Источники обычного права африки кратко

Обновлено: 30.06.2024

§ 2. источники африканского права: Юридическая антропология, НОРБЕР РУЛАН, 2000 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Настоящий учебник представляет собой перевод (с небольшими сокращениями) с французского оригинала (Париж, 1988), уже переведенного на многие европейские языки.

§ 2. источники африканского права

Источники права в традиционной Черной Африке аналогичны тем, что приняты в наших обществах: закон, обычай, судебное и доктринальное толкование. Однако специфика африканских воззрений на мир и на общество порождает оригинальные их толкования.

Миф и закон. Мифы дают фундаментальные объяснения создания вселенной, рождения жизни в обществе и определяют основные правила, регулирующие эту жизнь. В целом можно сказать, что мифы объединяют те области, которые современное мышление может объяснить, почему луна находится на таком расстоянии от земли и почему какой-либо человек должен взять жену именно в той социальной группе, а не в какой-либо другой. Очень часто речь в них идет о временах очень отдаленных от нас, когда люди и животные могли говорить друг с другом. Из мифов рождаются правила, регулирующие жизнь в обществе: моральные, религиозные, юридические. Таким образом, внимательное чтение мифов позволяет создать себе представление о содержании юридических норм и обычаев, свойственных тому или иному обществу.

Как правило, в мифах о зарождении вселенной и общества говорится об изначальном хаосе, который боги и люди стремятся преодолеть.

Например, для догонов вначале было яйцо мира, внутри которого находились две пары близнецов. Одна пара должны была стать стражем порядка, а другая занималась тем, что создавала беспорядок. Двое близнецов первой пары вступили в идеальный брак, соединились и дали жизнь новому поколению близнецов. Что касается другой пары, то близнец мужского пола вышел из яйца до срока, покинув таким образом близнеца женского пола, с которым он должен был вступить в брак, что и привело к беспорядку в мифическом мире. Покидая яйцо мира, этот близнец-дезорганизатор прихватил с собой несколько семян и кусочек плаценты. Позднее из этого кусочка плаценты он создал землю и, поскольку у него не было самки, он соединился с этой землей. Этот союз противоречил закону (он должен был жениться на своей сестре) и одновременно был нечистым (близнец соединился со своей родительницей, поскольку земля представляла собой лишь производное от плаценты, из которой он сам был рожден). Кража семян и порочность этого союза дали повод паре близнецов – стражей порядка для вмешательства в дела на земле.

Эта законодательная власть мифа объясняет тот факт, что во многих обществах за человеком не признается такая же власть. У евреев законом является Тора — договор о союзе с Яхве, поэтому правитель не имеет законодательной власти. В традиционном мусульманском праве источником права является Коран, и правитель также не имеет законодательного права: он является исполнителем, но не законодателем. Во многих африканских обществах человек может лишь прибегать к праву, поскольку только мифы могут творить право.

Наши общества, кажется, отходят от этих моделей в той мере, в какой они, напротив, утверждают власть человека над правом. Поэтому законодатели являются у нас очень заметными фигурами. В действительности же они лишь придают закону, который может исходить от Бога, от Князя, а теперь от Народа, характеристики, которыми обладает миф в традиционных обществах: законодательная речь, произнесенная в повелительном или сослагательном наклонении, содержит, как и любой миф, комплекс нормативных предложений, высказанный в повествовательной форме. В наших современных обществах, которые ценят перемены, господство человека над законом посредством смены законодательной власти якобы призвано способствовать социальному развитию. Но не ведет ли это к слишком большой пластичности права, которая может дать совершенно обратный результат, выражающийся во все менее и менее контролируемом влиянии права на человека? Явления законодательной и регламентарной инфляции, которые все более беспокоят наших юристов, дают основания думать именно так. Это тем более очевидно, что контроль над человеком посредством мифа, похоже, лучше защищает его, чем контроль посредством закона.

В заключение можно сказать, что миф, используя метафорический и аналогический язык, устанавливает классификацию, которой регулируется общение между живыми существами на видимом и невидимом уровнях с тем, чтобы беспорядок не смог взять верх над порядком. Идеальный юридический порядок, который он устанавливает, основывается, следовательно, на непрерывности и сбалансированности, утверждая одновременно волю традиционного общества господствовать и над временем, и над людьми, и над вещами. Таким образом, основное отличие мифического закона от закона современного состоит в том, что мифический закон принадлежит не человеку или какому-либо органу, а всему обществу, что происходит благодаря разнообразию групп, составляющих это общество.

Обычай. Традиционное право также отличается от современного права за счет иерархии, устанавливаемой им между источниками права: обычай играет здесь основную роль. Как правило, западные юристы определяют обычай как укоренившуюся и ставшую обязательной традицию и настаивают на его гибкости и большой приспособляемости к эволюции нравов. По нашему мнению, это означает смешивать идеальное и пережитое. Мы увидим ниже, что обычай отнюдь не является неизменным, что он изменяется в зависимости от потребностей социальной группы, породившей его. Однако в идеальном варианте те, кто использует обычай, настаивают на его функции повторения прошлого, не исключая тем не менее возможности в случае необходимости адаптировать его в соответствии с потребностями времени.

Действительно, в идеальном порядке обычай характеризуется прежде всего своей повторяемостью. Он представляет собой серию похожих друг на друга актов, как правило законных, которые формируют модель общественного поведения благодаря их связи с мифом. Таким образом оказываются решенными две проблемы: происхождение (связь с мифом) и законность (приходится неустанно повторять миф с тем, чтобы не потерять благосклонность невидимых и могущественных сил, защищающих сообщество). Очень часто предки играют роль связующего звена между живыми людьми и мифом.

Это отнесение происхождения обычая в мифическое прошлое характеризует второй признак обычая: его спонтанность. Как правило, появление обычая не связано с какой-либо датой земного времени в памяти тех, кто соблюдает этот обычай: обычай принимается таким, какой он есть, уже сформировавшимся, никто не может сказать, что он присутствовал при его рождении. Наконец, обычай является обязательным. Это происходит не только потому, что по самой своей природа он основан на повторяемости, а скорее потому, что, нарушая обычай, человек рискует навлечь на себя гнев сверхъестественных и могущественных сил, а также гнев сообщества живых людей.

Толкование права и урегулирование конфликтов. Юридические правила, порожденные мифами, и обычаи могут для лучшего своего применения потребовать толкования. Обычно в качестве толкователей выступают именитые члены общества и старейшины, которые должны (чаще всего при урегулировании конфликтов) напоминать фундаментальные правила или выводить их из наблюдаемой манеры поведения. С тем чтобы актуализировать идеальный порядок в настоящем времени и обеспечить его превосходство над беспорядком пережитого, институт, осуществляющий право, действует по так называемому принципу накопления источников. Ни один новый источник не может заменить какой-либо уже существующий источник права: он добавляется к уже существующим источникам, никоим образом не отменяя их.

Однако в идеальном варианте человек не является единственным существом, способным конкретизировать право посредством какой-либо санкции: посредничество духов добавляется к посредничеству людей. Духи предков являются стражами мифа и обычаев и способны непосредственно вмешиваться в дело, навлекая на виновного болезнь или смерть. Человек может попросить их об этом путем проклятия своего недруга, что приведет к такому же результату. Этим объясняется особое значение, которое в некоторых обществах придается проклятиям, выраженным ритуализированными формулами и жестами; как и добро, зло должно обратиться на того, кто его породил, и духи помогут этому процессу или же сами начнут его, если они сочтут себя оскорбленными нарушением правил, которые должны соблюдать живые.

Рассматривать конфликт означает предпринимать изучение порядка пережитого.

Обычное право – совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление теми или иными способами со стороны государства.

Особенности африканского обычного права:

1) отсутствует материальное закрепление правовых норм;

2) право групп и общин, а не право индивидов;

3) неразрывная связь правовых и моральных норм;

4) основанность на принципе добровольности исполнения.

Источниками обычного права выступают:

Мифологизированный закон. Мифологические воззрения в традиционном обществе выполняют важную роль; они являются по сути нормативной системой, которая иносказательно предлагает субъектам общественных отношений определённые правила поведения, нарушение которых приводит к общественному порицанию. Отличие мифологизированного закона от закона современного состоит в том, что мифологизированный закон принадлежит не человеку или какому-либо органу, а всему обществу, что происходит благодаря разнообразию групп, составляющих это общество.

Обычай – правило поведения, сформировавшееся в результате длительного применения и санкционированное общественным мнением. Это основной источник традиционного африканского права.

Доктрина (правила толкования права). Юридические правила, порождённые мифами, и обычаи могут для лучшего своего применения потребовать толкования. В качестве толкователей выступают старейшины, которые должны (чаще всего при урегулировании конфликтов) напоминать фундаментальные правила или выводить их из наблюдаемой манеры поведения. Действует принцип накопления источников. Ни один новый источник не может заменить какой-либо уже существующий источник права; он добавляется к уже существующим источникам, никоим образом не отменяя их. В основном традиционное право Африки носит устный характер и основано на передаче от поколения к поколению.

Применение обычного права зависит от положения индивида в существующей системе родства. Африканские общины основаны на определённом типе родственных отношений между людьми. К основным родственным группам относятся:

род, объединяющий потомков реального умершего предка;

клан, объединяющий потомков реального предка, живого или умершего, с мифическим предком, который часто является не человеком, а животным или растением.

Подобное дробное деление происходит потому, что традиционное право не знает понятия субъективных прав. Личность в такой системе подчинена коллективу. Это ярко проявляется, например, в особенностях наследования.

Во-первых, режимы наследования отражают степень интеграции индивидуумов в группы. Эта интеграция вовсе не предполагает противопоставления прав индивида правам группы и тем более не стремится к их полному аннулированию. Её цель – привести права в соответствие с тем местом, которое индивид занимает в группе. С одной стороны, имущество не должно распыляться между всеми социальными категориями. Только индивидуумы, которые могут представить доказательства генеалогической связи с общим предком, являющимся членом общества, могут обладать и передавать имущество. С другой стороны, наследуется не только имущество, но и функции умершего по отношению к другим кровным родственникам. Наследник соответственно становится супругом вдовы, сыном и т.д. Во-вторых, наследственные режимы учитывают социально-родственную функцию имущества. Традиционное право преследует цель организовать передачу имущества таким образом, чтобы обеспечить как монолитность групп, так и наследование в большей мере поколениями, нежели отдельными индивидами. С одной стороны ценность имущества зависит в меньшей мере от его экономической природы, чем от его связи с группой, владеющей этим имуществом. Таким образом, нет единства наследства, имущество является родовым понятием. Следовательно, возможно наследование по боковым линиям (от брата к брату). С другой стороны, некоторые типы имущества рассматриваются группой в качестве необходимого для функционирования этой группы. В этом случае имущество наследуется всей группой и отдельные индивиды не могут изменить этот порядок по своей воле.

Говоря о семейно-брачных отношениях в традиционных африканских обществах, следует исходить из многообразия форм брачных союзов. Эти формы следующие:

полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

полиандрия (союз одной женщины с несколькими мужчинами);

брак между лицами одного пола (женщина, не способная к рождению детей, может уплатить брачную компенсацию родителям другой женщины и жениться на ней с тем, чтобы она родила детей от мужчин);

Брак не может быть заключён на определённый срок, но его продолжительность может зависеть от определённых условий. Основаниями для прекращения брака являются:

смерть одного из супругов;

Договорные отношения в традиционном праве Африки направлены на обеспечение определённого равновесия между группой и индивидом. Понятие обязанности ограничивается двумя основными принципами:

функциональное присвоение статусов;

взаимность прав и обязанностей.

Новое право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. До настоящего времени многим нормам обычного права следует большинство населения африканского континента[415].

Термин "обычное право" чаще всего используют для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров письменных источников отдельных племен, традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение и не сформулированных в каких-либо юридических и литературных текстах.

Следует отметить большое разнообразие традиций и обычного права народов Африки и даже племен, населяющих соседние географические районы.

Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы отыскать факты и применить нормы с их учетом, сколько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.

Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод был возможен лишь с согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производила обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю, по обычаю, был наделен не индивид, а группа. Хотя отдельное лицо могло пользоваться землей, но в конечном итоге она принадлежала общине или группе. Тяжбы в африканском обществе также возникали главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касался и ответственности за проступки: она являлась как бы ответственностью семьи или группы родственников за деяния отдельных ее членов.

В Африке существовали два основных типа судов, причем иногда они действовали одновременно и параллельно. Так, при отсутствии в регионе сколько-нибудь централизованной власти дела о браке, опеке над детьми, наследовании, землевладении решали арбитражи, состоящие из старейшины и других влиятельных членов семей или группы родственников. Если же разногласия возникали между соседями внутри одной общины, то арбитрами выступали старейшие члены семей, главы основных линий наследования и др.

Суды другого типа функционировали как государственные структуры с соблюдением юридических формальностей. Они существовали в регионах с более или менее централизованной властью. Обычно такие суды образовывали иерархическую систему, начиная от низших (например, суды мелких вождей) и кончая высшими (суды крупных вождей).

Обычное право повсеместно признавало полигамию, а также устанавливало выкуп за невесту, призванный подтвердить, что основанный на обычае брак - это покупка жены. Расторжение брака было очень редким явлением, и получить разрешение на развод стоило больших трудов. Семьи были заинтересованы в продолжении установленного между ними союза, к тому же расторжение брака означало возвращение приданого. Развод обговаривался между семьями с привлечением старейшин клана.

После колонизации африканского континента в ХІХ в. английские, французские, португальские и бельгийские власти в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Французское право внедрялось во французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское - в Конго, португальское - в Анголе и Мозамбике, английское - в колониях Англии. Метрополиями был принят также целый ряд актов специально для колоний. В то же время колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам. Таким образом, в результате колониального правления возникла тройственная система колониального права, включающая право метрополий, специальные колониальные законы и обычное право. Первые два компонента охватывали по преимуществу административное, торговое, уголовное право. Традиционные области отношений - землевладение, семейное и наследственное право - остались в сфере действия обычного права. Во многих колониях были запрещены некоторые обычаи, признанные варварскими, например, рабство.

В колониях действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовавшимися правом метрополии и колониальным законодательством, а также местные суды, где правосудие обычно осуществляли местные вожди, старейшины, а решения принимались в соответствии с обычным правом.

Основные тенденции развития права африканских стран в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений (хотя на первых этапах колониальные законы продолжали действовать), а с другой - ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширялся круг отношений, охватываемых национальным законодательством. В бывших французских колониях после получения независимости принято более ста кодексов. Равным образом приняты крупные законы в англоязычных странах. В большинстве независимых государств Африки действуют новые конституции. Законодательная деятельность охватывает, прежде всего, такие отрасли современного права, как конституционное, обязательственное, уголовное, судоустройство.

Во многих государствах принят ряд прогрессивных норм, заимствованных из законодательства западных стран. В частности, введен восьмичасовой рабочий день, установлены минимум зарплаты, в том числе и для работников частных предприятий, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание. Осуществлены серьезные законодательные меры по эмансипации женщин.

В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. В Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер[416].

Таким образом, традиционное африканское право, бесспорно, постепенно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свое регулирующее значение. Его нормы по своему социальному содержанию плохо согласуются с тенденциями развития молодых развивающихся государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращаться в государственные суды, предпочитая арбитраж и стремясь прийти к примирению в соответствии с традициями.

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика романо-германской (континентальной) правовой системы.

2. Особенности правовой системы Франции.

3. Особенности правовой системы ФРГ.

4. Особенности скандинавского права.

5. Особенности латиноамериканского права.

6. Основные черты правовой системы Японии

7. Основные черты социалистической правовой системы

8. Основные черты правовой системы Китая.

9. Общие черты англосаксонской правовой семьи.

10. Правовая система Англии.

11. Правовая система США.

12.Общие черты мусульманской правовой семьи.

13. Каковы особенности и черты индусского права?

14. Общая характеристика правовых систем современной Африки.

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

§ 3. Обычное право

§ 3. Обычное право Обычное право есть фактически и однообразно соблюдаемое, хотя государством и не предписанное, правило массового поведения; частота повторения и убеждение в правомерности поведения – основные элементы обычного права.Сила обычного права весьма

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии

СТАТЬЯ 1284. Обращение взыскания на исключительное право на произведение и на право использования произведения по лицензии 1. На принадлежащее автору исключительное право на произведение обращение взыскания не допускается. Однако на права требования автора к другим

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ПРАВО НА ТЕХНОЛОГИЮ СТАТЬЯ 1542. Право на технологию 1. Единой технологией в смысле настоящей главы признается выраженный в объективной форме результат

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали

Тема 11. Уголовно-процессуальное право и уголовное право. Нормы морали Уголовно-процессуальное право неразрывно связано с уголовным правом.Уголовное право устанавливает основания уголовной ответственности, дает понятие преступления и определяет их виды, устанавливает

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство

Тема 12. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство Право на свободу и личную неприкосновенность. Данное право закреплено в ст. 3 («Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства

13. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и право на отказ от медицинского вмешательства Статья 30.[83] Права пациентаПри обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:7) информированное добровольное согласие

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ

1. Обычное право

К. Обычное право

Глава 8. Юность права — сословное, или корпоративное, право (право отдельных социальных слоев)

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Глава 11. НАДСТРОЙКА НАД ЭКОНОМИЧЕСКИМ БАЗИСОМ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВО. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО 1. Право — часть надстройки над экономическим базисом классового общества.2. Положение права в системе надстройки.3. Право и государство.4. Право в политической системе

Характеризуя систему источников права в правовых системах африканских государств, прежде всего, необходимо указать на их противоречивый и сложный характер. В одних правовых системах закон является первым источником права, в других — судебный прецедент, в третьих — правовой обычай.

Тем не менее, необходимо очертить относительно общую систему этих источников, характерную для правовых систем большинства африканских государств.

Наиболее характерной чертой источников права, как уже отмечалось, является их противоречивость, обусловленная сложностью самих правовых систем, обычно включающих две и более разнотипных подсистемы традиционного и современного права.

Официально главным источником права во многих государствах является закон. Возглавляет систему законодательства конституция, однако роль конституционного регулирования незначительна, поскольку содержательная и формальная составляющая действий конституций различна.

Практически во всех африканских государствах приняты конституции. Однако, их роль в обеспечении государственной стабильности незначительна, поскольку нестабильность государственной власти нередко является следствием военных конфликтов и переворотов.

Необходимо указать на сложный механизм соотношения конституционных норм и норм обычного права. Поскольку нормы традиционного права входят в качестве составляющей в национальную правовую систему, то они должны формально соответствовать нормам конституции. Однако, традиционный уклад жизни общества, обуславливающий доминирование правовых обычаев, оставляет свой отпечаток на конституционном строительстве этих государств.

Закон, как уже отмечалось, является основным источником права в большинстве африканских государств, что отражает заимствование правовых положений у колониального права. В образовавшихся государствах, являющихся в прошлом колониями европейских государств, в частности Франции, в принципе действуют нормы Гражданского и Торгового кодексов Франции, либо в том виде, в каком они были первоначально приняты, например, в Чаде, либо с известными модификациями, осуществленными для колоний, например в Сенегале.

А в тех государствах, где были приняты кодифицированные акты, регулирующие данные отрасли права, заметен след французского законодательства.

В Нигерии действуют законы, согласно которым, английское общее право считается источником национального нигерийского права, что отражает колониальное наследие этой страны. Или, например, Высокий суд Танзании и в настоящее время руководствуется английскими прецедентами XIX в.

В англоязычных странах, наряду с законодательством, источником права является судебный прецедент. Обращенный к прошлому, он, пожалуй, более всего связан с колониальным правом и серьезно осложняет проблему его преодоления. Перед этими государствами стоит сложная задача приспособления прецедентного права к потребностям современного правового развития этих государств. Из-за проблемности многих отраслей законодательства большинства африканских государств судебные прецеденты играют значительную роль в качестве источника права.

Важная особенность системы источников современных африканских государств заключается в том, что закон не всегда обладает высшей юридической силой, поскольку важнейшие вопросы жизни общества регулируют акты исполнительной власти, а не законы.

В некоторых государствах конституции предусматривают возможность парламента уполномочить законом президента принимать меры, которые обычно относятся к области закона (Конституция Сенегала в редакции Конституционного закона 1983 г.).

Согласно Конституции Танзании, Парламент страны может предоставить любому лицу и органу власти право издавать постановления, имеющие силу закона. Обычно такое право предоставляется президенту, первому вице-президенту и правительству республики.

Таким образом, важным источником современного африканского права является делегированное законодательство, т.е. нор- мативно-правовые акты, принятые исполнительными органами государственной власти, приравненные по свбей юридической, силе к законам. Они в настоящее время весьма распространены в данных государствах.

Например, в условиях суперпрезидент- ской республики преобладают президентские декреты по сравнению с законами (с 1972 г. любое высказывание президента Конго Мобуту официально рассматривается как имеющее силу закона)[165].

В качестве самостоятельного источника права выступает и обычное право, нормы которого регулируют, как уже отмечалось, важные сферы общественных отношений. Многие положения обычного права получают законодательное закрепление.

Таким образом, обычаи в системе источников права в традиционном обществе играют значительную роль, поскольку они содержат в себе элемент постоянства и обретают характер обязательного.

В качестве самостоятельного источника права в правовых системах тех африканских государств, где преобладает мусульманское население, выступают исламско-правовые нормы, регулирующие преимущественно сферы личного статуса граждан, исповедующих ислам.

Нормы международного права также являются источниками права этих государств. В ряде африканских государств на конституционном уровне закрепляется приоритет надлежащим образом ратифицированных международных торговых соглашений и иных международных договоров, затрагивающих, в частности, вопросы статуса лиц, присоединения или изменения территории по отношению к национальному закону (например, в Конституции Сенегала 1963 г.).

Во многих современных африканских государствах предпочтение отдается имплементации норм международного права в национальные законодательства. Например, в ЮАР международное соглашение не становится частью его законодательства, и согласно Конституции, оно становится общеобязательным после принятия соответствующего закона, имплементирующего его нормы в национальное законодательство.

Читайте также: