История аэропорта домодедово кратко

Обновлено: 24.04.2024

По результатам аудита Администрации транспортной безопасности США (Transportation Security Administration) подписан протокол о соответствии уровня обеспечения авиационной безопасности Московского аэропорта Домодедово требованиям США и ICAO.

В рейтинге ACI EUROPE (Европейское Отделение Международного Совета Аэропортов) Московский аэропорт Домодедово сохраняет лидирующую позицию по пассажиропотоку в Московском авиационном узле и выходит на первое место в рейтинге наиболее динамично развивающихся аэропортов Европы второй группы, пассажиропоток которых варьируется от 10 до 25 миллионов пассажиров в год.

2007 Реконструирована ВПП-1. Использованные в ходе работ технологии и искусственное покрытие не имеют аналогов в России.

На базе АТБ открыт цех по техническому обслуживанию и ремонту колес и тормозов воздушных судов иностранного производства, предоставляющий уникальные услуги на рынке России и стран СНГ.

По итогам опроса восьми миллионов авиапассажиров по всему миру независимой компанией Skytrax (Великобритания), специализирующейся на исследованиях в области авиационной индустрии, Московский аэропорт Домодедово назван одним из трех лучших аэропортов Центральной и Восточной Европы.

2008 Введена в эксплуатацию автоматическая система сортировки багажа, что позволило значительно увеличить эффективность обработки багажа и повысить качество обслуживания пассажиров.

Аудит Администрации транспортной безопасности США (Transportation Security Administration) подтверждает, что качество обеспечения авиационной безопасности в Московском аэропорту Домодедово находится на высоком уровне и соответствует всем стандартам США и ICAO.

Первая взлетно-посадочная полоса (ВПП-1) Московского аэропорта Домодедово сертифицируется по стандарту ICAO CAT III.

По итогам опроса авиапассажиров независимой компанией Skytrax (Великобритания) Московский аэропорт Домодедово сохраняет лидирующие позиции среди лучших аэропортов Центральной и Восточной Европы.

2009 Высокотехнологичная инфраструктура Московского аэропорта Домодедово позволила впервые в истории гражданской авиации России принять крупнейший в мире пассажирский суперлайнер Airbus380.

По итогам ежегодного международного конкурса World Airport Awards 2009 (организатор компания Skytrax) Московский аэропорт Домодедово назван одним из трех лучших аэропортов Восточной Европы.

2010 Впервые в России введена в эксплуатацию Аэродромная Многопозиционная Система Наблюдения (АМПСН), что позволило обеспечить надежный контроль наземного движения воздушных судов и спецавтотранспорта при любых погодных условиях в любой точке аэродрома.

По итогам ежегодного международного конкурса World Airport Awards 2010, организованного компанией Skytrax, Московский аэропорт Домодедово назван лучшим аэропортом Восточной Европы.

Внедрена система комплексного наземного обслуживания пассажиров и воздушных судов. Построен международный грузовой терминал. Объем пассажиропотока составляет 4,5 млн. человек.

Образованы линейные эксплуатационноремонтные мастерские.

Аэродром Домодедово занесен в Государственный реестр гражданских аэродромов СССР, выдано свидетельство о регистрации и годности к эксплуатации аэродрома.

Начало выполнения пассажирских перевозок из аэропорта Домодедово. 25 марта состоялся первый рейс по маршруту Домодедово — Свердловск — Домодедово.

Открыты рейсы в Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Ташкент, Фрунзе, Алма-Ату, Ош, Душанбе, Караганду.

Состоялось официальное открытие аэровокзала Домодедово.

В аэропорту Домодедово состоялся воздушный парад.

Введены в действие центральная диспетчерская аэропорта и система централизованной заправки самолетов.

Ввод в эксплуатацию ВПП-2.

Начало регулярных полетов на самолетах Ан-12 в Заполярье.

Открыт беспосадочный рейс Москва — Магадан.

Аэропорту Домодедово присвоен статус международного.

Введен в эксплуатацию грузовой терминал.

Введен в эксплуатацию новый международный зал.

Московский аэропорт Домодедово переходит под управление частной компанией.

Внедрена система комплексного наземного обслуживания пассажиров и воздушных судов. Построен международный грузовой терминал. Объем пассажиропотока составляет 4,5 млн человек в год.

Московский аэропорт Домодедово занимает лидирующую позицию в России по объему грузоперевозок.

Введены в эксплуатацию Фабрика бортового питания и Топливозаправочный комплекс.

Начало реализации комплексной программы развития аэропорта, рассчитанной до 2003 года. Программа утверждена правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы Российской Федерации.

Окончание полномасштабной реконструкции аэровокзального комплекса Домодедово.

Введена в эксплуатацию Скоростная транспортная система, соединившая железнодорожной магистралью аэропорт с Павелецким вокзалом, расположенным в центре Москвы.

Динамика роста объемов пассажирских перевозок Московского аэропорта Домодедово признана авторитетным британским журналом Airline Business самой высокой среди 150 крупнейших аэропортов мира. Аэровокзальный комплекс Домодедово получает сертификат, подтверждающий высокий уровень организации и управления производством по международному стандарту ISO 9001-2000.

Аэропорт Домодедово входит в сотню ведущих аэропортов мира. Объем пассажиропотока достиг 12,07 млн пассажиров в год.

Начало работ по расширению площадей пассажирского терминала.

Московский аэропорт Домодедово становится лидером по объему пассажирских авиаперевозок в Московском авиационном узле. Совокупный пассажиропоток аэропорта за год составил 13,96 млн человек. Среднемесячный рост пассажиропотока превысил 15%.

По окончании реконструкции оборудования второй взлетно-посадочной полосы (ВПП-2) аэродром сертифицируется по стандарту Международной Ассоциации Воздушного Транспорта ICAO CAT III A, позволяющему осуществлять взлетно-посадочные операции в сложных метеоусловиях.

По результатам аудита Администрации транспортной безопасности США (Transportation Security Administration) подписан протокол о соответствии уровня обеспечения авиационной безопасности Московского аэропорта Домодедово требованиям США и ICAO.

В рейтинге ACI EUROPE (Европейское Отделение Международного Совета Аэропортов) Московский аэропорт Домодедово сохраняет лидирующую позицию по пассажиропотоку в Московском авиационном узле и выходит на первое место в рейтинге наиболее динамично развивающихся аэропортов Европы в группе с пассажиропотоком от 10 до 25 миллионов пассажиров в год.

Реконструирована ВПП-1. Использованные в ходе работ технологии, искусственное покрытие и оборудование не имеют аналогов в России.

По итогам опроса восьми миллионов авиапассажиров по всему миру независимая компания Skytrax (Великобритания), специализирующаяся на исследованиях в области авиационной индустрии, назвала Московский аэропорт Домодедово одним из трех лучших аэропортов Центральной и Восточной Европы.

Введена в эксплуатацию автоматическая система сортировки багажа, что позволило значительно увеличить эффективность обработки багажа и повысить качество обслуживания пассажиров.

Аудит Администрации транспортной безопасности США (Transportation Security Administration) подтверждает высокое качество обеспечения авиационной безопасности в Московском аэропорту Домодедово и его соответствие стандартам США и ICAO.

Первая взлетно-посадочная полоса (ВПП-1) Московского аэропорта Домодедово сертифицируется по стандарту ICAO CAT III A.

По результатам опроса авиапассажиров независимой компанией Skytrax (Великобритания) Московский аэропорт Домодедово сохраняет лидирующие позиции среди лучших аэропортов Центральной и Восточной Европы.

Высокотехнологичная инфраструктура Московского аэропорта Домодедово позволила стать единственным аэропортом России, допущенным к приему и обслуживанию крупнейшего в мире пассажирского самолета Airbus 380.

Впервые в истории гражданской авиации Российской Федерации суперлайнер Airbus 380 совершил посадку в Домодедово.

В Московском аэропорту Домодедово началось осуществление одновременных независимых вылетов с обеих взлетно-посадочных полос аэродрома в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ICAO.

По итогам ежегодного международного конкурса World Airport Awards, организованного компанией Skytrax, Московский аэропорт Домодедово назван одним из трех лучших аэропортов Восточной Европы.

Впервые в России введена в эксплуатацию Аэродромная Многопозиционная Система Наблюдения (АМПСН), что позволило обеспечить надежный контроль наземного движения воздушных судов и спецавтотранспорта при любых погодных условиях в любой точке аэродрома.

Согласно рейтингу независимой исследовательской компании Skytrax (Великобритания) Московский аэропорт Домодедово стал лучшим аэропортом Восточной Европы.

Аудит по безопасности наземного обслуживания (ISAGO) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) подтвердил соответствие процедур наземного обслуживания в аэропорту Домодедово всемирно признанным стандартам безопасности.

Внедрена индукционная система, позволяющая повысить качество обслуживания пассажиров со сниженным слухом. Специальное оборудование установлено в 9 зонах аэропорта.

Годовой объем пассажиропотока превысил 25 млн человек, что позволило Московскому аэропорту Домодедово войти в группу крупнейших аэропортов Европы по классификации ACI (Международного совета аэропортов).

По результатам голосования пассажиров в рамках международного конкурса World Airport Awards (Skytrax) Московский аэропорт Домодедово назван лучшим аэропортом Восточной Европы.

Московский аэропорт Домодедово отметил 50-летие.

В тестовом режиме внедрена автоматическая система самостоятельного выхода на посадку (Self Boarding Gate), которая позволяет оптимизировать время обслуживания пассажиров и повысить качество предоставляемых услуг.

Московский аэропорт Домодедово первым среди российских аэропортов приступил к обслуживанию на регулярной основе новейшего самолета Boeing 787 Dreamliner авиакомпании JAL и крупнейшего пассажирского авиалайнера А380 авиакомпании Emirates.

Хэндлинговые службы Московского аэропорта Домодедово получили сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 системы менеджмента качества наземного обслуживания авиапассажиров и обработки багажа.

По оценке независимой консалтинговой компании Skytrax Московский аэропорт Домодедово сохраняет звание лучшего аэропорта среди стран Восточной Европы.

Количество авиапутешественников, выбравших Домодедово за все время его работы, достигло 500 000 000.

Московский аэропорт Домодедово и международная компания SITA реализовали проект Airport Hub Wireless, позволяющий авиакомпаниям-партнерам осуществлять передачу технологических данных по беспроводным стандартам wi-fi.

Согласно рейтингу независимой исследовательской компании Skytrax (Великобритания) Московский аэропорт Домодедово стал лучшим аэропортом Восточной Европы.

Московский аэропорт Домодедово стал лауреатом премии Skytrax World Airport Awards: авиапутешественники со всего мира назвали воздушную гавань лучшей в России и СНГ.

Началось строительство второго сегмента пассажирского терминала и новой ВПП-2.

В Московском аэропорту Домодедово состоялась торжественная церемония открытия атриума – крупнейшего объекта подобного рода в транспортной отрасли страны. Уникальный архитектурный проект был реализован в рамках плана по расширению пассажирского терминала воздушной гавани. Кроме того, введен в эксплуатацию новый сегмент терминала для обслуживания пассажиров международных рейсов в зоне международного прилета и вылета (Сектор Е).

Московский аэропорт Домодедово успешно прошел аудиторскую проверку на предмет соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 системы менеджмента качества наземного обслуживания, что подтверждено соответствующим сертификатом.

В Московском аэропорту Домодедово введен в эксплуатацию уникальный проект центральной системы телевизионного наблюдения (ЦСТН), который по своим техническим характеристикам не имеет аналогов в России.

По результатам голосования пассажиров в рамках международного конкурса World Airport Awards (Skytrax) Московский аэропорт Домодедово сохраняет звание лучшего аэропорта в России и СНГ.

Авиационный учебный центр Московского аэропорта Домодедово стал официально аккредитованным партнером Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по программе TRAINAIR PLUS Programme. Это позволяет проводить обучение по курсам ИКАО на базе аэропорта и интегрировать учебные материалы в систему корпоративных знаний воздушной гавани.

Система безопасности Московского аэропорта Домодедово прошла аудит Управления Транспортной безопасности Министерства внутренней безопасности США (Transportation Security Administration). По итогам аудита экспертами TSA подписан протокол о соответствии аэропорта требованиям безопасности, которые утверждены Международной организацией гражданской авиации (International Civil Aviation Organization).

Московский аэропорт Домодедово получил сертификат ISAGO, подтверждающий соответствие процедур наземного обслуживания стандартам безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

7 апреля Московский аэропорт Домодедово отметил 55-летний юбилей.

Домодедово вошел в ТОП-5 самых быстрорастущих аэропортов Европы по уровню пассажиропотока в первом полугодии 2017 года по данным европейского отделения Международного совета аэропортов (ACI Europe).

По данным Европейского отделения Международного совета аэропортов (ACI), Московский аэропорт Домодедово вошел в тройку лидеров воздушных гаваней Европы по показателю прироста маршрутной сети.

Напротив аэровокзала введен в эксплуатацию многоярусный крытый паркинг на 1,5 тыс. мест. Общая вместимость восьми парковок Домодедово увеличилась до 6,5 тыс. мест.

В пассажирском терминале начали работу офисы оформления возврата НДС (tax free) для иностранных граждан.

Аэропорт Домодедово первым в России провел пилотное тестирование системы автоматизированного распознавания лиц. По результатам испытания точность идентификации составила более 90%.

В этом году Московскому аэропорту Домодедово официально присвоено имя великого ученого М.В. Ломоносова.

Перед аэровокзалом открылась автомобильная эстакада с зоной посадки и высадки пассажиров с пропускной способностью — 28 тысяч автомобилей в сутки.

В зоне внутренних воздушных линий введен в эксплуатацию западный атриум.

Для пассажиров с ограниченной подвижностью открыт новый зал, рассчитанный на одновременное размещение 50 человек.

Аэропорт Домодедово первым в России начал обслуживать пассажиров по электронным посадочным талонам. Для этого аэропорт внедрил автоматизированные турникеты, которые распознают 2D-штрих-код и QR-код как на бумажном, так и на электронном носителе.

В декабре воздушная гавань перешагнула через новую веху своей истории — 700 000 000 пассажиров выбрали Домодедово для путешествий.

Аэропорт Домодедово реализовал комплекс мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19:

В зонах прилета и вылета внутрироссийских и международных рейсов для пассажиров организованы пункты для дезинфекции рук.

В зонах регистрации пассажиров, а также при прохождении предполетного досмотра организована напольная визуализация для обеспечения социальной дистанции 1,5 метра.

Увеличена частота санитарной обработки помещений аэропорта с использованием специальных средств дезинфекции. Применяются антисептические составы, обладающие противовирусной активностью.

Все воздушные суда, прибывающие в аэропорт Домодедово, проходят дезинфекционную обработку. На регулярной основе проводится дезинфекция техники, задействованной в пассажирском обслуживании.

Проведен инструктаж сотрудников аэропорта по теме профилактики распространения коронавирусной инфекции нового типа и мерах предупреждения распространения вируса.

Пассажиры и посетители могут пройти тест на возбудитель инфекции COVID-19, а также сдать анализ на антитела к COVID-19 в медицинском пункте аэропорта Домодедово круглосуточно.

Международный Совет Аэропортов (ACI World) назвал воздушную гавань лучшим аэропортом Европы с пассажиропотоком от 25 до 40 млн человек в 2020 году.

Аэропорт вошел в рейтинг лучших работодателей России по версии Forbes.

Аэропо́рт Домоде́дово — аэропорт, расположенный в Домодедовском районе Московской области. На весну 2011 года являлся крупнейшим по величине пассажирооборота российским аэропортом [3] [4] , также входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы [источник не указан 500 дней] . Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД.

Аэропортовый комплекс включает в себя лётное поле, образованное двумя независимыми параллельными взлётно-посадочными полосами (ВПП1 и ВПП2). Они расположены в двух километрах друг от друга, что делает Домодедово единственным аэропортом Московского авиационного узла, способным одновременно производить на своих полосах операции по взлёту и посадке. Обе ВПП сертифицированы по категории ICAO CAT IIIА. Реконструкция ВПП1 сделала Домодедово первым российским аэропортом, имеющим возможности принимать пассажирский лайнер Airbus A380 [5] .

Доля пассажиропотока аэропорта от общего объёма в Москве составляет 46 %. По состоянию на 2010 год из Домодедова выполняли рейсы 76 авиакомпаний по 243 направлениям по всему миру, 101 из которых уникальны для московского авиационного узла. Среди партнёров аэропорта 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 28 российских. В 2011 году Домодедово, выбранный для полётов в Москву членами таких известных авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 25,7 млн пассажиров. [7]

Содержание

История

История аэропорта началась 13 ноября 1954 г., когда Совет Министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе селения Елгазино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.

После образования в 1963 г. линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов, из аэропорта начали осуществляться грузовые и почтовые рейсы на самолётах Ту-104 и Ил-18 [9] .

25 марта 1964 г. из Домодедово вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1964 г. состоялось открытие аэровокзального комплекса. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 г.

Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал [10] . В Домодедово базировались самолёты семейств Ил и Ту. В 1992 г. аэропорт получил статус международного.

В 1999 г. началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проходила в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 г., которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 г. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.

С 2004 по 2008 г. проходило расширение пассажирских терминалов. До 2013 г. руководство московского аэропорта Домодедово планирует увеличить площадь аэровокзального комплекса практически до 500 тыс. м² [11] .

Взлётно-посадочные полосы (ВПП)

В Домодедове были построены две взлётно-посадочные полосы с синтетическим и армобетонным покрытием. Расстояние между их осями составляет два километра, что позволяет одновременно производить операции по взлёту и посадке. Это единственный аэропорт в Московском авиационном узле, который располагает такими возможностями. Полосы во Внуково перекрещиваются, а расстояние между параллельными ВПП в Шереметьево требует строгой очерёдности выполнения взлётно-посадочных операций [13] .

ВПП-1 длиной 3500 м была построена в 1962 г., а официально введена в эксплуатацию в 1964 г. Полоса была реконструирована дважды — в 1976 году и в 2007 году. Строительство ВПП-2 завершилось в 1968 году. Реконструировалась она лишь однажды — в 1981 году. Длина полосы — 3794 метра.

Обе ВПП имеют Сертификат соответствия стандартам высшей категории ICAO — IIIА, что позволяет аэропорту принимать воздушные суда всех используемых типов (имеющие бортовое оборудование инструментальной посадки) при горизонтальной видимости не менее 200 метров и высоте нижней границы облаков не менее 30 метров. Пропускная способность полос, имеющих сертификат по этой категории, 20 и 60 воздушных судов в час при простых метеоусловиях (при сложных 7 и 12) [14] .

На время реконструкции первой взлётно-посадочной полосы функции ВПП осуществляла магистральная рулёжная дорожка (МРД), которая была специально дооборудована до необходимого уровня.

Возможности строительства третьей взлётно-посадочной полосы

В связи с ростом пассажиропотока и необходимостью реконструкции второй ВПП, руководство аэропорта заговорило о необходимости строительства третьей взлётно-посадочной полосы. ВПП-2, построенная в 1968 году, по информации представителей аэропорта Домодедово, может эксплуатироваться до 2014 года, после чего её необходимо закрывать на реконструкцию.

Несмотря на то, что Домодедово является частным аэропортом, его управляющая компания не может самостоятельно принять решение о строительстве новой ВПП. Причина заключается в том, что территория аэродрома, к которой относятся взлётно-посадочные полосы, не может быть по закону отдана в частные руки и принадлежит государству [15] [16] .

Генеральный директор московского аэропорта Шереметьево Михаил Василенко в своём блоге привёл в качестве основного аргумента в пользу управляемого им аэропорта то, что Шереметьево является государственным активом.

Тем не менее, переговоры о строительстве третьей ВПП продолжаются как Минтрансом, так и руководством обоих аэропортов.

Аэровокзальный комплекс



Нынешнее здание аэровокзального комплекса (АВК) — или пассажирский терминал — аэропорта Домодедово имеет площадь 135 тыс. м² [21] . На первом этаже располагаются острова регистрации, магазины, точки питания, зал ожидания, вылеты и прилёты внутренних и международных линий.

В аэропорту Домодедово действует островная система регистрации: в АВК располагаются четыре острова по 22 секции и два острова по 20 секций и ещё четыре секции для регистрации негабаритного багажа. Они систематизированы в соответствии с авиакомпаниями, осуществляющими рейсы. Острова регистрации и на внутренние, и на международные рейсы расположены под одной крышей в соответствии с трансферными технологиями, рекомендованными ICAO и IATA [22] . Это сделано для облегчения маршрута следования трансферных пассажиров. Кроме того, имеются 13 секций для регистрации трансферных пассажиров и в стерильной зоне аэропорта.

На втором этаже общей зоны аэровокзального комплекса, на который ведут эскалаторы или лифты, можно посетить различные магазины, кафе и рестораны, спа-салон, отделения банков. Там же находятся почтовое отделение, миграционная служба и представительства авиакомпаний.

В общей зоне прилёта внутренних линий (ВВЛ) на первом этаже расположены выдача багажа, медпункт, отделение полиции, выход на посадку на Аэроэкспресс. В стерильной или чистой зоне вылета внутренних авиалиний на обоих этажах имеются несколько уборных, медпункт, курительная комната, бизнес-залы, различные магазины и точки питания, в том числе сетевые.

В зоне прилёта международных воздушных линий (МВЛ) находятся фито-, санитарно-карантинный и ветеринарный контроли, выдача багажа, курительные комнаты, душевые, камера хранения и зал прилёта официальных делегаций. Два этажа вылета международных линий включают в себя медпункт, несколько бизнес-залов, магазины беспошлинной торговли и точки питания различных типов [23] .

Специальные сервисы аэропорта в пассажирском терминале

На втором этаже АВК работает круглосуточная бесплатная комната матери и ребёнка, рассчитанная на детей до восьми лет и на детей-инвалидов до 14 лет. В комнате есть условия для игр, кормления и сна ребёнка.

Для пассажиров с ограниченными возможностями разработаны особые условия обслуживания. Например, крутящиеся двери в аэропорт снабжены специальной кнопкой на уровне сидящего человека. При нажатии на неё скорость вращения двери замедляется, что облегчает доступ в здание АВК. Лифты, ведущие на второй этаж, оборудованы выходами по обе стороны, а входы в магазины и точки питания имеют достаточную ширину для проезда в них кресла. Есть пандусы и специализированные уборные. Службы аэропорта по предварительному заявлению пассажира и авиакомпании могут обеспечить сопровождение пассажира до борта самолёта, оказав ему помощь в прохождении контроля [25] .

Реконструкция пассажирского терминала

Здание аэровокзального комплекса в нынешнем виде открылось в 2000 г. Но его реконструкция на этом этапе не закончилась. В 2003 г. руководство управляющей компании заявило о намерении построить ещё три пассажирских терминала, которые станут продолжением существующего без изменения концепции under-one-roof [26] .

В 2010 г. пресс-служба аэропорта сообщила о дальнейшем расширении терминала, площадь которого должна достигнуть почти 500 000 кв. м [27] .

Транспортная инфраструктура



Аэропорт связан с городом Москвой автодорогой, выходящей на Каширское шоссе, и железнодорожной линией, примыкающая на станции Домодедово к железнодорожной линии Ожерелье — Москва (Павелецкое направление).

С 2002 года между Москвой (Павелецкий вокзал) и платформой Аэропорт, примыкающей к АВК, курсируют аэроэкспрессы (время в пути 40—50 минут, следуют без остановок).

Кроме того, по тому же маршруту курсирует электропоезд со всеми остановками (в утреннее и вечернее время, всего около 9 пар в сутки, примерное время в пути — 1 час 10 минут).

Также выполняются автобусные маршруты: № 30 Аэропорт Домодедово — ст. Домодедово; № 26 Аэропорт Домодедово — Красный Путь

Пассажиропоток

29 апреля 2011 года аэропорт установил абсолютный рекорд по выпущенным рейсам. Из аэропорта вылетело 425 рейсов, которые перевезли более 51 тысячи пассажиров [33] .

Современные технологии обслуживания в Домодедово

В 2007 году в аэропорту Домодедово была установлена система автоматических объявлений. Она работает на основе алгоритмов компиляции звуковых фрагментов. Каждое объявление подаётся системой на трёх языках: русском, английском и национальном языке направления прилёта или вылета. В Домодедово автоматически зачитываются объявления на более чем 20 национальных языках, в том числе на русском, английском, азербайджанском, армянском, арабском, вьетнамском, иврите, испанском, итальянском, киргизском, немецком, португальском, тайском, турецком, узбекском, украинском, французском, хинди, японском и других национальных языках стран отправления и прибытия рейсов. Система позволяет организовать вещание на неограниченном количестве языков [34] [35] . Дикторы аэропорта самостоятельно зачитывают лишь специальные объявления, например, в том случае, если пассажира просят куда-нибудь подойти. Автоматическая система сортировки багажа работает в Домодедово с 2008 г. Помимо сортировки, она осуществляет многоуровневый контроль багажа и обеспечивает максимальную степень обнаружения в нём запрещённых к провозу веществ [36] .

С 2001 года аэропорт Домодедово подключён к системе World Tracer, разработанной совместно компанией SITA и ИАТА. Она позволяет отслеживать статус багажа, даже если он был отправлен по неверному направлению.

Кроме этого пассажиры, вылетающие из Московского аэропорта Домодедово, могут воспользоваться услугами саморегистрации как в пассажирском терминале, так и с помощью интернета и мобильного телефона. В самом Домодедово установлены киоски саморегистрации CUSS (Common Use Self Service), через которые пассажир может получить свой посадочный талон, не ожидая очереди на стойке регистрации, где работает агент, оставить багаж на специальной стойке авиакомпании (Drop Off) и пройти на посадку [38] . Используется и технология Reprint, благодаря которой пассажиры без багажа могут зарегистрироваться на рейс через мобильный телефон. Терминал Reprint, считывая данные 2D-штрихкода с мобильного телефона пассажира, печатает посадочный талон, который затем предъявляется при прохождении линии авиационной безопасности. Это позволяет регистрироваться на рейс заранее или по дороге в аэропорт, тем самым уменьшая временные затраты пассажиров на регистрацию [39] .

Пункты назначения и перевозчики

Пассажиропоток аэропорта Домодедово в 2011 году составил 25 701 610 человек, что на 15,5% больше по сравнению с 2010 годом. Такой результат представляет собой исторический максимум не только для Домодедово, но и для всех аэропортов России. В советское время аэропорт использовался исключительно для внутренних рейсов, сейчас (по данным на 2011 год) на долю внутрироссийских рейсов приходилось около 38% пассажирооборота (10,2 млн чел.), на международные авиарейсы — 62% (15,4 млн чел.)% [40] . В 2011 году аэропорт Домодедово обслужил 243 198 рейсов, что на 14,8% больше по сравнению с 2010 годом.

Крупнейшими авиаперевозчиками, использующими Домодедово, являются Трансаэро, S7 Airlines, Глобус, на которые приходится около 40% всех рейсов и около половины внутрироссийских.

7 апреля 2012 года аэропорт Домодедово отметил 50-летие со дня своего основания.

В течение нескольких десятилетий днем основания считалась 20 мая 1965 года. В этот день аэровокзал Домодедово был введен в эксплуатацию приказом Министра Гражданской авиации СССР №356.

Однако в 2006 году в российском государственном архиве экономики обнаружены документы, на основании которых днем основания Домодедово нужно считать 7 апреля 1962 года.

В этот день Приказом №200 "Об организации Московского аэропорта Домодедово" за подписью ВРИД Начальника Главного Управления Гражданского Воздушного Флота при Совете Министров СССР генерал-лейтенанта авиации Счетчикова Г.С. огромный строящийся комплекс с многочисленными объектами получил официальный статус аэропорта Домодедово.

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

2 декабря 1962 года на самолете Ил-18 было произведено апробирование взлетно-посадочной полосы. А в декабре 1963 года начались тренировочные полеты самолета Ту-104.

"В начале декабря 1963 года начались грузовые перевозки, а с 26 числа — почтовые, — рассказывал ветеран аэропорта Домодедово, бывший помощник начальника политотдела по работе среди молодежи Московского Управления транспортной авиации ГВФ Александр Кудряшов. — Эти рейсы у нас назывались "веселые". Летали они не по расписанию, а по мере загрузки, и поэтому никто не знал точное время отправки.

25 марта 1964 года был совершен первый пассажирский рейс из московского аэропорта Домодедово. В этот день самолет Ту-104 (бортовой номер СССР-42444) выполнил перелет по маршруту Москва (Домодедово) - Свердловск.

Первым пассажиром, вернее пассажиркой, оказалась молодая женщина с грудным ребенком на руках. Это было воспринято весьма символично: новорожденный ребенок в новом аэропорту — к добру и новой благополучной жизни.

Таким образом, к 65-му году аэропорт уже больше года обслуживал пассажирские и грузовые рейсы.

Перронные автобусы для пассажиров в Домодедово. После ввода в эксплуатацию Домодедово стал развиваться бурными темпами. Уже через несколько лет после открытия он взял на себя основной объем авиаперевозок Советского Союза на северо-восточных и среднеазиатских направлениях.

^^ Перронные автобусы для пассажиров в Домодедово

После ввода в эксплуатацию Домодедово стал развиваться бурными темпами. Уже через несколько лет после открытия он взял на себя основной объем авиаперевозок Советского Союза на северо-восточных и среднеазиатских направлениях.

За полстолетия через единственный терминал Домодедово прошло 463 млн. пассажиров и не одна сотня миллионов встречающих и провожающих. Аэропорт сыграл свою роль в фильмах "Ирония судьбы, или с легким паром", "Приключения желтого чемоданчика", "Дирижер" и других кинолентах.

Именно из Домодедово совершили свои первые рейсы флагман дальнемагистральной авиации СССР Ил-62 и первый и единственный советский пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144.

Именно из Домодедово совершили свои первые рейсы флагман дальнемагистральной авиации СССР Ил-62 и первый и единственный советский пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144.

Облик главного аэровокзала Домодедово оставался неизменным в течение 40 лет. И именно это здание, начавшее работу в 1965 году, до сих пор является ядром, вокруг которого ведется расширение.

От правого и левого крыла основного терминала отходили две посадочные галереи, вдоль которых располагались самолеты. Была даже идея оснастить их телескопическими трапами, однако она так и осталась нереализованной до начала 2000-х.

От правого и левого крыла основного терминала отходили две посадочные галереи, вдоль которых располагались самолеты. Была даже идея оснастить их телескопическими трапами, однако она так и осталась нереализованной.

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

На крыше галерей аэропорта Домодедово располагались обзорные площадки

На крыше галерей аэропорта Домодедово располагались обзорные площадки

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

регистрация, аэропорт Домодедово. Исторические фото

Фасад старого терминала аэропорта Домодедово

Ту-104 и Ил-18 на фоне терминала аэропорта Домодедово

Облик аэропорта в 60-70-е годы и в 90-е практически не отличался. Лишь после того, как контроль над Домодедово получила группа Ист Лайн, началась масштабная реконструкция аэровокзала.

Облик аэропорта в 60-70-е годы и в 90-е практически не отличался. Лишь после того, как контроль над Домодедово получила группа Ист Лайн, началась масштабная реконструкция аэровокзала.

^^ Обратите внимание на модернизацию галереи: она начала расширяться, были присоединены первые телескопические трапы.

Сейчас в аэропорту Домодедово работает 13 тысяч человек. Однако с учетом сотрудников государственных организаций и коммерческих компаний общее количество занятых в обеспечении деятельности аэропорта работников составляет около 30 тыс.

За все время работы аэропорт обслужил 619 406 500 пассажиров на российских и международных рейсах, что более чем в четыре раза превышает население Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года.
В XXI веке самыми популярными зарубежными маршрутами из Домодедово стали: Анталья (14,7 млн пасс.), Хургада (8,9 млн пасс.), Шарм-Эль-Шейх (7,5 млн пасс.), Лондон (5,29 млн пасс.) и Дубай (5,23 млн пасс.). Среди российских направлений с 2000 по 2017 г. из Домодедово чаще всего пассажиры летали в Санкт-Петербург (9,9 млн пасс.), Сочи (8,3 млн пасс.), Екатеринбург (7,8 млн пасс.), Новосибирск (7,4 млн пасс.) Краснодар (6,2 млн пасс.).
Московский аэропорт Домодедово является одной из крупнейших воздушных гаваней России и признан лучшим аэропортом России по версии Премии "Воздушные Ворота России". В 2016 году аэропорт обслужил 28,5 млн человек. Маршрутная сеть включает 72 уникальных направления. Домодедово выбран для полетов в Москву членами ведущих мировых авиационных альянсов - Star Alliance и oneworld. Домодедово - единственный в России аэропорт, который на регулярной основе обслуживает Airbus А380, Airbus А350-900 и Boeing 787 Dreamliner.

Аэропорт Домодедово: как все начиналось - исторические фотографии

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: