Исполнительная власть польши кратко

Обновлено: 02.07.2024

Республика Польша – демократическое правовое государство, воплощающее в жизнь принципы социальной справедливости. Основные законодательные и исполнительные органы власти. Трехступенчатое административно-территориальное деление польского государства.

Рубрика Политология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 24.04.2015
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По дисциплине: Политология

На тему: Политическая система Польши

Подготовил: студента 1-ого курса

факультета международных бизнес-коммуникаций

1. Политическая система Польши

Республика Польша - демократическое правовое государство, воплощающее в жизнь принципы социальной справедливости. Польша была провозглашена республикой 11 ноября 1918 года. В период с 22 июля 1952 г. по 29 декабря 1989 г. существовала как Польская народная республика, с 29 декабря 1989 г. - Республика Польша.

В настоящее время на территории Польши действует Конституция, принятая Национальным собранием 2 апреля 1997 г., одобренная на референдуме 25 мая 1997 г. и вступившая в силу 17 октября 1997 г. Конституция Республики Польша является главным законодательным актом и основой устройства польского государства. Гарантирует гражданские права и свободы, определяет взаимоотношения между законодательными, исполнительными и судебными органами, регулирует также вопросы, связанные с организацией правительственной администрации, с государственными финансами и чрезвычайными ситуациями.

После перемен 1989 г. в Польше произошли перемены в политическом устройстве в партийной системе. Прежняя гегемония коммунистической идеологии и Польской объединенной рабочей партии уступила место политическому плюрализму. Вначале существовало четкое разделение на партии, зародившиеся в недрах "Солидарности" и посткоммунистические группировки. Сегодня это разделение всё больше утрачивает значение, а польская политическая сцена приблизилась к европейским и мировым стандартам.

Таким образом, в Польше действуют социал-демократические, либеральные, консервативные, национальные, крестьянские и популистские партии.

· Крупнейшие политические группировки в Польше:

· Право и Справедливость (ПиС)

· Самооборона Польской Речи Посполитой

· Союз левых демократов (СЛД)

· Лига польских семей (ЛПС)

· Польская крестьянская партия (ПКП)

2. Административно-территориальное деление

польша демократический власть административный

В Польше существует трехступенчатое территориальное деление: вся страна делится на воеводства, воеводства - на повяты, а повяты, в свою очередь, - на гмины. Каждая ступень административного деления имеет выборные органы местной власти. Всего в Польше 16 воеводств, 308 земских повятов и 65 городских (города на правах повятов) и 2489 гмин.

Гмина - это начальная и важнейшая единица административной власти. Руководство гмины составляют: совет гмины, избираемый во всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. Гмина отвечает за порядок и безопасность на своей территории, в её ведении находятся дороги местного значения, организация коммунального хозяйства, здравоохранения и образования.

В сферу обязанностей повятов включены все локальные вопросы, выходящие за границы гмины. В частности: охрана общественного порядка и общая безопасность, противопожарная безопасность и защита от наводнений, предупреждение стихийных бедствий и устранение их последствий, содержание общих больниц, борьба с безработицей, строительство и содержание междугминных дорог. Гмина и повят решают все административные вопросы их жителей.

Воеводство - самая крупная единица территориального деления страны. Представителем государственной власти в воеводстве является воевода, который стоит на страже общенародных интересов. Воеводство занимается вопросами, относящимися к развитию региона. Оно разрабатывает, а также внедряет стратегию и создает условия экономического развития региона. В рамках регионального сотрудничества воеводство может поддерживать связи с общественностью других стран, участвует в деятельности европейских институтов. Однако его сотрудничество с заграницей не должно выходить за рамки внешней политики государства. Воеводство выполняет три основные задачи: обеспечение равномерного экономического развития воеводства; публичные услуги на высшем уровне - высшие школы, специализированная служба здравоохранения, культурные учреждения; преодоление конкуренции зарубежных регионов в области привлечения инвестиций.

3. Основные законодательные и исполнительные органы власти

Главой государства является президент, избираемый гражданами Польши сроком на пять лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. По Конституции 1997 года, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны: назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию.

Польский парламент состоит из двух законодательных органов: Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата). В Сейме заседают 460 депутатов, в Сенате - 100 сенаторов. Сейм и Сенат, собираясь на совместные заседания для решения вопросов исключительной государственной важности, образуют Национальное собрание. Депутатом может стать каждый польский гражданин, пользующийся общественными правами в полном объеме, которому к моменту проведения выборов исполнился 21 год. Сенатором можно стать в возрасте не менее 30 лет.

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров (правительством) во главе с председателем Совета министров, назначаемым президентом. Совет министров в своей деятельности руководствуется текущей политикой государства, обеспечивает исполнение законов, издает распоряжения, координирует и контролирует деятельность правительственной администрации, обеспечивает государству внутреннюю и внешнюю безопасность, а также общественный порядок, защищает интересы Государственного казначейства, а также утверждает проект бюджета и руководит его исполнением. В полномочия Совет министров входит заключение международных договоров, требующих ратификации и расторжение международных договоров.

Судебная власть Польши осуществляется Верховным судом, судами местного территориального значения и Конституционным Трибуналом. Судьи Верховного суда назначаются президентом на пожизненный срок, а судьи Конституционного Трибунала избираются Сеймом на девятилетний срок. Верховный Суд исполняет две функции. Первой функцией является надзор за деятельностью всех судов и единообразной реализацией существующих правовых положений в принимаемых решениях. Второй функцией Верховного Суда является рассмотрение апелляций. Конституционный Трибунал интерпретирует законодательные акты и контролирует соответствие принятых законов положениям Конституции.

Республика Польша, вступившая на демократический путь в 1989 году, в начале 1990-х достигла большого прогресса в достижении полной демократии и рыночной экономики. Административно-территориальное деление Польши и достаточно большие полномочия местных органов власти позволяют быстрее реагировать на возникающие проблемы, осуществлять более качественную политику развития регионов.

Однако парламент Польши в отношении своей политики обнаружил значительную несогласованность и противоречие, по сравнению с парламентами Чехии или Венгрии. Причин есть множество: отсутствие в стране сформировавшихся стабильных политических партий и, вследствие этого, чрезвычайно раздробленный парламент, непримиримая вражда между бывшими коммунистами и их политическими противниками. Большая часть причин кроется в недавней истории Польши и это, естественно, не сказывается положительным образом на привлечении иностранных инвестиций в страну. Однако, за исключением приостановленной программы массовой приватизации, политическая нестабильность не затормозила большинства экономических реформ и не отбросила экономику назад.

1. Страны мира. Справочник. М.:1999г.

2. Иностранное конституционное право. /Под ред. В.В. Маклакова/. М.:1996г.

Сейм выбирается на 4-х летний срок на всеобщих выборах тайным голосованием.

Сенат также выбирается на 4 года на всеобщих выборах тайным голосованием.
В состав сейма входит 460 послов. В сенат – 100 сенаторов.

Сейм и сенат заседают совместно под руководством маршала Сейма, образуя Народное собрание.

Сейм – высший контролирующий орган государства.

С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши.

По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Кроме того, президент назначает премьер-министра; при определенных условиях он может распустить парламент; наложить вето на законы, принятые сеймом (оно может быть преодолено сеймом большинством в 3/5 голосов); объявить военное положение и частичную или всеобщую мобилизацию.

Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995.

Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма.

Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти.

Внутреннюю и внешнюю политику государства определяет Совет Министров, работой которого управляет председатель Совета Министров. Председателей Совета Министров, и по его представлению, министров назначает Президент.

Совет в течение 14 дней обязан представить Сейму свою программу и получить его одобрение. В случае неодобрения со стороны Сейма, выбирается новый премьер и им составляется формируется новое правительство, утверждаемое президентом.

В случае неодобрения нового состава порядок дальнейших действий определяется конституцией.

Органом правительственной администрации, а также представителем правительства в воеводстве является воевода.

Устав 24 июля 1998 года введена трехуровневая система правления. Ее единицами стали: гмины, повяты и воеводства. С 1 января 1999 года страна поделена на 16 воеводств.

Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т.ч. председателя Верховного суда, главного судью Высшего государственного суда, а также председателя и вице-председателя Конституционного суда.

Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются.

Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции.

Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената.

В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.

Послевоенная Польша входила вместе с другими социалистическими странами в военный союз "Варшавский договор" (создан 1 мая 1955 года в ответ на создание блока НАТО; распался 31 марта 1991 (1 июля 1991 года)) и "Совет Экономической Взаимопомощи" (создан в 1949 году; распался 28 апреля 1991 года) до их распада.

Членство в важнейших международных организациях (русское и польское название)

Организация Объединенных Наций (ООН)

Organizacja Narodow Zjednoczonych (ONZ)

Совет Балтийских Государств

Rada Panstw Balyckich (CBS)

Средне-европейский договор о Свободной Торговле

Porozumienie Srodkowo-Europejskie o Wolnym Handlu (CEFTA)

Международный Валютный Фонд

Miedzynarowowy Fundusz Walutowy (IMF/MFW)

Organizacja Narodow Zjednoczonych d/s Wychowania Nauki i Kultury (UNESCO)

Fundusz Narodow Zjednoczonych Pomocy Dzieciom (UNICEF)

Всемирная Организация Здравоохранения

Swiatowa Organizacja Zdrowia (WHO)

Всемирная Организация Торговли

Swiatowa Organizacja Handlu (WTO)

Inicjatywa Srodkowo-Europejska (ISE)

Organizacja Wspolpracy Gospodarczej i Rozwoju (OECD)

В 1999 году в числе трех бывших социалистических стран, вместе с Венгрией и Чехией, Польша вошла в состав НАТО.

Organizacja Traktatu Polnocnoatlantyckiego (NATO).

1 мая 2004 года Польша войдёт в состав Европейского союза (на прошедшем в июне 2003 года референдуме по этому вопросу "за" высказалось почти 75% поляков).

Исполнительная власть осуществляется, в рамках многопартийной системы , на президента и правительство, которое состоит из Совета министров во главе с премьер - министром . Его члены обычно выбираются из партии или коалиции большинства в нижней палате парламента ( Сейме ), хотя исключения из этого правила не редкость. Правительство официально объявлено президентом, и должны передать движение доверия в Сейме в течение двух недель.

Законодательная власть принадлежит двум палатам парламента - Сейму и Сенату . Члены Сейма избираются на основе пропорционального представительства с оговоркой, что партии, не принадлежащие к этническим меньшинствам, должны набрать не менее 5% голосов в стране, чтобы войти в нижнюю палату. В настоящее время представлены пять партий. Парламентские выборы проводятся не реже одного раза в четыре года.

Президент , как глава государства , является верховным главнокомандующим вооруженных сил , имеет право вето законодательства , принятое парламентом, который может быть переопределен большинством в три пятых, и может распустить парламент при определенных условиях. [2] [3] [4] Президентские выборы проводятся каждые пять лет. Когда большинство избирателей поддерживает одного и того же кандидата, он объявляется победителем, а при отсутствии большинства два лучших кандидата участвуют во втором туре выборов.

Политическая система определена в польской Конституции , которая также гарантирует широкий спектр индивидуальных свобод. Судебная власть играет незначительную роль в политике, кроме Конституционного суда , который может отменять законы , которые нарушают свободы , гарантированные конституцией.

Содержание

Премьер-министр предлагает, президент назначает, а Сейм утверждает Совет министров. Президент избирается всенародным голосованием на пятилетний срок, премьер-министр и заместители премьер-министра (если таковые имеются) назначаются президентом и утверждаются сеймом . Совет Министров ответственен перед премьер - министром и Сеймом .

Владельцы главного офиса
Офис Имя Партия С
Президент Анджей Дуда Закон и справедливость 6 августа 2015 г.
премьер-министр Матеуш Моравецки Закон и справедливость 11 декабря 2017 г.

Президент избирается по срокам; как глава государства, верховный главнокомандующий вооруженными силами и верховный представитель Республики Польша. Президент имеет право наложить вето на законодательство, хотя вето может быть отменено собранием большинством в три пятых голосов. [2] [3] Президент как представитель государства в иностранных делах должен ратифицировать и отказаться от международных соглашений, назначить и отозвать полномочных представителей Республики Польша и будет сотрудничать с Премьер-министром и соответствующим министром в отношении внешняя политика. В качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами Президент назначает начальника Генерального штаба и командующих видами вооруженных сил.

Президент может по конкретным вопросам созывать Совет Кабинета министров , хотя он не обладает компетенцией Совета министров. Официальные акты Президента требуют для их действительности подписи Премьер-министра, однако это не относится к:

  1. выдвижение и назначение премьер-министра
  2. сокращение срока полномочий Сейма в случаях, предусмотренных Конституцией
  3. введение законодательства
  4. с просьбой к Сейму назначить президента Национального банка Польши
  5. назначение судей
  6. объявление о проведении всенародного референдума (требуется согласие Сената)
  7. подписание или отказ подписать счет
  8. Назначение Первого Председателя Верховного Суда , Председателя Конституционного Трибунала , членов Совета по денежно-кредитной политике , назначение и увольнение членов Совета национальной безопасности
  9. пользоваться властью помилования
  10. созыв Кабинета министров



Парламентские выборы 2019

Президентские выборы 2020

Главной целью национальной безопасности Польши является дальнейшая интеграция с НАТО и другими западноевропейскими оборонными, экономическими и политическими институтами посредством модернизации и реорганизации ее вооруженных сил. Польская военная доктрина отражает тот же оборонительный характер, что и ее партнеры по НАТО.

Объединенная [5] польская армия состоит из 100 300 [6] военнослужащих и, кроме того, 234 000 резервов. В 2009 году Вооруженные силы преобразованы в полностью профессиональную организацию, и обязательная военная служба была отменена. Уровни персонала и организации в различных отраслях следующие (2004 г.):

Польские военные продолжают реструктуризацию и модернизацию своего оборудования. Генеральный штаб министерства обороны Польши и штаб Сухопутных войск недавно реорганизовали последний в совместимую с НАТО структуру J / G-1 через J / G-6. Бюджетные ограничения затрудняют приобретение таких приоритетных оборонных заказов, как многоцелевой истребитель, улучшенные системы связи и ударный вертолет.

Служба государственной защиты (польский: Służba Ochrony Państwa, SOP) является польским эквивалентом Секретной службы США, предоставляя правительству услуги по борьбе с терроризмом и VIP-безопасность. [7]

Государственный строй Польши определяется Конституцией, основным законом страны. Республика Польша — демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости. Официальным языком является польский язык. Столицей является Варшава.
В Польше имеется разделение властей. Исполнительную власть представляет президент, являющийся главой государства, и Совет Министров, законодательную — Парламент — Сейм (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата), судебную — суды и трибуналы, возглавляемые Верховным судом.

Содержание

1. Конституционное право Республики Польша. История развития………3

2. Форма государственного устройства Польши……………………………8

3. Изменение Конституции………………………………………………… .9

4. Конституционные свободы и права граждан…………………………… 10

7. Местное (территориальное) самоуправление…………………………… 21

Список используемой литературы……………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

План ПОЛЬША.docx

3. Изменение Конституции.

По способу изменения Конституция является жесткой. Изменения производятся путем принятия особого закона. Проект закона об изменении Конституции могут внести депутаты Сейма (нижней палаты парламента) в количестве не менее 1/5 от их конституционно установленного числа, Сенат (верхняя палата) или Президент. Проект может быть внесен только в Сейм. Закон считается принятым в Сейме, если за него проголосовало не менее 2/3 от числа присутствующих депутатов при условии, что присутствовало не менее половины от законного их числа. В Сенате закон об изменении Конституции считается принятым, если голосование состоялось не позднее 60 дней после дня принятия закона Сеймом и если за закон проголосовало абсолютное большинство присутствующих сенаторов при условии, что присутствовало не менее половины от их законного числа. После принятия закона обеими палатами он представляется на подпись президенту, который обязан подписать его в течение 21 дня и отдать распоряжение о его официальном опубликовании.

4. Конституционные свободы и права граждан.

Важнейшие свободы и права человека и гражданина подразделяются Конституцией на три разновидности:

2. политические (ст. 57-63),

3. экономические, социальные и культурные свободы и права (ст. 64-76).

К личным правам относятся: право на личную неприкосновенность и личную свободу. Лишение или ограничение этих прав может иметь место только в соответствии с порядком, определенным законом. Кроме того, Конституция предписывает, что с каждым лишенным свободы следует обращаться гуманно; право на правовую охрану частной и семейной жизни, чести и доброго имени (ст. 47), права родителей на воспитание ребенка с учетом степени его зрелости, а так же наличия у него свободы совести и убеждений (ст.48); праву на свободу и тайну коммуникаций (ст. 49), право на неприкосновенность жилища (ст. 50); свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания (ст. 52); свободу совести и религии (ст. 53); свободу выражения взглядов, получения и распространения информации (ст. 54).

К политическим правам Конституция относит: своду организации мирных собраний и участия в них (ст. 57); равное право граждан на доступ к публичной службе (ст. 60); право на получение информации о деятельности органов и должностных лиц публичной власти в порядке определенном законом (ст. 61); свобода петиций (ст. 63); активное и пассивное избирательное право и право на участие в референдуме, которое признается за всеми совершеннолетними дееспособными гражданами, за исключением лишенных публичных или избирательных прав по лишению суда (ст. 62). Особым политическим правом Конституция называет общепольский референдум. Правом его назначения обладает Сейм, а также президент с согласия Сената.

К экономическим правам относятся право собственности, в одном ряду с ним называются другие имущественные права и право наследования (ч. 1 ст. 64). Все они пользуются равной правовой защиты (ч. 2 ст. 64). Конституция содержит напоминание об ограничении права собственности: это может быть сделано только на основании закона и только в тех пределах, в которых ограничение не противоречит сущности права собственности.

Набор социальных прав является весьма обширным. Конституция признает право граждан: на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, инвалидности, вследствие болезни, и по достижению пенсионного возраста, а также в случае безработицы (ст. 67); право на охрану здоровья, причем Конституция признает за каждым человеком, но лишь гражданам гарантируется равный доступ к медицинской помощи (ст. 68); право на экологическую безопасность. А также на информацию о состоянии и охране окружающей среды (ст. 74).

К культурным правам относятся: право на учебу, т.е. право на свободное, бесплатное получение публичного образования (ст. 70); и право на свободу творчества, т.е. свободу художественного творчества, научных исследований.

Законодательную власть в Республике Польша осуществляют Сейм и Сенат. Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов. Сейм состоит из 460 депутатов. Выборы в Сейм - всеобщие, равные, непосредственные и пропорциональные и проводятся тайным голосованием.

Сенат состоит из 100 сенаторов. Выборы в Сенат - всеобщие, непосредственные и проводятся тайным голосованием.

Сейм и Сенат избираются на четырехлетний срок полномочий. Срок полномочий Сейма и Сената начинается в день собрания Сейма на первое заседание и длится до дня, предшествующего дню собрания Сейма следующего созыва. Выборы в Сейм и Сенат назначаются Президентом Республики не позднее чем за 90 дней до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на 30-дневный период до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената. Сейм может сократить срок своих полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа депутатов. Сокращение срока полномочий Сейма означает одновременно сокращение срока полномочий Сената. Президент Республики по заслушании мнений Маршала Сейма и Маршала Сената может в определенных в Конституции случаях издать приказ о сокращении срока полномочий Сейма. Вместе с сокращением срока полномочий Сейма сокращается также срок полномочий Сената. Президент Республики, издав приказ о сокращении срока полномочий Сейма, одновременно приказывает провести выборы в Сейм и Сенат и назначает их дату на день, приходящийся на период не более 45 дней со дня издания приказа о сокращении срока полномочий Сейма. Президент Республики созывает первое заседание новоизбранного Сейма не позднее чем на 15-й день после дня проведения выборов.

Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 21 года.

Избираться в Сенат может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 30 лет.

Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии, а также избиратели. Нельзя баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат. Действительность выборов в Сейм и Сенат подтверждается Верховным Судом.

Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обращаться в Верховный Суд с протестом против действительности выборов (ст. 101).

Депутат не может быть привлечен к ответственности за свою деятельность, входящую в сферу осуществления депутатского мандата, ни в период его действия, ни после его погашения. За такую деятельность депутат отвечает исключительно перед Сеймом, а в случае нарушения прав третьих лиц может быть привлечен к судебной ответственности только с согласия Сейма.

Со дня опубликования результатов выборов и до дня погашения мандата депутат не может быть без согласия Сейма привлечен к уголовной ответственности.

Уголовное производство, возбужденное против лица до дня избрания его депутатом, подлежит по требованию Сейма приостановлению до времени погашения мандата. В таком случае подлежит также приостановлению на этот период течение срока давности в уголовном производстве.

Депутат не может быть задержан или арестован без согласия Сейма, за исключением случая, когда он застигнут при совершении преступления и если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется Маршал Сейма, который может распорядиться о немедленном освобождении задержанного.

Сейм и Сенат ведут обсуждения на заседаниях. Первые заседания Сейма и Сената созываются Президентом Республики на день, приходящийся на 30-дневный период со дня выборов Сейм избирает из своего состава Маршала Сейма и вице-маршалов. Маршал Сейма председательствует на обсуждениях в Сейме, стоит на страже прав Сейма, а также представляет Сейм вовне.

Сейм назначает постоянные комиссии, а также может назначать чрезвычайные комиссии. Сейм может назначить следственную комиссию для расследования определенного дела.

Заседания Сейма открытые. Если этого требует благо государства, Сейм может абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов постановить о проведении закрытых обсуждений. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту Республики и Совету Министров. Законодательная инициатива принадлежит также группе из не менее чем 100 000 граждан, имеющих право избирать в Сейм. Порядок производства по этому делу определяется законом. Инициаторы, внося в Сейм проект закона, представляют финансовые последствия его исполнения.

Сейм рассматривает проект закона в трех чтениях. Право предложения поправок к проекту закона во время рассмотрения его Сеймом принадлежит инициатору проекта, депутатам и Совету Министров. Маршал Сейма может отказать в постановке на голосование поправки, которая не была предварительно представлена в комиссию. Инициатор может отозвать проект закона в ходе законодательного производства в Сейме до времени окончания второго чтения проекта.

Сейм постановляет о законах обычным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов, поскольку Конституция не предусматривает иного большинства. В таком же порядке Сейм принимает постановления, если закон или постановление Сейма не устанавливают иного.

Закон, постановленный Сеймом, Маршал Сейма передает в Сенат. Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона может принять его без изменений, постановить о поправках или постановить об отклонении его в целом. Если Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, закон считается постановленным в редакции, принятой Сеймом. Постановление Сената, отклоняющее закон, или поправка, предложенная в постановлении Сената, считаются принятыми, если Сейм не отклонит их абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов. По окончании производства, определенного в статье 121, Маршал Сейма представляет постановленный закон Президенту Республики для подписания. Президент Республики подписывает закон в течение 21 дня со дня представления и издает приказ о его опубликовании в "Дзенник Устав Жечипосполитей Польскей". До подписания закона Президент Республики может обратиться в Конституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос о соответствии закона Конституции. Президент Республики не может отказать в подписании закона, который Конституционным Трибуналом признан соответствующим Конституции. Президент Республики отказывает в подписании закона, который Конституционным Трибуналом признан не соответствующим Конституции. Если, однако, несоответствие Конституции касается отдельных предписаний закона, а Конституционный Трибунал не вынес решения о том, что они неразрывно связаны со всем законом, Президент Республики по заслушании мнения Маршала Сейма подписывает закон, исключая предписания, признанные не соответствующими Конституции, либо возвращает закон Сейму с целью устранения несоответствия. Если Президент Республики не обратился с предложением в Конституционный Трибунал в порядке части 3 ст. 122, то он может с мотивированным предложением передать закон Сейму на новое рассмотрение. После повторного постановления Сейма о законе большинством в 3/5 голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов Президент Республики в течение 7 дней подписывает закон и издает приказ о его опубликовании в "Дзенник Устав Жечипосполитей Польскей". В случае повторного постановления Сейма о законе Президенту Республики не принадлежит право обращаться в Конституционный Трибунал в порядке части 3 ст. 122. Обращение Президента Республики в Конституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос о соответствии закона Конституции или с предложением Сейму о новом рассмотрении закона приостанавливает течение определенного в части 2 ст. 122 срока для подписания закона.

Президент Республики Польша является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти. Следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории и выполняет свои задачи в объеме и на принципах, определенных в Конституции и законах.

Президент Республики избирается Нацией путем всеобщих, равных, непосредственных выборов и тайным голосованием, избирается на пятилетний срок полномочий и может быть избран повторно только один раз. Президентом может быть избран польский гражданин, который не позднее дня выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами на выборах в Сейм. Кандидата выдвигают не менее 100 000 граждан, обладающих правом избирать в Сейм. Считается избранным Президентом Республики кандидат, который получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получает требуемого большинства, на четырнадцатый день после первого голосования проводится повторное голосование.

При повторном голосовании выбор производится между двумя кандидатами, которые при первом голосовании получили наибольшее в порядке очередности число голосов. Если кто-либо из этих двух кандидатов отозвал согласие баллотироваться, утратил избирательное право или умер, на его место при повторном голосовании на выборах допускается кандидат, который получил очередное наибольшее число голосов при первом голосовании. В этом случае дата повторного голосования откладывается еще на 14 дней. Считается избранным Президентом Республики кандидат, который при повторном голосовании получил больше голосов.

Срок полномочий Президента Республики начинается в день вступления его в должность. Выборы назначаются Маршалом Сейма на день, который приходится на период не ранее 100 дней и не позднее 75 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Республики, а в случае освобождения должности Президента Республики - не позднее четырнадцатого дня после освобождения должности с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на период в 60 дней со дня назначения выборов.

Действительность выборов подтверждается Верховным Судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обратиться в Верховный Суд с протестом против действительности выборов Президента Республики.

Если Президент Республики по преходящей причине не может исполнять должность, он уведомляет об этом Маршала Сейма, который временно принимает на себя обязанности Президента Республики. Если Президент Республики не в состоянии уведомить Маршала Сейма о невозможности исполнять должность, то по предложению Маршала Сейма о констатации препятствия исполнению должности Президентом Республики решает Конституционный Трибунал. В случае признания преходящей невозможности исполнения должности Президентом Республики Конституционный Трибунал поручает Маршалу Сейма временно исполнять обязанности Президента Республики.

Читайте также: