История этнических идей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие этничности как атрибута этноса, ее сущность и свойства. Этнос, его характеристика, генезис, принципы и формы. Взаимосвязь развития социума и способа производства. Этика как база развития экономики. Институциализация развития социума и этноса.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.10.2009
Размер файла 154,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОСА

В последнее время при определении этноса историки делают акцент на психологических факторах: на аспектах взаимопонимания определенной группы людей в своей деятельности, в своей целенаправленной деятельности и сохранении традиций в поколениях.

Пассионарный выплеск должен быть оформлен духовно. Он должен быть поддержан, осмыслен духовными образами не меньшего масштаба, чем само пассионарное движение. Тогда формируется устойчивое этническое образование, то есть которое сможет сохраниться и развиваться далее сообразно изменяющимся условиям. В противном случае выплеск может закончиться ничем.

Этнос -- это живущее, самоподдерживающееся образование. Традиция передается из поколения в поколение и может быть только живой, живущей. Не наработав культуру, душу этнос распадается. Но и имея самобытную культуру, этнос может трансформироваться, принимая более глубокую (отвечающую на духовные вопросы, на смысловые вопросы существования и выводящую из общего кризиса) культуру, более актуальное мировоззрение. И в дальнейшем, чтобы этнос продолжался, отвечая на вызовы времени, он должен проявлять свою традицию, свою жизнь во все новых отношениях. Для сохранения ядра, духа необходима живая практика традиции.

Представим генезис этноса на следующей общей схеме.

Внешние - по отношению человека

На схеме стрелка вверх -- это не возврат, а восхождение, виток спирали при продолжающемся развитии исторических внешних факторов. Информационно-коммуникационная революция является базой, исходной точкой и для вырождения этноса, и для его возрождения. Все решают люди, их понимание. Мы как раз находимся в этой области, и эта альтернатива может продолжаться достаточно долго. Перед нами или путь античеловеческий, путь создания толпы и манипулирования ею, или путь восхождения через человека, поддержки человеческого во всех моделях и, прежде всего, в экономических.

Нация - это больше стадия остановки этноса, чем развития. Нация может быть моно-этническая или поли-этническая, но является тем качеством в этногенезе, которым отвечают этносы на политико-государственное формирование. Как можно определить это качество? В общем это - осознание и формулирование национальной идеологии. Разумеется, у разных этносов это происходит по разному. И особенности этого процесса очень характерны. Как видим из схемы, это происходит в индустриальную эпоху. И в это же время базой политической системы становятся партии, выражающие те или иные общенациональные, общеполитические ценности.

До этого периода, до формирования наций для социума характерна сословная организация и сословное представительство. И здесь интересно отметить, как связаны социальная организация и состояние этносов в 2-х вариантах развития постиндустриальной эпохи.

И лишь сохранение традиций, поддержанное определенным социально-экономическим укладом, дает новый виток самосознания народов. Свойство этничности, как родовое свойство, сохраняется в новых формах, в том числе более высокого взаимодействия, взаимоценения. На новом уровне (в том числе технологическом) воссоздаются отношения и сословная организация. Новое качество сословной организации проявляется в частности в отсутствии иерархии и большей дифференциации по видам деятельности.

Именно в наше сконцентрированное по множеству факторов время существует выбор движения (он может быть и осознанным, и не осознанным, но в любом случае - это системное изменение) - или к многонародным суперэтносам, или к безродной толпе. Конечно же, существуют конкретные особенности этногенеза. Он имеет вариации, связанные с духом (ментальностью) этносов.

Россия представляла (и должна представить) миру модель совместного бытия разных этносов в одной цивилизации.

Мы часто ошибочно думаем, что достичь взаимопонимания и поставленной цели легче из позиции важности (даже -- титулованности), а не человечности (безважности, безтитульности). Человечность как раз и предполагает ответственность, но только -- взаимную!

Титулованность -- это превращенная форма, опознавательный знак, торговая марка носителя знания, и она легко становится извращенной. Обществу жизненно важно (для развития) знать носителей идей, концепций, технических новаций, знать авторов. В информационный век эффективный механизм обеспечения этого совсем не сходится с системой титулования.

Либерализм в том виде, который сейчас насаждается -- это предтеча развала этнического самосознания и последующей дезинтеграции страны. Возникший вне традиции, не выработанный изнутри, а привнесенный, как вирус, он дает болезнь.

Либеральная интернационализация, называемая глобализацией очень характерна появлением в настоящее время. Впрочем, так же, как и массовый терроризм…

Так всегда, когда человек не несет никакую традицию.

Развитие социума и развитие способа производства. Экономика не существует отдельно от социума, от государства. И направление этой связи взаимное. Так было в истории раньше, так и сейчас. Причем экономика, как сфера деятельности социума, имеет универсальную структуру, 4 подсистемы которой (финансы, коммерция, производство и инновации) обладают конкретными особенностями в конкретной цивилизационной идеологии, в конкретных цивилизационных ценностях.

Причиной, основой любой цивилизации является цивилизационная идеология или некое общее мировосприятие. Основу цивилизационой идеологии составляет система человеческих ценностей. И уже сознательно или бессознательно формулируются цели общества, официальная идеология.

Мы знаем, что технологическое развитие задано человечеству западной цивилизацией. Цивилизационная идеология, ориентированная на экономическое развитие -- это единственное самостоятельное направление, но ставшее для остальных цивилизаций примером. Хорошо это или плохо -- не вопрос. Это направление все равно не могло состояться без внутренней готовности людей, без идейной готовности. Без общей готовности к чему? К ведению дела, самореализации через это и гонке за прибылью. Экономика впервые непосредственно задала стимулы развития, мотивацию людей.

Типы эпохи (типы общества)

Носитель прогресса (Центр системы)

1. Традиционное общество

2. Индустриальное общество

Посмотрим позицию О.Шахназарова, выделяющего взаимосвязь миропонимания и поведения этносов (этики) со средой обитания и характером отношений с ней.

Он формулирует 4 способа общественного воспроизводства, 4 способа жизнеобеспечения: (присутствующие в той или иной пропорции в любом реальном обществе) Проясним немного особенности этих способов через принцип характерного способа производства (способа добычи/переработки ресурсов):

присваивающий способ производства

самый разрушительный способ общественного воспроизводства, связанный с оседлостью: с эксплуатацией территории (поверхности и недр) и организацией сообществ

(пока четкие системные признаки не определены)

Сообществам присущ идентификатор общественного поведения, главный мотив, мировоззренческий стержень. Это -- понимание свободы, которое определяет историческое развитие.

Сущность (содержание) свободы линия основного ограничения:

Приспособление к среде обитания

Личностный, нравственный выбор*

*) языческая нерегулируемая свобода

**) внутренняя свобода и ответственность, признание свободы, одиночества, ответственности, собственного пути каждого

Эти порядковые номера 4-х способов общественного воспроизводства показывают фактически количество ограничений свободы, осознаваемых человеком, вмещаемых человеком; рост взаимозависимости, изменение качества взаимозависимости.

Давайте посмотрим этапы развития понимания свободы (уровень человека).

Мотив движения, Принцип действия (отношение к свободе):

1. Своеволие, желание без ограничения*:

2. Выход за ограничения:

Сколько нет ограничений

3. Осознанная необходимость:

Сколько принял необходимости

4. Взятая ответственность

Сколько взял ответственности

Отношение к цели.

Основа бытия, Основное внимание, (Приоритет свободы)

Приоритетное качество/ состояние:

1. Свобода везде

Понятие свободы в социуме связано с человеком. И именно свободный человек (внутренне свободный) начинает добиваться справедливости для всех, возможностей для всех. В человеке такой континуум непостоянен, и более того, возрастает или уменьшается, как правило, в обеих частях. И может быть иной социум, в котором также этот континуум имеет другой уровень, что связано с изменением отношений государства и человека…

И нужно понимать, что это - не механический процесс. Это двусторонний процесс. Одарить свободой невозможно. Человек сам должен быть готов к свободе в новом качестве.

Базой развития экономики является этика; так было в начале, так остается и сейчас. Экономика -- всего лишь подсистема, а этика - универсальное начало цивилизаций.

Развитие социума сопровождается развитием все более острого различения аспектов бытия во всех формах общественного сознания: науке, искусстве, философии, религии. Но что важно - при сохранении целостности в лице конкретных этносов. Важным этапом здесь была и есть эпоха христианства, заострившего и снявшего противоположность духа и плоти в воплощенном духе. (Осознание и снятие противопоставления духа и тела, правда, с большей регуляцией общественной жизни, относится и к другим монотеистическим религиям.)

И возникает вопрос: не наступает ли новый этап, новый кризис, связанный с необходимостью нового понимания человека, развитием понимания человеком его свободы, его этики?!

Этика общего закона

Этика индивидуальной ответственности

Этика индивидуального спасения

Этика общего спасения

Интересно, возможна ли эволюция одной этики в другую, то есть нормальное последовательное вырастание (возрастание) осознанием какой-то недостаточности (проблематичности, ущербности, внутренней противоречивости в чем-то) своей этической позиции. Так вот, эволюционно перейти из 1-ой этики в последующие уровни невозможно. Они существуют в разных качествах/смыслах. Но в результате катарсиса, оставаясь целостным, человек 1-ой этики может подняться до 4-ой.

Не различая добро и зло у их истоков (и не беря ответственность за последствия этого различения и свое вмешательство), невозможно подняться выше собственного спасения. Но в том то и дело, что, во-первых, этого достаточно (для уменьшения зла в мире), а во-вторых, именно эта исходная позиция позволяет накопить различение и силу для 4-ой этики - этики отстаивания общего спасения.

Различие этих 4-х исходных этических позиций выражается также в том, что каждая из них предполагает свое условие состоятельности:

1- Этика закона: усвоение норм,

2- Этика свободы: творческое личностное отношение,

3- Этика смирения: открытость и искренность,

Но кроме этого условием состоятельности любой этики является освоение предшествующих.

Приведем квадру этого движения (Приложение 2):

Понятно, что эти этики существуют в обществе одновременно в лице конкретных людей.

Более того, они существуют в одном человеке. Но в том то и дело, что в одном человеке, если он целостен, нижние уровни должны быть полностью вмещены верхними, то есть должны быть очевидными и естественными и не должны как бы мешать друг другу (что происходит в рациональном выборе).

Во всяком случае, от рождения люди становятся в пределах 2-х первых этик, определенным образом противоречивых друг другу. Человек сам выбирает их пропорцию и определяет дальнейший путь.

Будучи цельным, человек может полностью находиться в одной этике. Он будет развиваться, оставаясь в ней и представляясь внешнему взгляду очень целостным, уравновешенным. Но в любой этике в таком случае он должен быть абсолютно безупречен. Он будет служить идее, осознавая ее выше себя и поднимаясь к ней.

Две высшие этики предполагают безупречность, как основу. Именно безупречность является основой для вмещения всех этик человеком и основой движения человека из любого исходного положения, движения верх.

Посмотрим движение навстречу 2-х развитий: от человека и от социума.

В одних экономических условиях одни работают хорошо, другие в тех же условиях -- плохо. На примере протестантов и староверов видно -- все зависит от ценностных установок, от этики, от того, как человек осознает свой путь, свою свободу. Все зависит от человека.

Обстоятельства могут развиться при изменениях в человеке. И в начале -- человек, и в конце -- человек. Что-то должно сначала измениться в людях, касается это производственных отношений, или национальной идеи, или любого другого.

Какие еще более тонкие причины существуют? В истории с первичностью курицы/яйца что-то из них, прежде чем появиться и осознаться как состоявшийся факт, должно создать свою причину. Такой бессознательной сущностью, которая содержит в себе все, может быть только пра-яйцо.

То есть сначала происходит нечто бессознательное внутри человека, что обращает внимание/восприятие таким образом, что начинает созревать, формироваться внешние, объективные условия, которые уже влияют на сознание человека. То есть внешние объекты и условия -- как в гадании -- связь между бессознательным и сознанием человека. Человек остается везде и всегда в центре.

В центре экономики, как и в центре всего социума, остается Homo sapiens. И как цель, и как средство. Эта двойственность диктуется двойственной природой самого человека. Он средство для себя или других своей физической природой. Он цель для себя своей духовной природой. Он -- цель для любящего его человека. Есть также люди, для которых остальные также становятся целью. Мера между ними -- мера ответственности, мера свободы каждого человека в каждый момент.

Основными признаками индустриальной эпохи являются:

Везде определенная духовная традиция являлась началом в изменении экономики и истории. От понимания путей своей свободы 14 человек шел к осваиванию соответствующих форм хозяйствования, к осуществлению соответствующих форм общественного воспроизводства.

Обязательно ли должна была возникнуть индустриальная эпоха, капиталистическая эпоха? В индустриальную эпоху все ускоряющимся темпом развивалась наука. Наука стала производительной силой и не только производительной. Она стала основой военной и политической силы. И более того. Она сформировала способ восприятия, способ мышления. Наука смогла выработать общие понятия, общий язык, способствовавший сближению стран, традиций, народов.

Зависимость социума и отдельного человека не была бы выявлена настолько драматично, не был бы поставлен вопрос ответственности отдельного человека так остро, понятие свободы (возникшее в момент отделения, выделения себя, человека из природы) не было бы осознано до замыкания круга ступеней ее понимания. Видимо надо было пойти индустриальным путем, чтобы вернуться к человеку на новом витке.

Это расхожее место, что труд крепостных или рабов обязательно был менее производительным, чем труд вольнонаемного. На самом деле в одной технологической среде все зависит от формы учета результатов труда, от организации труда в целом. Вот человек, работающий не на хозяина, ориентирующийся не на чужие представления, а работающий по своей совести, в принципе работает эффективнее.

Развитие технологий и параллельные увеличение свободных ресурсов, которые можно было пустить в оборот, рост народонаселения и рост новых потребностей влияли на утверждение меркантильных ценностей, на перераспределение ценностных приоритетов, и, как следствие, на поддержку и дальнейшее развитие индустриализации. Но Земля конечна, возможности ее имеют предел.

В таком случае: как могут какие-то ценности экономической организации быть универсальными, надсистемными, самоценными, наивысшими и т.д., если они сами в своем формировании были обусловлены природной средой!? Всякие ценности, связанные с экономической идеологией (или стратегией) - это обусловленные ценности, относительные ценности. Хотя кажутся - объективными, то есть над природой и социумом…

Но здесь важно обратить внимание на другое. На то, что человек принимает решения (и формируется некая стабильность социума…) посредством сложившейся системы ценностей. Системные элементы ее вырабатывались при определенных условиях и действуют на объективных условиях. То есть дело именно в том, какие ценности выбирает человек, что представилось общей ценностью…

Этнические ценности, менталитет отражают опыт проживания на определенной территории. Но каждый этнос вырабатывает в своей культуре сверхрегуляторы, сверхценности, некую квинтэссенцию, уже не связанную напрямую с особенностями территории. Это - этические ценности. И вот они то во всех высоких культурах в очень многом и главном сходятся. Можно сказать, что этическая природа человека - едина. Это позволяет понимать друг друга и строить общее будущее.

А все же другие ценности, как то: идеология, экономическое мировоззрение и т.д., -- должны присутствовать в многообразии и конкуренции. Многообразие таких ценностей также важно, как многообразие видов в биогеоценозе.

Можно говорить о содержании определенных экономических категорий это философия, и она интересна постольку, поскольку помогает формировать адекватные, эффективные механизмы хозяйствования в сложившейся структуре экономических отношений, то есть в конкретном обществе.

В любом случае экономическое благосостояние -- основа достижения материальных целей. И оно не является первоосновой, но средством идеальных целей, духовных смыслов.

Факт остается фактом: мы проходим конечную фазу индустриализации и думаем, что будет дальше. Как известно, благими намерениями дорога может моститься в ад. Но и из плохих положений, выстояв, можно получить преимущество. Правда, это не значит, с одной стороны, что сам человек не выбирает постоянно своей дороги и не может ее корректировать в себе, и с другой стороны, что он должен сохранять предпосылки, исходные положения, достигнув нового положения. Либерализм, как последовательный спутник индустриализации, вовсе не является условием прогресса или безусловной ценностью развития человека и человечества.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии считается основным типом этнической общности [1] [2] .

Содержание

Концепции и теории этноса

В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, но сегодня высший административный пост в официальной этнологии России занимает сторонник конструктивизма В. А. Тишков.

Примордиализм

Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу, и по которым один этнос отличается от другого.

" Эволюционно-историческое направление ". Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса

Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

Социобиологическое направление

Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей.

Теория Пьера ван ден Берге

Пьер ван ден Берге (Pierre L. van den Berghe) переносил на человеческое поведение отдельные положения этологии и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются биологической стороной человеческой природы.

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является одним из видов этнических систем, всегда входит в состав суперэтносов, и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций.

Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Конструктивизм

Согласно теории конструктивизма этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т. д.

Инструментализм

Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

В русле инструментализма выделяются 2 направления: элитарный инструментализм и экономический инструментализм. [6]

Элитарный инструментализм

Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств.

Экономический инструментализм

Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Этногенез

Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.

В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т. д.

В.Шнирельман подчеркивает, что пассионарная теория этногенеза не учитывает, что этническая идентичность (этничность) может быть плавающей, ситуационной, символической. Она вовсе не обязательно связана с языковой принадлежностью. Иногда она опирается на религию (кряшены, или крещеные татары), хозяйственную систему (оленные коряки-чавчувены и оседлые коряки-нымылланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы). Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека, причем языковой фактор не служил этому препятствием, ибо люди хорошо владели обоими языками. [7]

Антропологическая классификация. Этнос и раса

В основе антропологической классификации лежит принцип деления этносов на расы. Эта классификация отображает биологическое, генетическое и, в конечном счете, историческое родство между этносами.

Наука признаёт несовпадение расового и этнического деления человечества: члены одного этноса могут принадлежать как к одной, так и к разным расам (расовым типам) и, наоборот, представители одной расы (расового типа) могут принадлежать к разным этносам и т. д.

Этнос и религия

Этнос и культура

В изучении культуры существует несколько подходов:

  1. ценностный (аксиологический — связь общечеловеческих ценностей);
  2. символический (культура — система символов);
  3. организационный
  4. деятельностный подход.

Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, например: базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определенную ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают формы поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Этнические и межэтнические общности

Этнические общности

В советской этнографии была выдвинута идея иерархии этнических общностей, связанная с тем, что один человек может принадлежать (причислять себя) одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя донским казаком и одновременно славянином. Эта иерархия такова:

Этнографические общности

В отличие от этнических общностей принадлежность к этнографической общности людьми не осознаётся и следовательно такие общности не имеют самоназваний, а выделяется в результате научных исследований.

  • этнографическая группа
  • историко-этнографическая область

Иерархическая классификация этносов

В советской школе этнографии в русле дуалистической концепции этноса была принята следующая градация этносов в широком смысле (ЭСО), впоследствии эта градация была перенесена на этнос вообще:

    — группа людей, которая основана на кровных связях. — этнос эпохи первобытно-общинного строя или периода его разложения. — окончательно не сформировавшееся сообщество людей, объединённых общим пространством, культурой, языком и т. д., в котором ещё присутствуют значительные внутренние различия. — в настоящее время чаще всего используемое понятие в этнографической литературе. Соответствует развитому индустриальному и постиндустриальному обществу с сильной самоидентификацией. При этом в советской этнографии было принято деление на социалистические и капиталистические нации, которое в результате крушения социалистической системы потеряло смысл.

Этнос и нация

Этнос и государственность

Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции и т. п. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства). Современная история знает немало примеров того, как различные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таковым можно отнести этнические группы евреев, палестинских арабов, курдов, разделённых между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Другие примеры успешной или неуспешной этнической экспансии — расширение Российской империи, арабские завоевания в Северной Африке и на Пиренейском полуострове, татаро-монгольское нашествие, испанская колонизация Южной и Центральной Америки.

Этническая идентичность

Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства).

Одним из первых развитие у ребенка осознания принадлежности к национальной группе исследовал швейцарский ученый Ж. Пиаже. В исследовании 1951 года он выделил три этапа в развитии этнических характеристик:

1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности;

3) в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Понятие этничности как атрибута этноса, ее сущность и свойства. Этнос, его характеристика, генезис, принципы и формы. Взаимосвязь развития социума и способа производства. Этика как база развития экономики. Институциализация развития социума и этноса.

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.10.2009
Размер файла 154,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭТНОСА

В последнее время при определении этноса историки делают акцент на психологических факторах: на аспектах взаимопонимания определенной группы людей в своей деятельности, в своей целенаправленной деятельности и сохранении традиций в поколениях.

Пассионарный выплеск должен быть оформлен духовно. Он должен быть поддержан, осмыслен духовными образами не меньшего масштаба, чем само пассионарное движение. Тогда формируется устойчивое этническое образование, то есть которое сможет сохраниться и развиваться далее сообразно изменяющимся условиям. В противном случае выплеск может закончиться ничем.

Этнос -- это живущее, самоподдерживающееся образование. Традиция передается из поколения в поколение и может быть только живой, живущей. Не наработав культуру, душу этнос распадается. Но и имея самобытную культуру, этнос может трансформироваться, принимая более глубокую (отвечающую на духовные вопросы, на смысловые вопросы существования и выводящую из общего кризиса) культуру, более актуальное мировоззрение. И в дальнейшем, чтобы этнос продолжался, отвечая на вызовы времени, он должен проявлять свою традицию, свою жизнь во все новых отношениях. Для сохранения ядра, духа необходима живая практика традиции.

Представим генезис этноса на следующей общей схеме.

Внешние - по отношению человека

На схеме стрелка вверх -- это не возврат, а восхождение, виток спирали при продолжающемся развитии исторических внешних факторов. Информационно-коммуникационная революция является базой, исходной точкой и для вырождения этноса, и для его возрождения. Все решают люди, их понимание. Мы как раз находимся в этой области, и эта альтернатива может продолжаться достаточно долго. Перед нами или путь античеловеческий, путь создания толпы и манипулирования ею, или путь восхождения через человека, поддержки человеческого во всех моделях и, прежде всего, в экономических.

Нация - это больше стадия остановки этноса, чем развития. Нация может быть моно-этническая или поли-этническая, но является тем качеством в этногенезе, которым отвечают этносы на политико-государственное формирование. Как можно определить это качество? В общем это - осознание и формулирование национальной идеологии. Разумеется, у разных этносов это происходит по разному. И особенности этого процесса очень характерны. Как видим из схемы, это происходит в индустриальную эпоху. И в это же время базой политической системы становятся партии, выражающие те или иные общенациональные, общеполитические ценности.

До этого периода, до формирования наций для социума характерна сословная организация и сословное представительство. И здесь интересно отметить, как связаны социальная организация и состояние этносов в 2-х вариантах развития постиндустриальной эпохи.

И лишь сохранение традиций, поддержанное определенным социально-экономическим укладом, дает новый виток самосознания народов. Свойство этничности, как родовое свойство, сохраняется в новых формах, в том числе более высокого взаимодействия, взаимоценения. На новом уровне (в том числе технологическом) воссоздаются отношения и сословная организация. Новое качество сословной организации проявляется в частности в отсутствии иерархии и большей дифференциации по видам деятельности.

Именно в наше сконцентрированное по множеству факторов время существует выбор движения (он может быть и осознанным, и не осознанным, но в любом случае - это системное изменение) - или к многонародным суперэтносам, или к безродной толпе. Конечно же, существуют конкретные особенности этногенеза. Он имеет вариации, связанные с духом (ментальностью) этносов.

Россия представляла (и должна представить) миру модель совместного бытия разных этносов в одной цивилизации.

Мы часто ошибочно думаем, что достичь взаимопонимания и поставленной цели легче из позиции важности (даже -- титулованности), а не человечности (безважности, безтитульности). Человечность как раз и предполагает ответственность, но только -- взаимную!

Титулованность -- это превращенная форма, опознавательный знак, торговая марка носителя знания, и она легко становится извращенной. Обществу жизненно важно (для развития) знать носителей идей, концепций, технических новаций, знать авторов. В информационный век эффективный механизм обеспечения этого совсем не сходится с системой титулования.

Либерализм в том виде, который сейчас насаждается -- это предтеча развала этнического самосознания и последующей дезинтеграции страны. Возникший вне традиции, не выработанный изнутри, а привнесенный, как вирус, он дает болезнь.

Либеральная интернационализация, называемая глобализацией очень характерна появлением в настоящее время. Впрочем, так же, как и массовый терроризм…

Так всегда, когда человек не несет никакую традицию.

Развитие социума и развитие способа производства. Экономика не существует отдельно от социума, от государства. И направление этой связи взаимное. Так было в истории раньше, так и сейчас. Причем экономика, как сфера деятельности социума, имеет универсальную структуру, 4 подсистемы которой (финансы, коммерция, производство и инновации) обладают конкретными особенностями в конкретной цивилизационной идеологии, в конкретных цивилизационных ценностях.

Причиной, основой любой цивилизации является цивилизационная идеология или некое общее мировосприятие. Основу цивилизационой идеологии составляет система человеческих ценностей. И уже сознательно или бессознательно формулируются цели общества, официальная идеология.

Мы знаем, что технологическое развитие задано человечеству западной цивилизацией. Цивилизационная идеология, ориентированная на экономическое развитие -- это единственное самостоятельное направление, но ставшее для остальных цивилизаций примером. Хорошо это или плохо -- не вопрос. Это направление все равно не могло состояться без внутренней готовности людей, без идейной готовности. Без общей готовности к чему? К ведению дела, самореализации через это и гонке за прибылью. Экономика впервые непосредственно задала стимулы развития, мотивацию людей.

Типы эпохи (типы общества)

Носитель прогресса (Центр системы)

1. Традиционное общество

2. Индустриальное общество

Посмотрим позицию О.Шахназарова, выделяющего взаимосвязь миропонимания и поведения этносов (этики) со средой обитания и характером отношений с ней.

Он формулирует 4 способа общественного воспроизводства, 4 способа жизнеобеспечения: (присутствующие в той или иной пропорции в любом реальном обществе) Проясним немного особенности этих способов через принцип характерного способа производства (способа добычи/переработки ресурсов):

присваивающий способ производства

самый разрушительный способ общественного воспроизводства, связанный с оседлостью: с эксплуатацией территории (поверхности и недр) и организацией сообществ

(пока четкие системные признаки не определены)

Сообществам присущ идентификатор общественного поведения, главный мотив, мировоззренческий стержень. Это -- понимание свободы, которое определяет историческое развитие.

Сущность (содержание) свободы линия основного ограничения:

Приспособление к среде обитания

Личностный, нравственный выбор*

*) языческая нерегулируемая свобода

**) внутренняя свобода и ответственность, признание свободы, одиночества, ответственности, собственного пути каждого

Эти порядковые номера 4-х способов общественного воспроизводства показывают фактически количество ограничений свободы, осознаваемых человеком, вмещаемых человеком; рост взаимозависимости, изменение качества взаимозависимости.

Давайте посмотрим этапы развития понимания свободы (уровень человека).

Мотив движения, Принцип действия (отношение к свободе):

1. Своеволие, желание без ограничения*:

2. Выход за ограничения:

Сколько нет ограничений

3. Осознанная необходимость:

Сколько принял необходимости

4. Взятая ответственность

Сколько взял ответственности

Отношение к цели.

Основа бытия, Основное внимание, (Приоритет свободы)

Приоритетное качество/ состояние:

1. Свобода везде

Понятие свободы в социуме связано с человеком. И именно свободный человек (внутренне свободный) начинает добиваться справедливости для всех, возможностей для всех. В человеке такой континуум непостоянен, и более того, возрастает или уменьшается, как правило, в обеих частях. И может быть иной социум, в котором также этот континуум имеет другой уровень, что связано с изменением отношений государства и человека…

И нужно понимать, что это - не механический процесс. Это двусторонний процесс. Одарить свободой невозможно. Человек сам должен быть готов к свободе в новом качестве.

Базой развития экономики является этика; так было в начале, так остается и сейчас. Экономика -- всего лишь подсистема, а этика - универсальное начало цивилизаций.

Развитие социума сопровождается развитием все более острого различения аспектов бытия во всех формах общественного сознания: науке, искусстве, философии, религии. Но что важно - при сохранении целостности в лице конкретных этносов. Важным этапом здесь была и есть эпоха христианства, заострившего и снявшего противоположность духа и плоти в воплощенном духе. (Осознание и снятие противопоставления духа и тела, правда, с большей регуляцией общественной жизни, относится и к другим монотеистическим религиям.)

И возникает вопрос: не наступает ли новый этап, новый кризис, связанный с необходимостью нового понимания человека, развитием понимания человеком его свободы, его этики?!

Этика общего закона

Этика индивидуальной ответственности

Этика индивидуального спасения

Этика общего спасения

Интересно, возможна ли эволюция одной этики в другую, то есть нормальное последовательное вырастание (возрастание) осознанием какой-то недостаточности (проблематичности, ущербности, внутренней противоречивости в чем-то) своей этической позиции. Так вот, эволюционно перейти из 1-ой этики в последующие уровни невозможно. Они существуют в разных качествах/смыслах. Но в результате катарсиса, оставаясь целостным, человек 1-ой этики может подняться до 4-ой.

Не различая добро и зло у их истоков (и не беря ответственность за последствия этого различения и свое вмешательство), невозможно подняться выше собственного спасения. Но в том то и дело, что, во-первых, этого достаточно (для уменьшения зла в мире), а во-вторых, именно эта исходная позиция позволяет накопить различение и силу для 4-ой этики - этики отстаивания общего спасения.

Различие этих 4-х исходных этических позиций выражается также в том, что каждая из них предполагает свое условие состоятельности:

1- Этика закона: усвоение норм,

2- Этика свободы: творческое личностное отношение,

3- Этика смирения: открытость и искренность,

Но кроме этого условием состоятельности любой этики является освоение предшествующих.

Приведем квадру этого движения (Приложение 2):

Понятно, что эти этики существуют в обществе одновременно в лице конкретных людей.

Более того, они существуют в одном человеке. Но в том то и дело, что в одном человеке, если он целостен, нижние уровни должны быть полностью вмещены верхними, то есть должны быть очевидными и естественными и не должны как бы мешать друг другу (что происходит в рациональном выборе).

Во всяком случае, от рождения люди становятся в пределах 2-х первых этик, определенным образом противоречивых друг другу. Человек сам выбирает их пропорцию и определяет дальнейший путь.

Будучи цельным, человек может полностью находиться в одной этике. Он будет развиваться, оставаясь в ней и представляясь внешнему взгляду очень целостным, уравновешенным. Но в любой этике в таком случае он должен быть абсолютно безупречен. Он будет служить идее, осознавая ее выше себя и поднимаясь к ней.

Две высшие этики предполагают безупречность, как основу. Именно безупречность является основой для вмещения всех этик человеком и основой движения человека из любого исходного положения, движения верх.

Посмотрим движение навстречу 2-х развитий: от человека и от социума.

В одних экономических условиях одни работают хорошо, другие в тех же условиях -- плохо. На примере протестантов и староверов видно -- все зависит от ценностных установок, от этики, от того, как человек осознает свой путь, свою свободу. Все зависит от человека.

Обстоятельства могут развиться при изменениях в человеке. И в начале -- человек, и в конце -- человек. Что-то должно сначала измениться в людях, касается это производственных отношений, или национальной идеи, или любого другого.

Какие еще более тонкие причины существуют? В истории с первичностью курицы/яйца что-то из них, прежде чем появиться и осознаться как состоявшийся факт, должно создать свою причину. Такой бессознательной сущностью, которая содержит в себе все, может быть только пра-яйцо.

То есть сначала происходит нечто бессознательное внутри человека, что обращает внимание/восприятие таким образом, что начинает созревать, формироваться внешние, объективные условия, которые уже влияют на сознание человека. То есть внешние объекты и условия -- как в гадании -- связь между бессознательным и сознанием человека. Человек остается везде и всегда в центре.

В центре экономики, как и в центре всего социума, остается Homo sapiens. И как цель, и как средство. Эта двойственность диктуется двойственной природой самого человека. Он средство для себя или других своей физической природой. Он цель для себя своей духовной природой. Он -- цель для любящего его человека. Есть также люди, для которых остальные также становятся целью. Мера между ними -- мера ответственности, мера свободы каждого человека в каждый момент.

Основными признаками индустриальной эпохи являются:

Везде определенная духовная традиция являлась началом в изменении экономики и истории. От понимания путей своей свободы 14 человек шел к осваиванию соответствующих форм хозяйствования, к осуществлению соответствующих форм общественного воспроизводства.

Обязательно ли должна была возникнуть индустриальная эпоха, капиталистическая эпоха? В индустриальную эпоху все ускоряющимся темпом развивалась наука. Наука стала производительной силой и не только производительной. Она стала основой военной и политической силы. И более того. Она сформировала способ восприятия, способ мышления. Наука смогла выработать общие понятия, общий язык, способствовавший сближению стран, традиций, народов.

Зависимость социума и отдельного человека не была бы выявлена настолько драматично, не был бы поставлен вопрос ответственности отдельного человека так остро, понятие свободы (возникшее в момент отделения, выделения себя, человека из природы) не было бы осознано до замыкания круга ступеней ее понимания. Видимо надо было пойти индустриальным путем, чтобы вернуться к человеку на новом витке.

Это расхожее место, что труд крепостных или рабов обязательно был менее производительным, чем труд вольнонаемного. На самом деле в одной технологической среде все зависит от формы учета результатов труда, от организации труда в целом. Вот человек, работающий не на хозяина, ориентирующийся не на чужие представления, а работающий по своей совести, в принципе работает эффективнее.

Развитие технологий и параллельные увеличение свободных ресурсов, которые можно было пустить в оборот, рост народонаселения и рост новых потребностей влияли на утверждение меркантильных ценностей, на перераспределение ценностных приоритетов, и, как следствие, на поддержку и дальнейшее развитие индустриализации. Но Земля конечна, возможности ее имеют предел.

В таком случае: как могут какие-то ценности экономической организации быть универсальными, надсистемными, самоценными, наивысшими и т.д., если они сами в своем формировании были обусловлены природной средой!? Всякие ценности, связанные с экономической идеологией (или стратегией) - это обусловленные ценности, относительные ценности. Хотя кажутся - объективными, то есть над природой и социумом…

Но здесь важно обратить внимание на другое. На то, что человек принимает решения (и формируется некая стабильность социума…) посредством сложившейся системы ценностей. Системные элементы ее вырабатывались при определенных условиях и действуют на объективных условиях. То есть дело именно в том, какие ценности выбирает человек, что представилось общей ценностью…

Этнические ценности, менталитет отражают опыт проживания на определенной территории. Но каждый этнос вырабатывает в своей культуре сверхрегуляторы, сверхценности, некую квинтэссенцию, уже не связанную напрямую с особенностями территории. Это - этические ценности. И вот они то во всех высоких культурах в очень многом и главном сходятся. Можно сказать, что этическая природа человека - едина. Это позволяет понимать друг друга и строить общее будущее.

А все же другие ценности, как то: идеология, экономическое мировоззрение и т.д., -- должны присутствовать в многообразии и конкуренции. Многообразие таких ценностей также важно, как многообразие видов в биогеоценозе.

Можно говорить о содержании определенных экономических категорий это философия, и она интересна постольку, поскольку помогает формировать адекватные, эффективные механизмы хозяйствования в сложившейся структуре экономических отношений, то есть в конкретном обществе.

В любом случае экономическое благосостояние -- основа достижения материальных целей. И оно не является первоосновой, но средством идеальных целей, духовных смыслов.

Факт остается фактом: мы проходим конечную фазу индустриализации и думаем, что будет дальше. Как известно, благими намерениями дорога может моститься в ад. Но и из плохих положений, выстояв, можно получить преимущество. Правда, это не значит, с одной стороны, что сам человек не выбирает постоянно своей дороги и не может ее корректировать в себе, и с другой стороны, что он должен сохранять предпосылки, исходные положения, достигнув нового положения. Либерализм, как последовательный спутник индустриализации, вовсе не является условием прогресса или безусловной ценностью развития человека и человечества.

Люди

В этой статье мы разберемся с тем, что такое этнос, рассмотрим примеры. Узнаем, какие разновидности этноса существуют, как он формируется. Начнём.

Что такое этнос?

Главными условиями образования этнической группы являются лингвистическая и территориальная общность. Затем данным факторам отводится уже роль поддерживающих, но, одновременно с этим, они формируют и главные отличительные особенности конкретного этноса. К самому устойчивому механизму формирования и дальнейшего сохранения этноса относят культуру и общность исторической судьбы, разделяемые всеми представителями определенного народа.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

  • китайцев (около 1,4 млрд.);
  • хиндустанцев (более 265 млн.);
  • бенгальцев (примерно 230 млн.);
  • американцев (более 250 млн.);
  • бразильцев (более 200 млн.);
  • русских (около 135-140 млн.);
  • японцев (более 130 млн.);
  • мексиканцев (более 130 млн.);
  • пенджабцев (более 125 млн.);
  • бихарцев (более 115 млн.);
  • яванцев (более 115 млн.).

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

  • Род, под которым понимают своеобразный тип этнического сообщества — его основой является кровное родство, отслеживаемое по линии отца либо матери. У родов есть собственные наименования, их представители имеют схожие черты и потребности.
  • К племени относят этническое сообщество, сформированное из нескольких родов, такой тип этнической группы был характерен для первобытного строя.
  • Народность — это этническая группа, появившаяся в результате распада первобытно-общинных отношений, ее основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории.
  • Нацией называют наиболее развитую разновидность этноса, для нее характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общих для всего народа исторической памяти и самосознания.

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

Предпосылки к формированию этноса

Основными предпосылками образования этнической группы являются:

  • Наличие территории, на которой будет формироваться этническая группа. Однако, этот аспект важен лишь на первом этапе этногенеза, поскольку народ со стойким национальным самосознанием может сохраниться и без наличия у него отдельной территории проживания и собственной государственности. Примером такого сохранения являются евреи, сохранившиеся как отдельный народ, несмотря на многолетнее отсутствие своей государственности и проживание в диаспоре.
  • Языковая общность, которая играет важную, но далеко не ключевую роль в образовании народа. Так, американцы, бразильцы, аргентинцы и десятки других народов Нового Света не имеют собственных языков, а говорят на языках бывших метрополий. К тому же, эти нации сформировались на основе различных по происхождению, менталитету и языку этнических групп.
  • Общие нормы и ценности, единая духовная культура. Хоть указанный аспект и трудно отследить, именно ему отводится значительная роль в этногенезе.
  • Наличие этнического самосознания, проявляющегося в чувстве принадлежности к определенному этносу. Целый ряд ученых считают указанный фактор самой важной предпосылкой при формировании самостоятельного народа, поскольку группа людей, не осознающая собственной принадлежности к конкретной этнической группе, по сути, не может быть таковой.

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

  • любое национальное меньшинство значительно уступает титульной нации по своей численности;
  • этнические меньшинства почти никогда не доминируют внутри государства;
  • такие группы отличает высокий уровень национального самосознания и стремление сохранить собственные отличительные черты.

Национальными меньшинствами являются:

  • диаспоры, т.е. части этнической группы, имеющей свою территорию, а часто и государственность, но живущие в других странах;
  • разбросанные по территории различных государств этносы, обладающие стойким национальным самосознанием и самоидентификацией (к таковым можно отнести цыган и курдов);
  • коренные народности, ставшие меньшинством на своей этнической территории по сравнению с пришлым населением вследствие колонизации (например, якуты, чукчи, коренные народы Америки);
  • этносы, компактно расселившиеся на определенной территории в результате массовой миграции (к примеру, поволжские немцы).

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Формы объединения этнических групп

К процессам этнического объединения, в результате которых несколько этносов сливаются в одну новую этническую группу, относят:

  1. Этническую фузию, т.е. процесс слияния нескольких лингвистически и культурно родственных, но при этом отдельных этносов в одну, новую и более крупную этническую общность (например, слияние массы восточнославянских племен в древнерусскую народность).
  2. Этническую консолидацию, под которой понимается процесс внутреннего сплочения локальных групп, входящих в крупный этнос (к консолидации можно отнести стирание различий между локальными группами внутри русского народа).
  3. Этническую ассимиляцию, или растворение отдельной этнической группы либо ее части в среде другого, чаще всего более крупного этноса (примером ассимиляции является вливание иммигрантов из различных стран в состав американского народа).
  4. Этническую конвергенцию, под которой понимается ассимиляция, происходящая между близкими по языку и культуре народами (данный аспект сближает конвергенцию с этнической фузией и консолидацией).
  5. Межэтническую интеграцию, в результате которой различные по языку и культуре народы образуют межэтническую общность, получившую название суперэтнос (подобные процессы происходили в очень крупных и многонациональных государствах, к примеру, в Римской и Византийской империях, Советском Союзе и др.).
  6. Этногенетическая миксацию — довольно редкий процесс, в ходе которого новая этническая группа образуется посредством слияния различных в культурном, языковом и антропологическом плане народов (такие процессы происходят в ряде стран американского континента).

Формы разделения этносов

Одновременно с объединительными процессами происходят и процессы разделения этнических групп. К таковым относят:

  1. Этническую парциацию. Данный процесс предполагает разделение одной этнической группы на несколько этносов, при этом ни один из новых народов не будет отождествлять себя с этнической группой, от которой он отделился. Примером этнической парциации является выделение из древнерусской общности самостоятельных русского, украинского и белорусского народов.
  2. Этническую сепарацию. Под этим процессом понимается отделение от основного этноса небольшой по численности группы, которая впоследствии становится самостоятельным народом. Примерами этнической сепарации являются образование американского этноса, появившегося в результате переселения на американский континент преследуемых на родине английских пуритан или образование англоавстралийской нации от небольшой группы британских ссыльных.

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.

Читайте также: