История граффити в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Фестиваль легального стрит-арта решили создать в 2009 году два уличных художника из ­Екатеринбурга. Сегодня фестиваль при поддержке программы "Родные города" проходит в тринадцати городах и поселках. За 10 лет художники превратили более 500 обычных построек в новые достопримечательности. Часть произведений уличного искусства уже вошла в коллекцию Google Arts & Culture — самого масштабного интерактивного проекта об искусстве от Google.

Все арт-объекты можно объединить одной идеей: рисунки не просто делают урбанистические пейзажи ярче, но подчеркивают самобытность каждой территории. Художники узнают местные легенды и традиции, учитывают архитектурные особенности и историю здания, на котором должен появиться рисунок.

МЕСТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

В Ханты-Мансийске художники ­обращаются к легендам, связанным с животными. Это дань культуре народов ханты и манси. На огромной стене возле Центра искусств для одаренных детей Севера живут герои преданий Югры: медведь, который свалился с небес, серебряный карась — символ богатых рыбой югорских рек, молодая ворона, что пророчит весну, и стрекоза — дух-защитник. Этим летом им составил компанию лось — воплощение надежности и благополучия. Общая площадь граффити-полотна — больше 350 кв. м.

ИГРЫ В АРХИТЕКТУРУ

Зарождение советского уличного искусства

Торец здания Моссельпрома, расписанный по эскизам Родченко с текстами Маяковского в 1920-е

Когда Казимир Малевич пребывал в Витебске, он создал эскиз и планировал разрисовать дом. В 2010 году местные художники перенесли этот эскиз на фасад дома № 18 на улице Ленина

Начало граффити в 1990-х и расцвет в 2000-х



Что происходит сейчас


Появилось много новых явлений, в том числе и пропагандистское граффити, которые заботят и возбуждают художников. Мне тоже очень интересно, во что это может трансформироваться — станет ли эта пропаганда подобием монументального соцреализма или просто останется мимолетным трендом, неприметным, как уличное искусство и граффити в его нынешнем состоянии.

Граффити-фестивали на западный манер очень декоративны, они не задаются никакими вопросами и в общем-то неинтересны зрителю-горожанину. Многие их даже не замечают, потому что приравнивают эти образы к рекламе. Эти работы закрашивают, а на их месте появляется реклама — в некотором роде они сами подготавливают почву к этому. Хотя на месте пропагандистских граффити тоже может появиться все что угодно — но все равно они ближе к социальному контексту. Другой вопрос — о качестве их исполнения и визуальной составляющей, но анализировать это бессмысленно. Это не искусство, а пропаганда и агитация, причем достаточно дешевая.

О самобытности русского уличного искусства

Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Крыс (Крис) из Латвии и Баскет из Москвы. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер, только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году.

На стыке веков граффити получает все большую популярность в среде молодежи, появляется доступ к профессиональной краске, специализированным изданиям и видео. Начинают проводиться первые граффити-фестивали и акции .

В 2006 году в Санкт-Петербурге с целью показать реальный уровень российского уличного искусства проходил международный фестиваль граффити. До 2006 года фестиваль проводился в Беларуси (2003—2005 в Гомеле и Минске), в них принимали активное участие и российские райтеры.

В крупных городах России и Украины проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, в рамках которого проходит конкурс-граффити.

В Сибирском регионе силами местных энтузиастов проводится локальный фестиваль Paint Methods, с периодичностью несколько раз в год (самый частый фестиваль в России).

2.1. Цель граффиста

Цель граффиста, может быть, желание оставить о себе память, выделиться среди остальных, донести до общества какую-нибудь мысль. То, что заставляло людей рисовать во все времена, то же заставляет и сегодня. Меняются лишь техника, инструменты, цвета.

Кодекс граффистов:

1.Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях, представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.

2.Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.

3.Никогда не рисуй на работах других райтеров, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

4.Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

2.2.Стили граффити

2.3.Школы граффити

В связи с популяризацией граффити и обретением мировой популярности, многие хотят приобщиться к данной субкультуре. Во многих странах, в том числе и России, появляются граффити школы.

Sabotage - первая профессиональная школа обучающая рисунку в стиле граффити. Обучение ведется известными граффити художниками по специально разработанной методике.

Основное направление школы - обучение тонкостям рисунка и популяризация легального граффити. В рамках программы обучения студия Sabotage реализует социальную программу “Чистый город”. Главная цель программы: разъяснение исторической и культурной ценности памятников архитектуры и пропаганда борьбы с вандализмом.

В основу обучения положены опыт студии, авторитет граффитчиков, а также новые идеи в граффити. По итогу обучения ученики студии могут составлять интересные качественные рисунки, у них разрабатывается техника рисунка на стене и свой уникальный стиль.

Обучение в школе граффити состоит из 2 частей:

1)Лекции: занятия проходят в аудитории. На занятиях изучаются такие дисциплины как академический рисунок, композиция, теория цвета, техники наброска и карандашного рисунка.

2)Практика: занятия проходят на улице в форме практики. Совершенствуется техника рисунка баллоном, правильный перенос эскиза на поверхность.

Школа граффити IMPRES - это место, где молодежь от 10 до 25 лет может встречаться и заниматься творчеством, связанным с хип-хопом (граффити, живопись, графика, дизайн), обсуждать совместные проекты, обмениваться опытом и посещать мастер-классы от известных в молодежной среде активистов хип-хоп культуры (художников, танцоров, музыкантов, поэтов).

Основной акцент в деятельности артстудии делается на развитие навыков в рисовании и на создание устойчивого сообщества молодежи, объединенных общими интересами. Как известно такое сообщество уже спонтанно существует – это неформальные объединения граффити-художников, брейк - и хип-хоп танцоров, эмси, диджеев и промоутеров. Как правило, это молодежь с активной жизненной позицией. Она способна организовывать крупные всероссийские и международные фестивали, организовывать встречи и вечеринки , выпускать собственные СМИ, достойно представлять Россию на международных чемпионатах и соревнованиях. С каждым годом аудитория, которая интересуется этими событиями растет, усиливается и интерес СМИ.

Помимо этого граффити школы существуют во многих городах России, таких как Красноярск, Благовещенск, Краснодар, Пермь и др.

2.4. Граффити села Октябрьское

В нашем родном селе так же можно встретить этот вид уличного искусства, к сожалению, он не на таком высоком уровне, как хотелось бы, но зачатки граффити имеются.

В начале своей работы мы задались целью найти способы, как сделать так, чтобы граффити украшало наше село, а не уродовало его. Решение проблемы мы видим в следующем: Нужно перевести граффити из неформальной, в доступную, легальную область. Для этого необходимо создавать творческие мастерские, где будут обучать азам, и главное этике уличной живописи. Тем более, что ребята, как показал мой опрос, с удовольствием учились бы в таких мастерских и школах. Скорее всего, такие мастерские нужно создавать на базе художественных школ. Нужно создавать моду на легальное граффити. Этому может способствовать широкое освещение в СМИ проводимых конкурсов и фестивалей граффити. Про особенно талантливых художников нужно снимать передачи, писать статьи , чтобы начинающие райтеры знали на кого можно ровняться, стремились достичь успеха и профессионального мастерства. Специальных зон для рисования должно быть много в разных районах . Возможно, это будут заборы, гаражи, опоры мостов и другие подобные объекты .

Шаг первый - проработка идеи. Для начала определимся с направлением. Теггинг – это слишком просто, но возможно я буду использовать его как часть своей работы. Бомбинг – мне не подходит, так как у меня нет задачи нарисовать быстро и просто, мне нужен красивый рисунок. Скрэтчинг – также не подходит, так как я буду рисовать на стене, а не стекле. Из всех направлений для моего замысла подходит - концепт-рисунок.

Шаг второй–изучение работ профессиональных райтеров. Это шаг просто необходим - любому ремеслу нужно учится у мастеров, к тому же это помогает понять какой стиль мне наиболее близок. Во время написания данной работы я изучила огромное количество примеров граффити, в различных направлениях и стилях. Многое из того что мне понравилось, в данный момент не достижимо для меня по уровню мастерства. Нужно реально оценивать свои силы, работа не должна быть слишком сложной. В то же время мне хочется, чтобы она была яркой, красивой. Я попробую смешать в ней разные стили. Получается, что наиболее подходящим для меня будет – с элементами и стиля 3D. Character , камуфляжный стиль. Творчество довольно сложное, поэтому занимаются им только очень талантливые личности.

Шаг третий – эскиз. Начинаю работу с разработки эскиза будущего рисунка. Профессионалы называют его скетч. Я сделала множество набросков в альбоме, прежде чем нашла то решение, которое мне понравилось. Потом я стала пробовать различные цветовые решения. Всё это я делала обычными цветными карандашами в альбоме. Именно с этого советуют начинать рисунок и профессиональные райтеры – прежде чем рисовать на стене, научись рисовать на бумаге. Мне кажется, что, если бы таким путем шли все начинающие райтеры – на стенах города были только красивые работы.

Шаг четвертый – подготовка материалов, цветовая гамма.

Шаг пятый. Выполнение рисунка на стене.

Глава 3. Анкетирование

Мы провели опрос в котором приняло участие 153 человека, мнение разделилось:

86% участников считают граффити - искусством

Источник опроса: "Подслушано в Октябрьском"

Отсюда можно сделать вывод, что граффити молодёжь считает искусством.

Я решила больше узнать о новом направлении среди молодёжи. Провела дополнительные исследования по типу пяти лучших топов граффити - в группе Wk . Они представлены ниже.

Топ 5 лучших групп граффити в Wk :

Группы в контакте

2) Граффити ВООК

3) Граффити СОЮЗ

4 ) Граффити |в контакте

5) Любимые граффити

III. Заключение

В процессе проведения данной исследовательской работы мы обнаружили, что у обучающихся школы, сложилось положительное отношение к граффити, но помимо этого существует процент тех людей, которые относятся к ним с неприязнью или равнодушно. Большинство опрошенных думают, что граффити – это, прежде всего, искусство.

Противники граффити считают его помехой или актом вандализма, которое требует значительных средств на восстановление испорченного имущества. Защитники воспринимают граффити как способ преобразования общественного пространства или как открытую демонстрацию произведений искусства.

Граффити действительно является искусством ХXI-го века с уже сформировавшимися стилями написания различных произведений, достойных чести и похвалы. Это искусство постоянно развивается, и в будущем я думаю, нас ждет что-нибудь еще более ошеломительное. Ведь уже сейчас проходят выставки работ выдающихся райтеров. Эта культура будет развиваться дальше, ведь данное направление можно использовать как волонтёрское движение, помощь ветеранам ВОВ (с согласия самих ветеранов): украсить забор или подъезд к 9мая. Создать ощущение праздника улице, где есть старые, заброшенные здания.

Граффити нельзя назвать вандализмом, так как вандализм - это причинение вреда или ущерба, а когда ты преобразовываешь и делаешь лучше, то это уже творение. Тех, кто талантливо и искусно управляется с аэрозольными баллончиками, я думаю, ждет светлое будущее, если они, конечно, будут создавать и вправду шедевры.

Граффити является способом передачи информации или настроя, убеждений рисующего, и создаются они лишь тогда, когда им есть что сказать окружающим.

IV . Список литературы:

1. Розенталь М.М. Юдина П.Ф. Группа авторов Философский словарь. Под редакцией. - М: ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1963.

2. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка .. — М.: Гос.ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. издательство иностр. и нац. слов.1935-1940. (4 т.)

3.Виноградов В.В. История слов. - М: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1999.

V . Приложения

с. Октябрьское

Приложение 1. Вандализм

Приложение 2. Искусство

ул. Октябрьская ул. Советская

г. Челябинск Трубопрокатный завод

Северо-запад

Приложение 3. с.Октябрьское. Школа. Монтаж стены

Анкетирование

Граффити в России

Граффити – это надписи, рисунки, изображения, которые выцарапаны, нарисованы или написаны чернилами или краской на стенах, а также других поверхностях. Отнести к граффити можно любой вид раскрашивания стен в пределах улицы, где можно найти абсолютно все, начиная от просто написанных слов, заканчивая изысканными рисунками. Ранее граффити использовали как средство незаконной и законной рекламы.

Граффити для рекламы

Первые граффити в России

Еще в 1980-х годах произошло зарождение граффити в СССР. Первые отечественные граффитчики – это Баскет из Москвы и Крыс (Крис) из Латвии. С того момента и до середины 90-х годов в России граффити носит эпизодический характер. Только в конце 90-х годов это искусство приобретает массовый характер. Было это связано непосредственно с доступом к различного рода информации, котораястала поступать к людям лавинообразно, одновременно с популяризацией интернета, и с использованием граффити для коммерческих целей и на шоу-рынке.

Популярность граффити в бывшем СССР

Наибольшую популярность граффити в бывшем СССР получает на стыке двух веков среди молодежи, так как начинает появляться доступ к специальной профессиональной краске, а также видео и специализированным изданиям. Проводятся первые акции и граффити-фестивали.

В Санкт-Петербурге в 2006 году в целях демонстрации настоящего уровня отечественного уличного искусства прошел международный фестиваль граффити. До этого, с 2003 по 2005 год, этот фестиваль проводили в Беларуси в Минске и Гомеле, где приняли активное участие также российские райтеры.

На сегодняшний день в крупных городах Украины и России ежегодно проводится фестиваль SNICKERS® URБANиЯ, а в его рамках проходит конкурс на создание граффити (Москва, Санкт-Петербург и т.д.).

Граффити в России только набирает ход, ведь количество рисунков не всегда отвечает качеству, так как они сделаны не на очень высоком уровне. Однако, граффити с каждым годом прогрессируют, а качественных рисунков становится больше, и это радует.

Читайте также: