История портрета в графике кратко

Обновлено: 08.07.2024

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут

Шевчик Ирина Анатольевна

Портрет в графике имеет свои особенности. Не многие художники посвятили свое творчество этому виду искусства. Однако стоит отметить, что работы эти чрезвычайно привлекательны и имеют свои отличительные особенности. К тому ж, имея всего лишь один простой карандаш, можно создать настоящий шедевр, если знать, как передать красоту человека в его внешнем облике, его настроение, характер, используя штрихи, тени, полутени.

ВложениеРазмер
Портрет в графике 1.96 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

I . Организационно – подготовительный этап 1. Обоснование возникшей проблемы и потребности 2. Определение конкретной задачи и её формулировка 3. Выявление основных требований к изделию 4. Исследования II . Технологический этап 5. Разработка идей, вариантов 6. Анализ идей и выбор лучшего варианта 7. Выбор формата, инструментов, приспособлений, оборудования 8. Последовательность изготовления изделия 9. Экономическое обоснование 10. Изготовление изделия. Контроль качества III . Заключительный этап 11. Испытание изделия 12. Оформление проекта 13. Самооценка План

Обоснование темы выбранного проекта Портрет в графике имеет свои особенности. Не многие художники посвятили свое творчество этому виду искусства. Однако стоит отметить, что работы эти чрезвычайно привлекательны и имеют свои отличительные особенности. К тому ж, имея всего лишь один простой карандаш, можно создать настоящий шедевр, если знать, как передать красоту человека в его внешнем облике, его настроение, характер, используя штрихи, тени, полутени.

Нарисовать портрет человека карандашом - достаточно сложная задача. Потому что для этого нужны определенные навыки и понимание всех особенностей лица человека. Сначала необходимо осмыслить местоположение всех элементов лица, перед тем как нарисовать портрет . Следовательно, нарисовать портрет карандашом - не совсем легко. Но когда у меня встал выбор, что подарить учителю ИЗО на день учителя и день рождения – я решила нарисовать портрет учителя в графике.

Схема обдумывания Потребность Традиции, мода Стоимость Экономическое обоснование Материалы, инструменты Технология изготовления Безопасность труда Форма Цветовая гамма Историческая справка

Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Человек спешил увековечить себя в истории, оставить свой образ для потомков. Не только образ, но и внутренний мир, раскрыть свое духовное я. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоций, и он строит свой образ, стремится воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности. Портретный графический рисунок дает возможность более быстрыми в исполнении средствами передать индивидуальность человека.

Portrait – воспроизводить черта в черту французский язык persona- извлечение сущности личности латинский язык

Портрет -изображение или описание человека или группы людей; в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), художника.

Портрет — обычно это изображение лица, или лица и верхней части туловища до плеч или до талии. Иногда портрет рисуют во весь рост.

акварельный ПОРТРЕТ карандашный ГРАВИРОВАННЫЙ ЖИВОПИСНЫЙ ( МАСЛО, ТЕМПЕРА, ГУАШЬ) СКУЛЬПТУРНЫЙ РЕЛЬЕФНЫЙ (на медалях и монетах)

Особенность выполнения портрета в графике в том что он передает нам образ человека таким, каким тот передает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Графические портреты художников разных народов и времен показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики и неистощимое богатство индивидуальности

Техники исполнения графических портретов: карандаш, сухая кисть, уголь, сангина, акварель

Для рисования портрета карандашом начала нам понадобится взять: чистый лист бумаги, простой карандаш.

Приступим к рисованию портрета человека карандашом. Размещаем голову в формате листа. Определяем основы осевых линий. Выявляем основы характера головы. Слегка прорабатываем тональность. Строим части лица и формы головы. Далее уточняем характер с помощью тонального разбора рисунка. Передаём характер головы с проработкой деталей и последующим их обобщением. И запомните, чем больше вы будете рисовать портреты простым карандашом , тем лучше у вас они будут получаться.

Сначала необходимо нарисовать эскиз, для этого рисуем контур головы шею, проводим вспомогательные линии, указывающие направление лица, расположение глаз, носа и губ у девушки. Размер изображения очень большой, так что нажимайте на картинку и рассматривайте детали.

Примерно разбираемся с перспективой. В этом этапе рисуем глаза, брови, нос, губы и подбородок. Потом стираем все вспомогательные элементы.

Я начинаю работать в объемах, поправляя конструктив по ходу. Прорисовываем глаза, наносим тени.

Начинаем делать штриховку с темных мест плавно двигаясь к освещенным.

Нанося штрих пытаюсь его не тушевать, потому что тушевка часто выглядит грязными пятнами. Добавляем темные тени и переходим к рисованию шеи.

Объемами исправляю анатомию, делая ее более человечной. Дорисовываем шею, начинаем растушевывать плечо и кофту, потом переходим к волосам.

В конце ставятся блики, проверяется еще раз перспектива, добавляются детали.

Вот что получилось

Настоящий портрет должен творить человека

Экологическая часть Сейчас большое внимание уделяют экологии и всем надо внимательно следить за ней. Включая то, когда и как мы создаём изделия. Работу я писала на альбомном листе А4. Бумага и карандаш - Это экологически чистый продукт, его производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

Себестоимость Мой портрет стоит 21, 5 р , он значительно дешевле, чем аналогичный в магазине. Наименование Цена Кол-во материала сумма Альбомный лист 6,5 руб 1 6,5 руб Простой карандаш 15 руб 1 15 руб итого 21,5 руб 1 21,5 руб

Мы с вами разные, как суша и вода Мы с вами разные, как лучик с тенью Вас уверяю- это не беда, а лучшее приобретенье Мы с вами разные, какая благодать! Прекрасно дополняем мы друг друга. Что одинаковость нам может дать? Лишь ощущение замкнутого круга. Н. Федотова

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Портрет в графике. Презентация на заданную тему содержит 23 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Определение портрета как произведения искусства включает 3 пункта: Определение портрета как произведения искусства включает 3 пункта: изображение является заменой отсутствующей персоны (функция напоминания); изображение вызывает эмоции, чувства; изображение является переносным (транспортабельным) — справедливо для большинства случаев.

Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. Этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе. Смысл портрета – в интересе именно к личности человека, наделенной индивидуальными качествами. Этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… Художник не относится к нему равнодушно, он понимает портретируемого по-своему. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит и о себе.

Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью.

Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы.

Средствами художественной выразительности в графике являются: Средствами художественной выразительности в графике являются: линия; штрих; пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.

Этапы рисования портрета в графике: Этапы рисования портрета в графике: 1. Выполнение компоновки на листе. 2. Наметка отдельных частей изображения в общих чертах. 3. Нахождение поворота и оси построения. 4. Выстраивание формы. На всех предыдущих этапах необходимо тщательно сравнивать изображение с натурой, проверять пропорциональные соотношения формы и перспективные сокращения. 5. Штриховка. После того как построение завершено, необходимо начать накладывать штрих, делать это нужно аккуратно и не спеша разделяя рисунок на теневую и освещенную части. Кладем штрих по форме, тем самым придаем объем портрету, но не стоит забывать об общности и зацикливаться на какой-то одной детали.

В русской портретной графике почти одновременно с Брюлловым выдвигается несколько первоклассных мастеров акварельного портрета, среди которых особое место занимает П. Ф. Соколов. Творчество Соколова немало содействовало тому, что акварельный портрет не только прочно утверждается в качестве совершенно самостоятельного жанра искусства, но и становится весьма распространенным предметом бытового обихода того времени.

Соколов П. И. Натурщик

Соколов П. Ф. Портрет неизвестной

Соколов П. Ф. Портрет молодого человека

Рядом с блестящими акварельными портретами П. Ф. Соколова карандашные портретные зарисовки В. А. Тропинина — явление гораздо более скромное, но принципиально не менее важное.

Тропинин В. А. Автопортрет с палкой и зонтом

Тропинин В. А. Портрет неизвестной

Рисунки Тропинина — будь то живописно эффектный женский портрет 20-х годов или же более поздний и непритязательный портрет А. В. Яковлева — обнаруживают стремление художника к созданию поэтического образа, полного внутренней простоты, лишенного каких-либо видимых черт исключительности. Вместе с карандашными портретами А. Г. Варнека и, отчасти, А. Г. Венецианова рисунки Тропинина являются в этом смысле новым завоеванием портретной графики.

Русская портретная графика

Тропинин В. А. Портрет А. В. Яковлева.

По тому же пути развивался в этот период рисунок пейзажный. Воспроизводимые в альбоме работы М. И. Лебедева, М. Н. Воробьева и его сына С. М. Воробьева в общем намечают ту же линию эволюции от нарядной, построенной на эмоциональном восприятии цвета лебедевской акварели до почти граничащего с жанровой зарисовкой, хотя и не лишенного декоративной выразительности рисунка С. М. Воробьева.

Совершенно особое место в русской графике первой половины XIX века занимают рисунки А. А. Иванова. Художественное воспитание Иванова, как и многих других мастеров его времени, основывалось на прочной традиции академической школы рисунка. Все его творчество отмечено подлинным благоговением перед высокой эстетической ценностью графических искусств.

Иванов А. А. Сидящая натурщица

Иванов А. А. Фигура обнаженного натурщика

Иванов А. А. Спящий Эндимон

Неизменное желание воплотить в своем творчестве высокую жизненную правду нашло замечательное выражение в серии его рисунков и акварелей жанрового и пейзажного характера. Порою в них выступает на первый план аналитическое дарование Иванова, острая наблюдательность тонкого психолога, иногда, наоборот, преобладающим становится огромная мощь философского обобщения.

Девушка, играющая на тамбурине

Жених, покупающий кольцо невесте

Знавшие Иисуса

В огромном количестве сцен, то призрачно-фантастических, то по-настоящему земных и реальных, Иванов с поразительной силой раскрывает свой гордый восторг перед силой человеческой воли и разума. Чрезвычайно разнообразно композиционное решение листов, в них нет и следа от предвзятых академических норм и условностей. В самой графической манере решительно побеждает принцип свободного динамического рисунка, идущего к пластической характеристике образа от общей экспрессивной композиционно-графической основы листа.

Хождение по водам

Читайте также: