История пленочной фотографии кратко

Обновлено: 04.07.2024

На тот момент у него уже была компания (Eastman Dry Plate Company), производившая сухие пластины для фотографии. Изобретение пленки позволило значительно удешевить процесс создания снимков и снизить накладные расходы. Более того, пленка была значительно легче металлических пластин и позволяла фотографам с большим комфортом работать на выезде.

Джордж Истман, Томас Эдиссон и катушечная пленка

Первая пленка выпускалась в виде пластин, а выпуск катушечной пленки меньшего формата начался через полтора года. Правда, массовое распространение пленочной фотографии началось только в 1888 году, когда компания Истмана представила камеру с пленкой на 100 кадров по цене 25 долларов. Несмотря на то, что это было весьма дорого по тем временам, итоговая стоимость одного отпечатка была в несколько раз ниже, чем при использовании сухих пластин.

14 октября 1968 года американские астронавты провели первое вещание в прямом эфире с орбиты. Это было одной из главных задач миссии Аполлон-7 наряду с фотографированием в космосе и навигацией по звездам, испытанием оборудования корабля и четырнадцати наземных станций слежения.

Феликс Баумгартнер перед прыжком

Рекорд высоты продержался два года – 25 октября 2014 года он был побит одним Аланом Юстасом из Google, который прыгнул с высоты 41 420 м. Но из-за того, что Юстас использовал стабилизирующий парашют, его рекорды дистанции падения и вертикальной скорости были выделены в отдельную категорию. Ну и, конечно, это событие не освещалось так широко, и не оставило впечатляющих фото и видео материалов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


Плёночная фотография во всём мире еще недавно переживала не лучшие времена. Производители сворачивали линии аналоговой продукции и переходили на цифру; фотолюбители и профи - активно снимали на цифровые фотокамеры, матрицы камер в смартфонах становились (да и становятся) всё совершеннее. Про историю плёнки в России и говорить не стоит: казалось, что вот только что, после хаоса девяностых, стали доступны нашим людям японские модные автоматические камеры, и.. опа, а уже и не надо: вот она, цифра. Плёнка умерла сама собой, вместе с остатками запасов Свемы в закромах заядлых любителей; сами любители освоили цифровые фотокамеры, производители освоили процесс модернизации цифровых фотокамер и всё пошло по накатанной: больше мегапикселей, меньшие габариты, меньший вес..



Смартфоны и Инстаграм завершили историю, сделав фотографию реально массовой. Да, тут есть некое утрирование, ибо остались, конечно, настоящие фанаты плёнки, которые стали покупать плёнку в зарубежных магазинах, охотиться на редкие и особо интересные модели плёночных камер, отправлять свои любимые фотоаппараты на профилактическое обслуживание к мастерам в Европу. но как массовое увлечение, которое, в своё время, привело к выпуску более 21 млн экземпляров фотокамеры Смена-8, плёнка, казалось, перестала существовать навсегда.

Но, как и у любого маятника, у маятника фотографии есть и обратный ход. Мы можем предполагать (и даже с определенной уверенностью ответственно заявлять), что плёнка должна была вернуть свою популярность, хотя бы часть её. Смотрите: не смотря на доступность практически всего фонда музыкальных записей в сети, интернет-радио и обычные радиостанции всё еще существуют; вопреки безудержным прогнозам футурологов, существуют и бумажные книги; наплевав на всякую логику, существуют компакт-диски, виниловые пластинки, кассеты..

Более того, это всё не только существует, но и неплохо себя чувствует. Потому что всегда будут люди, которым запах типографской краски и ощущение бумаги на кончиках пальцев дороже, чем экономия места и времени. Будут люди, которые слышат разницу между аналоговой записью 70-х годов и цифровой мастер-записью из современной студии. Будут люди, которым физические предметы дороже электронных, и будут люди, которым уникальность и неповторимость процесса важнее, чем возможность в любой момент воспроизвести результат с заданной точностью.

ektachromefet-800x420.jpg

Именно уникальность каждого кадра и привлекает настоящих любителей фотографии к плёнке. У профессионалов тут немного другой интерес: для них, скорее, важны те возможности, которые предоставляет фотоплёнка; но уникальность каждого кадра и здесь играет немалую роль: сделанный на плёнку художественный кадр имеет особую ценность в силу как раз этой уникальности. Аналоговая фотография заставляет своих адептов совершенствоваться в чуть большей степени, чем фотография цифровая. Строго отмеренное количество кадров на катушке плёнки - самый первый и простой мотиватор. Тут нельзя стереть непонравившийся кадр и переснять композицию заново: можно только сделать еще один снимок. И не факт, что момент не будет упущен: свет, тень, выдержка, диафрагма - всё это играет куда большее значение в фотографии аналоговой, чем в цифровой. И сменить ISO в плёночной камере не получится - светочувствительность определяется самой плёнкой, которую Вы заряжаете в фотокамеру.


Аналоговая фотография сложнее цифровой, и это безусловно ее преимущество. Ровно как и в случае с виниловыми пластинками: правильная настройка проигрывателя и всей аудиосистемы для воспроизведения записи с винилового диска в разы сложнее, чем простое нажатие кнопки "Play" на смартфоне. Да, мы не ошиблись: сложность - это достоинство и преимущество любого аналогового носителя, будь то носитель изображения или звукозаписи. И чем сложнее его создавать, тем выше его ценность. Это как с мебелью из "Икеа" и мебелью из Италии ручной работы: два очень похожих предмета будут стоить совершенно разных денег и будут настолько отличаться в мелких деталях, что отличить их не составит труда.

Для тех, кто не знаком с фотоплёнкой, но хорошо знаком с фотографией на цифровую фотокамеру, мы хотим отметить: даже если Ваш цифровой фотоаппарат позволяет снимать в полностью ручном режиме, и этот режим Вы освоили в совершенстве, в работе с плёнкой Вас ждет еще много нового. Разная зернистость и разная чувствительность плёнки к различному спектру света, разный результат в зависимости от проявителя и способа проявки, куда как более сильное влияние оптики объектива на итоговый кадр - всё это открывает мир никак не меньший по возможностям, чем Photoshop и любые иные графические редакторы. Более того, то, что Вы получите на плёнке, можно ведь и оцифровать для дальнейшей работы с кадром в Photoshop. Хотя это, конечно, уже немного извращение, и вот почему.

erwitt.jpg

Во-первых, аналоговый источник не переводится в цифру без потерь. От слова "совсем". Для того, чтобы просто "вытащить" из плёнки то, на что она способна, практически нет оборудования. А использование того, которое есть, финансово рационально только в том случае, когда кадр прямо вот уникален и его необходимо сохранить для потомков любой ценой на всех возможных носителях. Ну нет в мире пока доступных сканеров, способных снять в цифру те 600 линий на дюйм, которые может предложить низкочувствительная плёнка в качестве разрешения.

Во-вторых, вся прелесть плёночной фотографии - в возможности полностью самому сотворить отпечаток, от задумки и нажатия на кнопку затвора, до оформления отпечатка для размещения над собственным столом. Съемка, проявка, печать - всё это процесс создания чего-то нового в этом мире; создания своими руками того, чего раньше просто не существовало. И чем раньше Вы самостоятельно проявите Вашу плёнку, тем быстрее Вы поймете, что отдавать плёнку на проявку в лабораторию необходимо только в очень редких случаях (и только в очень хорошую лабораторию).


Ваша плёнка просуществует еще сто лет после проявки. Фотоснимок (на хорошей бумаге, покрытый лаком и защитным слоем, под стеклом) - куда дольше. И в нашем бешеном темпе жизни весьма немного увлечений, которые могут подарить Вам такие ощущения, которые вы испытаете, впервые создав свою собственную классную фотографию. Эта (и каждая последующая удавшаяся) фотография стократ компенсирует любые сложности в освоении съемки на плёнку. Ну а ФотоАптека будет рада помочь Вам начать (или продолжить) Ваш путь в мир плёночной фотографии; в следующий раз мы расскажем Вам о том, какие пленочные фотокамеры стоит искать начинающему фотографу-любителю и какие - профессионалу, решившему добавить в своё портфолио услуг аналоговую фотографию.


Плёночная фотография — фотографический способ получения неподвижного изображения объектов, использующий получение и хранение информации в ана́логовой форме на светочувствительных материалах, в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса. До широкого распространения цифровой фотографии плёночная фотография являлась основным фотографическим процессом как в бытовом, так и в профессиональном примененим. В настоящее время её роль неуклонно снижается, а в большинстве областей она уже фактически полностью вытеснена более технологичными цифровыми решениями.

Видимое изображение ещё можно получать при помощи электрофотографии.

В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы — фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

Содержание

Галогеносеребряная фотография

Наиболее массовое применение среди фотохимических методов фиксации изображений получила галогеносеребряная фотография. Основной причиной этого является беспрецедентная среди других веществ собственная светочувствительность и возможности сенсибилизации кристаллов галогенида серебра.

Подготовка к съёмке

При использовании фотопластинок или форматной плёнки в соответствующих фотоаппаратах отличие описанных действий заключается только в способе зарядки фотоматериала в кассету. Поэтому подробно не описывается.

  • Установка на экспонометре или шкале-памятке параметров плёнки. Для современных аппаратов (а также для простейших компактных камер), считывающих с кассеты цифровой код чувствительности, специального действия не требуется.

Съёмка

  • Подготовка снимаемой сцены.
    • Средства освещения, фон.
    • Устройство снимаемой сцены.
    • Замер экспозиции и выбор экспопары.
    • Наведение и кадрирование.
    • Фокусировка.
    • Спуск затвора.
    • Перевод кадра.

    Завершение работы

    • Обратная перемотка.
    • Хранение отснятой плёнки.
    • Зарядка в бачок для лабораторной обработки.
    • Обработка в соответствии с типом фотоплёнки (чёрно-белая негативная, цветная негативная, чёрно-белая обращаемая, цветная обращаемая).

    Негативно-позитивный фотографический процесс

    В современном виде аналоговый фотографический процесс получения фотографии состоит из следующих частей:

    Обработка негативной фотоплёнки

      • Чёрно-белое проявление. .
      • Отбеливание. . .
      • Сушка.


      Субтрактивный метод синтеза цвета с применением цветной негативной плёнки и соответствующей фотобумаги.

      Печать отпечатков

      Может осуществляться контактным и проекционным способами. Контактная печать применяется при получении отпечатков и диапозитивов формата, совпадающего с форматом негатива. Проекционная печать позволяет не только произвольно изменять формат позитива, но и исправлять в некоторых пределах перспективные искажения, создавать комбинированные из нескольких изображений фотографии (фотомонтаж, коллаж).

      Проекционная печать осуществляется с помощью фотоувеличителя — оптической системы, в которой негатив, освещённый лампой через конденсор и, возможно, матовое стекло, проецируется на экспонируемую фотобумагу. Дополнительными элементами процесса могут быть реле времени, кадрирующая рамка, лабораторный фонарь, набор корректирующих светофильтров для цветной печати и мозаичные светофильтры.

      Обработка фотобумаги

      Обращаемые фотоматериалы

      Наиболее важной разновидностью аналогового фотографического процесса является использование обращаемой фотоплёнки для получения диапозитива (слайда). Слайды используют для разных целей. Основное же применение слайдов — это проекция на экран при помощи диапроектора и сканирование для целей полиграфии. Основные преимущества и недостатки цветного обращаемого материала по сравнению с негативно-позитивным процессом:

      Кросспроцесс

      Кросспроцесс или кросспроцессинг — проявка одного типа плёнки по процессу другого. Чаще всего таким образом проявляют негативную цветную плёнку (процесс C41) как обращаемую цветную слайдовую плёнку (процесс E6) и наоборот.

      Некоторая дополнительная обработка

        изображения
      • Усиление изображения чернением. (окраска). .

      Фотоаппараты

      Немного истории

      В 1725 году первым, кто доказал, что свет, а не тепло окрашивает серебряную соль в темный цвет, был Иоганн Гейнрих Шульце (1687—1744), физик, профессор Галльского университета в Германии.

      ‎В 1839 году француз Луи Жак Манде Дагер (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром. После тридцатиминутного экспонирования Дагер перенёс пластину в тёмную комнату и какое-то время держал её над парами нагретой ртути. В качестве закрепителя изображения Дагер использовал поваренную соль. Чёрно-белый снимок получился высокого качества с хорошо проработанными деталями как в света́х, так и в тенях.



      В то же время англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот изобрел другой способ получения фотографии (Он назвал его калотипией). В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Он получил первый в мире негатив. Экспозиция длилась около часа. [4]

      Фотоплёнка

      Фотопластинки

      Другие фотографические процессы

      Помимо завоевавшей наибольшую популярность галогеносеребряной фотографии, существует несколько других фотографических процессов, отличающихся как применяемыми фотоматериалами, так и их обработкой.

      Примечания

      1. ↑Cовременная творческая фотография
      2. ↑Некоторые химические свойства и реакции галогенидов серебра.
      3. ↑Неактиничный свет — Словарь фототерминов — PhotoRescue — Программа для восстановления удаленных фотографий с мультимедиа флеш (flash) карт цифровых фотоаппаратов — xd, sd, sony
      4. ↑История первой фотографии

      Литература

      • Э. Хокинс, Д. Эйвон [Bladford Press Poole 1980 Фотография:Техника и искусство] = Photography The guide to technigue Andrew Hawkins and Dennis Avon, Bladford Press. — 1-е изд.. — М.: Мир, 1986. — С. 280 с.,ил. — ISBN 0-1-5
      • Фотография
      • Фотографические процессы

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Плёночная фотография" в других словарях:

      Ночная фотография — Ночной Сингапур … Википедия

      Ночная смена (телесериал) — Ночная смена Turno di notte Жанр фильм ужасов Страна Италия Телевизионный канал ADC Produzioni TV Количество серий 15 … Википедия

      Портал:Фотография — Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

      Документальная фотография — Документальной фотографией один из жанров фотографии обращенной к реальным событиям. К задачам документальной фотографии можно отнести создание фотографического документа, являющегося свидетельством реальных событий, документом эпохи, а… … Википедия

      Уличная фотография — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

      Рекламная фотография — … Википедия

      Посмертная фотография — мужчины средних лет. Тело усажено в позе живого человека (около 1860 года) Посмертная фотография (англ. Post mortem photography) обычай фот … Википедия


      Сегодня мы заглянем в прошлое и рассмотрим, как эта удивительная техника создавалась и развивалась, потому что не познав славного прошлого – не построить великого будущего.

      Камера-обскура

      Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.


      Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.

      Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

      Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

      Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.


      Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.

      Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.

      Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.

      Изобретение фотокамеры


      Первая фотография, насколько нам известно, была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.

      В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.



      В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.

      В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.


      Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1861 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.


      Имена в фотографии

      Когда появилась фотография - были и споры и сомнения как это обычно бывает – и лишь немногие люди почувствовали, какие возможности она даёт. Благодаря этим энтузиастам фотография превратилась в большую индустрию в наше время. Эти люди совершенно преобразовали способы делать, смотреть, судить и воспринимать фотографии. Вот наиболее значимые из них.

      Альфред Стиглиц


      Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.

      Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.




      Феликс Надар


      Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.





      Анри Картье-Брессон


      Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.





      Заглядывая в будущее

      В следующей статье исторической серии мы рассмотрим период 1940-80-х годов, от изобретения многослойных цветных негативов, до появления моментальных камер Polaroid и Fujifilm. Мы также исследуем историю превращения фотографии в инструмент пропаганды и узнаем почему она стала использоваться в рекламе и продвижении продукции!

      От переводчика: Это седьмая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие шесть:

      Читайте также: