История классического танца кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии

Кафедра хореографического творчества

заочной формы обучения

I курса группы 13 ХО

Кислинская Ксения Николаевна

доктор искусствоведения, профессор,

заслуженный работник культуры РФ

Буксикова Ольга Борисовна

Белгород 2019

В середине 19 века крупнейшим хореографическим центом становится Россия. Под влиянием французской и итальянской школ происходило рождение новой самобытной русской школы классического танца [1. с, 13]

Соединение хореографии и музыкального симфонизма стало национальной традицией русского балетного искусства. И связано это с именами композиторов Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова и балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова. [1. с, 13]

Большим вкладом в развитие выразительных средств классического танца явилась педагогическая система А.Я.Вагановой. Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие немалое место в хореографии прошлого, Ваганова добивалась от учениц эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой и энергичной манеры исполнения. Танец выпускниц Вагановой отвечал самой сущности балета как искусства большого содержания, высокой лирики и героики. Метод Вагановой оказал большое воздействие и на развитие мужского танца. Он добился гармоничности и силы движения, расширил диапазон выразительности. Современный классический танец имеет широчайший спектр выразительных средств. Он продолжает обогащаться с введением всё новых движений, сложных элементов и связок.

Художественный принцип организации движения в классическом танце заимствован и другими видами хореографического искусства. Особенно полно этот принцип интегрировал в народно-сценический танец. Большинство элементов экзерсиса у палки организовано по принципу классического танца: приседания, упражнения для развития подвижности стопы, маленькие броски, круг ногой по полу, поднятие ноги на 90 и выше градусов, развороты бедра, большие броски. И только небольшая часть движений сохраняет аутентичный подход к их выполнению. Сейчас система классического танца востребована в спортивных бальных танцах, в художественной гимнастике, фигурном катании.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Именно она тогда ввела в балет пачку и пуанты.


В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и дети из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками.

В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости.

В середине XIX века в русскую литературу и искусство пришел реализм. Балетмейстеры лихорадочно, но безрезультатно пытались созд ать реалистические спектакли. Начался кризис балетного искусства.

Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера А. Горского, который, отказавшись от устаревших приемов пантомимы, использовал в балетном спектакле приемы современной режиссуры. Придавая большое значение живописному оформлению спектакля, он привлекал к работе лучших художников. Но подлинный реформатор балетного искусства — Михаил Фокин, восставший против традиционного построения балетного спектакля. Он утверждал, что тема спектакля, его музыка, эпоха, в которую происходит действие, требуют каждый раз иных танцевальных движений, иного рисунка танца.

Именно тогда, под влиянием мастерства русских артистов, встряхнулся и обрел второе дыхание западный балет.

После Октябрьской революции 1917 года многие деятели балетного театра покинули Россию, но, несмотря на это, школа русского балета уцелела. Пафос движения к новой жизни, революционная тематика, а главное простор творческого эксперимента вдохновляли мастеров балета.

Так возник жанр драматического балета. Это были спектакли, обычно основанные на сюжетах известных литературных произведений, которые строились по законам драматического спектакля. Содержание в них излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.

В конце 1950-х годов наступил перелом. Хореографы и танцовщики нового поколения возродили забытые жанры — одноактный балет, балетную симфонию, хореографическую миниатюру. А с 1970-х годов возникают самостоятельные балетные труппы, независимые от оперно-балетных театров.

Зарождение и развитие балета

Европейский балет возник в эпоху Возрождения. В конце XIV века наметилось различие между бытовым и театрализованным танцами. Процесс формирования театрального танца, зародившегося в Италии, а затем и в других странах, привёл в XV-XVI веках к рождению балета.

Первоначально в балетную труппу входили только мужчины. Французские танцовщики славились грацией и изяществом (благородностью) манеры исполнения. Итальянские танцовщики принесли на сцену Парижской оперы новую манеру танца – виртуозный стиль, технически сложную, прыжковую манеру танца.

В Парижской опере XVII века исполнялся особый жанр театрально-музыкального зрелища – оперы-балеты композиторов Ж. Б. Люлли, А. Кампра, Ж. Ф. Рамо.

Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века. Основываясь на эстетике французских просветителей, были созданы спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

Романтический балет, окончательно сформировавшийся во Франции в тридцатых годах XIX века, стал одной из вершин развития хореографического искусства. В романтических образах отразилось обобщённое идеализированное представление о человеке.

Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов.

В начале XX века хореографическое искусство на Западе переживает упадок. Классический балет как жанр практически перестает существовать. На смену ему приходят всевозможные ритмопластические танцы. В каждой стране они называются по-разному: в одних — современный танец, в других — выразительный, свободный, художественный, ритмопластический и т. д. Но их всех объединяло одно — их создатели отрицали классический танец как устаревший и не способный раскрывать современные темы и образы.

В наши дни классический балет остается актуальным. В оперных театрах ставятся классические постановки великих балетмейстеров мира, они постоянно усовершенствуются, каждый постановщик вносит в спектакль свои новшества, и благодаря этому классическое наследие остается современным и в наши дни. Кроме того, на основе классики ставятся новые уникальные произведения, которые затрагивают актуальные проблемы современного общества, поэтому балетное искусство не оставляет равнодушными своих зрителей.

Классический танец и балет в России

В Россию классический танец пришёл в 1-ой половине XVIII века. В 1738 году была открыта первая танцевальная школа в России (впоследствии ставшая Академией русского балета им. А. Я. Вагановой). Русский классический танец синтезировал в себе как французскую, так и итальянскую школы исполнительства.

В 1773 году открылась балетная школа и в Москве – балетное отделение при Московском Воспитательном Доме, основа будущей Московской академии хореографии. Московская труппа, созданная как общедоступная, пользовалась большей независимостью, чем казенная петербургская. Искусство петербургской труппы было более придворное, строгое и академичное, московский же балет более демократичен и поэтичен, привержен комедийным и жанровым. Различия сохранились и позже: ленинградский балет до сих пор отличается классической строгостью, академизмом, кантиленностью танца, московский – бравурностью, мощным прыжком, атлетизмом.

В Петербурге первый публичный Большой театр (Каменный), в будущем императорский Мариинский театр, открылся в 1783 году. В 1803 году его балетная труппа отделилась от оперной, заняв привилегированное положение среди других жанров театра.

В 1920 году Мариинский и Большой театры получили статус академических театров и были переименованы в ГАТОБ и ГАБТ. С двадцатых годов работали также музыкальные театры в Свердловске, Перми, Саратове, Горьком, Куйбышеве, а также в столицах союзных республик. С середины пятидесятых годов возникли балетные школы при Пермском и Свердловском театрах.

В ХХ в. официальные требования реалистичности, общедоступности искусства привели к преобладанию на сцене спектаклей, созданных в жанре так называемого драмбалета. Балеты этого типа — многоактные, обычно основанные на сюжете известного литературного произведения, строились по законам драматического спектакля, содержание которого излагалось с помощью пантомимы и изобразительного танца.

В 1930-х гг. сформировалась новая школа исполнительства, которой были свойственны, с одной стороны, лиризм и психологическая глубина, с другой, — героическая манера танца, экспрессия и динамика.

Однако, несмотря на успехи, монополия одного направления в балетном театре привела к искусственно культивируемому единообразию. Из театрального обихода ушли многие виды спектаклей, в частности, одноактные постановки, в том числе бессюжетные и симфонические балеты. Объединились танцевальные формы и танцевальный язык, поскольку в спектаклях использовался исключительно классический танец и лишь в отдельных случаях — народно-характерный.

К началу пятидесятых годов назрела необходимость балетных реформ. В 1956 году состоялись первые зарубежные гастроли балетной труппы Большого театра в Лондоне, имевшие огромный успех, но вместе с тем обнаружившие отставание советской хореографии от западной.

В конце 80-х — начале 90-х гг. значительно увеличилось число гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных театров, так и небольших коллективов, специально созданных с коммерческими целями. Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою невостребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали все чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович, Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. В составе многих зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.

В наше время русский балет имеет философскую направленность. Балетмейстеры в своих произведениях обращаются к вопросам человеческого бытия, проникают в тайны человеческой психики, благодаря чему русский балет занимает высокий мировой уровень.


К лассический танец является основой балета и его неотъемлемой частью. Он зародился в Италии в 16 веке, затем развивался во Франции, и по прошествии двух веков пришел в Россию, где и получил свою широкую популярность. А в 1738 году, синтезировавший в себе итальянское и французское направления, в Санкт-Петербурге открылась первая танцевальная школа на территории России.

Образ классического танца неразрывно связан с внешним обликом его представителей: изящные и тонкие балерины в белоснежной пачке и пуантах. Партнеры – стройные, гибкие, жилистые, крепкие, способные представить и преподнести партнершу зрителю на руках, в самых высоких и сложных поддержках.

Мариус Лиепа, Рудольф Нуриев, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Михаил Барышников и многие другие – перед этими именами легенд балета преклоняются во всем мире.


Обучение классическому танцу

Основная часть обучения классическому танцу проводится на основе экзерсиса. Это основной комплекс хореографических движений и позиций, которые выполняются постепенно и последовательно, в различных комбинациях и вариациях. Программа обучения классическому танцу направленна на развитие выносливости, грациозности, пластичности, выразительности, музыкальности и, безусловно, утонченного художественного вкуса.

Для начинающих освоение классического танца происходит с препарасьона — подготовительного упражнения, когда ноги и руки ставят в нужную позицию. В системе обучения классическому танцу уже давно используются четкие комплексы движений, которые входят в танцевальную структуру: вытягивания, скольжения, прыжки, сгибания и приседания, броски и различные повороты. Каждое из таких упражнений произносится исключительно на французском языке, что является традиционным для классического танца. Поэтому большинство танцоров, проходят обучение в различных странах, что помогает им осваивать новые техники и оттачивать своем мастерство без особых языковых проблем.

Классический танец

Классический танец как основа

Современный и классический балет полностью состоят на основе классического танца. Если классика предполагает строгое соблюдение основ и четкие движения, то модерн представляет более свободную интерпретацию танцевальных движений. В современном балете появились новые движения, которые стали более пластичными и акробатичными. Ценители классического балета по-разному реагируют на эксперименты в хореографии. Кто-то по-прежнему воспринимает исключительно классику и считает, что настоящая балетная постановка должна проходить исключительно в таких местах, как: театр оперы и балета. Однако некоторые танцоры считают, что балет, как и современный мир, должен развиваться, а не стоять на месте. Основы классического танца широко используют не только в классическом балете. На них базируется и обучение современным, бальным, спортивным танцам, эстрадным, а также гимнастике и фигурном катании.

Видео

Статьи

популярные стили танцев

Самые популярные стили танцев

В этой статье мы представляем краткий обзор на самые популярные стили танцев. Бальные танцы популярные стили танцев: бальные Эти танцы .
Читать

виды танцев для детей

Виды танцев для детей

В наши дни детям доступно так много занятий и видов спорта, что найти подходящее времяпрепровождение для своего малыша может быть .
Читать

Михаил Барышников

Михаил Барышников — биография

Михаил Барышников - танцовщик, хореограф, актер и постановщик американского балета латышского происхождения, родился 27 января 1948 года, фамильярно известный как .
Читать

Анна Павлова

Анна Павлова: жизнь и танец

Родилась: 31 января 1881 г. Санкт-Петербург, РоссияУмерла: 22 января 1931 г. Гаага, Нидерланды Анна Павлова одна из самых известных танцовщиц .
Читать

Марта Грэм

Марта Грэм: рождение современного танца

Родилась: 11 мая 1894 года, Питтсбург, штат Пенсильвания.Умерла: 1 апреля 1991 года, Нью-Йорк Марта Грэм, американская танцовщица, хореограф и педагог, .
Читать

боди-балет

Что такое боди-балет?

В настоящее время, существует множество различных направлений для занятий фитнесом. Каждый может найти то, что будет ему по душе и .
Читать

Читайте также: