История овос в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Концепция национальной безопасности России рассматривает переход к устойчивому развитию при сбалансированном решении социально-экономических задач и проблем, связанных с охраной окружающей природной среды (ОПС), как важнейшее условие обеспечения национальных интересов в области экономики. Стратегия охраны ОПС изложена в Экологической доктрине РФ. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – комплексный интерактивный процесс, направленный на выявление воздействий намечаемой к реализации хозяйственной или иной деятельности на здоровье людей и окружающую среду.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………..3
1. Зарубежный опыт проведения процедуры ОВОС……………………5
2. Анализ методологии экологической оценки проектов в США……. 5
3. Методологические особенности процедуры ОВОС в странах ЕС…..6
4. Процедура ОВОС……………………………………………………….9
5. Процедура ОВОС в России……………………………………. ……12
6. Участники процесса ОВОС……………………………………….…..16
Заключение………………………………………………………. …..19
Список литературы……………………………………………..……..21

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

Так, специального рассмотрения может заслуживать обычный по масштабу и характеру деятельности проект объекта, который планируется разместить вблизи уникального природного комплекса. Необходимость проведения ОВОС может быть обусловлена обеспокоенностью населения, проживающего на территории, где планируется разместить объект. Серьезные проблемы связаны с проведением ОВОС для нескольких небольших объектов, которые предполагается разместить на одной площадке (территории). При этом вводиться в эксплуатацию они могут не одновременно, а через значительные промежутки времени. Каждый в отдельности такой объект может оказывать незначительное воздействие на окружающую среду и поэтому, казалось бы, не требует проведения ОВОС, но вместе они характеризуются значительным воздействием, которое, несомненно, должно быть оценено и учтено в процессе принятия решения. Это можно сделать при проведении ОВОС для проектно-планировочных документов, разрабатываемых на мезотерриториальном уровне, - проектов районной планировки, схем генеральных планов групп предприятий, генеральных планов крупных населенных пунктов и др.

Определение задач и планирование ОВОС. На этом этапе с участием всех заинтересованных сторон выявляются вопросы, которые необходимо исследовать в ходе оценки, а также выработать и отобрать разумные альтернативы намечаемой деятельности.

Оценка воздействий. Наиболее сложный и ответственный этап, на котором производится выявление, - определение величины и оценка значимости воздействий.

Разработка мероприятий по регулированию воздействий. Производится разработка мероприятий по предотвращению, уменьшению и компенсации негативных последствий воздействий, внесение изменений в проект, планирование мониторинга и контроля воздействий.

Подготовка итогового документа. Представление результатов оценки воздействия в форме, регламентированной соответствующими нормативными документами.

Оценка полноты и качества материалов ОВОС. Проверка адекватности и полноты итогового документа, появляющеюся в результате выполнения ОВОС, Оценка соответствия проекта действующим природоохранным нормам и правилам,

Принятие решения. Решение о целесообразности или нецелесообразности продолжения работ по проекту, необходимости доработки, которое принимается специально уполномоченными органами.

Мониторинг и контроль воздействия. Осуществляется на этапе строительства, введения в эксплуатацию и функционирования объекта для проверки соответствия проектных решений по природоохранным мероприятиям и показателей, характеризующих воздействие на окружающую среду, требованиям и прогнозам, сделанным при выполнении ОВОС. Результаты мониторинга и контроля воздействия используются для управления воздействием на окружающую среду, при создании системы экологического менеджмента на объекте.

Участие общественности. Обычно происходит на этапах определения задач, а также оценки полноты и качества ОВОС, но может также происходить на любом другом этапе процесса. Программы участия общественности могут иметь различные цели - от простого обеспечения информацией до полного вовлечения в процесс принятия решения. Формы и методы участия должны быть выбраны не только с учетом масштабов проекта, но и готовности общественности к принятию важных решений.

В России деятельность в области ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия на окружающую среду, последняя редакция которого принята в мае 2000 г. Согласно этому положению предусматриваются следующие этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду.

  1. Уведомление, предварительная оценка воздействия на окружающую среду и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. На этом этапе заказчик подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами. Предусмотрено информирование заинтересованных сторон о намечаемой деятельности.
  2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценки местности, где предполагается разместить объект, мнение заинтересованных сторон Наиболее сложной проблемой остается выявление наиболее значимых воздействий.

5. Процедура ОВОС в России.

Основу российской системы экологической оценки хозяйственной деятельности составляют ОВОС и экологическая экспертиза. Экологическая оценка подразумевает учет не только экологических, но и экономических факторов на стадии предпроектного и проектного планирования различных видов хозяйственной деятельности. В России требование о проведении ОВОС было распространено на все формы хозяйственной деятельности с 1988 г.; c 1990 г. утверждено в ГОСТ 17.0.0.04-90 "Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения"; в 1995 г. закреплено Федеральным Законом, в котором содержатся основные положения об установлении соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и обязательности включения материалов ОВОС в состав документов, представляемых на экспертизу. В Федеральном Законе "Об охране окружающей среды" процедура ОВОС закреплена ст. 32 "Проведение оценки воздействия на окружающую среду".

Таким образом, в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации, процедура ОВОС является одним из этапов экологического сопровождения проектов. Раздел "Оценка воздействия на окружающую среду" входит в состав документов по обоснованию инвестиций в строительство, в материалы их технико-экономического обоснования (ТЭО). При его разработке необходимо определять требования к выбору места размещения объектов при существующей и прогнозной экологической ситуации (на вариантной основе) и социально-экономическом развитии территории и проектным решениям по использованию природных ресурсов и сохранению ОПС.

Экологическое обоснование проектного решения должно базироваться на детальном анализе исходной информации о состоянии ОПС, природных, ландшафтных и ассимиляционных особенностях территории, ее хозяйственном использовании, характере планируемой деятельности, видах и масштабах воздействия.

Основные принципы национальной процедуры оценки воздействия на окружающую среду определяются ст. 2 Положения. Экологическое обоснование проектного решения должно базироваться на детальном анализе исходной информации о состоянии ОПС, природных, ландшафтных и ассимиляционных особенностях территории, ее хозяйственном использовании, характере планируемой деятельности, видах и масштабах воздействия.

Участие общественности в процедурном процессе ОВОС может осуществляться на этапе представления первоначальной информации и на этапах проведения ОВОС. Российская экологическая оценка намечаемой деятельности (в содержательной части), существенно отличается от экологической оценки, которую необходимо проводить в соответствии с требованиями ЕБРР. АЭВ – экологическая оценка ЕБРР – более индивидуализирована в зависимости от типа проекта и, следовательно, от уровня воздействия этого проекта на состояние окружающей среды, выполняется для всех проектов, которые могут оказать значительное влияние на состояние окружающей среды. Целью АЭВ является предоставление достаточного объема экологической информации для того, чтобы Совет директоров имел возможность прийти к заключению, является ли намечаемая деятельность адекватной с точки зрения ее экологических последствий, и принять решение об утверждении или отказе от предоставления финансовых средств для осуществления проекта по экологическим соображениям. В соответствии с Директивой ЕС по АЭВ, заказчик проекта должен обратиться за разрешением на осуществление намечаемой деятельности, если она способна оказать значительное воздействие на состояние окружающей среды.

Российское законодательство не выделяет четко категорий деятельности, для которых необходимо выполнение ЭО. Оно предусматривает, что при проведении ОВОС потенциальные воздействия на окружающую среду любого вида деятельности должны рассматриваться с тем, чтобы в максимальной степени уменьшить негативное влияние проекта. В соответствии с требованиями ЕБРР и ЕС, проведение АЭВ необходимо в случае реализации крупных проектов, а также проектов, которые будут реализовываться в экологически уязвимых районах. Обычно ЭО проводится в отношении всех видов деятельности, которые могут оказать значительное влияние на окружающую среду, с учетом их характера, масштаба и местоположения.

Российские процедуры проведения ОВОС и Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) основываются на принципе презумпции потенциальной экологической опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а это означает, что любая намечаемая деятельность является объектом ЭО. Российское законодательство не дает четких указаний и критериев относительно необходимой степени детализации ОВОС, хотя на практике в отношении видов деятельности, которые вряд ли могут причинить серьезный ущерб окружающей среде, может применяться упрощенная процедура проведения ОВОС. В отличие от российского законодательства, ЕБРР указывает перечень видов деятельности, требующих проведения АЭВ. Эти виды деятельности делятся на категории А, В и С в зависимости от значимости их последствий для окружающей среды. Степень детализации АЭВ, требуемого для каждой категории, четко определена в экологических правилах Банка.

Между процедурами определения объема ЭО, предусмотренными российским законодательством, и правилами ЕБРР и ЕС, не наблюдается существенных различий. Все они предусматривают осуществление следующих обязательных мероприятий:

• подготовка исходной информации о намечаемой деятельности, включая местоположение и описание проекта, с определением воздействия на состояние ОПС, которое может оказать намечаемая деятельность;

• изучение ранее собранных данных;

• определение пробелов в исходных данных;

• информирование общественности о намечаемой деятельности;

• подготовка к общественным слушаниям;

• проведение общественных слушаний;

• подготовка отчета о результатах общественных слушаний;

• разработка технического задания на выполнение экологической оценки.

Раздел ОВОС (в российском варианте) и отчет по АЭВ должны готовиться в соответствии с Техническим заданием, подготовленным на этапе определения объема АЭВ. Типовое содержание и формат раздела по ОВОС и Отчета по АЭВ несколько различаются, но эти различия не имеют существенной роли, так как структура отчетов определяется индивидуально с учетом специфики каждого конкретного проекта для обеспечения оптимального подхода к анализу экологических вопросов.

В соответствии с российским законодательством, окончательное решение в отношении намечаемой деятельности принимается при проведении ГЭЭ, которая следует за ОВОС; в соответствии с требованиями ЕБРР – окончательное решение о возможности реализации намечаемой деятельности является заключительным этапом процедуры проведения АЭВ.

6. Участники процесса ОВОС.

Заказчик (инициатор деятельности) - это юридическое или физическое лицо, ответственное за подготовку документации планируемой или иной деятельности. В роли инициатора могут выступать предприятия, организации, объединения всех форм собственности, государственные органы, иные физические и юридические лица.

Согласно требованиям нормативных документов, регламентирующих деятельность по разработке, согласованию и экспертизе проектной документации, отвечает за организацию оценки воздействия на окружающую среду и представление документации на государственную экспертизу (в том числе экологическую) заказчик (инициатор планируемой хозяйственной и иной деятельности). Заказчик несет расходы, связанные с проведением ОВОС. Если ОВОС проводится в полном объеме, то эти затраты могут быть весьма значительными. Инициатор деятельности обязан выполнить прогноз воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, подготовить отчет о результатах проведения ОВОС, обеспечить участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС.

Специально уполномоченные органы. К специально уполномоченном органам относятся органы и организации, имеющие те или иные полномочия по отношению к процессу оценки воздействия на окружающую среду или намечаемой деятельности в целом. Можно выделить три основные функции таких органов в процессе ОВОС. Во-первых, это контроль за процессом ОВОС. Таким специально уполномоченным республиканским органом государственного управления является Минприроды. В его задачи входит контроль соблюдения процедуры и проверка качества документации ОВОС. При этом основным предметом такой проверки является достаточность информации для принятия решений, ее достоверность и адекватность представления.

Во-вторых, принятие решения по итогам ОВОС, что является компетенцией государственных органов. В третьих, согласование отдельных аспектов намечаемой деятельности, которое производится различными специализированными органами, уполномоченными согласовывать (выдавать разрешения, лицензии и т. п.) отдельные аспекты намечаемой деятельности. Как правило, эти органы используют материалы ОВОС при принятии соответствующих решений.

Отдельно следует упомянуть внутренние системы ОВОС международных финансовых организаций (например, Всемирного банка. Европейского банка реконструкции и развития и т. п.), которые активно используют экологические процедуры для отбора инвестиционных проектов в развивающихся странах, странах Центральной и Восточной Европы В таких системах функции специально уполномоченных органов в рамках установленной процедуры выполняют подразделения этих организаций Они контролируют соблюдение необходимых условий инициатором деятельности, претендующим на получение финансирования определяют требования к объему материалов ОВОС, оценивают качество документации по ОВОС, а также делают заключение о целесообразности финансирования проекта.

Антропогенная нагрузка на природу. Эффективные способы ликвидации экологических последствий хозяйственной и иной деятельности. Ответственность за методическое обеспечение и анализ выполнения акта. Управленческие рычаги рационального природопользования.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.02.2015
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова

Студент группы ЭПП-10:

1. ОВОС за рубежом

2. ОВОС в России

Список использованных источников

Антропогенная нагрузка на природу постоянно возрастает, увеличивается значимость негативных изменений в окружающей среде, усиливается необходимость их устранения. Однако, природоохранные меры не дают желаемого результата. Острота экологической напряженности нарастает. Становится очевидным, что человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации экологических последствий хозяйственной и иной деятельности, сколько в надежных механизмах их предупреждения. антропогенный хозяйственный акт

1. ОВОС за рубежом

За рубежом началом деятельности под названием ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ (Environmental Impact Assessment) считается принятие Конгрессом Соединенных Штатов Америки (в канун Рождественских праздников 1969 г.) и затем подписание Президентом США Р. Никсоном (1970 г.) законодательного акта "О национальной политике в области окружающей среды" (National Environmental Policy Act - NEPA). Данный законодательный акт был принят для координации деятельности федеральных ведомств, с тем чтобы "использовать систематический, междисциплинарный подход, при котором обеспечиваются интеграция естественных и общественных наук, проектирование среды обитания при планировании и принятии решений".

Ответственность за методическое обеспечение и анализ выполнения этого акта была возложена на специально образованный при Президенте США Совет по качеству окружающей среды (Council on Environmental Quality), который в 70-е годы издал серию методических материалов по реализации процедур ОВОС.

В соответствии с NEPA инициатор хозяйственной деятельности, прежде чем принять решение о реализации проекта, к осуществлению которого причастны органы федерального правительства, должен подготовить Заявление о воздействии на окружающую среду (ЗВОС). В статье 1502.2 NEPA указывается, что "ЗВОС должно являться средством оценки воздействия на окружающую среду в результате планируемого действия, а не оправданием уже принятого решения".

Несмотря на рамочный характер этого законодательного акта, в соответствии с ним началась активная деятельность по подготовке документов, сопровождающих выработку хозяйственных решений. Учрежденное в 1970 г. Агентство по охране окружающей среды США (Environmental Protection Agency) также включилось в выработку методических материалов по обеспечению процесса ОВОС и практическую оценку хозяйственных проектов, осуществляемых федеральным правительством. Огромное давление на инициаторов хозяйственной деятельности стали оказывать суды, которые с первого же дня после вступления NEPA в силу были вынуждены рассматривать дела, связанные с исками, предъявляемыми общественными объединениями экологов и рядовыми гражданами по поводу невыполнения заказчиками требований указанного законодательного акта.

В 1979 г. Совет по качеству окружающей среды США утвердил "Правила по выполнению процедур ОВОС", установленных NEPA, которые в 1986 г. на основе практического опыта были существенно переработаны. На основе NEPA правовые службы отдельных штатов США разрабатывают и принимают на законодательном уровне собственные правила по выполнению процедур ОВОС. В настоящее время такая работа проделана более чем в 15 штатах.

В те же годы, что и в США, процесс ОВОС начал использоваться в системе принятия решений Канады, Франции, Нидерландов, Великобритании, Германии и некоторых других западных стран.

В 1972-1973 гг. федеральное правительство Канады, хотя и находилось под сильным влиянием NEPA, ввело свой порядок проведения ОВОС, издав Инструктивную директиву по ОВОС, которая определяла суть и цель федеральной экологической оценки. В 1995 г. вступил в силу принятый тремя годами раньше закон Канады "Об экологической оценке", а федеральное Агентство по оценке воздействия на окружающую среду Канады было преобразовано в Канадское агентство по экологической оценке.

Законодательные акты, содержащие элементы процесса оценки воздействия на окружающую среду, были приняты в Австралии (1974 г.), Франции (1976 г.), Новом Южном Уэльсе (1979 г.).

В 1985 г. Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН приняла Директиву 85/337/ЕЭС для стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС) "По оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду", на основе которой были изданы самостоятельные законодательные и/или административные акты о применении процедур ОВОС в системе принятия хозяйственных и иных решений в ФРГ (1990 г.), Греции (1986 г.), Ирландии (1989г.), Дании (1989 г.), Италии (1988 г.), Нидерландах (1987 г.), Испании (1987г.), Португалии (1990 г.), Новой Зеландии (1986 г.), Японии (1986 г.) и ряде других стран.

Опыт использования методологии ОВОС позволил странам - членам ЕЭС в целях предотвращения межнациональных экологических конфликтов подготовить и принять в 1991 г. Международную Конвенцию "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте", которую подписал и Советский Союз.

Анализируя этапы становления идеологии ОВОС за рубежом и накопленный там практический опыт подготовки и принятия решений с учетом экологического фактора, можно подметить следующее.

Во-первых, законодательное закрепление процедур ОВОС в зарубежной практике ознаменовало собой в 70-е годы переход от "реактивного" подхода в природоохранной деятельности, при котором охрана окружающей среды сводилась к борьбе с уже имевшим место излишним загрязнением природных компонентов (воды, воздуха, земли и т.д.), к "превентивному" подходу, при котором искусственно моделируются изменения окружающей среды, могущие последовать за осуществлением хозяйственного проекта, до того, как будет принято решение о его реализации.

Во-вторых, процесс ОВОС стал механизмом участия общественности в процессе принятия решений о хозяйственном развитии, применение которого гарантирует включение результатов обсуждений в само хозяйственное решение. Однако все это стало возможным благодаря устойчивым демократическим традициям, существующим в большинстве западных стран. Как само собой разумеющееся, на Западе для разрешения острейших экологических конфликтов использовали традиционные способы: общественное обсуждение, опрос общественного мнения, защиту экологических потребностей граждан с помощью судебного механизма и т.д., - которые всегда помогали народам этих стран решать разнообразные проблемы, возникающие в других областях общественной жизни и касающиеся большого числа людей.

В-третьих, все решения о хозяйственном развитии на Западе принимаются политиками разного уровня, то есть людьми, которые занимают выборные посты. Эти лица имеют право дать согласие на осуществление хозяйственного проекта, даже если его реализация может иметь значительное воздействие на окружающую среду. Однако в этом случае последствия, в том числе и политические, заставляют их тщательно взвешивать имеющиеся аргументы и учитывать экологический аспект при принятии решений. Это, пожалуй, самое важное. Законодательное закрепление ОВОС в западных странах и довольно эффективное применение этого процесса на практике свидетельствует о том, что им удается достичь компромисса между социально-экономическими целями и экологическими потребностями общества по каждому подготавливаемому решению, реализация которого повлияет на качество окружающей среды.

2. ОВОС в России

Официальным началом деятельности по оценке воздействия на окружающую среду в нашей стране принято считать 1985 год, когда были утверждены строительные нормы и правила (СНиП1.02.01-85) "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". В приложении №4"Охрана окружающей природной среды" указанного СНиП появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта строительства хозяйственного объекта должен был содержать "комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов и мероприятий по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружения на окружающую природную среду, включая флору и фауну".

Однако эта рекомендация долгое время не выполнялась. Среди причин такого "забвения" можно назвать, во-первых, отсутствие методической базы по проведению оценки экологической обеспеченности предусматриваемых технических решений при разработке обосновывающей документации, во-вторых, нетребовательность института государственной экспертизы проектов и смет по обеспечению выполнения этой рекомендации, в-третьих, отсутствие в проектных организациях и экспертных органах специалистов достаточной квалификации для выполнения работ по ОВОС и ряд других обстоятельств.

Не изменило ситуацию и требование Государственного комитета СССР по охране природы (1988 г.) о том, что все проектные материалы, поступающие на государственную экологическую экспертизу, в разделе "Охрана окружающей природной среды" ТЭО/проекта строительства нового, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия должны "содержать результаты оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду". Дополнительным прессом на заказчика явилось также постановление Верховного Совета СССР от 27.11.89 "О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны", согласно которому "финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы". Несмотря на это, при разработке обосновывающей документации по-прежнему подготавливался традиционный раздел "Охрана природы", основная цель которого заключалась в перечислении объектов, которые могут быть отнесены к природоохранным мероприятиям на будущем предприятии.

"Экологическая" переориентация деятельности "института проектирования" и соответствующие структурные изменения в проектных организациях начались по существу в 1992 г., когда территориальные органы системы Госкомприроды СССР получили указание от руководства Комитета не принимать на государственную экологическую экспертизу обосновывающую документацию без информации об использовании в проектных решениях результатов проведения ОВОС. В том же году Госкомприроды СССР была утверждена Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов (со сроком действия до 01.01.92), которая впервые использовала аббревиатуру ОВОС и явилась первым нормативным документом в этой области.. На основе Временной инструкции более 20 министерств и ведомств утвердили по согласованию с Госкомприроды СССР отраслевые инструкции по проведению ОВОС, которые стали первым "эшелоном" нормативной базы по оценке воздействия на окружающую среду.

К сожалению, принятый Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (19.12.91) не содержал требований о проведении ОВОС. Лишь в разделе IV Закона, где регламентируются экологические требования, указано, что при размещении предприятий, сооружений и иных объектов "должно быть обеспечено выполнение требований по учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов".

Таким образом, ОВОС, как совокупность этапов, процедур и операций по учету экологических требований и условий при подготовке и принятии хозяйственных решений в нашей стране, была инициирована в 1988 г. государственной экологической экспертизой. До этого времени ОВОС была уделом в основном коллективов ученых, которые под этим имели в виду главным образом научный прогноз изменений состояния окружающей среды, происходящих под влиянием антропогенной деятельности.

Для методического обеспечения процесса ОВОС Главная государственная экологическая экспертиза - одно из подразделений Госкомприроды СССР - от лица Комитета взяла на себя функции разработчика нормативной базы деятельности по ОВОС, ответственность за проведение которой возлагалась на инициатора, а точнее - на заказчика намечаемой хозяйственной деятельности.

В течение следующих 5 лет Минприроды России подготовило серию методических документов, регламентирующих процесс ОВОС на стадии разработки ТЭО/проекта строительства хозяйственного объекта на новом земельном участке.

Параллельно велась работа по согласованию отраслевых инструкций по проведению ОВОС, подготовка которых также была инициирована Минприроды России. Основной целью разработки отраслевой нормативной базы по ОВОС было помочь отраслям максимально учитывать отраслевую специфику воздействия на окружающую среду, исходя из знания особенностей используемых технологий при подготовке обосновывающей документации на развитие того или иного предприятия.

Таким образом, утверждение процедуры ОВОС в России началось не законодательным путем, не через основополагающий природоохранительный закон, а через нормативную документацию органа государственного управления, регулирующего непосредственно подготовку проектной документации по реализации хозяйственной деятельности. Причины этого, как представляется, кроются в следующем:

-- в закрытости системы подготовки и принятия решений о социально-экономическом развитии. В формировании таких решений принимают участие главным образом ведомства, в компетенции которых находится рассмотрение тех или иных вопросов хозяйственного развития. Общественность как партнер в выработке решений никогда не рассматривалась и ее участие в системе принятия решений до сих пор остается крайне ограниченным;

-- в отсутствии реального инициатора/заказчика хозяйственной деятельности. При почти тотальной государственной собственности на средства производства и природные ресурсы в СССР государство одновременно выступало как инициатор деятельности, как заказчик и разработчик обосновывающей документации и как тот, кто реализует данный проект, контролирует ход его осуществления, потребляет результаты намеченной деятельности и находится в поле проявившихся последствий;

-- в неэффективной организации проектно-сметного дела, при которой система проектирования не располагала и не располагает до сих пор простыми, действенными, специально сконструированными для этой цели механизмами выявления и учета вероятных последствий осуществления намечаемой деятельности. В настоящее время нормативные документы по проектированию не предусматривают требований обеспечения необходимости и возможности обращения разработчика решений по объекту от лица заказчика к общественности, населению при подготовке обосновывающей документации;

-- в отсутствии у общественности традиций конструктивного обсуждения каких-либо решений и, тем самым, заинтересованного участия в формировании проектных решений по объекту намечаемой деятельности.

Несомненно, существуют и другие причины, по которым Россия еще долго могла пребывать в состоянии "борьбы с последствиями". Однако в случае с ОВОС можно с уверенностью утверждать, что практика и опыт мирового сообщества в области разрешения экологических проблем помогли России приступить к разработке и освоению методологии ОВОС и начать применять ее при подготовке хозяйственных решений. Принципиальное значение в организации этой деятельности имело создание государственной экологической экспертизы, анализ и обобщение результатов которой позволили сформулировать цели, задачи проведения ОВОС, обозначить исполнителей и участников этого процесса, определить роль общественности и установить ответственность заказчика за нарушение правил в данной области.

Главные выводы, которые можно сделать в завершение:

-- ОВОС - это объективное явление современного мира, переводящее бесконечные разговоры об охране окружающей среды в плоскость практических и эффективных действий в системе принятия решений о хозяйственном развитии;

-- ОВОС позволяет результативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности и вырабатывать экологически обеспеченные хозяйственные решения, осуществление которых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям;

-- основной задачей развития методологии ОВОС является отработка на практике соответствующих процедур и операций при подготовке различных видов обосновывающей документации с последующим закреплением норм и правил проведения ОВОС на уровне федерального законодательства.

Список использованных источников

1. Донченко В.К., Питулько В.М., Растоскуев В.В. Экологическая экспертиза. М., Изд. Центр "Академия", 480 с., 2004.

3. Об охране окружающей среды. Федерал, закон № 7-ФЗ, 12 с., 2002.

Подобные документы

Характеристика и методы оценки воздействия на окружающую среду, которая производится в целях определения экологических и иных последствий вариантов принимаемых управленческих и хозяйственных решений. Государственное регулирование в сфере недропользования.

курсовая работа [39,7 K], добавлен 18.03.2010

Географо-экономическая характеристика района. Основные источники техногенных нагрузок и виды природных опасностей, оценка негативных экологических влияний. Сущность антропогенного воздействия субъектов хозяйственной деятельности на окружающую среду.

курсовая работа [26,4 K], добавлен 17.05.2011

Хронологическая таблица воздействия человека на окружающую природу. Комплексное использование сырья. Пути загрязнения почвы, способы ликвидации последствий. Роль Организации Объединенных Наций и её подразделений ЮНЕСКО, ЮНЕП и МСПО в деле охраны природы.

контрольная работа [47,5 K], добавлен 10.11.2010

Влияние постоянного природопользования человека на окружающую среду. Сущность и цели рационального природопользования. Признаки нерационального природопользования. Сравнение рационального и нерационального природопользования, их иллюстрация примерами.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 28.01.2015

Влияние человека на природную среду. Экологические проблемы и техногенные катастрофы как следствия антропогенного вмешательства в природу. Способы борьбы с негативными воздействиями на окружающую среду. Меры по предотвращению экологических катастроф.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему История развития ОВОС в России. Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

История развития ОВОС в России Выполнили: Ст.гр.Эб16-1-8 Штейгильбер К.В., Богданова Н.В., Галиева Р.В, Борисов М.Е.

Заключение Таким образом, ОВОС как совокупность этапов, процедур и операций по учету экологических требований и условий при подготовке и принятии хозяйственных решений в нашей стране была инициирована в 1988 г. ГЭЭ. До этого времени она была уделом, в основном, коллективов ученых, которые прогнозировали изменения состояния окружающей среды, происходящие под влиянием антропогенной деятельности. Введение процедуры ОВОС в России началось с создания нормативной документации органов государственного управления, которые регулируют подготовку проектной документации по реализации хозяйственной деятельности. ОВОС позволяет результативно использовать весь накопленный опыт природоохранной деятельности и вырабатывать экологически обеспеченные хозяйственные решения, осуществление которых гарантированно не приведет к неприемлемым экологическим и связанным с ними социальным, экономическим и другим последствиям;

Первый слайд презентации: История развития ОВОС в РФ

Подготовили: Сигачева Мария Смирнова Анна Толокнова Юлия Шахматова Анастасия Шевченко Марианна Гр Э-Б16-3-8

Слайд 2: Начало деятельности

Началом деятельности под названием ОВОС ( Environmental Impact Assessment ) считается принятие Конгрессом Соединенных Штатов Америки в 1969 г. 2 Затем Президент США Р. Никсон в 1970 г. п одписал законодательный акт "О национальной политике в области окружающей среды" ( National Environmental Policy Act - NEPA).

Начало деятельности

Слайд 3: Начало деятельности ОВОС в СССР

Официальным началом деятельности по оценке воздействия на окружающую среду в нашей стране принято считать 1985 год, когда были утверждены строительные нормы и правила (СНиП1.02.01-85) "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". 3

Начало деятельности ОВОС в СССР

Слайд 4: Основные рекомендации

В приложении №4"Охрана окружающей природной среды" указанного СНиП появилась рекомендация, согласно которой этот раздел рабочего проекта строительства хозяйственного объекта должен был содержать комплексную оценку оптимальности предусматриваемых технических решений по рациональному использованию природных ресурсов мероприятия по предотвращению отрицательного воздействия строительства и эксплуатации предприятия, сооружений на окружающую природную среду, включая флору и фауну 4

Основные рекомендации

Слайд 5: Дальнейшее развитие ОВОС в СССР

В 1988 г. требование Государственного комитета СССР по охране природы о том, что все проектные материалы, поступающие на государственную экологическую экспертизу, в разделе "Охрана окружающей природной среды" ТЭО/проекта строительства нового, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующего предприятия должны "содержать результаты оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду". 5 В 1989 г. издано Постановление Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по экологическому оздоровлению страны", согласно которому "финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам должно производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы".

Дальнейшее развитие ОВОС в СССР

Слайд 6

В 1992 г. Госкомприроды СССР получили указание от руководства Комитета не принимать на государственную экологическую экспертизу обосновывающую документацию без информации об использовании в проектных решениях результатов проведения ОВОС. 6 В том же году Госкомприроды СССР была утверждена Временная инструкция о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду при разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства народнохозяйственных объектов и комплексов (со сроком действия до 01.01.92), которая впервые использовала аббревиатуру ОВОС и явилась первым нормативным документом в этой области. Дальнейшее развитие ОВОС в СССР

История развития ОВОС в РФ

Слайд 7: Участие главной государственной экологической экспертизы в ОВОС

Для методического обеспечения процесса ОВОС Главная государственная экологическая экспертиза - одно из подразделений Госкомприроды СССР - от лица Комитета взяла на себя функции разработчика нормативной базы деятельности по ОВОС, ответственность за проведение которой возлагалась на инициатора, а точнее - на заказчика намечаемой хозяйственной деятельности. 7

Участие главной государственной экологической экспертизы в ОВОС

Слайд 8: Выводы

Таким образом, ОВОС, как совокупность этапов, процедур и операций по учету экологических требований и условий при подготовке и принятии хозяйственных решений в нашей стране, была инициирована в 1988 г. государственной экологической экспертизой. До этого времени ОВОС была уделом в основном коллективов ученых, которые под этим имели в виду главным образом научный прогноз изменений состояния окружающей среды, происходящих под влиянием антропогенной деятельности. 8

Выводы

Принятый в 1991 г. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" не содержал требований о проведении ОВОС. Лишь в разделе IV Закона, где регламентируются экологические требования, указано, что при размещении предприятий, сооружений и иных объектов "должно быть обеспечено выполнение требований по учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов". 9

Слайд 10: Участие Минприроды в ОВОС

Параллельно велась работа по согласованию отраслевых инструкций по проведению ОВОС. Основной целью разработки отраслевой нормативной базы по ОВОС было максимально учитывать отраслевую специфику воздействия на окружающую среду, исходя из знания особенностей используемых технологий при подготовке обосновывающей документации на развитие того или иного предприятия. 10 В течение следующих 5 лет Минприроды России подготовило серию методических документов, регламентирующих процесс ОВОС на стадии разработки ТЭО/проекта строительства хозяйственного объекта на новом земельном участке.

Участие Минприроды в ОВОС

Слайд 11: Выводы

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. В общих чертах они публикуются в ежегодных Государственных докладах о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации и специализированном журнале. Выводы Таким образом, утверждение процедуры ОВОС в России началось не законодательным путем, не через основополагающий природоохранительный закон, а через нормативную документацию органа государственного управления, регулирующего непосредственно подготовку проектной документации по реализации хозяйственной деятельности. 11

Выводы

Слайд 12: Список использованной литературы

Читайте также: