Исторический тип это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Концепция культурно-исторических типов Данилевского

  • египетский
  • китайский
  • ассирийский
  • индийский
  • иранский
  • еврейский
  • греческий
  • римский
  • аравийский
  • германо-романский (европейский)
  • мексиканский (ацтеки)
  • перуанский (инки)

Все эти цивилизации имеют свое собственной историческое развитие, никак не связанное с развитием других культурно-исторических типов. Только в контексте отдельного культурно-исторического типа можно говорить о древней, средней и новой истории. Говорить о всемирной истории и делить ее на те же периоды, по мнению Данилевского, бессмысленно. Цивилизации могут как существовать параллельно, так и сменять друг друга.

Концепция культурно-исторических типов подчиняется пяти основным законам:

  1. Культурно-исторический тип характеризуется своим собственным языком, или же народы имеют схожие родственные языки.
  2. Народы формирующие культурно-исторический тип должны быть самостоятельными и независимыми, только в этом случае они смогут развиваться.
  3. Для культурно-исторического типа характерна самобытность, цивилизация не может перенимать все достижения другой цивилизации
  4. Народы, которые входят в состав культурно-исторических типов, должны иметь максимальную самостоятельность, только в этом случае можно расщипывать на максимально положительное развитие.
  5. Каждый тип переживает четыре периода: этнографический, государственный, цивилизационный, период упадка.

Готовые работы на аналогичную тему

Типология культурно-исторических типов

Согласно Данилевскому, каждый культурно-исторический тип должен выполнять свою миссию, развивать свою главную и основную идею для всего человечества. Каждая цивилизация продвигает свою идею, например, для греческой цивилизации основной идеей являлась идея красоты, для европейской - идея природы, для семитской – религия. Это не указывает на то что каждый культурно-исторический тип развивается однобоко. В несвоих областях цивилизации так же проявляли себя и вносили важный вклад. Так или иначе культурно-исторические типы развиваются в разных направлениях, но приоритетом для них остается их главная идея. Данилевский составил типологию культурно-исторических типов по направлению их деятельности, всего он определи четыре таких направления:

  1. религиозная деятельность (определяет отношения Бога и человека)
  2. культурная деятельность (определяет отношения человека и внешнего мира, этот вид деятельности подразделяется на три направления: научное, художественное и промышленное)
  3. политическая деятельность (определение отношения между людьми одного народа, а также отношения с другими народами)
  4. общественно-экономическая деятельность (определяет, как люди должны использовать недра своей территории).

На этой базе ученый выделил несколько видов культурно-исторических типов:

  • первичные
  • односоставные
  • двухосновные
  • четырехосновные

Первичные культурно-исторические типы так же называют подготовительными. В задачу этой цивилизации входило формирование условий жизни в организованном обществе. В этих цивилизациях все основные виды деятельности были перемешаны. Выявление одной главной идеи этого культурно-исторического типа представляло затруднение. Данилевский относил к данному культурно-историческому типу:

  • египетскую культуру
  • китайскую культуру
  • вавилонскую культуру
  • индийскую культуру
  • иранскую культуру

Одноосновные культурно-исторические типы появились после первичных. Эти цивилизации смогли расширить только один вид деятельности. В качестве примера таких культур можно привести еврейскую культуру, которая развивалась в религиозном направлении, греческую, которая смогла развить искусство, а также римскую цивилизацию, которая была ответственна за развитие политических концепций.

Двухосновные культурно-исторические типы представляют собой максимально развитые цивилизации. Это те цивилизации, которые сумели развить две идеи, в качестве примера Н.Я. Данилевский приводил германскую цивилизацию, которая развивала научную идею и экономическую.

Четырехосновные культурно-исторические типы на сегодняшний день еще не представлены в полном виде. Н.Я. Данилевский считал, что это будет особый тип, которому удастся развить все основные идеи человеческой деятельности: религию, политику, науки и искусство. Как считает исследователь, эта роль уготована славянской культуре. На сегодняшний день эта культура проходит фазу становления.

Свое мнение об особой миссии славянского народа Данилевский неоднократно обосновывал. По мнению исследователя, религия является основой древней жизни славянского народа, а также простого народа в настоящее время. О продвижении политической идея говорит тот факт, что русское государство было сформировано достаточно давно, еще в IX веке, затем русские народы занимались расширением своих территорий. По мнению Данилевского, общественно-экономически строй России дает начало идеальному социуму. Основой этого общества станет общинное землевладение.

Наиболее распространенной в науках об обществе сегодня является точка зрения, согласно которой все человеческие сообщества можно отнести к трем основным типам.

Типы общества

Типы общества:

  1. Традиционное общество
  2. Индустриальное общество
  3. Постиндустриальное общество

1. Традиционное общество

Традиционное общество – тип общества с аграрным укладом. Основывается на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.

Характерные черты традиционного (аграрного, доиндустриального) общества:

  1. Ручной труд и примитивные технологии.
  2. Преобладание сельского хозяйства.
  3. Сословный строй.
  4. Низкая социальная мобильность.
  5. Преобладание ценностей коллективизма.
  6. Влияние церкви на общественную жизнь.
  7. Патриархальная семья.

Признаки

  • Основной сферой экономической деятельности является сельское хозяйство.
  • Очень низкие темпы развития.
  • Общество направленно в прошлое, инерционно, боится новвоведений.
  • Полное поглощение личности коллективом.
  • Общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей.

2. Индустриальное общество

Индустриальное общество —определяется уровнем технического, индустриального развития.

Характерные черты индустриального общества

  1. Преимущественное развитие промышленности.
  2. Серийное машинное производство и автоматизация..
  3. Превращение науки в общественный институт.
  4. Рождение массовой культуры.
  5. Классовый строй.
  6. Предоставление прав и свобод людям.
  7. Формирование гражданского общества.

Признаки

  • Общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда.
  • Базовой структурой общества становится экономика.
  • Основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту.
  • Общество стремится к удовлетворению социальных потребностей (деньги, карьера, качество жизни).
  • Оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
  • Основной способ принятия решения – эмпирическое исследование массовость.

3. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество или информационное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве. Развитие вычислительной и информационной техники.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП — самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н. Я. Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге “Россия и Европа”. В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического принципа) и органической материи. Идеальная форма определяет самобытные цивилизационные начала, воплощающиеся в сфере народности. Эти начала не могут передаваться от одного культурно-исторического типа к другому, т. е. в сущности культурно-исторические типы являются замкнутыми, самодостаточными образованиями. Возможно заимствование лишь тех начал, которые не относятся к сфере народности (техника, естествознание и др.). В последнем случае могут возникать преемственные культурно-исторические типы.

В зависимости от степени развития разрядов (основ) культурной деятельности (религия, культура, политика, экономика) Данилевский выделял одно-, двух-, трех- и четырехосновные культурно-исторические типы. Эволюция, или историческая динамика культурно-исторического типа, определяется органическими и культурными основаниями. Глубинная основа эволюционной трансформации органической составляющей культурно-исторического типа суть прохождение стадий жизненного цикла от рождения до “старости” и смерти. Кроме того, культурно-исторический тип эволюционирует от догосударственного этнографического состояния к государственному, к стадии расцвета культуры-цивилизации.

Во всемирной истории Данилевский насчитывал десять “полноценных” культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие “насильственной смертью” до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа — формирующийся славянский и германо-романский.

Наряду с культурно-историческими типами Данилевский выделял и другие категории исторических явлений: народы, не способные создать культурно-исторический тип (этнографический материал истории), и народы —“отрицательные деятели” в истории человечества (воинственные кочевые народы и т. д.).

Данилевский выделял пять законов культурно-исторического движения, или законов исторического развития. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа — языковое родство, однако только для того племени, которое вышло из младенчества и способно к историческому развитию. Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость, Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации от одного культурно-исторического типа к другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития. В четвертом законе утверждается, что культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные элементы, его составляющие, не поглощены одним политическим телом и составляют федерацию, или политическую систему государств. В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.

Теория культурно-исторических типов Данилевского представляет собой первый вариант теории локальных цивилиза* ций; русский мыслитель явился родоначальником теории, предвосхитившей в основных чертах фшюсофско-исторические учения О. Шпенглера и А. Тойнби.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Можно выделить три исторических типа общества: 1) доиндустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное.

В обществах второго, более позднего подтипа возникает государственность, но и при ней нередко общинно-племенной образ жизни сохраняется. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в культуре занимает религия (на ранних стадиях – мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Доиндустриальное общество – это аграрное общество. Основная масса его населения занята в сельском хозяйстве. Как экономика, так и культура развивается замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

2. Внедрение в производство машинной техники привело в XVIII в. к промышленной революции, результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Развивается обрабатывающая промышленность, главным объектом производственной деятельности людей становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства – сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке.

Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура – культура инновационная. Культурная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, швейная машина, электрическое освещение, автомобили, радиотехника. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип общества впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.




Главным объектом деятельности людей в постиндустриальном обшестве делается информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая электронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.

В этих условиях усиливается техническая, энергетическая и информационная мощность, которая может оказаться во власти отдельной личности. Поэтому роль личности возрастает. Это требует демократизации общества. Обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественной жизни.

Можно выделить три исторических типа общества: 1) доиндустриальное, 2) индустриальное, 3) постиндустриальное.

В обществах второго, более позднего подтипа возникает государственность, но и при ней нередко общинно-племенной образ жизни сохраняется. Власть и собственность в таких обществах неразделимы, причем власть первична, а собственность вторична. Главенствующее место в культуре занимает религия (на ранних стадиях – мифология). Древняя доиндустриальная культура бесписьменна. А после создания письменности большинство населения в доиндустриальных обществах остается неграмотным или малограмотным. Доиндустриальное общество – это аграрное общество. Основная масса его населения занята в сельском хозяйстве. Как экономика, так и культура развивается замедленно. В Европе общества этого типа существовали вплоть до Нового времени, а в Азии, Африке, Океании они встречаются и поныне.

2. Внедрение в производство машинной техники привело в XVIII в. к промышленной революции, результате которой происходит преобразование аграрной экономики в индустриальную. Развивается обрабатывающая промышленность, главным объектом производственной деятельности людей становится уже не столько сама природа, сколько продукты добывающего производства – сырье, материалы, которые подвергаются дальнейшей обработке.

Индустриальное общество характеризуется ускоряющимся ростом промышленного производства, увеличением городского населения, формированием и развитием национальных культур. Общества этого типа динамичны, образ жизни людей в них быстро изменяется и приобретает большое разнообразие. В них велика миграция населения: люди часто покидают родные места в поисках работы и для учебы. Возрастает роль и престиж умственного труда, в связи с чем большое значение получает образование. Религия утрачивает свое доминирующее положение в культуре, наука и искусство выходят из-под ее контроля. Индустриальная культура – культура инновационная. Культурная среда в такой цивилизации постепенно все больше наполняется сложными техническими конструкциями и сооружениями. Технизация захватывает сферу быта: в повседневную жизнь входят пароходы, железная дорога, телеграф, швейная машина, электрическое освещение, автомобили, радиотехника. С течением времени научный и технический прогресс трансформирует все сферы общественной жизни. Индустриальный тип общества впервые возникает в Западной Европе, распространяясь затем на другие регионы Земли.

Главным объектом деятельности людей в постиндустриальном обшестве делается информация (ее получение, переработка, передача, распространение, управление информационными потоками). Компьютеры и прочая электронная техника становятся неотъемлемыми атрибутами не только материального, но и духовного производства. Даже художественное творчество не остается в стороне от технизации.

В этих условиях усиливается техническая, энергетическая и информационная мощность, которая может оказаться во власти отдельной личности. Поэтому роль личности возрастает. Это требует демократизации общества. Обеспечение прав человека превращается в необходимый фактор общественной жизни.

Читайте также: