История города ступино кратко

Обновлено: 30.06.2024

Ступино, город областного подчинения в России, административный центр Ступинского района Московской области и городского округа Ступино, центр Ступинского благочиния Московской епархии. Расположен на Окско-Москворецкой равнине на реке Ока, в 110 км к югу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва-Павелец. Население - 66,3 тыс. чел. (2017)

Впервые упоминается в 1507 году в жалованной грамоте великого князя Василия Ивановича как починок Ступинский, название от древнерусского имени Ступа. С 1511 года деревня Ступинская, которая принадлежала Троицкому Белопесоцкому монастырю, основанному в конце XV века.

На рубеже XIX и XX веков через Ступино прошла железная дорога из Москвы на Павелец. В 1932 году было принято решение о строительстве около деревни Ступино железнодорожной станции по Павелецкому направлению дороги, а также крупного промышленного предприятия - Каширского электровозного завода.

В 1934 году решением Московского областного исполкома поселок Электровозстроя, а также деревни Ступино и Кремичанка были объединены в рабочий поселок Электровоз. Открылась первая школа. В 1936 году на базе строительства завода электровозов стал создаваться металлургический комбинат.

В 1938 году рабочий поселок Электровоз получил название Ступино.

С 1944 года город является административным центром Ступинского района.

3 июня 1959 года был образован Ступинский район из территории, подчинённой городу Ступино и части упразднённого Михневского района.

8 июля 2017 года Ступино присвоен статус города областного подчинения.

Исторические наименования

  • Ступинская (1511 - 1934)
  • Электровоз (1934 - 1938)
  • Ступино (с 1934)

Религия

В 1992 году храмы, расположенные на территории Ступинского района, были выделены из состава Каширского благочиния. Образован Ступинский церковный округ, и город стал его центром.

Монастыри

Храмы

  • Всех святых, в земле Российской просиявших
  • Державной иконы Божией Матери
  • Космы и Дамиана
  • Новомучеников и исповедников Ступинских
  • Пантелеимона целителя
  • Тихвинской иконы Божией Матери
  • Троицы Живоначальной

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

В 1938 году рабочий поселок с населением около 19 тысяч жителей получил статус города. Авиакомбинат быстро развивался, и в 1939 году Ступино перешло в областное подчинение ввиду важности находящихся в нем объектов, даже несмотря на малое количество жителей.

По проспекту Победы к спутнику Земли

Железнодорожный вокзал находится на въезде в город, слева, перед эстакадой. Выйдя из-под эстакады железнодорожного вокзала, слева можно увидеть золотые купола строящегося Храма Всех Святых, в земле Российской просиявших. Далее — гостиница Ibis, а напротив нее — самолет МИГ-23, символ причастности города к самолетостроению. Одна из самых длинных и широких улиц города — проспект Победы. Ранее это был Главный проспект, в честь 40-летия Великой Победы в 1985 году его переименовали.

Приближаясь к улице Горького, справа можно увидеть памятные знаки почетным жителям города, литейщикам комбината. Но самый интересный объект здешнего стрит-арта посвящен первому искусственному спутнику Земли. Оболочку спутника из алюминиевого сплава толщиной два миллиметра и диаметром 58 сантиметров изготовили в цехах Ступинского металлургического комбината.

На пересечении с улицей Горького автомобильная дорога поворачивает, но надо продолжать движение прямо, по проспекту Победы. Некогда тут была проезжая часть, по которой ездили машины и общественный транспорт, а теперь — пешеходная зона.







Улица Горького ранее носила название Северная, ограничивая город с соответствующей стороны. По такому же принципу были названы улица Южная (ныне Чайковского), улица Западная (ныне Куйбышева) и улица Восточная (ныне Гоголя).

Фонтан, бараки и улица с четырьмя именами

Перед центральной площадью пешеход пересекает улицу Андропова. Это самая протяженная улица Ступина, ее длина — около трех километров.


Она четырежды меняла название: сначала была Ударной, затем, после посещения рабочего поселка Стахановым, стала называться Стахановской. В конце 1950-х годов ее назвали Советской, а в 1984 году, после смерти Первого секретаря ЦК КПСС Ю.В. Андропова, бывшего несколько сроков депутатом Верховного Совета СССР от города Ступино, получила свое окончательное название.

Площадь Ленина

Тут стоит Дворец Культуры, перед которым — сквер и памятник В.И. Ленину. Дома, окружающие площадь, выполнены в едином стиле сталинского классицизма. Монументальные строения, минимум декора, колонны и фронтон с щитом и склоненными знаменами.

Строительство Дворца Культуры началось еще в 1940 году на средства Авиакомбината № 150. Для работ была подведена железнодорожная ветка. Во время эвакуации в октябре 1941 года по ней уходили вагоны-теплушки с жителями города. Строительство в общей сложности длилось 20 лет.

Памятник Ленину был изготовлен на заводе художественного литья в Мытищах в 1957 году, его вес составляет 3,7 тонны. Осветительные торшеры перед ДК — копия исторических. Голубые ели перед Новым годом украшают гирляндами.

Напротив Дворца Культуры в начале 1950-х годов разбили городской сквер с фонтаном с лебедями. На площади 10 000 квадратных метров установили садовые скульптуры, вазы, посадили 200 деревьев и кустов. Однако после строительства нового, действующего, здания администрации в середине 1980-х годов сквер перестроили.


В конце площади — герб Ступина: в верхней части щита на лазоревом фоне летящий влево золотой сокол, символ храбрости, разума, красоты и устремленности в будущее. Под ним — два скрещенных пропеллера, вписанные в ромб. В нижней части извилистая серебряная лента, символ Оки.

На стадион – марш!

Продолжаем движение по проспекту Победы до пересечения с улицей Чайковского (бывшая Южная). Здесь находятся шесть самых первых кирпичных трехэтажных домов, построенных в Ступино 1935-36 годах.

С 1930-х годов в Ступино проводились соревнования лыжников, конькобежцев, футбольные матчи, дни физкультурников. Сейчас популярны художественная гимнастика, мотокросс, хоккей.

Недавно здесь открылся веревочный парк, работают кафе и вагончики с уличной едой. Тут гуляют на Масленицу, Пасху и Новый год, а также просто по выходным.

Зимний клуб с пулеметами и река в трубе

Если пойти по улице Пушкина до пересечения с Горького, можно попасть на бульвар Победы – излюбленное место для прогулок горожан. Здесь некогда текла река Кремиченка, которая, как и некоторые другие населенные пункты близ Ступина, была названа так из-за частых находок кремня в этой местности. Через речку было перекинуто несколько живописных мостиков. В 1985 году речку убрали в трубу и создали пешеходную зону, на которой установлено множество памятных знаков, стел и аллея военной техники.


За бульваром Победы — проспект Победы, путь обратно к железнодорожному вокзалу. Если хочется остановиться в Ступино, есть неплохие места. А сувениры продают в местном музее.

Экскурсия по Ступино

Ступино — город районного подчинения в России, административный центр Ступинского района Московской области. С 1934 по 1938 — рабочий посёлок Электровоз. До распада СССР являлся закрытым городом. Расположен на реке Ока.

История

Деревня Ступино

Рабочий посёлок Электровоз (1934—1938)

Новый этап в развитии будущего города связан с решением ЦК ВКП(б) от июня 1931 года, в рамках которого постановили реконструировать железнодорожный транспорт в стране и для этого построить электровозостроительный завод мощностью в 1400 электровозов в год. В мае 1932 года из трёх предложенных вариантов местоположения будущего завода (Каширский, Бузулукский и Уфимский) народным комиссариатом тяжёлой промышленности (НКТП) был выбран Каширский вариант за благоприятную возможность привлечения высококвалифицированных рабочих кадров из Москвы, использование сырьевых и металлургических ресурсов Центра и электроэнергии Каширской ГРЭС. Место строительства было утверждено северо-западнее города Каширы, на левом берегу Оки, в 5 км от станции Ступино.

К 1933 году стала очевидной нереальность постройки такого огромного завода в столь сжатые сроки. Отсутствие твёрдого плана строительства, недостаток жилья и бытовые трудности привели к тому что средняя продолжительность работы на предприятии составляла всего 51 день. В том же году план был пересмотрен и дата окончания строительства сдвинута с 1933 на 1936 год. Вскоре в посёлке построили деревянную школу (в начальной школе Ступино не хватало мест), хлебозавод, прачечную и амбулаторию. На 1 февраля 1934 года население посёлка составило 3 тыс. человек.

Постановлением президиума Московского областного совета от 21 апреля 1934 года стройке был придан статус рабочего посёлка, в черту посёлка были включены деревня Ступино и селение Кремечинка. Условия работы и жизни явно улучшились, средняя продолжительность работы на строительстве выросла почти в 2 раза, до 98 дней.

Становление города (1938—1941)

Годы Великой Отечественной Войны 1942

Мобилизационная работа началась немедленно после выступления Молотова В. М. по радио. В соответствии с решением правительства был сформирован истребительный батальон № 56. На комбинате 150 тоже был создан истребительный батальон, о его деятельности не сохранилось архивных данных, по видимому он был эвакуирован вместе с предприятием. В городе были созданы специальные отряды для патрулирования улиц и дежурства на крышах домов, для борьбы с зажигательными бомбами. Ввели светомаскировку и город полностью затемнили.

По воспоминаниям местных жителей, воздушные тревоги начались ещё в июле. Первый бомбовый налёт на комбинат и город произошёл 10 октября. Вечером того же дня пришло уведомление ГКО об эвакуации всего оборудования. С 1 ноября в городе были введены карточки на основные продукты питания, вокруг города сооружались противотанковые рвы, железобетонные доты и лесные завалы. Чтобы помешать переправе врага на левый берег Оки, в подошвах угловых башен Белопесоцкого монастыря оборудовали доты. От Кременье до Жилёво строился оборонительный рубеж протяжённостью 40 км.

Критическим явился конец ноября, когда немецкие войска вплотную приблизились к Кашире. По уверениям местных жителей, немцы остановились на ночь в овраге у деревни Зендиково, желая утром парадно войти в Каширу. Но этого не случилось — на фронт прибыл 2-й кавалерийский корпус генерал-майора П. А Белова (27 ноября переименованный в 1 гвардейский кавалерийский корпус) и с ходу вступил в сражение. При поддержке других частей армии уже к 4 декабря весь Каширский район очистили от вражеских сил.

Эвакуация металлургического комбината оказалась недолгой — в феврале государственный комитет обороны принял решение о возвращении предприятия из Каменска-Уральского. Но в Каменске осталась почти половина рабочего состава приехавшего из Ступино, для строительство завода дублёра на базе нового оборудования, привезённого из США через Владивосток. В течение всего 1942 года немецких налётов не было отмечено, видимо немцы не знали, что предприятие вернулось. Винтовое производство из Куйбышева вернулось в 1944 году. Там тоже осталось родственное предприятие. Считается, что во время войны почти все винты советских самолётов были изготовлены на этих двух заводах.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 10 апреля 1944 года в пригородную зону города Ступино перечислены Лужниковский, Староситненский, Старокаширский, Хочемский сельсоветы из Каширского района и Алеевский, Лапинский, Матвейковский, Ситнещелкановский из Михневского района.

В феврале 1945 году выбрано место для городского кладбища, окончательное решение было принято в 1950 году, первые захоронения здесь были разрешены с 1952 года.

За время ВОВ 15 тыс. жителей города и района участвовали в боях, 14 тыс. награждены орденами и медалями за боевые заслуги и доблестный труд в Великой Отечественной войне. Возвратились с победой Герои Советского Союза И. И. Сизинцев и Н. И. Борисов, полный кавалер ордена Славы П. Н. Жеребцов. Не вернулось с войны 12 тыс. человек, в их числе посмертно получившие звание Героев Советского Союза С. В. Ачкасов, И. И. Бахарев, В. Ф. Поляков.

Новое время

Достопримечательности

На территории района располагается Троицкий Белопесоцкий монастырь, основанный в XV веке, с Троицким собором (конец XVII века), Сергиевской и Ивановскими церквями (обе — XIX века) и другими постройками. На территории рядом с городом проходят ежегодные исторические реконструкции боёв времён ВОВ.

30 марта 1978 году недалеко от города упал и разбился транспортный самолёт с 5 лётчиками — членами экипажа. В память этого события на кладбище у церкви села Среднего и железнодорожной платформы Белопесоцкой главным архитектором города Л. П. Крымовым поставлена наклонная бетонная стела с прорезанным в ней силуэтом самолёта, падающего на хвост и крыло. Открытие памятника состоялось 21 мая. Тогда же к нему пристроили стальные доски с именами погибших воинов 445 истребительного авиационного полка. Полк защищал Каширу и Ступино в 1941 году и базировался около деревни Крутышки.

Пресс-тур в Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

Зосимова пустынь

Главные достопримечательности Серпухова, 3 часть

Виды городского округа Коломенское

Ступино, памятник

Контактная информация

Московская область, городской округ Ступино

54.886274, 38.078228
показать на карте

Некогда закрытый город Ступино находится на юге Подмосковья в 85 км от столицы. Образует одноименный городской округ. В наши дни здесь проживает больше 60 тысяч человек. На гербе изображен золотой сокол. Главная достопримечательность — Белопесоцкий монастырь на берегу реки Оки.

Ступино, МиГ-23

История

Согласно писцовой книге, в 1578 году деревня Ступино находилась во владении Белопесоцкого монастыря. Но первое упоминание о Ступинском сельском поселении относится к более раннему периоду — началу XVI века.

В XIX веке в селениях на территории сегодняшнего городского округа Ступино возникли промышленные заведения. Крупнейшее из них — открытая в 1824 году ситценабивная фабрика братьев Ермаковых в селе Мещерино (усадьба Шереметьевых). В конце XIX — начале XX века через Ступино пролегла железная дорога.

Ступино, памятник

Ступино

Ступино

Ступино

Ступино

Ступино

Интересные факты

К концу 1935 года строительство завода по изготовлению электровозов свернули. Однако инженеры предприятия написали письмо Сталину с просьбой продолжить работы. Они подчеркивали, что иначе народные деньги просто пропадут. В итоге завод достроили, но он стал авиационным.

Ежегодно в начале мая недалеко от Белопесоцкого монастыря проводят историческую реконструкцию боев времен Великой Отечественной войны.

Ступино

Ступино

Ступино

Ступино, площадь Ленина

Ступино, Белопесоцкий монастырь


Что посмотреть

Большинство достопримечательностей города посвящены авиации. Это памятники создателям воздушных винтов, вертолетным лопастям, истребителю МиГ-23.

Среди других интересных мест стоит отметить Белопесоцкий монастырь, расположившийся на берегу Оки.

О многовековой истории города расскажут выставочные разделы краеведческого музея в центре города.

Ступино, памятник Николаю Новикову

Ступино, Георгиевская часовня

Ступино, памятник Ступинцам Машиностроителям

Ступино, Церковь Всех Святых в Земле Российской просиявших

Ступино, Создателям воздушных винтов

Берег реки Оки недалеко от города Ступино


Как проехать

На электричке с Павелецкого вокзала до станции Ступино.

Читайте также: