История речевой культуры истоки риторики кратко

Обновлено: 07.07.2024

Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:

в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;

в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;

в ХХ в. само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

1. Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчеркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить". В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители школы философов-просветителей - обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей. Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории. Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чем угодно. 2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом поэтому было необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением. 3. В новых духовных условиях Средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений. 4. Новое время, начавшееся западноевропейским Возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность. Характерное для новой эпохи понимание задач риторики отражено в словах физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662): "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть". 5. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего. 6. Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала XVII века, сделанный предположительно митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизмененный при переводе, дошел до нас в 34 списках. В этой книге дается представление о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи. В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев. Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Значительный вклад в развитие риторики в России внес М.В. Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;

ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;

поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

В XIX в. расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х гг. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX в. развивается академическое красноречие. В начале XX в. активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи. Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е гг. XX в. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся ученые и общественные деятели: В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Работа института осуществлялась в трех отделах: научном, учебном и просветительском. Читались лекции по теории красноречия, эстетике и этике общежития, психологии речи и мышления, публиковались сборники научных трудов. К началу 30-х гг. институт прекратил свое существование. В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось ее форме. Забота о форме речи нередко объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Серьезные логические аргументы в случае их расхождения с советской идеологией рассматривались как хитрые уловки софистов. В таких условиях в споре побеждал не тот, кто говорил убедительнее, и даже не тот, кто излагал точку зрения, более точно соответствующую идеологическим догмам, а тот, кто получал поддержку вышестоящего руководства. Ясно, что при таком положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного признания. Демократизация общественной жизни в конце 1980-х - начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине. Теперь у студентов уже есть возможность получить необходимые знания в этой области, главное - проявить к этому интерес и приложить необходимые усилия, наградой за которые будет авторитет в обществе, поскольку общество постепенно начинает ценить красивое и умное слово.

Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме - в теории и практике ораторского искусства (риторики). Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времен и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

  • Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:
    • в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;
    • в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;
    • в ХХ в. само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

    1.Ораторское искусство и наука о нем зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

    В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами – в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты – представители школы философов-просветителей – обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.
    Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве.

    2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом поэтому было необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространенным явлением.
    3. В новых духовных условиях Средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.
    4. Новое время, начавшееся западноевропейским Возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность.

    5. Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала XVII века, сделанный предположительно митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизмененный при переводе, дошел до нас в 34 списках. В этой книге дается представление о риторике, ее частях, видах речей и украшении речи.
    В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И. Усачев. Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале XVIII в. на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.
    Значительный вклад в развитие риторики в России внес М.В. Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

    • Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:
      • "О изобретении",
      • "О украшении",
      • "О расположении".

      Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

      • Он выделяет:
        • собственно риторику, т.е. учение о красноречии вообще;
        • ораторию, т.е. наставление к сочинению речей в прозе;
        • поэзию, т.е. наставление к сочинению поэтических произведений.

        В XIX в. расцвет риторики связан с судебной реформой 1860-х гг. Прения сторон в суде привели к развитию судебного красноречия. В университетах России во 2-й половине XIX в. развивается академическое красноречие.
        В начале XX в. активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.
        Теоретический интерес к риторике достиг вершины в 20-е гг. XX в. В 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся ученые и общественные деятели: В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт, Б.М. Эйхенбаум, Л.П. Якубинский. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Работа института осуществлялась в трех отделах: научном, учебном и просветительском. Читались лекции по теории красноречия, эстетике и этике общежития, психологии речи и мышления, публиковались сборники научных трудов. К началу 30-х гг. институт прекратил свое существование.
        В условиях тоталитарного строя ораторское искусство стало лишним, ненужным. Вопросы общественной жизни решались не силой логических доводов, а силой государственного принуждения. В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина. Само слово "риторика" в текстах официальной пропаганды стало синонимом демагогии, пустой и ложной речи. Содержание речи резко противопоставлялось ее форме. Забота о форме речи нередко объявлялась излишней, уводящей от сути дела. В красивой речи подозревалось сокрытие враждебного содержания. Ясно, что при таком положении ораторское мастерство не могло иметь какого-либо значения, и риторика не имела общественного признания.
        6. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике.

        Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука – поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.
        Демократизация общественной жизни в конце 1980-х – начале 1990-х гг. изменила условия публичного общения. Свобода слова, реальные выборы в представительные органы власти включили в процесс публичного общения многих людей, ранее не имевших навыков такого общения. Так потребности жизни вновь возродили интерес к риторике. Сейчас риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ. В университетах риторику изучают филологи, журналисты, специалисты по связям с общественностью, юристы. Риторика стала темой научных статей и конференций. Выходят учебники по этой дисциплине.

        Представители риторики (теории и искусства)

        Среди первых выдающихся представителей античной риторики называют Горгия (ок. 480 - 380 до н.э.), Лисия (435 - 380 до н.э.), Демосфена (ок. 384 - 322 до н.э.).
        Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427 – 347 до н.э.) и Аристотель (384 – 322 до н.э.).
        Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах "Горгий", "Софист", "Федр", центральным персонажем которых как раз и является Сократ.
        Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала четко определить предмет речи.
        В диалоге "Федр" говорится о построении речи. По мысли Платона, на первом месте должно быть вступление, на втором - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
        Аристотель. Ученик Платона Аристотель написал "Риторику", сочинение из трех книг.
        В первой книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…".

        • Аристотель выделяет три вида таких способов:
          • "одни из них находятся в зависимости от характера говорящего";
          • "другие - от того или другого настроения слушателя";
          • "третьи - от самой речи".

          Во второй книге "Риторики" Аристотеля говорится о "причинах, возбуждающих доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте, происхождении и общественном положении слушателей, учит приемам убеждения и отводит много места логическим доказательствам.
          Третья книга "Риторики" посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.
          Цицерон. Вершиной ораторского искусства в Древнем Риме является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н.э.) - крупнейшего оратора, писателя и политика.

          • Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги:
            • "Об ораторе", в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа;
            • "Брут, или О знаменитых ораторах" - книга, содержащая историю красноречия;
            • "Оратор" - сочинение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал Цицерона.

            Цицерон полагает, что подлинное красноречие представляет собой далеко не простое искусство, которое основывается, прежде всего, на глубоком знании предмета. В античности философы и риторы спорили о том, является ли риторика наукой. Философы утверждали, что риторика не есть наука. Риторы считали иначе. Цицерон предложил свое решение: риторика не является истинной (умозрительной) наукой, но представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.
            Цицерон придерживается классической схемы членения риторического процесса. Риторический процесс – это весь путь от мысли к звучащему публичному слову.

            • Классическая схема его состоит из пяти частей:
              1. Найти что сказать.
              2. Найденное расположить по порядку.
              3. Придать ему словесную форму.
              4. Утвердить все это в памяти.
              5. Произнести.

            Квинтилиан. Другим представителем древнеримского красноречия является знаменитый оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 - 96 н.э.) - автор обширного сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления". В этом труде учтен опыт классической риторики и собственный опыт автора как преподавателя риторики и судебного оратора. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей.
            Риторика и ораторы в Средневековой Европы. В средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 н.э.) и Фома Аквинский (1225 - 1274).
            Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником. Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия.
            Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, Г. Лихтенберг.
            Французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер писал, что "красноречие - это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушать ему все, что нам угодно".
            Риторика и ораторы в России. Основоположниками риторики в России были М.В. Ломоносов, И.С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, М.М. Сперанский.
            Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором "Опыта риторики", издававшегося в 1795, 1805 и 1822 гг. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силой слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи.
            "Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX в. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель - распространение познания, открытые новых истин.
            Книга А.С. Никольского "Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах" (1790) посвящена вопросу о жанрово-ситуативных формах речи, характеристикам прозаической, ораторской и стихотворной речи.
            Александр Иванович Галич, один из учителей А.С. Пушкина, преподавал в Царскосельском лицее русскую и латинскую словесность. В 1830 г. вышла в свет его книга "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений". По Галичу, "теория красноречия, риторика, научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагать изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, т.е. и по содержанию, и по отделке, нравились читателю или слушателю, произведя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов".

            • Галич выделяет четыре главных момента, на которых основывается наука красноречия:
              • "счастливое изобретение мыслей, приличных предмету";
              • "благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям";
              • "изложение или выражение мыслей словами";
              • "провозглашение ораторской речи".

              Другой преподаватель Царскосельского лицея Николай Федорович Кошанский является автором "Частной реторики" (1832) и "Общей реторики" (1854). Такое написание слова "реторика" употреблялось в качестве варианта в XIX в., оно соответствует правописанию этого слова в греческом языке. Общая риторика содержит главные, начальные правила всех прозаических сочинений, частная риторика, основываясь на общей, рассматривает каждое прозаическое произведение, его достоинства и недостатки.
              Большой вклад в развитие риторики в России внесла посмертно опубликованная в 1844 г. книга М.М. Сперанского "Правила высшего красноречия". Сперанский был известным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.
              Среди выдающихся представителей риторики как практического искусства были такие видные судебные ораторы, как Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, а также крупнейшие юристы А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиков. Пороховщиков (псевдоним П. Сергеич) написал оригинальный труд по истории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде", А.Ф. Кони - книгу "Советы лекторам".
              Яркими представителями академического красноречия являются знаменитые русские ученые: историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский, химик Д.И. Менделеев, биолог К.А. Тимирязев.
              В конце XIX - начале XX в. появляются новые работы, посвященные отдельным проблемам риторики: "Очерки по истории красноречия А.Г. Тимофеева (1899), "Принципы красноречия и проповедничества" И.П. Триодина (1915).
              Последние работы по риторике, продолжающие традиции XIX в., были связаны с деятельностью Института Живого Слова. В "Записках Института Живого Слова" (1919) были опубликованы "Программа курса лекций по теории красноречия (риторика)" Н.А. Энгельгардта и работа А.Ф. Кони "Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях". В 20-е гг. XX в. риторика была исключена из школьного и вузовского обучения.
              Во 2-й половине ХХ в. происходит возрождение интереса к риторике. Появляются труды С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.П. Вомперского, Ю.В. Рождественского. Развивается "неориторика" в США и Европе. В 90-е гг. ХХ в. в России происходит возрождение риторики как научного направления и учебной дисциплины, риторика становится темой монографий и статей, предметом изучения в вузах и школах.


              Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

              Оглавление

              • Введение
              • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
              • Тема 2.. Краткая история риторики
              • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

              Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

              Краткая история риторики

              Риторика в Древней Греции

              История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.

              Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.

              Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.

              Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).

              Развитие риторики в Древнем Риме

              Риторика в Средние века и эпоху Возрождения

              Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.

              Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.

              В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.

              Становление русской риторики

              В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.

              На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.

              Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.

              Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.

              В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.

              Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.

              В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.

              В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.

              Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.

              Документ из архива "Краткая история речевой культуры", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "культура и искусство" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "культура и искусство" в общих файлах.

              Онлайн просмотр документа "20672-1"

              Текст из документа "20672-1"

              КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

              1. Судьба риторики как дисциплины и изменения её предмета от античности к современности

              Риторика - наука об искусстве красноречия - существует с древнейших времён и занимает важное место в культуре, соединяя богатую историческую традицию и практические рекомендации для всех желающих говорить красиво, точно и убедительно.

              Роль риторики по-разному оценивалась в разные времена и в разных обществах:

              в античности искусство речи рассматривалось как важнейшая часть культуры мышления - мышления философского, политического, художественного;

              в средние века риторика стала использоваться как внешнее украшение содержания речи, нередко понималась крайне формально;

              в 20 веке само слово "риторика" стало для некоторых обозначением пустой, бессодержательной или неискренней речи.

              1. Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

              Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения. Софисты (учителя философии и риторики) постоянно подчёркивали силу слова. Горгий в речи "Похвала Елене" утверждал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить и сострадание пробудить".

              В Древней Греции человеку приходилось довольно часто выступать с публичными речами - в народном собрании, в суде, на многолюдных праздниках и дружеских встречах. При этом слушатели обращали внимание на красоту или неловкость речи. Поэтому софисты - представители школы философов-просветителей - обучали граждан искусству спора, законам логики, составлению речей.

              Софисты занимались не только практикой, но и теорией красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора - не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения. Отсюда их взгляд на предмет риторики как обучение убедительным речам, тому, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным, убедительным в глазах аудитории.

              Иного мнения придерживался Сократ, полагавший, что истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за их готовность силой красноречия убеждать публику в чём угодно.

              2. Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться в Древнем Риме. Римляне также высоко ценили умение человека красиво и ясно излагать свои мысли. Государственные дела здесь также решались в народном собрании, сенате и суде, где мог выступить любой свободный гражданин. Владение словом было поэтому необходимым условием участия гражданина в политической жизни. В таких общественных условиях ораторское мастерство было широко распространённым явлением.

              3. В новых духовных условиях средневековья риторика, воспринявшая основные нормы античной теории красноречия, приобретает новые черты. Господствующим жанром становится церковное красноречие, и задачи оратора заключаются в разъяснении и иллюстрировании заранее известных положений. Цитирование и ссылка на авторитеты становятся основными элементами выступлений.

              4. Новое время, начавшееся западноевропейским возрождением, ознаменовалось бурным ростом культуры во всех областях. Красноречие вновь приобретает более широкое распространение и получает социально-политическую направленность. Характерное для новой эпохи понимание задач риторики отражено в словах физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662): "Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в неё вникнуть".

              5. В современную эпоху риторика занимает прочное место в программе школ и университетов по всему миру. Риторика рассматривается как важная часть гуманитарного образования современного человека независимо от его основной специальности. Предмет риторики по-разному понимается в разных научных традициях новейшего времени. Риторику изучают как теорию культуры речи, как историю ораторского искусства, как технику устного публичного выступления, как стилистику текста, как методику обучения эффективному общению. Все эти аспекты имеют непосредственное отношение к риторике. Современная риторика - это теоретическая и прикладная филологическая наука о логических, эстетических и этических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной). Качествами художественной речи занимается другая филологическая наука - поэтика. Риторика опирается на культуру речи, но предполагает более высокий уровень речевого мастерства говорящего.

              6. Риторики в России. В России первой книгой по риторике был перевод начала 17 века, сделанный, предположительно, митрополитом Макарием, учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона (1497-1560). Этот рукописный учебник, видоизменённый при переводе, дошёл до нас в 34 списках. В этой книге даётся представление о риторике, её частях, видах речей и украшении речи.

              В 1699 г. появляется новая "Риторика", автором которой был, вероятно, М.И.Усачёв.

              Одним из ранних является риторическое сочинение Феофана Прокоповича (1681-1736), написанное в начале 18 века на латинском языке по материалам лекционного курса, прочитанного им в 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии.

              Значительный вклад в развитие риторики в России сделал М.В.Ломоносов (1711-1765), написав "Краткое руководство к красноречию" (1748).

              Риторика М.В.Ломоносова состоит из трёх частей:

              Ломоносов определяет риторику как науку о письменной и устной речи на государственные, общественные и религиозно-философские темы.

              Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

              Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

              Краткая история речевой культурыСудьба риторики как дисциплины и изменение ее.

              Описание презентации по отдельным слайдам:

              Краткая история речевой культурыСудьба риторики как дисциплины и изменение ее.

              Краткая история речевой культуры
              Судьба риторики как дисциплины и изменение ее предмета от античности к современности

              ОпределениеРиторика – наука об искусстве красноречия. Она существует с дре.

              Определение
              Риторика – наука об искусстве красноречия.
              Она существует с древнейших времени и занимает важное место в культуре по сей день.

              Древняя ГрецияРасцвет риторики совпал с расцветом демократии в афинском полис.

              Древняя Греция
              Расцвет риторики совпал с расцветом демократии в афинском полисе, когда часто приходилось выступать с публичными речами (в народном собрании, в суде, на праздниках и встречах).

              Основы риторики заложили софисты.

              Взгляды софистовЦель оратора – не раскрытие истины, а убеждение слушателей в.

              Взгляды софистов
              Цель оратора – не раскрытие истины, а убеждение слушателей в правоте своего мнения.
              Предмет риторики – обучение убедительным речам, чтобы слабое, необоснованное мнение делать сильным и убедительным.
              СОКРАТ осуждал софистов и полагал, что истина выше человеческих суждений.

              2. Древний РимПод влиянием греческой культуры искусство красноречия стало раз.

              2. Древний Рим
              Под влиянием греческой культуры искусство красноречия стало развиваться и в Др.Риме.
              Государственные дела решались в народном собрании,
              в суде и сенате, где мог выступить любой свободный гражданин.

              3. СредневековьеГосподствующим жанром становится церковное красноречие. Задач.

              3. Средневековье
              Господствующим жанром становится церковное красноречие.
              Задача оратора – разъяснение и иллюстрирование заранее известных положений.
              Цитирование и ссылка на авторитеты – основные элементы выступлений.

              4. Новое время. Эпоха ВозрожденияКрасноречие вновь приобретает более широкое.

              5. Современная эпохаРиторика изучается как теория культуры речи, как история.

              5. Современная эпоха
              Риторика изучается как теория культуры речи, как история ораторского искусства, как техника устного публичного выступления, как стилистика текста, как методика обучения эффективному общению.

              Современная риторика – это теоретическая и пригладная филологическая наука о логических, экстетических качествах нехудожественной речи (научной, деловой, публичной, разговорной).

              Риторика в России. НачалоПервая книга по риторике – перевод с немецкого начал.

              Риторика в России. РасцветXIX в. – судебная реформа (1860-е) привела к развит.

              Риторика в России. Расцвет
              XIX в. – судебная реформа (1860-е) привела к развитию судебного красноречия.
              В университетах России во 2-ой половине
              XIX в. Развивается академическое красноречие.
              Начало XX в. – активизация политической жизни вызывает развитие политической ораторской речи.
              1918 г. – В Петрограде создан Институт живого слова. К началу 30-х институт прекратил свое существование.

              Риторика в России. Времена СССРВ советский период риторика не изучалась ни ка.

              Риторика в России. Времена СССР
              В советский период риторика не изучалась ни как учебный предмет, ни как научная дисциплина.
              Ораторское искусство стало ненужным. В споре побеждал тот, кто получал поддержку вышестоящего руководства.

              Риторика в России сегодня Демократизация общественной жизни в конце 1980-х –.

              Риторика в России сегодня

              Демократизация общественной жизни в конце 1980-х – начале 1990-х установила свободу слова, реальные выборы в органы власти включили в процесс публичного общения многих людей.
              Риторика включена в программы гимназий, гуманитарных классов школ, университетов.

              • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
              • по всем предметам 1-11 классов


              Курс повышения квалификации

              Охрана труда


              Курс профессиональной переподготовки

              Охрана труда


              Курс профессиональной переподготовки

              Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

              • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
              • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
              • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

              Дистанционные курсы для педагогов

              Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

              5 612 222 материала в базе

              • ЗП до 91 000 руб.
              • Гибкий график
              • Удаленная работа

              Самые массовые международные дистанционные

              Школьные Инфоконкурсы 2022

              Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

              Другие материалы

              Вам будут интересны эти курсы:

              Оставьте свой комментарий

              • 25.02.2020 213
              • PPTX 4.2 мбайт
              • 1 скачивание
              • Оцените материал:

              Настоящий материал опубликован пользователем Новгородская Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

              Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

              Автор материала

              40%

              • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
              • Для учеников 1-11 классов

              Московский институт профессиональной
              переподготовки и повышения
              квалификации педагогов

              Дистанционные курсы
              для педагогов

              663 курса от 690 рублей

              Выбрать курс со скидкой

              Выдаём документы
              установленного образца!

              Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

              Время чтения: 11 минут

              Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

              Время чтения: 16 минут

              Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

              Время чтения: 2 минуты

              Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

              Время чтения: 1 минута

              Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

              Время чтения: 1 минута

              Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

              Время чтения: 1 минута

              Время чтения: 2 минуты

              Подарочные сертификаты

              Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

              Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

              Читайте также: