Историко героические поэмы некрасова кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько боль­ших произведений историко-революционного характера.

Похожие сочинения

Отличительной чертой поэзии Некрасова являет Родина, она служила общественным интересам Некрасова своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых кругов тогдашнего общества, призывала к борьбе за права угнетённого и забитого крестьянства. смотреть целиком

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем облике которой воплотились. смотреть целиком

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины. смотреть целиком

. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н.А.Некрасов Поэт в России — больше чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Евгений Евтушенко . смотреть целиком

В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько больших произведений историко-революционного характера.

Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, существующую между передовой молодежью и декабристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме “Дедушка” (1870), построенной в виде беседы возвратившегося

Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, он все еще “бодр и красив”, “строен, высокого роста”, у него “поступь, осанка тверда”.

Поэма “Русские женщины” (1872-1873), воспевшая подвиг жен декабристов, состоит из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической (“Княгиня Трубецкая”, 1872) и реалистической (“Княгиня М. Н. Волконская”, 1873).

Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки

самой Волконской. С ними поэта ознакомил ее сын – М. С. Волконский (тогда записки его матери еще не были опубликованы). Некрасов делал заметки карандашом в принесенной им тетради.

За три вечера чтение было закончено. “Вспоминаю,- писал впоследствии М. С. Волконский,- как при этом Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: “Довольно, не могу” – бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок”.

Сначала поэма была названа “Декабристки”, но в процессе работы Некрасов дал ей другое название – “Русские женщины”, придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: “…самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии”.


Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
Высокорослый, больной белорус:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь ещё: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мёрзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Трудничество[15] 15
Трудничество – направление деятельности людей, работающих при православном монастыре или храме на добровольной и бескорыстной основе (во славу Божию).

Повели ты в лето жаркое
Мне пахать пески сыпучие,
Повели ты в зиму лютую
Вырубать леса дремучие, —
Только треск стоял бы до неба,
Как деревья бы валилися;
Вместо шапки, белым инеем
Волоса бы серебрилися!

Оказывается, что батрака соблазняет не столько жирная похлебка у хозяина, сколько труд сам по себе, причём именно труд тяжёлый, напоминающий богатырское деяние.

Его сама природа осудила
На грубый труд, неблагодарный бой
И от отчаянья разумно оградила
Невежества спасительной бронёй.

Кому бросаются в глаза
В труде одни мозоли,
Тот глуп, не смыслит ни аза!
Страдает праздность боле.

Пододвинь перо, бумагу, книги!
Милый друг! Легенду я слыхал:
Пали с плеч подвижника вериги,
И подвижник мёртвый пал!

Денно и нощно Всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!

Сжалился Бог и к спасению
Схимнику путь указал:
Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек «Не без Божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой!

Всегда у них тёплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Лирика Некрасова 1870-х годов

Я примирился с судьбой неизбежною,
Нет ни охоты, ни силы терпеть
Невыносимую муку кромешную!
Жадно желаю скорей умереть.

Вам же – не праздно, друзья благородные,
Жить и в такую могилу сойти,
Чтобы широкие лапти народные
К ней проторили пути…

О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

…Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поёт,
К народу возбуждать вниманье сильных мира
Чему достойнее служить могла бы лира.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта, —
Увы! не внемлет он – и не даёт ответа…

В контексте пушкинских стихов смягчается, обретая предельно широкий, вечный смысл, мучительно переживаемый поздним Некрасовым вопрос-сомнение: откликнется ли народ на его голос, внесёт ли его поэзия перемены в народную жизнь? Авторитет Пушкина взывает к терпению и не гасит надежды.

Историко-героические поэмы

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил…

Апостольские черты выступают и во внешнем облике Дедушки:

Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро борода;
Строен, высокого роста,
Но как младенец глядит,
Как-то апостольски-просто,
Ровно всегда говорит…

Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел…
Видел – имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей…

Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошёл —
Едут туда комиссары,
Глядь – уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит…

В основе сюжета двух этих поэм – любимая Некрасовым тема дороги. Характеры героинь формируются и крепнут в ходе встреч и знакомств, сближений и столкновений с людьми во время их долгого пути в Сибирь. Напряжённого драматизма полон мужественный поединок княгини Трубецкой с иркутским губернатором. В дороге растёт самосознание княгини Волконской. В начале пути её толкает на подвиг супружеский долг. Но встречи с народом, знакомство с жизнью российской провинции, разговоры с простыми людьми о муже и его друзьях, молитва с народом в сельском храме ведут героиню к осознанию святости тех идеалов, за которые пострадал её муж.

В 70-е гг. Некрасов продолжает работать в жанре поэмы. В этот период он создает несколько больших произведений историко-революционного характера.

Обращение поэта к истории было не отходом от современности, но лишь особой формой служения ей. Некрасов утверждал преемственную связь, существующую между передовой молодежью и декабристами. Характерно, что историко-революционные поэмы, как и часть его лирики, были прямо обращены к молодому поколению. В особенности это относится к поэме "Дедушка" (1870), построенной в виде беседы возвратившегося из ссылки дедушки-декабриста с внуком Сашей. Некрасов сознательно изображает своего героя не сломленным ни морально, ни физически. Несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на его долю, он все еще "бодр и красив", "строен, высокого роста", у него "поступь, осанка тверда".

Поэма "Русские женщины" (1872-1873), воспевшая подвиг жен декабристов, состоит из двух частей, написанных в разной творческой манере: романтической ("Княгиня Трубецкая", 1872) и реалистической ("Княгиня М. Н. Волконская", 1873).

Основным источником этой части поэмы послужили автобиографические записки самой Волконской. С ними поэта ознакомил ее сын - М. С. Волконский (тогда записки его матери еще не были опубликованы). Некрасов делал заметки карандашом в принесенной им тетради. За три вечера чтение было закончено. "Вспоминаю,- писал впоследствии М. С. Волконский,- как при этом Николай Алексеевич по несколько раз в вечер вскакивал и со словами: "Довольно, не могу" - бежал к камину, садился к нему и, схватясь руками за голову, плакал, как ребенок".

Сначала поэма была названа "Декабристки", но в процессе работы Некрасов дал ей другое название - "Русские женщины", придав тем самым своему повествованию более обобщающий смысл. Говоря о своих героинях, он специально подчеркивал: ". самоотвержение, выказанное ими, останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии".

Читайте также: