Ислам в англии кратко

Обновлено: 08.07.2024

В Великобритании, как и во многих странах Западной Европы, наблюдается опережающий рост мусульманского населения. Настал качественно новый период, когда количество иммигрантов-мусульман и их потомков существенно влияет на принимающее общество. Перед лицом нарастающих проблем Великобритания демонстрирует специфический подход к их решению: интеграционная политика государства допускает отступления от либерально-демократических основ общественно-политического устройства.

Мусульмане – самая быстрорастущая и самая молодая часть населения Великобритании, что подтверждает проходящая раз в десятилетие перепись населения. Сравнивая данные предпоследней (2001 г.) и последней (2011 г.) переписей, можно увидеть, что число мусульман за 10 лет выросло с 3 до 4,4% от всего населения, а в возрастной группе до 25 лет доля мусульман составила уже 10% [1].

Дополнительные подсчеты показали: с 2001 по 2009 г. численность мусульман возрастала на территории Соединенного королевства в 10 раз быстрее, чем представителей других религий [2]. В абсолютном выражении число мусульман с 2001 по 2011 г. выросло более чем на 1 млн 200 тыс., из них почти 600 тыс. ‒ родившиеся на территории Британии дети. Около 100 тыс. человек в ходе переписи заявило, что являются конвертитами, принявшими ислам. В целом в стране на 2011 г. проживало примерно 2,78 млн мусульман.

Все это происходит на фоне установленного той же переписью сокращения числа христиан. В 2001 г. таковыми себя считали 72% населения страны, а в 2011 г. – лишь 59%. Более половины христиан на момент переписи 2011 г. были старше 50 лет, четверть – старше 65 лет. Из возрастной группы моложе 25 лет христианами себя называли менее 50%. Количество христиан, по мнению переписчиков, могло быть еще меньше, но на 2% компенсировалось иммиграцией из Польши и Нигерии.

Около половины мусульман Британии – безработные. Безработица среди расовых и этнических меньшинств, к которым относятся почти все мусульмане, обходится бюджету страны в колоссальную сумму – 8,6 млрд фунтов в год [3]. Большая часть мусульман (свыше миллиона) проживает в Лондоне. Они ‒ самая материально неблагополучная категория лондонцев с наиболее высоким процентом безработных в возрасте от 16 до 64 лет. Среди сомалийцев не имеют работы 78% женщин и 56% мужчин; пакистанцев ‒ 70% женщин и 32% мужчин; турок ‒ 68% женщин и 35% мужчин; бангладешцев ‒ 74% женщин и 31% мужчин [4].

Помимо большого числа безработных, велика доля мусульман в тюремных учреждениях: если в населении страны они составляют сегодня около 5%, то в британских тюрьмах их уже 13%, а в лондонских – 27% [5].

Cоциальная уязвимость большинства мусульман (иностранное происхождение, низкая квалификация, безработный статус, многодетность и т.д.) негативно влияет на перспективы их социализации. К тому же установки религии ставят их в условия постоянного морального выбора возможности/невозможности пользоваться в немусульманской стране опциями национальной системы образования, здравоохранения, финансовой и судебной систем. Учитывая все эти обстоятельства, в течение последнего десятилетия британское государство и общество прилагают усилия к интеграции как самих мусульман, так и мусульманских институтов по двум направлениям:

1) рекрутирование мусульман во власть, изменение их периферийного социально-экономического положения, повышение статуса ислама;

2) адаптация финансовой, социальной, правовой, образовательной систем, трудовых отношений, а также учреждений торговли и общепита в государстве к специфическим мусульманским институтам.

Наиболее успешно рекрутирование мусульман производится в полиции. Создана профессиональная ассоциация мусульман-полицейских, пропагандирующая среди приверженцев ислама престиж и возможности поступления на службу. На данный момент в Великобритании свыше 2 тыс. мусульман-полицейских, что уже превосходит 11% от общего числа полицейских на территории страны [8].

Менее результативно обстоит дело с привлечением мусульман в вооруженные силы. Как сообщили родственники одного такого погибшего в Афганистане военнослужащего ВС Британии, молодой человек, отправляясь с немусульманами в исламское государство, находился под прессингом общины, проповедников, множества знакомых и незнакомых людей, обвиняющих его в предательстве ислама, и это давление эксперты-мусульмане считают важнейшей причиной провала кампании [9]. Несмотря на создание ассоциации мусульман-военнослужащих, на принятие на армейскую службу имамов, разъясняющих единоверцам, что нет противоречия между религией и гражданским долгом, лишь 600 мусульман служат в рядах ВС страны (0,5% от общего числа военнослужащих) [10]. Дополнительная причина отказа от выгодной по финансовым условиям службы – осуждение мусульманами любой военно-политической активности стран Запада на территории исламского мира. Это свидетельствует о конфликте между гражданской идентичностью и чувством принадлежности к всемирной общине мусульман – умме, бросающей вызов секуляризму, американскому глобализму и культурной вестернизации.

Что касается участия в законодательной власти, то, хотя прогресс заметен (в 1997 г. в парламенте страны был лишь 1 мусульманин, в 2010 г. в нижней палате их уже 8), мусульмане остаются недопредставленными: пропорционально своей доле в населении они должны иметь как минимум 24 депутатских места [11]. По данным на 2014 г., в верхней палате парламента (Палате лордов) было 15 мусульман, а еще пятеро британских мусульман стали депутатами Европарламента [12].

Помимо парламентского представительства, заметные назначения были сделаны в ходе формирования правительства в 2010 г.: впервые в истории двое из мусульман-парламентариев стали министрами от Консервативной партии.

Статистика 2014 г. показывает, что мусульмане все активнее участвуют в местной политике. Так, на выборах местных советов в Англии в мае 2014 г. было зафиксировано 897 кандидатов-мусульман (как партийных, так и независимых). Большинство партийных кандидатов (354) являлись членами Лейбористской партии, на втором месте – кандидаты от Консервативной партии (256) [13]. Что касается результатов, то они разнятся от года к году: в 2014 г. 277 мусульман стали членами местных советов, что составило более 6,5% общего числа мест (несколько превышая долю мусульман в населении); в 2013 г. результат был гораздо скромнее – 1% мест, а в 2012 г. мусульмане получили 20% мест, четырехкратно превысив свою долю в населении страны [14]. В 2014 г. женщины составили около 25% от общего числа новоизбранных мусульман-советников; абсолютное большинство победителей (227 из 277) – члены Лейбористской партии.

Конфессиональный ракурс

В Великобритании у религиозных сообществ, в том числе и мусульман, есть статус общественно-полезных союзов, подразумевающий определенные финансовые льготы и выплаты из национального и местных бюджетов. В стране более 1000 имамов, 1650 мечетей и молельных домов. Если они оформляют регистрацию и получают официальный статус, это позволяет им прибегать к господдержке и взимать с верующих налоги на содержание мечети [17]. Погребения по мусульманским правилам давно разрешены, для этого есть и специальные участки на общих кладбищах, и отдельные мусульманские кладбища. Разрешен и ритуальный забой скота согласно религиозным предписаниям. Ношение женского головного платка и закрывающей лицо чадры не встречает препятствий и широко распространено.

Для повышения статуса ислама элита демонстрирует не просто толерантность, но лояльность на самом высоком уровне. Королева Великобритании Елизавета II приказала выделить комнату для молитв служащих-мусульман в Виндзорском замке в период священного для них месяца Рамадан, после чего этому примеру последовали Букингемский дворец и другие государственные учреждения.

Душепопечение мусульман в тюрьмах и больницах осуществляется, как и у христиан, за счет государства. Правительство оплачивает деятельность 130 имамов в тюрьмах (на постоянной основе) и привлечение от 25 до 30 имамов в организации здравоохранения (на основе частичной занятости). Есть имамы и в армии ‒ как государственные служащие с окладом.

Наконец, такая система деформирует психологию мужчины в мусульманской семье. В исламе, как и в других авраамических религиях, иерархичность отношений полов связана именно с четко распределяемыми функциями. Мужчина в этой конструкции – добытчик, труженик, а жена и дети – сфера его ответственности. Предоставление социального жилья, нормальный (по сравнению с африканской или азиатской страной происхождения) уровень жизни на пособия снимает с мужчины львиную долю его обязанностей. Как худший вариант, жены и дети становятся источниками дохода такого экономически неактивного мужчины, который, пользуясь статусом главы семьи, изымает у них всю сумму выплат и может распределять ее по своему усмотрению. Дети видят пример неработающих отцов и матерей и воспринимают такой образ жизни как нормальное состояние.

Адаптация государства и общества к мусульманским институтам

В сфере финансов

В страховании и ипотечном кредитовании активно развивается рынок продуктов, приспособленных под ограничения ислама на кредиты с процентами. По специальной схеме мусульманам обеспечена возможность кредитов для получения высшего образования.

В семейной политике

Партия консерваторов осудила принятые лейбористским кабинетом в 2006 г. решения по вопросу полигамии. В 2012 г. правительство прекратило выплату мужчинам на поддержку таких семей, поскольку эти меры не защищали женщин с детьми [29]. С 2013 г. вторые и последующие жены получают индивидуальные пособия как матери-одиночки, что означает отказ от официальной поддержки полигамии и одновременно повышает степень их защиты от произвола мужей. Критики нововведения отмечают, что такой порядок дает преимущество замужним мусульманкам перед остальными женщинами, состоящими в обычном моногамном браке, и также не является оптимальным и справедливым для всех решением вопроса [30].

Отметим, что в исламе мужчина имеет право заводить вторую и последующих жен, если он в состоянии обеспечить их самих и детей от них. Таким образом, немусульманское социальное государство с развитой системой обеспечения побуждает даже безответственного, бедного и безработного, в нарушение правил ислама, брать больше жен и заводить больше детей, полагаясь на общество и государство.

В трудовых отношениях

Еще одна сфера внимания государства – как обеспечить мусульманам трудоустройство без отказа от религиозных символов и одежды, а также режим работы, не противоречащий религиозным нуждам. С 2003 г. все государственные служащие могут носить платок при исполнении своих обязанностей. С 2009 г. головной платок в комплект униформы включили пожарные и полицейские. Кроме того, полицейские обязаны, независимо от религиозной принадлежности, иметь специальную одежду для посещения мечетей по служебной надобности (женщина-полицейский должна надеть головной платок). На сайте правительства появились указания, какие признаки или действия работодателя могут трактоваться как дискриминация мусульман и размещены инструкции, как поступать в этих случаях [32].

В системе общественного питания и торговли

В правовой и судебной сфере

Поскольку Великобритания уже решила первую проблему положительно и позволила мусульманскому сообществу реализовать его план по второй, рассмотрим некоторые итоги.

Любая национально-правовая система основывается на трех составляющих:

‒ преобладающая правовая идеология (совокупность правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу);

‒ национальное право (юридические нормы, принципы и институты);

‒ юридическая практика (совокупность правовых учреждений).

Гендерную дискриминацию насаждают не столько религиозные суды, сколько квазирелигиозная идеология, о необходимости бороться с которой на уровне общества и государства заявил имам Исламской конгрегации Оксфорда Тадж Харжи. Во многих мечетях страны, по словам имама, проповедуют второсортность женщины как существа, призванного лишь подчиняться мужчине при любых условиях и доставлять ему удовольствие. Немусульманская женщина в контексте такой идеологии ‒ третьесортное существо (отсюда сексуальные преступления с расовой и религиозной подоплекой) [41].

Если адаптация государства к институтам ислама в финансовой, социальной, трудовой сферах может способствовать политической лояльности мусульман, то адаптация в правовой сфере рождает нормативный плюрализм. В обществе возникают две идеологии регулирования семейных и межличностных отношений – конфессиональная этика и доктрина прав человека. На практике это ведет к потере людьми единых представлений о допустимом и недопустимом, осуждаемом и похвальном, наказуемом и нет. Возрастают и риски непонимания носителями радикального или фундаменталистского мировоззрения неприменимости своих практик к остальному обществу.

Образование

Трансформации образовательных учреждений под влиянием исламского фактора стали предметом расследования. Поводом послужила информация в СМИ о существовании тайной программы исламизации государственных школ, примером воплощения которой назван был г. Бирмингем. В 2014 г. Управление по стандартам в образовании, обслуживании детей и обучении навыкам, изучавшее ситуацию в школах г. Бирмингема с преобладанием учащихся-мусульман, опубликовало доклад, доступный на сайте Европейского института противодействия экстремизму [43]. Согласно мнению опрошенных завучей, заговор, объединяющий активистов школьных советов, действительно существует, и целью его является полный контроль над кадровой политикой и содержанием обучения, чтобы препятствовать социализации и подготовке детей для жизни в светской Великобритании. Возможно, в заговоре участвовали и некоторые члены городского совета Бирмингема, которые, по свидетельствам педагогов, долгое время игнорировали их жалобы на действия школьных советов. Это привело в ряде школ к сомнительным с точки зрения светского образования феноменам: раздельному обучению в классах детей ‒ мусульман и немусульман; раздельному обучению мальчиков и девочек; отмене уроков музыки, танцев, рисования как безнравственных; сокращению или отказу от курсов английской истории и литературы; финансированию школьными советами паломнических поездок детей-мусульман в Саудовскую Аравию (детям других вероисповеданий поездки не предлагались); вместо звонков на перемену из громкоговорителей раздавались призывы к молитве; под руководством педагога одной из школ хором распевались антихристианские слоганы; где-то детей всех вероисповеданий принуждали посещать уроки арабского языка, где-то заучивали на уроках религии Коран наизусть без изучения арабского. В 75% проинспектированных школ отмечены неспособность подготовить учеников к жизни в мультикультурном британском обществе, религиозный фундаментализм, отказ от участия в правительственных программах пропаганды британских ценностей, неспособность к предотвращению религиозного экстремизма. В отношении оставшихся 25% существуют подозрения в пропаганде экстремизма.

Расследование было поддержано премьер-министром Д. Кэмероном и вызвало протесты Мусульманского совета Великобритании, который вместе со школьными советами Бирмингема обвинил правительство и инспекцию в предвзятости и исламофобии.

Свое расследование одновременно проводила и группа экспертов во главе с бывшим Уполномоченным лондонской полиции по борьбе с терроризмом. Ее выводы оказались весьма жесткими: в городе осуществляется целенаправленная, скоординированная и постоянная деятельность по введению агрессивного и нетерпимого исламистского этоса в светских школах. (Вместе с тем поддержки террористической активности или террористической идеологии в этих школах эксперты не обнаружили.)

В вопросе интеграции мусульман для британского общества критически важно не допускать перерастания фундаментализма в нетерпимость ко всем инакомыслящим. Со стороны государства на политической арене, духовных и светских площадках нужна твердая позиция неприемлемости и наказуемости гендерной дискриминации, религиозной и расовой нетерпимости. Социальная политика во благо женщин и детей не должна приводить к консервации трудоспособных мужчин в экономически неактивном состоянии. Тех, кто выносит на демонстрации джихадистские слоганы, поддерживает терроризм и пропагандирует нетерпимость, тем более нецелесообразно поощрять материальными благами.

В результате появления исламской компоненты в общеобразовательном процессе можно надеяться на преодоление британцами предрассудков, вызванных исламофобией. Однако параллельно происходит отход государственных школ с преобладанием детей-мусульман от светского регламента и светских критериев эффективности обучения. Выбор за детей в традиционных семьях делают родители, не одобряющие ценностей того большинства, в которое государство заинтересовано интегрировать если не их самих, то хотя бы их потомков. Доверием родителей и учеников могут злоупотреблять и экстремисты, а любая критика индоктринации и сегрегации детей в светских школах теперь может быть интерпретирована как проявление исламофобии, хотя отказ от изучения истории и литературы страны в государственной школе с трудом можно объяснить чем-либо, кроме политической идеологии под маской религии.

Политика интеграции, проводимая Великобританией, допускает отступления от либерально-демократических основ общественно-политического устройства. Это означает растущий потенциал недовольства остальных групп населения, не получивших прав на привилегии. Усугубляются последствия нормативного плюрализма: гендерная сегрегация и дискриминация; шариатское судопроизводство, осуществляемое за закрытыми дверями 85 судов; интеграция религиозных правовых норм о наследовании в светское законодательство.

Сильными сторонами проводимой стратегии являются признание высокого статуса ислама в британском государстве, включение большого числа мусульман в общенациональный процесс коллективного принятия решений на всех уровнях, открытость элиты и доступность социальных лифтов.

Амбивалентный характер имеет проявленная готовность государства и общества быстро адаптироваться к требованиям мусульман. В десятилетний срок состоялась легитимация новых для страны, но не затрагивающих права человека практик и институтов (отсутствие барьеров для женщин в любой одежде, обеспечение всех торговых и ресторанных сетей специальным питанием, допущение полигамии как культурной нормы, исламские банкинг, страхование, кредитование и налогообложение). Здесь все зависит от интерпретации: большинство мусульман расценивает это как достаточный комплекс позитивных действий по интеграции, а радикальные проповедники ‒ как начальный этап воплощения своих тоталитарных воззрений на будущее немусульманских стран. Пассивность государства способствует новой форме дискриминации внутри мусульманского сообщества в отношении тех, кто не согласен с определенной трактовкой установлений религии (например, мужчин, вступающих в ряды британских ВС; студенток, не желающих сидеть отдельно от студентов в аудитории; женщин, появляющихся на публике без платков).

Примечания:

[34] Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: ИГП РАН, 1997. – 57 с.

[36] Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. – М., 2000. – № 3. – С. 5-11.


В Великобритании около 4 миллионов мусульман разного этнического происхождения. Кто-то из них прибыл в страну недавно, другие живут на туманном Альбионе уже в нескольких поколениях. К исламу обращается также множество коренных жителей. Почему мусульманам так нравится это европейское государство? Посмотрев программу, вы узнаете 7 основных причин.

Проект "Salam, Европа!" документалиста Руслана Пилярова и журналистки Галии Идрисовой отражает захватывающие моменты жизни мусульман Европы.

Мусульмане Англии

Мусульман в Великобритании по официальным данным около 4х миллионов, что составляет всего лишь 6% от общего населения.

В основном это выходцы из пакистана, индии, бангладеш, прибывшие сюда много лет назад, либо их потомки в первом, втором или даже третьем поколении. Но есть и принявшие ислам англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы. По данным британского института гитсона ежемесячно обращаются к истине более 100 коренных жителей островов.

Почему мусульманам так нравится жить на Туманном альбионе? Сколько людей столько и мнений, и всего, конечно, не расскажешь. Мы решили собрать несколько основных причин.

Толерантность к мусульманам

По сравнению с другими европейскими странами в Великобритании достаточно высокий уровень терпимости к людям других конфессий, этносов и культур.

Конечно, не все безупречно, и всегда найдутся недовольные, но тем не менее, толерантность – считается одной из основополагающих Британских ценностей. Она активно продвигается и укрепляется во всех сферах жизни, начиная со школы, университета, гос учреждений и прочего.

Толерантность поддерживается так же на уровне закона, и в случае проявления, например, какой-либо расовой или религиозной нетерпимости, преступники могут быть подвергнуты уголовному преследованию и строго наказаны.

Ну и ко всему прочему, стоит отметить важную черту британского характера, национальную особенность так сказать. Тут принято всячески демонстрировать вежливость и не вмешиваться в то, что тебя не касается.

Хиджаб не мешает британцам

Хиджаб, никаб и национальная одежда не мешают работе/учебе, быту и жизни вообще.

Первое, что бросилось мне в глаза, когда я сама только сюда приехала, были служащие аэропорта в хиджабах. Потом, когда этот приятный шок постепенно проходит, ты понимаешь, что да, это нормально, почему бы и нет, тут нечему удивляться, ведь так и должно быть! Каждый имеет право одеваться так, как предписывает ему его религия. И в этом нет чего-то сверхъестественного!

Дальше ты уже спокойно реагируешь и почти не замечаешь, что продавщица в хиджабе, и вон тот офицер полиции тоже, а еще девушка в районной администрации, и врач в поликлинике, и учительнице в обычной государственной школе платок совсем не мешает объяснять физику.

Да вообще, на улицах много разных людей и все одеты по-разному, многие носят свои национальные яркие одежды, или черные абайи с никабами, или просто джинсы, а кто-то в пижаме пошел за хлебом – в общем-то никому нет дела до того, как вы одеты.

Доступность мечетей

Повсеместное наличие молельных комнат! И много мечетей! Они есть везде! Ну, если не везде, но точно много где! А если все же не нашел мечеть или мусаллю, - ничего! Можно совершить намаз прямо на улице, главное не мешать другим людям.

Почти в каждой школе и каждом университете есть комната для намаза, это стандартная практика, называют ее либо Quiet room- комната для уединения, или multifaith prayer room – многоконфессиональная молельная комната – которая по факту используется в большинстве своем только мусульманами.

В некоторых школах и университетах даже проводятся пятничные молитвы с проповедями. И это совсем не мешает учебе!

Помнится, что однажды ко мне в университете подошла ректор и извинялась, что у нас в корпусе нет специальной молельной комнаты, и, хотя я всячески настаивала, что могу обойтись любой свободной аудиторией, она все равно официально выделила для меня отдельный кабинет на весь период обучения. И все это несмотря на то, что я была единственная мусульманка на курсе.

Халяль рядом

Доступная Халяль инфраструктура (еда, рестораны, одежда, книги, женские спорт залы, салоны красоты и тд). Развитая и доступная халяль инфраструктура, несомненно, делает жизнь мусульман Великобритании удобной.

Рестораны практически любой мусульманской кухни можно найти в каждом городе, да что там в городе, даже в небольшом поселке обязательно будет индо-пакистанский ресторанчик или кафе. О халяльном мясе и даже ингредиентах типа желатина осведомлены многие рядовые продавцы обычных десертных, а если сомневаетесь, то веганское или вегатарианское меню тоже очень распространено и вообще, любые ваши диетические нюансы воспримут с уважением и вниманием, ну просто, так принято. Ну и, конечно, развитый потребительский рынок чутко и оперативно реагирует на любой спрос и пожелания клиента. Никто и не подумает: а чего это он или она из себя воображает?

Точно так же вы найдете много арабских и пакистанских магазинов с одеждой для мусульман, будь то абайи, просто платья или традиционные сари, так же любая исламская атрибутика, благовония, картины, книги и учебники на любом языке и любых авторов, все доступно повсеместно. Говорить о том, что в Британии нет многостраничных списков запрещенной литературы, за хранение которой можно надолго сесть в тюрьму, даже как-то излишне.

Борода в тренде

Борода – ее носят все, вне зависимости от религии и взглядов. Популярность бороды в Великобритании сейчас значительно выросла, особенно среди молодежи. По последним данным, ее носят где-то 45% британцев, конечно, стиль и длина могут варьироваться, но факт остается фактом, борода в тренде, мужчины ей гордятся, женщинам она импонирует.

Бесспорно, это облегчает жизнь нашим братьям, носящим бороду, поскольку это нормализовано, не вызывает отрицательных эмоций или осуждения. Так что, вы точно не станете автоматически экстремистом только по причине вашей бороды, вас не будут допрашивать или преследовать за непонятный любителям гладко выбритых лиц из правоохранительных органов внешний вид. Носите на здоровье.

В большинстве своем работодатели также не препятствуют отращиванию бороды, за достаточно редким исключением специфических предприятий и их определенного дрес кода.

Даже королевские воздушные и морские силы официально разрешили носить бороду, с условием, что она аккуратна и благовидна. А в ноябре многие британские мужчины вообще специально отпускают бороду - это акция поддержки одной из благотворительных организаций, специализирующейся на защите здоровья мужчин по всему миру.

Исламский банкинг

На сегодняшний день в Великобритании многие банки предоставляют сервисы для мусульман, например вы можете открыть беспроцентный счет, он так и будет называться – исламский или халяльный. Примерно 37 банков иностранного происхождения из таких стран как Катар, Бахрейн, Эмираты, Саудовская Аравия, и где-то 5 местных банков, работающих на Туманном альбионе, считаются соответствующими шариатским требованиям. Кстати, один из крупнейший заявляет, что около трети его клиентов вообще не являются мусульманами.

Погода

И вот на удивление всем – очень многие мусульмане говорят, что их устраивает Британская погода! Тут не бывает сильной жары, средняя температура летом 20 градусов, что весьма комфортно!

Ислам в Великобритании

Как и в других европейских мусульманских странах ислам на Британских островах является одной из самых быстро развивающихся конфессий. Хотя правильнее было бы сказать, что ислам это самая активная сегодня религия не только в Англии, но и во всей Европе.

В Великобритании сегодня проживает по разным данным от 1,5 млн до 2,7 млн мусульман, то есть порядка 2,5-4 процентов. В стране существует около 1,5 тысяч мечетей и это если не считать многочисленных молелен. Самая первая мечеть, которая называется Шах Джахан, была построена в 1889 году. Также в конце 19 века была построена мечеть в Ливерпуле. Первая же мечеть в Лондоне появилась в 1924 году.

Основной массив мусульман приехал в Великобританию из Пакистана, Бангладеша, арабских стран, а также из Сомали и Турции. В этой стране также много новообращенных мусульман из числа англичан, специалисты отмечают, что таких людей порядка 100 тысяч человек. Ежемесячно сотни англичан приходят к исламу, только за 2011 год больше 5 тысяч британцев приняло ислам.

Первая мусульманская организация была создана на Британских островах, в том же 1889 году, когда и была открыта первая мечеть. Называется эта организация Ассоциация британских мусульман и существует до сих пор.

Конечно, в период средневековых крестовых походов, в котором принимали участие и жители Британских островов отношения с исламским миром были не самые лучшие. Однако, обратной стороной этих походов стало то, что англичане лучше узнали арабо-мусульманский мир и оказались под его влиянием. В итоге, ислам и мусульманская культура сильно повлияли на эпоху Возрождения в Англии, которая началась в 14 веке. В частности, англичане переняли у мусульман некоторые архитектурные приемы и что важно очень многие элементы этикета. На английских ученых и писателей оказали большое влияние ар-Рази, Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд), которые создали основу интеллектуальной и научной жизни Великобритании того периода.

По некоторым данным во время Елизаветы I в Алжире проживала 5 000 британцев, большинство из которых приняло мусульманскую веру и поступило на службу в Османский халифат. Некоторые их них становились высокопоставленными чиновниками. История даже сохранила имена некоторых из них: Хасан Ага (Самсон Роули), Абд ус-Салам, Инглиз Мустафа (Мустафа-англичанин). В 1606 году ислам принял даже британский консул в Египте Бенджамин Бишоп.

Расцвет мусульманского государства, исламской культуры в период Османского халифата очень сильно повлияло на популяризацию исламской веры. Многие европейцы, которые приезжали в мусульманские владения, если на долго оставались там, то чаще всего принимали ислам. Мусульманская культура в то время была на много более престижная и привлекательная чем европейская.

В начале 17 века в университетах Оксфорда и Кембриджа были созданы кафедры арабского языка, поскольку в тот период англичане были очень заинтересованы и имели большую потребность в переводах с арабского языка научных трудов самых разных отраслей: математика, астрономия, медицина. Как известно эпоха Возрождения в Англии продлилась до середины 17 века, не малую роль в этом могли сыграть эти переводы.

Можно еще вспомнить то взаимное влияние которое было между англичанами и исламом благодаря мусульманской части Индии. Но факт остается фактом, ислам и Великобритания всегда были связаны разными нитями – как дружбы, так и соперничества.

Однако обратимся, к современному состоянию дел. Если общее количество мусульман на британских островах по разным данным от 1,5 млн до 2,7 млн человек, то если брать граждан Великобритании до 25 лет, то окажется, что каждый десятый из них будет мусульманином. Британская часть мировой уммы очень молода и поэтому уже через несколько десятилетий мусульман в Великобритании может стать гораздо больше.

Сложно назвать точное количество мечетей и молельных зданий в этой стране. По официальным данным их чуть больше 700, а по неофициальным данным уже больше 2000. В некоторых городах, например, Бирмингеме и Манчестере мусульман больше 10 процентов от общего числа населения.

Мусульмане в этой стране не плохо организованы. Они не только объединяются на низовом уровне вокруг мечетей и их имамов, но и создают различные общественные организации. Например, Исламский культурный центр, ассоциация "Мусульманская помощь" в Лондоне, объединение "Исламская поддержка" в Бирмингеме и т.д. Все эти организации поддерживают мечети, занимаются вопросами культуры, образования, дагвата, и что особенно важно социального служения.

Как отмечают исследователи, в Великобритании резко падает религиозность христианского населения. Если, например, в большинстве церквей Лондона, которые могут вместить более 1000 человек, на воскресные службы ходят только несколько десятков человек, то в многочисленных мусульманских молельных помещениях и мечетях столицы Британии на пятничный намаз не хватает мест и люди совершают поклонение на улице.

По мнению многих исследователей, ислам для Великобритании уже стал религией будущего, а христианство религия прошлого.

Необходимо отметить, что в Британии (как и в большинстве стран Северной Европы) нашли модель существования совершенно разных мусульманских течений и организаций в одной стране, которая не приводит к серьезным конфликтам и столкновениям.

Очень широк спектр и исламских течений представленный в этой стране. Поскольку мусульмане в Великобритании приехали из самых разных стран: арабских стран, Пакистана, Индии, Турции, Индонезии, Ирана и т.д., то и разнообразие мусульманского поля там очень большое.

Еще одним очень важным показателем возрастание мусульманского фактора в Великобритании это активное развитие исламской финансовой системы и халяль-индустрии.

Сегодня Лондон называют одним из мировых центров мусульманских финансов. Существует даже мнение, что интеграция мусульман в западную цивилизацию во многом происходит через Великобританию. Политические и религиозные свободы этого островного государства, установление качественных взаимоотношений между светскими и религиозными (в том числе мусульманскими) социально-правовыми нормами стало основой созидательной и во многом (исключения, конечно, случаются) безболезненной интеграции мусульманских общин в западную цивилизацию. Конечно, образ этой безболезненности формируется на контрасте с их соседями через пролив Ла-Манш – французами, чей агрессивный секуляризм (лаицизм) стал причиной множества проблем и дискриминации мусульман. Однако факт остается фактом - мусульманки в Великобритании могут ходить в школу и на работу в платке, бурно развивается мусульманская инфраструктура, мусульмане могут строить мечети и открывать свои центры. Конечно, проблемы между мусульманами и местным населением случается и, в основном, причиной того служат социальные проблемы, которые испытывает часть мусульманского населения, живущая на пособия по безработице. Однако, в целом, ситуация в Великобритании выгодно отличается от соседней Франции.

На фоне кризиса западной финансовой системы Великобритания стала одним из основных лидеров в сфере поиска альтернативной экономики, и все чаще именно мусульманская модель привлекает внимание политиков и экономистов этой страны. В 2013 году в Лондоне даже прошел 9-й Всемирный исламский экономический форум, где выступили видные политики, экономисты, ученые Великобритании. Среди выступающих был и премьер-министр страны Дэвида Кэмерона.

В своем выступлении он сказал, что будущее у исламских финансов выглядит весьма впечатляющими. По мнению британского премьера, Лондон стал центром исламских финансов. В столице Англии более десятков банков обслуживают исламские сделки и практически в каждой профессиональной финансовой фирме есть услуги по исламским финансам.

Важным элементом в развитии исламских финансов стала разработка образовательных программ по мусульманской экономике и их внедрение в ведущие университеты страны. Например, магистерские программы по исламским финансам есть в Кембридже, Дароме, Бирмингеме и нескольких других вузах Британии.

Англичане отличаются своей рациональностью и если они увидят (а это уже происходит), что более эффективной альтернативой западной ростовщической банковской системе может быть мусульманская финансовая система, они быстро переключатся на нее и создадут все условия для ее развития.

Можно прогнозировать, что постепенно в политической, экономической и культурной элите этой страны появится больше мусульман. Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Мусульманская община в Великобритании стала неотъемлемой частью культуры, общества, экономики и политики этой страны. Есть все основания предполагать, что мусульмане смогут еще успешнее интегрироваться в британское общество, сохраняя свое самосознание, культуру и религию.

Мусульманский рай в Великобритании - цифры и факты

Упоминания о мусульманах на территории сегодняшней Великобритании датируются VII веком. Значительно позже, в XVI веке, Королева Елизавета I просит Султана Мурада III поддержать ее в морском бою против испанского королевства. Уж не знаю, тогда ли полюбили Великобританию мусульмане, но массовая иммиграция мусульман на остров туманного Альбиона началась в XVIII веке.

Тот поток первых иммигрантов составляли преимущественно моряки и матросы из Индии, которые привлекались в качестве рабочих в Ост-Индскую компанию. Не мудрено, что первые скопления мусульман были именно в портовых городах. Следующая волна исламской иммиграции обрушилась на Великобританию с открытием Суэцкого канала в 1869 году. Значительно увеличившийся объем торговых операций требовал большего количества черной рабочей силы, как в портах, так и на кораблях. Третья и наиболее значимая в количестве иммигрантская волна пришлась на середину XX века, преимущественно из Индии и Пакистана.

Принятый в 1962-м году Акт британского Парламента о запрете свободного и беспрепятственного въезда граждан Содружества и бывших колоний (The Commonwealth Immigrants Act of 1962) сыграл с британцами злую шутку: огромное количество мусульман резко активизировалось и буквально ринулось в Великобританию, пока та еще не успела закрыть свои двери. В Акте от 1971 года, британцы запретили въезд на свою территорию мужчинам не состоящим в браке, ориентируясь в первую очередь на представителей мусульманских стран, количество которых продолжало безудержно расти. Очень часто мужчины, выходцы из стран, любезно предоставлявших мусульманских иммигрантов, сначала перебирались сами в Великобританию, а впоследствии, перевозили и всю свою семью. Это была довольно распространения практика и как мы видим, тогдашнее правительство, уже в те времена пыталось как-то ограничить мусульманскую иммиграцию. Помимо этой волны, также отмечается значительная по размеру мусульманская африканская иммиграция преимущественно из Кении и Уганды. Азиаты тоже не прошли мимо и до вступления иммигрантских актов правительства 62-ого и 71-ог года в силу, активно переселялись на остров.

Примечательно, что вплоть до 1812 года быть муслимом на территории Великобритании было незаконным. Сегодня же, ислам вторая по величине религия в стране. Наибольшее скопление мусульман наблюдается в Англии и Уэльсе. Наиболее исламскими городами считаются Брэдфорд, Лутон, Бирмингем и Лондон. Самая большая по численности этническая группа мусульман в Великобритании - пакистанцы. Второй по численности этнической группой мусульман идет Бангладеш. Следуют им индусы, турки и сомалийцы.


ТЕМПЫ ПРИРОСТА ИММИГРАЦИИ

Вряд ли кто удивится сегодня, услышав о проблеме и угрозе мусульманской иммиграции в Великобритании. Не такая уж это и редкость. Многие последнее время говорят о реальной угрозе мусульманской иммиграции, однако на официальном уровне это едва ли упоминается. То ли это политика толерантности, то ли еще какая-то неведомая сила заставляет людей упорно не замечать проблемы. О наличии реальной угрозы исламской иммиграции пресса, как правило, также предпочитает отмалчиваться за исключением околоправых газетенок и веб-ресурсов, позволяющих себе антилиберальные фривольности. Британцы игнорируют удручающие статистические данные. А статистика, как мы знаем, вещь абсолютная и разночтениям не подлежит: в период с 2004 по 2008 года, прирост мусульманского населения в стране составлял 6,7% в год. В этот период мусульмане составляли 4% от общего населения Великобритании. Простые математические вычисления приводят нас к следующему: к 2020 году мусульман в стране будет 8%, в 2030 - 15%, в 2040 - 28%, а в 2050-ом в процентном соотношении мусульмане перевалят все 50%. Прикольно, но если верить этим цифрам, то в 2030-ом году численность мусульман в Великобритании будет больше, чем численность всех мусульман, населяющих такую страну, как Кувейт.


ТЕМПЫ РОЖДАЕМОСТИ - МУСУЛЬМАНЕ vs ЕВРОПЕЙЦЫ

Было бы как минимум глупо и большим упущением после приведенных выше цифр не сказать о темпах прироста населения и рождаемости. Традиционно у мусульман они значительно выше, чем у европейцев. Чтобы "выйти на ноль", чтобы численность населения страны оставалась той же, среднестатистическая европейская женщина должна родить 2,1 ребенка. Довольно продолжительное время практически все европейские страны, к сожалению, показывают совсем другую цифру. Исключение составляет мусульманская (surprise. ) Албания.

И хотя многие все еще отказываются воспринимать действительность, какой она есть, но имеет место быть не что иное, как демографический переход - исторически быстрое снижение рождаемости и смертности, в результате чего воспроизводство населения сводится к простому замещению поколений. В нашем же случае, происходит замещение национальных и этнических групп (подобную ситуацию мы можем наблюдать и у нас, в России. Но об этом, как ни будь, в другой раз). Доказательством тому является традиционно значительно более высокий темп рождаемости среди таких национальных групп, как бангладешцы и пакистанцы, при чем на протяжении уже больше полувека (речь идет о Великобритании).

Совершенно ясно, что коренные европейцы "проигрывают" приезжим мусульманским иммигрантам в соревновании за рождаемость. Происходит естественная (естественная ли?) и весьма очевидная замена коренного населения мусульманскими иммигрантами. С этим не смог не согласиться известный историк, профессор Гарвардского университета Нил Фергюсон (Niall Ferguson).

В чем причина стабильного роста рождаемости мусульман? Это объясняется в первую очередь их культурными особенностями. Коран полон прямых и завуалированных, скрытых указаний на воспроизводства рода, при чем, чем больше наплодите, тем лучше. Европейцы же, даже находясь в таких же условиях, что и мусульмане, предпочитают рожать меньше. Существует закономерность: чем выше уровень жизни, тем меньше темпы рождаемости. Главная причина более высокого темпа рождаемости у мусульман кроется в социальных установках и традициях мусульманского общества, которые берут свое начало в далеком прошлом, когда условия жизни мусульман были намного хуже и количество отпрысков в семье было прямо пропорционально шансу на выживание родителей в старости и вообще продолжения рода, как такового, а так же гарантией куска лепешки в старости: наплодил кучу детей, кто-то, да присмотрит. С тех времен немало воды утекло, смертность значительно снизилась, уровень жизни повысился, а мусульмане от своих привычек рожать дюжинами не отказались.

Жуткое слово: необратимые. Последствий много. Разные эксперты говорят о разных последствиях. Но примечателен тот факт, что в позитивном ключе, почему то, засилье мусульманских иммигрантов не рассматривает никто. Так вот, о последствиях, в первую очередь, несомненно будет изменяться внутренний социальный и политический климат, в частности внешняя политика. Традиционно занимаемая королевством позиция относительно того же Израиля и США, неизменно претерпят радикальные изменения. Социальное окружение изменится. Архитектура. Не все сразу, со временем, но изменится все.

Зная об этом демографическом переходе, тишина и молчание со стороны политических элит, да и не только элит, как минимум подозрительна, не сказать больше. Британцы всегда были национальной державой, с очень четким национальным самосознанием, настоящая имперская страна со всеми вытекающими оттуда последствиями. Страна, которая могла проследить свои корни тысячелетия назад! Что же происходит сейчас, для меня остается загадкой. Уверен, что и не только для меня одного.

Многие британцы, просто на просто, напуганы и, откровенно говоря, опасаются мусульман, пытаясь всячески избегать любой конфронтации с ними. Найджел Фaрэйдж (Nigel Farage), лидер Британской Партии Независимости (UK Independence Party) считает, что коренные британцы из-за этой нелепой политкорректности теряют свои рабочие места, тем самым расплачиваются за свой страх, не дай боже, обидеть приезжих.

Профессор генетики человека в Оксфорде Брайан Сайкс (Bryan Sykes) в своих трудах "Кровь Островов" (Blood of the Isles) доказывает, что население Британии и Ирландии является автохтонным и генетически прослеживается с эпохи мезолита, особенно по женской линии, тем самым опровергая ошибочное либеральное мнение о том, что Британия всегда, якобы была страной "иммигрантов".

Важно также отметить тот факт, что мусульмане, даже во втором и третьем поколениях, рожденные в Британии интегрируются в британское общество лишь частично. Об этом свидетельствует появление исконно мусульманских не только районов, но и целых городов, со своими правилами, уставами и законами. Места, где "белому" человеку не очень то и рады. В подтверждение этому можно также привести, к примеру,террористические акты в Лондоне в 2005-ом.

Многие британцы высказывают свое недовольство касательно нежелания мусульман трудиться. Это в частности касается новоприбывших мусульманских иммигрантов, многие из которых приезжают в Великобританию с одной лишь целью - не работать и жить на пособия, плодя детей.

Надо также подчеркнуть немалое число обращений в ислам исконно коренных британцев, так что, речь в этом посте идет не только о приезжих иммигрантах. Конкретных цифр и официальной статистики касательно обращений в ислам практически нет. Исследования говорят, что в период от 2001 до 2010 годов, число британцев, принявших ислам увеличилось с 60.000 до 100.000. Большая часть "конвертированных" являются британские женщины замужем за мусульманами, число которых практически удвоилось за последние 10 лет.

И если с темпами исламизации Великобритании все относительно ясно, то вот с главными вытекающими отсюда вопросами, не совсем все понятно. Насколько готовы приезжие и не только приезжие мусульмане интегрироваться в современное европейское британское общество? Смогут ли они перенять все те ценности, которые присущи сегодняшнему британскому обществу и британской культуре? Будут ли присутствовать в их культуре равноправие и уважение полов? Снисходительность к "другому"? Какую роль будет играть религиозный фанатизм в их жизни? Готовы ли они признавать верховенство закона, а не религиозных принципов? Осознают ли они всю важность европейских принципов, на которых стоит сегодняшнее британское общество? Не берусь судить об очевидности ответа, оставлю это вам..

Почему же повсеместное молчание? Почему молчат политики? Очевидно, что политика мультикультурализма, открытых дверей и иммиграции с треском провалилась. Опять-таки, не хочу разжигать ненависть или способствовать ее розжигу, но вот немного заголовков веселых мусульманских новостей из британской прессы:
- Беженец садист из Афганистана заставил свою бывшую подругу смотреть как он убивает ножом ее сестру.
- Мать мусульманка забила своего 7и летнего сына, а потом сожгла его тело потому, что тот не мог выучить Коран наизусть
- Мусульманским детям требуются отдельные туалеты

Читайте также: