История масонского ордена кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мы уже рассказывали на страницах журнала "Бизнес заработок" про тайное общество иллюминатов . В данной статье мы расскажем о том, кто такие масоны и как они появились.

Исторические корни происхождения братства

Жизнь строительных рабочих определялась уставом, соблюдение которого было обязательным. Периодически представители гильдии собирались на собрания в помещении, отведенном для этих целей, которое называлось Lodge, то есть ложа. Впоследствии ложей стала называться и вся артель каменщиков.

Строители объединялись в братства, главной целью которых была помощь наиболее нуждающимся его членам, а также установление тесных связей и сотрудничество с соседними аналогичными организациями. Каменщики часто использовали различные пароли, тайные знаки и символы, по которым легко могли узнать члена братства и попросить о помощи при необходимости.

Идеология Ордена вольных каменщиков

К желающему вступить в ряды масонов предъявлялись серьезные требования:

Решение о приеме кандидата принималось общим тайным голосованием. Члены братства, голосующие за прием в орден нового масона, кидали в чашу белые шары, а те, кто был против – черные. Традиционно, чтобы отклонить прошение достаточно было одного или трех черных шаров.

Решение о приеме кандидата принималось общим тайным голосованием. Члены братства, голосующие за прием в орден нового масона, кидали в чашу белые шары, а те, кто был против – черные. Традиционно, чтобы отклонить прошение достаточно было одного или трех черных шаров.

В ордене существовало три степени:

Ученик. Давалась новичку, прошедшему обряд посвящения. На этом этапе он должен был заниматься саморазвитием и самосовершенствованием, бороться с собственными недостатками и совершать благие поступки.

Подмастерье. Члену братства предписывалось активно познавать окружающий мир и его законы, и как разум человека воспринимает реальность.

Мастер. Самая ответственная и сложная степень. Полностью посвящена бытию человека и смерти.

Организационной единицей масонов во всем мире являлась, и остается по сей день, ложа. В ее состав традиционно входило 40-50 членов. Организация имела свой устав, правила, владела имуществом и казной.

В каждой стране деятельность территориальных единиц регулировала Великая ложа во главе с великим мастером. Однако все его указы и распоряжения носили исключительно рекомендательный характер.

История масонского ордена в России

В нашей стране возникновение светского движения, объединившего прогрессивно-мыслящих людей, с самого начала было окутано тайнами и легендами. Достоверно известно, что первые масоны появились на русской земле в эпоху правления Петра Великого. По непроверенным сведениям, император был первым российским вольным каменщиком.

Исторические источники, подтверждающие деятельность масонских лож в нашей стране, относятся к 1730-м годам. В их состав входили в основном иностранцы, коих в тот период было великое множество в Империи. Для них братства были своеобразным способом выжить в чужой стране, благодаря полезным знакомствам получить хорошую должность или продвижение по службе.

Российское дворянство заинтересовалось масонским движением в эпоху правления императрица Елизаветы. Членами братства считались князья Голицыны, графы Чернышовы, историк Щербатов, князь Н.Н. Трубецкой. Однако при Екатерине Второй деятельность лож была поставлена вне закона. По мнению просвещенной императрицы, масоны с их идеями о свободе, равенстве и братстве могли нанести значительный вред российской монархии. Окончательно Орден вольных каменщиков был запрещен в 1822 году при Александре Первом. На тот момент в России насчитывалось 19 лож, в состав которых входило 1400 масонов.

Масоны и русская революция

Одна из самых спорных тем среди российских и зарубежных историков: какова роль тайного ордена в подготовке и свержении самодержавия в России. В 1931 году в столице Франции свет увидела книга историка-эмигранта С.П. Мельгунова, которая сразу же стала сенсацией.

Ученый в своем труде приводил весомые доказательства, что именно русские ложи при поддержке иностранных масонских организаций подготовили и организовали Февральскую революцию в 1917 году, главным итогом которой стало отречение царя и установление демократического строя.

Главный довод в пользу этой версии, что накануне страшных событий, в русском масонстве активно пропагандировалась идея военного заговора, главной целью которого было устранение, в том числе и физическое, Николая Второго. Еще одно весомое доказательство, что после отречения императора от престола, в образовавшемся Временном правительстве почти половина министров принадлежала к Ордену вольных каменщиков, в том числе, и председатель нового органа – А.Ф. Керенский.

В любом случае, русское масонство, какова бы ни была его роль в организации Февральской революции, потерпело поражение в борьбе за власть и право создать новый порядок.

Масонство в современной России

С установлением власти партии большевиков Орден вольных каменщиков прекратил свое существование. Однако после распада СССР, при поддержке французской ложи, уже в 1991 году было возрождено первое на постсоветском пространстве российское братство масонов.

Ложи, действующие в российских городах, полностью лояльны к властям, а потому никогда не поднимают на собраниях политические и религиозные темы. Их главная задача – помочь человеку стать лучше, чем он был, помочь найти смысл в жизни.

Более 1000 статей по бизнесу, финансам, инвестициям и банковским услугам на портале - "Бизнес заработок" .

Подписывайтесь на канал и жмите лайк - чтобы не пропустить новые публикации!

Самый же старый документ, описывающий процедуру принятия в масонскую ложу постороннего цеху лица, датирован 3 июня 1600 года и относится к Эдинбургской ложе. Как значится в протоколе, на собрании в качестве почетного гостя присутствовал сэр Джон Босуэл, лорд Очинлекский. Присутствие знати на собраниях шотландских каменщиков в ту пору было уже вполне заурядным фактом: имена виконтов, графов и сэров, принятых в ту или иную ложу — как правило, в звании цехового мастера, — встречаются в документах XVII века сплошь и рядом. Правда, еще в конце столетия встречались ложи, состоящие из одних ремесленников (например, ложа в Глазго), но параллельно с ними существовали ложи вроде абердинской, где в 1670 году из 49 членов всего 12 были профессиональными каменщиками, а остальные — это дворяне, пасторы, коммерсанты и представители гуманитарных профессий. Кроме знати, к каменщикам нередко примыкали представители интеллигенции и ученого мира, привлекаемые таинственной историей масонства и тайными знаниями, которыми те якобы владели, что в значительной мере разжигало их научную любознательность.

Описанные общества франкмасонов, всецело пропитанные духом старых ремесленных братств, в идейном отношении мало соприкасаются с позднейшим масонством, которое в значительной мере питалось философскими идеями социально-реформаторских движений XVII века, возглавляемых тайными и полутайными кружками ученых и утопистов, которые были столь типичны для той эпохи.

Упомянутый документ интересен тем, что в нем, в частности, утверждалось, будто масонство процветало еще в библейские времена, а кроме того, перечислялись обязанности масонов и устав ложи, который частично основывался на старых правилах приема в члены.

Что касается основных принципов масонства, то они излагались кратко и ясно в форме простого диалога:

«Вопрос. Сколько существует правил, имеющих отношение к франкмасонству?

Ответ. Три: братство, верность и молчание.

Вопрос. Что означают они?

Из Англии масонство быстро перекинулось в другие страны и распространилось по всей Европе, во многом благодаря тому, что члены английской ложи часто посещали другие страны, так сказать, для обмена опытом и с каждым наездом создавали там все новые и новые организации. В силу этого волна масонства накрыла Европу со скоростью снежной лавины. Так, в 1728 году появилась масонская ложа (по английскому образцу) в Мадриде, в 1729 году — в Гибралтаре, в 1732-м — в Париже, далее — в Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и других городах. К 1749 году общее число примыкавших к Великой ложе заграничных филиалов уже достигло 13. Были образованы английские ложи и вне Европы (в азиатских и американских колониях): в Филадельфии (1730), на о. Ямайка (1742), в Канаде (1760), в Индии (1762) и т. д. По примеру англичан к ложам стали примыкать местные англоманы, а за ними и представители местной знати, плененные идеей масонства.

Ацтеки. Краткая история

Ацтеки. Краткая история Ацтеки — сравнительно поздние пришельцы долины Мехико. За много столетий до их появления здесь уже жили культурные народы, обрабатывавшие землю, воздвигавшие величественные здания, создававшие замечательные произведения искусства. Но к тому

Краткая история перца

Краткая история перца Перец — плод тропического вьющегося растения Pipernigrum, происходящего из Индии, — до сих пор самая популярная пряность. Сейчас этот продукт в основном производят в экваториальных районах Индии, в Бразилии, Индонезии и Малайзии. Это сильное растение с

Краткая история масонства

Краткая история ордена

Краткая история ордена В этой главе мы не ставим своей задачей вновь рассказывать историю ордена Храма (или ордена тамплиеров), о которой уже столько писали на протяжении свыше 100 лет. Тем более мы не собираемся снимать с него обвинение в ереси — не только справедливое, но

Краткая история принцев

Краткая история принцев Детство оба принца провели в замке Ладлоу, в Уэльской марке, опекаемые братом королевы, Энтони Вудвиллом 2-м графом Риверсом. Их отец Эдуард IV скончался 9 апреля 1483 года. Тауэрские принцы В завещании, составленном еще в 1475 году, он поручал заботу о

Краткая история Египта

Задачи и цели масонства. Конечный идеал масонства.

Задачи и цели масонства. Конечный идеал масонства. На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства. Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз, а отсюда неизбежность борьбы с ними.К разрушению

Краткая история Акрополя

Краткая история Акрополя Во времена первых человеческих поселений Акрополь был одновременно и городом, и крепостью, местом скопления домишек и примитивных деревянных капищ. Потом он станет микенским крепостью-дворцом, следы стен и укреплений которого датируются концом

I. Краткая история рода Трубецких

I. Краткая история рода Трубецких Как уже упоминалось во введении, история замечательного рода русских князей Трубецких начинается с XIV века.Это старинный литовско-русский княжеский род, происходящий от великого литовского князя Гедимина. Фамилия же их происходит от

Краткая история Сербии

Краткая история Сербии Сразу же оговоримся, что история страны, которую мы привыкли называть Сербией, берет свое начало с VI века. После разделения Римской империи территория нынешней Сербии стала частью Византии. В 879 году сербы приняли православие, а в 969 году Сербия

1. Краткая история Израиля

1. Краткая история Израиля Во всей долгой истории человечества лишь один народ после тысячи лет национальной независимости и двух тысяч лет горького изгнания возвратился в свое отечество, чтобы построить там современное демократическое государство. Это государство –

Краткая история монастыря Кумбум

Краткая история монастыря Кумбум Александр Берзин, 1991 год дополнено в сентябре 2003 года Первоначальный вариант опубликован в "Gelug Monasteries." Ch?-Yang, Year of Tibet Edition (Dharamsala, India), (1991). Монастырь Кумбум Джампа Линг (sKu-‘bum Byams-pa gling) был основан в 1583 году Третьим Далай-ламой Сонамом Гьяцо

Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie , Freemasonry (англ.) ) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason ), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии [1] Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) (UGLE — United Grand Lodge of England (англ.) ), и считающейся материнской для всего масонства. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века.

Содержание

Идеология и символика


Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами, большинство символики заимствовано из других культур, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.

Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так назывемой Легендой о смерти мастера Хирама — тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес — символ стремления к совершенству, уровень — символ равенства, наугольник — символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль — символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок — символ укрепления братских связей, и т. д. В масонстве широко используется библейская легенда о строительстве Храма Соломона.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Регулярное масонство

Регулярность (см. также Freemasonry, Regularity (англ.) ) это механизм, с помощью которого устанавливаются отношения в масонстве (братские отношения). Реализуется он практически с помощью системы признаний Великих Лож (ВЛ) друг другом на взаимной основе.

Понятие регулярности в масонстве сравнительно молодое, оно возникло начале XX в, как результат распространения масонства в мире. Впервые принципы регулярности (Basic Principles) (англ.) (см. также здесь) были опубликованы Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) в 1929 году, а позже подтверждены ею в 1938 в документе Aims and Relationships of the Craft (англ.) . Другие Великие Ложи мира с незначительными вариациями приняли аналогичные принципы и стандарты регулярности. В настоящее время следование регулярности и ее признание позволяют при автономии национальных Великих Лож и взаимном уважении их суверенитета быть мировому регулярному масонству в интегрированном состоянии и создают условия для сохранения масонских традиций, свидетельствуют о приверженности базовым масонским ценностям.

Среди стандартов регулярности:

  • Учреждение Великой Ложи другой регулярной ВЛ или тремя ложами, работающими в юрисдикции регулярных ВЛ и суверенитет Великой Ложи.
  • Вера в Бога для каждого масона, как фундаментальное для масонства требование, и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран и другие в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед нею.
  • Исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний.
  • Допуск к членству только мужчин.
  • Приверженность древним заповедям (ландмаркам [6] масонства), традиционность организации.

С организациями, не признанными регулярными, но, тем не менее, считающими себя масонскими, отношения в регулярном масонстве исключаются, не допускается посещение регулярными масонами их собраний. Великие Ложи обычно публикуют в специальных изданиях списки масонских юрисдикций (Великих Лож, Великих Востоков), находящихся с ними в отношениях признания (см., например, UGLE Recognised Grand Lodges (англ.) ).

Вопросами признания и отношений часто занимаются специальные комиссии (систематизирующие информацию и вырабатывающие экспертные заключения относительно соответствия той или иной Великой Ложи стандартам регулярности), в США, где действуют Великие Ложи в каждом штате, а в последнее время регулярными признаются и Великие Ложи Принса Холла (создававшиеся афроамериканцами), работает общая комиссия по признанию, собирающаяся ежегодно.

Регулярное масонство в мире является наиболее сильным и многочисленным. В современной России оно представлено Великой Ложей России (ВЛР). Это единственная в России организация, относящаяся к регулярному масонству.

Требования к кандидатам

Решение о его вступлении в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против — чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.

Членство в ложе и религиозные убеждения

Обряд посвящения


Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, обстановка которой соответствует названию, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.

Масонство в России

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова.

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.

После Октябрьской революции 1917 года, масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД.

Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами.

Регулярное масонство (хронология в современной России)

Включает в себя основную ветвь мирового масонства (регулярного), оно представлено Великой Ложей России.

В настоящее время в ВЛР работают ложи:

Ложи, перешедшие к другим Великим Ложам при их образовании:

Либеральное и нерегулярное масонство в современной России

Ниже обозначены объединения и организации, называющие себя масонскими, но не признанные или не имеющие отношения к основному масонству в мире (регулярному). Некоторые из них в своей деятельности допускают существенные изъятия в практикуемых принципах по сравнению с регулярными ложами (например, Великий Восток Франции, который изъял требование о вере в Бога).

Масонство описывает себя как философское и филантропическое объединение, моральную систему, проиллюстрированную символами. Его цель – поощряет своих членов работать на благо человечества – универсальна. Масонство сруктурировано на протяжении веков вокруг большого количества обрядов и традиций. Но методы организации могут отличаться в зависимости от страны. На самом деле, кажется, что почти невозможно дать точное определение масонства. Некоторые специалисты полагают, что, сколько масонов, столько и определений. Масонские послушания защищают, по различным определениям, свою особую концепцию масонства.

История и цели масонства, отличия масонов от иллюминатов

Кто такие масоны и чем они занимаются:

Христианское масонство, задуманное как углубление христианской духовности. Характерно для скандинавских (например, Датский орден масонов) и немецких лож, члены которых протестанты.

Масонство либерального и символического типа ссылается на первую версию конституций Андерсона (1723 год) и утверждает, что является традицией, прогрессом, сильной символической практикой, гражданской и моральной рефлексией. В основном присутствует в континентальной Европе и Латинской Америке.

Агностическое масонство утверждает, что метафизические и религиозные концепции кандидатов не должны приниматься во внимание при приеме. Оно работает в основном для создания лучшего общества, разрешая политические дискуссии. Чаще всего смешанные ложи во Франции, Италии.

История и цели масонства, отличия масонов от иллюминатов

Символика, знак масонов

Символика масонства в основном охватывает рабочие инструменты оперативных каменщиков Средневековья. Циркуль и наугольник, молоток и зубило, уровень и отвес, линейка, простой мастерок и другие символы согласно традиции. Система символов передается посвященным посредством ритуала, состоящего из лекций и аллегорических пьес.

Масонский запон (фартук), из белой овечьей шкуры – знаковый символ масонов, указывающий на высокий этический стандарт и уникальный знак, олицетворяющий возрождение. Прославленный в поэзии и прозе фартук из овечьей шкуры – дар масонства кандидату. Масон переносит его с собой в следующее существование – в конце земного паломничества его хоронят вместе с телом владельца.

Храм Соломона – храм человечества, знаний и совершенствования, путь к духовному возвышению. В масонской традиции Храм – связующее звено с христианской каббалой и герметизмом. Существует разница между материальным и духовным храмом, который должен быть построен в нашем сердце и считаться местом обитания Бога.

Всевидящее око – мощный символ, историю которого некоторые ученые ведут от Ока Гора (Древний Египет). Он играет важную роль и в христианстве (его часто можно встретить в витражах церквей). Масоны начали публично использовать символ с 1797 года.

Ашлар (символический камень творения) – четкое представление о том, что у нас есть и кем мы надеемся стать. Ашлар символизируют моральную и духовную жизнь человека.

Ливанский кедр, который использовался при строительстве Иерусалимского храма и Ковчега Завета, – символ вечности.

Акация – символ бессмертия души. В своей вечнозеленой и неизменной природе священное растение напоминает, что каждый человек должен стремиться идти по лучшему духовному пути, который внутри нас. Наша духовность как эманация от Великого Архитектора Вселенной, и как таковая она никогда не умрет. Акация играет важную роль в ритуале масонства, а растение также является символом невинности.

Свет – важная концепция масонов. Он представляет истину и знание. Когда кандидат проходит посвящение и понимает истины масонства, он считается просветленным.

Большая часть масонской символики носит математический и особенно геометрический характер. Вероятно, это причина того, что масонство привлекало, прежде всего, рационалистов, среди которых Вольтер, Иоганн Готлиб Фихте, Гёте… Ни одно конкретное метафизическое учение не поддерживается масонством, хотя, похоже, существуют влияния пифагорейцев, неоплатонизма и раннего современного рационализма.

История и цели масонства, отличия масонов от иллюминатов

Как устроена масонская ложа

Во многих масонских юрисдикциях есть несколько исследовательских лож, членами которых могут становиться только мастера. Эти ложи посвящены исследованиям масонства, интерпретации исторических документов, понимании мало известных символов, развитии ритуалов.

Ложи, расположенные в отдельно взятой стране или регионе объединены в масонские послушания, обычно называемые великими ложами.

История и цели масонства, отличия масонов от иллюминатов

Иллюминаты и масоны

Во время президентской избирательной кампании в США в 1800 году федералисты – противники Томаса Джефферсона разжигали общественное мнение против него. Они предупреждали, что Джефферсон приведет новую нацию к террору и тирании. Джефферсона обвиняли во всех смертных грехах, что он антирелигиозен и кощунственно отзывался об Иисусе. Распространявшиеся слухи комментировали, что Джефферсон был частью всемирного заговора с целью уничтожения правительств, частной собственности и христианства. По мнению тех, кто верил в этот заговор, Джефферсон был в союзе с иллюминатами, указывая на то, что он был послом Америки во Франции в годы, предшествовавшие революции.

Теория заговора иллюминатов времен Джефферсона установила образец для других, последовавших в американской истории. Хотя группы, обвиняемые в заговоре против Америки, менялись с годами, характеристики теорий, претендующих на их разоблачение, оставались практически неизменными.

В 1820 годах мишенью теорий заговора стали масоны. Долго ассоциировавшиеся в сознании некоторых людей с иллюминатами, масоны были обвинены в нелояльности и тайном планировании уничтожения американской демократии. Вскоре после этого большое количество американских протестантов убедились в том, что католики усердно трудятся, пытаясь передать контроль над правительством США римскому папе. Люди, которые принимают эту теорию, часто указывают на предполагаемые масонские символы, такие как пирамида и всевидящее око на оборотной стороне долларовой банкноты, в качестве доказательства заговора.

Откуда масоны взялись в России, чем занимаются и к чему стремятся?

Откуда взялось масонство? Существует несколько версий. И они друг с другом не очень согласуются. Как и всегда при освещении таких крупных исторических явлений, каким является масонство, тут очень сложно разобраться, где правда, а где вымысел, где легенда, а где историческая истина. Это все вопрос доверия к источникам. Если человек какому-то кругу источников доверяет, то он считает их верными, правильными и этой версии придерживается.

Архитектор Хирам. Церковь Св. Иоанна.jpg

В Библии, в Третьей Книге Царств, упоминается Хирам (синод.: Адонирам). Упоминается он как царь и как ремесленник, медник. Скорее не как прораб, не как архитектор Храма, а как один из его украшателей. Но масоны переосмыслили эту легенду (речь о ней пойдет ниже), и следов от нее нет ни в одном древнем источнике: ни в Библии, ни в Талмуде, ни в Мидрашах, ни в каких-то иных книгах, скажем, греческих, персидских, римских авторов.

Точно так же, как и Бецалель, Хирам был человеком гениальным. И вот вместе с Соломоном они трудились над строительством Храма. Но, как всегда бывает с выдающимися людьми, у него появились завистники — его ученики. Они приревновали Адонирама к славе и захотели, чтобы он выдал им секрет своего мастерства, который на самом деле был равен всем тайнам мироздания.

Таким же секретом владел царь Соломон, но поскольку он обладал властью даже над природой, над демонами, к нему было сложно подступиться.

Все эти инструменты вошли в масонскую символику. Абсолютно по той же методике, по которой крест, орудие смерти, мук и унижения, стал символом христианства. Кроме того, во множестве масонских лож смерть Хирама — это неотъемлемая часть ритуала, некая театрализация, инсценировка. Сначала мученическая смерть мастера, потом его похороны (кстати, его похоронили там же), открытие глаз у инициаторов нового брата, который сейчас поступает в сообщество вольных каменщиков. Что изображается после убийства? Что похоронили Хирама, в место его могилы воткнули ветвь акации — символ в библейском растительном царстве вечной жизни и возрождения.

Масонское посвящение. Париж, 1745.jpg

Соломон, естественно, хватился своего помощника. Учеников разыскали, схватили. Они выдали место, где похоронили своего мастера, который не только умер, но и разложился. Далее идет длинный, не с очень аппетитными подробностями, но очень колоритный с точки зрения символического наполнения, обряд того, как извлекали части уже разложившегося тела Хирама и придавали ему новую, верную форму для того, чтобы похоронить его правильно.

За всем этим стоит глубокий символический пласт: не только похоронить по обряду, но придать материи верную форму, и тогда не будет смерти, а материя перейдет в иное состояние.

Согласно вышеупомянутой легенде, первая масонская ложа появилась при царе Соломоне в Древнем Иерусалиме 4 тыс. лет назад. Согласно другой версии, гиперкритической по отношению к масонским легендам, братство вольных каменщиков возникло из лож, которые появились в Англии только в XVI веке. Есть и третья версия, согласно которой масоны произошли от слияния монашеских и рыцарских орденов.

Явление Христа Св. Бернарду. Франсиско Рибальта, 1626.jpg

Дело было так. В Европе в XI — XII веках наблюдался колоссальный подъем народного энтузиазма: толпы людей шли завоевывать Гроб Господень. В 1095 году папой Урбаном II был объявлен Первый крестовый поход, который завершился полной победой крестоносного дела в 1099 году. Чтобы закрепить успех, новые экспедиции отправили на Святую землю. Одним из проповедников Второго крестового похода был Бернард Клервоский — великий человек, один из немногих людей, которых Католическая церковь признала святым при жизни. Он был относительно молод, но обладал абсолютно непоколебимым авторитетом и огромным влиянием и на духовенство, на князей церкви, и на вельмож, и на рыцарство.

Бернард Клервоский написал Устав тамплиеров, разработал абсолютно новую, революционную концепцию, которая соединила несоединимое — рыцарство и монашество. Отметим, что монахам запрещалось брать в руки оружие, не говоря уже о кровопролитии. Это должно было быть делом мирян-рыцарей, монах же должен молиться. Но соединение двух аскетических славных идеалов самоотречения — воинского рыцарского и молитвенного монашеского — дало блестящий результат: католический Запад завоевал огромные территории.

При чем здесь масоны, спросите вы? А вот при чем. Орден тамплиеров, храмовников, возник по прямому указанию и благословению Бернарда Клервоского. Произошло событие, которое довольно трудно объяснить: цвет французского рыцарства, тамплиеры, встретились в Константинополе, самом большом городе тогдашнего мира, с цветом еврейской учености, с каббалистами. И хотя до этого обе стороны были друг о друге самого дурного мнения, встреча получилась исключительно плодотворной, с очень далеко идущими последствиями. У тамплиеров и каббалистов появилась общая цель — восстановить Соломонов храм, как храм мудрости, новой благодати, как храм воспитания новой породы людей. И они стали прилагать к этому совместные усилия.

Каббалисты, которые тогда по преимуществу были евреями, открыли тамплиерам три главных секрета. Первый из них был о выживании в пустыни, на дальних переходах: воду надо не освящать молебнами, не ходить вокруг с крестами, а кипятить и только тогда пить. И тамплиеры перестали помирать от тифа и дизентерии, чем навлекли на себя подозрения и упреки в том, что им помогает дьявол. Второй секрет касался употребления спирта, алкоголя, арабского изобретения, не вовнутрь, а вовне, как бактерицидного средства. Ну и третьим секретом был секрет богатства. Всей тайны мы вам не расскажем, назовем только одну ее деталь — это чек.

Конституции Джеймса Андерсона, 1723.jpg

Тамплиеры стали сказочно богатыми. Настолько, что навлекли на себя большое несчастье (здесь сказалась и гибель всего цвета тамплиерского войска): король Филипп Красивый и его канцлер Гийом де Ногаре их попросту уничтожили. Тамплиеров пытали самыми ужасными способами. Например, Великого Магистра Жака де Моле, старика, епископа, рыцаря, аристократа, допрашивали так, что сожгли ему ноги по колени. Стоит ли говорить о том, как мучили остальных?!

Из Англии масонство распространилось по всей Европе, при Петре I дошло и до России.

Кстати, вокруг нас очень много масонских символов, о которых мы даже не догадываемся. Например, на некоторых зданиях в Москве, в Петербурге, в других крупных городах можно увидеть лучезарную дельту, такой треугольник с глазом. Этот символ означает, что бог надзирает над нами, богу есть до нас дело, он любит нас.

Встречается и пятиконечная звезда — пентаграмма, очень древний символ. В масонстве это знак учения, ибо это звезда Соломона, мудрейшего из людей.

Читайте также: