Исторический жанр в творчестве передвижников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Психолога- Репина прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художник ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его страстей Иван Грозный и сын его Иван" (1885 г.). Это самая неоднозначная, психологически напряженная и выразительная работа живописца.

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы"Запорожцы пишут письмо турецкому султану"(1891 г.). - сложная многофигурная композиция, в которой мастер добился впечатления свободы и удали. Части картины продуманы и точно сопоставлены друг с другом, благодаря чему в ней нет главных ролей — все персонажи равноправны. Художник выразил сплоченность, равенство и братство запорожцев - важные особенности жизни этого народа.

Подлинный гражданский пафос, демократизм, выражающийся не только в глубоком понимании и изображении народной жизни, но в ясности и доступности самого изобразительного языка, высочайшее реалистическое мастерство, правда характеров, интерес к животрепещущим вопросам современности- залог непреходящей ценности искусства Репина.

В XIX веке русская живопись совершила в своем развитии небывалый скачок. Целая плеяда талантливых и неординарных художников создавала шедевры, прославившие Россию в веках. У каждого из них свой, не похожий на остальных, творческий путь. Художники искали свои методы, сюжеты, образы, пробовали себя во многих жанрах, работали в разных стилевых направлениях и над разноплановыми темами.

    , сентиментализм, романтизм, реализм.
  • их дополняют — модерн, символизм, сюрреализм и экспрессионизм.

Благодаря этому общая картина живописи получается неоднородной.

Но именно реализм дал возможность показать жизнь такой, какой она была на самом деле. Постепенно художники отходят от романтических принципов. И в пейзажах, и в сюжетной картине создавалось ощущение присутствия зрителя, как будто он был непосредственным свидетелем происходящего.

Начало передвижничества в России

И.Крамской . Автопортрет

Цели художников-передвижников

Передвижники своими картинами говорили о необходимости социальных сдвигов в стране, верили в возможность перемен, затем, разуверившись в их возможности, стали изображать социальные трагедии, людей страдающих и людей думающих. Творчество этих мастеров объединило в себе поиски духовного идеала, переживания, веру в силу народа.

На полотнах нашли отражение:

Чтобы воплотить свои философские воззрения в жизнь, передвижники постоянно искали новые типажи и характеры. В это время появляется социальный (исторический) портрет, героями которого становятся крестьяне, разночинцы-интеллигенты, борцы за свободу народа, первые пролетарии (портреты Крамского).

Жанры и темы живописи у художников-передвижников

Бытовой жанр

Он стал тем инструментом, с помощью которого передвижники пытались изменить жизнь простых людей к лучшему. С 50-х годов начинают появляться большие эпические полотна, на которых изображались многофигурные сцены.

Живописные эпопеи с изображением народных масс стали воплощением глубокого убеждения многих передвижников в том, что они творят свои произведения не ради одного искусства, а преследуют более высокие духовные цели.

Они показывают народ не в семейном быту, а выводят его на улицы, демонстрируя его общественные отношения и постепенно подготавливая почву для его дальнейшего объединения.

Самыми выдающимися живописцами бытового жанра стали И. Репин, В. Маковский и Н. Ярошенко.

В.Маковский. Автопортрет

развивал В. Маковский.

Изображали представителей простых слоев городского общества Н. Ярошенко

Портреты современников

И. Репин Автопортрет

И. Репин Автопортрет

Целую галерею образов интеллигентов-народников создали Н. Ярошенко и И. Репин. У Ярошенко появляется и образ бунтаря-революционера

и молодой просвещенной девушки

У Репина этой же тематике посвящены

Крестьянская тематика передвижников

Современные вопросы передвижнической живописи

И.Крамской.

Религиозная тема


Н. Ге Портрет кисти Ярошенко

Поскольку в 60-70 гг. – период активного развития и становления исторической науки, то и общество интересуется ее наработками. В это время активно читают опубликованные документы, обсуждают их и спорят. Творческие люди пытаются переосмыслить многие исторические события, пересмотреть их сквозь призму демократических взглядов и отразить в своих произведениях.

Патетикой, трагичностью веет от этих полотен.

А в картинах В. Сурикова

освещены героические события в русской истории.

Полотна эти свидетельствуют о силе характера, мужестве и отваге русских людей.

Историческая и сказочная тема в творчестве передвижников

В. Васнецов Автопортрет

В. Васнецов Автопортрет

Многие из передвижников стали знаковыми личностями для всей истории русской живописи.

В. Перов, И. Крамской, Н. Ге, В. Верещагин, В. Васнецов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И.Шишкин, И. Айвазовский, А. Куинджи, И. Репин, В. Серов, И. Левитан, В. Суриков.

Эти великие живописцы громко заявили о своем таланте. Человек с его глубоким духовным миром, творческим восприятием жизни, пребывающий в активном поиске смыслы жизни стал центральной темой полотен художников-передвижников.

Пейзаж у передвижников

Новое дыхание в их творчестве обрела и пейзажная живопись. Пейзажи стали задушевно-интимными, словно природа отражала внутренний мир самих авторов, влюбленных в родную землю.

У И. Левитана природа изображена сквозь призму настроения человека.

И.Левитан. Автопортрет

Пейзажи А. Куинджи, наоборот, сказочны. Они поражают своей необыкновенной красотой, встретить какую в реальной жизни очень трудно. Именно такие моменты ловил и фиксировал на своих полотнах художник. Его картины легки, наполнены светом, яркостью красок и ясностью, а линии на них — четкие. Куинджи называли мастером света, так удачно у него получалось обычную, знакомую, родную природу посредством светотени сделать волшебной.


А. Куинджи Портрет кисти В.Васнецова

Творческое наследие передвижников-пейзажистов во всем его разнообразии трудно переоценить. На протяжении столетий остаются непревзойденными шедеврами:

  • море Айвазовского,
  • лес Шишкина,
  • лунная ночь Куинджи
  • и весенняя надежда, принесенная грачами Саврасова.

Нельзя не отметить, что социальные картины передвижников воспринимались интеллигенцией как драма народа, вызывали то чувство вины перед народом, которое было так характерно для образованных людей того времени.

Поиск новых тем, новых возможностей, новых трактовок, характерный для передвижников, отражение идеалов интеллигенции не мог не оказать большого влияния на умы и настроения современников. В то же время нельзя не отметить огромный вклад передвижников в развитие реалистической живописи в России.




Возникло стремление понять и оценить под углом зрения демократических идеалов роль народа в истории, значение выдающихся исторических лиц. На новые искания в области исторической картины наталкивал и характерный для этого периода широкий общественный интерес к отечественной истории. Историческая наука 60-70-х годов уделяет много внимания собиранию и публикации историко-документальных материалов, этнографических данных, истолкованию ряда основных моментов в истории России. Горячие споры происходили в эти годы и по вопросу о роли петровских преобразований в истории русского народа. Были изданы труды, освещающие особенности материальной культуры Древней Руси, русской одежды, утвари и т.д., - все это помогало художникам и другим деятелям культуры более отчетливо представить жизнь и быт давно минувших времен и нашло отражение в русской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве.

Возникло стремление понять и оценить под углом зрения демократических идеалов роль народа в истории, значение выдающихся исторических лиц. На новые искания в области исторической картины наталкивал и характерный для этого периода широкий общественный интерес к отечественной истории. Историческая наука 60-70-х годов уделяет много внимания собиранию и публикации историко-документальных материалов, этнографических данных, истолкованию ряда основных моментов в истории России. Горячие споры происходили в эти годы и по вопросу о роли петровских преобразований в истории русского народа. Были изданы труды, освещающие особенности материальной культуры Древней Руси, русской одежды, утвари и т.д., - все это помогало художникам и другим деятелям культуры более отчетливо представить жизнь и быт давно минувших времен и нашло отражение в русской литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве.

Исторический жанр – область мирового искусства, отображающая реальные события жизни и истории от прошлого до современности. При этом изображающиеся действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства лиц.

История человечества была бы неизвестна современникам без произведений искусства, которые много о ней рассказывают. Мифология, религия, реальные факты – все это переплетается и доносит до нас картину мира. Иногда реальную, иногда выдуманную. Различные эпизоды жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывают настоящую правду, а иногда идеализируют происходящее, или наоборот, его усугубляют и драматизируют.


Ж. Л. Давид. Смерть Сократа.

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и переплетаясь с другими. Смешанными видами являются:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

При этом в исторический жанр в живописи включают также и его разновидности, в том числе и религиозные сюжеты. Библейские события из Ветхого и Нового завета также отображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому провести четкую черту, которая разграничивает эти виды искусства достаточно сложно.

История также переплетается и с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отожествляются с правителями, известными личностями.


Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди произведений исторической направленности следует отметить следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

История развития

Впервые исторические события начали изображать еще в глубокой древности. В пещерных рисунках люди рисовали не только бытовые сценки из жизни (например охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события вроде извержений вулканов, землетрясений, первые войны за территорию. Часто реальные события переплетались с мифологическими, выдуманными или такими, которые люди не могли объяснить. Например, встречаются изображения богов и волшебников, но вполне вероятно, что это были живые люди, которых просто обожествляли.

Со времен античности люди начали делать различия между мифологией и историей. И понимать, что необходимо донести до предков истинную правду о настоящем. Впервые реальность фактов стала изображаться отдельно от символики.

В Средневековье на концепцию изображения событий сильно влияла религиозная направленность. Эпизоды из Библии, некоторые войны, представлялись как действительные, и разораться, что реальность, а что выдумка достаточно сложно. Уже в то время историческую живопись называли самой благородной формой искусства, ведь описать правду намного сложнее, чем выдумку. Кроме того, творчество художников должно было быть направлено на укрепление морали и нравственности общества, приблизить народ к вере в Бога, в государство, в общественных деятелей.


Уолтский диптих. Король Ричард II со святым Эдмундом Мучеником, Эдуардом исповедничком и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться в качестве отдельного в эпоху Возрождения. Активная торговля и путешествия породили новых образованных людей, знающих множество языков, умеющих общаться и создавать новое. Главная идея эпохи – показать красоту человека и его внутреннего мира. Кроме того, языком живописи художники Возрождения пытались донести до зрителя некоторые магические знаки. Картины критиковали власть, чиновников, рассказывали про убогость либо великодушие некоторых людей. Так историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Значительную роль в развитии жанра сыграло веяние романтизма. Он провозгласил реализм и историзм главными творческими принципами в изображении человека. При этом художники писали не только важных персон, внимание направилось и на простых людей. Главным стало описание события, которое повлияло на них и на следующие поколения.

В XVII веке исторический жанр выходит на первый план. Классицизм предполагал рассказы о настоящих героях, изображенных на монументальных полотнах и работах. И здесь история вступает в свои права. Ведь настоящие, а не мифологические образы и события вызывают больше чувств, в силу их значимости.


Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII век стал переломным для всей живописи мира. Реализм становится академическим и обязательным для всех художников. При этом приобретают большое значение не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами – натюрмортом, пейзажем, портретом и пр. К героям добавляются религиозные и научные символы, современные атрибуты и одежда.


Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Картины исторического жанра писали и русские художники. XIX – начала XX вв. Это было расцветом для русской школы. Основные идеи – сила народа и его единство, постепенно переросли в революционные темы. При этом использовались не только современные темы – художники возвращались к сюжетам из прошлого, особенно к темам великих войн и достижений.

Известные мировые художники и картины

Итальянец Л. Б. Альберти, средневековый ученый, живописец, архитектор и писатель, говорил о том, что описать правду намного сложнее, чем выдумку. Именно его считают основателем жанра,


С. Ботичелли. Рождение Венеры.

Среди художников-романтиков большую роль в развитии исторического портрета сыграл Э. Делакруа. Полотна с большим количеством людей и действий, революционные темы – такие работы вызывали восхищение у современников. А многие художники стали брать пример с великого мастера.


Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ.


Д. Веласкес. Сдача Бреды.


Рембрант. Ночной дозор.

Любая война, каждая революция, также привносили в жанр новые веяния и новые имена. Великая французская, Голландская, Франко-Прусская, Наполеоновские завоевания, гражданские войны в разных странах – все они, а также их герои, отражались на полотнах художников того времени. Вспоминали художники и о старых сражениях – Крестовых походах, Столетней войне, об Александре Македонском. Ну и конечно, большое количество работ было выполнено на тему сюжетов Первой и Второй мировой войны.

Русский исторический жанр

Изначально русское искусство характерно своей религиозной направленностью. Прежде всего, художественные полотна были связаны с Библией и ее сюжетами. Но многие художники писали и для царя, знатных особ, их приближенных. Семейные и парадные портреты, тематические сценки для украшения дома, все это – отражение действующего времени.

И если религиозное направление было самобытным, то жанры вроде портрета, натюрморта, пейзажа и исторической тематики в основном заимствовали из европейской культуры. Художники изучали картины, которые привозились из-за границы, старались работать в таком же стиле и такими же художественными приемами.

Основоположником русского исторического жанра можно назвать А.П. Лосенко. Он создал целую серию картин из прошлого Древней Киевской Руси и античности.


В. Лосенка. Владимир перед Рогнедой.

И. А. Акимов продолжил труды Лосенко. Он писал реальные картины об античных героях и божествах – Геркулесе, Прометее, Сатурне, Мифологические образы, смешанные с реализмом, писал П. Соколов. Историей XIII века увлекался художник Г. Угрюмов. Все их работы идут параллельно с европейскими, отличаясь лишь специфичной техникой и определенной возвышенностью образов.

XIXвек в русской культуре стал взрывом работ в историческом стиле. Картины пользовались популярностью не только среди интеллигенции, но и у простых граждан.


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи.

Именно в этом веке живописцы сделали ставку на истории России. В ход идут не только христианские сюжеты, уже привычные многим. Картины рассказывают о великих прошлых битвах, известных личностях (Петр I, Екатерина Великая, знаменитые полководцы), и о простом народе, который много сделал для страны.


И. Е. Репин. Иван Грозный убивает своего сына.

При этом художники изображают не только самых известных людей. Становится популярным бытовой исторический жанр.

Передвижники


И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.


В.И. Суриков. Боярыня Морозова.


В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

Многие передвижники работали не только над реальными картинами и событиями. Никуда не уходили и религиозные темы, которые были неразрывно связаны с историей русской культуры.


В. Д. Поленов. Христос и грешница.


И. Н. Крамской. Неизвестная.

Для передвижников характерна не только настоящая реальность, а больше ее драматизм, эмоции, идейная направленность. Тем и сюжетов в их работах очень много, но все они направлены на одно – рассказать людям всю правду о прошлой и настоящей жизни.

Источники

Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

Все это чутко улавливали передовые художники-реалисты. Не отделяя себя от народа, они верили в могучую силу искусства, способного не только дать радость, наслаждение, но и активно вмешиваться в жизнь. Отсюда — постоянный интерес передвижников к злободневной бытовой картине.

Художники передвижники

В организованных после реформы земствах (которые занимались вопросами местного самоуправления в каждом уезде и губернии) заседали выборные от всех сословий. Некоторое число мест приходилось и на долю крестьян. Казалось, наступили счастливые времена равенства и братства.

На контрасте этих двух обедов изобретательно и скупо раскрывается сюжет, дающий возможность художнику показать целый ряд образов крестьян, написанных с большой наблюдательностью и пониманием.

Часто в таком народном коллективе, изображенном художниками, начали появляться образы суровые и не примиренные с своей судьбой.

Художники передвижники

Савицкий умел писать массовые народные сцены, он не истощался в мотивах, не повторялся в типах; непрерывное наблюдение, изучение жизни, интерес к людям, искреннее сочувствие к заботам и бедам простого народа питали его творчество.

Художники передвижники

Картина построена таким образом, что перед зрителем последовательно развертывается несколько стадий этого печального события. В глубине справа — густая толпа, в ней только угадываются отдельные фигуры, в центре действие достигает наибольшего напряжения, и, наконец, в глубине слева уже простившиеся, подымаясь по ступенькам к перрону, в последний раз оборачиваются назад к родным, прощаясь с ними взглядом.

Совсем иное настроение на первом плане слева; не кротость, неоткровенное отчаяние и не бесшабашность, а сдержанное и целомудренное горе чувствуется в семье, где немолодой, бородатый солдат прощается с родителями и застенчивой юной женой. Вся эта группа,, включая и девочку-подростка, с любопытством озирающуюся вокруг,, принадлежит к лучшим созданиям Савицкого.

Колорит картины — беспокойный, пестрый. В одеждах женщин много контрастных пятен — синих, красных, желтых. Вероятно, художнику и в красках хотелось передать то же перенапряжение, которое было в чувствах его героев.

Художники передвижники

Труден был его путь в искусство. Он рос в деревне (вблизи Новой Ладоги, в двухстах с лишним километрах от Петербурга) в крестьянской семье, рано осиротел. Первые знания получил в монастырской школе. Страстная тяга Васи Максимова к искусству побудила его старшего брата отвезти мальчика в Петербург и отдать в учение к иконописцу.

Мальчик терпел побои, недосыпал, недоедал, нянчил детей хозяина, и вся его профессиональная подготовка сводилась к тому, что он растирал краски. Нарушив контракт, он бежал домой, в деревню, вновь возвращался, пока не устроился на лучшее место, выговорив себе свободные часы для занятий.

Проучившись три года, имея все шансы на получение большой золотой медали, Максимов в 1866 году покидает Академию художеств. считая дальнейшее пребывание там бесполезным. Ему хочется работать над самостоятельно выбранными темами, писать картины о родной ему деревне, о крестьянской жизни. Некоторое время Максимов входил в небольшую артель, организованную Крестоносцевым и состоящую из молодых художников — Боброва, Кошелева, Киселева, Дамберга. Подобно членам Петербургской Артели Крамского, участники артели Крестоносцева жили вместе, брали заказы, организованно распределяли доход от проданных картин, с учетом платы за помещение и других расходов. Артель просуществовала недолго, она имела более профессионально-практический, нежели идейный характер.

Художники передвижники

Через двадцать пять лет сцена, увиденная маленьким Васей Максимовым, как по волшебству воскресла на полотне художника, увлекая зрителей свежестью чувств, искренностью. Живая непосредственность, с которой автор сумел расположить три десятка действующих лиц в небольшом пространстве избы, трепетность освещения, помогающая передать напряженность момента, - - все это далось художнику не сразу. Несколько лет (1868 —1875) прошло в напряженном труде, прежде чем он добился успеха.

Картина имела большой успех на выставке и была приобретена Третьяковым. Позднее в галерее появился и эскиз к ней. Теперь, когда они висят почти рядом, мы можем, сравнивая, видеть, как много значит в живописи распределение света. Художник не сразу нашел положение всех фигур в пространстве. Изменения в группировке действующих лиц помогли более удачно решить задачу освещения в картине. Оно сделалось неровным, причудливым, появилось больше контрастов света и тени. И все, словно преобразившись, стало таинственным и тревожным.

Художники передвижники

Именно так воплощены образы молодых: он — настоящий добрый молодец из русских сказок, она — трогательная девица-краса. Оба они резко противоположны неподвижному, как идол, колдуну, не злому, и не доброму, а какому-то отрешенному, точно пришельцу из другого мира, которого вдруг потянуло к людям.

В этом горячем отзыве был, как мы видим, и упрек. Максимов недостаточно работал над совершенствованием своей живописной техники. Он был художником острозлободневным, его каждый раз увлекали новые темы, которые подсказывала ему жизнь. Он стремился показать никем еще не замеченные те или иные черты крестьянского быта, приковать внимание к горькой доле мужика, запечатлеть со всей убедительностью разнообразнейшие народные типы. И это ему удавалось. Но, свободно владея рисунком, светотенью, умея живо передать движения, жесты действующих лиц, естественно сгруппировать их, он мало занимался могучим средством выразительности в живописи — цветом. Зачастую в его картинах цвет играл роль раскраски, он мало менялся в зависимости от освещения и окружающей воздушной среды, это очень обедняло возможности художника.

Картина имела огромный успех и была приобретена Третьяковым, но ее можно встретить и в других коллекциях. Постоянно испытывая нужду в деньгах, художник много раз повторял ее, с небольшими изменениями в колорите.

Крестьянка пришла в город навестить сына, отданного в учение к мастеровому. Вот он перед ней в сенях, босой, нечесанный, в рваном переднике жадно ест принесенный калач, а мать тоскливо смотрит на него, подперев щеку.

Маковский умеет в самом обыденном увидеть глубокий скрытый смысл, показать жизнь в переплетении печального и комического.

Художники передвижники

Так через этот маленький эпизод обнажаются глубокие процессы жизни пореформенной России, драма не одной, а десятков и сотен тысяч крестьянских семей, из которых кормильцы ухсдили в город на заработки, отрывались от родных, нередко спивались, попадая в каторжные условия, опускались на дно. А их осиротевшие жены и дети становились нищими.

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

Художники передвижники

Люди за решеткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Когда в 1888 году картина появилась на 16-й передвижной выставке, вокруг нее собиралась толпа зрителей, возникали споры.
— Всюду жизнь — ведь в этом символ. . .
— Где любовь, там и бог. ..
— Ну, запахло толстовщиной!
— Глубже надо подойти, здесь выражение социальной психологии. . .
— Что должна была пережить эта женщина? И где только Ярошенко разыскал такую модель?

Читайте также: