Исторический жанр в русской живописи 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В России историческая живопись появилась во II-ой половине XVIII столетия и заняла лидирующие позиции среди других жанров живописи. Эти позиции полностью соответствовали классицистическим воззрениям эпохи.

Родоначальником исторического жанра в России стал А.П. Лосенко, впервые написав в 1770 году картину на тему из российской истории - полотно "Владимир и Рогнеда", где изобразил одну из сцен исторической пьесы как сюжет из истории России. Позы и жесты персонажей подчеркнуты патетикой и трагическими нотами, выразительными художественными приемами мастера. В 1773 году Лосенко перенес на холст еще один сюжет из исторической "Илиады" Гомера - "Прощание Гектора с Андромахой", который представляет идеального для классицизма персонажа, пренебрегающего личными чувствами ради служения обществу.
Последователи А.П. Лосенко
Принципы классицистической исторической живописи укрепили и развили далее ученики и сторонники Антона Лосенко:

И.А. Акимов: в 1773 году, в картине "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев";

П.И. Соколов: в 1777 году, в картине "Дедал привязывает крылья Икару";

Г.И. Угрюмов: в 1793-1800 годах, в картинах "Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы", "Призвание Михаила Федоровича на царство", "Взятие Казани", "Испытание силы Яна Усмаря".
На всех полотнах ярко читается преобладание приемов драматизма и театрализации: чрезмерная образность жестов, фокусирование на главном, сценичность в распределении света и пространства.
Историческая живопись I-ой половины XIX столетия в России
Первая половина XIX столетия ознаменовалась укреплением академизма в исторической живописи. Представители жанра академизма:
-

А.И. Иванов: в начале 1800-х годов, полотно "Смерть Пелопида"; примерно в 1810 г., картина "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году"; в 1812 г. полотно "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей";

А.Е. Егоров: в 1814 году, полотно "Истязание Спасителя"; в 1830-е г.г., картина "Отдых на пути в Египет";
- В.К. Шебуев: в 1839 году, картина "Подвиг купца Иголкина".

Романтическая эпоха исторической живописи в России

Стиль живописи "романтизм" привлекает внимание художников к поворотным событиям, как в истории человечества, так и в судьбах отдельных людей. В эпоху романтизма были написаны три прославленные картины: А.А. Ивановым в 1837-1857 годах "Явление Христа народу"; Ф.А. Бруни в 1827-1841 годах "Медный змий" и К.П. Брюлловым в 1830-1833 годах "Последний день Помпеи".
Например, в картине Брюллова показана не столько природная катастрофа, сколько гибель всей античной цивилизации. Вся композиция полотна согласуется с законами классицизма, а романтизм просматривается в четких цветовых контрастах, в эффектах освещения. Погибающие персонажи картины проявляют героизм, благородство, величие души в последний час.
А.А. Иванов в своей работе обращается к самым истокам христианства, к началу начал новой эры, к новому завету для человечества, объявленному Спасителем. Он привлекает внимание людей к гармонии окружающего мира, к прекрасной природе, где есть все для счастья, любви и милосердия. Относительно живописных приемов, можно отметить, что полотно предвосхищает появление пленэрной живописи во II-ой половине XIX века.
Что касается полотна Бруни, то люди на картине запечатлены на стыке своих жизни и смерти, в тяжелейший момент испытаний. Экспрессия жестов, поз и движений, эффектные драпировки повторяют авторские приемы Брюллова.
Позднее, эти приемы стали использовать салонные живописцы, превратив их в часто применяемые штампы, вплоть до конца XIX столетия. Например, Ф.А. Мюллер в картине (1856 г.) "Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на о. Патмос во время вакханалий"; Г.И. Семирадский (1872 г.) "Римская оргия блестящих времен цезаризма" и картине (1889 г.) "Фрина на празднике Посейдона"; С.В. Бакалович (1891 г.) "Гладиаторы перед выходом на арену" и К.Е. Маковский (1888 г.) "Смерть Ивана Грозного".

Развитие исторической живописи в России

Начиная со II-ой половины XIX столетия, русские живописцы обратились к национальной истории. Художники начали исследовать документальные свидетельства исторических событий, предметов культуры, памятников искусств и письменности. А развитие портретной живописи привело к обострению психологизма в работах исторической тематики.
В I-ой половине XX века, некоторые художники исторического жанра концентрируются на трагедийной, героической составляющей исторических эпизодов. Например, П.Д. Корин (1932 г.) "Русь уходящая"; триптих (1942-1943 г.г. ) "Александр Невский"; А.П. Бубнов (1943-1947 г.г. ) "Утро на Куликовом поле".
В 30-50-х годах прошлого века, живописцы - носители социалистического реализма - возродили традиции академизма в работах исторической живописи. Художники II-ой половины XX века - начала XXI века наполняют свои творческие работы сложным философским содержанием с использование символов (Т.Г. Назаренко, В.Е.Попков и другие).

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливостиВторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости

ВложениеРазмер
satya_posl.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика русской исторической живописи конца XIX в

Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.

Во второй пол. 19 в. на первый план выходят полотна, в которых отражаются события русской истории. Художники обращаются к изучению документальных свидетельств эпохи, предметов материальной культуры, памятников письменности и искусства.

Центральной темой искусства стал народ, не только угнетенный и страдающий, но и народ — творец истории, народ-борец, созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Утверждение реализма в искусстве проходило в упорной борьбе с официальным направлением, представителем которого было руководство Академии художеств. Деятели академии внушали своим ученикам идеи о том, что искусство выше жизни, выдвигали лишь библейскую и мифологическую тематику для творчества художников.

На вторую половину XIX в. приходится творческий расцвет И. Е. Репина, В. И. Сурикова и В. А. Серова.

В 80-х годах рядом с Репиным вырастает колоссальная фигура В. И. Сурикова (1848 — 1916), творчество которого представляет собой еще непревзойденную вершину в области исторического жанра. Суриков создал проникновенные полотна на темы народных движений прошлого.

Таким образом, историческая живопись в России прошла трудный путь своего становления. Можно выделить основные особенности исторической живописи в России конца XIX века, такие как стремление к исторической точности, отображение роли народа и роли личности в истории, психологический характер персонажей.

Художники-реалисты второй половины XIX и XX вв. создали целую галерею исторических полотен, представляющую большой научно-исторический и художественный интерес. Художественная убедительность их произведений в значительной мере объясняется тем, что живописцы-реалисты в лучших своих картинах запечатлели образы, созданные самим народом; они воплотили народную любовь к национальным героям, народный гнев против врагов и угнетателей нашего отечества.

Исторический жанр – область мирового искусства, отображающая реальные события жизни и истории от прошлого до современности. При этом изображающиеся действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства лиц.

История человечества была бы неизвестна современникам без произведений искусства, которые много о ней рассказывают. Мифология, религия, реальные факты – все это переплетается и доносит до нас картину мира. Иногда реальную, иногда выдуманную. Различные эпизоды жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывают настоящую правду, а иногда идеализируют происходящее, или наоборот, его усугубляют и драматизируют.


Ж. Л. Давид. Смерть Сократа.

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и переплетаясь с другими. Смешанными видами являются:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

При этом в исторический жанр в живописи включают также и его разновидности, в том числе и религиозные сюжеты. Библейские события из Ветхого и Нового завета также отображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому провести четкую черту, которая разграничивает эти виды искусства достаточно сложно.

История также переплетается и с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отожествляются с правителями, известными личностями.


Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди произведений исторической направленности следует отметить следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

История развития

Впервые исторические события начали изображать еще в глубокой древности. В пещерных рисунках люди рисовали не только бытовые сценки из жизни (например охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события вроде извержений вулканов, землетрясений, первые войны за территорию. Часто реальные события переплетались с мифологическими, выдуманными или такими, которые люди не могли объяснить. Например, встречаются изображения богов и волшебников, но вполне вероятно, что это были живые люди, которых просто обожествляли.

Со времен античности люди начали делать различия между мифологией и историей. И понимать, что необходимо донести до предков истинную правду о настоящем. Впервые реальность фактов стала изображаться отдельно от символики.

В Средневековье на концепцию изображения событий сильно влияла религиозная направленность. Эпизоды из Библии, некоторые войны, представлялись как действительные, и разораться, что реальность, а что выдумка достаточно сложно. Уже в то время историческую живопись называли самой благородной формой искусства, ведь описать правду намного сложнее, чем выдумку. Кроме того, творчество художников должно было быть направлено на укрепление морали и нравственности общества, приблизить народ к вере в Бога, в государство, в общественных деятелей.


Уолтский диптих. Король Ричард II со святым Эдмундом Мучеником, Эдуардом исповедничком и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться в качестве отдельного в эпоху Возрождения. Активная торговля и путешествия породили новых образованных людей, знающих множество языков, умеющих общаться и создавать новое. Главная идея эпохи – показать красоту человека и его внутреннего мира. Кроме того, языком живописи художники Возрождения пытались донести до зрителя некоторые магические знаки. Картины критиковали власть, чиновников, рассказывали про убогость либо великодушие некоторых людей. Так историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Значительную роль в развитии жанра сыграло веяние романтизма. Он провозгласил реализм и историзм главными творческими принципами в изображении человека. При этом художники писали не только важных персон, внимание направилось и на простых людей. Главным стало описание события, которое повлияло на них и на следующие поколения.

В XVII веке исторический жанр выходит на первый план. Классицизм предполагал рассказы о настоящих героях, изображенных на монументальных полотнах и работах. И здесь история вступает в свои права. Ведь настоящие, а не мифологические образы и события вызывают больше чувств, в силу их значимости.


Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII век стал переломным для всей живописи мира. Реализм становится академическим и обязательным для всех художников. При этом приобретают большое значение не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами – натюрмортом, пейзажем, портретом и пр. К героям добавляются религиозные и научные символы, современные атрибуты и одежда.


Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Картины исторического жанра писали и русские художники. XIX – начала XX вв. Это было расцветом для русской школы. Основные идеи – сила народа и его единство, постепенно переросли в революционные темы. При этом использовались не только современные темы – художники возвращались к сюжетам из прошлого, особенно к темам великих войн и достижений.

Известные мировые художники и картины

Итальянец Л. Б. Альберти, средневековый ученый, живописец, архитектор и писатель, говорил о том, что описать правду намного сложнее, чем выдумку. Именно его считают основателем жанра,


С. Ботичелли. Рождение Венеры.

Среди художников-романтиков большую роль в развитии исторического портрета сыграл Э. Делакруа. Полотна с большим количеством людей и действий, революционные темы – такие работы вызывали восхищение у современников. А многие художники стали брать пример с великого мастера.


Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ.


Д. Веласкес. Сдача Бреды.


Рембрант. Ночной дозор.

Любая война, каждая революция, также привносили в жанр новые веяния и новые имена. Великая французская, Голландская, Франко-Прусская, Наполеоновские завоевания, гражданские войны в разных странах – все они, а также их герои, отражались на полотнах художников того времени. Вспоминали художники и о старых сражениях – Крестовых походах, Столетней войне, об Александре Македонском. Ну и конечно, большое количество работ было выполнено на тему сюжетов Первой и Второй мировой войны.

Русский исторический жанр

Изначально русское искусство характерно своей религиозной направленностью. Прежде всего, художественные полотна были связаны с Библией и ее сюжетами. Но многие художники писали и для царя, знатных особ, их приближенных. Семейные и парадные портреты, тематические сценки для украшения дома, все это – отражение действующего времени.

И если религиозное направление было самобытным, то жанры вроде портрета, натюрморта, пейзажа и исторической тематики в основном заимствовали из европейской культуры. Художники изучали картины, которые привозились из-за границы, старались работать в таком же стиле и такими же художественными приемами.

Основоположником русского исторического жанра можно назвать А.П. Лосенко. Он создал целую серию картин из прошлого Древней Киевской Руси и античности.


В. Лосенка. Владимир перед Рогнедой.

И. А. Акимов продолжил труды Лосенко. Он писал реальные картины об античных героях и божествах – Геркулесе, Прометее, Сатурне, Мифологические образы, смешанные с реализмом, писал П. Соколов. Историей XIII века увлекался художник Г. Угрюмов. Все их работы идут параллельно с европейскими, отличаясь лишь специфичной техникой и определенной возвышенностью образов.

XIXвек в русской культуре стал взрывом работ в историческом стиле. Картины пользовались популярностью не только среди интеллигенции, но и у простых граждан.


К. П. Брюллов. Последний день Помпеи.

Именно в этом веке живописцы сделали ставку на истории России. В ход идут не только христианские сюжеты, уже привычные многим. Картины рассказывают о великих прошлых битвах, известных личностях (Петр I, Екатерина Великая, знаменитые полководцы), и о простом народе, который много сделал для страны.


И. Е. Репин. Иван Грозный убивает своего сына.

При этом художники изображают не только самых известных людей. Становится популярным бытовой исторический жанр.

Передвижники


И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.


В.И. Суриков. Боярыня Морозова.


В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

Многие передвижники работали не только над реальными картинами и событиями. Никуда не уходили и религиозные темы, которые были неразрывно связаны с историей русской культуры.


В. Д. Поленов. Христос и грешница.


И. Н. Крамской. Неизвестная.

Для передвижников характерна не только настоящая реальность, а больше ее драматизм, эмоции, идейная направленность. Тем и сюжетов в их работах очень много, но все они направлены на одно – рассказать людям всю правду о прошлой и настоящей жизни.

Источники

Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

Русская живопись первой половины XIX века

Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления — литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность.
Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию.

Русская живопись первой половины XIX века

Классицизм

Русская живопись первой половины XIX века

Романтизм

Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм — европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. С модой на руины, франкмасонские таинства, рыцарские романы и романсы связано развитие романтизма в русской живописи.
В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а в годы николаевской реакции — трагическую. В то же время романтизм в России всегда был формой художественного мышления, близкой по духу революционным и вольнолюбивым настроениям.

Русская живопись первой половины XIX века

Портреты Ореста Кипренского

Ярче всего романтизм проявил себя в портретном искусстве. Романтический портрет утверждает неповторимую индивидуальность духовного мира человека, его отличают непосредственность выражения, точность и острота физиономической характеристики, живая эмоциональность.
Самым значительным портретистом первой трети XIX в. был Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Уже в 1804 г. он создал одно из самых интересных своих произведений — портрет отчима — Адама Швальбе.
В творчестве Кипренского сформировался своеобразный тип камерного портрета, с проникновенной глубиной раскрывающего духовную жизнь человека. Большинство героев Кипренского являются носителями высшей доброты, высоконравственного, гуманистического начала.

Русская живопись первой половины XIX века

Алексей Гаврилович Венецианов

Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847), любимый ученик Боровиковского. Венецианов создал уникальный стиль, соединив в своих произведениях традиции столичного академизма, русский романтизм начала XIX в. и идеализацию крестьянской жизни. Он стал родоначальником русского бытового жанра.

Русская живопись первой половины XIX века
Русская живопись первой половины XIX века

Александр Осипович Орловский

Еще один известный представитель русской живописи начала века — Александр Осипович Орловский (1777-1832). В творчестве Орловского, также как и Кипренского, были ярко выражены романтические тенденции. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены. Излюбленный романтический образ художника — человек на коне. Всадники и конные сцены в окружении эмоционального пейзажа присутствуют во многих его художественных произведениях.

Русская живопись первой половины XIX века

Василий Андреевич Тропинин

Русская живопись первой половины XIX века

Одним из самых известных и реалистичных портретов А.С.Пушкина, является портрет, написанный В. Тропининым в 1827 г.
Одежда поэта весьма символична: художник изобразил его в свободном домашнем халате, наброшенным на белую сорочку с поднятым воротничком. Довершает образ небрежно повязанный поверх воротничка шелковый шарф и слегка растрепанные волосы. Истинный русский Байрон в халате! Не зря Тропининым для изображения Пушкина был выбран именно этот наряд: как никакой другой, он в точности передает основные черты характера поэта, его любовь к свободе и вольнодумство.
Портрет показывает не Пушкина-поэта, а Пушкина-человека. Вся его поза говорит о его неуемной энергии, может показаться, что через миг, он встанет и уйдет.
Художник мастерски смог передать через портрет одухотворенность и богатый внутренний мир Александра Сергеевича, благодаря чему получившийся образ вызывает восторги и любовь зрителей.

Русская живопись первой половины XIX века

Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) был одним из самых ярких, и в то же время противоречивым художником в русской живописи XIX века. Брюллов обладал ярким талантом и независимым образом мыслей. Несмотря на веяния времени (влияние романтизма), художник не смог полностью избавиться от классицистических канонов. Возможно поэтому его творчество высоко ценилось далеко не передовой Петербургской Академией художеств: в молодости он был ее учеником, а в последствии стал заслуженным профессором.


Русская живопись первой половины XIX века

Александр Андреевич Иванов

Русская живопись первой половины XIX века

Павел Андреевич Федотов

Русская живопись первой половины XIX века

Русская живопись первой половины XIX века

Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближению всех жанров искусства к жизни. Эта тенденция нашла свое отражение в обращении большинства художников к современным сюжетам и проблемам, во внимании к внутреннему миру человека, к переживаниям самого художника. Именно поэтому знакомство с творчеством мастеров первой половины XIX века вызывает у зрителя живое ощущение эпохи, дает представление о мыслях и чувствах русского общества.

Читайте также: