История культурологической мысли кратко

Обновлено: 07.07.2024

Культурология в России - неотъемлемая часть мировой культурологической мысли.
Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX веков.
Данная работа посвящена изучению развития культурологической мысли в России.

Содержание

Введение 3
1. Зарождение отечественной культурологии. Культурологическая мысль П.Я.Чаадаева 4
2. Славянофилы 5
3. Западническая культурологическая мысль 7
4. Взгляды Н.Я. Данилевского 9
5. Взгляды философа В.С.Соловьева 11
6. Взгляды Н.А. Бердяева 13
Заключение 21
Список использованоой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

1. Зарождение отечественной культурологии. Культурологическая мысль П.Я.Чаадаева

3. Западническая культурологическая мысль

4. Взгляды Н.Я. Данилевского

5. Взгляды философа В.С.Соловьева

6. Взгляды Н.А. Бердяева

Список использованоой литературы


Введение

Культурология в России - неотъемлемая часть мировой культурологической мысли.

Культурологическая мысль в России в качестве самостоятельной отрасли знаний развивалась с некоторым опозданием и имела на рубеже XIX - XX веков ряд особенностей, обусловленных, прежде всего, пограничным положением русских между Европой и Азией и их неповторимым духовным миром. Особую специфику культурологическим теориям того времени придавало ощущение неустойчивости, нестабильности, неопределенности и нервозности в русской культуре конца XIX - начала XX веков.

Данная работа посвящена изучению развития культурологической мысли в России.


1. Зарождение отечественной культурологии. Культурологическая мысль П.Я.Чаадаева

В современной отечественной культурологии, особенно в учебной литературе, история развития культурологической мысли в России не получили должного освещения. Даже в научных трудах нет достаточно полного систематизированного изложения истории культурологических воззрений в России. Подобное состояние можно объяснить разными причинами. Во-первых, к культурологической мысли традиционно относят работы, созданные в рамках философских исследований. Отечественная культурологическая мысль развивалась как в рамках философских мысли, так и литературоведческих, исторических и т.п. исследований. Во-вторых, родоначальниками основных культурологических школ являются зарубежные исследователи. И, в-третьих, у ученых отсутствует желание или потребность выйти за рамки привычных представлений.

2. Славянофилы

3. Западническая культурологическая мысль

4. Взгляды Н.Я. Данилевского

 основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам культур другого исторического типа;

 период роста цивилизации всегда неопределённо продолжительнее периода цветения и плодоношения, после которого она истощает свои жизненные силы и больше не возобновляется.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 1. Продолжение. История культурологической мысли Лектор – Ольга Серге.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лекция 1. Продолжение. История культурологической мысли Лектор – Ольга Серге.

Лекция 1. Продолжение.
История культурологической мысли

Лектор – Ольга Сергеевна Сорокина
2013 год

ВведениеИстория развития культурологической мысли можно проследить, начиная с.

Введение
История развития культурологической мысли можно проследить, начиная с периода Античности. Однако, современное понимание культуры как особого явления, его исследование и формирование самостоятельных культурологических школ относится к XIX – XX вв.
Большой вклад в формирование науки о культуре был внесен в эпоху Просвещения.

Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века)Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе –.

Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века)
Беркли, Вольтер, Дидро, Руссо, Кондорсе – известные просветители
Культура – совокупность достижений человеческого разума.
Жан-Жак Руссо Дени Дидро Вольтер

Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху ПросвещенияПолный от.

Преобладающие идеи и подходы к изучению культуры в эпоху Просвещения
Полный отказ от прошлого, идея формирования нового совершенного общества.
Идея восходящей линии развития человечества. Прогресс как цель.
Применение механических методов изучения культуры
Энциклопедичность, систематизация знания.
Европоцентризм
Вера в существование абсолютных образцов искусства

Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)1784-1791гг. – «Идеи к философии истории чел.

Основные направления или школы в культурологии в XIX-XX веках: эволюционизм (.

Основные направления или школы в культурологии в XIX-XX веках:

эволюционизм (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер)
диффузионизм (Ф. Гребнер, Л. Фробениус, Ф. Ратцель)
структурный функционализм (Б. Малиновский, А. Р. Радклифф-Браун, К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида)
психологическое направление, психоаналитическая антропология (З. Фрейд, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Юнг, В. Вундт)
игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Ортега-и-Гассет, Г. Гессе)
семиотическое направление (Э. Кассирер, Ю. Лотман)
методологическое направление (А. Л. Кребер, К. Клакхон)
культурная антропология
религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон, М. Бубер)
историческая типология культур или теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

XIX-XX век. Теоретические идеи эволюционистовКультура – необходимое условие ж.

Теоретические идеи эволюционистовВсе культуры не только равноправны, но и рав.

Теоретические идеи эволюционистов
Все культуры не только равноправны, но и равноценны, среди них нет высоких или низких, достойных и ли презренных - каждая неповторима, уникальна.
Культуры эволюционируют, развиваются, народы могут находиться на разных ступенях или стадиях этого процесса. Можно воспроизвести путь культурных изменений, найти их проявления в настоящем. В культуре ничто не умирает навсегда, ни одна ступень не отбрасывается полностью.
Древние формы традиционной культуры используются и в последующие эпохи
Эволюционизм, во многом, понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.

ДиффузионизмДиффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в с.

Диффузионизм
Диффузионизм (взаимопроникновение, рассеивание) – направление в социальной или культурной антропологии, исходящей из того, что в основе общественного развития лежит процесс заимствования и распространения культуры из одних центров в другие. Средствами распространения чужой культуры являются: завоевания, торговля, колонизация, иммиграция, добровольное подражание, а также внутренние факторы развития.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР. ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙИсторическая тип.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР.
ТЕОРИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Историческая типология культур представляет выявление определенных исторических периодов ее развития и классификации по различным основаниям.

Исторический (диахронный) подход к периодизации развития культуры.

Развитие культуры в пространственном (синхронном) измерении.

Циклические концепции культуры (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Со.

Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытну.

Данилевский считает, что не все народы способны создать собственную самобытную культуру. В истории выработалось только десять культурно-исторических типов:
1-египетский, 2- китайский, 3- ассирийско - вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитский, 4- индийский, 5- иранский, 6- еврейский, 7- греческий, 8 - римский, 9- ново-семитский или аравийский, и 10- германо-романский, или европейский.

Первые пять цивилизаций квалифицировались Данилевским как культуры подготовительные.

Виды культурной деятельности.Данилевский выделяет четыре вида культурной деят.

Виды культурной деятельности.
Данилевский выделяет четыре вида культурной деятельности.
Первая – религиозная, объединяющая собой отношение человека к Богу, наличие твердой веры, понятия о судьбе и определяющая нравственность народа.
Вторая – культурная, включающая отношения теоретические, научные, эстетические, художественные, технические и промышленные.
Третья – деятельность политическая.
Четвертая – общественно-экономическая.

Освальд ШПЕНГЛЕР (1880 – 1936) - немецкий ученый, историк и математик, автор.

Культуры развиваются в разных условиях и совершенно отличаются друг от друга.

Душа культурыШпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых име.

Душа культуры
Шпенглер создает портреты великих культур, каждая из которых имеет свою душу:
аполлоновская – античная;
фаустовская – западноевропейская;
магическая – арабская. Шпенглер считает, что постичь культуру можно только путем проникновения в ее смысл, значения, символы.

Каждая культура – цивилизация живет 1000 – 1500 лет от рождения до смерти. Ку.

Игровая концепция культуры Йохана Хейзинги (1872-1945)Главная работа - книга.

Становление культурологической мысли началось в древнем мире, ее развитие имело свои особенности в Средние века и Новое время. В древности для человека реальная жизнь не было чем-то отличным от мифологического мира. Древние религии были политеистическими (политеизм - вера во многих богов). Люди общались с богами так же, как друг с другом.Мифологическое мышление как форма коллективного сознания составляет огромный пласт культуры, является культурной реальностью и, одновременно, содержит представление о культуре в древних. В этом случае восприятие культуры включало в себя поклонение, почитание, культ.

Чувствуя мироздание как высшую гармонию, древние греки стремились создать фрагмент совершенства на земле. Живым воплощением их представлений о гармонии, культурным образцом был полис - город-государство, которое формирует человека культуры. Так, Аристотель разрабатывал идею культурного человека как образцового гражданина. То есть, в целом понимание культуры носило гуманистический характер.

Попытку соединить аристотелизм и христианство осуществит знаменитый католический богослов Фома Аквинский. Основной принцип его философии - гармония веры и разума, поскольку разум способен рационально доказать существование Бога и разбить возражения против истин веры.

Эпоха Возрождения утверждает гуманистический идеал. Культура представляется мыслителям Возрождения результатом свободной творческой деятельности человека. Свобода и творчество как принципы человеческого общежития противопоставляются средневековой иерархии, подчиненности церкви.

Принципиально по-новому культурный опыт прошлого и современности, причины возникновения и пути развития культуры переосмысливаются в XVIII в. Просвещением. Эпоха стремится к целостному восприятию культуры человечества, понимая ее как продукт деятельности человеческого разума. В ряде работ понятие "культура" и "природа" противопоставляются. Устранению оппозиции "культура" - "природа", поиска путей их гармоничного сочетания посвящены работы Иммануила Канта (1724-1804). По Канту причиной возникновения культуры является общественная сущность человека. Философ выделяет две реальности: мир природы (животного начала, зла, жестокости) и мир свободы (человека, культуры, морали). Пересекаются и примиряются два противоположных начала в представлениях о прекрасном и в создании прекрасного, что собственно и является целью культурной деятельности. В этике Кант вводит категорический императив, то есть обязательное и безусловное моральное правило, всеобщий закон поведения, который преодолевает и исключает любое зло.

До второй половины XVIII в. относится деятельность немецкого философа и историка И. Г. Гердера. Для Гердера культура является следствием способности человека к творческой и умственной деятельности, которая находит выражение в языке, науке, ремесле, искусстве, государстве, религии, семьи

В первой половине XIX в. появились работы русского ученого Н. Я. Данилевского. В книге "Россия и Европа" он выдвинул концепцию "замкнутого (локального) развития культур". Каждый народ, за Данилевским, создает специфическую систему ценностей. Выработанная им культура слабо контактирует с другими культурами, противодействуя проникновению в ее "тело" инородных элементов

Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на культурологию ХХ в. Возникновение украинской культурологической мысли связано с деятельностью Кирилло-Мефодиевского братства. В Уставе Братства, в воззваниях "К братьям украинское", "К братьям россиян", "К братьям поляков", в произведениях его основателей - Н. Костомарова ("Мысли об истории Малороссии" "," Две русские народности "), П. Кулиша ("Повесть об украинском народе") - отстаиваются идеи культурной самобытности славянских народов, их права на свободное развитие, гарантированный свободным федеративным союзом славянских республик. Значительный вклад в развитие культурологической мысли сделал М. Драгоманов (1841-1895 гг). С позиций сравнительно-исторической методологии М. Драгоманов выступал против хуторянского этнографизма, выдвигал идеи свободного развития народной культуры в национальную культуру, пропитанную общечеловеческими ценностями.

Целостную концепцию истории украинской культуры выдвинул М. Грушевский (1866-1934 гг). Она базировалась на тезисах самобытности и самостоятельности украинской культуры. Одним из первых он подверг сомнению и критике теорию единой монолитной культуры Киевской Руси, доказывал существование различных етноплемен еще в эпоху трипольской культуры. Не противопоставляя украинскую и русскую культуры, он все же считал первую более близкой к европейской культуре.

Структура культуры.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире. С одной стороны, это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Далее в соответствии с конкретными носителями выделяются также 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Кроме этого культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.

Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

В материальную культуру входят:

1. культура труда и материального производства;

2. культура быта;

3. культура топоса, то есть места жительства (жилище, дома, деревни, города);

4. культура отношения к собственному телу;

5. физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и исключает в себя:

1. познавательную (интеллектуальную) культуру;

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, и функциональные элементы, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры - ее произведения, опредмечивающие культуры данной эпохи, а также нормы культуры, ее требования к каждому члену общества. Сюда относятся нормы права, религии и морали. нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).

Только неукоснительное выполнение этих норма-предписаний дает право человеку претендовать на звание культурного.

Функциональный блок. Раскрывает процесс движения культуры. В этом плане субстанциональный результат этого процесса. В функциональный блок входят:

o традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры. В народной культуре эти средства были главными;

o с появлением профессиональной культуры возникают и специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (например, библиотеки, театры, музеи и т.п.).

Таким образом, структура культуры является ложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

Функции культуры.

1. Главная функция - человекотворческая, или гуманистическая функция.

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

6. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Методы культурологи.

Культурология использует систему методов, то есть различных, взаимосвязанных между собою способов изучения явлений культуры.

В их ряду сравнительно-исторический метод. Он позволяет провести сущностное сравнение принципиально сопоставимых объектов, относящихся к разным культурам. Чрезвычайно широко распространенный обряд обрезания имеет несхожую символическую нагрузку.

Структурно-функциональный метод предполагает разделение исследуемого явления культуры на составные части и выявление соотношения между ними. В качестве примера укажем на опыт изучения культурологом Б.А. Успенским такого своеобразного феномена, как русский мат.

Семиотический метод предполагает использование семиотики как науки о знаковых и символических системах и успешно применяется для понимания, например, языка искусства средневекового христианства.

Метод моделирования предполагает стремление создать модель определенного типа культуры, с тем чтобы выявить наиболее существенные его черты.

Психологический метод предполагает возможность выяснить посредством анализа мемуаров, хроник, мифов, летописей, эпистолярного наследия, трактатов наиболее типические реакции людей той или иной культуры на наиболее значимые для них явления: голод, войны, эпидемии. Такие реакции проявляются как в форме социальных чувств, так и ментальности в целом. Под ментальностью, менталитетом понимается как причина, то есть социально-биологическая обусловленность духовности, так и следствие, то есть готовность к действию, психологическая установка.

Диахронический метод предполагает выяснение хронологической, то есть временной последовательности изменения, появления и протекания того или иного явления культуры.

Синхронический метод состоит в анализе изменения одного и того же явления (скажем, феномена православия или идеи патриотизма в русской культуре) на разных этапах единого культурного процесса. Кроме указанного, синхронический метод также возможно понимать (В.А. Сапрыкин) как совокупный анализ двух или нескольких культур на протяжении определённого времени их развития с учётом существующих связей и возможных противоречий.

Презентация на тему: " Лекция 2 История культурологической мысли Автор – к.ф.н., доц. Толстикова И.И." — Транскрипт:

1 Лекция 2 История культурологической мысли Автор – к.ф.н., доц. Толстикова И.И.

2 План лекции 1. Проблема культуры в истории европейской культурологической мысли 2. Культурологическое знание второй половины ХIX в. 3. Проблема типологии культур 4. Культурологическая мысль ХХ в.

3 Антиномии культуры и природы в античной философии Отпpaвной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону ( до н.э.). Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличает теорию от обыденных представлений.

6 Софисты - так условно, от греч. sophisma-sophia – рассудительность, мудрость, обозначала себя группа древнегреческих мыслителей второй половины V - первой пол. IV в. до н.э. киники (IV до н.э.), одна из так называемых сократических школ Древней Греции. Антисфен и Диоген Синопский римский стоицизм - конец IV до н.э. антиномия (от греч. anti - против и nomos - закон; противоречие закона самому себе, аntinomia – противоречие в законе) природного и нравственного, которая в сущности идентифицировалось с культурным.

7 Эпикуреизм - конец IV-нач. III вв. до н.э. Культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль. Софисты, киники, стоики и эпикурейцы разрабатывали в конечном счете антиномии культуры и природы.

8 Теологическое понимание культуры. Провиденциализм Бог и культура Теологическое понимание природы можно назвать провиденциализмом (от лат. providentia – провидение). Развитое Августином Блаженным провиденциалистское понимание культурного и исторического процесса как пути к эсхатологическому (от греческого eschaton – конец во времени и пространстве, предел, конечная цель и logos – учение) "царству божию" легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

10 Постижение культуры в эпоху Возрождения

11 Культура Возрождения знаменовала собой поворотный пункт в истории Европы, после которого путь к новой цивилизации был предопределен. Гуманизм – великое открытие этой культуры.

12 Итальянское, французское, немецкое просвещение и понятие "культура" Совокупность идей, выдвинутых европейскими философами XVII- XVIII вв., называют идеологией просвещения. ядро - акцентирование свободы и суверенности человеческого разума. натурализм, рационализм, исторический оптимизм, вера в прогресс.

13 Выдающиеся деятели эпохи Просвещения Джамбаттиста Вико Мари Франсуа Аруэ Вольтер Дени Дидро Шарль Луи де Монтескье Жан Жак Руссо Мари Жан Антуан де Кондорсе Иоган Готфрид Гердер Иммануил Кант

15 Культура как точка разрыва с природой

18 Культурологические воззрения Г.В.Ф. Гегеля ( ) Культура у Гегеля есть реализация, инобытие мирового духа. только в культуре происходит осознание человеком самого себя. культура как целостная система выделяет прежде всего высокую и низкую культуры, а также теоретическую, практическую, нравственную, моральную, интеллектуальную и культуру высказываний.

19 Философия культуры немецкого романтизма Немецкие романтики основывали свое понимание культуры не на разуме, а на интуиции. Истинная жизнь, а, следовательно, и истинная культура достигаются для них в спонтанном творческом акте – в философском созерцании и художественном озарении.

20 Философия культуры немецкого романтизма Август Вильгельм Шлегель Фридрих Шлегель Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг Фридрих фон Харденберг Новалис

21 Национальные формы романтизма весьма самобытны: немецкий романтизм, серьезный и мистический, разрабатывал эстетику романтизма, одновременно рождая шедевры в музыке, литературе (А. В. Шлегель ( ), Ф. Шлегель ( ),Ф. В. Й. Шеллинг ( ), Ф. Новалис ( ), Л. ван Бетховен ( ); французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя в жанровой живописи и романистике (А. Гро ( ), Э. Делакруа ( ), Ж. Санд ( ), А. Л. де Сталь ( ); английский романтизм, сентиментальный и чувственный, видел возвышенное в простых, обыденных вещах (У. Блейк ( ), У. Тернер ( ), Дж. Г. Байрон ( ).

22 Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. Критика классического образа культуры. Кризис рационализма. (А. Шопенгауэр, Р. Вагнер, Ф. Ницше, К. Маркс) В осмыслении феномена культуры в XIX в. впервые напрямую столкнулись три подхода:

23 Артур Шопенгауэр ( ) Фридрих Ницше ( )

24 Искусство представляется Ницше как дополнение и завершение бытия. Аполлоническое начало - рациональное; золотая середина; иллюзорно- оптимистическое, состояние покоя; индивидуальность Дионисическое начало - иррациональное; безмерное буйство; трагико-героическое; нарушение покоя, беспокойность, неудовлетворенность; уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

25 Понятие культуры в марксизме Карл Маркс ( ) культура - это прежде всего процесс творения человеком самого себя. общественно-трудовая деятельность является основным источником культуры и творцом самого человека. положение о двух формах культуры - материальной и духовной. детерминирующая роль принадлежит материальной культуре

26 Неокантиантство Вильгельм Виндельбанд( ) Генрих Риккерт ( ) различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.

27 Классический эволюционизм Основные черты этого подхода: идея единства человеческого рода и единообразия развития культур; прямая однолинейность этого развития от простого к сложному, очень часто обязательность выделенных стадий развития для всех обществ; идея общественного прогресса и исторического оптимизма; просветительско-рационалистический идеал будущего развития культур; психологическое обоснование явлений культуры и нередко выведение закономерностей развития обществ из психических свойств индивида.

28 Э.Б. Тайлор ( ) - основатель антропологии в Англии, автор знаменитой книги "Первобытная культура" (1871). Определение культуры Тайлора считается первой дефиницией в англоязычной антропологии

30 "Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества« (Определение из книги "Первобытная культура").

31 Типология культуры Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания или сопоставления. При этом в научном сообществе существуют как более или менее равноправные различные основания для типологии культуры.

32 Схема истории представляет собой не однонаправленный линейный процесс (концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Фробениуса, А. Тойнби и др.). В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (концепции Вольтера, Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И.Г. Гердера, В. Соловьева, К. Ясперса и др.).

33 Основными логическими параметрами культурологической типологии являются диахрония - синхрония и линейность - дискретность.

34 Концепция Николая Яковлевича Данилевского ( ) "Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо- Романскому" (1869) – первый вариантом широко распространенной впоследствии в западной философии истории концепции локальных цивилизаций

35 Тринадцать культурно - исторических типов 10 - египетская культура, китайская культура, ассирийско-вавилонско- финикийская, халдейская (древнесемическая), индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, германо-романская, или европейская культура. 2 - мексиканская и перуанская культуры 1 - славянский тип

36 Данилевский выделяет направления культурной деятельности человека: религиозная, культурная, политическая, общественно-экономическая деятельности и различает следующие культурные типы: культуры первичные (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры, заложившие основы последующего развития); одноосновные (еврейская, греческая, римская); двухосновные (германо-романская, или европейская); четырехосновные (славянская ).

37 Освальд Шпенглер ( ) "Закат Европы" (1914). Полное название книги - "Закат Европы". Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность". Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших своего завершения: китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную (греко-римскую) или "аполлоновскую", арабскую, или "магическую", западноевропейскую, или "фаустовскую", культуру народа майя. В особый тип, находящийся на стадии возникновения, О.Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру.

38 Концепция культуры Н. Бердяева ( ) "Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия". Основные сочинения: "Смысл творчества" (1916), "Смысл истории" (1923), "Философия неравенства" (1923), "Новое средневековье" (1924), "О назначении человека" (1931), "Самопознание" (1949).

39 Питирим Сорокин ( ) "Социальная и культурная динамика" теория культурных суперсистем базовым принципом культуры является ценность. три основных типа культуры: идеациональный, идеалистический, чувственный (сенситивный).

41 Концепция "идеальных типов" Макса Вебера ( ) Идеальный тип – это методологический инструмент социального познания, построенный на основе наблюдений и исследовательского воображения; это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность. различает три "чистых" типа власти: рациональный, традиционный и харизматический. "Протестантская этика и дух капитализма".

43 Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда( )

46 "Тотем и табу" Культура у З.Фрейда выступает в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

49 Структурализм. Концепции Клода Леви- Строса, Юрия Михайловича Лотмана С точки зрения структуралистов, разного рода социокультурные явления представляют собой специфические языки, содержательно отражающие тот или иной феномен культуры. Цель структурализма - анализ культуры на строго научной базе с использованием точных методов естественных наук (математического моделирования, формализации и т.п.) Образцом стала методология структурного анализа, используемая в лингвистике и литературоведении. Другим источником стал психоанализ и, прежде всего, юнговское понятие коллективного бессознательного.

Из истории культурологии

Культурология – наука довольно молодая, она и сейчас ещё находится в стадии становления. Её возникновение относят ко второй половине XX в. На Западе её основоположниками называют Ф. Ницше, К. Ясперса, О. Шпенглера, А. Камю и др. В мировой пауке не существует однозначного признания культурологии в качестве единой науки о культуре как общественном явлении.

Официально же культурология в России была признана наукой в конце 1980-начале 1990-х гг. С этих пор она входит и в систему высшего гуманитарного образования.

Что изучает культурология

Эта наука изучает историю культуры и её теорию.

История культуры

В этом разделе культурологии изучается история развития культуры от ее зарождения в виде архаических форм до современного состояния. Историю культуры невозможно рассматривать без таких наук, как археология, история различных религий, искусств и проч., которые уже выработали свои методы изучения. Ещё в сочинениях древнеримского историка Тацита (середина 50-х-около 120 г.) и христианского богослова Аврелия Августина (354-430) видны элементы исторического взгляда на культуру.

Постепенно начала формироваться современная история культуры, чётко эта тенденция проявилась в эпоху Возрождения, когда было доказано отличие античной культуры от культур предыдущих эпох:

  • первобытной культуры (до 4 тыс. до н.э.);
  • культуры Древнего мира (4 тыс. до н.э.-V в. н.э.);
  • культуры Средних веков (V-XIV вв.).

Так утвердился принцип историзма культуры.

Теория культуры

За всю историю человечества существовало множество культурных систем. Этот раздел культурологии изучает общие свойства всех культур в процессе развития человеческой цивилизации. Здесь рассматриваются общие тенденции и закономерности развития культуры, несмотря на то, что какие-то конкретные культуры могут не во всём совпадать с общими закономерностями.

Культура в целом охватывает жизнь людей от бытового уклада до созданных концепций мира и человека – всё то, что сознательно создано его деятельностью, материальные и нематериальные, духовные ценности. Даже простейшее орудие, самый примитивный инвентарь, любая мысль, идея, возникшая в уме человека – всё это элементы культуры.

Артефактом культуры (продуктом творческой деятельности человека) является любой предмет, осознанно созданный человеком: дом, одежда, бытовая утварь, а также и духовные явления: научные теории, песни, танцы, картины художников, литература и т.д.

Связь культурологии с другими науками

Культурология тесно связана с другими науками и возникла на пересечении многих наук: истории, философии, социологии, этнологии, антропологии, социальной психологии, искусствознания и др. Таким образом, культурологию можно назвать комплексной гуманитарной наукой. Вместе с тем каждая из перечисленных наук углубляет и дополняет представление о культуре. А культурология обобщает факты, представленные другими науками, изучающими культуру.

Значение культурологии

Знания культурологии помогают регулировать различные виды культуры: образование, науку, искусство. Часто говорят о культурологизации образования. Что это значит?

В современно мире частично потеряны культурные ориентиры, массовая культура захватила мир. Важно, чтобы школьники и студенты смогли сформировать систему неких культурных ориентиров, которые необходимы для формирования личности. Не всё, что сейчас преподносится молодёжи в качестве культуры, является культурным наследием. Его формирует время. Поэтому очень важно, чтобы молодёжь изучала и знала культурное наследие прошлого.

Культурологические исследования необходимы для охраны культурного наследия человечества и культурных традиций.

Культурология помогает понять причины национальных и религиозных конфликтов, помогает осуществлять диалог культур, что особенно важно для таких многоконфессиональных стран, как наша. Через такой диалог происходит взаимообогащение культур.

Читайте также: