История создания бранденбургских концертов баха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бранденбу́ргские конце́рты (BWV 1046—1051) Иоганна Себастьяна Баха — цикл из 6 концертов, преподнесённых Бахом в качестве подарка маркграфу Бранденбург-Шведта Кристиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 г., но, скорее всего, сочинённых ранее.

Содержание

История

Поскольку под дарственной надписью стоит дата 24 марта 1721 г., известен terminus ante quem, однако точное время сочинения неизвестно. Скорее всего, концерты были написаны в годы работы в Кётене или даже ранее того.

Сегодня эти концерты обычно исполняются камерным оркестром со значительной струнной группой. Исполнялись они и камерными оркестрами, в которых было всего по одному инструменту на партию. Бах имел в распоряжении небольшой камерный оркестр и исполнял концерты с его помощью, но неизвестно, предпочёл бы он этому оркестру больший, будь у него достаточно средств, поэтому современным исполнителям предоставлен широкий выбор.

Шесть концертов

Концерт № 1 (BWV 1046), фа мажор

В 1-м концерте две партии валторны, три партии гобоя, фагот и скрипка пикколо, а кроме того, две партии скрипки, одна партия альта и генерал-бас для аккомпанемента. Это единственный концерт, состоящий из четырёх частей. Четвёртая часть состоит из менуэта, исполняемого четыре раза, и двух трио с полонезом, исполняемых между менуэтами. Сохранилась и более ранняя версия концерта (BWV 1046a).

Концерт № 2 (BWV 1047), фа мажор

Концерт написан в форме кончерто гроссо и состоит из партий блокфлейты, трубы, гобоя, скрипки соло, двух концертных альтов и генерал-баса.

Музыковеды [кто?] недоумевают, как трубач во времена Баха мог исполнять такую сложную партию на инструменте без вентилей. Даже сегодня, когда существуют трубы пикколо с вентилями, партию считают весьма трудной. Иногда труба заменяется валторной, которая исполняет партию на октаву ниже. Во второй части концерта труба не используется.

Вторая часть написана в параллельном ре миноре и основана на двух темах. Третья часть написана в форме фуги.

Концерт № 3 (BWV 1048), соль мажор

Этот концерт часто называют прототипом современного струнного квартета, так как Бах использует здесь только струнные музыкальные инструменты. Трём скрипкам, трём альтам и трём виолончелям аккомпанирует генерал-бас. Вторая часть состоит всего из одного такта с фригийским кадансом. Вероятно, что здесь Бах оставил место для каденции одного из музыкантов. Часто при исполнении вторую часть концерта заменяют сонатой Баха BWV 1021, так как она завершается тем же кадансом, что и единственный такт второй части.

Концерт № 4 (BWV 1049), соль мажор

В этом концерте звучат следующие инструменты: скрипка, две блокфлейты, а также скрипка, альт и генерал-бас в аккомпанементе. В наши дни блокфлейту иногда заменяют флейтой. Существует и другая версия концерта, Концерт для двух флейт и клавесина фа мажор, BWV 1057. В этой версии сольную партию скрипки исполняет клавесин, в то время как две флейты или блокфлейты играют те же партии, что и в Бранденбургском концерте.

Концерт № 5 (BWV 1050), ре мажор

Концерт написан для флейты, скрипки и клавесина с сопровождением скрипки, альта и генерал-баса. Считается, что концерт был написан в 1719 г., вскоре после возвращения Баха из Берлина, где он купил новый клавесин для кётенского ансамбля. В течение концерта у клавесиниста имеется масса возможностей показать качество инструмента, особенно длинная виртуозная сольная каденция в первой части. Многие исследователи видят в этом концерте первоисточник жанра сольного клавирного концерта.

Концерт № 6 (BWV 1051), си-бемоль мажор

Факты

Бранденбургские концерты, особенно 2, 3, 4 и 5, остаются популярными и в наши дни, их часто исполняют и записывают. В настоящее время симфонические оркестры исполняют их несколько реже, чем раньше, и чаще эти концерты звучат в аутентичном исполнении небольших ансамблей.

Как и в случае других известных классических произведений, музыка из Бранденбургских концертов часто используется в фильмах и телепередачах. Первая часть 2-го концерта нанесена на золотую пластинку Вояджера среди пары десятков лучших музыкальных произведений Земли.


В Бранденбургские концерты (оригинальное название на французском языке: Шесть концертов в нескольких инструментов ) представляют собой набор из шести концертов по Иоганна Себастьяна Баха (BWV 1046 до 1051) , составленных в 1721 году, и которые являются одними из самых известных , что он написал.

Резюме

Генезис работы


Контекст

Настало время конфликта между итальянским стилем, итальянским концертом и французской сюитой . За пределами Франции композиторы не выставляют напоказ и не отличаются одинаковым талантом в обоих стилях.

Преданность

Берлинская рукопись датирована 24 марта 1721 г. несет посвящение руки Иоганна Себастьяна Баха маркграфу Бранденбургскому. Речь идет о послании, написанном на французском языке с некоторыми ошибками в акцентах, который был языком, действовавшим при дворе Берлина.

Шесть концертов
с несколькими инструментами,
посвященных
Его Королевскому Высочеству
монсеньору
Кретьену Луи,
Маргграфу де Бранденбургу и т. Д. & против. И пр.,
По Его покорный и очень покорный слуга
Джон Себастьян Бах.
Мастер капеллы Его Святейшества,
правящего принца Ангальт-Кетена.

Его Королевскому Высочеству
монсеньору Кретьен Луи
Маргграф де Бранденбург и др. & против. & c ..
Монсеньор

Как и пару лет назад, счастье быть услышанным Вашему Высочеству Королевскому, в силу его приказов, и которых я тогда заметил, что Она получила некоторое удовольствие от маленьких талантов, которые Небеса дали мне. и что, приняв Отпуск у Вашего Королевского Высочества, Она была достаточно любезна, чтобы оказать мне честь и приказать мне прислать Ей некоторые части моего сочинения: поэтому я, согласно ее очень любезному приказу, взял на себя смелость выполнить свои очень скромные обязанности перед Ваше Высочество королевская, для настоящих концертов, которые я приспособил для нескольких инструментов; Очень смиренно умоляя ее не желать судить об их несовершенстве, на пределе тонкого и тонкого вкуса, который, как всем известно, Она имеет для музыкальных произведений; но скорее привлечь милосердное внимание, глубокое уважение и очень смиренное послушание, которые я пытаюсь свидетельствовать Ему этим. В остальном, монсеньор, я очень смиренно прошу ваше высочество Королевское проявить милосердие и продолжить его добрые отношения со мной и убедиться, что у меня нет ничего такого важного в душе, как возможность работать в некоторых случаях. достойный Ее и ее служения, я с несравненным рвением

Монсеньор
Вашего Королевского Высочества
. Очень скромный и очень послушный слуга
Жан Себастьян Бах. Кетен, д. 24 марта 1721 г.

Команда

В начале 1719 года Бах отправился в Берлин с первоначальной целью приобрести от имени оркестра Кетена большой клавесин от мастера Митке. По этому случаю он встречает дядю короля Пруссии и маркграфа Бранденбургского, перед которым, если верить посвятительному посланию, он встречается, хотя при обстоятельствах и воспитании, которые нам неизвестны.

Помимо того, что он был известным нам композитором, Бах был известным виртуозом и импровизатором, и, без сомнения, маркграф, если бы он был меломаном, должен был быть поражен (иначе Бах не рискнул бы напомнить своему спонсору об удовольствии. он взял).

Письмо

. Она была достаточно любезна, чтобы оказать мне честь, приказав прислать ей несколько частей моего сочинения;

. настоящими концертами, которые я приспособил к нескольким инструментам.

Мотивы

Шесть концертов удивительно разнообразны как по формальной структуре, так и по инструментальному аппарату. Но, прежде всего, ни один из них не привязан к какому-либо действующему стилю: концерт-гроссо или солист, французский или итальянский стиль, строгий контрапункт или чистая виртуозность. Напротив, шесть концертов, кажется, представляют собой синтез музыкального искусства своего времени.

Это впечатление усиливается следующим тревожным фактом: у маркграфа Бранденбургского не было адекватного оркестра (едва ли шесть его музыкантов могли бы исполнить концерты 5 и 6, если, конечно, им это удавалось)) и рукопись не имеет следов использования.

В остальном, монсеньор, я очень смиренно прошу вашу Alteße Royalle [. ] убедить меня в том, что у меня нет ничего такого важного в душе, как возможность работать в случаях, более достойных Ее и ее службы, я, который я с беспримерным рвением

Стиль

Даже в разнообразии форм, инструментальных ансамблей и стилей, каждый раз отличающихся друг от друга, эти произведения составляют единый коллектив. Они образуют своего рода небольшую энциклопедию, демонстрирующую возможности концертного жанра в его глобальном и универсальном смысле. Здесь встречаются стили и мода, которые часто контрастируют друг с другом и берут свое начало иногда в итальянском стиле, иногда во французском стиле, иногда в немецком стиле.

Таким образом, концерты со 2-го по 6-й следуют типичной для итальянского концерта схеме - живо-медленно-живо; смычковые инструменты занимают преобладающее место как в рипиено, так и в концертино; письмо всегда виртуозное - подумайте о месте трубы во втором или о грозном клавесине в пятом.

Структура работы

Концерт I (фа мажор) BWV 1046

  1. (без указания темпа)
  2. Адажио (ре минор)
  3. Аллегро
  4. (1) Менуэт (2) Трио I (2 гобоя и фагот) (3) Полонез (скрипки и альты) (4) Трио II (2 валторны и 3 гобоя в унисон)
  • вступительная часть открывает под названием Sinfonia священную кантату BWV 52
  • добавленное позже аллегро (3) открывает светскую кантату BWV 207.
  • Трио II будет повторено в Ритернелло светской кантаты BWV 207.
  • существует версия (BWV 1046a) этого концерта, которая не включает Аллегро, Полонез и второе трио. Повторяются только движения 1, 2, 4-1, 4-2 и 4-4. Когда-то это был BWV 1071.

Этот концерт из шести написан в наиболее французском стиле с его последней частью в форме (французской) сюиты.

Концерт II (фа мажор) BWV 1047

  • (без указания темпа)
  • Анданте
  • Аллегро Ассай

Этот концерт принимает форму концерта гроссо, но с совершенно новыми модальностями; четыре сольных инструмента объединены беспрецедентным образом, отражая больше французских, чем итальянских практик. Центральная часть исключает трубу и оркестр; остались только три солиста и континуо. Последняя часть - великолепная фуга, в которой четыре солиста и континуо должны изложить тему.

Концерт III (соль мажор) BWV 1048

Оркестровый ансамбль: 3 скрипки, 3 альта, 3 виолончели и бассо континуо

В этом концерте струны разделены на три группы, диалоги - довольно трезвый диалог в более величественной первой части и более энергичный в третьей. Партитура адажио этого концерта представляет собой короткую последовательность аккордов, каденцию .

Вступительная часть под названием sinfonia открывает священную кантату BWV 174. Заключительное аллегро вдохновлено четвертой частью Pastorale BWV 590 ( Пасторелла фа мажор ).

Концерт IV (соль мажор) BWV 1049

Солисты: скрипка , блокфлейты I и II альтов. Аккомпанемент: скрипки I и II, альты , виолончель и бассо континуо ( клавесин и виолончель ).

Этот концерт существует как концерт для клавесина (фа мажор) BWV 1057.

http://www.ubertorlando.com/sitoweb_ubertorl_i000054.jpg

История возникновения этих концертов такова. Маркграф Бранденбургский Христиан Людвиг принимал у себя князя Кётенского, приехавшего вместе с Бахом. Маркграф не поскупился на похвалы княжескому композитору и предложил ему сочинить для него что-либо похожее на итальянский концерт, только в немецкой манере.

Бах принялся за сочинение оркестровой музыки по приезде из Гамбурга, в начале 1721 года. Замысел разросся в цикл больших концертов. Среди баховских оригиналов партитур нет ни одной, написанной им собственноручно с таким каллиграфическим изяществом, как пьесы для маркграфа. Они были сопровождены составленным на французском языке посланием.


Едва ли не каждая часть во всех Бранденбургских концертах содержит развитие темы-идеи в форме полифонии. Вместе с тем все три части концертов (только один из шести двухчастный) – быстрые крайние и медленные средние – своим сопоставлением создают драматургическое напряжение.

Средние части концертов – Adagio, Andante, Affettuoso – медленны, полны лирических раздумий, нежности, а то и веселости; иногда в этих частях проступает скорбь, недоводимая, однако, до отчаяния; просветленная печаль возвышенна.

AffettuosoПятого концерта – неторопливо ведомая беседа концертирующих инструментов: скрипки, флейты и клавесина. В пятом концерте имеется большая каденция для клавира соло, и это произведение представляет собой, по сути дела, первый в истории клавирный концерт.

Печальна оказалась судьба концертов. Не найдено даже косвенного известия о том, что они были исполнены при Бранденбургском дворе. Много лет эти партитуры пролежали в библиотеке маркграфа молчащей музыкой, и после его смерти в 1734 году, упакованные в пачки с нотами малоизвестных композиторов, эти концерты – по шесть грошей каждый! – были проданы с лотка. Имя Баха даже не выделили в списке нот, приготовленных к продаже.

Достойно удивления, однако, и то, что сам Бах будто забыл о своих оркестровых сочинениях. И не вспомнил о них даже после смерти маркграфа. Лишь впоследствии исследователи отыскали в двух-трех кантатах Баха фрагменты музыки концертов, а один из этих концертов (Четвертый), как установлено, был переработан автором в Концерт для клавира с оркестром (фа мажор).

Непростыми путями, уже после кончины Баха, оригиналы рукописей попали в руки одного из его учеников, Кроненберга, и тот сохранил их для потомков. Первый биограф Баха Филипп Шпитта назвал их Бранденбургскими, под этим именем шесть концертов и стали известны музыкальному миру.

Хотя в Бранденбургских концертах немало всяких полифонических ухищрений, они легко воспринимаются неподготовленным слушателем. Эти произведения излучают радость, и кажется, что они отражают веселье и роскошь княжеского двора, при котором тогда работал Бах. Вдохновенная мелодика, яркий колорит, технический блеск концертов делают их уникальным достижением даже для Баха.

Концерт №3 (BWV 1048), соль мажор. Этот концерт часто называют
прототипом современного струнного квартета, так как Бах использует здесь
только струнные музыкальные инструменты.

Концерт №4 (BWV 1049), соль мажор. В этом концерте звучат
следующие инструменты: скрипка, две блокфлейты, а также
скрипка, альт и генерал-бас в аккомпанементе.

Концерт №5 (BWV 1050), ре мажор. Концерт был написан в 1719 г.,
вскоре после возвращения Баха из Берлина. Многие исследователи видят в
этом концерте первоисточник жанра сольного клавирного концерта.

Концерт №6 (BWV 1051), си-бемоль мажор. Этот концерт,
написанный, как считают многие, первым из шести,
противопоставляет одной группе из трёх инструментов другую.

Прослушать Бранденбургские концерты в другом исполнении "Munchener Bach-Orchester" под управлением дирижера Карла Рихтера - можно пройдя по
ссылке, пост сделан ранее в сообществе "Классика + барокко".


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.


Комментарий удален

'); return HTML.join(''); > if ( (Screened && !Screenable && !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push('

Замечательный. Монументальный пост. Спасибо, Ирина. Интересный рассказ об истории создания концертов. Спасибо за ссылку и записи Бранденбургских концертов с Клаудио Аббадо.

Ирина, спасибо за монографический подход в представлении Брандербургских концертов И.С. Баха. Сразу выстраивается видение поисков и экспериментов композитора в области муз. формы, кристаллизации жанра клавирного концерта, приемов игры, принципиально отличающихся от исполнительского стиля того времени.
Спасибо огромное!

Читайте также: