Историческое значение ппу античности кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Помогает более полному, концептуальному пониманию всех юридических дисциплин.

ИППУ всегда была неотъемлемым элементом высшего юридического образования. Что такое ИППУ? Это такая среда, в которой реализуются идеи, концепции, которые потом возникают в источниках права. Берешь советский ГК и нынешний – разные мировоззренческие подходы. Советский – частная собственность и рыночная свобода – зло. Человек – это существо, которому не надо давать много собственности, которая испортит. Но сейчас либеральный кодекс.

Если мы знаем как сформировался источник права, мы лучше понимаем, что в него хотели вложить.

Но если мы положим туда фрейдистскую установку. Фрейд считает, что человек – это враг культуры, он постоянно агрессивно настроен к различного рода запретам. Если человек не совершает преступление – это исключение из правила, т.к. он должен совершать преступление по своей природе. Какое тут тогда будет исправление в УК?!

2. Она оказывает существенное влияние на фундаментальные исследования политико-правовых проблем.

За последние полвека, как говорит Жуков, ничего принципиально нового не появилось. Например, Ленин. Базовые аксиомы у него марксизма сохранились. Если ты хочешь сказать что-то новое – ты должен уходить в историю и Жуков дает 100% гарантию, что кто-то когда-то это создал.

Берем музыку – сейчас что-то новое создать практически невозможно, все уже было создано. То же с ИППУ – практически невозможно сейчас создать новое направление. Вот аспект новый показать – еще можно. Также надо иметь в виду, что та или иная идея на новой почве начинает по-новой играть. Пример – либерализм – он же везде разный, например, в Японии.

Дети за могилами родителями еще смотрят. Внуки же за дедушками и бабушками – забывают о своих могилах. В гуманитарных науках то же самое. Каждое поколение рождает свой пласт источников. Пример – немцы – у них же массы литературы было. И копни туда – понимаешь, что там все уже было сказано. И часто последующий поколения пишут хуже, чем их предшественники.

3. Содействует углубленному пониманию политико-правового сознания наций и народов.

Античность
Древняя Греция и Древний Рим

По Древнему Риму есть вопрос в билетах по Цицерону. Но про него нам читать не будут. Его политические взгляды – цитатник из Аристотеля и Платона.

Древняя Греция. Платон

Когда возникает вопрос онтологии (учение о бытии), эстетики, этики – нам не особо важно, когда и где авторы теорий жили. Вещи довольно абстрактные.

А вот специфика политических учений в том, что есть жесткая привязка к конкретной эпохе. Фашизм, социализм, анархизм – они всегда тесно связаны с эпохой.

Древняя Греция. Общая характеристика.

Полисная система. Полисы – города-государства. Кто-то считает, что это очень похоже на конфедерацию. Но были общие связи, единая культура, политические союзы.

Что такое Древняя Греция эпохи полисной системы и дальше ближе к нам (до начала нашей эры). Древнегреческий полис – это нечто среднее между государством и обществом. Это и то, и другое. Если возьмем современное государство (Западное), то можешь четче отличить государство (государственный аппарат), а все что не государство – это общесво.

В Древней Греции эту границу тяжело провести. Спарта – там каждый член общества – воин и участвует в управлении.

У Аристотеля – гражданин – это лицо, которое состоит на госудасртвенной службе. А у нас гражданин – лицо, которое состоит в политико-правовой связи с гражданством. Можно не участвовать в политике и быть гражданином нынче.

А в Древней Греции у людей родовое сознание преобладает над индивидуальным (5-6 веков назад из общинно-родового строя вышли). Древняя Греция и Древний Рим – основа всей нынешней западной культуры.

До 18 века изучали наследие Древнего Рима и Древней Греции. Практически 1500 лет перелопачивали это наследие.

Древнегреческое общество основывается на рабовладении. Это, как говорит Аристотель, говорящее орудие. Чтобы быть рабовладельцем, чтобы чувствовать эти принципы, надо иметь такое сознание. Для современного человека это странно, революция в сознании – как делать работ себе подобных?! Но у арабов – даже есть кое-где законное рабовладение. Или во время Чеченских войн – торговали людьми как скотом.

Древнегреческие мыслители, поэты, философы создали совершенные образцы. Они классики, к которым человечество постоянно обращается. Например, Гомер! Непревзойденный классик. И мы можем к ним обращаться и сличать. А вот как там было в Древней Греции, что там у них было? Смотрим на этих мыслителей.

Достижение Рима – классические формы государственности, абсолютные образцы. Вся Европа потом будет равняться на это устройство. И римское право – уникальный феномен! Что касается политической мысли – то пальма первенства у греков все же.

Гераклит – миро возникает, а потом сгорает и так до бесконечности. Двухфазовая цикличность.

Средние века – у них линейное понимание времени. Вначале было создание мира, а потом будет второе пришествие Иисуса Христа.

В США хирурги даже специализируются на одной конкретной операции.

Для современного специалиста-юриста, который занимается политическими учениями. Берем политолога, ему характерно рассматривать политику в отрыве от религии, этики и т.п. А для грека это немыслимо – политика и этика рассматриваются вместе. Как человеческий организм, общество – целостная система. На общество влияют даже космические ритма (приливы и отливы делают отток от берега, а тут человек – песчинка).

Платон

Годы жизни: 427-347 до н.э.

Платон не просто философ, он – родоначальник идеалистической философии.

Традиционно в философии выделяется идеализм и материализм (в основе – материя).

· Материалисты считают, что первичная материя.

· Идеалисты считают, что первичная идея. Бывает объективный и субъективный идеализм.

Объективный – есть разум, Бог, лежащий в основе всего, не зависящий от человека.

Есть еще агностицизм – установка, которая говорит о том, что нельзя понять имеет ли мир начало идеальное или материальное. Человеческому разуму это не дано.

Смотри методологическую часть! И знай ее, сумей объяснить что такое агностицизм и т.п.

Платон из семьи аристократов. И был таковым до мозга костей. И поэтому ненавидел демократию, этих безродных выскочек.

Платон – ученик Сократа. И идеи Сократа переходят в Платона. Аристотель критикует не Платона, а Сократа, т.к. для Аристотеля Платон – это то, что он записал за Сократом (а Сократ ни строчки не записал).

Платон основал свою философскую школу Академию, которая просуществовала практически 1000 лет.

Это колоссальная фигура. Вот как в опере – есть хорошие, а есть выдающиеся. Шекспир – непревзойдённый мастер, который свою тень отбросил на несколько веков вперед.

Политическую мысль как правило формировали философы до тех пор пока не пошла специализация (с 18, 19 века).

Вопрос – как определить роль того или иного человека в истории политологии?

· Степень влияния его работ

Платон породил платонизм и неоплатонизм. Он сумел создать свою направление и в его тени творили еще многие и многие века. Он прошибает стену, а потом десятки лет авторы помельче все это перерабатывают. Вот это Платон – это веха.

Ницше. Крупный автор, может быть даже гениальный. Но не создал своего стабильного направления. Пусть даже было у него влияние. А вот так, чтобы создать направление, в рамках которого потом просто будут создаваться идеи – вот таких авторов не много. Ну 10 можно таких насчитать.

Берем Маркса – 20 век без него невозможно представить.

Не все, что дошло до нас под именем Платона было действительно написано им.

Есть 4 тома страниц по 700 стандартного формата – вот весь Платон. Достаточно ли этого, для того, чтобы стать великим? Много или мало?

Возьмите литературу Чехия и Хэмингуэя – там нет лишних слов. А у посредственностей много могло и не быть. Важно писать сразу, много и сразу гениальное.

4 том Платона до нас дошло. Но до нас многое не дошло. Три основные работы, которые интересуют нас.

1. Диалог Государство

3. Диалог Политик

У Платона его тексты Государство, Законы и Политик. Литературная форма – диалог. У него в тексте есть 3,4,5 действующих лиц, которые между собой беседуют. Это не абстрактный теоретический текст, а диалоги.

Законы – последняя работа Платона – самая большая книга. Государство – на 2 месте по объему. Самые объемные работы носят политико-правовой характер.

Что нужно сказать о языке Платона. Платон излагая свой текст использует постоянно метафоры, образы, мифы. Его нельзя назвать в строгом смысле ученым. Ученый работает методом индукции – набрал фактов и делает теорию. А Платон вначале создает общую теорию, миф, а потом пытается под нее подстроить действительность (дедукция). У Платона много этики, много религии, его научным не назовешь, даже с точки зрения текстов Аристотеля – у него уже четко, гладко, логично.

Платон – почти как писатель, почти как поэт.

Он объективный идеалист. Концепция такая – все мироздание делится на:

1. Мир идей (мир идеальный)

2. Мир вещей (мир реальный, эмпирический)

Человек находится в пещере, где трудно жить. И вот он выходит оттуда. Когда человек видит мир идей, он прозревает. Вот эмпирический мир, который дается нам в ощущениях – кажущийся, ложный. А настоящий мир открывается уже после смерти, когда ему открывается мир идей.

Т.е. во всем эмпирическом мире есть законы, которые нам дает Бог, их преступать нельзя.

Два проекта – диалог Государства и диалог Законы.

Чтобы на 5 сдать ИППУ – надо знать оба проекта.

I. Первый проект - Государство

Платон пытается создать идеальный строй, который нужен человеку. Считается, что он наименее приспособлен для человека.

Какие там основные идеи?

1. Первый вопрос, который ставит Платон – это вопрос справедливости.

Понятие справедливости – это ключевая категория (этическая) для древних греков и римлян. Они все пытаются построить идеальный мир политики на основе справедливости. Если государство и право не основаны на справедливости, значит это государство и право порочно и должно быть изменено.

Платон что подразумевает под справедливостью? Вещь нынче эта очень субъективная. Но сказал лучше всех Аристотель.

Справедливость – эта мера человеческого поведения. Кто ее нарушает – после смерти обречен на муки.

Справедливо никому ни в чем не вредить. Это воздаяние должного каждому человеку. Несправедливость – порочность и невежество, раздор и ненависть, междоусобица. Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – справедливость. Справедливость в том, чтобы делать то, что ты должен делать.

Каждый, появляясь в этом мире, должен занимать свое место, а не чужое. И это будет справедливо. Что хочет сказать Платон? Боги, природа позаботились о том, кем будет человек в этом мире. И надо пытаться прыгнуть выше своей головы, не надо пытаться стать тем, кем ты никогда не сможешь стать. У тебя есть от рождения то, что ты можешь и должен использовать. Если тебе это не предназначено что-то – не пытайся это делать.

Это положение антидемократическое. В демократии – люди равны. Американская мечта – каждый может стать президентом, миллиардером. Платон же считает, что люди не равны. Не делай то, что не предназначено природой. Если ты этим занимаешься, то ты нарушаешь справедливость.

Пишет 2 или 3 абзаца на тему происхождения государства. Платона и Аристотеля не интересует вопрос происхождения государства.

Государство возникает из разделения труда. Т.к. у каждого общества есть те или иные потребности – в железе, еде – каждый начинает это делать. А так как это надо всем, то это начинает объединять людей.

Когда читаешь учебники, то об этом редко пишут, что Платон о том как возникает государство мало писал.

3. Обоснование сословного строя

Первый проект, который он разрабатывает в диалоге государства предполагает 3 сословия:

· Ремесленники, земледельцы и торговцы

Рабов здесь нет, т.к. предполагается, что они есть. Они – рабочий скот. Это просто говорящее орудие (так говорил Аристотель).

Почему такие слои? Для распределения людей на эти слои Платон использует миф – Боги при рождении одним примешивают больше золота (философы), другим - серебра (войны), третьим - медь и железо (ремесленники).

Тут работают два принципа – принцип равенства и принцип неравенства.

Слой стражи – они там все равны. Там принцип равенства.

Самое общество в целом – базируется на принципе неравенства.

Философы – это правители. Это не те люди, которые не помнят какой сегодня день, т.к. они сосредоточены на чем-то важном. Это люди, которые постигли все и могут управлять. Они могут, если надо, принять роды, они смогут выращивать зерно и т.п. Но самое важное качество в том, что они знают мир идей, они знают, что такое идеальный человек и идея государства. Если он это знает, то он может понять, что надо реальному человеку.

Если он знает, что такое идеальное государство, то он сможет и реальное государство создать. Это как режиссер. Нормальный режиссер, когда начинает снимать фильм – имеет этот фильм в своей голове и он начинает набирать под него актеров.

Философы – это люди, которые не хотят управлять, но их просят об этом. Это просто мудрые люди, которые у власти будут благом.

· Стражи или войны

Стражи, строго говоря – это и есть само государство. Стражами их называют, т.к. они охраняют законы (божественные и светские), порядок вещей, основанный на справедливости. Их быт очень детально описывает Платон. Труд Государство – описывается то, как должны жить стражи. Их быт, их воспитание, их мировоззрение.

Платон считает, что семья – это то, что разрушает человека. Нет частно собственности. Нет золота и серебра, все это порождает индивидуализм. Постигают миры идей, философией и управлением государства.

Наиболее выдающие стражи – становятся философами.

· Ремесленники и торговцы

Это как почва для двух других сословий. Они Платона не интересуют. Основа ведь – стражи!

Интересно – Платон хочет сделать селекция для того, чтобы создавать лучших людей – создавать лучшую породу людей. Совокуплять лучших с лучшими.

Платон просто берет те законы, которые есть в животном мире и переносит их в человеческий мир. Нынче есть свобода в этом смысле, но в природе-то самка выбирает сильного самца, слабый уходит. Платон хочет внедрить это в человеческое общество.

Древнегреческая и древнеримская культура – это гомосексуальные эпохи, они там норма. Общение с мужчиной – это для удовольствия в сексуальном плане. А с женщиной – для деторождения.

Для современного человека это набор каких-то абсурдных предложений. Для древних греков это тоже было дико. Этот проект, который предлагает Платон, многое взял из древней Спарты.

А для чего Платон предлагает такой проект, какова же была его сверхзадача? Нужно обратиться к его идее бессмертия души. Человек – слаб, он не может пользоваться своей свободой разумно. Если ему это позволить, то он будет постоянно нарушать справедливость и после смерти попадет не в мир идей, а в чистилище. Чтобы этого не допустить, надо максимально регламентировать быт человека, чтобы он не нарушил справедливость.

Становится понятно, что личность подчиняется государству. Человек подчинившись сохранит свою душу.

Платона из-за этого считают родоначальником тоталитарного сознания. Платон индивидуального человеческого счастья не предполагает. Человек при рождении должен сохранить свою душу, а не получить максимум удовольствия.

4. Формы государства по Платону

Родоначальником этой темы были именно греки. Потом через века это было у философов и юристов. Автор, который пишет о государстве, должен высказаться о формах его правления.

Заложил эту традицию Платон. Древняя Греция была очень хороша для этой темы – там было очень много форм государства. Государства быстро менялись.

2 классификации форм государства – в диалоге Государства и Политик

В порядке их ухудшения

· Монархия – власть одного (аристократия – власть многих);

У власти лучшие!

· Тимократия (среднее между олигархие и аристократией)

Тут господствует цензовая система и яростный дух!

· Олигархия (власть немногих, своекорыстная власть богатых);

Строй, где каждый делает то, что хочет, где назначается наказание и не исполняется, где люди с худшими качествами управляют людьми с лучшими качествами.

Потом рабы сгоняют тирана, призывают монарха и система идет по новой.

У Платона, естественно, масса оговорок.

Тут как раз идет речь о круговороте форм правления.

Выделяют 7 форм государства. Выделяет одну лучшую и еще 6.

· Истинное правление, истинное государство.

В чем особенность? Во главе этого государства стоит философ. И люди в своем поведении опираются не на законы, а на знания.

А философ видит мир идей. Это главная, основная черта. Все остальные – хуже. Далее идет более дробная характеристика.

i. Количество властвующих

· Монархия – власть одного. Правильная форма – царская власть. Не правильная – тирания.

· Власть немногих – аристократия правильно. Олигархия – не правильно.

· Власть большинства. Демократия построенная на законах и демократия построенная не на законах.

Соответствует закону или нет.

II. Диалог Законы – это второй проект.

Там он не о законах пишет, а о порядках, устройстве государства. Считается, что он более щадящий, даже для древних греков. Там есть собственность, есть семья. Но Жуков считает, что нельзя сказать, что он мягче первого.

1. Платон тут тоже выступает как консерватор.

Почему? Во времена Платона разрушается полисная система и появляются империи (вот-вот Александр Македонский появится и т.п.).

2. Платон религиозно окрашен.

Хочет все вписать в законы космоса, а космос для него – как Бог.

Идеальное государство в диалоге Законы

1. Географическое положение государства.

Сейчас есть геополитика. Платон в определенном смысле родоначальник геополитики.

Государство будет стоять от моря примерно на 14 км. Местность – гористая. Корабельного леса – не много. Соседних государств – нет.

Почему нужно быть на расстоянии от моря? Оно, конечно, нужно, но моря куда-то тянет – разрушает душу человека, не быть ему тут консерватором.

Море – это порты, порты – иностранцы. Иностранцы – идейная зараза.

Горы – для замкнутости городов-полисов.

Почему мало должно быть корабельного леса? Чтобы не много путешествовали, не приносили идейную заражу.

2. Государство идеальное предполагает 5040 семей.

Почему эта цифра. Потом что эта цифра поровну делится на 10 и на 12. Для него 12 – магическое число. Платон – пифагореец, для него это число магическое.

Почему актуально обращение к древнегреческой политико-правовой мысли? Современный запад был бы другим, если бы не было Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому и спасают Грецию Евросоюз.

Древнегреческие мыслители выявили различные формы правления гос-ва. У них мы найдем рассуждения о простых формах гос-ва и комбинированных (средство решении определенных проблем).

Все древнегреческие мыслители (Софисты, Платон, Аристотель) рассуждали об идеальной форме гос.правления.

Развитие нашего критического мышления. У древних греков найдем первое определение демократии как форму госправления. Городом управляет не горсть людей, а весь народ, поэтому строй называется народоправством. Афины как пример. Понятие демоса менялось. Сначала туда не включались рабы, затем под ними понимали только мужчин. Потом и М и Ж. Проблема наполнения понятие демоса решалась по-разному.

Древнегреческие мыслители дают радикальную критику демократии. Помогают развивать критическое мышление. Наиболее ярким критиком был Платон по многим параметрам. Говорил, что демократия представляет собой такую форму правления, когда есть непрофессионализм. Платона раздражал институт жребия, в результате которого могут прийти непрофессионалы. Популизм был не понятен Платону. Низкая степень выполнения решений в условиях демократий. Лицо осуждено к см\казни, а он ведет себя как полубог. Низкое кач-во выполнения принятых решений.

Почему демократия получила столько критических оценок? Афинская демократия просуществовала долго, а что существует долго, мы лучше понимает недостатки, проще критиковать. Философы были интеллектуалами, и власть народа дБ раздражать в силу непрофессионализма. Проводя аналогии, мы должны обратиться к трудам мыслителей, которые по воле судьбы связаны с обществом, где давно построено социальное гос-во и тогда найдем критику идеи и реализации социального гос-ва - немецкие философы. Соц гос-во стоит дорого, предлагает рост соц.бюрократии, увеличивается число соц.работников

Правовые взгляды греческих философов. Тогда увидим, что он предложили нам одну из важных классификаций видов права. Право условное, право самовозникшее (позитивное и естественное).

Поиск совершенной формы гос-ва, которая была бы устойчива к внутригос.переворотам. В Древней Греции было много внутригос.переворотов. Аристотель 5 главу книги Политики посвятил разбору гос.переворотов. 3 вида переворотов: 1) демократический внутригос переворот. Г. Аргос, бедняки перебили 1200 зажиточных людей, разделили все между собой, разделили гражданские должности – демократический переворот. 2) олигархический. К власти приходили олигархи. Власть 30 тиранов в Афинах. Уничтожали всех, кто выделялся на их фоне. 3) тиранические перевороты. В условиях внешней опасности к власти мог прийти чистолюбивый, молодой политик Дионисий, в 25 лет стал тираном, используя хитрость. \ Конфискацию имущество, раздача друзьям. Греко-персидская война. Пелопонесская война, которая продолжалась 30 лет. Это показатель того, что жизнь у греков была сложной. Вывод: внутригос перевороты, войны стимулировали рост гиперактивного начала. Часто собираются народные собрания, судебные процессы идут бесконечно, растрата. В связи с такой обстановкой стало востребованным искусство обрекать свои мысли в образы, понятные членам народного собрания. Появился спрос на софистов.

научили красиво говорить, но за деньги. Они предлагали знания за деньги, они передвигались в поисках учеников, отсюда мобильность, замечали различие законов и т.д.

Сократ не любил софистов, но сам был мыслителем софистом, только на безвозмездной основе.

Софисты могли выиграть любой спор, могли доказать сначала, что кошки гоняются за мышами, а потом все наоборот.

Прекратил ли ты бить своего отца? – коварный вопрос софистов.

Главный для них – выиграть спор, а не познать истину.

Софисты – греческие просветители.

Раньше были натурфилософия – удивление над природой, с софистов начался период удивления человек. Софисты известны как одни из первых политических мыслителей.

Ветер он теплый или холодный, мнение в зависимости от того простужен ты или нет.

Люди пытаются создать города, но ничего у них не получается, нет дружбы, согласия, это увидел Зевс – автор этой программы, он недоволен, вызывает Гермеса и говорит наделить людей чувством стыда и справедливости. Каждый должен быть привязан к чувству добра и справедливости, иначе не будет гос-ва. Каждый может быть членом собрания, если бы Зевс сказал, что каждый 10й, то была бы аристократия. Протагор первый обосновал мифом. Софисты способны воспитать чувство стыда и справедливости в итоге.

Протагор и Ликофрон размышляли о государстве

В основе лежит релятивизм, нет истины, есть мнения, агностицизм – неверие в возможность что-то понять, фил. скептицизм – сомнение в нашем разуме и истине и мифология

Выделяют старших и младших софистов ( кто кого учил)

1 группа – Протагор и Горгий – высоко ценили право созданное людьми. Закон – изобретение славных добрых законодателей ( Солон). Закон – это мнение, которое выражено в этом городе. Мнение города и есть истина этого города. Горгий – закон есть страж справедливости.

2 группа – которые различали право естественное и позитивное, они не просто различают, но противопоставляют их критически. Антифонт, по природе мы все равны и греки и варвары, согласно естественному мы равны, а позитивному нет) Гиппий – законы предписывают многое! ( что противно природе). Законы быстро меняются! Алкидан – природа никого не создала рабом! Ликофрон – неблагородное и благодарное не различаются!

Запретили похоронить брата, но она нарушила запрет и выбирает естественное право.

3 группа: не только противопоставляли права, но и пытались понять позитивное право, его назначение.

Фрасимах – право служить сильным! ( тем, кто у власти) Калликл – законы служат интересам слабых ( тем, кого большинство). Калликл был аристократом. В силу естественного права должен выигрывать сильнейший. Идеал для него Геракл, который захватил всех коров у Гедеона.т.е. другое понимание естественного права.

У софистов встречаем 3 школы правопонимания:

Школа юр позитивизма. Право замыкаем на гос-ве

Школа естественного права

Социологическая школа правопонимания. Связь права с интересам тех или иных групп общества. Право служит интересам сильных, слабых. Право зависит от расстановки сил.

Калликл. Естественное право это право сильного. Его можно признать апологетом тирании. Древнегреческая полит мысль приобретает поэтому новые черты. С одной стороны, Протагор, с другой стороны, Калликл, кот ссылкой на естественное право обосновывает тиранию.

Если до софистов одно из первых пониманий закона, номос рассматривалась как воля Богов и это первые указания мы находим у Гесиода. Что делают Софисты? Предлагают светское понимание закона. Законы это изобретение славных древних законодателей. Это законы города, для этого города законы действуют. Законы теряют связь с божественным началом. Светский взгляд. Поставили под сомнение божественное происхождение закона.

Соотношение закона с искусством. Конституция США. Это продукт законодательного искусства. ВХВ имеет правовое значение и сейчас. Кодекс Наполеона. Петровский табель о рангах (200 лет выдержал).

С нравственной тз естественное право выше, чем право созданное царем Крионтом (позитивное).

Заслуга софистов 2 группы в том, что находим обоснование фундаментальных прав человека (= всех по природе). Антифонт (и греки и варвары по природе мы все абсолютно равны). В ВДПЧ ст.1. все рождаются равными. Критика рабства. Эти взгляды способствовали тому, что в римской империи шло ослабление рабства под влиянием греческих мыслителей. Ульпиану сложно было обосновать рабство с ссылкой на естественное право (на право народов ссылается).

Свобода апелляций, свобода слова находим у Протагора. Говорит о том, что если кто-то выступает, все его слушают. Протагор не только теоретик полисной демократии, но и обосновал значимость для афинской демократии права изагориев.

Эффективность реализации права.

Слова выступают не только носителями информации, а слова могут выступать в качестве символического оружия.

Понятие "античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания.

Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает.

Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. К примеру, с более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

Историческое значение античной литературы заключается в неоднократных возвращениях европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1.Эпоха Возрождения (Ренессанс);

2.Классицизм 17-18 вв;

В русской лит-ре наибольшее значение имел классицизм 17-18 вв, а самым ярким представителем нового понимания античности был Белинский.

Понятие "античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания.

Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает.




Образы античной литературы входят в современную литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. К примеру, с более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

Историческое значение античной литературы заключается в неоднократных возвращениях европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления.

1.Эпоха Возрождения (Ренессанс);

2.Классицизм 17-18 вв;

В русской лит-ре наибольшее значение имел классицизм 17-18 вв, а самым ярким представителем нового понимания античности был Белинский.

Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Античная философия: этапы развития, представители и особенности

В дальнейшем идеи античной философии легли в основу средневековой философии и считаются главным источников развития европейской общественной мысли.

В античной философии выделяют 4 основных периода: Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э., Классический этап (5-4 вв. до н.э.), Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 в. н.э.), Завершающий этап (3-6 вв. н.э.).

Натурфилософский (доклассический) этап (7-5 вв. до н.э.)

Доклассическая античная философия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Натурфилософы (в переводе –философы природы) рассматривали проблемы мироздания в единстве природы, богов и человека; причем природа космоса определяла природу человека. Главным вопросом доклассической философии был вопрос о первооснове мира.

Ранние натурфилософы выдвигали на первый план проблему космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни (космологический подход).

У поздних натурфилософов созерцательный подход сочетается с использованием логической аргументации, и появляется система категорий.

К натурфилософам относят:

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Классический этап (5-4 вв. до н.э.)

Период расцвета античной философии. На этом этапе центром философской мысли были Афины, поэтому его также называют афинским. Главные особенности классического этапа:

Наиболее известными философами классического периода являются древнегреческие мыслители Сократ, Платон и Аристотель, а также философы-софисты.

Особенности философии софистов:

Софисты не создали единого философского учения, но они пробудили интерес к критическому мышлению и человеческой личности.

К старшим софистам причисляют (2-я пол. 5 века до н.э.): Горгия, Протагора, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития.

К младшим софистам относят: Ликофрона, Алкидамонта, Трасимаха.

Сократ (469-399 гг. до н.э) – считается основоположником классической философии. Как и софисты, он сделал центром своего учения человека и его внутренний мир, однако их учение считал бесплодным и поверхностным. Существование богов он ставил под сомнение, во главу угла ставил разум, истину и знание.

Главные идеи Сократа:

  • Познание самого себя есть одновременно поиск знания и добродетели.
  • Признание своего невежества побуждает к расширению знаний.
  • Существует высший Разум, разлитый по Вселенной, а человеческий разум – лишь ничтожная его доля.

Сутью жизни Сократа были его беседы с учениками и дискуссии с оппонентами. Путем постижения истины он считал майевтику (метод, им же изобретенный, по-гречески означает повивальное искусство) – поиск истины путем диалога, иронии и коллективного размышления. Сократу также приписывают изобретение индуктивного метода, ведущего от частного к общему.

Поскольку свое учение философ предпочитал излагать в устной форме, основные его положение дошли до нас в пересказах Аристофана, Ксенофонта и Платона.

Платон (Афинский) настоящее имя – Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Ученик и последователь Сократа, всю жизнь проповедовал нравственный смысл его идей. Основал в пригороде Афин собственную школа, названную Академией, и положил начало идеалистическому направлению в философии.

Согласно идеалистической теории Платона мир делится на 2 категории:

В рамках своей философии Платон также разработал учение о добродетели и создал теорию идеального государства.

Идеи Платона оказали огромное влияние как на последующие философские школы античности, так и на мыслителей Средних Веков и Нового времени.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель был учеником Платона и двадцать лет провел в его Академии. После смерти Платона он восемь лет служил воспитателем Александра Македонского, а в 335-334 гг. до н.э. основал в окрестностях Афин собственное учебное заведение – Ликей, где преподавал вместе с последователями. Создал свою собственную философскую систему, опирающуюся на логику и метафизику.

Основные положения философии Аристотеля:

  • в основе любой вещи лежат: материя и форма (материальная сущность и идея вещи);
  • философия – универсальная наука о бытие, она дает обоснование всем наукам;
  • основой науки является чувственное восприятие (мнение), однако истинного знания можно достичь лишь с помощью разума;
  • решающее значение имеет поиск первой или конечной причины;
  • главная причина жизни есть душа – сущность бытия любой вещи. Существуют: низшая (растительная), средняя (животная) и высшая (разумная, человеческая) душа, придающая смысл и цель человеческой жизни.

Аристотель переосмыслил и обобщил философские знания всех предыдущих античных мыслителей. Он впервые систематизировал имеющиеся науки, разделив их на три группы: теоретические (физика, математика, философия), практические (среди которых одной из главных была политика) и поэтические, регулирующие производство различных предметов). Также он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии и основную структуру философского знания. Аристотель является автором геоцентрической системы в космологии, которая существовала вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Учение Аристотеля явилось наивысшим достижением античной философии и завершило ее классический этап.

Эллинистическо-римский этап (4 в. до н.э. – 3 век н.э.)

Этот период получил свое название от греческого государства – Эллады, но включает также и философию римского общества. В это время в античной философии произошел отказ от создания фундаментальных философских систем и переход к проблемам этики, смысла и ценностей человеческой жизни.

Лукреций Кар (ок. 99 – 55 вв. до н.э.);

Основа человеческого счастья есть стремление к наслаждению, безмятежности и душевному спокойствию (атараксии).

Стремление к наслаждению – не субъективная воля человека, а свойство человеческой природы.

Зенон из Кития (336-264 гг. до н.э.) – основатель школы.

Эпиктет (50-138 гг. до н.э.);

Счастье есть главная цель человеческой жизни.

Благо есть то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – все, что направлено на его уничтожение.

Жить нужно в согласии с естественной природой и своей совестью.

Стремление к собственному сохранению есть не-нанесение вреда другому.

Панетий (ок. 185-110 гг. до н.э.);

Завершающий этап (3-6 вв. н.э.)

Период с 3 по 6 века н.э. включает философию не только греческого, но и римского мира. На этом этапе происходил кризис в римском обществе, что нашло отражение и в общественной мысли. Интерес к рациональному мышлению угасал, росла популярность различных мистических учений и влияние христианства.

Самым влиятельным учение этого периода стал неоплатонизм, наиболее известным представителем которого был Плотин (205-270 гг. н.э.).

Представители неоплатонизма занимались толкованиями учения Платона и критиковали все последующие течения. Главными идеями неоплатонизма были:

  • Все низшее вытекает из Высшего. Высшее – это Бог, или некое философское первоначало. Высшее невозможно постичь разумом, лишь путем мистического экстаза.
  • Суть познания – познание божественного принципа, воплощающего подлинность бытия.
  • Благо – есть духовность, освобождение от телесного, аскетизм.

Полезные источники

Античная философия: этапы развития, представители и особенности обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: