История города агрыз кратко

Обновлено: 04.07.2024

Город расположен на реке Агрызка, в 304 км к северо-востоку от города Казань и в 36 км к югу от города Ижевск.

Граничит с Удмуртской Республикой.

Крупный транспортный узел железнодорожных линий на Казань, Екатеринбург, Ижевск, Акбаш. Является железнодорожным объектом, имеющим стратегическое значение в масштабе России.

История

До 1921 г. центр Агрызской волости Сарапульского уезда Вятской губернии.

С января 1921 г. в составе ТАССР в Елабужском (до июня уезд) кантоне, с декабря 1921 г. центр Агрызского кантона, с 1924 г. заштатный город, подчиненный Елабужскому кантонному исполкому.

В 1926 г. исключен из списка городов.

С 14 февраля 1927 г. административный центр Агрызского района, с 1928 г. рабочий поселок, с 28 августа 1938 г. город районного подчинения.

С 1 февраля 1963 г. в связи с изменением административно-территориального деления ТАССР находился в административном подчинении Елабужского горсовета, с 4 марта 1964 г. вновь районный центр.

Время основания точно неизвестно. Впервые деревня Агрыз упоминается в переписных книгах 1646 г. в составе владений князей Яушевых Терсинской волости.

Жители деревни принимали активное участие в Крестьянской войне 1773–1775 гг. под предводительством Е.Пугачёва: 29 июля 1774 г. Е.Пугачёв побывал в Агрызе.

В 1865 г. в Агрызе функционировали 2 медресе и 2 школы, в 1904 г. – 2 медресе, 2 мужские и 4 женские школы.

В начале ХХ в. в Агрызе располагалось волостное правление, действовало 2 мечети.

В 1914 г. построена железная дорога Казань – Екатеринбург, соединившая Центральную Россию с Уралом.

На 1922 г. в Агрызе работала кантонная больница на 40 коек. В 1927 г. открыта детско-женская консультация, в 1932 г. – стационар на 25 коек, в 1938 г. – роддом. В 1929 г. открыт медицинский городок – железнодорожная больница с хирургическим, терапевтическим, родильным отделениями, построено новое здание средней школы.

В 1975 г. в Агрызе впервые зажжен природный газ. С 1977 по 1989 г. построены Дворец культуры железнодорожников, молочный комбинат, новый корпус стационара районной больницы.

В 1980 г. проложена железнодорожная линия Агрыз – Круглое Поле.

Агрыз сегодня

В 1997 г. открыт Музей истории Агрызского района (экспозиция посвящена истории города, его учреждений и организаций, краеведению, национальному искусству, героям Гражданской и Великой Отечественной войн), в 2011 г. преобразован в Музей истории и культурного наследия Агрызского муниципального района РТ, в структуру вошли филиалы:

  • музей Тази Гиззата (2007 г.),
  • музей истории села Салауши (1980 г.),
  • музей истории села Табарле (1960 г.),
  • музей истории села Иж-Бобья (1989 г.).

В 1941 г. над братской могилой установлен памятник героям Гражданской войны (в 1967 г. реконструирован), в 1967 г. – бюст герою Гражданской войны В.М.Азину, в 1971 г. открыт памятник работникам локомотивного депо, павшим в годы Великой Отечественной войны, в 1975 г. – стела в честь героя Гражданской войны, члена Агрызского военно-революционного комитета М.В.Омётова.

Известные уроженцы

А.К.Абдрахманов (1918–2000) – Герой Советского Союза;

Ш.М.Акбашев (р. 1926) – машинист тепловоза, кавалер орденов Отечественной войны I и II степеней, ордена Ленина;

Р.А.Даутов (1921–2001) – физик, доктор физико-математических наук, профессор;

Т.М.Зарипов (1939– 1988) – кавалер орденов Знак Почета и Трудового Красного Знамени;

Н.С.Корбанская (1913–1996) – заслуженная учительница РСФСР;

К.С.Мустафин (1921–1998) – физик, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники ТАССР;

Я.С.Мухтаров (р. 1955) – ученый в области химического аппаратостроения, доктор технических наук;

М.А.Усманов (1910–1977) – полный кавалер ордена Славы;

А.З.Фаррахов (р. 1968) – доктор медицинских наук, министр здравоохранения РТ (в 2007–2013 гг.);

Р.Я.Хабибьянов (р. 1959) – травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук, председатель Ассоциации травматологов-ортопедов РТ (с 1985 г.);

И.Ш.Халиков (р. 1967) – государственный деятель, Премьер-министр РТ (в 2010–2017 гг.);

Р.Ф.Халитов (р. 1942) – баянист, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РТ и РФ;

Ф.Б.Шабаев (р. 1966) – генерал-майор, начальник Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ (в 2011–2016 гг.);

В.А.Шамшурин (р. 1939) – поэт, прозаик, заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода.

Число жителей

В 1859 г. – 2340,
1890 г. – 2758,
1920 г. – 4543,
1926 г. – 7339,
1938 г. – 12376,
1959 г. – 20300,
1979 г. – 18900,
1989 г. – 19700,
2002 г. – 18600,
2010 г. – 19300,
2015 г. – 19700 человек.

История Агрыза, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Город Агрыз – его славная история насчитывает более трех веков. Образовано поселение было во времена царствования Ивана Грозного. В результате присоединения Казанского ханства к Российскому государству группа татар, протестуя против христианизации народа и опасаясь гонений, покинули родные края и отправились в Прикамье. Здесь в окружении непроходимых лесов и болот, на левом берегу реки Иж и обосновались первые переселенцы.

Бытует несколько суждений по поводу названия этого городка. Согласно одному из них свое название селение получило в честь одного из братьев, возглавивших переход восставших татар в новые места. Звали его Агерже. По другой легенде Агерже – отважный человек, стоял во главе сопротивления против произвола царских чиновников, он погиб в одной из яростных схваток с противником. В честь славного героя народ и назвал свое новое поселение. В те времена селение насчитывало всего лишь шесть дворов, затерявшихся среди лесов и болот.

Первое официальное упоминание о поселении Агрыз-Агерже зафиксировано в переписных книгах, датируемых 1646 годом. По данным, сохранившимся в Московском Центральном государственном архиве, селение тогда входило в состав многочисленных владений князей Яушевых. С этого года и ведется летоисчисление городка.

История сегодняшнего города Агрыз богата событиями. К началу прошлого века татарское поселение уже насчитывало 667 дворов. Здесь было построено три мечети, и была одна школа. Активное развитие населенного пункта началось с 1915 года и связано оно со строительством железной дороги, соединяющей Казань с Екатеринбургом. Одну из ее станций назвали Агрыз. Это уже достаточно крупный, стремительно развивающийся населенный пункт, имеющий статус волостного центра. В двадцатых годах здесь насчитывалось около 10 тысяч жителей.

Пробыв в составе Вятской губернии более полутора века, в начале тридцатых годов, войдя в состав Татарской автономной советской социалистической республики, Агрыз становится центром одноименного кантона.

Однако в качестве такового он остается недолго, уже в 1924 году, после преобразования кантона в район, Агрыз становится районным центром, а в 1928 году получает статус рабочего поселка. Через десять лет в 1938 году населенный пункт ожидает очередное преобразование – согласно Указу Президиума Верховного Совета он получил статус города.

В городе созданы все условия для его жителей, есть школы, работает железнодорожная больница – целый медицинский комплекс, куда входили терапевтическое, хирургическое, родильное и т.д. отделения. Агрыз продолжает развиваться – строятся пекарни, столовые, торговые точки.

После окончания войны вместе со всеми своими соотечественниками восстанавливали разрушенное. Время шло, менялась жизнь. Большие изменения происходили в железнодорожной отрасли. В пятидесятых годах тепловозная тяга сменила паровозную, что дало очередной толчок к развитию; почти в 5,5 раз возрос объем грузоперевозок, в два раза увеличился среднесуточный пробег. Немногим позднее произошло еще одно преобразование. Две дороги – Казанская и Горьковская были объединены в одну Горьковскую протяженностью более 5 тысяч километров.

Ударным трудом были отмечены девяностые годы прошлого столетия. Так, в 1986 году на Агрызским железнодорожным узлом сверх плановых показателей было получено более 4 миллионов рублей прибыли, перевезено 15,7 миллионов тонн груза.

В 1975 году произошло знаменательное для местного населения событие – в город пришло голубое топливо, дав старт газификации окрестных сел.

Сегодняшний Агрыз – современный небольшой город, за всю свою историю, сумевший сохранить самобытность и колорит, с развитой инфраструктурой, с гостиницами и Дворцом культуры, спортивными комплексами. Здесь есть, где трудиться и есть, где отдохнуть.

У каждого человека есть своя маленькая родина – город, где он родился, где живут и работают его родители, бабушки и дедушки. Для нас наша маленькая родина – это город Агрыз. В 2008 году наш город отметил свое семидесятилетие. Сейчас мы видим современный облик своего города.

А каково его историческое прошлое? Почему наш город получил такое название? Какие известные люди живут в нашем городе? Какую роль играет наш город в экономике страны? Ответы на эти и другие волнующие нас вопросы мы можем получить, проведя исследовательскую работу.

Интерес к этой теме возник после увлекательного рассказа и показа учителем книг о нашем городе, фотографий с видами города сейчас и раньше. Возникла гипотеза: связь современного города с его историческим прошлым.

Города как люди. У каждого свое лицо. Агрыз – город железнодорожников. Он просыпается и засыпает под перестук вагонных колес, громыхание тяжеловесных составов.

Агры́з — город районного подчинения, административный центр Агрызского района Татарстана. Он расположен на крайнем северо-востоке Татарстана, на границе с Удмуртией, у подножия Сарапульской возвышенности, на реке Агрызка (небольшой приток реки Иж, бассейн Волги), в 304 км к востоку от Казани и занимает площадь 8,6 квадратных километра.

Хотя наш город и небольшой, но имеет славную историю, так как со дня его основания прошло 363 года, а с присвоения статуса города – 71 год.

За этот период, когда Агрыз стал городом, в его жизни произошли большие изменения.

В далеком прошлом Агрыз, небольшой типично татарский поселок, располагался в живописной местности недалеко от устья реки Агрызки, впадающей в реку Иж. Со всех сторон поселок окружали леса: на левом берегу Ижа подступала тайга, с севера и с северо-запада были болота, а на возвышенных местах рос дубовый лес и орешник, часть которых до сих пор сохранилась в окрестностях западной части города. Здесь поселились татары, покинувшие Казань и прилегающие к ней территории, спасаясь от жестокой эксплуатации Ивана Грозного. Таким способом и возникло поселение Агрыз. Легенда гласит, что переселение татар в эти места возглавили мужественные братья, одного из которых звали Агерже. В одной из схваток он погибает. А народ в честь своего героя назвал свое поселение Агерже.

По документальным данным Центрального государственного Архива Древних Актов в Москве деревня Агрыз впервые упоминается в составе владений, принадлежавшим князьям Яушевым в Терсинской волости в переписных книгах 1646 года. Тогда в ней насчитывалось всего шесть дворов. Раз впервые Агрыз упоминается в переписных книгах с 1646 года, то имеются все основания этот год считать началом основания поселения Агрыз-Агерже.

В 18 веке деревня Агрыз деревня Агрыз продолжала расти. Агрызцы жили в бревенчатых срубах, окна в которых были маленькими, затянутые пузырем. Почти посередине избы стояла глинобитная печь с пристроенным к ней очагом, куда вмазывали казан (котел). В старой части города в домах можно и сейчас встретить подобные очаги. Значительную часть избы занимали нары, которые застилались войлоком, на них лежали перины, подушки. Дом обычно делился на две половины – мужскую и женскую.

Хозяйственная утварь была очень скудной. Это изделия из дерева и глины. Только медный котел да иногда кувшин для омовения приобретались у торговцев или в городе. Основным питанием населения Агрыза, как и жителей других аулов, были зерновые продукты. Мясо являлось лакомством и подавалось обычно на праздниках.

Занятием населения было земледелие и скотоводство. Главными орудиями труда были сабан – булгарский плуг, соха и борона с деревянными зубьями. Агрызцы занимались рыбной ловлей в реках Агрызке и Иже, охотились на пушного зверя. С развитием экономики Прикамья часть населения занималась торговлей. Распространено было конокрадство. Если конокрадам удалось добраться до Агрыза, считай, что дело выиграно, так как само построение улиц и переулков способствовало укрыться конокрадам от преследования.

В 1775 году царским правительством была проведена губернская реформа, т. е. новое административное деление. Агрыз и территория нынешнего Агрызского района были включены в состав Вятской губернии Сарапульского уезда. Только после образования в 1920 году Татарской республики и Агрызский район вошел в состав Татарской республики.

К налу 20 века Агрыз стал крупным селом, насчитывающим 667 дворов. Имелась одна начальная школа, но не было больницы, даже простого фельдшерского пункта, не было культурных учреждений. Зато было три мечети.

Важной вехой в истории развития города явилось строительство железной дороги Казань – Екатеринбург в 1914 году, которая соединила центр с Уралом. Село Агрыз, не имевшее ранее никакого значения, со строительством железной дороги превратилось в железнодорожный узел и стало разрастаться в основном на запад, вдоль Агрызки, и на север. К северу от железной дороги никаких строений не было. Где находятся в настоящее время улицы Ометова, Октябрьская, К. Маркса – северная часть – было поле, и жители данную территорию использовали под пашни, а дальше на север и северо-запад к Малой Пурге рос лес.

Первый поезд прошел через Агрыз летом 1913 года. Стальная магистраль превратила захолустный населенный пункт в важный железнодорожный узел и дала местным крестьянам новую специальность – железнодорожную. Со строительством железной дороги в Агрызе зародился рабочий класс, который принял активное участие в революционных событиях 1917 года. Вскоре в паровозном депо был образован военно-революционный комитет. Он возглавил работу по утверждению советской власти и восстановления транспорта в Агрызе.

После гражданской войны в Агрызе восстановили железную дорогу, отремонтировали паровозы, построили лесопильный завод. Новую жизнь обрели такие предприятия, как вагонной и паровозное депо. Началось строительство жилых домов для железнодорожников. Были открыты татарская и русская школы. Появился новый фельдшерский пункт на железнодорожном узле.

Агрызцы мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Четверо наших земляков стали Героями Советского Союза: Асаф Абдрахманов, Борис Шабалин, Гали Шамсутдинов, Заки Султанов. 6350 агрызцев отдали свои жизни за Победу.

Во время войны в Агрыз был эвакуирован госпиталь, который расположился в здании школы №76. Сотни жизней были спасены руками людей в белых халатах. Умершие от ран воины захоронены в братской могиле на территории татарского кладбища.

В послевоенные годы неузнаваемо преобразился. Это связано с прокладкой вторых путей на железной дороге, расширением станции Агрыз, реконструкцией предприятий узла, электрификацией железнодорожной магистрали, строительством железнодорожной ветки Агрыз – Круглое Поле. В северной части города вырос микрорайон железнодорожников с многоквартирными благоустроенными домами, комплексом общественных зданий и сооружений. Асфальтом и бетоном покрылись многие улицы города.

С каждым годом менялся облик Агрызского железнодорожного узла. Рабочий поселок Агрыз в 1938 году получил статус города районного подчинения. Сегодня станция Агрыз одна из крупнейших железнодорожных станций в России. Поезда из Кировской, Пермской областей, Удмуртии, Башкортостана – все проходят через нас (направления на Москву, Екатеринбург, Ижевск и Набережные Челны).

1859 год 1980 год 1920 год 1926 год 1938 год 1959 год 1979 чел. 1989 год 2009 год 2340 чел. 2578 чел. 4543 чел. 7339 чел. 12376 чел. 20300 чел. 18900 чел. 19700 чел. 18600 чел.

Также многообразен национальный состав нашего города. Мы изобразили его в виде диаграммы.

Из этой диаграммы видно, что основную часть населения города составляют татары. К прочим национальностям, проживающим в Агрызе относятся марийцы, чуваши, а также в последнее время было много переселенцев из Таджикистана и Узбекистана.

Как и у всякого города, у нашего города имеется своя символика, то есть герб и флаг Агрызского муниципального района.

Вот как выглядит наш герб.

Агрызская земля богата своей историей и традициями. В гербе района отражены его исторические, этнографические и социально-хозяйственные особенности. Главная фигура герба, сидящий на коне всадник в национальных татарских одеждах, символически отражает легенду об основателе этого поселения по имени Агрыз (Эгерже). Устремленная вперед рука всадника, символизирует стремление жителей Агрызского района к светлому будущему, а расположенная вверху щита восьми лучевая звезда ("роза ветров") также символизирует соединение усилий всех народов, населяющих район, в достижении общих целей. Золотое крыло является символом железнодорожного транспорта (станция Агрыз – крупнейший железнодорожный узел Республики Татарстан). Агрызский район с юга омывают воды Нижнекамского водохранилища, которое представлено в гербе лазурной оконечностью. Особенностью района является его сельскохозяйственная направленность: возделываются зерновые культуры (яровая пшеница, озимая рожь), выращивается картофель, сахарная свёкла; развиты мясо-молочное производство. Все это символически отражено в гербе зеленым полем щита. Серебро – символ ясности, открытости, примирения, невинности. Золото – символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта. Чёрный цвет – символ вечности, мудрости, скромности. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, плодородие. Красный цвет – символ мужества, силы и красоты, праздника. Лазурь - символ возвышенных устремлений, чести, славы, преданности, бессмертия.

Флаг Агрызского муниципального района разработан на основе герба района.

Он представляет собой прямоугольное зеленое полотнище с отношением ширины к длине 2:3, по нижнему краю которого - голубая полоса шириной 1/6 ширины полотнища; в середине полотнища на голубой полосе фигура всадника из герба района выполненная белыми, серыми, черными и красными цветами; в крыже - серебряная восьми лучевая звезда с золотым крылом распростертому от древка".

. Идея герба и флага принадлежит нашему местному художнику Камилю Мухаметшину. Доработка герба и флага произведена Геральдическим советом при Президенте РТ совместно с Союзом геральдистов России в составе: Рамиль Хайрутдинов (Казань), Радик Салихов (Казань), Ильнур Миннуллин (Казань), Константин Мочёнов (Химки), Оксана Афанасьева (Москва), Вячеслав Мишин. 1 августа 2006 года герб и флаг были утверждены решением Агрызского районного Совета Республики Татарстан.

Проведя исследовательскую работу, мы добились поставленных целей. Мы нашли много сведений об истории возникновения города Агрыз, об историческом прошлом нашего города. Также новыми были для нас сведения о существовании герба и флага города.

В результате проведенной работы расширился наш кругозор. Мы гордимся тем, что живем в городе, богатом своим историческим прошлым.

По данной работе была составлена презентация, и мы выступили с ней на родительском собрании класса, перед учениками 2-3 классов нашей гимназии.

Агрыз — небольшой город на реке Агрызка в северо-восточной части республики Татарстан на границе с Удмуртией. Близлежащие города — Казань (304 км на восток) и Ижевск (36 км на юг). Агрыз — город районного подчинения, центр Агрызского района. Известен с 1646 г.

Агрыз располагается недалеко от устья речки Агрызки, впадающей в реку Иж. Со всех сторон его окружают леса. На левом берегу Ижа к городу раньше подступала тайга, с севера и северо-запада — болота, а на возвышенных местах рос дубовый лес и орешник (часть которых до сих пор сохранилась в окрестностях западной части города).

Агрыз из небольшого села стал крупным поселком в связи со строительством Казанбургской железной дороги (Казань—Екатеринбург) и основанием на ней станции в 1915 г. Сегодняшний Аргыз — крупный железнодорожный узел — развязка линий на Казань, Екатеринбург, Ижевск и Акбаш.

На 2017 г. в городе проживали 19704 жителя; по численности населения город находился на 681 месте из 1112 городов Российской Федерации. Число жителей: в 1859 г. — 2340, в 1890 г. — 2758, в 1920 г. — 4543, в 1926 г. — 7339, в 1938 г. — 12376 чел., в 1959 г. — 20,3, в 1979 г. — 18,9, в 2017 г. — 19,7 тыс. чел.

71259354 Город Агрыз (Татарстан) Провинция ТАТАРСТАН

В СМИ о городе заговорили в связи с ЧП — в ночь на 3 июня 2011 года в результате взрывов на военном арсенале близ поселка Пугачево Малопургинского района Удмуртии население города Агрыз было почти полностью эвакуировано .

Легенды о происхождении и названии города

Ранняя история города Агрыз

По документальным данным Центрального государственного архива древних актов в Москве деревня Агрызь впервые упоминается в составе владений, принадлежащих князьям Яушевым в Терсинской волости в переписных книгах 1646 года. Тогда в ней насчитывалось шесть дворов. Поскольку впервые Агрыз упоминается в переписных книгах 1646 года, есть основания считать этот год началом основания поселения Агрыз-Агерже.

Карта. Агрыз и окрестности

В 1775 году Агрыз и территория нынешнего Агрызского муниципального района были включены в состав Сарапульского уезда Вятской губернии. К началу ХХ века Агрыз стал крупным селом, насчитывающим 667 дворов. Имелась одна начальная школа, три мечети, но не было больницы. Развитие Агрыза началось в период строительства железной дороги Казань-Екатеринбург.

В начале 20 в. в Агрызе располагалось волость правление, имелись школа, две мечети. До 1920 г. центр Агрызской волость Сарапульского уезда Вятской губернии. Во время Ижевско-Воткинского восстания Агрыз был занят ижевскими повстанцами, до конца октября 1918 года в городе и его окрестностях шли бои. В 1918 году открылась первая советская школа, размещавшаяся по улице Лесопильная. На улице Советской открылась школа для татарских детей. Улучшалось медицинское обслуживание населения. Открылся фельдшерский пункт.

Административное деление

С образованием Татарской АССР Агрыз, который полтора века находился в составе Вятской губернии, вошел в ее состав. В 1921 г. был образован Агрызский кантон, Аргыз — центр Агрызского кантона Татарской АССР, с 1924 г. заштатный город, подчинённый Елабужскому кантонному исполкому. В 1926 г. Агрыз был исключен из списка городов, стал административным центром Агрызского района. В 1928 г. отнесен к категории рабочих посёлков.

agryz_parovoz Город Агрыз (Татарстан) Провинция ТАТАРСТАН

В конце 1920-х гг. деревня Агрыз превратилась в рабочий поселок с населением около 10 тысяч человек. 28 августа 1938 г. рабочий поселок Агрыз Указом Президиума Верховного Совета РСФСР переименован в город Агрыз. 28.08.1938 г. преобразован в город районного подчинения. С 01.02.1963 г. в связи с изменением административно-территориального деления Татарской АССР находился в административном подчинении Елабужского горсовета, с 04.03.1964 г. вновь районный центр.

Агрыз в 1940-1990-е годы

Во время войны в Агрыз был эвакуирован госпиталь, который расположился в здании школы №76. Сотни жизней были спасены руками людей в белых халатах. Умершие от ран воины захоронены в братской могиле на территории татарского кладбища.

В конце 1950-х гг. произошла замена паровозной тяги на тепловозную. В связи с этим объем перевозок в 1960-х годах по сравнению с 1946 годом возрос в 5,5 раза, среднесуточный пробег — в два раза. В 1961 г. произошло объединение двух дорог – Горьковской и Казанской в одну – Горьковскую ж.д., протяженность которой составляет более 5 тыс. км.

1 февраля 1963 г. – Агрызский район упразднен с передачей территории в состав Елабужского района. 4 марта 1964 г. – Агрызский район восстановлен. В 1975 г. в районе впервые введено газовое снабжение. Первыми в Аргызе газофицированы дома № 2 и № 4 по ул. К. Маркса. С 1993 г. началась газификация сел. В 1980 год – завершилось строительство новой линии Агрыз-Круглое Поле. Это обеспечило прямую связь Камского автомобильного завода с промышленными районами Урала и Центра.

Герб города Агрыз и его описание

123-3 Город Агрыз (Татарстан) Провинция ТАТАРСТАН

Достопримечательности города Агрыз

Музей истории Агрызского района

Вы также увидите экспонаты, касающиеся Пугачёвского восстания, Гражданской войны и Великой Отечественной войны. Особый интерес представляет раздел музея, посвящённый эвакогоспиталю номер 2785, действовавшему в Агрызе с 1941 по 1945 год.

Памятник Тази Гиззату

Сравнительно недавно на Привокзальной площади Агрыза открыли памятник Тази Гиззиату. Это известный татарский драматург, он родился в деревне Варзи-Омга, расположенной в нескольких километрах от Агрыза. Тази Гиззат сделал неоценимый вклад в развитие культуры Татарстана.

Музеи в окрестностях Агрыза

Государственный охотничий заказник

Мечети и храмы Агрыза

mechet-nur Город Агрыз (Татарстан) Провинция ТАТАРСТАН

В 1995 году православной общине г. Агрыз было передано административное здание (состоящее из деревянного сруба постройки 1928 года и кирпичного пристроя 1964 года), в котором был устроен молельный дом в честь Воскресения Христова. В 2005 году был заложен фундамент нового каменного храма Воскресения Христова. Строительство велось на пожертвования прихожан и при поддержке администрации района.

6757 Город Агрыз (Татарстан) Провинция ТАТАРСТАН

Храм Воскресения Христова в городе Аргыз

Градообразующие предприятия

Станция и крупные железнодорожные мастерские Агрыза являются градообразующими предприятиями. К 2003 совместным финансированием ГЖД и Татарстана на станции было сооружено новое здание вокзала, одно из самых крупных среди вокзалов в Татарстане и ГЖД, ставшее одной из городских достопримечательностей.

original Город Агрыз (Татарстан) Провинция ТАТАРСТАН

Общая вместимость вокзального комплекса площадью 2125 кв. м. — 3600 человек, в том числе в зале ожидания площадью 1052 кв. м. — 400 пассажиров. На первом этаже здания действуют автобусная станция, багажное отделение, камеры хранения, ресторан, кафе и другие сервисы для пассажиров, на втором этаже — комнаты отдыха и гостиница. Стены здания облицованы мрамором и другим природным камнем, черепичная крыша имеет купола и шпили, пол уложен гранитом. На привокзальной площади был обустроен сквер. Вокзал был открыт 11 ноября 2003..

Читайте также: