История создания афиши кратко

Обновлено: 05.07.2024

— Все говорят, что театр начинается с вешалки. Но это не совсем правда: театр начинается с афиши! Уж поверь мне, старой театральной тумбе, на которую уже больше ста лет вешают плакаты о новых постановках. А знаешь ли ты, как я появилась?

Первый театральные афиши

Первые афиши — такие, какими мы привыкли их видеть — появились в Греции приблизительно в IV веке до нашей эры. Они приглашали зрителей на спектакли или гладиаторские бои. На плакате рисовали сценическую маску трагедии или комедии, иногда просто писали название постановки или рисовали лицо императора, в честь которого давали представление.

Первая печатная афиша

В 1445 году был изобретён печатный станок — тогда-то и появились первые отпечатанные афиши. К концу XVIII века их вывешивали уже во всех европейских городах. Каждый театр имел свой фирменный цвет бумаги для плакатов.

В 1869 году график Жюль Шере придумал цветные афиши — представляешь, раньше никому и в голову не приходило рисовать их в цвете! Вскоре идея разлетелась по всему миру. Афиша стала не просто плакатом, а настоящим искусством. В это же время в Париже французский печатник Габриэль Моррис придумал вывешивать афиши на уличную высокую тумбу в форме цилиндра. Внутри такой тумбы дворники хранили мётлы. Благодаря этому изобретению, заборы и стены зданий освободились от афиш и объявлений, а театральные тумбы стали одним из символов Парижа. Сейчас они есть и в нашей стране — и ты можешь их увидеть на улицах своего города.

АФИША В РОССИИ

Раньше в России публику на спектакли созывали криками, а первую афишу вывесили только в XVIII веке в театре Кунста-Фюрста. Чем популярнее становились театральные постановки, тем серьёзнее относились и к подготовке афиш. Правда, вначале они были неброскими: ровными буквами на бумаге было выведено название спектакля, время и место.

К концу XIX века к созданию афиш подключились художники. И среди них — знаменитые живописцы Валентин Серов и Борис Кустодиев. Они переносили на плакат декорации спектаклей, передавая атмосферу представлений. Никто не ограничивал оформителей в выборе шрифтов и красок, поэтому в ХХ веке афиши были самых разных цветов и стилей. С появлением фотографий, жизнь театральных афиш сильно изменилась. Одно нажатие кнопки — и фон для плаката готов. Но несмотря на это, афиши рисуют до сих пор, только теперь уже не красками, а с помощью компьютеров.

Увидеть собственными глазами самые настоящие старинные афиши можно в музее имени А. А. Бахрушина в Москве. Там хранится огромная коллекция театральных плакатов.

Если Вам понравился материал, нажмите лайк и подпишитесь на канал. Таким образом Вы регулируете свою персональную ленту публикаций.

Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках , развитии , особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.

Плакат

Когда и где?

Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима , в открытых домах Помпеи , размещенные на колоннах или столбах в людных местах , они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов , судебные решения , объявлении о театральном действии , спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.

Жюль Шере. Афиша бала в Мулен-Руж

Почему?

Жюль Шере. Лои Фуллер в Фоли-Бержер

В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография , а затем и фото-хромолитография , позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами.
И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах ( в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.

Особенности плаката

Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su

Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие , кричащие краски , крупные объекты , плоские формы , лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации , причем непосредственное на него воздействие кратковременно.

Жюль Шере. Казино

Средняя публика , которая видит плакаты в общественных местах , не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи , поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.

Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к о

Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной , часто орнаментальной фигурой , задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат войдет в сферу агитации и пропаганды , надпись станет даже значительней изображения.

Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.

Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. В каком-то смысле, с тех пор мало что изменилось – до сих пор плакаты с успехом применяются, помимо прочего, и для этих целей.

Плакат Прекрасная Мелузина 1491г.

В 1796 г. история создания плаката продолжилась – немец Алоиз Зенефельдер изобрел новый способ печатания изображений. На особый камень химическим составом наносился рисунок, после чего камень покрывался краской, ложившейся только на след состава. С этого камня печатался тираж на бумаге, и такая технология делала тиражирование плакатов намного дешевле. Печать плакатов довольно быстро стала крупноформатной, но до 1860 г. они оставались одноцветными: печатались черным по белому или цветному фону.

Следующей важной вехой в истории создания плаката считают открытие метода хромолитографии. Это открытие часто приписывают парижанину Годфруа Энгельману, получившему за него в 1838 г. премию в 2000 франков. Однако это не так. Русский художник Корнилий Яковлевич Тромонин уже в 1832 г. отпечатал тем же методом иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом в 600 экземпляров. Он же начал первым издавать альбомы с цветными репродукциями произведений искусства.

Еще одни этапом истории развития плаката стал 1865 г., когда упростился технологический процесс. Австрийский барон фон Рансонет изобрел метод фотохромолитографии, основанный на применении фотографического изображения и позволявший получать практически любые цвета за счет трех красок – синей, красной и желтой. Появилась возможность изготовления относительно дешевых, но передававших натуральные краски цветных репродукций массовым тиражом.

Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката – броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама кафешантанов, маскарадов, выставок.

Ближе к концу XIX века рекламный плакат, получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события стала Россия. В конце 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли с собой свои лучшие на тот момент произведения и представили их взгляду широкой публики. Выставка имела ошеломительный успех и завоевала всеобщее признание.

Плакаты времен 1-й мировой войны и гражданской войны В сложное время начала XX столетия и во время 1-й мировой войны большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и для многого другого. Именно с этого вида плаката началась история социального плаката.

Плакат сыграл огромную роль в событиях 1917 года. Вместо рекламной роли плакаты стали выполнять пропагандистскую функцию. Таким образом, началась история политического плаката. Художники того времени, такие как Казимир Малевич, Александр Родченко, братья Штенберги и Эль Лиссицкий, пытались воплотить в своих произведениях те социальные перемены, которые происходили в обществе.

Плакат времен ВОВ

Итак, история рекламного плаката начала свое развитие в средние века с момента изобретения печатного станка и развивается до наших дней. Она отражает все изменения, которые происходили в обществе и, по-видимому, плакат будет еще долго сопровождать жизнь человека.

ТИПОГРАФИЯ ZIGGARD РАДА ВИДЕТЬ ВАС В ЧИСЛЕ СВОИХ ПОСТОЯННЫХ КЛИЕНТОВ !

Тел.: 8 (495) 972 26 44 / 8 (495) 744-69-82 / 8 (929) 611-29-42 ЗВОНИТЕ!

Мы находимся: г.Москва, Шипиловская ул., д.1 (м.Орехово)

что такое афмша

Вот что такое афиша. Без нее жизнь современного человека была бы серой и неинтересной, не появился бы и так называемый двигатель торговли.

Первые афиши. История происхождения

Театр начинается… с афиш

Театральная афиша – это наглядное свидетельство репертуара театра и его актерского состава. В ней отражены взгляды и вкусы зрителя определенного времени.

Если из первых плакатов он получал лишь информацию о месте, где будет даваться спектакль, времени начала представления, фамилиях исполнителей главных ролей и ценах на билеты, то со временем театральная афиша претерпела значительные изменения – она стала более броской и красочной. Такие объявления о спектаклях становились шедеврами живописи – к их оформлению привлекались знаменитые русские художники: И. Билибин, А. Головин, В. Васнецов, А. Васнецов, Ф. Шехтель, П. Григорьев, И. Бондаренко, Б. Зворыкин и ряд других.

афиша балет

Примечательна в этом плане выполненная для антрепризы С. П. Дягилева и написанная прославленным русским портретистом В. Серовым афиша. Балет был в моде, и парижская публика спешила созерцать выступление величайшей балерины ХХ века Анны Павловой. Парижане не подозревали, что им повезло вдвойне. Ведь они могли насладиться не только выступлением прославленной балерины, но и творением гениального русского художника, запечатлевшего Павлову.

К счастью для потомков, осталась сохранена и эта афиша: балет в исполнении Павловой. Сейчас образец изобразительного искусства экспонируется в Московском театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Киноафиша

Отдельного внимания заслуживает афиша кинотеатров. Над ее созданием иногда работал целый коллектив художников. Прежде чем приступать к работе, мастера просматривали киноленту, выбирали подходящий кадр и делали несколько набросков. Наиболее удачные из них утверждали, и только затем художник принимался творить. Опытный мастер мог написать достаточно большое полотнище всего за три дня.

афиша кинотеатров

Афиша кинотеатров изготавливалась на холсте с использованием мела и гуаши, а от дождя и снега ее защищал нанесенный поверх готовой работы тонкий слой клея ПВА.

Холст использовался по нескольку раз, потому что смыть предыдущий рисунок не составляло особого труда. Из-за этого многие афиши к кинофильмам сохранились разве что на фото и в воспоминаниях их создателей. А жаль…

Афиши прошлого

Что такое афиша в понимании старшего поколения? Это маленький шедевр искусства, которым любовались, когда по нескольку часов кряду приходилось простаивать в очереди к кассе за билетиком. У афиш назначали первое свидание. На них нельзя было не обратить внимания, даже просто проходя мимо. Сейчас же афишами и рекламными плакатами окружающее пространство увешано настолько, что их просто перестаешь замечать.

Афиши будущего

Однако настоящие мастера афиш и плакатов встречаются и в наши дни. Например, польский художник Веслав Валкуски – создатель афиш для театра и кино, выполненных в сюрреалистическом духе. Работы этого автора насквозь пронизаны мистицизмом и очень узнаваемы благодаря тому, что в них сознательно используется приглушенная цветовая гамма, а части человеческого тела, составляющие основу сюжета, нещадно подвергаются трансформации.

Работы Валкуски экспонируются не только на его родине - в Польше, но побывали и на международных выставках, признаны на родине киноиндустрии - в Голливуде.

театральная афиша

Современные афиши театра и кино все чаще заменяются цветной печатью или баннерами. Созданные как под копирку, они красивы, но утратили свою индивидуальность.

Читайте также: