Исторические типы культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Но в то же время культура – одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.

Содержание

Введение: что такое культура? ……………………………………. 3
Исторические типы культур ………………………………………. 4
Первобытная культура ………………………………………. 5
Античная культура …………………………………………… 7
Средневековая культура …………………..………………… 10
Культура эпохи Возрождения ………………………………. 12
Культура Нового времени …………………………………… 14
Современная культура ………………………………………. 16
Культура и цивилизация …………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………. 20
Список литературы ………………………………………………….. 21

Вложенные файлы: 1 файл

ситорические типы культуры.docx

  1. Введение: что такое культура? ……………………………………. 3
  2. Исторические типы культур ………………………………………. 4
    • Первобытная культура ………………………………………. 5
    • Античная культура …………………………………………… 7
    • Средневековая культура …………………..………………… 10
    • Культура эпохи Возрождения ………………………………. 12
    • Культура Нового времени …………………………………… 14
    • Современная культура ………………………………………. 16
  3. Культура и цивилизация …………………………………………… 18
  4. Заключение …………………………………………………………. 20
  5. Список литературы ………………………………………………….. 21

Введение: что такое культура?

Но в то же время культура – одно из фундаментальных научных понятий социально- гуманитарного познания, которое играет в нём такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.

А с другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура в этом смысле хотя и означает отличие человеческого образа жизни от животного, несёт в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).

Исторические типы культур.

В качестве основных исторических типов культуры рассматриваются:

  • первобытная культура;
  • античная культура;
  • средневековая культура;
  • культура эпохи Возрождения;
  • культура Нового времени;
  • современная культура.

Однако эта типологизация родилась в русле европейской культуры и выражает её представления о себе, о своём происхождении, развитии и значении для всего человечества. Она описывает ход культурно-исторического процесса на территории Европы – главным образом Западной.

Эпоха первобытной культуры – самая длительная в истории человечества. Хотя жизнь древних племен в разных географических регионах имела свои особенности, существуют общие черты, характерные для культуры первобытного периода

Важнейшей отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм – нерасчленённость, недифференцированность её форм, свойственная их неразвитому состоянию. Другая важная особенность этой культуры – её бесписьменность. Это обусловливает медленность накопления информации в обществе и вытекающие отсюда слабые темпы культурного и социального развития.

На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был ещё очень примитивен и возможности речевой коммуникации невелики, главным информационным каналом культуры была помимо естественно-биологической активности трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций происходили в невербальной форме, без слов. Показ и подражание были основными средствами обучения и обращения. Действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал.

Вся жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуальных процедур и обрядов. Значительная часть из них имела рационально необъяснимый, магический харак тер. Но для древнего человека такие магические ритуалы представлялись столь же необходимым и эффективным, как и любые трудовые акты. Никакой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется и приобретает важность новый информационный канал – устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него появляется возможность высказывать, предлагать и обсуждать различные мнения и предположения по поводу событий, действий и их последствий, планов и т.д., хотя самостоятельность мышления долгое время остается ещё очень ограниченной.

Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов – городов- государств в начале I тыс. до н.э. – и завершается падением Римской империи в V в. н.э.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остаётся в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо даёт грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства всё больше выходит за рамки освещённых мифами образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу её развития.

История античной эпохи разделяется на две фазы – греческую и римскую античнос ть.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусст во. Они вырастают из мифологии и пользуются её образами. Но вместе с тем приобретают значение, выходящее за её пределы.

Древнегреческая философия создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств, стремится дать объяснение действительности путём рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий.

Произведения искусства Древней Греции приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Характерной чертой римской культуры является её политизированность.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие её. Это противоречие проявляется в антиномиях, которые пронизывают всю античную культуру.

Читайте также: