История изучения проблем экологии человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

2. Взаимоотношения человека и природы

3. Научные концепции исследователей как предпосылки современ­ной экологии человека

4. Начальный этап формирования и развитие современной эколо­гии человека.

5. Экология человека на современном этапе

Человек всегда стремился жить в гармонии и согласии с окру­жающей его природой, в дружбе и мире с другими людьми. Эти стремления нашли свое высшее выражение практически во всех религиях мира, в произведениях великих писателей, композито­ров, художников. В последние десятилетия эти естественные стрем­ления человечества были зафиксированы во многих документах международных организаций — Уставе ООН, Всеобщей деклара­ции прав человека и т.д. К сожалению, многовековые надежды жителей планеты Земля осуществляются очень медленно и с боль­шими трудностями — полыхают войны, происходят промышлен­ные катастрофы, стихийные бедствия настигают свои жертвы.

2. Взаимоотношения человека и природы

В качестве научной дис­циплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей.

Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал древнегреческий исто­рик Геродот (484—425 гг. до н. э.). Он объяснял черты характера людей и происходящие политические события такими особенно­стями их местожительства, как ландшафт, климат и плодородие почв.

В эпоху Возрождения Роджер Бэкон (1214—1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окру­жающей среды.

3. Научные концепции исследователей как предпосылки современ­ной экологии человека

Среди выдающихся отечественных ученых, труды которых по­влияли на умножение знаний о среде и человеке, следует на­звать Карла фон Бэра (1792—1876). Он был не только создателем науки о развитии зародышей организмов — эмбриологии, но и крупным географом, исследователем Арктики и морей Европей­ской России, а также автором работ по медицинской географии. В. И. Вернадский назвал Бэра великим естествоиспытателем и муд­рецом, он писал, что имя Бэра должно быть поставлено в один ряд с именами Ламарка, Кювье, Дарвина.

4. Начальный этап формирования и развитие современной эколо­гии человека

5. Экология человека на современном этапе

Первая в отечественной литературе статья, посвященная эко­логии человека, принадлежит перу Н. П. Соколова, она появилась в 1964 г. В этот же период опубликованы работы Д. А. Бирюкова об экологической физиологии человека, в которых исследуется роль природных факторов как постоянных условий развития и совер­шенствования функций человеческого организма.

I. Предмет экологии. Методы и задачи экологии План Расширенное понимание предмета экологии Разделы экологии

М.П. Чубик
Экология человека
Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 147 с.

1.2. Возникновение и развитие экологии человека как научного направления

О зависимости путей развития человеческого общества и природы говорил и Геродот. Особенностями ландшафта, климата и плодородия почв он объяснял черты характера населяющих местность людей и происходящие политические события. Схожих взглядов придерживались Платон и Аристотель, указывая в своих сочинениях на зависимость характера людей и политических событий от природных условий.

Древнегреческий историк Фукидид связывал могущество современных ему Афин не с плодородием почв и благоприятным климатом, а, наоборот, с непривлекательностью земель Аттики для завоевания северными племенами и с возможностью накапливать богатства населением, длительно проживающим на этих территориях. Фукидид объяснял особенности развития общества не прямым, а опосредованным влиянием природных факторов.

В период средневековья все особенности исторического развития народов и их биологические отличия объяснялись божественным предопределением. Основным путем развития научной мысли являлись разнообразные теории теологов. И лишь в эпоху Возрождения вернулись идеи взаимосвязи исторического развития цивилизаций с климатогеографическими особенностями территорий.

Одной из важнейших предшественниц экологии человека явилась так называемая географическая школа в социологии, возникшая во второй половине ХVII века, когда итальянский врач Бернардино Рамаццини, один из основоположников учения о профессиональных болезнях, положил начало еще одной науки – медицинской географии, изучающей влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей.

Особый интерес к проблеме экологического благополучия возник с началом промышленной революции. В 1848 году в Англии был принят закон о предупреждении заболеваний и устранении вредных влияний на производстве. В этот же период английские врачи, а несколько позднее и врачи других стран, начали составлять таблицы смертности, которые помогали выяснить влияние профессиональных условий на длительность жизни работников. В крупных европейских странах в этот период врачи активно выступали за создание государственных учреждений, контролирующих воздействие окружающей среды на человека. Так во Франции в 1822 году при Министерстве внутренних дел был создан Высший медицинский совет, который решал вопросы санитарного благоустройства, осуществлял контроль за санитарным состоянием территорий и проведением противоэпидемических мероприятий.

Наиболее известной антропоэкологической концепцией, активно обсуждаемой и в наше время, стало мальтузианство – названное по имени английского священника Томаса Мальтуса, в конце ХVIII века создавшего теорию, согласно которой рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост средств существования в арифметической. Исходя из его теории, катастрофа неизбежна, так как производство продуктов питания растет несравнимо более медленными темпами по сравнению с приростом населения. Отталкиваясь от своих идей, Мальтус настойчиво требовал ограничения роста населения. Обращаясь к беднейшим слоям населения, он утверждал: если вы не хотите, что бы голод и войны уничтожали избыточное население, не допускайте появления детей, которых вы не сможете прокормить.

Но как в свое время и Мальтус, так и неомальтузианцы сейчас предполагают варианты, ставящие под сомнение возможность ценностной переориентации общества, и предлагают прогнозы, опирающиеся на сегодняшний темп роста населения, согласно которым в скором будущем на каждого человека останется всего один кубический метр поверхности земли. И уже в нашем веке еще более громко раздаются голоса в пользу принудительного ограничения рождаемости, и в некоторых странах проводится соответствующая политика.

Точкой отсчета современной экологии человека стала вышедшая в 1962 году книга английского биолога Рейчел Карсон "Безмолвная весна", посвященная анализу отрицательных экологических последствий применения ДДТ – сильнодействующего пестицида, используемого для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Автор этого изобретения в 1947 году получил Нобелевскую премию, а уже через некоторое время стало ясно, что ДДТ поражает не только вредные виды насекомых, но, обладая способностью накапливаться в живых тканях, губительно действует на все живое, включая человеческий организм. Свободно перемещающийся на большие расстояния и с трудом разлагающийся препарат был обнаружен даже в печени пингвинов Антарктиды.

С книги Карсон начался этап накопления данных о негативных экологических последствиях НТР, который, в конечном счете, показал, что на нашей планете имеет место системный экологический кризис.

Первый доклад для Римского клуба был подготовлен группой ученых Массачусетского технологического института во главе с Деннисом Медоузом.

Медоуз вычленил из сложного комплекса глобальных социально-экономических процессов несколько наиболее актуальных для судеб человечества, а затем “проиграл” их взаимодействие на кибернетической модели с помощью ЭВМ совершенно так, как уже в то время “проигрывались” сложные технологические процессы при определении оптимального режима работы какого-нибудь предприятия. В качестве ключевых процессов были избраны: рост мирового народонаселения, рост промышленного производства и производства продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и рост загрязнения природной среды. Моделирование с помощью ЭВМ показало, что при существующих темпах роста населения мира и промышленного производства на протяжении первых же десятилетий XXI века минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым.

Чтобы избежать такой катастрофы и создать “глобальное равновесие”, авторы рекомендовали резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя их к уровню простого воспроизводства людей и машин по принципу: новое — только взамен выбывающего старого.

Но эти обвинения уже не представляли особого интереса. К весне 1973 года в разработку моделей — альтернатив моделям группы Медоуза — включились свыше десятка значительных исследовательских групп и ряд отдельных ученых. Число работ по этой проблематике стало расти, как снежный ком. Процесс моделирования был намного усложнен. В центре внимания оказалась разработка системы сценариев разрешения назревающих проблем. Одна группа таких сценариев касается различных вариантов помощи развивающимся странам со стороны развитых, имея в виду ликвидацию растущего пока разрыва между их промышленными потенциалами. Другая группа касается различных вариантов урегулирования отношений между странами — производителями и потребителями нефти. Третья — различных вариантов решения мировой продовольственной проблемы.

Общие выводы были следующими: дальнейшее развитие экономики без учета экологических последствий невозможно, рекомендуется объединить политическую экономию и социальную экологию в единую научную дисциплину, научиться принимать в расчет не только финансовую сторону производства, но и природные ресурсы, часто не поддающиеся финансовым оценкам. При существующих тенденциях в ближайшие десятилетия разрыв между развитыми и развивающимися странами возрастет до катастрофических масштабов с угрозой полного развала экономики последних, гибели сотен миллионов людей от голодной смерти и с серьезными осложнениями международных отношений в целом. Катастрофа ожидается, прежде всего, в ближайшие десятилетия в регионах, охватывающих развивающиеся страны мира; позднее она скажется и на развитых странах, которые и без того будут испытывать растущие трудности.

Начиная с 1990-х годов антропоэкология прочно утверждается в системе российского образования и науки.

Зарождение экологических знаний

Еще в III веке до н. э. в трудах древнегреческих и древнеримских философов, поэтов Аристотеля, Теофраста, Платона, Плиния Старшего, Сенеки встречаются классификации животных и растений по месту их обитания и произрастания, изучение влияния возделывания земли на рост растительных культур.

Изучение природы в различных ее проявлениях, взаимодействия ее многообразных форм друг с другом, накопление фактического материала привело к выделению нового научного направления.

Бурное развитие науки

Активно развивается теоретическая и экспериментальная научная база. Выявляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость между разнообразными составляющими живой и неживой природы.

Решение нарастающих проблем

С середины XX в. экология начинает глубоко изучать не только протекающие в биосфере процессы, но и способы охраны качества окружающей среды. Это связано с усиливающимся воздействием человека на природу и, как следствие, растущим ее загрязнением. Современная наука анализирует, как изменяется обитание живых организмов из-за влияния различных воздействий ― созидающих, изменяющих или разрушающих.

Современное развитие экологии связано с исследованиями ученых в разных областях (Н.Н. Моисеев, Ю. Одум, Н.Ф. Реймерс, Б. Небел). Появляются все новые направления науки: социальная экология, изучающая взаимоотношения людей и природы, экология человека, прикладная экология, аутоэкология , геоэкология, промышленная, космическая, глобальная экология и другие. От изучения направления организм — среда экология пришла к проблеме человек — природа. Приходит понимание необходимости дальнейшего развития экономики и общества в соответствии с экологическими принципами.

На сегодня существует больше 140 определений экологии как науки и около 250 экологических правил и закономерностей. Это говорит о том, что экология активно развивается и охватывает все больше и больше сторон взаимодействия людей и среды. Выйдя за пределы естественных наук, она стала отраслью, изучающей сохранение не только жизни, но и самой планеты Земля.

Экология – это наука о взаимодействии растительного, животного мира и человечества между собой и окружающей средой.

Что изучает экология? Объектами изучения экологии могут быть отдельные популяции, роды, семейства, биоценозы и т.д. При этом исследуются взаимоотношения разных организмов и их действие на природные системы.

Что такое экология?

Проблемы экологии

Главными проблемами экологии являются:

  • Истребление флоры и фауны;
  • нерациональная добыча полезных ископаемых;
  • загрязнение мирового океана и атмосферы;
  • истощение озонового слоя;
  • сокращение плодородных земель;
  • уничтожение природных ландшафтов.

История развития экологии

Этапы развития

Выделяют 4 этапа развития экологии

Этап I. Первый этап связан с работами древних философов и их учеников, которые собирали информацию об окружающем мире, изучали основы морфологии и анатомии.

Этап III. Третий этап характеризуется накоплением информации, ее систематизацией. Вернадский создает учение о биосфере. Появляются первые учебники и брошюры по экологии.

Этап IV. Четвертый этап продолжается до сих пор и связан с массовым распространением экологических принципов и законов во всех странах. Проблемы экологии стали насущным вопросом международного значения. Сейчас экология занимается изучением этих проблем и поиском оптимального решения.

Законы экологии

Законы экологии

Законы экологии

Основные экологические законы были сформулированы Барри Коммонером, и звучат так:

Первый закон — все связано со всем.

Действия человека всегда отражаются на состоянии окружающей среды, принося вред или пользу. В дальнейшем по закону обратной связи это влияние скажется и на человеке.

Второй закон — все должно куда-то деваться.

Очень остро стоит вопрос об утилизации отходов. Этот закон подтверждает, что недостаточно просто создать свалки для мусора, нужно разрабатывать технологии для его переработки иначе последствия будут непредсказуемы.

Не нужно пытаться перестроить природу под себя, массовые вырубки деревьев, высушивание болот, попытки управлять природными явлениями не приводят ни к чему хорошему. Все, созданное до человека, прошло немало испытаний на пути эволюции и только немногие смогли дожить до наших дней, поэтому не стоит всякий раз вмешиваться в окружающий мир для удовлетворения своих потребностей.

Четвертый закон — ничто не дается даром.

Этот закон напоминает человеку, что нужно рационально использовать природные ресурсы. Экономя на охране окружающей среды, человечество обречено на болезни, которые вызваны ухудшением качества воды, воздуха, еды.

Задачи экологии

  1. Изучение влияния окружающей среды на жизнь организмов, которые в ней обитают.
  2. Изучение роли человека и его антропогенного воздействия на природные системы.
  3. Исследование адаптационных механизмов к меняющимся условиям среды.
  4. Сохранение целостности биосферы.
  5. Разработка рациональных планов по использованию природных ресурсов.
  6. Составление прогноза неблагоприятных последствий для окружающей среды при антропогенном влиянии.
  7. Защита природы и возобновление утраченных природных систем.
  8. Пропаганда среди населения культуры поведения, бережливого отношения к природе.
  9. Разработка технологий, которые смогут решить основные проблемы экологии – загрязнение воздуха, водоемов, накопление не переработанного мусора.

Как влияет экология на человека?

Существует три вида влияния окружающей среды на человеческий организм:

  • Абиотическое – действие неживой природы.
  • Биотическое – влияние живых существ.
  • Антропогенное – последствия человеческого воздействия.

Влияние экологии на человека

Благоприятное воздействие на человека оказывает свежий воздух, чистая вода, умеренное количество ультрафиолета. Наблюдение за животными, дружба с ними приносит эстетическое удовольствие.

Неблагоприятное влияние в основном связано с деятельностью самого человека. Загрязненный химическими, токсическими веществами воздух наносит весомый ущерб здоровью. Удобрение почвы, уничтожение вредителей культур ядовитыми средствами, внесение стимуляторов роста негативно сказываются на состоянии почвы, как следствие мы употребляем продукты с высоким содержанием токсинов, что ведет к развитию патологии ЖКТ.

Почему нужно сохранять экологию?

Нас окружает современная техника, которая делает жизнь легче и комфортнее. Каждый день мы пользуемся транспортом, мобильными телефонами и многими другими вещами, которые постепенно разрушают окружающую среду. В дальнейшем это сказывается на здоровье населения и продолжительности жизни.

Сегодня экология находится в тяжелом состоянии: природные ресурсы на исходе, многие виды животных и растений на гране вымирания, все чаще идут кислотные дожди, увеличивается число озоновых дыр и т.д.

Такая неблагоприятная обстановка ведет к изменениям в экосистемах, целые ареалы стают непригодными для проживания людей и животных. Растет количество онкозаболеваний, сердечных патологий, расстройств нервной системы, органов дыхания. Все чаще рождаются дети с врожденными пороками, хроническими заболеваниями (бронхиальная астма, аллергии).

Человечество должно задуматься как можно скорее о своем вредоносном влиянии на окружающий мир и начать решать глобальные экологические проблемы. Человек не может прожить без кислорода и пяти минут, но каждый день воздух все больше загрязняется людьми: выхлопными газами, отходами от промышленных предприятий.

Водный дефицит приведет к вымиранию всего животного и растительного мира, изменению климата. Чистая вода необходима и человеку, который может умереть от обезвоживания или возбудителей серьезных заболеваний, что передаются через воду.

Поэтому каждому человеку необходимо заботится об окружающей среде, начиная с уборки двора, улицы, проверки технического состояния автомобиля, соблюдения правил утилизации отходов. Люди должны перестать разрушать свой собственный дом, иначе угроза исчезновения жизни на планете станет реальной.

1Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук.

Экология человека— это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря, — условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека – создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Объект экологии человека – сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними.

Эк человека связана с многими науками в том числе биологией, демографией, социологией и тд.

2 История изучения проблем экологии человека. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека.

Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.

В XVII в. появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач БернардиноРамаццини (1633–1714).

Крайне интересен опыт научных исследований в России, в которых обсуждаются проблемы не только зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. Так, в XVIII веке М.В. Ломоносов пристально интересовался особенностями жизни населения в разных природных и социально-экономических условиях. Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здоровье населения в первую очередь осознавали врачи. Как в России, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и в разработку конкретных мероприятий по защите населения от негативных факторов среды. И.П. Франк (1745-1821), австрийский врач, ректор Петербургской медико-хирургической академии, указывал на необходимость государственных мероприятий по оздоровлению и благоустройству жизненной среды человека.




3Человека - как биологический вид HomoSapiens

Челове́кразу́мный (лат. Homo sapiens [K 1] ; преимущественно лат. Homo sapiens sapiens [K 2] ) — видродаЛюди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю [4] . От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и крайне развитомуабстрактному мышлению [5] . Человек как биологический вид является предметом исследованияфизической антропологии. И на сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями. Основные дисциплины, изучающие человека и человечество:

Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код, и возникла первая клетка. В человеческих генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.

Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам[3] .

1Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук.

Экология человека— это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря, — условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Практическая задача экологии человека – создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Объект экологии человека – сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема – пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними.

Эк человека связана с многими науками в том числе биологией, демографией, социологией и тд.

2 История изучения проблем экологии человека. Роль русских и зарубежных исследователей в становлении экологии человека.

Вопросы экологического благополучия интересовали исследователей достаточно давно. Уже на ранних этапах становления человеческого общества были обнаружены связи между условиями, в которых живут люди, и особенностями их здоровья. В трудах великого врача древности Гиппократа (ок. 460–370 гг. до н. э.) содержатся многочисленные доказательства того, что факторы внешней среды, образ жизни оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека.

В XVII в. появилась медицинская география – наука, которая изучает влияние природных и социальных условий различных территорий на здоровье населяющих их людей. Ее основоположником был итальянский врач БернардиноРамаццини (1633–1714).

Крайне интересен опыт научных исследований в России, в которых обсуждаются проблемы не только зависимости человека от природы, но и его воздействие на нее. Так, в XVIII веке М.В. Ломоносов пристально интересовался особенностями жизни населения в разных природных и социально-экономических условиях. Воздействие окружающей среды на жизнедеятельность и здоровье населения в первую очередь осознавали врачи. Как в России, так и за рубежом именно медики внесли наиболее заметный вклад не только в изучение закономерностей влияния внешней среды на здоровье человека, но и в разработку конкретных мероприятий по защите населения от негативных факторов среды. И.П. Франк (1745-1821), австрийский врач, ректор Петербургской медико-хирургической академии, указывал на необходимость государственных мероприятий по оздоровлению и благоустройству жизненной среды человека.

3Человека - как биологический вид HomoSapiens

Челове́кразу́мный (лат. Homo sapiens [K 1] ; преимущественно лат. Homo sapiens sapiens [K 2] ) — видродаЛюди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад, его ареал уже охватывает практически всю Землю [4] . От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и крайне развитомуабстрактному мышлению [5] . Человек как биологический вид является предметом исследованияфизической антропологии. И на сегодняшний день не осталось ни одной стороны или свойства человека как особи, индивида или члена человеческой популяции, которые бы не были охвачены специальными научными исследованиями. Основные дисциплины, изучающие человека и человечество:

Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код, и возникла первая клетка. В человеческих генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже беспозвоночных животных.

Человек – представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и потому родственен рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам[3] .

Читайте также: