История индийского кино кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как развивалась самая плодотворная киноиндустрия в мире.

Длинные фильмы с танцами, песнями, красивыми пейзажами и стремительными сюжетами. Даже по такому небольшому набору характеристик легко догадаться, что речь идёт об индийском кино. Узнаваемый образ настолько прочно закрепился за фильмами этой страны, что даже превратился в стереотип, а потому для многих иностранных зрителей становится сюрпризом, что танцы и песни там встречаются далеко не во всех фильмах.

Ещё один стереотип: термин Болливуд, которым часто называют киноиндустрию Индии, обозначает лишь её часть, которая находится в городе Мумбаи (бывший Бомбей).

На самом же деле, география индийского кино включает в себя 16 регионов, в которых снимают фильмы более чем на 20 языках. Во многом благодаря этому разнообразию, стране удаётся уже на протяжении многих десятилетий сохранять лидирующую позицию в мировом рейтинге по количеству выпускаемых в год фильмов.

Первый кинопоказ проходил в отеле Watson и, вероятно, был организован исключительно для британской публики. Однако, некоторые историки предполагают, что на сеансе могли присутствовать и состоятельные жители Индии.

Показы фильмов в Watson повторялись в течение нескольких дней, а затем было принято решение перенести синематограф в большее помещение — в театр Novelty. Там фильмы Люмьер показывали с 21 июля по 15 августа.

Бхатавдекар был не единственным индийцем, вдохновившимся синематографом: параллельно с ним снимать фильмы начал фотограф из Калькутты Хиралал Сен, причём он пошёл дальше и в 1899 году организовал первую в истории Индии кинокомпанию The Royal Bioscope.

В 1907 году в Калькутте открылся первый театр, созданный специально для показа кино — Elphinstone Picture Palace (сейчас Chaplin)

Пока жизнь Христа прокручивалась перед моими глазами, я мысленно представлял богов Кришну и Рамачандру, города Гокул и Айодхью (паломнические центры). Я был словно заворожённый.

Я пошел и купил билет на следующий сеанс. Во время второго просмотра я почувствовал, как моё воображение переносится на экран. Возможно ли это? Сможем ли мы, сыны Индии, когда-нибудь увидеть на экранах нашу культуру?

Бурное развитие интереса к кино, естественно, вызывало опасения у британского правительства: те отлично понимали, что фильмы — это инструмент для декларации идей, пропаганды и объединения народа, а это, в свою очередь, чревато восстаниями или революцией.

Правила эти были одинаковы как для местных, так и для иностранных фильмов, а ответственность за выдачу лицензии на прокат лежала на шерифах полиции. Первая цензура в Индии была нецентрализованна: выдать лицензию могли в городах Мадрас, Бомбей, Калькутта, Лахор и Рангун. В теории, такое разрешение действовало на всей территории страны, но на деле оно спокойно могло быть отозвано в любом из регионов по решению местного шерифа.

Интерес аудитории к фильму не снижался в течение многих недель, вплоть до выхода новых звуковых фильмов. А они, кстати, с освоением новой технологии, начали создаваться очень быстро и в больших количествах. Например, только за 1931 год было снято 328 фильмов. Для сравнения, в 1927 году их было всего 108.

Первые звуковые фильмы в Индии снимались на двух самых распространённых языках: хинди и урду.

Как ни странно, появление звука в кино могло помешать главной идее режиссёров того времени — объединению народа Индии — ведь в стране было (и есть до сих пор) более 20 официальных языков.

Однако выход был найден достаточно быстро: во-первых в качестве базовых были выбраны самые популярные хинди и урду, во-вторых, в фильмах их максимально упрощали — сокращали словарный запас до базовых понятий, таких как любовь, правосудие, плохой, добрый, убийство — так что понять смысл фильма мог практически каждый. Мораль в фильмах тоже была максимально проста для понимания.

Ещё одним инструментом для национального единения были элементы традиционного индийского представления — танцы и песни.

Фишкой Эванс была её сила — она могла без труда поднять на руки мужчину и перекинуть его через всю комнату. Парадокс в том, что актриса не знала ни одного из 20 индийских языков, тем не менее, вокруг неё был создан целый фан-клуб, благодаря чему её актёрская карьера продлилась до 1959 года.

Дополнительное окно для организации протестного движения появилось во время Второй мировой войны, чем быстро воспользовались индийские деятели культуры. В 1942 году несколько из них организовали Театральную ассоциацию людей Индии (IPTA), а в 1943 году презентовали свои идеи на конференции в Бомбее. Они ставили перед собой задачу показать тот кризис, в котором находилось общество и объяснить гражданам их права.

Направление развития кино в Индии резко изменилось после получения страной суверенитета в 1947 году: освобождение от британских властей и излишней цензуры привели к эпохе национального самосознания.

В это время в местном кино начали подниматься новые острые социальные темы, сценарии меньше основывались на мифологии и литературе — напротив, на экранах всё чаще появлялись картины современной Индии, а персонажи в фильмах были простыми людьми, с близкими зрителю проблемами и переживаниями.

Реалистичное кино в 50-е было популярно и у зрителей в самой Индии. Развитию интереса к новому направлению поспособствовало открытие в 1952 году Международного кинофестиваля.

На первом Международном кинофестивале в Индии показали 40 полнометражных и 100 короткометражных фильмов

Акт запрещал показывать в фильмах асоциальное поведение, жестокость, криминал, издевательства над детьми, инвалидами, животными, алкоголь, наркотики, табак, сексуальное насилие, а также использовать темы, угрожающие суверенитету Индии и её национальным интересам.

Обязанностью новой цензуры было выдавать фильмам лицензию на прокат и выставлять им рейтинг: U — без возрастных ограничений, UA — детям до 12 только с разрешения родителей, A — только для взрослых, S — нельзя смотреть никому, кроме специалистов, профессионально заинтересованных в фильме.

Большие качественные изменения в кинопроизводстве начались в 60-е. Одним из важнейших событий этого периода было открытие первого в Индии института кино в городе Пуна. Его основание позволило создать базу для обучения профессиональных, хороших режиссёров, операторов, сценаристов и актёров.

За годы работы институт подготовил огромное количество специалистов, а в 2018 году журнал Variety внёс его в свой список лучших кинематографических школ в мире.

В 60-е революционные настроения в обществе сменились на желание развлечений: появилось новое поколение зрителей, родившихся в уже свободной Индии и мало интересовавшихся проблемами прошлого. Чтобы удовлетворить потребности новой аудитории, студии стали снимать чисто коммерческое кино, без особой претензии на серьёзные социальные заявления.

Уже к началу 70-х в развлекательном кино появился набор стандартных элементов и сформировался новый исключительно индийский жанр — масала. Название этот тип кино получил от традиционной индийской смеси специй. При съёмке фильма-масала режиссёру необходимо, как хорошему повару, подобрать нужное количество каждого из элементов так, чтобы зритель сначала захотел на это кино прийти, а потом ушёл с сеанса довольным.

Я хочу, чтобы люди забыли о своей печали. Я хочу перенести их в мир мечты, где нет нищеты и бедных, где судьба доброжелательна, а Бог следит за своей паствой.

У фильмов жанра масала всегда было несколько важных составляющих.

Смешение жанров и сюжетных линий. В одном фильме может быть комедийная, романтическая, драматическая, криминальная и приключенческая составляющие, причём смещение с одного жанра на другой в пределах фильма может быть довольно ощутимым. В масала также часто параллельно развиваются несколько сюжетных линий и подтем.

Звёзды и герои. Важный элемент масала — главные герои, чьи образы немного гиперболизированы: герой-мужчина обязательно мужественный, храбрый и отважный, героиня-девушка — красивая и обаятельная, злодей — хитрый и подлый. Играть этих персонажей обязательно должны известные актёры, потому что многие индийцы в кино идут именно за тем, чтобы посмотреть на звёзд.

Танцы. Танец с экранов не пропадал с самого начала развития индийского кино, он в фильмах выступает и как элемент уважения к традициям, и как инструмент для рассказывания историй.

Индийский танец обязательно включает в себя четыре элемента: движения ступней, движения шеи, активная лицевая мимика и жестикуляция. Со временем танцы в масала стали меньше использоваться для пояснения происходящего, а стали скорее просто разбавлять сюжет: группа танцоров легко может возникнуть рядом с главным героем в момент между сценами, чтобы просто станцевать на радость зрителю.

Песни. Ещё один традиционный элемент индийской культуры и кино в том числе. Также как и танцы, песни в масала могут играть поясняющую роль, а могут просто развлекать аудиторию. В индийской киноиндустрии есть несколько специальных должностей, отвечающих за песни в фильмах, одна из них — закадровый исполнитель, его обязанность — петь вместо актёров на экране.

Появилась такая профессия по нескольким причинам. Самая очевидная, конечно в том, в что не каждый актёр умеет петь, но есть и ещё одна: режиссёрам необходимо было, чтобы актёры сохраняли красивое выражение лица, а при пении это не всегда возможно.

То, что сами звёзды индийского кино только открывают рот под фонограмму, ни для кого не секрет, а сама по себе профессия закадрового певца считается очень престижной, многие такие артисты имеют армии поклонников.

С появлением жанра масала число фильмов возросло, и уже в 1971 году Индия впервые стала лидером в мировом рейтинге по количеству выпускаемого в год кино. Большая часть фильмов снималась на языке хинди в городе Бомбей. После этого он получил в западной прессе прозвище Болливуд (сложение слов Бомбей и Голливуд).

Для поддержки независимого кино в Бомбее была создана Национальная корпорация развития кино (NFDC). Её главной задачей было помогать фильмам на всех стадиях от производства до продвижения.

В 80-е в киноиндустрии Индии начался кризис, причиной которому послужило развитие телевидения и закономерное снижение спроса на кино. В попытках сохранить аудиторию киностудии стали снимать много низкосортных фильмов с низкопробным юмором, обнажёнкой и плохими экшен-сценами. Качество в этот период уступило место желанию заработать побольше, а интересные сценарии — минутным развлечениям. Особо популярным в это десятилетие стал жанр хоррора.

Авторское кино в 80-е вообще чуть не вымерло — пережить кризис жанру удалось лишь с помощью NFDC.

Сейчас Индия закрепила за собой звание самой производительной индустрии в мире: ежегодно в стране снимают до 2000 фильмов. Самой плодовитой точкой кинопроизводства в Индии до сих пор остаётся Болливуд (Мумбаи), но вот с финансовой точки зрения лучше начинает работать региональное кино.

Не меньшей популярностью у местных зрителей пользуются и фильмы из Бангалора (местная индустрия называется Каннада), Ченнаи (Тамил), Кералы (Малайям).

Региональному кино отлично удаётся рассказывать истории, связанные с национальной культурой. Кино в Болливуде пытаются сделать мультикультурным, так, чтобы оно понравилось аудитории по всей Индии, но в итоге оно получается запутанным.

Кроме регионального, в Индии сейчас активно развивается нишевое, малобюджетное кино. Для поддержания этого тренда в стране специально открывают различные кинофестивали, например, в 2012 году появился Международный кинофестиваль в Ладакхе (Ladakh International Film Festival), в 2010 году — Международный квир-кинофестиваль в Мумбаи, в 2006 — Международный фестиваль документальных и короткометражных фильмов в Керале.

Организовывая небольшие фестивали, индийцы надеяться создать новую культуру просмотра кино, изменить фокус местной аудитории с фильмов со спецэффектами и знаменитостями на качественное и независимое.

Ещё одна тенденция современного индийского кино — совместная работа с международными студиями. Интерес зарубежных медиакорпораций к Индии привлекло их гибкое отношение к финансированию фильмов.

После того, как в 2001 году кино было официально признано индустрией, правительство разрешило использовать при производстве фильмов иностранные бюджеты, причём производство может быть оплачено зарубежными инвесторами на 100%. После этого свои отделения в Индии открыли Warner, Paramount, 20th Century Fox, Fox Searchlight, Sony и Disney.

При этом в киноиндустрии Индии остаются проблемы, главная из которых — онлайн-пиратство. По статистике, от подпольной реализации фильмов индийское кино ежегодно теряет около четырёх миллиардов долларов, что делает её четвертой в мировом рейтинге медиапиратства.

Однако, как показывает статистика, даже не смотря на наметившуюся позитивную динамику, пираты всё ещё находят способы заниматься нелегальной реализацией фильмов. Правительство, в свою очередь, продолжает искать пути решения этого вопроса: прямо сейчас, например, развёрнута интернет-кампания, в которой отказаться от использования пиратского контента зрителей убеждают известные индийские актёры.

Сатьяджит Рай — самый известный индийский режиссёр и один из лучших творцов в истории мирового кино. Его фильмы вдохновляли многих культовых постановщиков: в своей любви к нему признавались Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон, Фрэнсис Коппола и Акира Куросава. Последний даже однажды сказал, что не смотреть фильмы Рая всё равно что жить в мире без Солнца и Луны.

В своих фильмах он не боялся поднимать острые темы: беднота, голод, классовое расслоение, дискриминация женщин и так далее. Кроме своей социальной значимости, работы Рая знамениты мастерским талантом режиссёра к рассказу историй и показу их на экране.

Классический пример хорошего коммерческого болливудского кино. Романтическая комедия об отношениях парня и девушки, которые сначала не смогли быть вместе из-за желания построить карьеру, а спустя десять лет встретились снова и получили второй шанс.

Это история о дружбе, веселье и принятии взрослых решений. Всё это дополняется классическими элементами индийского кино: песнями, танцами, симпатичными актёрами и красочной картинкой.

Ещё один неболливудский фильм, снятый на языке малаялам. Серьёзное кино об экологической катастрофе, поводом для съёмки которого послужили реальные события, случившиеся в городе Касарагод: в течение 20 лет там использовали опасный пестицид эндосульфан для обработки деревьев.

Выглядит как экранизация Just Couse.

Хех и очепятка в названии не зря. Не будет проблем с авторскими правами :]

Всегда радовал индусский монтаж с повторами самых крутых моментов, прямо во, зацени как сняли. Выгляидт очень наивно, но искренне.

наивно но исвренне
Точная характеристика всего индийского кино и сильная его сторона.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Трёх львов этому ценителю львиной гордости!

Почти любой фильм Аамира Кхана / с Аамиром Кханом за последние 15 лет - шедевр. "Звездочки на земле", "Три идиота", "ПиКей", "Дангал". "Гаджини" конечно послабее, да и амплуа у актера там другое. В "дангале" правда видно уже, что актер прям не молодеет, и опять таки амплуа у него там совершенно отличается от привычных комедий. Такие эмоции, как от его фильмов давно не испытывал (аналогично сильные только от корейских криминальных/военных драм, но это не семейные фильмы).

Ну по мне из его картин 3 идиота -> Дангал -> всё остальное
Гаджини правда не смотрел.

Цвет шафрана - любимый Амир Кхан и отличное кино о национальном самосознании.

Всё прочитал. Отличный лонгрид 👍
Но ни слова про "Танцора диско" или "Зиту и Гиту"? :)
Я всё ждал в какой период и ответвление их классифицирет автор )

Вот только хотел написать, это ж прям классика молодости наших родителей.

3 идиота - это тема
драма Девдас - тоже понравилась

Смотрю ток фильмы с участием Аамир Хана

Именно как история индийского кино статья интересно написана, но вот примеры фильмов, не очень удачно выбраны в том плане что не сами фильмы плохие, а многой классики нет, в том числе нет фильмов с участием Шах-Рукх Кхана(среди его фильмов такие вещи как Каприз, Меня зовут Кхан, Дон:Главарь Мафии 1-2 части, Богатей, Фанат, Ченнайский Экспресс, и т.п.), Ритика Рошана( Кришш(кстати очень качественная и круто снятая фантастика), Мохенджо-Даро, Пиф-Паф, Огненный Путь, и т.п), оба очень крутых актера.

Так, у меня вопрос:
Кто-нибудь помнит рекламу с индийскими танцами и прилипчивой песней.
Я даже не помню что рекламировали (либо жвачку, либо оператора), но песня была прикольной.

тут вариантов множество)

Индийские танцы очень много привнесли

оно правда идёт 5,5 часов, но того стоит, на мой взгляд

просто посмотрите "Меня зовут Кхан"

Недавно посмотрел, посоветую тут. Гаджини. Если кратко - это индийская версия "Мементо" Нолана.)

Режиссер говорил, что знал о чем фильм Помни, но сам не смотрел. Поэтому фильм по мотивам, но не прямая копия

Круто, спасибо. Было интересно.

Рокет Сингх: Продавец года - мог ли бы еще добавить. Случайно наткнулся на фильм и не пожалел о просмотре.

Сингам очень крутой фильм, особенно первая часть. Парам-парам-парам. Эх, сюда бы такого чувака.
Зита и Гита, Ганг, твои воды замутились, Танцуй танцуй и Диско денсер и много другой отличной классики.
Джими Джими - Ачо Ачо, зуби-зуби :)

Топ разбор, спасибо

Если смотреть что-то одно из индийского кино, то это конечно "3 идиота" - это наверное витрина современного индийского кино как оно есть - продолжительность почти в 3 часа, нелепые песни, сороколетние лбы, изображающие первокурсников, и конечно же совершенно фантасмагоричные сцены, типа принятия родов пылесосом, при этом вполне увлекательный сюжет, с вотэтоповоротом, при этом даже не одним, да и в целом смотреть интересно и цвлекательно.

Забавный факт - фильм был большим хитом в Китае - много лет назад услышал где-то, хмыкнул, да забыл, пока несколько лет назад случайно не забрёл на какой-то китайский кинопоиск.

К сожалению все остальные фильмы хуже. Даже тот же ПиКей, детище тех же людей что и 3 идиота - актёра Аамира Хана и режиссёра-сценариста Раджкумара Хирани (надеюсь правильно написал), при том что его реально интересно смотреть, и в нём попадаются РЕАЛЬНО смешные шутки (например со сценой где гг приставал к людям разных религий смеялся в голос), да и снят на злободневную тему, страдает от кучи кринжевых сцен, типа дебатов по национальному тв между дебилом и главным сектантом. Может конечно в Индии это нормально, но смотрится дико.

Ну и конечно надо отметить что есть колоссальная разница между индусским кино, т.н. Болливудом, и прочими региональными -вудами - в Индии есть три десятка различных многочисленных народов, и у каждого (ну наверное) есть свой -вуд. И если в Болливуде кино более менее серьёзно, то в региональном и сегодня можно увидеть что-то типа того что в гифке в верхнем комменте. Кстати фильм "1" из статьи очень хороший пример, например в нём есть сцена в которой гг сначала подходит к главзлодею, потом махается с его охраной, а потом пьёт с ним чай - и это всё в течении ПЯТИ СЕКУНД - я такого нигде больше не видел. Хотя может мне такой рип попался, но не думаю.

От себя рекомендую фильм "Среда" (A Wednesday), режиссёра Нираджа Пандея, 2008 года.

Введение

кинематограф индии

История индийского кино берет свое начало еще в девятнадцатом веке. В 1896 году первые фильмы были сняты братьями Люмьер и показаны в Мумбаи (Бомбей).

Кинематограф Индии: история создания

индия кинематограф

Дадасахед был не только продюсером, но и режиссером, сценаристом, оператором, редактором и даже визажистом. В период с 1913 по 1918 года он осуществлял контроль и управление над съемками 23 фильмов.

Изначально развитие индийского кино происходило не так стремительно, как в Голливуде. Новые кинопроизводственные компании стали появляться в 1920 годах. Картины, основанные на мифологических и исторических фактах с эпизодами из Махабхараты и Рамаяны, начали доминировать в 20-х годах. Но индийские зрители больше приветствовали боевики.

После этого несколько кинокомпаний начали стремиться к увеличению производства индийских фильмов. 328 картин было снято в 1931 году. Это в три раза больше, чем в 1927 году – 107 премьер. За это время также увеличилось количество кинозалов и аудиторий.

С 1930 по 1940 года на сцене появляются многие видные деятели индийского кино: Дебаки Бозе, Четан Ананд, Васан, Нитин Бозе и другие.

развитие индийского кино

Региональные фильмы

История кино Индии практически не развивалась во время Второй мировой войны. Рождение современной индийской киноиндустрии прошло с 1947 года. Данный период отмечен значительными и выдающимися трансформациями в съемках фильмов. Известные кинематографисты Сатьят Рай и Бимал Рой сделали картины, которые были сосредоточены на проблемах выживания и ежедневных страданиях людей низшего класса.

Исторические и мифологические сюжеты отошли на задний план, а социальные фильмы стали доминировать в отрасли. Они основывались на такие темы, как проституция, полигамия и другие противозаконные деяния, которые были широко распространены в стране Индия. Кинематограф это отображал и осуждал такие действия.

интересные факты из истории индийского кино

Национализм

Продолжив знакомство с индийским кино, стоит отметить, что есть четыре основных аспекта, которые помогают в большей степени представить взаимосвязь "Индия - кинематограф": национализм, цензура, музыка и жанры. Рассмотрим эти темы подробнее.

Другой характерной чертой единой индийской нации в фильмах Болливуда является эклектичность музыки. С самого начала, мелодии, созданные для кинолент, включали стили различных регионов страны.

кинематограф индии история создания

Цензура

Когда кинематограф Индии еще находился под руководством англичан, то невозможно было сказать о включении определенных тем в фильмы. Но после того как страна получила независимость от Великобритании, цензура стала играть определяющую роль в стилистике кинокартин.

история кинематографа индии интересные факты

Жанры

История кинематографа Индии (интересные факты о ней представлены ниже) показывает, что цензура также повлияла и на создание нескольких жанров, уникальных для Болливуда. В течение многих лет, когда была война между Индией и Пакистаном, в фильмах было запрещено об этом упоминать. Врагов нельзя было называть своими именами.

Огромное влияние на киноиндустрию оказывало правительство страны: оно считало, что публике нужно показывать только то, что будет влиять на ее политическое и социальное мировоззрение. К тому же принимались даже законы, в которых утверждалось, что для отображения характера персонажей в фильмах стоит использовать только классическую музыку Северной Индии.

Враждебность между правительством и киноиндустрией продолжалась до 1998 года, до принятия указа о самостоятельном развитии отрасли.

Музыка

Музыка – это то, что многие зрители называют определяющей характеристикой фильмов Болливуда. И это, безусловно, так! Музыкальные директора (так называют в Индии композиторов фильмов) на самом деле думают о необходимости песен в картинах не как об утверждении принципа, они рассматривают их как простое и бесспорное правило.

Музыка - такая же часть фильмов, как и костюмы. Важно отметить, что создатели композиций не стремятся популяризировать свои творения. Они нацелены на развитие художественного представления сюжета у зрителей.

Главная правда: актеры в кинокартинах не поют, а одни и те же исполнители могут озвучивать пение сразу нескольких персонажей. Тем не менее в Индии считается двойным удовольствием смотреть на лучшего актера и слушать любимого певца.

Интересные факты из истории индийского кино

Киноиндустрия в Индии – это уникальная отрасль. Поэтому в ней есть некоторые непонятные для нас аспекты. Рассмотрим их:

история кино индии

Заключение

В индийских фильмах история прогрессировала от улучшения камер до методов редактирования. Технологические достижения расширили творческий потенциал кинорежиссеров. Тем не менее прогресс не смог превзойти культурные ценности Индии. И это прекрасно!

Кинематограф Индии представлен фильмами снятыми в различных регионах страны и включает в себя кинематографы штатов Андхра-Прадеш, Ассам, Гуджарат, Харьяна, Джамму и Кашмир, Карнатака, Керала, Махараштра, Орисса, Пенджаб, Тамилнад и Западная Бенгалия. Кинематограф приобрёл популярность по всей Индии, в год производится более 1000 фильмов [1] . Экспатрианты в таких странах, как США и Великобритания, продолжают вызывать среди международной аудитории интерес к индийским фильмам на различных языках.

В XX веке индийский кинематограф, наряду с голливудской и китайской киноиндустрией, стал глобальным предприятием [2] . В конце 2010 года сообщалось, что по годовому производству фильмов Индия занимает первое место, опережая Голливуд и Китай [3] . Индийские фильмы идут на экранах более 90 стран мира [4] .

Индия является крупнейшим в мире производителем фильмов [10] [11] . В 2009 году в Индии было выпущено в общей сложности 2961 фильмов, из них 1288 художественных фильмов. Обеспечение 100 % прямых иностранных инвестиций сделало индийский кинорынок привлекательным для иностранных компаний, таких как 20th Century Fox, Sony Pictures Entertainment, Walt Disney Pictures [12] [13] и Warner Bros [14] . Индийские компании, такие как дистрибуции фильмов [14] . Налоговые льготы способствовали буму мультиплексов (многозальных кинотеатров) в Индии [14] . К 2003 году как минимум 30 кинокомпаний имели листинг акций на Национальной фондовой бирже Индии [14] .

Индийская диаспора за границей состоит из миллионов индийцев, им доступны индийские фильмы на DVD-дисках и в кинотеатрах тех стран, где показ фильмов коммерчески выгоден [15] . Это приносит до 12 % от общего дохода индийского кинематографа, который в 2000 году оценивался в 1,3 млрд долларов [16] . Другой существенный источник дохода — музыка к фильмам, которая приносит 4-5 % от всего дохода [16] .

Содержание

История





В начале XX века кино завоевало популярность у всего населения Индии, независимо от их доходов [17] . Обычным людям билеты продавали по невысокой цене, а за дополнительные удобства необходимо было доплатить [17] . Люди стекались к кинотеатрам, так как этот вид развлечений был доступен очень многим — в Бомбее билет стоил всего одну анну (4 пайса) [17] . Индийский коммерческий кинематограф всё чаще стал приспосабливаться к просьбам народных масс [17] . Молодые режиссёры стали включать в фильмы элементы общественной жизни и культуры Индии [20] . Другие привносили идеи со всего света [20] . В это время индийское кино стало известно во всём мире [20] .

После Второй мировой войны появился новый жанр — масала, это название используют для обозначения фильмов, которые сочетают в себе мюзикл, танцы, мелодраму и т. д. [23] . Южно-индийский кинематограф приобрёл известность после выхода на экраны фильма С. С. Васана Chandralekha [23] . В 1940-х годах на Южную Индию приходилась почти половина всех кинотеатров страны и кино стало рассматриваться как инструмент культурного возрождения [23] . После раздела Британской Индии ряд киностудий перешёл недавно образованному Пакистану [23] .

Золотой век индийского кино

Современное индийское кино

Каннадаязычный фильм Tabarana Kathe принимал участие в различных кинофестивалях, в том числе в Ташкенте, Нанте, Токио и России [64] .

Общий обзор

Во время английского колониального господства Индия закупала кинематографическое оборудование в Европе [20] . Во время Второй мировой войны выпускались пропагандистские фильмы, финансируемые английскими военными, некоторые из которых показывали сражения индийских войск против стран оси, в частности, Японской империи, которым удалось проникнуть на территорию Индии [67] . Одним из таких фильмов был Burma Rani, в котором было запечатлено сопротивление индийских и английских войск японским оккупантам в Бирме [67] . Ещё до провозглашения независимости, такие деятели киноиндустрии, как Джамшеджи Фрамджи Мадан и Абдулалли Есуфалли, вышли на мировой рынок кино [19] .

Многие азиатские и южно-азиатские страны всё чаще стали находить, что индийские фильмы им ближе, чем западные [68] . К XXI веку индийскому кинематографу удалось распространиться по многим регионам мира, где в значительном количестве присутствовала индийская диаспора, и стать альтернативой другим международным киноиндустриям [84] .

Яркие эмоции, зажигательные танцы, трогательные песни и красочные наряды – влюбленные в Болливуд могут перечислить немало причин, по которым с таким трепетом относятся к индийскому кинематографу.

Что такое Болливуд, история и особенности

Для зрителей из разных уголков земного шара просмотр таких кинокартин – возможность на несколько часов погрузиться в загадочную культуру Индии и познакомиться с местными жителями. Если вам предстоит поездка в эту страну, не упустите возможность понаблюдать за процессом съемок и сняться в массовке. О том, как это сделать, рассказываем в статье.

Что такое Болливуд?

Болливуд – это особое слово для всех, кто увлекается индийскими фильмами. Так называют киноиндустрию города Бомбей, сегодня переименованного в город Мумбаи , который во всем мире сравнивают с Голливудом.

Первые упоминания этого слова относятся к 70-ым годам, но популярность термин приобрёл лишь в середине 1990-х годов. Ежегодно на большие экраны в Индии выходит более тысячи картин, каждая пятая из которых снята на хинди именно в Болливуде. Съемки проходят также в других уголках страны – например, картины на телугу выходят в Толливуде, а на тамильском языке в Колливуде. Болливуд и юг стали визитной карточкой киноиндустрии Индии. Красочные фильмы продолжают набирать популярность в других странах, ежегодно принося своим создателям более двадцати миллиардов долларов.

На съемочной площадке

На съемочной площадке

История индийского кино

Режиссер Гуру Датт

Режиссер Гуру Датт

Особенности индийских фильмов

Считается, что большая часть времени в болливудских картинах уделяется песням и танцам. Однако по жанру индийские фильмы – вовсе не мюзиклы, а всего лишь кино с музыкальными вставками. При этом раньше таких пауз было больше – обычно не менее десяти в одной картине. Сегодня их пять или шесть. Голливудские режиссеры стараются рассказать историю максимально правдоподобно, поэтому специально создают в мюзиклах такие условия, когда танцы и пение актеров обосновано в сюжете. В Болливуде ситуация полностью противоположная – считается, что музыкальные зарисовки лучше всего передают эмоции героев, понимание которых не должно быть буквальным. Поэтому вставки смотрятся несколько нереально, чтобы зрители сделали самостоятельные выводы и научились лучше чувствовать переживания и радости любимых. Рекомендуем статью про лучшие индийские комедии.

Танцы в индийских фильмах

Танцы в индийских фильмах

Кажется, что все индийские актеры талантливо поют, но на деле это не так. Актеры редко сами исполняют песни – обычно за них эту задачу выполняют известные индийские певцы. Однако бывают и другие случаи. Так артист Митхун Чакраборти, который снялся более чем в 350 картинах, отличается потрясающим слухом и врожденным чувством ритма, а также играет на разных музыкальных инструментах.

У многих актеров Болливуда одинаковые фамилии. Это вовсе не значит, что они все – родственники, но в Болливуде действительно распространена преемственность. Бывает, что в фильмах задействованы представители нескольких поколений. Например, в роду Капур есть режиссеры, актеры и продюсеры. К примеру, актриса Шридеви Капур.

Династия Капур

Династия Капур

Еще одна отличительная особенность местного кинематографа связана с продолжительностью картин. Жители Индии любят длительные развлечения – например, свадьбы могут отмечать не один-два дня, как в России, а целую неделю или даже несколько недель. Поэтому трехчасовые фильмы, которые непривычны американским и европейским зрителям, тут в порядке вещей. Считается, что так усиливается эмоциональная вовлеченность в действие. Однако сегодня режиссеры уменьшают продолжительность фильмов, сокращая музыкальные фрагменты. Также особый интерес могут представлять фильмы про Индию, которые сняты не по канонам Болливуда.

В последние годы индийских фильмах становится меньше музыкальных пауз и больше диалогов

В последние годы становится меньше музыкальных пауз и больше диалогов

Индийское кино принято снимать по шаблону – сюжет достаточно стандартен. Актеры за работу получают смешные по голливудским меркам гонорары. Большее внимание уделяется музыке – саундтреки можно услышать задолго до выхода картины на экраны. Так создатели подогревают интерес к премьере.

Саундтреки к фильму появляются задолго до премьеры

Саундтреки к фильму появляются задолго до премьеры

Зрители – в основном самые малообеспеченные жители страны. Это обстоятельство учитывается при создании фильмов. Главные действующие герои – обычно простые люди, которые благодаря личным качествам могут успешно противостоять несправедливостям жизни. На несколько часов зрители могут забыть обо всех проблемах, погрузившись в мир ярких красок, невероятных нарядов и вдохновляющей музыки. Смотрите также интересные факты из истории индийского кино.

Красочный мир кино позволяет на несколько часов забыть обо всех бедах и проблемах

Красочный мир кино позволяет забыть обо всех бедах и проблемах

Айшвария Рай и Салман Кхан

Айшвария Рай и Салман Кхан

Как поучаствовать в съемках фильмов Болливуда?

Болливуд Индия давно сделала своей визитной карточкой. Если вы планируете поездку в эту страну, то не упустите возможность заглянуть в кинозакулисье – на территорию Болливуда, которая занимает 202 343 гектара. Тут расположено 14 специально оборудованных студий и 44 площадки в лесу под открытым небом. Экскурсии стали проводить относительно недавно – с 2011 года все желающие могут оказаться на съемках. Доступно две возможности – экскурсия по кинокомплексу или съемка в массовке.

Как снаться в массовке индийского кино

Туристы могут побывать на съемочной площадке и даже сняться в массовке

В первом случае необходимо заранее приобрести на специальном сайте билеты, забронировав участие в заинтересовавшей программе. Опытные гиды рассказывают об индийском кинематографе на английском и на хинди. Много ходить не придется – экскурсии проводятся на автобусе, который курсирует между самыми интересными съемочными площадками. Туристы осматривают достопримечательности, а иногда и наблюдают за тем, как проходят съемки.

На съемочной площадке болливуда

На съемочной площадке болливуда

Кроме того, есть специальная программа для тех, кто хочет больше узнать именно о процессе работы. Вы побываете на площадке одновременно с актерами, познакомитесь с режиссерами, редакторами и операторами, а также при удачном стечении обстоятельств заглянете в гримерку. Стоимость экскурсии на человека – около 50 долларов.

Есть и еще одна уникальная возможность – принять участие в массовке. Для этого рекомендуется прийти вечером в район Колаба и надеяться на удачу. В кафе Leopold`s и гест-хаусе Red Shield Salvation Army туристам нередко предлагают экскурсионные поездки на съемочную площадку и даже участие в фильмах. Однако не стоит с радостью соглашаться на все предложения. Внимательно изучите визитку агента, узнайте все подробности по поводу фильма, в который вас приглашают.

Будьте готовы, что рабочий день на съемочной площадке длится 10-11 часов, предусмотрен небольшой перерыв на обед. Отлучиться даже на непродолжительное время не получится. Зато после вы получите вознаграждение – примерно 500 INR в 2019 году.

Массовка с актрисой Приянкой Чопрой

Массовка с актрисой Приянкой Чопрой

Поездку лучше планировать заранее – индийский Болливуд располагается вдали от популярных туристических мест. Путь на машине из Колабы может занимать около двух часов. Если вы живете в районе аэропорта, то добраться будет значительно проще – воспользуйтесь планировщиком маршрутов. В Болливуд едут автобусы под номерами 326, 327, 343, 345, 346, 447, 349, 454 и 456. От остановки нужно будет пройти пешком от 900 метров до 1,5 км в зависимости от выбранного маршрута.

Судя по отзывам, туристы остаются очень довольны экскурсиями и участием в съемках фильмов – ведь это уникальная возможность оказаться по другую сторону экрана, получить непередаваемые эмоции от общения с местными звездами и увидеть своими глазами мир Болливуда. Мы недавно писали про феномен индийских фильмов, рекомендуем.

История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры

Фото: Кадр из фильма Месть и закон

Тогда индийские режиссеры разделились на два лагеря – малая часть все-таки пыталась противостоять суровому британскому строю и снимала реалистичные картины о настоящей жизни своей родины, эти же режиссеры старались использовать иносказательные приемы кинематографа и приблизиться к настоящему искусству.

Другие же режиссеры нашли компромисс с властью – они снимали бездумные праздные ленты с незатейливым сюжетом и яркими декорациями. Не трудно догадаться, что современный кинематограф Индии и по сей день перенасыщен фильмами этого типа. В 20-е годы экраны были переполнены лентами, основанными на исторических и мифологических событиях, однако зрители больше всего полюбили боевики.

История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры

Фото: Википедия/общественное достояние

История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры

Фото: Мастюков Валентин, Коньков Александр/ТАСС

Что примечательно: в самой Индии фанатами отечественного кинопроизводства были в основном неграмотные люди. Тогда в стране их было порядка 70% населения. Язык кино был для них максимально понятен и универсален. Доступный, простой в восприятии фильм не мог не полюбиться простому человеку.

Считается, что после войны кинематограф Индии стал именно таким, каким мы его знаем сегодня. В то же время создатели кинолент поняли, какое влияние оказывают их произведения на огромные массы населения и стали транслировать через них определенные ценности. Например, осуждали проституцию и полигамию (а они были распространены в Индии тех лет).

Что касается творческой стороны вопроса, вся киноиндустрия Индии была подчинена частному сектору. Поэтому индийцы решились на гибридные проекты и фильмы-близнецы: художники должны были поставить, например, приключенческий фильм с элементами мелодрамы, комедийный мюзикл или боевик-драму.

История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры

Фото: Википедия/общественное достояние

Примечательно, что сейчас режиссеры индийских фильмов продолжают делиться на два лагеря, с тем лишь отличием, что за Бомбеем и Мадрасом теперь уже плотно закрепилось звание столиц именно развлекательного кино. Есть и глубокие, серьезны работы – их чаще всего снимают в других регионах Индии. Некоторые режиссеры продолжают традиции социального кино: теперь в центре внимания экономическое неравенство, нищета, терроризм, дискриминация женщин, безработица среди молодежи, кастовые и религиозные предрассудки.

В 70-ые и 80-ые годы пришла новая волна кинематографистов: молодые смелые режиссеры создавали профессиональное авторское кино. Их даже поддержал Индира Ганди, прогрессивных талантливых творцов поощряло правительство. Так в Индии появилась Национальная корпорация развития кино. А кадры для национального кино готовил киноинститут в Пуне.

Сегодня индийские кинематографисты вынуждены конкурировать с американскими блокбастерами, французскими драмами и многими другими зарубежными киноновинками. Режиссеры, создающие серьезные авторские фильмы, сегодня безуспешно пытаются попасть в прокат. Национальная корпорация развития прекратила свое существование, отечественные кинематографисты больше не получают поддержку государства, а выживают лишь за счет случайных контрактов.

История индийского кинематографа: причем здесь братья Люмьер и советские режиссеры

фото: Zuma/TASS

Тем не менее некоторые индийские фильмы все-таки пробиваются на большие экраны за пределами своей родины. Эксперты отмечают, что современные ленты не лишены национальной уникальности – они все так же красивы, многоцветны, музыкальны и лиричны. Актеры по-прежнему наивно фигурны, что делает индийское кино неподражаемым.

Читайте также: