История создания малахитовой шкатулки бажова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопреки испытаниям

Случайный поворот

Книга спасла автора

Бажов был снят с работы в Свердловском книжном издательстве, где в то время редактировал социально-экономическую литературу. Павел Петрович последовательно, настойчиво, даже яростно отстаивал свою правоту и свое право иметь партийный билет. И через год, 27 января 1938 года, он был восстановлен в партии. Возможно, свою роль в этом сыграла зарождавшаяся слава бажовских сказов.

А фольклор ли это?

Творческая самостоятельность Бажова становилась все очевиднее и читателям, и самому автору. Сопоставление черновых рукописей сказов с окончательными текстами убеждает, что Бажов выполнял обычный писательский труд. Вдумчивая разработка характеров, умная, яркая психологическая и портретная индивидуализация, поиски наиболее убедительных и впечатляющих композиционных решений, кропотливая работа над языком – так создавались сказы. Они не были записями фольклорных текстов.

Демьян Бедный хорошо знал и любил народную поэзию, широко использовал в своем творчестве. И если он принял бажовские сказы за фольклорные, то это – свидетельство безупречного владения Бажовым языком и выразительными средствами народного искусства.

Как родилась сама книга

Признание своей творческой самостоятельности нелегко далось Бажову. В 1932 году, за четыре года до создания первых сказов, Бажов выступал в печати как принципиальный противник повествования от имени вымышленного рассказчика. А во второй половине 30-х годов П.П. Бажов пересмотрел, изменил свое отношение к этому способу воплощения действительности в литературе. К признанию ценности рассказчика он пришел трудным путем: сначала через понимание своих сказов как фольклорных произведений, записанных по памяти, а затем через признание себя их автором.

Книги П.П. Бажова издавались 253 раза общим тиражом около 37 миллионов экземпляров, в том числе – на многих зарубежных языках. Всего за рубежом с 1945 года по 1980 год вышло около 130 изданий.

75 лет назад вышел сборник сказов, поразивший воображение нью-йоркской богемы и чуть не стоивший Павлу Петровичу писательской карьеры.

Исключение из партии освободило для Бажова огромное количество времени, так что он смог дописать Малахитовую шкатулку. ФОТО: Объединенный музей писателей Урала

Исключение из партии освободило для Бажова огромное количество времени, так что он смог дописать Малахитовую шкатулку. ФОТО: Объединенный музей писателей Урала

ДВАЖДЫ БЫЛ В ОПАЛЕ

ФОТО: Объединенный музей писателей Урала

В частности сам Павел Петрович так объяснял отказ в публикации:

ФОТО: Объединенный музей писателей Урала

ФОТО: Объединенный музей писателей Урала

ХОТЕЛИ ОБВИНИТЬ В ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Вскоре последовал новый удар - один из журналов опубликовал несколько первых сказов, которые всем понравились, но при этом привели к скандалу. Коллеги-писатели думали, что Бажов лишь записывал, то, что рассказывали ему уральские рабочие, а оказалось, что все сказы он придумал сам от начала и до конца. Лишь поэт Демьян Бедный спас уральского сказочника от гнева литературного сообщества, хотя и сам немного пострадал от его сказов.

– Когда Демьян Бедный прочитал то, что было написано Бажовым, он решил что это фольклор и стал перелагать его на стихи. А потом когда выяснилось, что Бажов все придумал, Бедному пришлось выкинуть все, что он написал, – отметил Георгий Алексеевич.

Критики уже готовили разгромную статью на сказы Бажова. И тогда Демьян Бедный, возможно, чтобы и самому выйти из неловкой ситуации, вдруг помог уральскому сказочнику сохранить лицо. Сам Павел Петрович рассказывал об этом в своих мемуарах:

ЗАЧИТЫВАЛИСЬ В КИТАЕ


ФОТО: Объединенный музей писателей Урала

Возрастная категория сайта 18 +

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. Малахитовая шкатулка.


Когда речь заходит о малахите, то большинство из наших соотечественников вспоминает сказы Павла Бажова о Хозяйке Медной горы и малахитовой шкатулке. Этот самоцвет действительно часто упоминается в фольклоре, ну а в реальности он в России он начал набирать популярность как поделочный камень только c XVIII века. Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что его крошкой засыпали ямы на мостовых.

Изделия из малахита. | Фото: cs6.livemaster.ru.

Еще в древности из малахита изготавливали украшения, амулеты, обереги. На территории Ирака и Израиля были найдены украшения из этого камня, которым более 9 тысяч лет. Этот самоцвет считался популярным в Китае и Индии, а в Древнем Египте модницы из малахитового порошка изготавливали для себя тени для век. Со временем из малахита стали делать и шкатулки, т. к. он легко поддавался огранке.

Малахитовый зал Эрмитажа. Санкт-Петербург. | Фото: itd3.mycdn.me.

Что касается России, то здесь масштабная разработка этого самоцвета началась в 40-х годах XVIII века, тогда на Урале были найдены малахитовые залежи. Из этого самоцвета стали изготавливать не только ювелирные украшения, но и применять его для облицовочных работ. Чего стоит только один Малахитовый зал в Эрмитаже. Мастера настолько искусно выполнили свою работу, что стыки между плиткам без специального оборудования обнаружить невозможно.

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. | Фото: m.yucolors.com.

Запасы уральского малахита были настолько велики, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. Но все рано или поздно иссякает. Так случилось и с уральскими месторождениями. К концу XIX-началу ХХ веков малахитовые шахты практически опустели. На сегодняшний день встретить уральский малахит – большая редкость.

Малахитовый стол. | Фото: viafortuna.ru.

Как известно, все лучше оказывалось прежде всего у правителей. Так, помимо Малахитового зала в дворцах российских императором было немало других бесценных помещений. Одним из них являлась янтарная комната - роскошный зал в Большом Екатерининском дворце . Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. Малахитовая шкатулка.


Когда речь заходит о малахите, то большинство из наших соотечественников вспоминает сказы Павла Бажова о Хозяйке Медной горы и малахитовой шкатулке. Этот самоцвет действительно часто упоминается в фольклоре, ну а в реальности он в России он начал набирать популярность как поделочный камень только c XVIII века. Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что его крошкой засыпали ямы на мостовых.

Изделия из малахита. | Фото: cs6.livemaster.ru.

Еще в древности из малахита изготавливали украшения, амулеты, обереги. На территории Ирака и Израиля были найдены украшения из этого камня, которым более 9 тысяч лет. Этот самоцвет считался популярным в Китае и Индии, а в Древнем Египте модницы из малахитового порошка изготавливали для себя тени для век. Со временем из малахита стали делать и шкатулки, т. к. он легко поддавался огранке.

Малахитовый зал Эрмитажа. Санкт-Петербург. | Фото: itd3.mycdn.me.

Что касается России, то здесь масштабная разработка этого самоцвета началась в 40-х годах XVIII века, тогда на Урале были найдены малахитовые залежи. Из этого самоцвета стали изготавливать не только ювелирные украшения, но и применять его для облицовочных работ. Чего стоит только один Малахитовый зал в Эрмитаже. Мастера настолько искусно выполнили свою работу, что стыки между плиткам без специального оборудования обнаружить невозможно.

Хозяйка Медной горы. Фото: Настя Никитина. | Фото: m.yucolors.com.

Запасы уральского малахита были настолько велики, что мастера просто выбрасывали малахитовую крошку, засыпая ею ямы на мостовых. Но все рано или поздно иссякает. Так случилось и с уральскими месторождениями. К концу XIX-началу ХХ веков малахитовые шахты практически опустели. На сегодняшний день встретить уральский малахит – большая редкость.

Малахитовый стол. | Фото: viafortuna.ru.

Как известно, все лучше оказывалось прежде всего у правителей. Так, помимо Малахитового зала в дворцах российских императором было немало других бесценных помещений. Одним из них являлась янтарная комната - роскошный зал в Большом Екатерининском дворце . Однако не все знают, что эта комната - копия той, что когда-то была создана прусскими мастерами, но после пропала в годы Второй мировой войны.

Читайте также: