История создания произведения гобсек кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гобсек, повесть 1830 г. Французский автор Оноре де Бальзак (1799-1850), появляется в Scènes de la vie privée раздел его новая последовательность La Comédie humaine. [1] Гобсек впервые появился в виде набросков в La Mode в марте 1830 г. под названием l'Usurier (В Ростовщик), а затем в августе 1830 г. в журнале Le Voleur. Настоящая новелла появилась в томе, опубликованном Мам-Делоне под названием Les Dangers de l'inconduite. Эта повесть появится в 1835 году под названием Папа Гобсек в томе, опубликованном мадам Шарль-Беше. Окончательное название Гобсек возникла в 1842 г. в издании Furne La Comédie humaine.

Содержание

Краткое содержание сюжета

Сюжет о Гобсек, установленный во время Французская Реставрация, является обрамленный в разговоре между адвокатом Мэтром Дервилем и Виконтессой де Грандлье. Дервиль рассказывает историю об Анастаси де Ресто, урожденной Горио. Анастасия де Ресто - дочь богатого буржуа, вышедшего замуж за аристократию, но скучающего по ее браку, лишенному любви и бесстрастному. [2]

У Анастаси де Ресто роман с Максимом де Трайль, и она тратит свое состояние на де Трей. [2] Она поворачивается к ростовщик Жан-Эстер ван Гобсек за финансовую помощь. Мэтр Дервиль выступает в роли адвоката Гобсека, в то время как будущая жена Дервилля также является одним из адвокатов Гобсека. должники.

Муж Анастасии узнает о ее долгах и подписывает запутанный контракт с Гобсеком, который должен принести пользу его и детям Анастасии. Однако Анастасия разрушает этот контракт во время своих иррациональных интриг. Впоследствии как брак Анастейши разрушен, так и ее семейное состояние потеряно.

В конце концов пожилой Гобсек наживает еще большее состояние благодаря факторинг. Вскоре после своей смерти Дервиль обнаруживает в доме Гобсека множество сокровищ, в том числе множество испорченных продуктов, которые Гобсек намеревался продать.

Небольшая по объему, написанная в форме рассказа в рассказе, повесть “Гобсек” непосредственно связана с романом “Отец Горио”. В этой повести мы вновь встречаемся с некоторыми “возвращающимися героями” “Человеческой комедии” Оноре де Бальзака. Среди них – графиня де Ресто, старшая дочь отца Горио, а также ростовщик Гобсек и адвокат Дервиль, которые упоминаются в романе “Отец Горио”.

Над повестью “Гобсек” Бальзак работал сравнительно долго и особенно тщательно. Писатель настойчиво стремился достичь

в ней художественного совершенства, убедительно и достоверно передать в образе ростовщика сущность современной ему эпохи. Об этом свидетельствуют три редакции повести, осуществленные писателем на протяжении 18 лет, и те изменения, которые он постоянно вносил в каждую новую ее редакцию.

Первому варианту повести предшествовал очерк “Ростовщик”, написанный Бальзаком для столичного журнала “Мода”. Этот очерк впоследствии и стал первой главой повести, вышедшей в 1830 г. под названием “Опасности беспутства”. Под этим названием повесть была включена писателем в цикл “Этюды нравов” (подраздел

Уже в 1832 г. этот вариант повести был переведен на русский язык. В нем основное внимание было сосредоточено на безнравственной жизни французской аристократии, которой писатель противопоставляет духовное возрождение Гобсека: ростовщик отдает молодому Эрнесту де Ресто состояние, необходимое для женитьбы, за что мать Эрнеста – графиня де Ресто добивается для ростовщика дворянского звания, и, в конце концов, Гобсек отказывается от своей не очень благовидной практики и становится депутатом.

В 1835 г. появляется новый вариант повести, но уже под названием “Папаша Гобсек”. Как считают исследователи творчества писателя, это название было дано повести по аналогии с вышедшим на год раньше романом “Отец Горио”.

В новых исторических условиях, через пять лет после июльской революции, в обстановке ожесточенной борьбы за обогащение писатель переносит центр внимания читателей с аристократии на новых хозяев жизни. На первый план выступает ростовщик Гобсек. Вторая редакция повести заканчивалась описанием страшной кладовой умирающего ростовщика, а графиня де Ресто предстает перед читателями в качестве дочери отца Горио.

Таким образом, два произведения оказались связанными как “разные варианты одной и той же темы о власти золота и его жертвах”. Безжалостному Гобсеку и жаждущим роскоши аристократам Бальзак противопоставляет стряпчего Дервиля и швею Мальво, трудолюбивых и честных молодых людей, выходцев из простого народа.

В 1848 г. Бальзак вновь возвращается к повести. Он снова изменяет ее название, отбрасывая слово “папаша”, придающее образу главного героя добродушный оттенок. Теперь повесть называется кратко: “Гобсек”.

В этом окончательном варианте появляется рассказ о прошлом ростовщика и о том, как он сколотил свой капитал.

В основу повести “Гобсек” были положены жизненные наблюдения писателя, поэтому исследователи творчества Бальзака считают, что отдельные ее элементы носят автобиографический характер. Например, стряпчий Мервиль, в конторе которого, будучи студентом, работал Бальзак, послужил прототипом для героя повести “Гобсек” – нотариуса Дервиля. Работа писателя над образами повести свидетельствует о настойчивом стремлении романиста к развитию темы развращающего воздействия денег на существенные для общества стороны частной и общественной жизни.

Художественное исследование Бальзака и сегодня поражает читателя богатством и драматизмом действия, рельефными образами, глубиной проникновения в тайны человеческой души и блеском художественной выразительности.

История создания

Работая над литературным произведением, Бальзак тщательно формировал описание героев, поднимал волновавшие его проблемы и изобличал пороки. Жадность, тщеславие, лицемерие всегда попрекались автором. Помимо главной мысли повести, Бальзак раздумывал над тем, как придать произведению художественную изысканность. Он пытался сохранить убедительность характеристик, сделать так, чтобы герои, собранные в ансамбле произведения, олицетворяли современную автору эпоху.

Писатель Оноре де Бальзак

Писатель Оноре де Бальзак

Книги Оноре де Бальзака

Книги Оноре де Бальзака

В обоих вариантах повести Бальзак обличал жертв денег и залогов, а также тех, кто располагал властью над ними в виде векселей. В сочинении Бальзака противопоставляются аристократы и простые слои населения; те, кто привык работать без отдыха, и те, кто умеет тратить золото, прожигая жизнь.

Биография

Гобсек – арт

Гобсек – арт

Все герои повести подробно описаны автором и имеют развернутые характеристики. Внешность Гобсека много говорит о персонаже. Старик с желтоватым лицом округлой формы и неприятными чертами не вызывает симпатии. Национальность героя скрывается. Его прошлое покрыто завесой тайны, но ясно, что жизнь ростовщика была насыщенной и многообразной. Гобсек утверждает, что человека делают сильным трудности и горе, они же повышают восприимчивость.

Иллюстрация к книге

Иллюстрация к книге "Гобсек"

Гобсек является олицетворением алчности. В образе объединена романтическая и реалистическая литературные традиции. Внешность персонажа говорит о благородной старости, умудренности опытом и житейской мудрости, а поступки делают его бездушной машиной по зарабатыванию денег. Чем больше становилось состояние ростовщика, тем меньше человечности оставалось в нем. Лучший профессионал в своей области, он демонстрирует высокую степень подготовки к работе с финансами, дальновидность и прозорливость.

Сообразительный ростовщик ловко проворачивает аферы, оставаясь дипломатом. Бизнесмен и опытный делец, герой дает советы, вкладывает деньги, принося пользу обществу, но не идет на поводу у праздности. Персонаж привлекает честностью и философским взглядом. Все аргументы, которые он озвучивает, подкреплены опытом из его прошлой жизни.

Внешность Гобсека

Внешность Гобсека

Гобсек был юнгой-корсаром в юности, торговал драгоценными камнями и рабами, состоял на службе у государства. Им двигал инстинкт самосохранения, позволивший герою выжить в сложных ситуациях, с которыми он сталкивался в карьере.

Финал жизни ростовщика поражает. Его жизнь прошла в накопительстве, которое не принесло ни удовольствия, ни пользы. Ближе к смерти романтическая натура взяла верх над рациональным зерном, поэтому наследство Гобсека отойдет внучке сестры.

Сюжет

Действие берет начало с беседы Дервиля, графа Эрнеста де Ресто и виконтессы де Гранлье в ее салоне. Дочь высокопоставленной особы выказывала явное расположение к графу, за что была укорена матерью. Эрнест, не располагающий статусом и состоянием, был невыгодной партией для ее дочери. Слыша этот диалог, Дервиль приводит в пример историю Гобсека, которую читатель воспринимает из его уст, как от рассказчика.

Гобсек собирает монеты

Гобсек собирает монеты

Знакомство Дервиля и ростовщика длится давно. За это время Гобсек проникся к адвокату Дервилю доверием и поведал историю о том, как однажды взыскал внушительный долг с графини, попавшей в сложное положение. Женщина была вынуждена заложить бриллианты, а деньги посредством векселя достались ее любовнику. Намек ростовщика на то, что он разорит семью графини, не был услышан, но вскоре оправдался.

Позднее за помощью к Дервилю обратился любимец общества Максим де Трай, нуждавшийся в помощи ростовщика. Гобсек отказал в предоставлении услуг, зная о долгах красавца. Ранее обозначенная графиня вновь начала приходить к Гобсеку, закладывая драгоценности. Она делала это ради де Трая, подло грозившего покончить с собой. О сделке узнал супруг графини, благородно скрывший связь супруги. Этим мужчиной был отец Эрнеста де Ресто, полюбившегося дочери виконтессы.

Главные герои повести

Главные герои повести "Гобсек" (кадр из фильма)

Спустя некоторое время граф смертельно заболел, а графиня после его кончины сожгла завещание, тем самым передав имущество семьи в руки Гобсека.

Дервиль был посредником в вопросе возвращения наследства Эрнесту де Ресто, но ростовщик не пошел на уступки. Ростовщик умер в ужасных условиях, став заложником собственной скупости и алчности. Состояние было возвращено законному владельцу. Брак дочери виконтессы был организован не без усилий Дервиля.

Экранизации

Леонид Леонидов в образе Гобсека

Леонид Леонидов в образе Гобсека

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

Актер Сергей Бехтерев в образе Гобсека

Французский писатель Оноре де Бальзак, живущий в период с 1799 по 1850 год, по праву считается одним из лучших романистов своего времени, положившим начало жанру эпистолярного реализма.

 гобсек сюжет

Немного исторических фактов

 гобсек анализ

Оноре де бальзак гобсек

Роман получил и продолжает получать огромный отклик в разных уголках планеты, результатом чего стали многочисленные театральные постановки и две одноименные художественные экранизации 1936 и 1987 года, поставленные такими талантливыми режиссерами, как Константин Эггерт и Александр Орлов.

Все о художественном произведении

Характеристика Гобсека

Для того чтобы понять суть произведения, необходимо подробно разобрать характер главного героя, не спеша с выводами на его счет, ведь первое впечатление о ростовщике, как правило, резко негативное. И только при углублении в изучение каких-то отдельных присущих ему черт становятся очевидными вся противоречивость и иррациональность его натуры.

Анализ Гобсека можно провести, отталкиваясь от следующих авторских комментариев персонажа:

 гобсек характеристика героев

  • В беседе со своим тогда еще новым знакомым стряпчим по фамилии Дервиль герой рассказывает о своей юности, которая прошла в бесконечных морских путешествиях, из чего можно сделать вывод о том, что жизнь его далеко не всегда была мрачной и монотонной. Что же касается событий, так сильно изменивших его уклад и взгляды на жизнь, то о них трудно судить. Наталкивает на мысль только фраза, оброненная Гобсеком, который рекомендует Дервилю не вовлекаться в свойственные человеку страсти, а быть лишь их тайным созерцателем, помня о том, что только это на самом деле интересно, причем без всякого ущерба для себя самого. Говоря это, герой даже не догадывается, что сам давным-давно обеими ногами стоит в капкане одной из них, которая заключается в безропотном и безусловном поклонении золотому тельцу, в итоге сыгравшем с ним очень злую шутку, и это первое противоречие в характере персонажа.

Гобсек краткое содержание

  • Изначально Гобсек кажется злым ненавистником, которому чуждо все человеческое. Не скупясь в своих мизантропных высказываниях, он дает понять, что терпеть не может свою немногочисленную родню, но вместе с тем он с большой симпатией относится к своему новоиспеченному другу Дервилю, охотно делясь с ним собственными житейскими наблюдениями и опытом. Не чуждо персонажу и сочувствие, ведь он, холодный золотой истукан, сочувствует несчастью графа де Ресто, подсказывая ему, как можно уберечь свое богатство от потерявшей разум на почве страсти к любовнику супруги. Кроме того, когда де Ресто спрашивает, кому можно доверить свои деньги, Дервиль, не раздумывая, называет Гобсека, отмечая его кристальную честность и порядочность. Из всего этого можно сделать вывод, что жесткость ростовщика по отношению к своим заемщикам продиктована лишь желанием соблюдать в делах неукоснительный порядок, следуя выработанному за жизнь алгоритму.
  • Противоречивость Гобсека выражается и в его поведенческой линии, ведь он может радоваться как дикарь вновь обретенному на чужом горе богатству, при этом прекрасно разбираясь в искусстве, политике, литературе и будучи в целом весьма эрудированным и умудренным жизнью человеком.

И только одно его качество не вызывает ни малейшего сомнения — патологическая жадность, которая сквозит во всем и достигает своего апогея в самом конце произведения, когда Дервиль получает в наследство от умершего старика его годами копившийся продуктовый скарб.

Другие персонажи

В перечень главных героев можно отнести:

Гобсек характеристика бальзак

  • Дервиль. Единственный человек, к которому Гобсек проникся истинной симпатией, максимально приблизив его к себе. Не последнюю роль в этом вопросе играют человеческие качества этого героя, доброго, порядочного, ответственного и довольно успешного стряпчего, которого не портят ни деньги, ни внезапно обретенные связи.
  • Графиня де Ресто. Красивая знатная дама, которая является рабой своих чувств и эмоций. Плененная красотой и обаянием своего молодого любовника, она готова идти на любые жертвы, напрочь позабыв об интересах самых близких своих людей — мужа и детей. Однако возвышенного в этой пагубной страсти совсем немного, и скорее падкая до эмоционального и физического наслаждения женщина является ярким проявлением человеческого эгоизма и глупой скуки, часто толкающей людей на самые безнравственные и дурацкие поступки.
  • Граф де Ресто. Много сказать об этом персонаже не получится, ведь практически все уделенное ему в произведении время уходит на попытки спасти состояние от потерявшей здравый смысл жены. Представитель аристократии утрачивает свою привычную стойкость и самообладание, обращаясь за помощью к Дервилю и Гобсеку, жизненные рассуждения и советы которых помогают ему определиться в дальнейших своих действиях.
  • Максим де Трай. Этот образ и вовсе заслуживает минимум внимания, так как его содержательность минимальна. Красивый юноша, пользующийся любовью своей знатной покровительницы, не успокаивается, пока не доводит ее до полного обнищания. Ярый приверженец паразитизма не способен одарить кого-либо своими чувствами, так как он попросту не способен на них, и все, что может это создание с ангельской внешностью и пустым нутром, — изображать страсть и прожигать деньги, которые удастся получить от своей неразумной покровительницы, без малейших переживаний о возможных последствиях.

Сюжетная линия

Оноре де бальзак гобсек краткое содержание

Несмотря на то что это произведение можно назвать известным во всем мире цитатным словарем, далеко не все имеют возможность прочитать его целиком ввиду каких-то определенных обстоятельств.

И особенно актуальным чтение романа в сокращенном варианте остается для школьников, которые попросту не успевают осилить всю программу из-за высокой загруженности.

Гобсек сюжетная линия

Гобсек мораль

  • В салоне знатной виконтессы де Гралье завязывается разговор между ней, ее дочерью Камиллой и Дервилем. Тема для разговора — отношения Камиллы и молодого графа Эрнеста де Ресто, против которых выступает виконтесса, не желая, чтобы дочь роднилась с оскандалившимся и обедневшим родом.
  • Желая защитить молодого графа, Дервиль сообщает де Гралье о том, что совсем скоро он вернет утраченное состояние, которое все это время находилось в личном распоряжении ростовщика Гобсека. Так и завязывается главная тема произведения, повествующая о жизни старика и особенностях его характера.
  • Дервиль рассказывает о том, как познакомился с богатым и ростовщиком и как с его помощью смог выкупить контору, будучи тем единственным, который получил от скряги выгодный заём. Поведал он и о том, как дважды Гобсек имел дело с графиней де Ресто, закладывающей свои бриллианты, чтобы ублажить любовника, то и дело грозящего ей самоубийством.
  • Последний такой поход к ростовщику закончился тем, что к нему ворвался разгневанный граф де Ресто, потребовавший вернуть фамильные драгоценности. Естественно, Гобсек возвращает украшения только после полного погашения по векселям, советуя графу как можно быстрее озаботиться будущим своего состояния. На помощь к утратившему все ориентиры графу приходит Дервиль, предлагая ему образовать необычный тандем, в котором все имущество в случае смерти аристократа переходит к порядочному Гобсеку, а после его смерти — к нему самому, на чем настоял предусмотрительный старик.
  • Завершить сделку мешает болезнь графа и его обезумевшая от страха остаться в нищете жена. Именно она не дает встретиться де Ресто с его поручителями, в ужасе выбрасывая все документы в камин уже после его смерти.
  • В итоге все деньги переходят Гобсеку, который остается глухим ко всем уговорам графини.
  • Вскоре умирает Гобсек, и все деньги унаследует Дервиль, который, конечно же, собирается вернуть их молодому графу де Ресто, как порядочный поручитель. Эта новость радует виконтессу, которая соглашается на союз дочери с ее возлюбленным.

Поразит читателя и то место в книге, где у сдержанного по своей натуре ростовщика вспыхнуло сочувствие к белошвейке, ставшей впоследствии супругой Дервиля, и переступающая через неостывший труп мужа аристократка, рыскающая в его подушках в поисках ценных документов, а также многие другие сильные моменты произведения, которые нередко становятся отправной точкой для проведения сравнительного сопоставления и глубокого анализа.

Реальные отзывы читателей

Читаю комментарии и удивляюсь: ребята, вы чего? Если ростовщик будет всех жалеть, он по миру пойдет! Это его работа, не более! Пойдите в банк и займите денег безвозвратно, я посмотрю, как это у вас получится! А протухшие паштеты… Ну это дело каждого, вообще, уверен, что у каждого из вас дома есть куча всякого барахла, с которым жалко расстаться!

Читайте также: