История промышленного дизайна кратко

Обновлено: 02.07.2024

Промышленный дизайнер начал с устранения излишних украшений, его настоящая работа началась, когда он решил разобрать изделие, чтобы увидеть, почему оно тикает, и придумать способ, чтобы оно тикало лучше, – и только после этого улучшить его внешний вид. Он никогда не забывает, что красота всегда поверхностна. В нашем офисе мы многие годы помнили вот о чем: люди будут индивидуально или в массовом порядке использовать то, над чем мы работаем, – на этих вещах будут ездить, сидеть, смотреть на них, говорить в них, включать их, управлять ими и так далее. Если точка контакта между нашей продукцией и людьми станет точкой трения, это значит, что Промышленный Дизайнер потерпел неудачу. Если же, напротив, люди почувствуют себя более защищенными, им станет более комфортно, если они захотят покупать, станут более трудоспособными или более счастливыми, это означает успех дизайнера. Он приступает к этой задаче с отвлеченной, аналитической точки зрения. Он подробно консультируется с производителем, его инженерами, рабочими, персоналом отдела продаж, не упуская из виду те конкретные проблемы, которые могут быть у фирмы в сфере бизнеса или промышленности. Он в чем-то может пойти на компромисс, но твердо отстаивает принципы дизайна, в здравости которых он уверен. Иногда он может потерять клиента, но уважение клиента он теряет редко.

Промышленный дизайн – это практика анализа, создания и разработки продукции для массового производства. Его цель – создать формы, приятие которых гарантировано, до того, как были сделаны крупные капиталовложения, чтобы такая продукция производилась по цене, позволяющей ее хорошо продавать и получать разумные прибыли.

Пионерами дизайна в Америке были Гарольд Ван Дорен, Норман Бел Геддес, Раймонд Лоуи, Рассел Райт, Генри Дрейфус, Дональд Дески и Уолтер Дорвин Тиг. Важно, что все они до этого занимались театрально-декорационным искусством или оформлением витрин.

Такого рода дизайн ради манипуляции моментальным визуальным возбуждением продолжал бурно развиваться до начала Второй мировой войны.

Промышленность потворствовала стремлению общества ко всему новому и невиданному. Смешение технологий и искусственное подстегивание потребительских прихотей породило зловещих близнецов: модернизацию и устаревание. Есть три типа устаревания: технологическое (открывает новый или более элегантный способ делать вещи), материальное (вещь изнашивается) и искусственное (вещь заранее обречена на преждевременную смерть; либо материал нестандартен и износится в предсказуемый промежуток времени, либо основные детали не подлежат замене или ремонту). Начиная со Второй мировой войны наибольшее внимание уделяли стилистическому и искусственному устареванию. (Как ни забавно, в результате ускоренных темпов технического обновления вещь часто устаревает до как это можно приписать искусственному или стилистическому устареванию.)

Технологическое устаревание набрало темпы и масштабы. Особенно быстро происходят изменения в таких областях, как персональные компьютеры, телевидение, аппаратура с высокой точностью воспроизведения, кинокамеры и другие электронные устройства. Но чувствуется новая тенденция: большая сопротивляемость к покупкам у некоторой части населения. Люди начинают понимать, что, если они годик-другой подождут, прежде чем купить электронное приспособление, они перепрыгнут два-три новых поколения этих изделий и к тому же меньше заплатят, так как рост количества продукции и улучшенные технологии снижают потребительскую стоимость. В 1983 году простейшая клавиатура персонального компьютера (из Англии) стоила 50 долларов и по размерам была меньше портативной пишущей машины – за тринадцать лет до этого цена подобного приспособления была 9ооо долларов, и оно занимало большую комнату.

В глобальном масштабе разрыв между имущими и неимущими возрос и стал еще более путающим. С 1960 года эта бездна расширялась по мере того, как рождаемость падала и в Северной Америке, и в Западной Европе, а в остальных странах мира произошел невиданный демографический взрыв.

Такой раскол мира надвое – полная нищета на юге и разнузданное потребительство на севере – недопустим. Сотрудничество необходимо на многих уровнях: обмены в области здравоохранения, финансирование исследований по альтернативной генетике, которые бы проводились в южной половине земного шара и финансировались Севером; обмен ремеслами, навыками и технологиями. Многие методы Юга можно распространить на север, учитывая растущий интерес, который они вызывают в технологически развитых странах. Слышны громкие призывы к перераспределению запасов продовольствия. И действительно, если не принимать во внимание временные нехватки в результате природных бедствий, в мире хватит еды на всех. Существует проблема хранения и консервирования пищи, в решении которой могут помочь дизайнеры. Некоторые идеи по этому вопросу будут приведены в следующей главе.

Но если обратить внимание на конфликты на Ближнем Востоке, в Иране, Центральной Африке, Лаосе и Центральной Америке, станет ясно, что именно бедные страны в основном являются очагами свирепых восстаний и диких войн. Здесь важную роль может сыграть дизайнер: ранее было указано, что промышленные дизайнеры и дизайнеры готовой продукции в результате своей подготовки часто занимают ключевые позиции квалифицированных синтезистов. Они говорят на языке многих дисциплин и часто могут помочь как внутри страны, так и на экспортном рынке. В этой книге приведено много соответствующих примеров.

В 1970 году я объявил о необходимости нового крестового похода. Думаю, опыт Раймонда Лоуи и других дизайнеров, посещавших потенциальных клиентов в 1920-30 годах, чтобы показать им, что могут сделать промышленные дизайнеры, можно повторить в мировом масштабе. Я говорил, что молодые дизайнеры могут поехать в развивающиеся страны, пойти в клиники и госпитали и показать свое умение. Я подсказал, что от самого дизайнера зависит, постучать ли ему в дверь, которая никогда раньше не открывалась. Благодаря движению за права граждан в США, растущей озабоченности судьбами развивающихся стран в Северной Европе, женскому движению за равноправие, ассоциациям потребителей и рекомендациям таких авторов, как Фриц Шумахер, Рейчел Карсон, Ральф Надер, а также моим книгам, начало этой борьбе уже положено.

Подобная переоценка этической дилеммы, вставшей перед дизайнерами в 1984 году, не означает, что проблемы бедных и нуждающихся уже решены. Мы признали подлинность многих других потребностей, так как стали более чувствительны к голосам протеста и отчаяния. Но в нескольких областях и во многих случаях нам удалось качнуть маятник в другую сторону. Несмотря на угрожающую экономическую ситуацию, дизайнеры должны вносить свой вклад в удовлетворение подлинных человеческих и общественных нужд. Это потребует значительных жертв и гораздо больше творческих усилий и новаторства. Альтернатива этому – хаос.

Краткая история промышленного дизайна

В 2017 году мы отмечаем 110-летие промышленного дизайна — явления, объединяющего технологический прогресс и визуальное искусство. Истоки, российское и немецкое направления развития.

Промышленный дизайн: Истоки

В отличие от бутафоров-оформителей, дизайнеры мыслят масштабно, разнопланово. Задумки, при реализации их на практике, должны выглядеть гармонично — важно учитывать психологию человека, эргономику среды использования, технологию изготовления и свойства материалов, долговечность (как долго можно пользоваться предметом).

В жизни все понятия относительны и в то же время соотносятся друг с другом, многое понимается на подсознательном уровне. Например, эффект воздействия цвета на человека — этим занимается наука колористика — весьма любопытен: жёлтый шкаф легче поднять, чем серый (при одинаковом весе).

Промышленный дизайн делят на два направления: ВХУТЕМАС и БАУХАУЗ.

Краткая история промышленного дизайна

Краткая история промышленного дизайна

ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН — российское направление развития промышленного дизайна

В Ленинграде в те же годы был создан высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН — сохраняя элементы формализма, творчеству здесь давали больше свободы. Хотя в итоге дизайнерами становились не благодаря, а вопреки этим учебным заведениям. Социалистический реализм не дал раскрыться бутону истинной дизайнерской мысли.

Краткая история промышленного дизайна

Краткая история промышленного дизайна

Промышленный дизайн: БАУХАУЗ — немецкое направление развития

Главная цель — проектирование промышленных изделий для человека, чтобы предметы стали повседневной частью жизни общества. Например, благодаря исследованиям воздействия цвета на человека, его психологическое состояние, были придуманы и реализованы цветные моющиеся обои.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В отличие от мастеров прошлого, которые вручную производили предметы по индивидуальным заказам, дизайнеры промышленной эры с начала ХХ века и по сей день ориентируются на серийное производство предметов по потребностям множества людей. Начало века ознаменовано устранением декоративных излишеств и упрощением форм. Далее фокус дизайна начинает смещаться от акцента на эстетической составляющей в сторону повышения функциональности, безопасности и удобства использования. Послевоенное время отмечается поворотом к гуманизму. Отходя от шока, произведенного эффективной, но бесчеловечной военной техникой, на фоне дефицита предметов первой необходимости, дизайн начинает опираться на научные исследования, изучающие восприятие и поведение человека, и пытается отразить новые данные в конструкции предметов.

Это самый популярный и один из самых продаваемых стульев XIX и XX века. Михаэль Тонет изобрел и запатентовал промышленный способ сгибания древесины, который позволил собирать стул всего из шести деталей. Технология значительно упростила и удешевила производство, сделав модель доступной для разных слоев населения. Элегантный дизайн и новая выгодная технология сделали Венский стул легендарным. Уже к 1930 году было продано около 50 млн стульев по всему миру.




После смерти Майкла Тонета в 1871 году его сыновья начали совместно управляли компанией. Они разработали новые машины и конструкции мебели, в том числе и классическую модель стула 209.

Промышленный дизайн (Industrial design, ID, индустриальный дизайн) является ответвлением междисциплинарной отрасли общего дизайна, ведущей свою родословную от навыков и умений, которыми на протяжении тысячелетий пользовались ремесленники для того, чтобы проектировать и создавать различные предметы. Индустриальный дизайн, однако, специально рассматривается как продукт первой промышленной революции, в ходе которой ремесленник утратил ответственность за каждый этап развития продукта — от концепции до продажи, хотя разделение между созданием продукта, идеей и производственным процессом появились к началу шестнадцатого века, когда мануфактуры стали специализироваться, а торговля — расширяться.

Использование и развитие новых технологий, методов производства и материалов в восемнадцатом и девятнадцатом веках позволили разработать массовое производство, стандартизацию, принципы модульности и диверсификации проектов под потребности новых целевых групп. Это развитие также потребовало появления новых форм сотрудничества между различными экспертами и разработки прогрессивных бизнес-моделей для стимулирования массового потребления.
Хотя в попытке уловить суть дизайна было написано множество книг, общепринятое определение промышленного дизайна или дизайна в целом по-прежнему отсутствует.

Как заявил один из авторов подобных трудов Брайан Лоусон (Bryan Lawson):

Например, промышленный дизайн можно рассматривать как создание материальных предложений для взаимной выгоды как пользователя, так и производителя; как разработку дизайнерских решений для широкого рынка путем интеграции таких аспектов, как форма, юзабилити, технология и бизнес в единое целое; как поиск проблемы, придание смысла и развитие чего-то в предпочтительном направлении; или как комбинация навыков изготовления, мышления, контекстуализации и представления. Несмотря на отсутствие единого согласованного определения, эта профессия широко известна, и во всем мире промышленные дизайнеры являются членами профессиональных ассоциаций.

Эта глава, посвященная промышленному дизайну, состоит из четырех частей. Первая часть дает краткую историю промышленного дизайна от первой индустриальной революции до сегодняшнего дня. Вторая часть объясняет суть промышленного дизайна как интеграцию теории и практики. Третья — освещает теории промышленного дизайна, такие как экологическая теория восприятия Гибсона, ныне повсеместно признанные и внедренные в профессию дизайнера. В четвертой и заключительной части представлен набор принципов проектирования и дизайна, которые подытоживают взгляды на накопленный опыт разработки и исследования.

1. Краткая история промышленного дизайна

В исторической перспективе промышленный дизайн в разных регионах появлялся отличными друг от друга путями.

1.1. Промышленная революция в Великобритании

Модерн в Великобритании: часы Tudric Pewter, производимые по эскизам Арчибальда Нокса (Archibald Knox) в 1902-05 гг.

Модерн в Великобритании: часы Tudric Pewter, производимые по эскизам Арчибальда Нокса (Archibald Knox) в 1902-05 гг.

1.2. Промышленная революция в США

В первые годы двадцатого века такие компании, как Генри Форд, выпускали относительно недорогие автомобили, которые существовали из собранных сложных механических деталей. Концепции, такие как эффективность, стандартизация и функциональность, стали популярными в начале двадцатого века.

1.3. Рождение профессии промышленного дизайнера

1.4. Модернизм

В Германии в 1907 году был основан производственный союз Deutscher Werkbund, предшественник архитектурной школы Баухаус (Bauhaus), направленный на интеграцию традиционных ремесел и методов промышленного массового производства. Это объединение уделяло особое внимание общественной роли дизайна и искусства: полагалось, что технологии и машины быть использованы для улучшения вкуса людей и развития их культурных устремлений, например, социального согласия. Преимущества технологий не являются более доступными только для элиты. Художественные движения, возникшие с начала века до 1930-х годов — Bauhaus, De Stijl, конструктивизм и пуризм, выступали за выступали за новый универсальный и объективный стиль: эстетику машины. Прославляя машины и технический прогресс через объективные формы, эти творческие школы ставили своей целью улучшение качества жизни для всех пользователей технологий. Модернизм достиг своего расцвета.

1.5. Обтекаемость

Пепельница в эстетике Populuxe, произведенная около 1950 года

Пепельница в эстетике Populuxe, произведенная около 1950 года, которая не только служила своей утилитарной цели, но и поднялась до уровня декоративного искусства. Она был спроектирована промышленным дизайнером Морисом Аскалоном (Maurice Ascalon) и изготовлена компанией Pal-Bell.

1.6. Электронные продукты

Видеомагнитофон SVR-формата Grundig приблизительно 1980 года выпуска.

Видеомагнитофон SVR-формата Grundig приблизительно 1980 года выпуска.

1.7. В сторону эмоций и впечатлений

1.8. Экономика знаний

1.9. Воссоединение HCI и промышленного дизайна

1.10. Соображения относительно вышеприведенной короткой истории промышленного дизайна

Это краткое введение в промышленный дизайн может привести к созданию неверного мнения о том, что промышленный дизайн касается только красоты, тем более что традиционный дизайн преподается в художественных школах (например, Design Academy Eindhoven, Design School CMU, Domus Academy). Однако это не так — с самого начала промышленный дизайн был вовлечен в эмансипационные (социально-освободительные) движения.

Основываясь на этой модели магистра-бакалавра, один из подходов подчеркивает художественное призвание дизайнера и уходит в концептуальное мышление, основанное на интуиции. Другой подход обращается к науке и пытается стать научным, основанным на рационализме. Проблема, однако, в том, что очень мало дизайнеров, интересующихся наукой. Они уже профессионалы: зачем им беспокоиться о науке? Это, конечно же, слишком обобщенное заявление, но практика показывает, что эти двум мирам зачастую трудно объединиться, хотя новые школы дизайна, нацеленные на слияние двух упомянутых подходов, уже возникли и возникают в настоящее время — таков, например, факультет промышленного дизайна Технического университета Эйндховена (Eindhoven University of Technology) в Нидерландах.

В оставшейся части мы кратко опишем ценность интеграции теории и практики дизайна для профессии промышленного дизайнера. Мы разъясним несколько теорий психологии, философии и обучения, вошедших в дизайнерскую профессию. Мы завершим этот пост перечислением принципов, касающихся промышленного/интерактивного/интеллектуального дизайна, основанного на упомянутых теориях, и проиллюстрируем эти принципы несколькими проектами.

2. Сущность промышленного дизайна: интеграция теории и практики

Признанный авторитет по HCI Кес Овербике (Kees Overbeeke), профессор факультета промышленного дизайна Технического университета Эйндховена — яркий представитель научного подхода, профессии дизайнера никогда не обучавшийся, вспоминает:

Как явствует из этого рассказа, выходцу из академических кругов может быть сложно понять менталитет промышленных дизайнеров. Одной из причин того, что подобный тип мышления трудно постигаем не посвященными в суть вопроса людьми, является то, что промышленный дизайн по существу связан с интеграцией.

2.1. Интеграция

2.2. Знания, пригодные для практического применения

Таким образом, задача академических ученых заключается в том, чтобы создать способ предоставить практикующему специалисту знания, которые он может эффективно использовать в своей профессиональной деятельности в качестве дизайнера. На первый взгляд кажется, что нет никакого единственно правильного или общепризнанного способа сделать это, но международная группа ученых-теоретиков во главе с Кесом Овербике с энтузиазмом пытались в течение последних 25 лет найти такой метод. Они полагают, что критерий успеха для людей, работающих на исследовательской стороне промышленного дизайна, то есть ученых, должен быть релевантным с точки зрения профессионалов (в отличие от критериев адекватности для академической среды).

3. Теоретические основы промышленного дизайна

3.1. Феноменология, прагматизм и воплощенное взаимодействие

3.2. Теория экологического восприятия

Теория восприятия в психологии всегда была специальной областью исследований: в ней, в конечном счете, речь идет о смыслах, о значениях окружающего мира. Эта область активно переплетается с дизайном, например, через влияние теории гештальта (Gestalt theory) на дизайнерскую школу Баухауса; благодаря наличию в ней теории ментализма и когнитивному подходу к восприятию она также плотно связана с человеко-компьютерным взаимодействием.

Функциональность мира проявляется через манипулирование миром во взаимодействии. Эта теория полезна для дизайнеров тем, что возвращает значения на уровень действий. И дизайнерам это нравится — очень сложно проектировать интерфейс для абстрактных значений.

Овербике и его коллеги также не согласны с порой встречающейся механистической интерпретацией концепции Affordance. Вот что они заявляли по этому поводу в 2000 году:

3.3. Ремесленничество, осмысленная практика и конструктивистское обучение

Существует множество концепций дизайна, связанных с феноменологией, прагматизмом и экологической теорией восприятия, некоторые из которых мы кратко рассмотрим в этом параграфе.

Из-за сильного акцента на обучение на практике и анализ действий в области дизайна проявляется конструктивистская точка зрения на учебный процесс. Индивидуальные, или когнитивные варианты конструктивистской парадигмы предполагают, что локус построения знания находится в индивидуальном ученике; социальные, или ситуативные варианты предполагают, что этот локус находится в социально организованных сетях. Вместе с тем есть общая для обеих точек зрения концепция — это деятельность: ученик создает значение, подвергаясь влиянию его социокультурной среды и осмысляя его. Конструктивизм — это обучение и выполнение конкретных задач через практические занятия; то есть обучение на практике при одновременном приобретении теоретических навыков и знаний. Программы обучения проектированию, основанные на конструктивизме, используют практические умения дизайнера — а также его аналитические навыки — для получения знаний. Это единство теории и практики, где опыт играет решающую роль.

3.4. Прагматическая эстетика и эстетика взаимодействия

Мы завершаем обсуждение теоретических основ промышленного дизайна эстетикой, которая всегда была основным элементом дизайна, особенно в эстетических аспектах самих артефактов (здесь артефакт — любой искусственно изготовленный объект). Однако из-за ускорения развития интерактивных продуктов эстетика интерактивных систем проявила растущий интерес к эстетике собственно артефактов. Эти два подхода к эстетике дизайна отражают различие между прагматической эстетикой и аналитической эстетикой соответственно, провозглашенное американским философом-прагматиком, известным благодаря своему вкладу в эстетику как философскую дисциплину, Ричардом Шустерманом (Richard Shusterman).

В настоящее время прагматическая эстетика, ориентируясь на опыт, набирает силу, совместно с дизайнерами продвигаясь в сторону цифрового сообщества и сферы человеко-компьютерного взаимодействия.


Промышленный дизайн (промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн) — отрасль дизайна, область художественно-технической деятельности, целью которой является определение формальных качеств промышленно производимых изделий, а именно, их структурных и функциональных особенностей и внешнего вида. [источник не указан 140 дней]

Содержание

История

Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood) и развитием промышленного производства набивных тканей.

Этапы разработки

Обычно разработка промышленного дизайна включает в себя следующие этапы

  • генерацию идеи проработку
  • визуализацию
  • конструирование

Промышленный дизайн как вид деятельности включает в себя элементы искусства, маркетинга и технологии. Промышленный дизайн охватывает широчайший круг объектов, от домашней утвари до высокотехнологичных, наукоёмких изделий. В традиционном понимании к задачам промышленного дизайна относятся прототипирование бытовой техники, производственных установок и их интерфейсов, наземного и воздушного транспорта (в том числе автомобилей [1] , самолётов, поездов), разнообразного инвентаря. Особое место занимает дизайн мебели и элементов интерьера, посуды и столовых приборов, разработка форм и концептов которых имеет глубокие исторические предпосылки.

Защита

Интеллектуальная собственность на объекты, разработанные в рамках промышленного дизайна, может быть защищена патентом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Читайте также: