиях и компании. [84]

24 сентября 2010 года состоялся второй СтуДень, он прошел в Новосибирске и собрал студентов из Барнаула, Новосибирска, Омска и Томска [85]

Школа анализа данных

В сентябре 2007 году была открыта Школа анализа данных Яндекса — двухгодичные очные вечерние курсы для подготовки специалистов в прикладных областях, связанных с обработкой больших массивов данных (в частности, полученных из интернета). [86] [87]

С 2008 года работа школы была разделена на два отделения — отделение анализа данных и отделение computer science (информатики). Основной контингент школы — студенты старших курсов, аспиранты московских вузов и недавние выпускники.

Веб-сервисы

Мультимедийно-поисковые

Рыночно-поисковые

Справочно-информационные

Рекламные и статистические

Сервисы общения

Хранение файлов

Прочие

Персонализированные

Другие

Программные продукты

Интересные факты

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Baidu (Китай) • Naver (Юж. Корея) • Seznam (Чехия) • Yahoo! Japan (Япония) • Яндекс (Россия, СНГ, Турция)

DataparkSearch • Egothor • Gonzui • Grub • Ht://dig • locust • Isearch • Lucene • Lemur Toolkit & Indri Search Engine • mnoGoSearch • Namazu • Nutch • OpenFTS • Sciencenet (научная, на технологии YaCy) • Wikia Search • Sphinx • SWISH-E • Terrier Search Engine • Xapian • YaCy • Zettair

AGAKIDS (Россия) • Ask Kids (Великобритания) • Frag Finn (Германия) • Kids AOL (США) • Kids Yahoo! (США) • Quintura Дети (Россия) • Семейный Яндекс (Россия) • Гогуль (Россия)

История Яндекса

Поисковая система Яндекс изрядно потрепала нервы тысячам оптимизаторам и вебмастерам: были времена, когда сайты могли вылетать из индекса без каких либо явных на то причин или же продвижение страниц под определенный запрос не приносило никаких результатов (хотя на это было потрачено много сил, времени и денег). На самом деле Яндекс — это не только поисковая система, но и целый клад полезных сервисов: сравнение цен в магазинах, карты, телепрограмма, погода и многое другое. Говорить о нем можно бесконечно долго. Как же развивалась такая мощная компания? Как она начала свое существование?

История создания Яндекса

Дизайн великого Яндекса в 1998 году был не слишком привлекателен, даже примитивен. Уже тогда за оформление отвечал известный ныне Артемий Лебедев.

Проект активно развивался, вводились новые функции, улучшался алгоритм поиска. За год (с 1998 по 1999) аудитория сайта значительно поднялась, разработчики вкладывали все силы в совершенствование своей поисковой машины. Кстати, 1999 год примечателен тем, что именно тогда было введено известное всем вебмастерам ныне — понятие тИЦ. Правда в те далекие времена рассчитывался он довольно просто — значение имело только количество ссылающихся сайтов.

В 1999 году Аркадий Волож понял перспективность проекта и начал проводить активные действия по его продвижению. С 2000 года началось внедрение новых функций в Яндекс. Возможно, именно они помогли увеличить посещаемость и тем самым дать толчок к дальнейшему развитию. Тогда и начались первые сложности: требовалось найти такого спонсора, который бы не стал брать управление Яндексом полностью в свои руки, а лишь выделял средства на его продвижение и доработку.

К счастью, такой партнер нашелся довольно легко — им стала компания ru-Net Holdings. Все получилось не совсем так, как того хотели разработчики — 1/3 поисковика пришлось отдать. Зато теперь Яндекс стал самостоятельным: у него появились свои офисы, свой бюджет и вообще все своим стало. Генеральным директором стал Аркадий Волож. Деньги были вложены немалые — 5$ миллионов, но они уже давно с лихвой окупились.

Аркадий Волож стал отличным руководителем и многое изменил в компании в лучшую сторону. Большие изменения произошли в штате Яндекса — он значительно увеличился. В 2000 году много внимания было уделено сторонним сервисам Яндекса, которые не имели прямого отношения к поиску: почта, открытки и начальное зарождения Яндекс.маркета (тогда он представлял собой несколько отдельных частей Яндекса, но теперь они работают вместе).

В 2001 году Яндекс стал лидером в русскоязычной части Интернета по посещаемости. Объем информации, которая хранилась к тому времени на серверах компании, составляла 1 терабайт. Существенно был переработан дизайн, он стал отдаленно напоминать нынешний.

Следующие годы посвящались активной раскрутке и продвижению, и теперь Яндекс стал тем, чем является сейчас — одной из самых крупных российских компаний. О Яндексе слышал практически каждый житель России, да и не только ее — в странах СНГ поисковик пользуется огромной популярностью.

Первая команда разработчиков будущего Яндекса. Илья Сегалович – справа в первом ряду, Аркадий Волож – во втором ряду второй справа

1993-1996: С 3 до 1000 слов в секунду

1997: Проиндексируем весь Рунет за пару часов

Елена Колмановская, Аркадий Волож (в центре) и Илья Сегалович (справа) на выставке Softool, 1997 год, Москва

Так выглядела первая страница поисковика, представленного публике в 1997 году

Длиной запроса в 1997 году были 1-2 слова, сегодня поисковая машина позволяет вводить до 40 слов

2000: На сцену выходит Лебедев-гопник

Сервисы, запущенные в 2000-м:

Главная страница в 2001 году

Сервисы

2002: Всем покупателям – отказы

Сервисы:

2003-2008 год: Боже, храни рекламу

Впервые в истории российского интернета IT-компания выплатила акционерам дивиденды – в общей сумме 100 000 долларов, это произошло в 2003 году.

Сервисы:

2009-2012: Денег больше – штаны те же

Сервисы и приложения:

Сервисы и приложения:

2017-2019: С вами говорит Скарлетт Йоханссон

Испытание беспилотного автомобиля в феврале 2018 г. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Испытание беспилотного автомобиля в феврале 2018 г. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Сервисы и приложения:

Среди других акционеров – Capital Group, Harding Loevner, Invesco и другие крупные фонды.

Интересно, мог ли тогда кто-то предположить, во что вырастет это желание всё переделать?

Читайте также: