История создания путешествие из петербурга в москву радищев кратко
Обновлено: 08.07.2024
Путеше́ствие из Петербу́рга в Москву́ — самая известная книга Александра Радищева. Опубликована в Российской империи в мае 1790 года. Работа печаталась без указания автора в домашней типографии Радищева [1] .
Содержание
История написания
Форму романа в путевых заметках Радищев позаимствовал у английского писателя Лоренса Стерна. Эта форма является способом изложения мыслей Радищева об общественном устройстве России [3] . Благодаря этому книга смогла пройти цензуру: цензор просмотрел только содержание, а так как главы романа называются по городам, то цензор счёл эту книгу путеводителем и пропустил её без прочтения. Печаталась книга в домашней типографии.
Эпиграф
Последствия
Интересные факты
Критика
Александр Сергеевич Пушкин так отозвался об этом произведении:
Краткий и полный анализ повести помогут учащимся составить целостное впечатление о произведении.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Усиливающийся гнет крепостного строя.
Проблема: Бесправие и беззащитность крестьян перед помещиками и верховной властью.
2. Тема: Упадок в экономике, перекос в распределении богатств и ресурсов страны.
Проблема: Крепостное право невыгодно для страны, оно тормозит экономическое развитие.
3. Тема: Отставание российского общества в вопросах прав человека.
Проблема: Законы, если и есть, не соблюдаются. А многих законов попросту нет, потому что не сформировалось представление о человеческих и гражданских правах.
4. Тема: Равнодушие и черствость помещиков по отношению к простым людям.
Проблема: Слепота государства к проблемам и нуждам народа, непонимание идеи равноправия, несправедливость самодержавия.
5. Тема: Недостатки и пороки государственного устройства.
Проблема: Растрата государственной казны на содержание дворянского сословия, беззащитность простого человека перед неправым судом.
*Также подняты темы: разврат и пьянство в народе, низкий уровень образованности всех сословий, злоупотребление властью на всех уровнях, устаревшая традиция отдавать юношей на службу.
п.2. Идея и пафос
Радищев за время путешествия встречается с людьми разных сословий – помещиками, крестьянами, купцами, солдатами, чиновниками. Беседуя с ними или наблюдая за историями их жизни, он подсвечивает: общество функционирует неправильно, а самодержавие и абсолютизм вредят всем сословиям. Абсолютная власть порождает произвол и безнаказанность, отчего она становится особенно жестокой, уничтожающей.
А в народной среде копятся гнев и желание свергнуть поработителей.
Страна, в которой народ еле выживает, не способна выйти в зону экономического роста, напротив, повсюду наблюдаются разруха и стагнация.
п.3. Основные герои
Герой-путешественник (фигура автора) — автобиографический персонаж, который за семь суток преодолевает путь из Петербурга в Москву, а по пути делает заметки обо всем, что видит.
В повести один главный герой, через призму его мыслей и чувств читатель наблюдает за происходящим.
Вот кого встречает путешественник:
✓чиновник-исследователь дворянских родов;
✓пахарь;
✓приятель, чуть не утонувший в Финском заливе;
✓чиновник, потерявший в один день имение, семью и чин из-за несовершенства законов;
✓разорившийся купец;
✓Крестьянкин, бывший председатель уголовной палаты;
✓отец, отправляющий на службу своих сыновей;
✓отец, похоронивший своего сына, умершего от болезни;
✓крестьянка Аннушка, поразившая путника своим целомудрием;
✓крестьяне, которых забирают в солдаты;
✓книгопечатник, жалующийся на цензуру;
✓слуги, которых продают на торгах после разорения хозяина;
✓приятель-поэт;
✓наглый офицер, наводящий страх на крестьян;
✓слепой старец, бывший солдат.
Эти герои являются второстепенными, но все они важны для целостного понимания общественной жизни в России.
п.4. Литературные приёмы
п.5. Конфликт произведения
В повести ярко представлен внешний конфликт народа и государственной власти, которая не хочет с ним считаться. На протяжении всего пути наблюдатель фиксирует разнообразие произвола и беззакония в России, оттого что власть считает народ ресурсом, а не людьми.
Внутренний конфликт наблюдается между героем и окружающей его действительностью, с которой он не может смириться. Поэтому они ставит перед собой задачу донести до людей важность перемен в российском обществе.
Первое русское публицистическое произведение — книга крупного чиновника, который проехал 600 вёрст и стал диссидентом. Каталог российского бесправия и укор высшей власти, за который Радищев отправился в Сибирь.
комментарии: Варвара Бабицкая
О чём эта книга?
Рассказчик, чувствительный русский дворянин с европейским образованием и либеральными воззрениями, едет на перекладных из Петербурга в Москву, по пути наблюдая неприглядную жизнь Российской империи: бесчеловечность крепостного права, коррупцию чиновников, воровские махинации купцов и слепоту монархини, которой его записки должны раскрыть глаза. Первое художественное произведение в истории русской литературы, за которое автор был сослан в Сибирь.
Когда она написана?
Как она написана?
Этот литературный гибрид порождает особый стиль: обыденная разговорная речь разных сословий в бытовых зарисовках и диалогах сменяется тяжеловесным, архаическим, наполненным старославянизмами слогом публицистических кусков. Исследовательница Ольга Елисеева предположила, что этот неудобочитаемый язык — результат осознанного эксперимента над русской словесностью 1 Елисеева О. Радищев. М.: Молодая гвардия. 2015. :
Мучительностью и корявостью языка писатель старался передать материальную грубость мира, тяжесть окружающей его жизни, где нет места ничему лёгкому и простому. Радищев добивался плотной осязаемости своих слов. Он пытался посредством невообразимо трудного стиля задеть, поцарапать читателя, обратить его внимание на смысл написанного. Его интересовали необычные, неудобные языковые формы, длиннейшие предложения и обороты. Он пожертвовал внятным разговорным и письменным русским ради создания особого стиля. Намеренная архаизация стала барьером для понимания текстов Радищева.
Что на неё повлияло?
У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа
Александр Радищев
Эмиль Демезон. Портрет Вольтера. Середина XIX века. Главный источник влияния на Радищева — французские просветители
Как она была опубликована?
Ценсура печатаемого принадлежит обществу, оно даёт сочинителю венец или употребит листы на обвёртки
Александр Радищев
Что было дальше?
Радищев был посажен в Петропавловскую крепость, допрошен следователем Степаном Шешковским (начальником Тайной экспедиции, который в своё время вёл дело Пугачёва) и после суда приговорён к смертной казни Государственным советом. По случаю заключения мира в войне со Швецией Русско-шведская война 1788–1790 годов. Началась с наступления шведских войск, которое было недолгим: шведы перешли к обороне, а король Густав III был вынужден просить мира. 3 августа 1790 года был подписан Верельский договор, согласно которому обе стороны обязались возвратить друг другу завоёванные территории. Екатерина отменила смертный приговор, заменив его ссылкой в сибирский Илимск. Павел I, взойдя на престол, вернул ссыльного писателя с предписанием жить в его селе Немцове, а амнистировал его только Александр I.
Уши мои задёрнулись печалию, и радостный глас нехитростного веселия до сердца моего не проник
Александр Радищев
PHAS/Universal Images Group via Getty Images
На что обиделась Екатерина?
Возможно, это апокриф — среди опубликованных теперь комментариев императрицы такой не находится, но суть её несогласия с Радищевым он передаёт верно.
Радищев обвиняет императрицу в лицемерии, в измене той философии, которую сама она насаждала в молодости, — упрёк был основателен и оттого чувствителен. Ханжество Екатерины стало общим местом — Пушкин писал 8 Пушкин А. С. Заметки по русской истории XVIII века // Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10 т. Т. 8. Л.: Наука, 1977–1979. С. 125. :
Екатерина уничтожила звание (справедливее — название) рабства, а раздарила около миллиона государственных крестьян (т. е. свободных хлебопашцев) и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Екатерина уничтожила пытку — а тайная канцелярия процветала под её патриархальным правлением; Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой её смерти.
Радищев был сослан в Сибирь. Княжнин умер под розгами — и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если бы не чрезвычайная его известность.
Был ли Радищев революционером?
В действительности, как показывает Лотман, Радищев не был и не мог быть революционером-заговорщиком, потому что для просветителя XVIII века этот путь в принципе представлялся ложным:
Уверенность в неизбежности революции — не то же самое, что призыв к ней. Радищев с ужасом ждёт революции при сложившемся порядке вещей и призывает изменить этот порядок, пока не поздно.
Создание “Путешествия из Петербурга в Москву” было основным делом и воистину героическим подвигом всей жизни Радищева.
Как раз в ту пору, когда у него созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие на юг России – в Новороссию и Крым. Путешествие императрицы, которую сопровождала многочисленная свита, совершилось с необычайной пышностью и великолепием.
По приказу всемогущего Потемкина, бывшего тогда новороссийским генерал-губернатором, на всем протяжении пути были сооружены искусственные, бутафорские
деревни, получившие название “потемкинских”. Эти декоративные “деревни” должны были наглядно продемонстрировать, как якобы счастливо и изобильно живет русское крестьянство.
Этому наглому обману Радищев противопоставлял в своем “Путешествии из Петербурга в Москву”, которое в известной части совпадает с маршрутом императрицы, подлинную, неприкрытую картину крепостнической действительности.
В предисловии – обращении к А. М. Кутузову – которым открывается книга Радищева, он так объясняет причину и цель ее написания: ” Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями
человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы “.
Радищев понимал, что крепостничество органически связано с самодержавием. “Сочинитель не любит царей и где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкою смелостью”, – написала Екатерина II в одном из своих замечаний к “Путешествию…”. И действительно, самодержавие наряду с крепостным рабством является второй основной мишенью книги Радищева.
Читайте также: