История религии в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Знаете ли вы, какой религии придерживался русский народ всего 500 лет назад? Во что верил, кому молился, кем себя считал?

Наши СМИ, наши учебники, наши кинофильмы старательно уверяют всех нас, что Россия была христианской. Однако во всем этом хоре совершенно не слышно одного, но очень важного голоса: голоса ортодоксальной исторической науки, мнения Исторического отделения РАН.

Вот как раз его-то я сегодня и озвучу.

Христианские проповедники в своих исторических построениях всегда и неизменно ссылаются на летописные источники. На первый взгляд -- поступают они вроде бы как правильно и даже научно. Однако в сем подходе есть одна очень хитрая уловка. Ведь все существующие на сегодня письменные источники — являются христианскими! Сиречь, если в неком абстрактном трехмиллионном городе будет проживать миллион язычников, миллион буддистов, миллион индуистов и две сотни христиан при двух церквушках — то в летописях этот город станет выглядеть совершенно христианским. Ибо христианский летописец запишет, конечно, все до мелочей. Но только про жизнь обоих своих приходов! Опишет проблемы епархии, опишет вклады градоначальника, опишет отливку колокола, опишет радость от приезда митрополита — но ни словом не упомянет про жизнь всех остальных трех миллионов соседей! Они ему просто не интересны -- нехристи этакие. А собственной традицией ведения письменной истории ни индуисты, ни буддисты, ни язычники как-то не озаботились.

Чувствуете, на что я намекаю?

Все правильно! С точки зрения научной археологии -- никакого христианства на территории России вплоть до 17 века не существовало. Имелись лишь отдельные мелкие анклавы в самых крупных и многолюдных городах — и не более того. Христианство никак не могло быть доминирующей религией — ибо 80% археологических находок религиозной тематики на территории России составляют вовсе не крестики и иконки, как полагают далекие от науки неофиты — а амулеты с изображением змееногой богини Табити, великой праматери скифского народа! Многие десятки тысяч змеевиков (!) -- супротив штучных экземпляров христианских крестов.

А это скрин Яндекса, отозвавшегося на запрос о русских змеевиках. Белые и черные археологи накопали их десятки тысяч, поэтому показать все невозможно. Только кусочек первой страницы

А это скрин Яндекса, отозвавшегося на запрос о русских змеевиках. Белые и черные археологи накопали их десятки тысяч, поэтому показать все невозможно. Только кусочек первой страницы

Теперь для пущей наглядности оценим преемственность веков. Ниже идет изображение скифской богини Табити, официально нарытое в скифском кургане:

А вот амулет, который носил русский боярин в 17 веке:

Ну как, вы все еще считаете, что это представители разных народов и разных религиозных верований?

Сразу замечу, что преемственность поклонения змееногим богам начитается вовсе не со скифов, а уходит своими корнями в тысячелетия, начиная сакральную биографию с вавилонской и индийской древности:

Но поскольку мой блог посвящен исключительно русской истории -- то вернемся на Русь, к нашим князьям и боярам.

200 грамм червонного золота — это вам не хухры-мухры, это даже на сегодняшние деньги игрушка примерно миллионной стоимостью. Никакому суеверному затворнику подобные сувениры будут банально не по карману. То есть -- это оберег крайне богатого человека очень высокой знатности. А значит, культ богини Табити являлся религией не только низов — но и высшей элиты русского государства.

Вестимо, дочитав статью до этих слов, вы наверняка начали подозревать, что столкнулись с некой альтернативной историей, не имеющей отношения к официальной науке. Посему лично я на время умолкну -- и предоставлю слово Историческому отделению Российской Академии Наук. Пусть ортодоксальный взгляд на данный вопрос изложит сама академическая профессура.

«К числу ярких и довольно многочисленных материалов относятся разнообразные амулеты, неоднократно привлекавшие к себе внимание ученых. В ряду этих памятников амулеты-змеевики, появившиеся на Руси в XI в. и изготовлявшиеся вплоть до нового времени, представляют особый интерес.

Связь амулетов-змеевиков с миром апокрифов и книжностью, отражающей средневековые суеверия, неоспорима. Уже древнейшие змеевики несут на себе текст заклинательной формулы (заговора), отражающей мотивы апокрифических сказаний. Увы, памятники отреченной литературы преследовались и уничтожались церковью. Поэтому количество дошедших до нас списков этих текстов и их набор нельзя считать объективным отражением их действительной роли в истории древнерусской книжности.

Существование золотых и серебряных змеевиков указывает на бытование подобных амулетов в княжеско-боярской среде.

Нет никаких оснований говорить о борьбе православного духовенства против традиции ношения и изготовления подобных амулетов. Больше того, змеевики в качестве дозволенных предметов христианского культа попадали в церковные и монастырские ризницы и хранились там веками, не вызывая осуждения со стороны духовенства. Один из змеевиков в XVII в. был вставлен в икону с изображением богородичных праздников и находится в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. При этом змеевик выступает как наиболее почитаемая часть иконы. Естественно, что змеевик был вмонтирован в доску стороной, несущей христианское изображение, наружу, так, чтобы змеевидная композиция была не видна. Кстати, один из каменных змеевиков вложил в монастырскую казну лавры сам Иван Грозный. Здесь же отметим позднейший пример использования одного из змеевиков в качестве панагии во время торжественных великопостных богослужений. То есть, в качестве замены иконы богоматери.

Известен лишь единичный случай проявления негативного отношения к змеевидной композиции в древней Руси. На новгородском амулете, найденном в слоях XII в., змеевидная композиция была изглажена, и вместо нее нанесена гравировка с изображением креста.

Сю-ю-юрприз, правда? Оказывается, с точки зрения нашей ортодоксальной исторической науки, культ змееногой богини Табити, прародительницы скифов, продержался в широких массах русского народа аж до начала ХХ века! Причем еще в период XVIII века поклонение змееногой богине было распространено в нашей державе весьма широко (большое количество археологических находок), а в эпоху до XVII века религия скифов являлась в России и вовсе доминирующей — ее открыто исповедовали государи всея Руси, без стеснения даруя амулеты змееногой Табити христианским монастырям. И монастыри подобные подношения принимали, как ценнейшие святыни. Сиречь — признавали свое второстепенное положение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

История религий в России. Христианство. Выполнила: учитель начальных классов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

История религий в России. Христианство. Выполнила: учитель начальных классов.

Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако.

Современная Конституция определяет Россию как светское государство, однако, несмотря на это, религия в России играет очень важную роль. Единой государственной религии в России не существует, потому что российское законодательство утверждает право человека на свободу вероисповедания, а также равенство граждан перед законом, независимо от их убеждений и религий. Опросы, посвященные религиям современной России, показали, что верующими себя считают 85-90% жителей страны. Однако при этом сооружения культа регулярно посещают не более 15% россиян. Самой распространенной религией в России на сегодняшний день является православие, которое исповедуют около 75% жителей страны. На втором месте по популярности находится ислам, распространенный среди народов Северного Кавказа, а также среди приезжих из стран Средней Азии и Азербайджана. Доля приверженцев этой конфессии в России составляет около 5%. На католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм и прочие религии в стране приходится примерно по 1%.

На заре истории нашей страны в городе Киеве, который тогда был столицей госу.

На заре истории нашей страны в городе Киеве, который тогда был столицей государства Русь, правил князь Владимир. Согласно Повести Временных Лет, в 986 году к князю Владимиру прибыло посольство от волжских болгар (мусульмане) с попыткой сагитировать русское население принять ислам. Мусульмане пообещали каждому принявшему новую религию по семьдесят красавиц после окончания земной жизни; Владимиру понравилась эта идея, однако обязательство на запрет пить вино и есть свинину он принять не мог. Вслед за исламскими проповедниками в Киев потянулись немцы, предлагая принять христианство по западному обряду. Они кратко изложили суть своего учения. Выбор веры

Но Владимир на эту проповедь ответил весьма скупо: «Идите откуда пришли, ибо.

Выбор веры Прибыли бояре после долгого путешествия и вот что князю рассказали.

Православное христианство в истории России В результате выбор был сделан в по.

Православное христианство в истории России В результате выбор был сделан в пользу христианства. Произошло это в 988 году. Сначала князь Владимир был крещен сам, затем византийские священнослужители крестили всех киевлян (пришедших к реке, по призыву князя), а потом христианство приняли жители других русских городов и сёл. Христианство не сразу получило распространение в обширных пределах Руси. В некоторых областях ещё долго сохранялись традиционные верования. Люди верили в богов, которые олицетворяли разные силы природы

Православное христианство в истории России Бог Перун считался богом грозы и.

Православное христианство в истории России Бог Перун считался богом грозы и войны

Православное христианство в истории России Велес – покровитель домашнего ско.

Православное христианство в истории России Велес – покровитель домашнего скота и торговли.

Православное христианство в истории России Макошь (Мокошь) – богиня плодород.

Православное христианство в истории России Макошь (Мокошь) – богиня плодородия и земледелия, покровительница женских рукоделий на Земле.

Православное христианство в истории России .С самого начала церковь пользова.

Православное христианство в истории России .С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого. При их покровительстве на Руси утвердилась церковная иерархия. Во главе церкви стоял митрополит, живший в Киеве. Ему подчинялись церковные области (епархии) во главе с епископами. Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции. Епископ - это "надсматривающий" по-гречески, священнослужитель, относящийся к третьей - высшей - степени священства. Однако со временем появилось большое количество почётных званий, равных епископу - папа, патриарх, митрополит, архиерей. Нередко в речи епископ - это архиерей, от греческого "старший священник".

Православное христианство в истории России С приходом христианства на Руси б.

Православное христианство в истории России С приходом христианства на Руси были созданы первые школы. В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на славянском языке, алфавит для которого за сто лет до этого создали братья Кирилл и Мефодий. Они же перевели многие из книг с греческого на славянский язык. Так начиналась славянская письменность и зарождалась литература трёх восточнославянских народов – русского, украинского, беларусского.

Вскоре после крещения Руси были построены первые прекрасные храмы Храм Святой.

Вскоре после крещения Руси были построены первые прекрасные храмы Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии В Новгороде

Православное христианство в истории России В XIII в. На Русь обрушилось стра.

Православное христианство в истории России В XIII в. На Русь обрушилось страшное бедствие – нашествие иноземных завоевателей – монголов. Их владычество над Русью продолжалось до конца XV в. В те тяжелые времена церковь играла огромную роль в жизни города. Русские митрополиты часто были советниками русских князей. В XIV в. Митрополит Алексей был правителем Московского княжества во время малолетства его князя.

Православное христианство в истории России Особую роль в жизни страны стали.

Православное христианство в истории России Особую роль в жизни страны стали играть монастыри. На всю Русь стал известен замечательный святой Сергий Радонежский. Он жил с родителями в небольшом городке Радонеж, почему и получил такое прозвище. Ещё в юности он решил стать монахом и в одиночестве поселился на лесистой горе к северу от Москвы. Вскоре вокруг него собралась небольшая группа учеников. Так возник Троице-Сергиев монастырь (сейчас Троице-Сергиева Лавра), ставший духовным центром всей Руси.

Православное христианство в истории России Ученики преподобного Сергия разош.

Православное христианство в истории России Ученики преподобного Сергия разошлись по самым отдалённым краям Русской земли. Основанные ими монастыри несли христианство незнакомым с ним племенам. Кроме того, они осваивали незаселённые земли, создавая тем самым основу для будущего экономического подъема страны. Когда настал момент для решительной схватки с завоевателями, именно к Сергию поехал князь Дмитрий Донской, чтобы получить благословление перед знаменитой битвой на Куликовом поле. После освобождения страны церковь заняла важное место в жизни народа и Русского государства. Епископы и священники принимали участие в работе Земских соборов, которые выносили важнейшие решения о жизни страны.

Православное христианство в истории России С 1542 по 1563 г. Во главе Русско.

Православное христианство в истории России С 1542 по 1563 г. Во главе Русской церкви стоял митрополит Макарий (1). Он много делал для распространения книг и просвещения. Под его руководством был составлен сборник всех книг, которые тогда читались на Руси. Именно при покровительстве митрополита Макария в Москве стал работать первый русский книгопечатник дьякон Иван Фёдоров (2). С этого момента книги в нашей стране стали не переписывать от руки, а печатать в типографиях.

Православное христианство в истории России Но отношения церкви и государства.

Православное христианство в истории России Но отношения церкви и государства не всегда были безоблачными. При царе Иване Грозном митрополит Филипп открыто обличал царя за расправы над невинными людьми. За это царь бросил его в тюрьму, где Филипп был убит.

Православное христианство в истории России В 1589 г. В России было учреждено.

Православное христианство в истории России В 1589 г. В России было учреждено патриаршество. (Система церковного управления с патриархом во главе) Во главе Русской церкви встал Патриарх, а не митрополит. Этот титул был признан и другими церквами, что стало знаком признания с их стороны значения Русской церкви. В эпоху смутного времени начала XVII в. Патриарх Русской церкви Гермоген обратился к жителям страны с воззваниями о защите веры и изгнании иноверных захватчиков. За это он был заточён в монастырь, где скончался от голода. На защиту национальных интересов страны встали православные монастыри. Троице- Сергиев монастырь выдержал 16 – и месячную осаду вражеского войска. Во время осады монахи монастыря рассылали письма в разные земли Русского государства, призывая постоять за веру и Отечество. Эти призывы сыграли свою роль – национально-освободительная война приняла всенародный характер.

Православное христианство в истории России Так в 1612 г. Ополчение под предв.

Православное христианство в истории России Так в 1612 г. Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву. В память о победе на Красной площади в Москве был построен Казанский собор и 4 ноября, в день, когда ополчение овладело частью Москвы, было установлено празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери (т.к. народное ополчение шло к Москве с этой иконой).

Православное христианство в истории России Во второй половине XVII в. в Русс.

Православное христианство в истории России Во второй половине XVII в. в Русской церкви были проведены реформы, которые приблизили её богослужения и обычаи к богослужению и обычаям Греческой церкви. Это вызвало протест части верующих и привело к явлению, которое получило название церковный раскол. Те, кто не принял новые обычаи, стали именоваться старообрядцами, или староверами.

Православное христианство в истории России С XVII в. Русские цари попытались.

Православное христианство в истории России С XVII в. Русские цари попытались ограничить самостоятельность церкви. Так при правлении Петра I было упразднено патриаршество, вместо Патриарха церковью стал управлять Синод (государственный орган). Но вместе с тем XVIII – XIX века дали Русской церкви немало выдающихся деятелей и святых. В это время был сделан первый перевод Библии на русский язык (синодальный перевод). В России появились четыре Духовные академии, дававшие высшее богословское образование. Развивалась проповедь христианства как В России, так и за границей.

Православное христианство в истории России В XX в. у церкви, как и у предста.

Православное христианство в истории России В XX в. у церкви, как и у представителей других религий России, была трудная судьба. В 1917 году в России произошла революция, царь был свергнут и власть вскоре захватила партия большевиков, очень враждебно настроенная в отношении любой религии. На все религии обрушились преследования. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы и церковную утварь уничтожали, многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении. Однако церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение многих людей к вере.

Другие христианские вероисповедания Мы уже говорили, что жители на Руси ещё.

Другие христианские вероисповедания Позднее, в XVI в., от Католической церкв.


 В XIX веке в Москве жил католик Фёдор Петрович Гааз

В XIX веке в Москве жил католик Фёдор Петрович Гааз

Другие христианские вероисповедания Число католиков и протестантов в России.

Другие христианские вероисповедания Число католиков и протестантов в России возросло после присоединения Украины, Белоруссии, прибалтийских земель. Представители западных христианских исповеданий внесли боль- шой вклад в развитие страны. Например, итальянские архитекторы возвели в Москве кирпичный Кремль (1). Позднее ими были построены красивейшие здания в Санкт – Петербурге: Зимний дворец (2), Михайловский замок (3), и многие другие щдания.

Другие христианские вероисповедания Именем протестанта Ф. Лефорта, военачаль.

Религия в России: история Русской Православной Церкви

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Религия в России: Крещение Руси

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Москва – Третий Рим

Стремления митрополита Исидора не были поддержаны и в Москве. В 1448 году Московский князь Владимир назначает главой Русской церкви епископа Иону. Данное назначение он не согласовывает с Византией (напомним, что император и Византийский патриарх поддерживали Унию). Таким образом с 15 декабря 1448 года Русская церковь де-факто становится самостоятельной.

Религия в России: Москва – Третий Рим

В конце 16 века Русская церковь признается независимой де-юре, а митрополиты получают сан патриарха. Это самое высокое звание в православной церкви. С этих пор глава Русской церкви и формально и официально равен в правах с греческими патриархами.

Первый патриарший период

Под таким названием в историю Русской церкви вошёл отрезок с 1589 по 1700 год. В этот период церковь укрепляет своё влияние, а патриарх, как её глава начинает играть все большую роль в политической жизни страны. В том числе, церковь добивается того, что с 1625 года на принадлежащие ей земли (которых было не мало) не распространяется юрисдикция государства. По сути, она становится государством в государстве.

Религия в России: Первый патриарший период

На протяжении 17 века Русская церковь активно занимается миссионерской деятельностью в Сибири, Карелии и Казанском крае. Создаются новые типографии, развивается духовная литература. В середине века патриарх Никон проводит реформы, которые главным образом касаются исправления богослужебных книг. В результате реформ происходит раскол церкви и появляется старообрядчество. С 1666 года старообрядцы преследуются уголовно на государственном уровне. В итоге это вызовет довольно масштабные репрессии против противников церковной реформы Никона. Многие старообрядцы будут вынуждены переселиться на окраины страны или за границу. Так большая община староверов появилась на территории нынешней Латгалии (восточной части Латвии), которая тогда была в составе Речи Посполитой. В том числе, немалая староверская община проживает и в Даугавпилсе. Конфликт между православными и староверами полностью не исчерпан до сих пор.

Синодальный период

Пётр I опасался большого влияния церкви на политическую жизнь в государстве, это мешало ему в полной мере проводить намеченные реформы. Когда в 1700 году умирает патриарх Адриан, Пётр I запрещает избирать нового главу церкви и некоторое время спустя учреждает Священный Синод. Синод — это своего рода парламент, который может принимать решения, связанные с жизнью церкви. В большинстве православных церквей такой орган существовал давно и был призван ограничивать власть патриарха, однако в русской традиции патриарх всегда был единоличным правителем церкви.

Религия в России: Синодальный период

Синод, который создал Пётр I являлся государственным органом, членом которого был и сам царь. Это привело к ослаблению позиций церкви, которая теперь стала более закрытой, был ограничен доступ к духовенству из других сословий. По сути все священнослужители становятся государственными чиновниками. Такой порядок сохраняется до революции.

Второй патриарший период

Однако, стоит заметить, что церковная иерархия не была восстановлена в своём первоначальном виде. Был оставлен Священный Синод и организован Высший церковный совет. Оба эти органа не позволяли патриарху иметь абсолютную власть над церковью, и каждому были даны свои полномочия. Так Синод занимался вопросами церковного служения, а Высший церковный совет административными делами.

Религия в России: Второй патриарший период

Победив в гражданской войне, большевики взяли курс на искоренение религии. Изначально был принят лишь указ о полном отделении церкви от государства и о прекращении финансирования церкви. На деле же, любая активность священнослужителей воспринималась как призыв к саботажу. Многие были репрессированы: расстреляны или отправлены в лагеря.

К 1939 году была практически уничтожена структура церкви, отсутствовало централизованное управление. Большинство духовенства ушли в подполье, организовав так называемую Катакомбную церковь, которая смогла сохранить несколько сотен приходов и единую структуру управления.

Во времена Второй мировой войны советскому руководству требовались дополнительные стимулы для поднятия боевого духа и сплочения солдат, и оно прибегло к помощи церкви. Несмотря на официальную политику, в стране оставалось очень большое количество верующих, для которых патриарх был авторитетом. Так во время войны была разрешена религиозная деятельность, восстанавливались многие храмы.

Вторым важным поводом для ослабления антирелигиозной политики стали условия западных союзников, в основном президента Рузвельта, который через своего личного представителя в октябре 1941 года заявил, что оказание помощи Советскому Союзу напрямую зависит от позиции государства в отношении церкви.

В послевоенное время Русская церковь уже не встречала такого жёсткого противостояния. Но государство, всё же, старалось её контролировать и не допускать масштабного расширения. Церковная деятельность была обложена налогами, которые заметно превышали остальные. Порой, священнослужителям требовалось отдавать вплоть до 85% своих доходов.

Религия в России: Второй патриарший период

Новая антирелигиозная кампания развернулась при Никите Хрущёве. Церковные структуры были загнаны в ещё более жёсткие налоговые и правовые рамки, в СМИ велась агитация, призванная показывать религию как пережиток прошлого. Однако, что самое важное, не принимались никакие попытки уголовного преследования.

После отставки Хрущёва, вплоть до 1980-х годов отношения государства и церкви были довольно стабильными. Активная антиклерикальная кампания была прекращена, немного ослабли налоги, которые, несмотря на это, всё равно значительно превышали те, которые взымались с других организаций.

Во время Перестройки впервые за многие годы значительно увеличилось количество новых храмов, были сняты почти все ограничения на религиозную деятельность, ослаблены финансовые обязательства церкви перед государством. Переломным моментом стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Был снят запрет на освещение религиозной жизни по телевидению. Впервые в СССР люди смогли увидеть прямые трансляции богослужений. Важным маркером стало и то, что в 1989 году порядка 300 священнослужителей стали народными депутатами различных уровней.

Современная ситуация

Сегодня Русская Православная Церковь имеет довольно высокий вес обществе, и, порой, играет далеко не последнюю роль в политической жизни страны.

Религия в России: Современная ситуация

Но не обходится без кризисов: начиная с 90 годов православная церковь на Украине стремится отделиться от Московского патриархата и получить независимость. Сегодня этот конфликт ощущается довольно остро, и, скорее всего, раскол церквей произойдёт. Нарастает недовольство и в либеральных кругах, которые считают, что церковь и государство сегодня слишком тесно связаны.


Россия — одна из самых многонациональных стран мира. Этим объясняется уникальность страны по религиозному составу населения. В России проживают не только представители трех мировых религий — христианства, ислама и буддизма, но и приверженцы многочисленных национальных и традиционных верований. Все граждане Российской Федерации, вне зависимости от этнической принадлежности, имеют равные права и свободу вероисповедания. Это положение отражено в Конституции.

Христианство

Православие

Христианство — самая распространенная религия в стране. Она основана на учении Иисуса Христа, Сына Божьего и исповедует единого Бога в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Главная книга христиан — Библия: Ветхий Завет и Новый Завет. У христианства три основных конфессии:

  • Православие,
  • Католицизм,
  • Протестантизм.

Большая часть верующих россиян — православные христиане. В основном это — русские, а также осетины, армяне, мордва, марийцы, карелы, коми, якуты.

Небольшая часть верующих христиан — католики и протестанты (лютеране, баптисты, адвентисты и т.д.).

Ислам

Мечеть

Последователи ислама в России в основном — мусульмане -сунниты. Это доминирующая ветвь ислама. Ислам — одна из самых молодых религий, ее появление относится к 662 году н.э. Главная религиозная книга мусульман — Коран. Бога в ней называют Аллахом, а его изречения — суннами. Основная часть россиян, исповедующих ислам, живет на Северном Кавказе, в Татарстане и в Башкирии.

Буддизм

Буддизм. Религии России

Иуадизм

Иудаизм. Религии России

Религии России: статистика

В настоящее время не существует официально принятой статистики, связанной с перечнем религий России, так как по закону человек никому не обязан сообщать о своих религиозных взглядах. О количестве верующих в той или иной конфессии можно говорить только на основании социологических опросов, в которых участвуют добровольно, но эта статистика может быть не репрезентативной, так как часть верующих отказывается от участия.

Читайте также: