История международного морского права кратко

Обновлено: 05.07.2024

МОРСКОЕ ПРАВО - от­расль ме­ж­ду­на­род­но­го пуб­лич­но­го пра­ва, оп­ре­де­ляю­щая пра­во­вой ста­тус морских про­странств, по­ря­док поль­зо­ва­ния ими, а так­же ре­жим экс­плуа­та­ции морских ре­сур­сов в мир­ных це­лях.

Морское право - од­на из ста­рей­ших от­рас­лей ме­ж­ду­народного пра­ва, а эта­пы его ста­нов­ле­ния свя­за­ны с раз­ви­ти­ем эко­но­мических от­но­ше­ний и ми­ро­во­го рын­ка.

Ак­тив­ные при­тя­за­ния го­су­дарств на ре­сур­сы и про­стран­ст­ва Ми­ро­во­го океана в XX веке под­толк­ну­ли ООН к не­об­хо­ди­мо­сти ко­ди­фи­ка­ции на ме­ж­ду­народном уров­не обыч­ных норм Морского права и раз­ра­бот­ки но­вых уни­вер­саль­ных норм, учи­ты­ваю­щих раз­ви­тие на­учно-тех­нического про­грес­са и раз­но­об­раз­ные ин­те­ре­сы го­су­дарств.

В 1958 году пер­вая Же­нев­ская кон­фе­рен­ция по мор­ско­му пра­ву одоб­ри­ла 4 кон­вен­ции: об от­кры­том мо­ре, о тер­ри­то­ри­аль­ном мо­ре и при­ле­жа­щей зо­не, о кон­ти­нен­таль­ном шель­фе, о ры­бо­лов­ст­ве и ох­ра­не жи­вых ре­сур­сов от­кры­то­го мо­ря, а так­же Фа­куль­та­тив­ный про­то­кол, ка­саю­щий­ся обя­за­тель­но­го раз­ре­ше­ния спо­ров.

Вто­рая кон­фе­рен­ция ООН по мор­ско­му пра­ву (1960 год) не смог­ла при­нять ре­ше­ния о ши­ри­не тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря и ши­ри­не зон ры­бо­лов­ной юрис­дик­ции.

Тре­тья кон­фе­рен­ция ООН по мор­ско­му пра­ву раз­ра­бо­та­ла и одоб­ри­ла Кон­вен­цию ООН по мор­ско­му пра­ву 1982 года.

Бо­лее 300 уни­вер­саль­ных, ре­гио­наль­ных и дву­сто­рон­них до­го­во­ров ре­гу­ли­ру­ют во­про­сы су­до­ход­ст­ва, ры­бо­лов­ст­ва, пре­дот­вра­ще­ния за­гряз­не­ния морской сре­ды, морских на­учных ис­сле­до­ва­ний, раз­ра­бот­ки минеральных ре­сур­сов морского дна, безо­пас­но­сти море­пла­ва­ния и др. На­ря­ду с Кон­вен­ци­ей 1982 года, все они яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ка­ми ме­ж­ду­народного мор­ско­го пра­ва.

Спе­ци­аль­ные прин­ци­пы морского права: сво­бо­да от­кры­то­го мо­ря, ра­цио­наль­ное ис­поль­зо­ва­ние морских ре­сур­сов, пре­дот­вра­ще­ние за­гряз­не­ния морской сре­ды, безо­пас­ность мо­ре­пла­ва­ния, не­об­хо­ди­мость морских на­учных ис­сле­до­ва­ний и др.

Нор­мы морского права оп­ре­де­ля­ют ста­тус основных морских про­странств: внут­рен­них морских вод го­су­дар­ст­ва, тер­ри­то­ри­аль­но­го мо­ря, при­ле­жа­щей зо­ны, ме­ж­ду­народных про­ли­вов, ар­хи­пе­лаж­ных вод, ис­клю­чи­тель­ной эко­но­мической зо­ны, кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа, от­кры­то­го мо­ря, замк­ну­тых или по­лу­замк­ну­тых мо­рей, морского дна.

Нор­мы морского права ус­та­нав­ли­ва­ют по­ря­док ры­бо­лов­ст­ва, про­ве­де­ния на­учных ис­сле­до­ва­ний в Ми­ро­вом океане, за­щи­ты Ми­ро­во­го океана от за­гряз­не­ния и уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров, в т.ч. с по­мо­щью Ме­ж­ду­народного три­бу­на­ла по мор­ско­му пра­ву и ар­бит­ра­жей по ры­бо­лов­ст­ву, су­до­ход­ст­ву, за­щи­те и со­хра­не­нию морской сре­ды, морским на­учнымис­сле­до­ва­ни­ям.

В 1958г. конференция Организации Объединенных Наций по Морскому праву попыталась сформулировать юридическое положение о континентальном шельфе и приняла следующие толкование в статье 1 Конвенции по Континентальному шельфу:

Это определение, содержащее такие понятия как примыкание к берегу и эксплуатируемый участок, вызывало массу вопросов виду неточности формулировок и открытости толкования.

Позже, в 60-х годах добыча нефти двигалась дальше и дальше от берега и все глубже в подводные недра континентального шельфа.

Океанские просторы эксплуатировались как никогда до этого. Неизвестная еще пару десятков лет назад шельфовая добыча полезных ископаемых развивалась по всему миру небывалыми темпами. Месторождения, разведанные еще столетие тому назад, залегающие на до этого на недоступной глубине до 5км, привлекали своим высоким содержанием полезных ископаемых. В то же время, для крупных рыболовецких судов открылись возможности находится вдали от портов в течение нескольких месяцев, что позволяло им ловить рыбу в любом месте и в неограниченных количествах; это вело к истощению рыбных запасов океана. Государства начали устанавливать ограничения в прибрежных районах, что вызывало конфликты с другими странами.

К концу 1967 технологическое развитие, противоречия в использовании и соперничество сверхдержав достигло угрожающей величины для возможностей экосистемы океана. Опасности были многочисленными, такие как: атомные подводные лодки, достигавшие глубины, неизученной до этого; конструкции систем противоракетной обороны, размещенные на морском дне; супертанкеры, перевозящие нефть с Ближнего Востока в порты Европы и Америки, проходя через перегруженные проливы, оставляя нефтяные пятна; а также эскалация напряженности между странами, ведущая к все более противоречивым требованиям к территории океана и запасам полезных ископаемых в нем.

1 ноября 1967 года, представитель Мальты в ООН, Арвид Пардо (Arvid Pardo), призвал все страны объединить усилия для предотвращения надвигающейся угрозы гибели и опустошения океана, жизненеобходимого для существования человечества. В своей речи, обращенной к Генеральной Ассамблеи, он направил внимание присутствующих на противостояние сверхдержав, распространившемся на водные просторы, на загрязнение и обеднение экосистемы океана, а также противоречивость и неконкретность правовых режимов, ведущее к нестабильности, деградации и оскудению морских ресурсов. Выступление Пардо завершилось призывом к разработке и согласованному применению эффективного международного контроля над океаном и его недрами, расположенными за пределами четко определенных национальных прибрежных зон.

Обращение Прадо запустило процесс длиной в 15 лет, начавшийся с создания комитета ООН по водным просторам, и приведший к подписанию договора о запрещении размещения ядерного оружия в акватории мирового океана, и принятию декларации Генеральной Ассамблеи о том, что все ресурсы, находящиеся за пределами приграничных территориальных вод, являются общими и доступными для всех народов. Общими дипломатическими усилиями бала созвана Третья конференция ООН по Морскому праву, разработавшая правила и порядок его применения для всех пользователей водных территорий и разработчиков ресурсов – конституцию океана. 90-е годы XX века ознаменовались утверждением нового порядка.

Исследователями вопросов юридической науки по праву отмечается, что в наиболее общем виде начало развития морского права справедливо связывать с началом истории судоходства. Так, отмечается, что первые морские предания зародились в Индии, однако соответствующие правила не были изложены в письменном виде, в связи с чем их не удалось сохранить до наших времен.

Более обстоятельное развитие морского права как науки и сферы регулирования общественных отношений связывается с пространственными пределами Средиземноморского бассейна, в котором уже существовавшие к тому моменту древнеиндийские и китайские предания, получив широкое распространение, легли в основу древнейших источников морского права.

Так, например, среди одного из древнейших источников морского права принято называть морские законы Родоса, который долгое время был морской державой. Впоследствии соответствующие памятники права были положены в основу римского законодательства в соответствующей сфере.

Важный этап в развитии морского права связывается с эпохой Древней Греции, некоторые морские законы которой дошли до нашего времени в речах и трудах некоторых греческих философов. При этом отмечается, что даже исходя из анализа тех немногочисленных источников, которые в настоящее время находятся в нашем распоряжении, может быть сделан вывод о высокой степени регламентации морских правоотношений в ту пору. В частности указывается на наличие в древнегреческом морском праве положений о:

  • корсарстве,
  • распространении афинской юрисдикции на иностранцев, участвующих в спорах,
  • институте подсудности морских споров специализированным юрисдикционным органам, и т.д.

Высокой степенью развития и детализации отличалось также римское Морское право, положения которого, в том числе дошедшие до нас в соответствующих юридических памятниках, впоследствии были положены во многие морские обычаи.

Готовые работы на аналогичную тему

Современная история морского права

Современный период развития морского права тесно связан с именем голландского ученого-правоведа Гуго Гроция, который в начале XVII в. разработал понятие морского права. Г. Гроций по праву признается не только основателем морского права в его современном понимании, но и зачинателем международного права в целом.

Кроме того, в рассматриваемом труде были сформулированы определения многих категорий, имеющих аналоги в современном международном морском праве.

Масштабные преобразования в сфере морского права произошли в XX в., одной из причин которых, в частности, следует признать то, что обозначенная модель разграничения юрисдикции в морской сфере уже не устраивала государства, поскольку повсеместно происходило расширение национальных притязаний на шельфовые участки моря, богатые полезными ископаемыми.

История развития морского права в XX веке

В первой половине XX в., до Второй мировой войны, вопросы, составляющие предмет морского права, то есть затрагивающие отношения в сфере мореплавания и использования ресурсов мирового океана одновременно составляли предмет интереса целого ряда международных организаций, которые фактически не были связаны между собой, а соответствующая деятельность должным образом не координировалась. Кроме того, большую роль в упорядочении морских взаимоотношений по-прежнему играли морские обычаи, а также заключаемые между государствами двусторонние соглашения.

После Второй мировой войны масштабные преобразования в сфере международного морского права были связаны с деятельностью и правотворчеством Организации Объединенных Наций, образованной в 1945 г.

Так, уже с начала 50-х гг. XX века в рамках ООН стали предприниматься попытки кодификации того массива правового регулирования, который уже существовал в то время. Специально для этого была образована Комиссия международного права По данной теме мы уже выполнили реферат Международное право подробнее , результатом деятельности которой выступил проект статей, относящихся к морскому праву, в содержании которого перерабатывались и консолидировались сложившиеся правовые обычаи. Окончательным результатом работы комиссии выступило принятие в 1958 г. четырех важнейших соглашений и факультативного протокола, в содержании которых были отражены многие концептуально важные положения морского права.

В частности, в содержании соответствующих конвенций были подтверждены до степени обязательности для всех стран ратифицировавших данные соглашения многие принципы морского права, например – принцип свободы морей. Однако по-прежнему оставался неурегулированным важнейших вопрос о понимании некоторых аспектов, связанных с определением ширины территориального моря, протяженностью прибрежной зоны, и т.д.

Решение обозначенных проблем было проведено путем принятия в 1982 г. Конвенции ООН по международному праву По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Диплом. Международное право подробнее , которая в настоящее время справедливо признается основным источником международного права, поскольку не только содержит в себе характеристику ключевых принципов, но и проводит исчерпывающую характеристику основных видов морских и прилежащих территорий.

История международного морского права уходит своими корнями в седую древность. Как только мореплавание и торговля приобрели межгосударственный характер, связали государства друг с другом, возникла необходимость в регламентации морских сношений.

Например, в XVII веке за Данией было признано исключительное право рыболовства в полосе, омывающей берега Исландии, шириной в 24 морские мили, а в отношении английских судов — лишь в полосе шириной в 16 морских миль. Спустя столетие Дания сама установила 4-мильную ширину своих территориальных вод. В 1760 г. Испания определила ширину своих территориальных вод в 6 морских миль. США на протяжении ста лет признавали 3-мильный лимит. Португалия, Греция и другие страны выступали за 6-мильный лимит, а другие страны (в том числе Россия) — за 12-мильный. Эту позицию активно защищал и СССР на I, II и III конференциях ООН по морскому праву. В 70-х гг. XX века многие латиноамериканские (Перу, Чили), африканские и другие страны в одностороннем порядке расширили свою территорию за счет пространства Мирового океана, распространив тем самым на них суверенитет и отодвинув границы от своего берега на 200 морских миль. III Конференция ООН по морскому праву решила много спорных вопросов о правовом режиме континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морского дна, стран-архипелагов, проливов, используемых для международного судоходства и других пространств. Российская Федерация 26 февраля 1997 г. ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву и соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву и заявила, что с учетом ст. 309 и 310 Конвенции она возражает против всех деклараций и заявлений, сделанных в прошлом и могущих быть сделанными в будущем при подписании, ратификации Конвенции или при присоединении к ней, а также по любому иному поводу в связи с Конвенцией, не соответствующих положениям ст. 310 Конвенции. 2.

Читайте также: