История создания малахитовой шкатулки бажова кратко
Обновлено: 05.07.2024
Вопреки испытаниям
Случайный поворот
Книга спасла автора
Бажов был снят с работы в Свердловском книжном издательстве, где в то время редактировал социально-экономическую литературу. Павел Петрович последовательно, настойчиво, даже яростно отстаивал свою правоту и свое право иметь партийный билет. И через год, 27 января 1938 года, он был восстановлен в партии. Возможно, свою роль в этом сыграла зарождавшаяся слава бажовских сказов.
А фольклор ли это?
Творческая самостоятельность Бажова становилась все очевиднее и читателям, и самому автору. Сопоставление черновых рукописей сказов с окончательными текстами убеждает, что Бажов выполнял обычный писательский труд. Вдумчивая разработка характеров, умная, яркая психологическая и портретная индивидуализация, поиски наиболее убедительных и впечатляющих композиционных решений, кропотливая работа над языком – так создавались сказы. Они не были записями фольклорных текстов.
Демьян Бедный хорошо знал и любил народную поэзию, широко использовал в своем творчестве. И если он принял бажовские сказы за фольклорные, то это – свидетельство безупречного владения Бажовым языком и выразительными средствами народного искусства.
Как родилась сама книга
Признание своей творческой самостоятельности нелегко далось Бажову. В 1932 году, за четыре года до создания первых сказов, Бажов выступал в печати как принципиальный противник повествования от имени вымышленного рассказчика. А во второй половине 30-х годов П.П. Бажов пересмотрел, изменил свое отношение к этому способу воплощения действительности в литературе. К признанию ценности рассказчика он пришел трудным путем: сначала через понимание своих сказов как фольклорных произведений, записанных по памяти, а затем через признание себя их автором.
Книги П.П. Бажова издавались 253 раза общим тиражом около 37 миллионов экземпляров, в том числе – на многих зарубежных языках. Всего за рубежом с 1945 года по 1980 год вышло около 130 изданий.
75 лет назад вышел сборник сказов, поразивший воображение нью-йоркской богемы и чуть не стоивший Павлу Петровичу писательской карьеры.
Исключение из партии освободило для Бажова огромное количество времени, так что он смог дописать Малахитовую шкатулку. ФОТО: Объединенный музей писателей Урала
ДВАЖДЫ БЫЛ В ОПАЛЕ
В частности сам Павел Петрович так объяснял отказ в публикации:
ХОТЕЛИ ОБВИНИТЬ В ФАЛЬСИФИКАЦИИ
Вскоре последовал новый удар - один из журналов опубликовал несколько первых сказов, которые всем понравились, но при этом привели к скандалу. Коллеги-писатели думали, что Бажов лишь записывал, то, что рассказывали ему уральские рабочие, а оказалось, что все сказы он придумал сам от начала и до конца. Лишь поэт Демьян Бедный спас уральского сказочника от гнева литературного сообщества, хотя и сам немного пострадал от его сказов.
– Когда Демьян Бедный прочитал то, что было написано Бажовым, он решил что это фольклор и стал перелагать его на стихи. А потом когда выяснилось, что Бажов все придумал, Бедному пришлось выкинуть все, что он написал, – отметил Георгий Алексеевич.
Критики уже готовили разгромную статью на сказы Бажова. И тогда Демьян Бедный, возможно, чтобы и самому выйти из неловкой ситуации, вдруг помог уральскому сказочнику сохранить лицо. Сам Павел Петрович рассказывал об этом в своих мемуарах:
ЗАЧИТЫВАЛИСЬ В КИТАЕ
Возрастная категория сайта 18 +
Когда речь заходит о малахите, то большинство из наших соотечественников вспоминает сказы Павла Бажова о Хозяйке Медной горы и малахитовой шкатулке. Этот самоцвет действительно часто упоминается в фольклоре, ну а в реальности он в России он начал набирать популярность как поделочный камень только c XVIII века. Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что его крошкой засыпали ямы на мостовых.
Еще в древности из малахита изготавливали украшения, амулеты, обереги. На территории Ирака и Израиля были найдены украшения из этого камня, которым более 9 тысяч лет. Этот самоцвет считался популярным в Китае и Индии, а в Древнем Египте модницы из малахитового порошка изготавливали для себя тени для век. Со временем из малахита стали делать и шкатулки, т. к. он легко поддавался огранке.
Что касается России, то здесь масштабная разработка этого самоцвета началась в 40-х годах XVIII века, тогда на Урале были найдены малахитовые залежи. Из этого самоцвета стали изготавливать не только ювелирные украшения, но и применять его для облицовочных работ. Чего стоит только один Малахитовый зал в Эрмитаже. Мастера настолько искусно выполнили свою работу, что стыки между плиткам без специального оборудования обнаружить невозможно.
Запасы уральского малахита были настолько велики, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. Но все рано или поздно иссякает. Так случилось и с уральскими месторождениями. К концу XIX-началу ХХ веков малахитовые шахты практически опустели. На сегодняшний день встретить уральский малахит – большая редкость.
Как известно, все лучше оказывалось прежде всего у правителей. Так, помимо Малахитового зала в дворцах российских императором было немало других бесценных помещений. Одним из них являлась янтарная комната - роскошный зал в Большом Екатерининском дворце . Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.
Когда речь заходит о малахите, то большинство из наших соотечественников вспоминает сказы Павла Бажова о Хозяйке Медной горы и малахитовой шкатулке. Этот самоцвет действительно часто упоминается в фольклоре, ну а в реальности он в России он начал набирать популярность как поделочный камень только c XVIII века. Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что его крошкой засыпали ямы на мостовых.
Еще в древности из малахита изготавливали украшения, амулеты, обереги. На территории Ирака и Израиля были найдены украшения из этого камня, которым более 9 тысяч лет. Этот самоцвет считался популярным в Китае и Индии, а в Древнем Египте модницы из малахитового порошка изготавливали для себя тени для век. Со временем из малахита стали делать и шкатулки, т. к. он легко поддавался огранке.
Что касается России, то здесь масштабная разработка этого самоцвета началась в 40-х годах XVIII века, тогда на Урале были найдены малахитовые залежи. Из этого самоцвета стали изготавливать не только ювелирные украшения, но и применять его для облицовочных работ. Чего стоит только один Малахитовый зал в Эрмитаже. Мастера настолько искусно выполнили свою работу, что стыки между плиткам без специального оборудования обнаружить невозможно.
Запасы уральского малахита были настолько велики, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. Но все рано или поздно иссякает. Так случилось и с уральскими месторождениями. К концу XIX-началу ХХ веков малахитовые шахты практически опустели. На сегодняшний день встретить уральский малахит – большая редкость.
Как известно, все лучше оказывалось прежде всего у правителей. Так, помимо Малахитового зала в дворцах российских императором было немало других бесценных помещений. Одним из них являлась янтарная комната - роскошный зал в Большом Екатерининском дворце . Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.
Читайте также: