Историческая личность это кратко

Обновлено: 04.07.2024

личность — О человеке как носителе каких либо свойств, качеств. При положительной оценке. Авторитетная, благородная, выдающаяся, героическая, исключительная, историческая, колоритная, независимая, неповторимая, обаятельная, одаренная, оригинальная,… … Словарь эпитетов

Россия. Русская наука: Историческая наука — Главным предметом исторической науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных учреждений, посвященных исторической… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Общественно-историческая проблематика в творчестве Лермонтова — ОБЩЕСТВЕННО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕРМОНТОВА. В своих произв. Л. откликнулся едва ли не на все актуальные социально историч. проблемы своего времени, большинство заметных событий рус. и европ. жизни. Однако выявление на этой… … Лермонтовская энциклопедия

Звезда (известная личность) — У этого термина существуют и другие значения, см. Звезда (значения). Звезда (англ. star, фр. étoile) это хорошо известный человек, имеющий поклонников (фанов), как, например, кинозвезда. Наиболее часто звёздами являются… … Википедия

Сваны. Историческая справка — Сванетия один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Список имён славянского происхождения — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Здесь приведён список славянских … Википедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

Какую роль играет личность в истории? Каковы объективные критерии, позволяющие определить роль личности в истории.

Когда мы говорим об исторической личности, делаем привязку к событиям, на которые повлиял человек, изменил ли он ход истории, насколько это было неизбежно и самый главный вопрос - что могло произойти, не будь этого человека?

Именно люди делают историю. Исторические события напрямую связаны с деятельностью человека. Это непреложная истина. Отсюда вытекает вопрос о роли личности в истории. Жизнь человека - череда случайностей, но случайность перестает ею быть в тот момент, когда она начинает влиять на последующие события.

История преподносит нам немало примеров, когда смена действующих лиц на мировой арене не приводила к глобальным переменам, с другой стороны мелочь может решать многое.

Случайность перестает быть случайностью именно потому, что налицо данная личность, которая накладывает отпечаток на события. определяя, как они будут развиваться (Лабриола 1960: 183)

Однако, то, что именно данный человек был выбран на роль исторической личности - случайность. Случайность в том смысле, что именно этот человек был выбран, его место мог занять кто-то другой, поскольку в этом была необходимость.

Так от чего может зависеть роль личности в истории? От самого человека, ситуации, в которой он оказался, или же какая-нибудь случайность. Может, совокупность факторов? Это очень сложно уловить.

Роль личности в истории может колебаться от незначительной до огромной, смотря в каких условиях и обстоятельствах находится личность, также от времени и характера личности.

Современная историческая наука отвергает мысль о том, что история имеет предопределенность. Из этого можно сделать вывод, что будущее может развиваться альтернативно , в зависимости от заданного вектора произошедшего события, вследствие деятельности какой-либо личности.

Личность не может предвидеть последствия своей деятельности. В процессе исторической деятельности выявляются сильные и слабые стороны личности, что оказывает влияние на историю и дальнейшее влияние на события истории могут открыться только после смерти человека.

Роль личности в истории не всегда находится в прямой зависимости от моральных и интеллектуальных качеств

Здесь можно упомянуть Эфиальта, который во время битвы при Фермопилах указал персам тайную тропу и вывел их в тыл царю Леониду и его войску, в результате чего спартанцы погибли, окруженные с двух сторон неприятелем.

Как видите, вопрос не так прост, как могло оказаться изначально. Вопрос имеет глубокий подтекст и философский смысл.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ф.А.Тамакаева, России, ЯНАО, г. Новый Уренгой

THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF "HISTORICAL PERSONALITY." PATTERNS OF MASTERY OF THE IDEA OF HISTORICAL PERSONALITIES BY CHILDREN WITH PRESERVED INTELLIGENCE

F.A.Tamakaeva, Russia, Yanao, New Urengoy

В практике преподавания истории недостаточно уделяется внимания характеристикам исторических деятелей, не ведется систематическая целенаправленная работа по формированию у учащихся знаний об исторических личностях; учителя истории затрудняются в выборе эффективных приемов и средств для решения этой проблемы; у учащихся не формируется полное представление о той или иной личности и ее роли в истории. Методика формирования исторических знаний, представлений и навыков занимает ведущее место в системе методологии школы. Знания и представления об историческом процессе, понимание взаимосвязей между фактами, событиями и явлениями истории не только расширяют кругозор учащихся, но и помогают им определить свое место в обществе, способствуют их более успешной социализации.

Одной из сложных и специфичных тем в области методики преподавания истории является формирование у детей с ОВЗ адекватных представлений об исторических личностях, их роли и месте в историческом процессе. Эти знания важны для развития у школьников с ОВЗ чувства долга, уважения и патриотизма, любви к своей стране.

Курс истории играет важную роль в развитии кругозора школьников с нарушением интеллектуальной сферы. Знакомясь с историческими личностями, дети данной категории учатся устанавливать причинно-следственные связи, объективно оценивать людей - их взгляды и влияние на развитие страны. Содержание исторического материала предоставляет большую возможность для коррекции имеющихся у учащихся с ОВЗ нарушений мыслительной деятельности, внимания, памяти, воображения, словесной речи. Указанный курс воспитывает у школьников любовь к своей Родине и ее народу, к его героическому прошлому.

В то же время учащиеся образовательных учреждений VIII вида имеют крайне бедные, ограниченные, неточные и часто искажённые представления. А так же, рассказать ребятам о выдающихся людях, которые оказали значительное влияние на ход истории, формирование общественных ценностей и культурных традиций страны. Эти дети затрудняются ориентироваться в историческом времени, устанавливать последовательность правления русских князей и царей, а также высказывать и аргументировать собственную позицию на деятельность исторической личности с выделением положительных и отрицательных черт его характера.

Проблемой преподавания истории в коррекционной школе занимались такие выдающиеся ученые как Н.М. Амосович, К.В. Баранов, Е.Т. Голикова, Н.П. Долгобородова, О.Г. Зорина, В.А. Лапшин, Л.В. Петрова, Ю.Ф. Кузнецов. На примере своих исследований они показали, что исторический материал является важным звеном педагогической коррекции, что можно вполне успешно формировать представления об историческом процессе у данной категории школьников. Вместе с тем, были изучены основные трудности, возникающие у учащихся с нарушением интеллекта в процессе усвоения исторических знаний. В числе наиболее сложных проблем обозначено формирование правильных представлений об исторической личности. Однако, данный вопрос не нашел должного освещения в специальной литературе. В связи с этим представляется актуальным изучение возможности применения в педагогической практике комплекса педагогических методов и образовательных приемов, направленных на педагогическую коррекцию представлений об исторических личностях у учащихся с ОВЗ.

Было установлено противоречие между высокими программными требованиями к уровню развития у учащихся среднего школьного возраста с ОВЗ представлений об исторических личностях, и недостатком методических материалов для выполнения данных требований в педагогической практике.

Можно предположить, что развитие представлений об исторических личностях у учащихся с ОВЗ в рамках уроков истории будет более эффективным, если использовать задания, предусматривающие:

- использование специальных приемов и методов педагогического воздействия на учащихся;

- использование проблемного метода на уроках истории.

Для этого необходимо:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

- выявить уровень развития преставлений об исторических личностях у учащихся с ОВЗ;

- определить направления учебной деятельности, использование которых будет способствовать развитию у учащихся с ОВЗ представлений об исторических личностях на уроках истории;

- установить эффективность проводимых занятий.

В ходе практической деятельности на уроках использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами поставленными учителем. Для этого необходимо теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Пронаблюдать за действиями учащихся и за работой педагогического эксперимента прослеживая констатирующий, формирующий, контрольный этапы.

Вопрос, касающийся выявления особенностей овладения представлениями об исторических личностях детьми с лёгкой степенью умственной отсталости, глубоко изучали такие учёные-олигофренопедагоги, как Е.М. Гапонова, О.Г. Зорина, A.И. Капустин, Ю.Ф. Кузнецов, В.А. Лапшин, И.И. Логинов, Н.Б. Лурье, B.M. Мозговой, Л.В. Петрова, Б.П. Пузанов, М.П. Сергиенко, В.И. Синев, Л.В. Смирнова, К.М. Турчинская и др.

Как следует из трудов названных авторов, учащиеся с лёгкой степенью умственной отсталости испытывают выраженные трудности при усвоении курса истории, осмыслении тех или иных событий, явлений, фактов, понятий, сведений об исторических личностях. Так, у школьников данной категории в более длительные сроки, чем в норме, и с большим трудом развиваются следующие представления, препятствующие пониманию исторических событий:[1, с.35]

- представления о времени (понятие о времени, единицах измерения исторического времени - год, век; о последовательности и длительности событий во времени - раньше, позже, насколько, соотношении года и века);

- представления о пространстве (знакомство с исторической картой (территории, границы государств, расположение городов, мест сражений и др.);

- представления о значимых явлениях и фактах прошлого (знакомство с наиболее важными событиями в истории Отечества, родного края, с яркими историческими личностями); начальные представления о культуре прошлого и др.

Школьники с лёгкой степенью умственной отсталости испытывают трудности при изложении событий в хронологической последовательности; при локализации их во времени, при определении периодизации событий. Историческое время представляется ребёнку с нарушенным интеллектом как прерывное (предстаёт из отдельных знаний об отдельных ярких событиях). Слабо развито или отсутствует понимание взаимосвязи временных и пространственных характеристик исторических событий. Исторические события рассматриваются школьниками с лёгкой степенью умственной отсталости по аналогии с их жизненным опытом. Представления об исторических личностях зачастую искажены. В целом у этих детей не возникает целостного образа истории как науки об историческом времени, пространстве и движении [2, с.28].

У школьников с лёгкой степенью умственной отсталости имеет место склонность к чувственному усвоению исторических знаний, как и склонность к чувственному познанию мира вообще (В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.). Однако возможности совершенствования сенсорной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы более обширны, чем развитие их интеллектуальной деятельности. При этом следует постоянно помнить и о том, что представления обычно бывают беднее непосредственных восприятий, а поэтому без опоры на наглядность уже известные учащимся школы VIII вида образы (помещик, боярин, купец) теряют свои индивидуальные черты.

Понять особенности исторической личности, её влияние на ход истории мешает то, что ребёнок с нарушением интеллектуальной сферы имеет неверные или искажённые представления об историческом времени. Дети данной категории не могут сообщить, в какую эпоху действовала та или иная историческая личность. Эти ученики не могут обозначить последовательность и длительность событий во времени.

Школьники с лёгкой степенью умственной отсталости испытывают трудности при изложении сведений о той или иной исторической личности, искажают этот материал. Отмечается смешение исторических личностей, приписываете одним деяний других. Исторические личности рассматриваются школьниками с лёгкой степенью умственной отсталости по аналогии с современными людьми (певцами, литературными героями, политиками).

У учеников с нарушением интеллектуальной сферы имеет место односторонний подход к оценке исторических личностей.

Ученики с лёгкой степенью умственной отсталости затрудняются или не могут обобщить единичные факты, связанные с той или иной исторической личностью. Так, при овладении историческими знаниями учащиеся с нарушением интеллекта могут доводить единичный случай до уровня широкого обобщения. Объясняется это не только конкретностью мышления этих учащихся, но и особенностью программы по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Элементарный характер курса истории, недостаточное количество фактического материала для верных выводов и обобщений приводят к подобного рода ошибкам.

Этих детей, как правило, затрудняет установление связей между историческими событиями, в результате чего они дают характеристику событий и явлений только по внешним признакам.

Для учащихся с нарушением интеллекта характерна категоричность оценок изучаемых ими событий, явлений, у них наблюдается стремление воплотить все события и явления в конкретные действия отдельных исторических личностей. Соответственно, одним из явных недочётов выступает персонификация общественно-исторических событий.

Таким образом, овладение детьми с сохранным интеллектом представлениями об исторических личностях подготавливается в период дошкольного детства благодаря высокому познавательному интересу. Во время обучения в школе ученики, не имеющие нарушений в развитии, усваивают значительное количество информации о различных фактах прошлого, о личностях, повлиявших на ход истории. Школьники способны объективно оценивать осваиваемый материал, аргументировать свою точку зрения. Учащиеся с нарушением интеллекта имеют бедные и ограниченные представления об исторических личностях. Эти дети испытывают трудности при изложении событий в хронологической последовательности; при локализации их во времени. Слабо развито или отсутствует понимание взаимосвязи временных и пространственных характеристик исторических событий. Представления об исторических личностях, как правило, фрагментарны, обеднены, искажены.

В связи с нарушением словесно-логического мышления представляется возможным сформировать у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида только понимание наиболее простых исторических связей и закономерностей.

Одной из важнейших задач преподавания истории в классах коррекции является обеспечение умственной активности и самостоятельности мышления. Ее достижение обеспечивается следующими методами: эвристическо-поисковый, беседа, рассказ, сравнение.

Следующей задачей является постепенное формирование исторических понятий, которая достигается путем последовательного использования схем с включенными в них понятиями, тестов и создания ассоциативных связей.

Еще одной задачей исторического образования в коррекционной школе является установление адекватных представлений о временной последовательности исторических событий.

Изучение исторической личности в учебном процессе коррекционной школы имеет свои особенности. Умение оценивать поведение человека, анализировать черты его характера и мотивы, побудившие к совершению того или иного поступка являются сложными мыслительными процессами, которые целенаправленно формируются у учащихся в рамках их учебной деятельности. В результате воспитанники научаются отделять главные факторы от второстепенных, видеть внутреннюю скрытую причинно-следственную связь.

Изучение исторической личности в школьном курсе истории должно основываться на умении школьников видеть и учитывать взаимосвязь между особенностями эпохи и поступками и чертами характера человека; между формированием личности и окружающей его средой, включая особенности воспитания, образования и т.д. Для правильной оценки идей и действий исторической личности необходимо знать ее происхождение – социальную группу, к которой она относится, партийную и национальную принадлежность.

Однако, как отмечают дефектологи, восприятие исторической личности учащимися с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей: излишне обобщенно, односторонне, однозначно. Такие учащиеся имеют трудности со словесным описанием исторических и литературных героев, не понимают сложных конфликтных ситуаций, сосредотачивают внимание на внешних проявлениях и конечном результате, теряя, таким образом, причинно-следственные связи и побудительные мотивы. Они не способны отделить первостепенные и малозначимые факты.

Школьники специальной (коррекционной) школы не способны связать историческую личность и ее поступки с окружающей средой, особенностями воспитания в детстве, социальным окружением и с его социальной ролью.

Значительные затруднения, учащиеся с нарушениями интеллекта испытывают при объяснении причин тех или иных действий исторических персонажей, причинно-следственную связь устанавливают не верно, на поверхностном, примитивном уровне.

При оценке исторических личностей с большей легкостью оцениваются их моральные, нежели политические качества. Это связано с возможностью использовать собственный жизненный опыт. Отличать положительные качества и поступки от отрицательных школьникам приходилось в ходе своей жизни. Оценивать же политическую деятельность они могут только на уроках истории. Дать одновременно оценку и моральной и политической деятельности учащиеся с умственной отсталостью не в состоянии.

Еще одной трудностью для учащихся специальной (коррекционной) школы при изучении исторических личностей являются возникающие при этом ложные стереотипы, т.е. перенесение образов современной жизни в область исторических знаний, в результате чего в их ответах сливаются черты близкого детям настоящего и неизвестного им далекого прошлого.

У умственно отсталых учащихся часто встречается смещение представлений, выражающееся в произвольном переносе лиц, событий, в пространстве и времени. Они не в состоянии понять отдаленность исторических событий, их длительность, в результате чего у них наблюдаются нелепые перестановки.

Эти затруднения, по мнению дефектологов, возникают у умственно отсталых учащихся в связи с незрелостью всей личности, недоразвитием познавательных процессов и потребностей, а также эмоционально-волевой сферы, характера. У таких детей, по наблюдениям дефектологов, отмечается разобщенность между интеллектом и эмоционально-волевой сферой.

Таким образом, для учащихся вспомогательных школ характерны фрагментарность, бессистемность, односторонность восприятия исторических персонажей, что говорит о неосознанном усвоении ими подобного учебного материала. Однако причины недостаточного усвоения материала срываются не только в физиологических особенностях учащихся, сложности самого материала, но и в методических недостатках педагогов. Таким образом, развитие специальной методики обучения истории в целом и возможности использования материалов, связанных с личностью в истории, является актуальным направлением научно-практического знания.

1. Смирнова, Л.В., Бгажнокова, И.М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта [Текст] / Л.В. Смирнова, И.М. Бгажонкова // Дефектология. - 1997. - №5. – С. 33-36.

2. Гаврилушкина, О.П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у школьников, отстающих в развитии [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Ранняя социализация детей с особенностями психофизического развития. - Минск, 2012. - С. 24-32.

Личность в толпе

Определение личности — что это такое

Данный термин имеет множество определений. Если их объединить, то на выходе получим следующее:

Личность – это человек, участвующий в социально-культурной жизни и деятельности общества, раскрывающий свои индивидуальные характеристики в процессе взаимодействия с другими людьми.

Личность может существовать в двух ипостасях:

  1. как отдельное лицо, субъект отношений (каждый человек);
  2. как член некого общества, наделенный определенной системой устойчивых качеств (например, член партии, актер, спортсмен).

Отсюда видно, что личностью не рождаются – ею становятся в процессе социализации (что это?), познания окружающего мира. Человек приобретает свой индивидуальный набор морально-нравственных качеств, которым отличается от других.

В дальнейшем люди сплачиваются в общности, объединяются в группы, ведомые схожими интересами.

Различные подходы

Как было отмечено выше, данное понятие используется в разных общественных аспектах, и все они по-своему отвечают на вопрос что такое личность. Коротко о некоторых из них:

Личность в психологии

Шестеренки

Психологический взгляд на данное понятие – это тоже научный подход. На мой взгляд, он самый интересный, поэтому я выделяю для него отдельную главу. В психологии самое часто встречающееся определение гласит:

Личность – это человек, имеющий определенный набор психологических качеств, которые определяют его жизнедеятельность в обществе: поведение, поступки, отношения с людьми, деятельности и т.д.

Что такое сильная личность

Какими качествами должен обладать человек, чтобы его так назвали? Опираясь на описанную ниже личностную структуру (обязательно с ней ознакомьтесь — очень полезно), можно сказать, что сильная личность – это:

Сильная личность

  1. уверенный в себе человек;
  2. обладающий сильным характером;
  3. способный управлять своими действиями и эмоциональным интеллектом;
  4. легко адаптирующийся к любым изменениям среды, особенно негативным;
  5. имеющий цели и умеющий их достигать;
  6. эффективно взаимодействующий с миром и рационально мыслящий.

Этот список качеств можно продолжать бесконечно.

Описанный выше человек – это скорее собирательный образ, так как для каждого индивида существует свой портрет сильной личности. Вы можете составить его самостоятельно и развивать необходимые характеристики для того, чтобы стать сильным.

Например, в этом видео нам предлагают обратить внимание аж на признаки сильного духом человек:

Способности

Также знания о мотивации помогут вам лучше взаимодействовать с другими: поняв, какую потребность хотел удовлетворить человек, его поведение становится объяснимым и предсказуемым наперед.

Например, тот, кто своровал деньги – необязательно плохой человек. Возможно, он просто хотел есть.

Сильные личности, добившиеся много в жизни, имели очень сильную мотивацию, двигающую их вперед и заставляющую не замечать препятствий.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (10)

Личности не существует. Личность — это лишь наша история о самих себе, которую мы рассказываем, оперируя соответствующим культурно-историческим контекстом.

Спасибо, за столь важную информацию. Всегда читаю ваши статьи)

Спасибо за статью!

Соглашусь с теорией индуизма. Животные такие же личности, как и люди. Хорошо, что хоть в нескольких развитых странах питомцы наделены правами и их сурово защищает закон.

Да сильных личностей полно, такую характеристику можно дать любому человеку, кто своим трудом и терпением достиг высоких целей, сделал себя сам.

В политике же сила личности руководителя становится заметной прямо пропорционально возможностям страны, которую этот руководитель представляет. Нельзя, будучи президентом Эфиопии, существенно влиять на мировую политику, даже если ты сто раз гений.

Оценку личности дают окружающие. Вот если взять Горбачёва, является ли он сильной личностью? Многие скажут — нет, не смог страну уберечь от распада. Но с другой стороны, разве смогла бы слабая личность стать первым лицом государства?

Личностью стать несложно, любой человек — это личность, просто бывают ничтожные личности, но и они всё равно личности.

А почему Сталина нет в списке сильных личностей? Уж на его время правления какая война пришлась! Смог бы сегодняшний президент отстоять страну, если бы правил в тот период — это вопрос!

Какой-то странный стереотип, если сильная личность, так либо глава государства, либо тот, кто лег на амбразуру. Где примеры великих учёных, музыкантов, людей, которые создали мир таким, каким мы его видим? Ломоносов Михаил Васильевич не достоин быть упомянутым?

Сильная личность — это далёкая от науки характеристика, в науке же личности можно классифицировать по типам, например, шизоидный, истероидный.

Читайте также: