История изучения речевых расстройств кратко

Обновлено: 05.07.2024

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

- использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);
- обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;
- осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;
- распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Логопедия – это отрасль педагогики, занимающаяся исследованием речевого развития детей и разработкой методов и направлений коррекционной работы, ориентированной на устранение дефектов речи.

Логопедия относится к комплексу научных знаний специальной педагогики. Она занимается детальным изучением различных речевых патологий, их влиянием на общее развитие личности учащегося определенного возраста, особенностей проявления речевых отклонений и возможностей функционирования познавательной и иных сфер личности при наличии того или иного речевого нарушения. Логопедия разрабатывает технологии коррекционного обучения, ориентированные на создание условий полноценного обучения и всестороннего развития ребенка с той или иной речевой патологией.

Логопедия имеет древние корни. Она развивалась на протяжении веков, постепенно входя в педагогическую практику и, впоследствии утвердилась в качестве научного педагогического знания.

Донаучный этап развития логопедии

Донаучные воззрения, затрагивающие вопросы речевого развития детей и их коррекцию, можно отобразить несколькими этапами развития:

Готовые работы на аналогичную тему

Становление логопедии как науки

С конца XVIII века начинается исследование вопросов о предмете логопедии и происходит ее поступенно утверждение в качестве научного знания, а точнее отдельной отрасли педагогики.

В этот период, данные различных наук активно применяются к пониманию психического развития ребенка и связи психических процессов с формированием речи. Кроме того, осуществляется формирование концептуальных основ речевых патологий и разрабатываются методики коррекции речи.

Логопедия выделяется в качестве самостоятельной научной отрасли во второй половине XIX века. Ее расцвет приходится на начало XX столетия, когда впервые была разработана классификация речевых патологий А. Куссмаулем. В этот же период, в России осуществляется принятие решения о необходимости организации специального обучения для детей, имеющих различные речевые отклонения, а также подготовки специальных педагогов, которые будут заниматься обучение детей с речевыми нарушениями. Такие специалисты получили название логопедов.

Начиная с 30-х годов XX столетия, в России начали разрабатываться пособия по логопедии и методические рекомендации по обучению детей с различными речевыми патологиями.

Выдвинувшись в качестве самостоятельной науки, логопедия того времени основывалась на следующих положениях:


Разговор об истории и методах изучения речи нужно начать с уточнения, что это междисциплинарная проблема. Нет и общепринятого определения – каждая дисциплина выдвигает свое, ставя акценты на тех аспектах, которые она изучает. Для начала возьмем за основу краткую формулу: речь – это коммуникация посредством языка.


Переплетение научных дисциплин в изучении речи

На примере связей психиатрии и неврологии с разными областями знания по вопросу речи и языков можно продемонстрировать, как приведенные дисциплины связаны между собой, хотя и кажутся далекими на первый взгляд.

Ген FOXP2 – его продукт является транскрипционным фактором и необходим для развития речевых навыков – обнаружили при исследовании семейства, в котором наследовались тяжелые нарушения речи [1], и теперь это главный герой в исследованиях по эволюционной антропологии: исследуется у каких представителей рода Человек он появился, какой была его молекулярная эволюция и чем он отличается у современного человека.

Ситуация ребенка, обучающегося родной речи, интересна одновременно для многих специальностей: ей занимается и лингвистика (детская речь относится к так называемому “отрицательному языковому материалу”, наравне с речью психиатрических и неврологических больных, неграмотных), и антропология (некоторые ученые предполагают, что, впервые осваивая речь, ребенок проходит путь, похожий на тот, что проходили первобытные люди, когда речь только зарождалась [2] ); изучают ее также неврология и психиатрия, поскольку правильное речевое развитие в первую очередь свидетельствует о нормальном интеллекте ребенка, а любые отклонения важно заметить как можно раньше – каждая из этих областей черпает сведения в других.

Речь психиатрического и неврологического больного представляет интерес также для филолога и для философа, как некий маргинальный по отношению к обычному опыт, который позволяет по-новому взглянуть на мышление или, в случае художественного произведения, усиливает впечатление. С другой стороны, например, психоанализ, хотя изначально разрабатывался в качестве подспорья в клинической практике, как психотерапевтическая методика, лечение беседой, теперь прижился в культурологическом, в том числе и филологическом, анализе.

Джакомо Риццолатти, впервые обнаруживший зеркальные нейроны, исследовал нейробиологию поведения обезьян, но это открытие смогло прояснить многие вопросы о восприятии и научении речи [3].

Такие специфические практические разделы лингвистики, как наука о шифровании и компьютерном анализе речи, могут открыть новые возможности для нейробиологии и психиатрии. Разработка перед началом второй мировой войны вокодера – средства для передачи устной речи в очень упрощенном, но все еще узнаваемом виде – заставила ученых задуматься, что именно в звуковом компоненте речи, как бы он ни разнился от человека к человеку, принципиально важно для распознавания, и как вообще это распознавание происходит в мозге [4]. Методы семантического и акустического анализа речи, который становится проще, точнее и быстрее благодаря компьютерной лингвистике, могут применяться для распознавания некоторых психических заболеваний и предсказания рецидива [5].

История изучения нейробиологической основы речи определяется во многом методами исследования мозга, которые существовали в конкретную эпоху.

Основой для практически любого другого метода является нейропсихологический , который включает наблюдение за спонтанной речью пациента и простые задания для оценки разных аспектов ее воспроизведения и понимания: назвать предмет, ответить на вопрос, выполнить команду, повторить выражение или объяснить его смысл. Если на начальных этапах развития учения о нейрофизиологии речи ставился вопрос, способен ли конкретный пациент к ее воспроизведению или восприятию в целом, то теперь ученых интересуют особенности в использовании отдельных лингвистических категорий. Однако способ, которым речевые явления классифицируют лингвисты, может не иметь прямой корреляции с мозговыми процессами, биологически речь может быть организована несколько иначе.

Учебники неврологии обычно начинают рассказ с работ Поля Брока, но прежде нужно упомянуть одну важную веху в истории нейронаук. Сейчас представление о том, что определенные нервные функции обеспечиваются активностью нейронов определенных зон коры – то есть, локализационизм – является господствующим (хотя и трансформируется в свете новых данных в теорию крупномасштабных нейронных сетей [6]). Но некогда один из пионеров нейрофизиологии и нейропсихологии, французский врач Мари-Жан-Пьер-Флуранс в 1824 году провозглашал, что мозг “эквипотенциален”, и любой его отдел может выполнять любую функцию [7]. Работа Поля Брока появилась в 1861 году в ряду клинических случаев, которые демонстрировали изолированное выпадение функции при поражении определенной области, и замечательна тем, что попыталась применить новую теорию, не оставляющую в работе мозга никаких тайн, к “самой человеческой” психической функции – речи.

Итак, первый метод исследования – морфологический. Только вскрытие выявило причину заболевания у “Господина Тана” – самого известного пациента Поля Брока, который при жизни не мог произнести ничего, кроме “тан, тан, тан”. Оказалось, что задние отделы нижней лобной извилины слева у него разрушены каким-то процессом и замещены полостью с серозной жидкостью; эту область назвали “моторным центром речи”. Та же локализация у нескольких больных с похожими симптомами навела Брока на мысль, что важна не только область, но и сторона расположения, хотя почти за 30 лет до него в 1836 году эту мысль высказывал сельский врач Марк Дакс [8] – но его доклад внимания не привлек.

Идею о межполушарной асимметрии активно поддержал Хьюлингс Джексон, кроме того, он высказал предположение, что правое полушарие играет свою, но качественно отличающуюся роль в понимании и воспроизводстве речи.

Важные работы в этом же направлении представил в 1874 году Карл Вернике – он рассказал о сенсорной афазии в результате поражения задних отделов верхней височной извилины и обнаружил дугообразные волокна, соединяющие моторный и сенсорный центры; а также Жюль Дежерин – в 1891 году он обнаружил в задне-нижней теменной области центры, связанные с чтением и письмом, и выдвинул термин “аграфия”, подобно “афазии”, как называли расстройство речи при поражении моторного и сенсорного центров.

Основываясь на этих данных, Лихтгейм в 1885 году создал самую простую и широко известную классификацию афазий, добавив к ней “центр смыслов”, который морфологическому методу обнаружить не удалось.

Классическая модель обработки языка (с) Gazzaniga, Michael S, Richard B Ivry, 2014

Эта схема доступно объясняет происхождение нарушений речи после сосудистых и травматических повреждений мозга и приводится в каждом учебнике неврологии. Однако с точки зрения современной нейронауки она имеет лишь историческое значение по нескольким причинам:

– названия “моторная” и “сенсорная” афазия неточны, поскольку и та, и другая сопровождаются нарушением понимания речи, так же как и нарушением речевоспроизведения, хотя и разного характера (поэтому более корректными считаются термины “афазия Брока” и “афазия Вернике”)

– впрочем, и эти термины лишь приблизительны, поскольку современные методы исследования редко выявляют, например, классическую “афазию Вернике” при поражении в “зоне Вернике” [9].

– ученых интересует, как конкретно звуковой сигнал узнается в качестве звука речи, где “хранятся” и как “модифицируются” согласно правилам грамматики слова, чтобы выразить мысль – ничего этого теория Вернике-Лихтгейма не объясняет.

Сопоставление имеющегося у пациента поражения с симптомами – и сейчас актуальный метод в науке о речи, но теперь данные о локализации очага становятся известны не из протокола вскрытия, а из результатов таких методов, как компьютерная или магнитно-резонансная томография. С одной стороны, не теряет значимости индивидуальный подход, изучение клинических случаев, поскольку сочетание пораженных областей у каждого пациента индивидуально. С другой стороны, сейчас есть все возможности для накопления большого массива данных и статистического подтверждения корреляции симптомов (вплоть до очень конкретных, как, например, трудности в употреблении глаголов, понимании смысла метафор) и расположения очага. Существует два подхода к построению такого исследования:

– метод воксельного картирования: исходная группа пациентов может иметь самые разные симптомы и очаги поражения, но по данным визуализации для каждого вокселя пациентов делят на две группы в зависимости от наличия или отсутствия интересующего симптома.

Кроме анатомических и патологоанатомических исследований на первом этапе изучения биологических основ речи была доступна микроскопия, то есть второй основной метод – гистологическое исследование. Обширный труд Бродмана, который выделил в коре головного мозга отличающиеся по составу клеточных слоев поля, появился в 1909 году ; собственные номера на карте Бродмана и цитоархитектоническую характеристику получили в том числе центр Брока (классически BA44 и 45) и Вернике (BA41). С одной стороны, стало возможно более или менее точно указать положение центра; с другой – появилось понимание, что границы их варьируются в течение жизни и от индивида к индивиду. Есть длинный список рядом расположенных областей, которые могут входить (или не входить) в состав моторного и сенсорного центра [10].

Во второй половине XX века появилось множество методов получить больше информации из гистологического среза: иммуногистохимический анализ, изучение плотности рецепторов, мембранных белков. Кроме того, с развитием компьютерной техники появился морфометрический анализ, то есть различия в количестве слоев и их клеточном составе можно зарегистрировать на основе подсчетов, а не описаний. Так, например, было обнаружено, что извилина Гешля имеет собственную внутреннюю цитоархитектонику, хотя по Бродману представляет собой единственное поле [10].

Следующий этап в изучении нейрофизиологии речи связан с третьей группой методов – изучением последствий нейрохирургических операций.

Одним из первых отметил важность таких наблюдений советский ученый Александр Романович Лурия: в 1941-1944 годах он работал в нейрохирургическом госпитале. Зная о локализации поражения изначально, он исходил из этого в поисках особенностей речевых расстройств и создал собственное учение об афазии, основываясь на этих данных.

После того как широкое признание получил электроэнцефалографический метод (самостоятельно для исследования речи его применят позже) начала активно развиваться эпилептология, появилась возможность помочь пациентам хирургическими методами: в частности, практиковалось удаление эпилептогенного очага и пересечение мозолистого тела.

Вдохновлена эпилептологической хирургией и четвертая группа методов, основанная на инактивации полушарий мозга , к ней относятся унилатеральная ЭСТ и тест Вада. Оба метода приобрели самостоятельное значение для нейробиологии речи, поскольку позволяют более подробно изучить межполушарную асимметрию.

После операции или во время электростимуляции пациенту предлагают выполнить простые задания, о которых говорилось выше. Основной результат, который получает исследователь в сравнении с нормой – это невозможность воспроизведения речи: пациент внезапно прерывается при электростимуляции (speech arrest) или не может подобрать, вспомнить слово (аномия); либо он отвечает неверно, замечая или не замечая собственную ошибку. При этом можно с уверенностью сказать, что исследуемая область влияет на процесс, но на каком этапе он прервался, судить нельзя.

Здесь же нужно упомянуть об одном методе, который появился в привычном нам виде в 1985 году , но его принцип схож с электростимуляцией – транскраниальной магнитной стимуляции. При тех же преимуществах он лишен многих упомянутых недостатков: не требует краниотомии, последствия единичного стимула обратимы, и исследование не так затруднительно проводить на здоровых добровольцах.

Пятая группа методов , которые в изучении речи стали применяться несколько позже, чем в эпилептологии, представляет собой не стимуляцию, а запись естественной электрической активности нейронов. Такая запись может проводиться во время нейрохирургической операции с использованием точечного датчика (такое исследование проводил, например, Крейтцфельд в 1989 году ) или целой сетки, которая накладывается на поверхность мозга – последняя методика называется электрокортикографией (наравне со стимуляцией она использовалась Пенфилдом и другими нейрохирургами при операциях по поводу эпилепсии). Но гораздо доступнее запись с поверхности черепа – электроэнцефалография . Хотя метод был продемонстрирован научному сообществу и получил признание в 1934 году , использоваться именно для изучения речи он начал в исследованиях 1990-х годов – в первую очередь с использованием метода вызванных потенциалов. Наиболее известные работы в этой методике касаются процессов семантического анализа [14].

Еще один метод, по принципу работы и характеристикам близкий к ЭЭГ – магнитоэнцефалография ( МЭГ), он основан на визуализации магнитных полей, возникающих вследствие электрической активности мозга. Первый аппарат был представлен в 1983 году .

Преимущество ЭЭГ и МЭГ – высокое временное разрешение, то есть способность отражать процессы практически в тот же момент, в который они происходят. Недостаток ЭЭГ – слабое пространственное разрешение: можно отметить, в каких отведениях та или иная волна более выражена, но даже в случае современных многоканальных аппаратов этого недостаточно для точной локализации. МЭГ обладает более высоким пространственным разрешением и может использоваться с этой целью в нейрохирургии.

Шестая группа методов объединена под названием функциональной нейровизуализации. Их общая характеристика – высокое пространственное разрешение, то есть способность очень точно локализовать в мозге функциональную область. В то же время недостатком является невысокое временное разрешение, поскольку изменения, которые регистрируются такими методами (например, изменения в кровотоке) происходят не мгновенно. Тем не менее, в современной науке о физиологии речи эти методы являются ведущими, с их использованием выполняется наибольшее количество работ. Современные представления о путях передачи сигнала при восприятии и воспроизведении речи основаны большей частью на данных функциональной нейровизуализации: это модель двойного потока в модификации Хикока-Попеля и Раушекера-Скотта, которые относятся к 2007-2009 годам .

позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) основана на явлении распада изотопов, испускающих позитроны, что регистрируется импульсными детекторами; первый прототип появился в 1952 году.

– первый рабочий аппарат для выполнения однофотонной эмиссионной компьютерной томографии появился в 1970-е годы . Метод основан на компьютерной обработке серии сцинтиграмм.

– два метода основаны на явлении ядерно-магнитного резонанса: функциональная МРТ и диффузно-тензорная МРТ. Функциональная МРТ предложена в 1990 году . Существуют две основных ее разновидности: BOLD-МРТ, основанная на определении уровня кислорода в крови, и перфузионная МРТ, которая учитывает объем кровотока. Диффузно-тензорная МРТ позволяет изучать проводящие пути, соединяющие эти области, путем расчета направлений диффузии воды.

В статье затрагивается актуальная проблема, очень важная для родителей детей с нарушениями речи и без. Выявляются основные причины вероятного возникновения нарушения речевого развития и звукопроизношения. Статья дает возможность предугадать нарушения речи и своевременно принять меры или же и вовсе избежать их.

В этой статье мы поможем родителям разобраться, что может привести к нарушениям речи. Эта информация будет полезна и для тех, кто хотел бы предотвратить возможность возникновения данного отклонения в речевом развитии.

Под причиной речевых нарушений понимается воздействия на организм внешнего (экзогенного), внутреннего (эндогенного) факторов или же их влияние в совокупности, что в итоге определяет специфику речевого расстройства.

Соответственно причины речевых нарушений можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние (эндогенные) причины нарушений речи:

1. Внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развитию плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.

  • Внутриутробная гипоксия плода. Токсикозы, гестозы беременности, патология плаценты, повышение артериального давления у беременной, а также различные соматические заболевания матери могут стать причиной гипоксии плода.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы.
  • Несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт или конфликт по группе крови). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. К асфиксии (или гипоксии) во время родов может привести различная акушерская патология (неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, преждевременное отхождение околоплодных вод, узкий таз, затяжные или стремительные роды).

3. Употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий матерью во время беременности. В науке описан алкогольный эмбриотический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте, что приводит к замедлению транспортировки аминокислот от матери к плоду.

4. Работа на вредном производстве (чрезмерные физические нагрузки, контакт с вредными химическими веществами, воздействие ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации).

5. Особенность психического состояния нервной системы матери в период беременности (стресс, длительно текущее депрессивное состояние, нагрузки социального характера, экономические и материальные трудности).

6. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

7. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

Внешние (экзогенные) причины нарушений речи:

  1. Немаловажное значение для развития ребенка имеют социально-бытовые условия, в которых он растет. Неблагоприятные социально-бытовые условия, могут приводить к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
  2. Речь ребенка развивается по подражания. Из-за этого крайне важно, чтоб ребенка окружали люди с правильной речью. И если в семье имеются старшие дети с дефектом звукопроизношения, важно своевременно заняться его исправлением.
  3. Стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье и другие различные психические травмы могут стать причиной возникновения нарушения речи. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить и к психогенным речевым расстройствам: мутизм или невротическое заикание.
  4. Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио), необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком по старше (2-3 года) следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психо-речевого развития.
  5. Подлаживание взрослых под детскую речь (сюсюкание) является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Читайте также: