История прав человека в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

В истории России с точки зрения юридического смысла не прослеживается заметных традиций прав человека; термин прижился лишь в конце XIX – начале XX века, а практически стал воплощаться в жизнь лишь с конца 80-х годов XIX столетия.

Однако было бы неверно отрицать, что российскую действительность в течение всей истории не сопровождали идеи и призывы бороться за человека.

Образ жизни и государственно-политическая практика не способствовали укоренению в России уважения личности, ее достоинства и прав. Авторитарно–патриархальная политическая культура, монархический строй, крепостное право, правовой нигилизм и пр. – все это в большой степени отрицательно сказывалось на становлении прав человека.

Эволюция в сторону гуманности стала заметной лишь с конца XVIII века. Уровень насилия всегда был высок в стране. Последнее всегда считалось эффектным инструментом для поддержания государственного порядка. На Западе такое насилие наблюдалось не меньше, чем в России, однако, господствовало право. В России также господствовало право, однако, оно допускало высокий уровень принуждения.

Со второй половины XVIII в. просвещенная часть российского общества начинает негативно относиться и даже протестовать против насилия и крепостного права.

Одним из первых защитников идей естественного права, неотчуждаемых правах и свободах человека был Александр Николаевич Радищев (1749- 1802).

Жизнь и деятельность Радищева протекала во второй половине XVIII века, которая характеризуется усилением крепостнического гнета. Пугачевское восстание обратило внимание российского общества к вопросам поиска выхода из кризисного состояния. Другая же проблема, занимавшая умы общества - форма правления Российского государства. Обсуждались варианты: превращение абсолютной монархии в монархию просвещенную, различные формы конституционного ограничения монархии, предпочтение республиканской формы правления монархическому.

Основные положения политико-правовой доктрины Радищева к контексте прав человека сводятся к следующему

Позитивная схема изменения России Радищева связывается с исходными положениями естественных прав человека и договорного происхождения государства. Причиной происхождения государства Радищев считает природную социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушается (это сливается с точкой зрения Руссо). Государство возникает как результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет суверенитет за собой. Он не мог бы согласиться на рабство, ибо это противоестественно.

В таком обществе отменяются всякие социальные привилегии, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. Табель о рангах ликвидируется, бюрократический аппарат сокращается и становится подконтрольным представительному органу.

Наилучшей политической организацией такого общества является народное правление, созданное по образу феодальных республик Новгорода и Пскова. По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления. Но концепцию разделения властей он не признает, ибо только народ может быть истинным Государем.

Лишь такое устройство государства может обеспечить народу его священные естественные права, которые заключаются в свободе: мысли, слова, деяния, в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах, в праве собственности и быть судимым равными себе.

Взгляды Радищева получили дальнейшее развитие в трудах декабристов, а затем в революционно-демократической теории последующего времени.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876) - одна из наиболее интересных фигур в российской истории вообще и истории политико-правовой мысли в частности.

В истолковании социальных и политических проблем Бакунин опирался на естественно-правовую трактовку прав личности или обязанностей должностных лиц государства, а не формально-догматический анализ существующих государственных законов.

Отрицательное отношение к законам и законодательному регулированию у него сложилось под влиянием характерного для анархизма вообще негативного восприятия любых форм государственной и политической власти и присущих им путей и средств социального регулирования.

Все юридические установления, в отличие от законов природы и обычного правила общежития, являются, по Бакунину, навязанными государственной властью, а потому деспотичными. Это противоречит свободе и естественному закону. Игнорирование естественных законов ведет к подчинению неестественному праву, что способствует возникновению и распространению олигархии.

Важнейшая гарантия обеспечения свободы, дела свободы, - контроль над государственной властью.

Совершить социальную революцию, по Бакунину, - это значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, т.е. государства.

Исключительно большую лепту в становление и развитие российской концепции прав человека внесли, безусловно, представители так называемого либерального течения в философии и политико-правовой мысли. Кратко обратимся к некоторым наиболее характерным взглядам.

Государство, по Чичерину, - это союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага. Частное благо - цель не государства, а гражданского общества. Государство призвано обеспечивать безопасность и осуществление нравственного порядка, оно же (государство) определяет и защищает права и свободы. При этом государством определяются законы гражданские, а не так называемые естественные права.

Справедливость как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого разграничивалась область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования законов. Цель же социально-политического развития общества - избежать крайностей индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.

Оценивая ситуацию в России, Чичерин убежден, что наибольшее зло исходит от бюрократии, которая требует дисциплины беспрекословной и менее всего личной инициативы. Выход он видит в создании выборных учреждений местного самоуправления, чему учит опыт многих стран.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) один из самых авторитетных представителей отечественной философии, в том числе философии права, много сделавшего для того, чтобы обосновать мысль и безусловной необходимости права и правовых убеждений для нравственного прогресса.

Правовое государство, считает Соловьев, - положительное явление в области общественных форм жизни Западной Европы. Но, тем не менее, это не окончательный вариант воплощения человеческой солидарности, а только лишь ступень к высшей форме человеческого общения.

Политическая организация общества есть, по Соловьеву, главным образом природно-человеческое благо, столь же необходимое для нашей жизни, как и физический организм человеческий. Только христианство дает нам высшее благо, духовное благо, не отнимая при этом у нас и низших благ, данных самой природой.

Отсюда: особое значение приобретает христианское государство и христианская политика.

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть извне обеспечено государством. Но степень осуществления такого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания. В этом смысле Соловьев высоко ценит Французскую революцию, поскольку ее главным лозунгом была борьба за достижение и обеспечение права человека.

Соловьев, кроме уважительного отношения к праву, к его идее (право как ценность) стремится выделить особо и нравственную ценность права, правовых принципов и институтов.

Итак, у Соловьева речь по существу шла не только о правовом, но и социальном государстве (в его христианско-нравственной трактовке), призванном обеспечить определенный минимум социальных прав человека.

Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) в своих политических и правовых воззрениях, в понимании права и государства, соотношения личности и государства разделил основные: идеи индивидуализма и либерализма.

В его концепции автономной нравственной личности и представлениях об общественном идеале неогегельянство и неокантианство сочетались с идеями русской православной философии. Представление об идеальном общественном строе, согласно Новгородцеву, носит религиозно-эсхатологический характер. В силу антиномичности человеческого бытия и конфликта между разумом и человеческой природой общественный идеал в виде гармонии всех отношений, по Новгородцеву, принципиально недостижим. Человечество всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, Новгородцев обосновывает идею свободного социального развития — без утопической конечной цели (в духе Руссо, Канта, Маркса и других мыслителей, которые абсолютизировали цели и средства гармоничного конечного идеала), реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы.

Бердяев отличает личность от индивида. Для него личность – категория духовная, а индивид – биологическая, социологическая. Бердяев отмечал, что личность есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству … по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа.

Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается. Личность должна совершать творческие акты, что и делает ее личностью, ибо она категория оценочная, аксиологическая.

Главное в Бердяевской концепции правопонимания занимают понятия абсолютных и неотчужденных прав человека, имеющих божественное происхождение от Бога, а не от природы, общества, государства. От Бога происходит лишь свобода, а не власть – утверждает Бердяев.

С точки зрения ценностей личность выше государства, ибо она принадлежит вечности и несет в себе образ Бога, а государство принадлежит времени и никогда не войдет в Царство Божье. Речь идет о становлении свободы и власти, где для Бердяева свобода – это, прежде всего, свобода личности. И здесь в столкновении противостоят неотчуждаемые права человека и суверенитет государства. Данную коллизию он решает в пользу верховенства личности и ее неотчуждаемых прав с позиций всеобщего и последовательного отрицания суверенитета любой власти в этом мире и т.д. Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку, как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. Эта основная истина по Бердяеву находила свое отражение в учении о естественном праве, правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях.

В целом, оценивая положительно сами идеи о неотчужденных правах человека, Бердяев, однако, трактует эти права как духовные, а не естественные. Он утверждал, что учение о естественном праве, которое признавало права человека независимо от политических прав, установленных государством, допускало ошибку, которая была свойственна времени незрелой метафизики. И, наконец, под правом в бердяевской философии понимаются лишь духовные неотчужденные права человека – субъективные права человеческой личности, свободы духа, свободы совести, свободы мысли и слова.

Следует отметить, что отдельные признаки и элементы прав человека нашли свое отражение и в таких учебных дисциплинах, как история Отечественного государства и права. Изучая отдельные периоды истории государства и права, можно считать, что истоки прав человека уходят в глубокую древность. Это Новгородская и Псковская судные грамоты, Судебник 1497 и 1550 годов, Соборное уложение 1649 года и другие памятники более позднего периода. Однако наиболее полное выражение и развитие теория прав человека нашла в нормативно-правовых документах России в XX веке. Некоторые авторы выделяют в развитии российского законодательства два периода: первый – это советский период; и второй – это время современной России.

Ко второму периоду относятся права и свободы граждан современной России по Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года; Конституции Российской Федерации 1993 года, а также по конституционному, административному, трудовому, семейному, экологическому, уголовному, земельному, авторскому праву, по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам и др.

В настоящее время российское общество переживает глубокий системный кризис. В таких условиях очень быстрое выдвижение прав человека в число проблем, привлекающих к себе внимание широких кругов общественности, означает предел, к которому подошла Россия в практике положения и оценки личности в стране.

I. Права человека – почему так важны?

Некоторые примеры, что бы проиллюстрировать это зло:
Геноци;д— действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
• убийства членов этой группы;
• причинения тяжкого вреда их здоровью;
• мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
изъятия детей из семьи;
• предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
С 1948 года геноцид признаётся ООН международным преступлением.
В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав.
• На территории современной Намибии европейцы выгнали племена гереро и нама в 1904—1907 годах в пустыню, отрезав доступ к питьевой воде и пище. Тех, кто пытался приблизиться к источникам воды расстреливали – даже женщин и детей.
• Истребление и депортация христиан в Османской империи в 1915—1923 годах
• Систематическае, индустриализованное истребление евреев (Холокост), цыган и др. групп, нацистской Германией во время Второй мировой войны, принудительная стерелизация и т. п.
• Изьятие у коренных племён Австралии детей, чтобы воспитать их в белых семьях.

Раб из Северной Америки 1860 -ые
Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов инициировали скачок в развитии института прав человека и гражданина, ведущую роль в развитии которого приобретает международное право.

• Трудовые права (право на труд и свободу труда);
• Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
• Право на социальное обеспечение;
• Право на жилище;
• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
• Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т. д.
Экономические
• Свобода труда;
• Свобода промышленности и торговли;
• Свобода приобретения собственности и распоряжения ею;
• Право наследования;
• Право на владение, пользование и распоряжение землёй.
• Культурные
• Культурные права обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся:
• Свобода языка — право получать образование на родном языке и объясняться на родном языке на собраниях;
• Право на образование;
• Свобода наук и искусств (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания);
• Свобода преподавания.
Экологические
Право на благоприятную окружающую среду;
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.5


Со временем власть смягчилась, СССР распался. И страна, кажется, встала на путь к свободе и человечности. Но каков результат на сегоднешний день?

Основными причинами изменения категории для России стали:

Екатерина. Вы проделали гигантскую работу.
У меня есть 2 замечания
Человек, не сдерживаемый культурными запретами оказывается более жестоким, чем хищник. Это заметил еще Дарвин. Это можно объяснить наличием разума подсказывающего, что врагов нужно уничтожать и запугивать, чтобы они не мешали творить то что человек задумал. Это есть оборотная сторона разумности. Разумности не обузданной законами. Хищник просто нападает, душит добычу, чтоб утолить голод.
Жестокости тут нет вообще.

Второе замечание.
Когда появляются первые намеки на права человека это значит, что с траектории биологической эволюции человек вступил на траекторию культурной или социальной эволюции. На этой траектории человек должен делать то, что в биологической эволюции выполняет естественный отбор. Человек сам себя селекционирует. Если отключит разум то скатится на траекторию биологической эволюции, где нет никаких прав ни у кого. Ты умный, если сумел адаптироваться и выжить. Спорить с этим бесполезно. Этим человек и отличается от других живых существ.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Цилиндр Кира (539 год до н.э.)

Указы о правах человека, которые были изданы Киром, были начертаны на аккадийском языке на цилиндре из обожжённой глины.

Указы о правах человека, которые были изданы Киром, были начертаны на аккадийском языке на цилиндре из обожжённой глины.

В 539 году до н. э. Кир Великий, первый царь древней Персии, дал свободу рабам в Вавилоне.

В 539 году до н.э. армия Кира Великого, первого царя древней Персии, завоевала город Вавилон.
Но огромным достижением для человечества стали его следующие действия. Он освободил рабов, объявил, что все люди имеют право сами выбирать себе религию и провозгласил расовое равенство.
Эти и другие его постановления были записаны клинописью на цилиндре из обожжённой глины.

Известный сегодня как цилиндр Кира, этот древний документ считается первой в мире хартией о правах человека. Он переведён на все шесть официальных языков Организации Объединённых Наций, и его положения отражены в первых четырёх статьях Всеобщей декларации прав человека.

Распространение идеи прав человека

Документы, закрепляющие права человека, такие как Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Конституция США (1787 г.), французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) и американский Билль о правах (1791 г.), являются предшественниками многих современных документов
о правах человека.

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Читайте также: