История министерства финансов россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство финансов – один из старейших органов государственной власти. Оно было образовано 8 сентября 1802 года по приказу императора Александра I. До того момента всеми основными финансовыми потоками в государстве управляло казначейство.краткая история становления министерства финансов в россии

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
История Министерства Финансов 4
Заключение 11
Список использованной литературы 13

Содержимое работы - 1 файл

Реферат ФИНАНСЫ.docx

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики и права

Выполнил: Жарникова Лада Алексеевна

Щукина Татьяна Владимировна

Основная часть 4

История Министерства Финансов 4

Список использованной литературы 13

Введение

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство финансов – один из старейших органов государственной власти. Оно было образовано 8 сентября 1802 года по приказу императора Александра I. До того момента всеми основными финансовыми потоками в государстве управляло казначейство.

Основная часть

История Министерства Финансов

Государственный контроль до XIX века осуществлялся различными учреждениями. (Таблица №1)

Проверка раздачи полкового жалования

Аналитическая работа в области финансов, армейских вопросов

Сенат в лице обер-комиссара

Контроль приходных и расходных операций губерний

Счет всех государственных доходов и расходов

Ревизионная коллегия переименована в Ревизионную контору Сената

Счет всех государственных доходов и расходов

Учреждение для управления губерниями Всероссийской империи

Производство ревизий счетов губернских учреждений

Экспедиция ревизии счетов

Контроль доходов и расходов государства, сохранности денежных средств

В царствование Иоанна III появляется центральное финансовое управление в виде приказов; таких приказов к царствованию царя Алексея Михайловича было 13. Центральное управление финансами сосредотачивалось, главным образом, в приказе Большой Казны. Из образованных Петром Великим коллегий финансами заведовали: 1) камер-коллегия, 2) штатс-контор-коллегия или штатс-контора, 3) ревизион-коллегия и 4) коммерц-коллегия.

При Екатерине II, указом 24 октября 1780 г., была учреждена экспедиция о государственных доходах, в 1781 г. разделенная на 4 самостоятельные экспедиции: первая заведовала доходами, вторая — расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок, недоборов и начетов; все четыре экспедиции были подчинены генерал-прокурору. Существование петровских коллегий прекратилось, а их дела по финансовому управлению были переданы казенным палатам. Павел I указом 19 ноября 1796 г. отчасти восстановил коллегии, а 4 декабря того же года отделил должность государственного казначея от должности генерал-прокурора.

Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство финансов, на обязанности которого лежало "управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов". На министра финансов манифест возлагал еще обязанность "при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов". Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.

  1. Министерством финансов, в ведении которого находились все источники доходов,
  2. Государственным казначейством, ведавшим расходами,
  3. Государственным контролером, которому поручалась ревизия всех счетов.

Состав Министерства финансов определился в следующем виде:

1) Департамент государственных имуществ (дела о казенных крестьянах, имениях, лесах, оброчные статьи и винокуренные заводы);

2) Департамент внешней торговли (торговые внешние сношения и таможенные дела);

3) Департамент Мануфактур и Внутренней Торговли;

4) Департамент податей и сборов (питейные и другие сборы, подати и повинности и отделение гербовой бумаги);

5) Департамент Государственного Казначейства с состоящим в непосредственном ведомстве сего Департамента Главным Казначейством;

6) Главное Управление Монетной, Горной и Соляной части, к коему принадлежали:

а) Департамент Горных и Соляных Дел;

б) Штаб Корпуса Горных Инженеров;

в) Совет Корпуса Горных Инженеров;

г) Горный аудиториат;

д) Ученый Комитет Корпуса Горных Инженеров.

7) Две Канцелярии Министра:

а) Общая Канцелярия;

б) Особенная Канцелярия по кредитной части.

В начальный период становления Министерства на него помимо сбора налогов были возложены и другие функции, обусловленные структурой Министерства, состоявшего из 4 департаментов, канцелярии и государственных кредитных учреждений. Департамент государственных имуществ ведал всем казенным имуществом, землями, лесами, винокуренными заводами, казенными крестьянами (кроме заводских и фабричных). На департамент горных и соляных дел возлагалось управление монетным делом, частными и казенными горными заводами, добычей соли и минералов. Департамент внешней торговли ведал внешними отношениями и тамож. делами. Департамент податей и сборов ведал поступлениями всех видов податей и сборов. Канцелярия обеспечивала взаимосвязь Министерства с департаментами, др. ведомствами, вела дела по внутренним и внешним займам, рассматривала финансовые проекты и предложения, для чего при ней был создан Ученый комитет с библиотекой.

В 1817 г. в ведение Министерства финансов передан (из Министерства внутренних дел) департамент мануфактур и внутренней торговли, а 1821 в состав Министерства в виде особого департамента было включено Государственное казначейство. В 1824 г. учреждена особенная канцелярия по кредитной части, в 1828 г. — мануфактур-совет, в 1829 г. — коммерческий совет. С учреждением Министерства государственных имуществ, от Министерства финансов отошло в 1838 г. управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями. 27 октября 1861 г. открыло свои действия главное выкупное учреждение, упраздненное в 1895 г.

Указом 15 апреля 1863 г. департамент горных и соляных дел преобразован в Горный департамент, а вместо департамента податей и сборов учреждены два новых департамента, окладных и неокладных сборов.

29 октября 1864 г. департамент внешней торговли переименован в департамент таможенных сборов, а департамент мануфактур и внутренней торговли — в департамент торговли и мануфактур. В 1866 г. уничтожено отдельное существование финансовой администрации Царства Польского и образован особый отдел по финансам Царства Польского, упраздненный 2 8 декабря 1884 г. 7 июня 1872 г. издано положение о совете торговли и мануфактур, открытом вместо советов коммерческого и мануфактурного. 21 декабря 1873 г. все части горного ведомства — горный департамент, горный совет, горный институт и горный ученый комитет — переданы в Министерство государственных имуществ. В ведомстве Министерства финансов остались пробирная и монетная части — пробирные палатки, монетное отделение горного департамента и Петербургский монетный двор. 18 мая 1882 г. утвержден устав крестьянского поземельного банка.

До 1874 Горный департамент продолжал находиться в составе Министерства Финансов. Горный департамент включал следующие отделения: Монетное, Казенных горных заводов, Частных горных заводов, Частных золотых промыслов, Горных заводов Царства Польского (с 1869), Инспекторское (с 1864 после упразднения Штаба КГИ), а также Счетное (с 1868 оно именовалось Бухгалтерским) и Судное.

С переходом с 1 января 1874 года Горного департамента (а также Горного совета, Горного ученого комитета и Горного института) из Министерства финансов в Министерство государственных имуществ Монетное отделение было оставлено в МинФине.

Издание в 80-х годах ряда законов, положивших начало государственному вмешательству в отношения между фабрикантами и рабочими, вызвало учреждение фабричной инспекции в лице фабричных инспекторов. 31 января 1884 г. учрежден при департаменте неокладных сборов технический комитет. 30 апреля 1885 г. учреждены в ведении казенных палат податные инспектора. 3 июня 1885 г. учрежден государственный дворянский земельный банк. В 1889 г. образован департамент железнодорожных дел. 14 декабря 1892 г. учреждено при департаменте торговли и мануфактур хлеботорговое отделение. При том же департаменте 3 июня 1893 г. учреждена главная палата мер и весов. 6 мая 1896 г. последовало преобразование департамента неокладных сборов в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей.

Министерство финансов подразделялось на следующие центральные учреждения:

1) Департамент таможенных сборов, из ведения которого было выделено 15 октября 1893 г. заведование пограничной стражей в виде штаба отдельного корпуса пограничной стражи; шефом корпуса состоял министр финансов;

2) Департамент окладных сборов, в состав которого вошло по закону 27 марта 1895 г. главное выкупное учреждение;

3) Департамент железнодорожных дел, при котором состоят тарифный комитет и совет по тарифным делам;

4) Департамент государственного казначейства, в ведомстве которого находится главное казначейство; предметы ведомства департамента — движение казенных сумм по приходам и расходам всех казначейств, главное счетоводство приходов и расходов, ревизия кассовых оборотов главного казначейства и казенных палат, составление сметы и кассового отчета по всей Империи;

5) Департамент торговли и мануфактур, при котором совет торговли и мануфактур, фабричная инспекция, особое присутствие по рассмотрению жалоб на действия фабричной инспекции, главная палата мер и весов и пробирные палатки;

6) Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей, разделенное на два отдела:

а) Отдел неокладных сборов, ведающий неокладные сборы и

б) Отдел казенной продажи питей.

Затем при Министерстве финансов состояла экспедиция заготовления государственных бумаг и разнообразные кредитные установления, как: государственный дворянский земельный банк с особым отделом, крестьянский поземельный банк, государственный банк, петербургская и московская ссудные казны, управление сберегательных касс и государственная комиссия погашения долгов.

В ведении Министерство финансов состояли также все коммерческие училища. При Министерстве финансов издавались "Вестник Финансов" и "Торгово-Промышленная Газета".

Во 2-й пол. XIX в. и начале XX в. в структуре Министерства финансов и соответственно в выполняемых им функциях происходили качеств, изменения, существенно усилившие его роль в экономической и политической жизни страны.

Второй Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 в составе наркоматов Советского правительства учредил Народный комиссариат финансов (Нарком-фин) РСФСР. В связи с образованием в декабре 1922 СССР в 1923 был создан Наркомфин СССР.

Минфин РФ

Однако казначейское дело на Руси существовало и с древних времен. Предшественниками современных министров финансов являются казначеи, которые хранили княжескую казну в Древней Руси.

В период Царской России Министерство финансов вело свою деятельность с 1802 года по 1917 год.

Управление казной в Древней Руси

Однако не везде на Руси денежный контроль осуществляли исключительно князья. Так, например, в свободолюбивом Новгороде вплоть 14 века контроль над казной находился в руках народного собрания – веча, и его мнение не зависело от воли князя. Например, дань, которая собиралась с новгородцев, передавалась посаднику, который следил за тем, как князь расходует казну. За сбором налогов следил тысяцкий, а ответственным за сохранность госсредств был архиепископ.

По мере развития и роста мощи государства значительно возросла и роль казначеев. В 15 веке при царе Иване III возникли первые казенные дворы. Во времена Ивана Грозного управление казной окончательно перестало быть прерогативой исключительно царя и его приближенных – возникли государственные казначеи, которые вошли в Боярскую думу и были наделены совещательными функциями.

Во времена смуты царская казна была полностью разграблена и потребовались десятки лет на ее восстановление.

Основные этапы развития Министерства Финансов в Российской Империи

Петром I в 1710 году были учреждены Счетная или Казначейская контора, просуществовавшие до 1742 года и выполнявшие, в основном, фискальную функцию.

Следующим витком в развитии системы управления государственными финансами стали реформы Александра I:

  • В соответствии с указом Александра 1 от 20.02.1809 в Государственном казначействе была учреждена Государственная экспедиция по бухгалтерскому учету и аудиту.
  • В 1810—1811 годах управление государственными доходами и расходами было распределено между Министерством финансов, которое отвечало за источники доходов, и государственным Казначейством, распоряжавшимся расходованием средств.
  • Согласно заявлению Александра, в 28.01.1811 году, государственный экспедиционный корпус для аудита стал частью Государственного департамента аудита, который осуществлял госконтроль и ревизию всех счетов Казначейств и Минфина.

Указом от 30 декабря 1836 года Центральное ревизионное управление государственного учета было преобразовано в новую организацию под названием Государственный контроль.

В 1852 году в структуре Государственного департамента бухгалтерского учета был создан единый бухгалтерский отдел. Его деятельность включала в себя документальные проверки касс, а также дел Главного казначейства, финансовых смет министерств и ведомств и отчетов об их исполнении.

В 60-70 годах 19 века в стране проводились масштабные реформы, которые затронули и финансовую систему. Были внедрены принципы централизации управления и контроля над движением средств госбюджета, а отчеты по государственным доходам и расходам публиковались в газетах и стали открыты населению. В результате выросла роль казначейской службы и штатов казначейств различных уровней.

В конце 80-х и начале 90-х годов 19 века были утверждены новые правила государственного контроля, уточнены их функции и организационная структура. Так, например, контроль за финансовой деятельностью государственных и частных железных дорог входит в полномочия департамента государственного аудита.

В 1901 году на государственную инспекцию была возложена функция ревизии Государственной казны, Министерства финансов, крестьянского земельного банка и других кредитных учреждений.

С образованием Совета Министров в 1905 г. в его состав было включено государственное ревизионное бюро, которое осуществляло функции фискального контроля в России. Государственный контроль является частью структуры правительства, но в пределах своей власти оно обладает широким кругом полномочий и определенными гарантиями независимости. Но уже в марте 1918 года государственное ревизионное бюро было упразднено.

Финансовый контроль в СССР

Контроль за осуществлением финансирования народного хозяйства страны, госаппарата, бюджетов различного уровня и руководство денежным обращением в СССР изначально осуществляли Наркомат финансов (Наркомфин ССР) и Государственный банк РСФСР, который начал свои операции 16 ноября 1921 года, а в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР.

В 30-х гг. 20го столетия произведенные в стране реформы изменили и систему сбора налогов.

Возникли налоговая инспекция, как центральное звено, и налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

После Великой Отечественной войны, 15 марта 1946 года Наркомфин СССР был преобразован в Министерство финансов СССР и союзных республик.

К моменту распада Советского Союза система государственного финансового контроля состояла из следующих основных элементов:

1. Руководящая роль государства, включая финансовый контроль, принадлежала советским народным депутатам.

2.Еще одним важным элементом системы контроля в СССР является государственный контрольный орган, представляющий собой сочетание государственного контроля и общественного контроля.

3.Основная нагрузка в области бюджетного и финансового контроля ложится на Министерство финансов, его контрольно-ревизионные департаменты, включая местные органы власти. Контрольными полномочиями федерального казначейства в СССР был наделен Госбанк СССР, а казначейства как органы контроля не существовали.

4.На уровне Советского Союза и Республики в рамках Министерства финансов существовали специальные контрольные органы – Бюджетное управление и Контрольно-ревизионное управление (КРУ).

5.На уровне административно-территориальных единиц контрольные операции осуществлялись инспекторами в департаментах каждого исполнительного комитета Министерства финансов или Совета народных депутатов.

6.Некоторые функции финансового контроля, помимо государственного и строительного банков СССР, были возложены на различные государственные комиссии, ведомства и государственных инспекторов.

Новейшая история Минфина России

Система финансового управления до 1991 года имела следующие характеристики:

  • Значительная централизация финансового управления государственными органами;
  • Основным недостатком является отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе, что зачастую приводило к дублированию функций по ее выполнению. Это препятствовало развитию предпринимательства и коммерческой деятельности предприятий.

Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР, но уже в 1992 года Указом Президента № 56 Министерство экономики и финансов вновь было разделено на Министерство экономики и Министерство финансов соответственно.

При преобразовании министерств в 1810—1811 гг. Управление государственными доходами и расходами было распределено между тремя ведомствами: 1) Министерством финансов, которое ведало всеми источниками доходов, 2) Государственным казначейством, ведавшим движением сумм, и 3) Государственным контролем, которому была поручена ревизия всех счетов.

Состав Министерства финансов определился в следующем виде:

  • Департамент государственных имуществ (дела о казенных крестьянах, имениях, лесах, оброчные статьи и винокуренные заводы);
  • Департамент внешней торговли (торговые внешние сношения и таможенные дела);
  • Департамент мануфактур и внутренней торговли;
  • Департамент податей и сборов (питейные и другие сборы, подати и повинности и отделение гербовой бумаги);
  • Департамент государственного казначейства с состоящим в непосредственном ведомстве сего Департамента главным казначейством;
  • Главное управление монетной, горной и соляной части, к коему принадлежали:
    • Департамент горных и соляных дел
    • Штаб корпуса горных инженеров;
    • Совет корпуса горных инженеров;
    • Горный аудиториат;
    • Ученый Комитет корпуса горных инженеров.
    • Общая канцелярия;
    • Особенная канцелярия по кредитной части.

    В 1817 г. в ведение Министерства финансов передан (из Министерства внутренних дел) Департамент мануфактур и внутренней торговли, а в 1821 г. — Департамент государственного казначейства. В 1824 г. учреждена Особенная канцелярия по кредитной части, в 1828 г. — Мануфактур-совет, в 1829 г. — Коммерческий совет. С учреждением Министерства государственных имуществ от Министерства финансов отошло в 1838 г. Управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями. 27 октября 1861 г. открыло свои действия Главное выкупное учреждение, упраздненное в 1895 г.

    Указом 15 апреля 1863 г. Департамент горных и соляных дел преобразован в Горный департамент, а вместо Департамента податей и сборов учреждены два новых Департамента - окладных и неокладных сборов.

    До 1874 г. Горный департамент продолжал находиться в составе Министерства финансов. Горный департамент включал следующие отделения: Монетное, Казенных горных заводов, Частных горных заводов, Частных золотых промыслов, Горных заводов Царства Польского (с 1869 г.), Инспекторское (с 1864 г. после упразднения Штаба КГИ), а также Счетное (с 1868 г. оно именовалось Бухгалтерским) и Судное.

    С переходом с 1 января 1874 г. Горного департамента (а также Горного совета, Горного ученого комитета и Горного института) из Министерства финансов в Министерство государственных имуществ Монетное отделение было оставлено в Минфине.

    Издание в 80-х годах ряда законов, положивших начало государственному вмешательству в отношения между фабрикантами и рабочими, вызвало учреждение Фабричной инспекции в лице фабричных инспекторов. 31 января 1884 г. учрежден при Департаменте неокладных сборов Технический комитет. 30 апреля 1885 г. учреждены в ведении казенных палат податные инспектора. 3 июня 1885 г. учрежден Государственный дворянский земельный банк. В 1889 г. образован Департамент железнодорожных дел. 14 декабря 1892 г. учреждено при Департаменте торговли и мануфактур Хлеботорговое отделение. При том же департаменте 3 июня 1893 г. учреждена Главная палата мер и весов. 6 мая 1896 г. последовало преобразование Департамента неокладных сборов в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей.

    Министерство финансов Российской Федерации Официальный сайт

    К важ­ней­шим функ­ци­ям ве­дом­ст­ва от­но­сят­ся со­став­ле­ние про­ек­тов рос­пи­си го­до­вых государственных до­хо­дов и рас­хо­дов (бюд­же­та) и от­чё­тов об их ис­пол­не­нии, ру­ко­во­дство вы­пус­ком и об­ра­ще­ни­ем де­неж­ных и рас­чёт­ных зна­ков, че­кан­кой мо­не­ты, раз­ра­бот­ка об­щих во­про­сов де­неж­но­го об­ра­ще­ния и его ре­гу­ли­ро­ва­ния (Министерство финансов и НКФ под­го­то­ви­ли ряд де­неж­ных ре­форм - 1839-1841, 1895-1898, 1922-1924, 1947, 1961 годов и др.), раз­ра­бот­ка на­ло­го­во­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, сбор на­ло­гов, по­шлин, ак­ци­зов, про­ве­де­ние государственных кре­дит­ных опе­ра­ций, в т. ч. внеш­них и внутренних зай­мов, пе­ре­вод ка­пи­та­лов за гра­ни­цу и прочего.

    Дополнительная литература:

    Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов. 1802-1902. СПб., 1902. Ч. 1-2;

    Ис­то­ри­че­ский об­зор пра­ви­тель­ст­вен­ных, об­ще­ст­вен­ных и ча­ст­ных кре­дит­ных ус­та­нов­ле­ний в Рос­сии / Сост. Я. И. Пе­че­рин. СПб., 1904;

    По­дат­ная ин­спек­ция в Рос­сии (1885-1910 г.): Очерк дея­тель­но­сти по­дат­ной ин­спек­ции за 25 лет ее су­ще­ст­во­ва­ния в свя­зи с раз­ви­ти­ем пря­мо­го об­ло­же­ния. СПб., 1910;

    Де­пар­та­мент ок­лад­ных сбо­ров. 1898. СПб., 1913;

    Крат­кий очерк 50-ле­тия ак­циз­ной сис­те­мы взи­ма­ния на­ло­га с креп­ких на­пит­ков и 50-ле­тия дея­тель­но­сти уч­ре­ж­де­ний, за­ве­ды­ваю­щих не­ок­лад­ны­ми сбо­ра­ми. СПб., 1913;

    Ми­ни­стер­ст­во фи­нан­сов. 1904-1913. [СПб., 1914];

    Та­мо­жен­ное де­ло Рос­сии: Сбор­ник до­ку­мен­тов и ма­те­риа­лов. М., 1997-2003. Т. 1-6;

    Судь­бы Рос­сии: Док­ла­ды и за­пис­ки го­су­дар­ст­вен­ных дея­те­лей им­пе­ра­то­рам о про­бле­мах эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стра­ны (вто­рая по­ло­ви­на XIX в.) / Сост. Л. Е. Ше­пе­лев. СПб., 1999;

    Читайте также: