История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пушкинский Пугачев

У Пушкина Пугачев показан очень противоречиво. Емельян Пугачев в произведениях Пушкина предстает жестоким, беспощадным к врагам, но в то же время он является добрым человеком и великодушен к друзьям. Он умеет прощать и ценит добро. Он является мудрым руководителем, который смог повести за собой народ. Пугачев тонко понимает, где нужно быть искренним и откровенным, а где стоит подыграть публике, паясничать, раздавая приближенным громкие титулы.

Реальный образ Пугачева полон загадок. Пушкин провел большое исследование, чтобы раскрыть этот образ. Он воплотил его в двух ипостасях – в серьезном историческом труде, где по крупицам собрал сведения о бунтовщике, и в художественном произведении, где немаловажную роль сыграл вымысел. Так или иначе, Пугачев с помощью Пушкина обрел тот образ, с которым мы можем быть знакомы сегодня.

Как Пушкин писал историю Пугачёвского бунта

От Петра к Пугачёву

Материалы для своей будущей книги Пушкин начал искать в библиотеке Эрмитажа и в архивах в 1832 году, но вскоре его заинтересовали события восстания под предводительством Емельяна Пугачёва во времена Екатерины II. Пушкина заинтересовал приговор о смертной казни Пугачёва и его сообщников, вызвала интерес и биография Михаила Шванвича – дворянина, перешедшего на сторону восставших.

От задумок до исполнения замысла пришлось пройти длительный путь. Пушкин понял, что создать яркое художественное произведение о времени Пугачёва без тщательного изучения источников невозможно. Работа шла тяжело, хотя по историческим меркам события восстания были совсем недавние. И, самое главное, нельзя было забывать, что Екатерина II приходилась царствующему Николаю I бабушкой. Творить поэту-историку приходилось с оглядкой на цензуру, да и на окружение, с которым приходилось сталкиваться поэту каждый день. Ведь вокруг были дети и внуки участников тех событий.

Поездки на места событий

Далее неутомимый путешественник посетил Симбирск, Оренбург, Уральск. В этой части поездки поэта сопровождал его друг Владимир Даль.

В печать…



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

2. сравним образ Емельяна Ивановича Пугачёва в обоих произведениях;

3. выясним отношение автора к народному восстанию.


В 1833 г. поэт получает разрешение на четырёхмесячную поездку по местам пугачёвского восстания (Оренбургской и Казанской губерниям). Там Пушкин собирал данные, опрашивая ещё живых стариков-свидетелей. Вернувшись в Болдино, он начал работать над ”Историей Пугачёвского бунта”.


Но одного только документального исследования Пушкину было недостаточно. Теперь он решил написать художественный роман с захватывающим сюжетом на тему Пугачёвского восстания. В том же 1833 году было написано одно из лучших прозаических произведений Пушкина – ”Капитанская дочка”.


Изображение пугачёвщины в повести должно было явиться предостережением для дворян, которые не желали облегчать жизнь крепостных.

Однако Пушкин в своём сочинении не пытался смягчить картины жестокостей восставших.

Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни проходили каждый день. Овраги возле Берды были завалены трупами . страдальцев.

Из города погнали пленных и повезли добычу. Башкирцы, несмотря на строгие запрещения Пугачёва, били нагайками народ и кололи копьями отстающих женщин и детей.

При этом он не пытался обелять и государственных военачальников.

Кровопролитие было ужасно. В одной крепости пало до тысячи трёхсот мятежников.

Основную причину восстания – жестокое угнетение дворянством простого народа – Пушкин в своём труде полностью не раскрывает. Однако читатель хорошо понимает её.




Нет, Пугачёва мы видим глазами простого и честного дворянина. Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёва.

Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в чёрной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица.

Вторая встреча с Пугачёвым происходит уже во взятой им Белгородской крепости. Гринёв, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. И даже то, что Пугачёв милует Гринёва поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьей встречи Пугачёв раскрывается до конца. На казачьем пиру Гринёв замечает, что черты пугачёвского лица скорее приятны и совсем не свирепы. Там же он слышит его любимую песню ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"). И догадывается, что в сюжете этой песни проступают черты судьбы самого крестьянского вождя.

Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял. Но надеется: "А разве нет удачи удалому?" Утром он не только принимает "счёт", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и дарит отпущенному Гринёву тулуп. Это уже не просто "царский жест", но и движение души: долг платежом красен.

Литературный образ Пугачёва не является копией образа исторического прототипа.

В повести характер Пугачёва сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и "готовности ему помочь". Пугачёв может грозно хмуриться, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.

Он показан с разных сторон, в различных ситуациях и всегда непредсказуем.

Пушкин при этом не занимал позиции ни одной из сторон.


Великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: интегрированный урок.

Предметы: литература, история, информатика

Учителя:

Лидия Петровна, учитель русского языка и литературы

Зинаида Николаевна Ярославская, учитель истории и обществознания

Лидия Петровна, учитель информатики

Цели урока

Литература, история:

расширить представление учеников о личности А.С. Пушкина как историка;

Информатика

выполнить самопроверку знаний, полученных на уроке с помощью теста-самоконтроля, созданного в среде Microsoft Power Point;

познакомить учащихся с ресурсами Internet, позволяющими самостоятельно изучить или расширить свои знания творчества Пушкина.

Развивать умение тезисно формулировать главную мысль текста

Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

Воспитательные:

Воспитать чувство уважения к истории, интереса к предметам, аккуратности, внимательности, дисциплинированности.

Задачи урока

продемонстрировать использование глобальной сети Internet в образовательных целях;

развивать навыки сопоставительного анализа;

формировать умение правильно, грамотно выражать свои мысли;

Оборудование

репродукции портретов Пушкина работы Кипренского, Тропинина;

презентация к уроку в среде Microsoft Power Point;

раздаточный материал для тестирования;

тест-самоконтроль в среде Microsoft Power Point

Ход урока

Вступительное слово учителя литературы.

История всегда интересовала Пушкина.

2. Учитель истории.

С именем какой императрицы связано восстание Пугачёва?

Подумайте и назовите причины восстания?

Какие хронологические рамки охватывает восстание?

Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повинностей вызывали ожесточённое сопротивление крестьян. Когда Екатерине II сообщили о восстании, она не придала этому значения. Почему?

Кроме того появилось в России вновь и самозванчество. За кого выдавал себя Пугачёв?

Самозванцы под именем Петра III появляются в разных местах. Однако из всех самозванцев лишь одному донскому казаку Емельяну Пугачёву удалось разжечь пламя крестьянской войны. Какие факты говорят о размахе крестьянской войны?

Не смотря на размах бунта, чем он закончился?

Назовите причины поражения восстания.

Вывод: И всё-таки это было самое мощное, самое организованное восстание.

3. Учитель литературы.

Очень скрупулезно Александр Сергеевич подходит к своему историческому труду. О работе писателя с архивными документами расскажет А.Мурашов.

5. Учитель литературы.

Многие черты Шванвича в окончательной редакции переданы отрицательному герою Швабрину. Поиск героя продолжался. В черновых вариантах встречается фамилия Башарина, офицера, помилованного Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя – Валуев, живой современник Пушкина.

Глазами этого героя и мы увидим историю Пугачевского бунта, пройдем круг испытаний, ошибок и побед.

Вопрос к классу:

-Как вы думаете, почему исторический труд Пушкина не стал таким популярным, как художественное произведение?

7. Учитель информатики.

А сейчас я хочу предложить вам, ребята, выполнить с помощью программных средств проверку только что выполненного теста. Вашему вниманию предлагается тест-самоконтроль. Вопросы теста те же самые. Программа работает по следующему алгоритму:

на экране появляется 1 вопрос и варианты ответа на него;

ученик указывает вариант ответа, который считает правильным;

Таким образом, в ходе выполнения теста каждый ученик класса может знать, на какую отметку за работу он может рассчитывать и все ученики будут точно знать правильные ответы на все вопросы. Так же таким вот несложным способом каждый ученик ещё раз повторит основные опорные моменты урока.

Я считаю, что ни одна наука не существует изолированно друг от друга. Все предметы в той или иной степени взаимосвязаны. А информатика – это именно тот предмет, который легко связать с любым другим. Поэтому сегодня на уроке я хочу предложить вашему вниманию ресурсы всемирной паутины, которые помогут в дальнейшем сделать изучение творчества великого поэта более интересным и увлекательным, а так же самостоятельно изучить его.

Приятного, полезного и познавательного вам путешествия в сетях Internet!

Домашнее задание с использованием ИКТ.

Творческое задание. Используя навыки работы в среде Microsoft Power Point создать тест-самоконтроль по изученному на уроке материалу.

Читайте также: